Электронная библиотека. Немецкая классическая философия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АСПЕКТЫ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII-XIX вв. определялось спецификой развития общественных отношений в Германии. После религиозных и социальных движений XVI-XVII вв. в стране упрочились крепостнические порядки. Укрепление власти феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленности, ослабление бюргерства и, как следствие, снижение темпов развития промышленности.

Наконец, Бакунин приписывает здесь странников и скитальцев, которых не обнимает настоящий аромат социальной поэзии. Бабунистский грабитель имеет мало общего с романтическим грабежом молодого Шиллера. Последний бессильно играл в своем индивидуальном столкновении с подачей заявки, вступая в беззаботный кво-сакак. Бакунистский «ублюдок» должен был стать «сатанинской лавой» и «форпостом» восстания против феодальной государственности.

В этой работе - стимуляции революционной энергии и вдохновения масс - Бакунин не знал того же. Его революция неисчерпаема, фантастическая, а вместе с ней и глубоко реалистичная, настоящая и фантастическая, как сама революция. Теперь он говорит, «что пришел сражаться и умереть», затем сообщил по поводу жестокого подобранный революционного опыта, что «дело было только отложенной,» иногда подстрекает своих товарищей: Есть три или четыре дня, чтобы закончить революция, и выражает свой энтузиазм в отношении действий коммунистов и т.д. и так далее.

Экономическая отсталость Германии со всей очевидностью обнаружилась после Французской революции, особенно в ходе завоевательных войн Наполеона, когда часть немецких земель была отторгнута Францией. Угроза полной утраты независимости, нависшая над Германией, заставила правящую верхушку предпринять меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла уроки из опыта Французской революции и, стремясь предотвратить развитие аналогичных процессов в стране, добивалась компромисса с дворянством. Выгодные для себя преобразования она надеялась осуществить с помощью постепенных реформ сверху, путем частичных уступок со стороны королевской власти. Отражением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого бюргерства по отношению к правящим классам.

Вернее, они были самым энергичным выражением страсти, которая возбуждала весь народ. Его революция достигла упрямой, почти бесчеловечной власти в гениальном и жалком памфлете - «Письма к французу». Спасите Францию ​​через анархию. Развяжите эту разнузданную анархию в деревнях и в городах раскрутить его на всем пространстве так, чтобы иметь бешеную лаву Смит и уничтожая все на своем пути: все враги и пруссаков.

Бакунин не боится ужасов гражданской войны - жертв людей и имущества, лавы, сжигающей врагов и многовековых ценностей. Общество, которое спасает этот путь, не погибнет. Это спасет его внутренний инстинкт самосохранения и силы общественной инерции. Нет никакой опасности за ее пределами, потому что исторический опыт показал, что народы никогда не представляют такую ​​страшную силу, как они, когда они превращаются в «бурное море». Напротив, они слабы, когда они связаны властью власти.

Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в. определялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.

И когда Бакунин говорил с пропагандистами, отправленными во французские деревни. Из всех элементов, враждебных Бакунину, далеких от него, и самым ненавистным из них был элемент оппортунизма. Искусство маневрирования было совершенно чуждо ему. Что бы ни угрожало ему на дороге, победе, плену или смерти, его отступление было невозможно. Бакунин был моральным максимальным с головы до ног. Там, где возник революционный случай, он стал его частным.

Иерархические вопросы никогда не возникали перед ним, в силу его миростроительства. Серьезными делами для него были каждое восстание, каждое восстание, каждое движение против власти, и он вносил, требуя от других все, присущий ему, практический идеализм. Вот его долг и его любовь.

Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. Наиболее полную реализацию эта тенденция получила в трудах представителей классического немецкого идеализма. В философских кон-

Вера в его призвание - истинный признак гения - пробуждается в Бакунине рано и никогда не покидает его. Какова основная идея в жизни? То есть - любовь к людям, к человечеству и стремление к совершенству во всем. Эти линии считаются девизом всей его жизни.

В «Исповеди», суммируя чаяния своих молодых лет, Бакунин записал следующие замечательные слова. «Для того, чтобы искать счастья в других, свое собственное достоинство - достоинство во всех окружающих вас, чтобы быть свободными в свободе других - это моя вера и стремление моей жизни.».

В первый день революции он бесценен, но в следующий раз вы должны его застрелить

Эти слова являются самой точной программой всей его дальнейшей деятельности и его самой полной и истинной характеристикой. Многообразная и многоязычная траурная процессия сопровождает его гроб на кладбище Бремгартен. Бакунин заканчивает свой путь в бедную и бездомную больницу в Берне, где у него есть собственное желание. За неделю до его смерти он отказывается принимать пищу и воду. Еще за несколько минут до его смерти он согласился съесть немного пюре. Варвара Александровна родила девять детей, пятерых мальчиков и четырех девочек.

