Как польская шляхта заводила гаремы из крестьян. Шляхта - это что такое

Слово «шляхта» происходит от средневерхненемецкого Geschlecht (род, порода), или от Schlaht (битва). Из немецкого языка в XIII веке оно вместе с многими другими терминами из области государственно-правовых отношений проникло сначала в чешский, а затем в польский язык. В Польше в XIII – XIV веках словом «шляхта» стали называть формирующееся в это время военно-служилое сословие.

С заключением в 1385 году Кревской унии и началом публикации первых земских привилеев этот термин распространился также и на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Здесь в это время имели хождение другие термины для обозначения военно-служилого сословия, среди которых важнейшая роль принадлежала «боярам». В течении XV – XVI веков различные термины в государственно-правовых документах бытовали параллельно. Но по мере эволюции политического устройства ВКЛ и оформления шляхты как единого сословия произошла постепенная унификация терминологии.

Происхождение шляхетского сословия ВКЛ

В процессе становления шляхетского сословия на территории ВКЛ можно выделить несколько этапов. Первый соответствует периоду с середины XIII до конца XIV веков. В это время в продолжение традиции Древнерусского государства княжеские дружинники и воины, происходившие с территории Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств по-прежнему именовались «баляры», или «бояре». Со второй половины XIII века так же именовались дружинники великого князя литовского, а также дружинники удельных князей и даже крупных землевладельцев.

Батальная сцена на одной из миниатюр Радзивилловской летописи XV века

Принадлежность всех этих людей к общей группе определялась общей для всех обязанностью служить своему князю, что, в свою очередь, давало им права на получение от него кормлений и возможностей приобретения и держания земельной собственности. В состав этой категории входили лица различной социальной и имущественной принадлежности. Среди них были как потомки мелких литовских князей, а также старшей дружинной знати, являвшиеся богатыми наследными собственниками-вотчинниками своих земель, так и находящиеся в личной зависимости слуги князя, за службу получавшие от него стол, содержание, одежду, оружие и подарки, а также часть военной добычи.

Исследования показывают, что подавляющее большинство бояр по своему имущественному положению были людьми небогатыми. Как правило, они владели лишь небольшой усадьбой и одним-двумя зависимыми людьми-челядинами, или вовсе не имели своей земельной собственности.

Второй этап датируется временем между окончанием XIV и первой половиной XVI веков и связан с правовым оформлением военно-служилого сословия. Начало этому процессу было положено в 1387 году изданием великим князем литовским Ягайло первого земского привилея в ознаменование заключения Кревской унии с Польшей. В нем говорится, что воинская повинность в ВКЛ распространяется не только на «людей, носящих оружие, или бояр» (armigeri sive boyarines), но на всех мужчин, к этому способных.

Те из бояр, которые принимали католическую веру, а также их наследники, получали права владеть, держать, продавать, дарить, менять свои земли по собственной доброй воле. Жившие на этих землях крестьяне должны были выполнять в его пользу те повинности, которые полагалось выполнять в пользу князя. Они также освобождались от выполнения всех других принудительных работ, за исключением замковой повинности. Привилей гарантировал эти права как в отношении самих бояр и их прямых наследников, так и в отношении их вдов.

В 1413 году был издан Городельский привилей, адресатом которого являлись «паны, шляхтичи и бояре» (nobiles, barones, boyares) католического вероисповедания. Привилей подтверждал их старые владельческие права и предоставлял новые: занимать земские и придворные должности, участвовать в заседаниях великокняжеской Рады и в деятельности общих сеймов, распоряжаться доходами с полученных в качестве пожалований великокняжеских имений, т.е. те же права, которыми к тому времени уже пользовалась польские паны и шляхта. С целью укрепления боевого братства поляки даровали литовским боярам свои гербы. Семьи, пользующиеся одним гербом, рассматривались как родственники друг друга.

Хотя вышеназванные права предоставлялись первоначально лишь боярам-католикам, в результате междоусобной войны 1430 – 1434 годов в ВКЛ они оказались распространены также и на православных. Соответствующие решения были проведены в привилеях Ягайлы 1432 года и Сигизмунда Кейстутовича 1434 года.

Казимир IV Ягеллон, великий князь литовский в 1440 – 1492 годах, король польский в 1447 – 1492 годах

Закрепление привилегированного характера военно-служилого сословия ВКЛ произошло в привилее Казимира IV Ягеллона, изданном в 1447 году. В этом документе нашли подтверждения права бояр на земли и собственность, дарованные им предками Казимира, были гарантированы основные права на владение, наследование, продажу, залог и обмен имений. После смерти боярина его владения не могли быть конфискованы, а передавались его наследникам. Кроме того, дочери и родственницы бояр могли выходить замуж без ведома князя или его наместника.

Одним из важнейших положений привилея было освобождение живших во владениях бояр зависимых крестьян от уплаты любых повинностей в пользу государственной власти с передачей права на получение соответствующего дохода за их владельцем. На боярские владения распространялось также права судебного иммунитета, что делало их владельца единственным судьей для своих крестьян. Привилей подтверждал личную свободу и неприкосновенность бояр, гарантировал принцип личной ответственности при судебных конфликтах, предоставлял боярам ряд других привилегий, в том числе свободу выезда за границу для службы.

Права и обязанности шляхты

Правовое положение шляхетского сословия, созданное великокняжескими привилеями XIV – XVI веков и получившее окончательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов, резко отличалось от правового положения иных категорий населения. Шляхта могла владеть землей на правах личной собственности, имела право беспошлинно торговать продукцией своих имений, в том числе вывозить их за границу, была освобождена от выплаты таможенных пошлин на товары, приобретенные за границей для личного пользования, а также от всех других налогов и повинностей, кроме обязанностей несения военной службы во время войны и выплаты денежных средств на военные нужды, которые собирались по решению общего сойма.

Шляхтич имел право оставлять службу у одного магната и переходить к другому, а также свободно выезжать за пределы страны. Он сохранял свободу независимо от того, как долго находился на службе у того или иного магната или проживал на арендованной у него земле. В законодательных актах провозглашались неприкосновенность личности шляхтича, которого было нельзя заключить в тюрьму до суда. Судить его могли только равные ему другие шляхтичи. Только шляхта имела право занимать государственные должности и участвовать в заседаниях сойма. Для защиты общих интересов шляхта имела право объединяться в политические союзы-конфедерации.


Основным занятием для большинства шляхтичей в мирное время были охота, пиры и танцы, сформировавшие особый тип шляхетской культуры XVI – XVIII веков

Основной обязанностью шляхты являлась военная служба. В 1502 году на сейме в Новогородке было установлено, что каждый землевладелец должен переписать своих людей и списки отдать Великому князю под присягою, что ничего не утаил. С каждых десяти имевшихся у него служб (крестьянских дворов) шляхтич должен был выставить с собой ратника в «зброе» (вооруженного – прим. ред.), на коне и с копьем. Начиная с 1528 года ратник в полном вооружении должен был выставляться с каждых восьми служб. Кто имел только восемь, обязан был выезжать сам. В документах их называли «конные бояры, якия людей не маюць», или «пешая шляхта». У кого людей было меньше или совсем не было, должны были снаряжать воина вскладчину от соответствующего числа крестьянских дворов в их собственности.

Было установлено, что не явившийся к сроку на сборный пункт подвергается штрафу в 100 грошей, кто не выедет неделю спустя, теряет имение, а за дезертирство полагалась смертная казнь. В 1528 году было установлено, как должен быть снаряжен воин в походе: «на добром кони во зброи з древом, с прапором, на котором бы был панцер, прылъбица, меч, або корд, сукня цветная, павеза и остроги две». В том же году был составлен список, кто и сколько всадников по призыву к ополчению должен выставить. Наибольшее число воинов выставляли Виленское воеводство (3605 человек, из которых 466 всадников со всех своих имений должен выставить виленский воевода Гоштовт), Трокское воеводство (2861 человек, из которых трокский воевода выставлял 426 всадников), а также Жмудская земля (1839 человек, из них 371 всадника выставлял жемайтский староста). Общая численность посполитого рушения могла достигать 10 178 воинов.

Эти и другие данные переписей войск ВКЛ в 1528, 1565 и 1567 годах явно показывают огромную имущественную разницу между различными представителями одного сословия. В то время, когда крупные феодалы могли выставить в армию целые конные отряды, представители мелкой шляхты не имели даже положенного вооружения. По количеству выставленных шляхтой воинов их можно разделить их на пять основных категорий в зависимости от величины земельных владений. К первой группе относятся самые мелкие шляхтичи (1 всадник), затем мелкие (2 – 10 всадников), средние (11 – 50 всадников), крупные (60 – 100 всадников), магнаты (более 100 всадников).

Абсолютное большинство военнообязанных шляхтичей принадлежит к группе самых мелких и мелких землевладельцев. В 1528 году они составляли 2562 человек, или 81 процент всех шляхтичей, явившихся на смотр из белорусских поветов (уездов). При этом они выставляли 53,6 процента всех (3873) лошадей из белорусских поветов, или 10,5 % всех (19817) лошадей ВКЛ.

Категории шляхты

Наиболее заметной группой господствующего сословия являлась высшая знать, в состав которой вошли потомки удельных русских и литовских князей и старших дружинников, богатые вотчинники, и крупные землевладельцы, крупнейшие иерархи церкви. Примерно с середины XV века для ее обозначения в государственно-правовых актах начинает использоваться термин «паны». В Статутах ВКЛ и других документах выделяются следующие их категории:

  • «Паны радные» – высшая знать, представители которой занимали придворные должности и заседали в составе Рады ВКЛ;
  • «Паны хоруговные» – крупнейшие землевладельцы, выступавшие в поход под своими знаменами (хоругвами) во главе собственных отрядов;
  • «Панята» – богатые землевладельцы, выступавшие на войну под особой хоругвой в составе особого отряда, отдельно от поветового ополчения шляхты.

Как правило, панами-радой и панами хоруговными являлись представители одних и тех же семей. Во второй половине XVI века эта группа по польскому образцу стала называться «магнатами». «Попис войска ВКЛ» 1528 года насчитывал 23 магнатских рода, аналогичный документ 1567 года – уже 29 родов, каждый из которых владел более чем тысячей крестьянских дымов.


Магнаты Речи Посполитой первой половины XVII века. Фрагмент картины Томаша Долабеллы

На более низкой в сравнении с этой группой ступени находились «бояре-шляхта», или со второй половины XVI века – просто «шляхта», – которые также были внутренне весьма неоднородной группой. Ее костяк составляли средние и мелкие собственники, которые обладали хорошей оседлостью и владели одним или несколькими имениями с собственными землями и обрабатывавшими их зависимыми крестьянами. Они, как правило, имели наследственные гербы, или наделялись ими, получив шляхетство от короля. Впоследствии, в XVII – XVIII веках, эта группа получила название «фольварочной шляхты».

Еще ниже ступенью находилась наиболее многочисленная группа малоимущей шляхты, владевшей лишь 5 – 10 волоками земли (волока - 21,36 га), которые, при отсутствии зависимых крестьян, они обрабатывали собственными силами. Совершенно не отличаясь от крестьянства в имущественном плане, малоземельная шляхта пользовалась всеми основными привилегиями своего сословия и обладала характерной корпоративной культурой. Зачастую образовывались целые шляхетские поселения, так называемые «застенки» или «околицы», которые были обособлены от соседних крестьянских поселений. Их население известно как «застенковая», «околичная» или «загоновая» шляхта.

Наконец, в самом низу находилась безземельная шляхта («голота»), которая жила за счет аренды государственных или магнатских земель на условиях выплаты оброка («чиншевая шляхта»), или за счет службы («служилая шляхта»).


«Шляхтич на загроде равен воеводе». Небогатый шляхтич, рисунок XVIII века

Особенностью Великого княжества Литовского являлось наличие значительной по численности промежуточной группы, занимавшей положение между шляхтой и крестьянами. Таким промежуточным статусом, например, обладали «панцирные бояре», или «панцирные слуги», набиравшиеся из вольных людей, крестьян и мещан и селившиеся в пограничных с Московской державой районах. На условиях бесплатного пользования наделами и рядом других привилегий они должны были участвовать в походах «с имений своих поспол (наравне – прим. ред.) с бояры», а также нести пограничную и гарнизонную службу. Между походами они должны были подчиняться местному каштеляну.

Другой подобной группой являлись «путные бояре» («путные слуги», «сельские путники»), выполнявшие «путную службу», т.е. поездки по поручениям администрации и за это получавшие аналогичные права пользования полученным от Великого князя земельным наделом. Пока границы шляхетского сословия оставались открыты, эти военнообязанные крестьяне часто стремились, – и в большинстве случаев им это действительно удавалось, – попасть в его ряды. Известны, однако, и противоположные случаи, когда бояре-слуги, которые не могли выполнять свои обязанности, переводились в категорию зависимых крестьян.

Литература:

  • Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. – Мн.: Беларуская навука, 2012, – 397 с.
  • Лойка П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ – першай трэці ХVІІ ст. – Мн., 2002. – 99 с.
  • Саганович Г. М. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў ХVІ – ХVІІ ст. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1994. – 79 с.
  • Селицкий А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII – XX вв.: Материалы Международной научной конференции. – Краснодар: «Кубань», 2003. – с. 105–128.
  • Грицкевич А.П. Формирование феодального сословия в Великом княжестве Литовском и его правовые основы (ХV – ХVІ вв.). // Первый Литовский Статут 1529 г. Вильнюс, 1982.
  • Грыцкевiч А.П. Шляхта. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.6, кн. 2. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.220 – 223.
  • Грыцкевiч А.П. Баяры. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.338.
  • Ткачоў М. А. Баяры панцырныя. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.339.

Литвинов П.

Шляхта Рогачёвщины в п.тр. XX века.

Категория населения, которая называла себя в начале XX века бывшей шляхтой, имела сложную социально-экономическую структуру, различные принципы этнической и социальной идентификации и находилась в процессе трансформации и постепенной утраты польско-шляхетского самосознания.

Многие причины этого кроются в происхождении шляхты. Кроме собственно шляхетского военно-служилого сословия, выделяются также панцырные и путные бояре, правовое положение которых находилось между крестьянством и шляхтой. На начало XX века “ потомки всехъ названныхъ разрядовъ счи таютъ себя бывшею шляхтою и неохотно сливаются съ крестьян ствомъ и мещанствомъ”.

Сложным было и имущественное положение данной категории населения. Шляхта делилась на несколько стратов, которые определялись имущественным положением, дифференцируясь от достаточно крупных землевладельцев, до полностью безземельной шляхты. При этом важным было, на чьей земле проживает шляхтич - государственной, частновладельческой или арендованной.

Данные факторы, а также “разбор шляхты” к. XVIII - XIX века, во многом предопределили этническую идентификацию и социальный статус этой категории населения. После разделов Речи Посполитой, “съ переходомъ въ русское подданство часть э той шляхты успела доказать свое шляхетское происхождение и была причислена къ русскому дворянству; не успевшая-же представить до казательствъ должна была приписаться къ мещанскому сословию, или же попала въ разрядъ государственныхъ крестьянъ. Однако эта шляхта не забыла о своёмъ происхождении и по настоящее время выделяетъ себя изъ окрестного крестьянства.

Учитывая последний факт, т.е. то, что шляхтич “очень гордится своимъ полудворянскимъ происхождениемъ и свысока относится къ крестьянину”, неудивительно, что большая часть шляхты попыталась доказать своё дворянство. Однако, в силу особенностей российской бюрократической системы, добиться этого смогла преимущественно зажиточная часть шляхетства. Менее зажиточные постарались попасть в сословие мещан, а беднейшая и безземельная шляхта была приписана к государственным крестьянам.

Документальные материалы 30-х гг. подтверждают этот вывод. Все жители околицы Антуши, хозяйство которых считалось кулацким, на вопрос о социальном происхождении неизменно отвечали: “отец мой… и мать… происходят из дворян”. Причем их земельные наделы до революции составляли от 30 до 60 десятин. Следует отметить, что Антуши считались зажиточной деревней, в которой (а также на прилегающих хуторах) почти всё население являлось “из числа поляков-шляхтичей, большинство из коих кулаки-бывшие дворяне и крепкие середняки, и подкулачники”. Среди жителей этой околицы нередко встречались кулаки, платившие от 500 до 1000р. и выше с/х налога, суммы огромной по тем временам. Для сравнения - кулаком считался уже крестьянин, плативший 70-80р. налога. К примеру, Антушевич Леон Иосифович в 1928г. платил ровно 500р. налога. .

Необходимо отметить, что утверждения жителей Антушей о дворянстве, часто подтверждались и документально. 7 сентября 1929г. при обыске дома Залесского Антона Григорьевича были найдены “два свидетельства на имя Антона и Петра Григорьевича Залесского о потомственном дворянстве”. .

В отличие от Антушей, в двух крупнейших околицах Сеножатковского с/с - Чертеж и Сеножатки, в которых процент кулаков был значительно ниже, большинство населения относило себя к мещанам. . Причём, как правило, их хозяйство было середняцким, либо кулацким. Абсолютное большинство бедняков относило себя к крестьянам. Зависимость социального статуса от имущественного положения подтверждает тот факт, что среди представителей одной и той же фамилии (Антушевичи, Залесские, Закржевские, Гроховские) встречаются как дворяне и мещане, так и крестьяне.

Гораздо более сложным является вопрос этноидентификации шляхты. Во-первых, важную роль вновь играло имущественное положение. Зажиточные крестьяне обладали большей традиционностью и консервативностью. А поэтому, им в большей степени было присуще шляхетское самосознание, которое сложившейся традицией отождествлялось с польскостью. Соответственно, чем меньше был имущественный достаток, тем больше крестьянское сознание было подвержено трансформации, в том числе и ассимиляционным процессам. Поэтому зажиточная часть населения бывших шляхетских околиц преимущественно определяла себя как поляков, ассоциируя последних с шляхетностью. Кроме того, зажиточность определяла наличие шляхетского быта (усадьба, одежда, пища), который также имел существенные отличия от крестьянского и требовал значительных финансовых затрат. Именно благодаря своей традиционности, зажиточное околичное население так упорно держалось за свою польскость, несмотря на мощный прессинг царской и советской администрации, проводивших целенаправленную дискриминационную политику в отношении поляков.

Беднота же показывала наибольшую подверженность трансформации традиционного уклада, и с течением времени всё чаще определяла себя как часть белорусского этноса.

На этом фоне показательным выглядит вывод польского историка и этнодемографа П.Эберхардта о белоруссизации поляков-колонистов, который писал, что “ pocz ą tkowo przesiedle ń cy u ż ywali j ę zyka ojczystego … Wkrόtce jednak byli zmuszeni przyswoi ć sobie j ę zyk s ą siadόw , miejscowy dialect bia ł oruski .” Кроме того, польские колонисты подверглись “ asymilacji , nie tylko pod wzgl ę dem j ę zyka i kultury , ale te ż ś wiadomo ś ci etnicznej ”..

Ещё более важным фактором являлась конфессиональная принадлежность околичной шляхты. Дело в том, что для большинства потомков местной шляхты, быть католиком означало быть поляком. Официальную государственную дефиницию “поляки” в отношении данной части населения Беларуси в XIX - п.тр. XX века, таким образом, следует рассматривать, как этноконфессиональную общность, идентифицирующую себя как поляков. То есть в данном случае имеет место смешение национальности с конфессией.

Например, в анкетах арестованных в 1929г. кулаков Сеножатковского с/с в графе национальность встречаются ответы: “поляк”, “католик”, “белорус-католик”, “поляк-белорус”, “католического вероисповедания”.

Шляхта Восточной Беларуси локализовалась в двух отдельных регионах, т.н. Друтском (западном) и Сожском (восточном) рубежах, которые имеют определённую особенность в отношении конфессиональности. В известном издании А.С.Дембовецкого указано: “Самое густое и большое население шляхты идетъ по Сожскому водоему, начиная от г. Мсти славля чрезъ м. Кричевъ и г. Чериковъ, а за м. Чечерскомъ и г. Ро гачевомъ, где сближаются Днепръ и Сожъ, селения шляхты г руппируются по берегамъ обеихъ этихъ рекъ, уходя вглубь местности на разстоянии верстъ въ 30”. . Друтский рубеж располагался севернее - от г. Сенно до Белынич.

В Сожской группе преобладало православное вероисповедание: “православныхъ 18491, католиковъ же только 5927, т.е. почти на десять человекъ православныхъ, приходится только трое католиковъ”. В Друтской группе наоборот: “православныхъ только 1741, католиковъ же 10447, т.е. на шесть католиковъ приходится одинъ православный”. . Таким образом, Рогачёвский регион, находясь как раз на стыке двух рубежей, отражал особенности обоих.

В бассейне Днепра находились околицы Ходосовичи, Большие Стрелки и поселки Красница и Яновка. Все они, за исключением последней, преимущественно были населены православной шляхтой. Наиболее распространёнными фамилиями здесь были: Ходосовские, Сеноженские, Лукомские, Усевичи, Душкевичи, Акинчицы, Кончицы, Зинькевичи, Дробышевские, Кублицкие, Лапицкие, Шемяки, Межевичи.

В рамках обоих рубежей выделялось также несколько локальных. Например, мощный пограничный заслон из шляхетских околиц существовал в бассейне р. Беседь, впадавшей в Сож. Подобный заслон находился в течении р. Добысна западнее Рогачева и Жлобина. К началу XX века, находящиеся в его составе околицы Антуши, Старый Мазалов, Дуброва, Сеножатки, Марусенька, Тертеж, Вербичев, а также хутора Марингоф, Кривеня, Гречухи, Великий Лес, Зелёное Будище, Мазалов были населены практически исключительно католиками. В 20-30гг. XX века эти населённые пункты почти полностью входили в состав Сеножатковского с/с. Здесь проживали Антушевичи, Сеноженские, Жолтоки, Баньковские, Миткевич-Жолтоки, Рынейские, Пархамовичи, Закржевские, Липские, Барановские, Шатиллы, Щигельские, Жизневские, Гроховские, Барановичи, Корзуны, Савицкие, Залесские, Завадские, Михалькевичи, Лесневские, Осмоловские, Ходосовские и др.

Яновка, населённая католиками, скорее всего связана с вышеупомянутым регионом, поскольку живущие в ней Лесневские широко встречаются в Тертеже и других околицах и хуторах.

Деление шляхты Рогачевского района по конфессиональному признаку отразилось и на этноидентификации. В населённых пунктах, где преобладали православные, к началу XX века замечается значительное ослабление шляхетского самосознания и практически полное отсутствие польскости. Это привело к широкой практике смешанных браков и к тенденции увеличения в них количества крестьянского населения, вплоть до полного доминирования. В результате, в п.тр. XX века их население идентифицирует себя как белорусов.

Иная картина в районе бассейна Добысны. Следует помнить о том, что католицизм являлся одним из определяющих элементов в польской культуре, и поэтому он сыграл огромную роль в жизни белорусской шляхты, будучи, прежде всего, инструментом ополячивания. Целенаправленная дискриминационная политика Российской империи в отношении шляхты, особенно католической, привела к ещё большей замкнутости и консерватизму в её среде, что сопровождалось усилением польскости.

Дембовецкий указывал: “Права, предоставленныя крестьянамъ положениемъ 19 февраля 1861 года, приписка шляхты къ волостямъ, всеобщая воинская повинность и другия меры повлияли на сближение шляхты съ крестьянами, въ особенности бедной, безземельной. Но шляхта богатая, руководствуясь своимъ шляхетскимъ гоноромъ, приписывается въ мещане, иногда отдаленныхъ отъ нихъ городовъ, съ одной стороны, въ видахъ некотораго поддержания прежняго привилегированнаго положения, чтобы не подчиняться ведомству местной волости и не нести ни натуральныхъ, ни мирскихъ повинностей, съ другой, - д ля избежания платежа подушной подати, существующей въ крестьянскомъ сословии и отмененной закономъ для мещанъ. Такимъ образомъ, шляхта, перейдя въ крестьяне и мещане, какъ отдельное сословие въ настоящее время не существуетъ”. .

Юридически потеряв шляхетство, данная категория населения тем более стремилась сохранить атрибутику, нормы быта и культуры, поскольку это давало ей возможность сохранить ощущение своей непохожести, отличности от крестьян.

Польскость и католицизм для большинства местных шляхтичей стали тем запрещенным миром, который позволял им противостоять системе, стремившейся к их духовному плену и нивелировке с окружающим крестьянством. Характерной чертой местных поляков было обостренное чувство польскости, основанное не на языковом, а на духовном своеобразии, что давало им повышенную сопротивляемость на любую попытку национального или религиозного гнета из-за необходимости постоянной борьбы за сохранение своей польскости.

Именно из-за того, что Сеножатковский с/с являлся одним из самых мощных на Гомельщине бастионов польскости, он и был подвергнут тотальным репрессиям в 30-е гг. XX века.

Польскость, как этнокультурный признак белорусских католиков, в шляхетских околицах развивалась, прежде всего, там, где существовали костелы, и распространял культурное влияние католической церкви ксендз. В первой трети XX века на территории Рогачёвского района работало два костёла - в Антушах и Рогачёве. Антушовский костёл до 1933г. обслуживал Мустейкис Казимир Игнатьевич, долгое время проживавший в Антушах. В Рогачёве ксендза Ярошевича в 1930г. сменил Кунда Владислав Игнатьевич, работавший до 1934г. Последний был очень известным в СССР.

Католики, в сравнении с православными, всегда отличались большей религиозностью, которая в условиях угнетения костёла вылилась в фанатизм. Поэтому католическое духовенство пользовалось безоговорочным авторитетом в среде населения католического вероисповедания. Этому также способствовали высокая квалификация ксендзов, в большинстве имевших высшее образование, и высокая степень централизации и дисциплины католической церкви. . Ксендзы были прекрасными агитаторами и организаторами и, к тому же, многие из них имели прямую связь с Ватиканом. Поэтому, изгоняя “польскость” и ликвидируя мелкую и наиболее многочисленную шляхту, царское правительство преследовало и внутри, и внешнеполитические цели. В результате, угнетение религии, языка и шляхетства при умелой агитации ксендзов вылилось в еще большую замкнутость и более тесное объединение вокруг костела “кресовых поляков”, поскольку теперь только костел олицетворял их “особенность”, только при костеле звучала польская речь, которая стала восприниматься как отличительный признак шляхетности среди большей части шляхты. К тому же, именно костел давал образование.

Даже в 1931г., в период массового закрытия храмов и арестов служителей религиозного культа, отчеты партработников сообщали, что “у большасці камуністых самастойных гаспадароў маюцца іконы ў хаце. Некаторыя камсамольцы і камсамолкі сьвяткуюць і рэлігійныя святы і нават ходзяць у касьцел”. .

Также важным фактором формирования польской этноидентификации шляхты была территориальная компактность локального скопления шляхетских населенных пунктов. Это позволяло околичному сообществу, будучи замкнутым в своей культурной среде (браки только между представителями шляхты и католиков, общий быт, праздники, устремления и векторы развития), а также благодаря его крайней религиозности, что ещё больше обосабливало его от окружающего белорусского православного населения и делало более консервативным, сохранять свою “костёльность”, “польскость” и “шляхетность” практически без изменений, несмотря на все усилия московских властей, направленные на трансформацию кресовых поляков. Вышеперечисленные факторы делали их польскость почти неуязвимой.

Ярким примером может служить скопление околиц в бассейне Добысны. Анализ архивных документов позволил выяснить, что большинство шляхетских семей этого региона, являлись в той или иной степени родственниками. . Усилению связей содействовал также тот факт, что все околицы и хутора, за исключением православного Вербичева, находились в приходе Антушовского костёла. Более того, костёл находился в ведении нескольких костёльных комитетов разных околиц, поочерёдно переходя от одного к другому.

Совершенно другая ситуация наблюдается в околицах, которые были расположены единичными поселениями. Необходимость смешанных браков, практически полное отсутствие культурного влияния костёла и католического населения привели к постепенному размыванию шляхетского мировоззрения и ослаблению религиозности. Ещё в большей степени это касается православной шляхты. В результате эти околицы трансформировались в этнокультурном отношении и постепенно нивелировались с населением окружающих деревень.

В Краснице шляхетский субстрат был ещё достаточно мощным и в п.тр. XX века там еще иногда вспоминали о том, что часть кулаков “раньше были потомственные дворяне” . Там сохранялась ещё социальная градация на “панов” и “хлопов”, что подтверждается заявлениями крестьян о том, что кулаки “всегда смеются с нас и угрожают, что когда придут поляки, то повешают… и будут мостить греблю беднотой” [там же]. Что касается околиц Ходосовичи и Большие Стрелки, то шляхетский субстрат в них, к началу XX века, даже потерял количественное доминирование и практически растворился в белорусском крестьянстве.

Немаловажным было также наличие имений и фольварков принадлежащих католикам, поскольку образ жизни в них являлся примером для подражания. Наибольшее их количество в Рогачёвском уезде как раз приходилось на Городецкую и Довскую волости в районе православных околиц бассейна Днепра, а также Тихиничскую и Луковскую волости бассейна Добысны (в последней находились католические околицы). .

Также важным фактором ополячивания являлась этническая польская колонизация и эмиграция XIX - н. XX века. Эмигранты из Польши и Западной Беларуси ехали в первую очередь туда, где был костёл и близкое этнокультурное сообщество. Они являлись катализаторами взрыва польского патриотизма, которого, возможно, до них практически не было. После начала Первой Мировой войны этим процессам способствовали многочисленная волна беженцев, а также польская оккупация. Например, арестованная в Рогачёве в 1933г., уроженка околицы Марусенька, Кельбасс Елена Казимировна на допросе показывала: “Настроена я была в этот период времени в узко национальном духе, находясь под влиянием беженцев из Польши и легионеров. Признаю, что польская оккупация нашей местности в то время меня радовала бы…” . В результате польский патриотизм начал приходить на смену патриотизму “польско-шляхетскому краёвому”.

1. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества.// т.9, Верхнее Поднепровье и Белоруссия. // СПб., 1905г.

2. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.14982-с

3. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.3019-с

4. Piotr Eberhardt Polska ludnosć kresowie. Rodowod, liczebnosć, rozmieszczenie. // Warszawa, 1998 г.

5. Дембовецкий А.С. Опыт описания Могилёвской губернии. Кн.1 // Могилёв. - 1882.

6. Перед крутым поворотом. (Тенденции в политической и духовной жизни Беларуси. 1925-1928 гг.). // Сборник документов. - Мн. - 2001 г.

7. НАРБ. ф.701. Нацкомиссия ЦИК БССР. оп.1 д.101.

8. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.14342-с

9. Список населённых мест Могилёвской губернии. // под ред. Г.П.Пожарова. - Могилёв, 1910

А понеже шляхетство в государствах почитается
за природное войско, которых должность от самаго
возраста до старости государю и государству, не щадя
здравия и живота своего, служить
В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733)

1) Существующая этимология

А) Викисловарь

Корень: -шляхт-; окончание: -а. Значение: привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах; в Чехии (;lechta, Словакии (Slachta), Польше, Белоруссии, Литве (Slekta) - дворянство вообще. Этимология – нет.

Б) Википедия (польск.), szlachta (перевод Гугл)

В семнадцатом веке в Польше от немецкого слова wywodzono Schlachten (битва). … Наличие юридических привилегий, таких как право на ношение оружия, право на владение землей и неприкосновенность собственности, право занимать должности или права голоса, зависит от законов страны и привилегии дворянина.

В) Википедия (польск.), Szlachta (перевод Гугл)

* Термин шляхта происходит от Старого Высокого немецкого слова slahta (современный немецкий Geschlecht), что означает "(благородный) семьи", так же как и многие другие польские слова, имеющие отношение к дворянству происходят от немецких слов - например, польская "Rycerz" (рыцарь, родственно немецкого Ritter) и "трава" польский (герб, от немецкого Эрбе, наследие).

* Поляки 17-го века предполагали, что "шляхта" пришел из немецкого "schlachten" (на убой или зарезать); также наводит на мысль является немецкий "Schlacht" (бой). Ранние польские историки думали, что термин, возможно, происходит от имени легендарного прото-польского руководителя, Леха, упоминается в польских и чешских произведений.

* "Шляхта" становится правильным термином для польской знати, начиная примерно с 15 века.

* Сильные культурные связи с польской знати во главе, что в 16-м веке новый термин, чтобы назвать литовского дворянства появилось slekta-a прямое заимствование из польского шляхты. С точки зрения исторической правды литовцев также должны использовать этот термин, slekta (шляхты), чтобы назвать собственное благородство, но литовские лингвисты запретили использование этого польского заимствование. Этот отказ от использования слова шляхты (на литовском языке текста slekta) усложняет все именование.

Г) Этимологический словарь Макса Фасмера

I Шляхта, укр., блр. шляхта, др.-русск. шляхта "мелкое дворянство" (грам. 1563 г.; см. Срезн. III, 1597). Через польск. szlachta (с ХV в.; см. Брюкнер 550) из ср.-в.-н. slahte "род, происхождение, порода, вид"; см. Мi. ЕW 341; Брюкнер, там же; Корбут 371; Преобр., Труды I, 101. Точно так же производные: шляхетность "благородство", в эпоху Петра I (см. Смирнов 331), из польск. szlachetnosc – то же; шляхетский (Репнин, 1704 г., Христиани 17) – из польск. szlachecki – то же; шляхетство "дворянство, шляхта" (Гоголь) – из польск. szlachectwo – то же.

II шляхта "плотничий топор", шляхтить, шляхтовать "отесывать шляхтой". Заимств. из нж.-нем. slichten "строгать" (Сасс, Sрrасhе d. ndd. Zimmerm. 7), ср. также выше, шлинтик, шлифтик.

2) Национальный корпус русского языка

* Пророчество из Кракова о гибели Польши (1558–1665 гг.): «Шляхта достольная с мужиками сверстана, и чести и достоинства упразднены будут».

* Записная книга Полоцкого похода (1562-1563): «А которые дети боярские и молотчие шляхта и посадцкие люди останутца жити на посаде в остроге за Полотою, и у тех бы людей ни в котором дворе ни у какова человека ни саадока, ни сабли, ни меча, никакого ратного оружия не было».

* В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): «Но сии были двоякие, одни должны были наследственно в войне пребывать и для того инде всадники, или конница, у нас же дворяне, яко придворные воины, у поляков шляхта от шляха, или пути, имянованы, зане всегда в походы должны быть готов».

* Д. И. Иловайский. Начало Руси (1876): «Точно так же народное имя Ляхи или Лехи встречается у Славян и в сословном значении; в этом значении оно сохранилось потом в слове шляхта».

3) Исторические источники

А) Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских (около 1113 г.)
http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Gall/frametext1.htm

«8. О великолепии и могуществе Болеслава Храброго

Деяния Болеслава более велики и многочисленны, чем могли бы мы их описать или рассказать о них безыскусной речью. В самом деле, какой знаток арифметики мог бы точно сосчитать железные ряды его воинов или описать его бесчисленные победы и триумфы? Ведь в Познани он имел 1300 рыцарей с 4 тыс. щитников, в Гнезно - 1500 рыцарей и 5 тыс. щитников, в городе Влоцлавке 67 - 800 рыцарей и 2 тыс. щитников, в Гдече 68 - 300 рыцарей и 2 тыс. щитников; все они во времена Болеслава Великого были очень храбрыми и искусными в битвах воинами».

Б) Восточная литература; http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Meier/framevved1.htm

«Б. Даже по своему внешнему облику, по одежде, они (евреи) почти не отличались от польских шляхтичей. Кардинал Коммендони, посетивший Украину во второй половине XVI в., отмечал, что евреи, владеющие землями, в нарушение постановлений церковных соборов, не носят на своей одежде никаких знаков, отличающих их от христиан и даже носят саблю - признак принадлежности к шляхте.

В) Кошицкий привелей 1374 г.; http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1182888

Король Людовик Венгерский (1326-1382) после смерти Казимира Великого в 1370 г. беспрепятственно (наследовал) получил корону Польши; постоянно проживал в Венгрии и жизнью Польши интересовался мало. Тем не менее, с целью закрепления Польши за династией, привлёк на свою сторону наиболее многочисленное в дворянском сословии рыцарство (шляхту), издал в 1374 году Кошицкий привелей, в котором закрепил права можновладцев (крупный феодал, барон) и рыцарства (шляхты). Это был первый нормативный акт королевской власти, охватывающий всю массу шляхты.

Рыцарство-шляхта освобождалась: от всех налогов и повинностей (только два гроша с поля в знак подчинения королевской власти), обязанности строить и ремонтировать замки, мосты и города, содержать королевский двор на своих территориях; должности занимали только поляки. За шляхтой оставалась обязанности военной службы в случае нападения врагов или походов в другое государство; за сражения шляхта получала жалование солдат, убытки компенсировались казной. «Кошицкий привелей» превратил служивое дворянство, зависящее от короля, в политическую и военную силу, с которой вынуждены были считаться королевская власть и магнаты (можновладцы); далее во времени привилегии шляхты расширялись.

4) Обобщение и вывод

* Этимология термина «шляхта» не определена. Одни исследователи выводят термин из немецкого языка (битва, сражение, зарезать, род, благородный), другие от легендарного прародителя Леха (Ляха) или «шляха» (дорога). Польские историки не определились в этимологии и даты появления термина (ок. XV века).

* В европейских странах формирование служилого дворянства происходило примерно одинаково. В родоплеменном обществе создавались группы профессиональных воинов, которые защищали соплеменников в случае нападения, несли сторожевую службу и охраняли знать, за что получали определенное содержание от племени. В период выделения королей (князей) группы воинов концентрировались вокруг королевского (княжеского) двора, защищали власть, участвовали в сборе дани, судопроизводстве и администрации, совершали походы с целью расширения территории и захвата имущества и рабов. Со временем сформировался социальный слой населения (примерно 6-10%) - воинское сословие, добывающий средства к существованию за счет военной деятельности, он получил наименование – рыцарство, служивое дворянства, дети боярские, а в ряде стран – шляхта. Основная функция – военная служба, сословие содержалось за счет земельных пожалований получаемых от власти и грабежа завоёванных территорий.
Внешние признаки шляхтича – обязательное ношение холодного оружия (сабли).
* См.
В средневековье всё население было вооружено, таковы были условия существования. Крестьяне и горожане вооружались длинными ножами (разрешалась длина до 60 см.), топорами и использовали другие рабочие инструменты для защиты от зверя или человека. Знать – мечами и саблями (длина 110-117 см.), собственно ОРУЖИЕМ, имеющим одно назначение – убийство человека.

Таким образом, на основании письменных источников, мы можем выделить для средневекового периода одно характерное (внешнее) отличие дворянина (шляхтича) от простолюдина – шляхтич всегда носил саблю (так, по крайней мере, изображают шляхту в искусстве). Постоянное ношение холодного оружия (сабли) – отличительная черта шляхтича (дворянина), свободного и независимого человека.

Термин появился на иудеохристианской территории, в средние века здесь также проживало крупные еврейские диаспоры (Польша, Литва). Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейской терминологией и образами.

5) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – SZLACHTA = SZLACH+TA. У нас сразу же выявляются два термина иврита характеризующие деятельность воинского сословия, «шляхты» - меч + устанавливать границу; т.е. шляхта оружием устанавливает границы (государства).

А) Терминология

ШЛЯХ+ТА = SZLACHTA = SZLACH+TA = ивр. ШЕЛАХ оружие (меч, копьё) + ТАА предназначать, назначать предел, устанавливать границу; т.е. оружием устанавливать границу.
Главная функция военного сословия в средневековое время, когда границы государств были не стабильны.

* См. стронг иврита 7973, ШЕЛАХ


http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_491.htm

* См. стронг иврита 8376, ТАА

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_510.htm

Б) Библейский образ

* 2 Паралипоменон 23:7: «И пусть левиты окружат царя со всех сторон, всякий с оружием своим в руке своей, и кто будет входить в храм, да будет умерщвлен. И будьте вы при царе, когда он будет входить и выходить»… 2 Паралипоменон 23:10: «и поставил весь народ, каждого с оружием (ШЕЛАХ) его в руке его, от правой стороны храма до левой стороны храма, у жертвенника и у дома, вокруг царя».

* Неемия 4:17, 18: «Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье (ШЕЛАХ). Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач».

* Иов 33:18: «(Бог говорит однажды) … чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (ШЕЛАХ).

* Числа 34:7: «к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите (ТАА предназначать, назначать предел) ее к горе Ор».

Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, мы выявили содержание не понятого этимологами термина «шлях+та». В нём заложен смысл (принцип) существования польско-литовского военного сословия – мечем установить (расширить) границы. Речь Посполитая в XVI веке занимала территорию от Балтийского моря и до границ Дикой степи (Украина), от Смоленска и до границ Священной Римской империи германской нации.

Шляхта (от др. верхн. нем. slahta - род) - дворянское сословие в

Польше. Вопрос о происхождении Шляхты находится в связи с вопросом о

возникновении польского государства. В польской историографии существуют

две теории для решения последнего вопроса: теория завоевания Польши

иноземным племенем и теория естественной эволюции социально-политических

отношений в жизни польских племен, отрицающая факт завоевания извне.

Пекосинский, профессор краковского унив., старается доказать, что

польское государство возникло вследствие завоевания Польши полабскими

славянами, переселившимися в Польшу в конце VIII или начале IX в. Живя у

устьев Лабы (Эльбы), они должны были вести ожесточенную борьбу с

германскими племенами, саксами, норманнами и франками, вследствие чего в

жизни полабских лехитов, как называет их историк, развилась

воинственность; кроме того, находясь в сношениях с германским миром, они

подчинились германскому влиянию. Между прочим, они заимствовали от

датчан скандинавские руны, которые они употребляли в виде военных знаков

на своих знаменах. С завоеванием Польши пришельцами, население ее

распалось на три класса: 1) вожди завоевателей, принадлежавшие к одному

и тому же роду или одной и той же княжеской династии, управлявшей

полабскими лехитами, образовали высшее сословие, от которого и пошла

польская Ш.; 2) простые воины составили класс рядового рыцарства или так

наз. владык и, наконец, 3) местное сельское население обращено было в

рабское состояние. Факт переселения полабских славян на восток, на

берега Варты и Вислы, не отмечен ни в одном историческом источнике, так

что завоевание Польши этими переселенцами является лишь гипотезой

исследователя. В основе гербов польской шляхты Пекосинский отыскивает

скандинавские руны; они-то и представляют собой самое сильное

доказательство, приводимое историком в пользу своей гипотезы. Но это

основное положение исследований Пекосинского в области польской

геральдики отвергается другими польскими учеными. Вообще, эта теория,

хотя и отличается замечательной стройностью, покоится на весьма шатких

основаниях. Исследователи, принимающие вторую теорию, расходятся между

собой во взглядах на социальнополитические факторы, под действием

которых создалось польское государство, но согласны между собой в том,

что оно возникло, как результат борьбы польских племен между собой.

Эволюция национально-политических отношений в первобытной Польше была

вероятнее всего такова. Государственной организации предшествовала, как

и у всех первобытных народов, родовая, при чем род представлял собою и

экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой

социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая

южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу,

называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет

старейшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе.

Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война

усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы

свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро,

из которого постепенно развилось шляхтское сословие. Напряженная борьба,

которую приходилось вести полякам со своими врагами, в особенности с

Германской империей, налагала на всю государственную организацию Польши

сильный отпечаток военного быта. Вся страна, усеянная "городами"

(крепостями), в которых находились отряды рыцарей, представляла вид как

бы обширного лагеря. Особенно большое количество воинства в царствование

короля Болеслава Храброго сосредоточивалось, по словам первого польского

летописца Галла, в Познани (1300 рыцарей в панцирях и 7000 со щитами), в

Гнезне (1500 латников и 5000 щитоносцев), во Владиславе (800 латников и

2000 щитоносцев) и в Гече (300 латников и 2000 щитоносцев). Слава и

щедрость таких королей, как Болеслав Храбрый, Болеслав Смелый и Болеслав

Кривоустый, привлекали в Польшу и иностранных рыцарей, жаждавших

приобрести богатства. В рядах польского рыцарства встречались нередко

рыцари, носившие такие имена, как Рудольф, Арнульф, Вильгельм, Одон и

др. Сношения с Германией и другими странами Запада приводили поляков к

тому, что они заимствовали оттуда обычаи и учреждения. Так, уже в XI в.

известен был Польше обычай посвящения в рыцари, и короли жаловали

рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного

происхождения и даже рабам. Благородное сословие носило также название

"владык". Старшины рыцарских родов, бывшие князья племен, утративших

свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в

этом сословии аристократический элемент, который с течением времени

развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так

наз. "можновладства". Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до

конца XI стол. находилось на иждивении государей и своих земель не

имело, и что только в начале XII ст. при князе Болеславе Кривоустом оно

было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в

землевладельческое сословие. Но это утверждение не оправдывается

историческими данными. Рыцарство, как класс, выделившийся из массы

населения, владело землями еще в доисторическое время. При этом,

конечно, были и рыцари, земли не имевшие; они принадлежали к княжеской

или королевской дружине и содержание получали от государя. Но, вообще,

рыцарство было землевладельческим классом. Рыцарь мог владеть имением,

доставшимся ему или по наследству, или в силу пожалования. Первый вид

поземельной собственности составлял собственность родовую, второй -

личную. Коллективная родовая собственность встречалась в Польше среди шляхтов

еще в XV и даже XVI вв. Но разложение ее началось рано и процесс

индивидуализации все сильнее и сильнее развивался. Однако, относительно

индивидуальной собственности долгое время в Польше действовали

юридические нормы, свидетельствовавшие о том, что эта собственность

выделилась из родовой. Для отчуждения подобного имения в чужие руки

необходимо было согласие родичей; кроме того, последние имели право

требовать возвращения в их владение земель, которые были отчужденны, и

возвратить их, уплатив продажную цену лицу, которое эти земли приобрело.

От рыцарей уже в первые века исторической Польши стал отделяться класс

крупных поземельных владельцев или можновладцев. В удельную эпоху они

представляли собой силу, от которой зависели судьбы страны. В Польшу

проникала западноевропейская культура и, хотя в ней и не водворился

феодальный строй, тем не менее сложились отношения, сближавшие в

значительной степени польские порядки с западноевропейскими. Высшее

духовенство, а за ним и можновладцы приобрели от князей иммунитет,

дававший им права верховной власти над населением их имений. Под

влиянием иммунитета развивалось и так назыв. рыцарское право (jus

militiae). Тот, кто владел этим правом, мог распоряжаться своим

имуществом согласно существующему праву о наследстве (jus hereditarium),

освобождался от некоторых повинностей, приобретал некоторую судебную

власть над крестьянами и мог требовать от них в свою пользу исполнения

повинностей, которые они несли раньше по отношению к государю. Таково

считалось благородным (nobilis), шляхтичем. От рыцарства Ш. отличалось

еще в XIV в., по законодательству Казимира Великого, рыцарство рядовое

(miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари,

происходившие из крестьян и солтысов (miles е sculteto vel cmetone).

Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря

рядового 30 гр. и рыцаря последней категории - 15 гр. Сверх того

рыцарство простое, неблагородное, не имело гербов. Впоследствии этот

класс слился отчасти с крестьянством и отчасти с Ш. В XIII и XIV ст. Ш.

не имела еще политического значения; она подчинялась воле прелатов и

баронов, как назывались духовные и светские вельможи. Но как боевая сила

государства, она уже в это время играла весьма важную роль в стране.

Главным образом при поддержке ляхты удалось королю Владиславу Локотку

восстановить польскую монархию, создать единство политическое,

вследствие которого укрепилось еще более национальное сознание поляков.

Носителем и выразителем этого сознания являлась преимущественно Ш. К

этому присоединялись еще другие факторы, под действием которых стало

развиваться в шляхте стремление занять в государстве место, подобающее ее

силе. Как сословие, обособленное от других, она была проникнута сильно

корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично

отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в

противоречии с интересами других сословий. Особенно усиленно боролась

она уже в средние века с духовенством, привилегии которого, взимание

десятин, церковная юрисдикция, освобождение от военной службы и податей,

становились для нее иногда совсем невыносимы. Освободиться от различного

рода тягостей, налагаемых государством или обусловленных

привилегированным положением духовенства и светской аристократии, можно

было, конечно, только путем влияния на законодательную власть страны.

Уже привилеи XIII века (1229 и 1291 г.) запрещают князьям увеличивать

повинности, лежащие на Ш., сверх существующей нормы. В XIV ст. влияние

шляхетского сословия еще более усиливается. Уже в первой половине этого

века шляхтичи присутствуют на общегосударственных съездах прелатов и

баронов или в качестве простых зрителей и слушателей без права голоса,

или даже иногда, вероятно, принимая деятельное участие в совещаниях этих

съездов (таковы, напр., съезды 1320 и 1333 гг.). Дальнейший рост шляхты в

этом столетии обусловлен был общим подъемом общественных сил Польши, в

царствование Казимира Великого. События после смерти этого короля

ускорили политическую эволюцию сословия. Престол Польши перешел к

племяннику Казимира Людовику, королю венгерскому, у которого не было

сыновей, а только три дочери. Между тем польское обычное право и

трактаты, заключенные между Польшей и Венгрией, устраняли женщин от

наследования польского престола, вследствие чего со смертью Людовика

Польша во владении его династии не могла остаться. Это расстраивало

династические планы короля и он, даровав различные льготы

государственным чинам Польши, добился от них признания одной из его

дочерей наследницей польской короны. Но кошицкому привилею 1374 г. шляхта

освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа

поземельной подати в размере 2 грошей с лана, получила исключительное

право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкоморих и др. С

этого момента политическая эволюция сословия будет совершаться весьма

быстро. В период безкоролевья (1382 - 84), после смерти Людовика, она

представляла уже силу, от которой зависела судьба государства. Закипела

борьба партий, вожди которых должны были опираться на Ш., как на боевую

силу. И Ш. начинает играть в эту эпоху весьма важную политическую роль.

Для того, чтобы обсудить положение дел, устраивались часто местные и

общие съезды, состоявшие из прелатов, баронов и шляхтичей. В это время

сильного политического движения появляются даже зачатки шляхетского

представительства. По словам современного польского летописца Янка из

Чарнкова, на вислицкий сейм 1382 г. съехались краковяне, сандомиряне и

послы всех польских земель. Но что всего важнее, в это время

обнаруживает уже сильную деятельность учреждение, в котором

концентрировалась социально-политическая жизнь шляхетских общин, на

которые делилась Ш. всей Польши: то был сеймик, собрание всей Ш.,

принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как одному

общественному целому. Так начинает организоваться тот политический

строй, в котором Ш. было суждено господствовать. Однако, до половины XV

столетия она находится еще в служебном положении по отношению к

духовному и светскому вельможеству. Хотя представители ее вместе с

представителями от духовных капитул, университетов и городов и принимают

участие в сеймах, но государством в это время управляет аристократия.

Отношения изменяются с нешавского законодательства, поставившего шляхту на

одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить

новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за

разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела

еще раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную

неприкосновенность шляхтича. Этот политический рост сословия находился в

зависимости от экономических причин. Польша была страной

земледельческой, следовательно, шляхта, как сословие землевладельческое,

являлась важным фактором в государственной жизни страны. В X. IV и XV

вв. экономические условия, в которых находилась Польша, сильно

изменились. С приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы

частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства

для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут

образовались громадные латифундии польских магнатов которые, чувствуя

недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян

разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно

отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было

задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие

Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих

продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать

эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путем

изменений в ведении хозяйства и путем усиления эксплуатации

крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила

сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю,

чего она добилась приобретением должности солтыса, стоявшего во главе

крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в свое

постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса

должности за ослушание и сам занять эту должность. Стеснив сильно

крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских

переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в

крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г. уйти из

помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына

крестьянская семья была в праве отдавать в обучение; бежавшего

крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать

назад. Сеймы в Быдгощи (1520) и в Торне (1521) установили барщину в

размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г.

вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические

интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по

отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут

запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что

мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами

стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на

поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство

попыталось было бороться со шляхтой, но неудачно. Во второй половине XVI ст.

городское представительство было уже устранено от участия в

законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и

появлялись иногда на сеймах еще в XVII в. Мало того, Ш. подчинила

промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно

убила городское благосостояние. С начала XVl в. Ш. была уже всевластным

хозяином в государстве, и осталась таким хозяином до конца существования

Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, королей избирала,

оберегала государство от врагов, войны вела, миры и договоры заключала и

т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была

шляхетскою,

Шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в

умственной жизни страны.

Литература. М. Bobrzynski, "Geneza spoleczenstwa polskiego na

podstawie kroniki Galla i dyplomatow XII w."; Fr. Piekosinski, "O

powstaniu spoleczenstwa polskiego w wiekach srednich i jego pierwotnym

ustroju"; St. Smolka, "Uwagi о pierwotnym ustroju spolecznym Polski

Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz.

histor. filozof. Akad. Urn.", т. XIV); A. Malecki, "Studja heraldynne"

(Львов, 1890, 2 т.); A. Balzer, "Rewizja teorji о pierwotnem osadnictwie

w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII); Fr. Piekosinski, "Rycerstwo

polskie wiekow srednich" (т. 1 - III); A. Prochaska, "Geneza i rozwoj

parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonow" ("Rozpr. Akad. Um. wydz.

hist. filozof.", т. ХХХVIII) Fr. Piekosinski, "Wiece, sejmiki, sejmy i

przywileje ziemskie w Polsce wiekow srednich" (ib., т. XXXIX); A.

Pawinski, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895); Wl. Smolenski, "Szlachta w

swietle wlasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. 1); R.

Hube, "Prawo polskie w w. ХIII" (Варшава, 1874); егоже, "Sady, ich

praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886). В.