388 История политических и правовых учений

цепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами природы. Величайшим достижением классической немецкой философии явилось учение Гегеля о диалектике.

Отец Александр Михайлович исходит из древней придворной семьи и на протяжении многих лет является дипломатической службой в Италии. После его отставки некоторое время он вошел во двор Тверской губернии. У него есть литературные склонности, он даже пишет и переводит стихи. Майкл самый младший, но он самый известный среди братьев семьи. Один из братьев, Александр, очень близок к Льву Толстому и вместе с другим братом Николаем ненадолго лежит под стражей Петропавловской крепости. Самая большая сестра Бакунина, Любовь, пишет стихи, а затем выходит замуж за знаменитое время своими революционными идеями Николаем Станкевичем.

Программные требования в философских доктринах, как правило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-правовой идеологии того времени свойственно сочетание прогрессивных концептуальных представлений (например, теоретическое оправдание революции, принципов либерализма) с умеренными, а порой и консервативными практико-идеологическими установками.

Но она не живет долго и умирает в хрупкие 27 лет. Две другие сестры Варвара и Александра увлечены идеями Белинского, а пятую сестру Татьяну привлекает Тургенев. Отец, как писал впоследствии Бакунин, является «владельцем тысячи деревенских крестьянских душ». Александр Михайлович воспитывает своих детей в духе Просвещения. Семья говорит на пяти языках, постоянно читает и обсуждает книги. Все они учат музыке и живописи. Отец Бакунин на самом деле не деспот, он думает, что детей следует воспитывать доброжелательным, дружелюбным и снисходительным отношением к ним.

§ 2. Учение и. Канта о праве и государстве

Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права – был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в, в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).

Их нужно убеждать в истине, а не налагать отцовскую волю и власть, но советом, примерами и умом. Впоследствии это остро развитое чувство добра и справедливости сопровождало Михаила Бакунина на протяжении всей его сознательной жизни. Вероятно, одно и то же чувство является одной из причин, почему так называемый «апостол анархии» в равной степени ненавидит европейские монархи и русский король. Им не нравятся Маркс, Энгельс и русские революционеры. Но за счет того, что его любят Вагнер и Герцен. Он одновременно является создателем доктрины анархии и неудержимого искателя приключений.

В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания.

Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т.е. с чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета – его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть одно и то же", – писал он.

Михаил Александрович - харизматическая личность и революционный энтузиаст, чья жизнь очень похожа на беспорядок, который он ест в свой час до смерти. Взгляды Александра Блоха на него немного отличаются от его собственной оценки. Его душа - это толстое облако накопленных резких противоречий. Только стихи не в этой душе, иначе нет гармонии. Но он никогда не пел, и, если бы он мог выразить себя, он всегда кричал так же, как и голос его по всей Европе, или «он взревел, как белуха», грандиозный и позорный, чисто русский.

Но это позже Бакунин. Он отлично подготовлен, и на третий год учебы ему назначено офицерское звание. Год спустя класс, отмеченный наградами, влюбляется в ее двоюродного брата Марию Воейкова и больше не находится в науке. Он разорван на ежегодный экзамен и отправляется на службу в артиллерийский отдел в Литве. Однако вместо того, чтобы присоединиться к традиционному армейскому треугольнику «Винные карты вина», Бакунин едва ли начинает заниматься историей. Он читает «Лабруйер», «Руссо» и поэмы Кондратье Рилеева, поэта, Мейсона, одного из лидеров Декарбрингового восстания.

На принципиально иных постулатах строится практическая философия Канта, в которой рассматриваются проблемы поведения человека. В этике и учении о праве – составных частях практической философии – главенствующая роль принадлежит априорным идеям. Если в познании природы, утверждал Кант, "источником истины служит опыт", то законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между людьми. Научную теорию морали и права, аналогичную естественным наукам, создать поэтому в принципе невозможно. Задача моральной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила

Помимо поэзии и истории, Михаил Бакунин также говорит по-польски и вскоре очень хорошо изучает язык. Среди офицеров в полку он нашел нескольких приверженцев, и вместе они горячо обсуждали модные идеи немецкого философа Фридриха Шеллинга в то время. Он поселился в Москве, где начал изучать философию, историю и теологию, и для того, чтобы прокормить себя, он работал учителем математики и публиковал материалы в различных журналах. Станкевича, где он встретил Белинского и Герцена. Бакунин - концептуальный фанатик, пребывающий в постоянном состоянии духовного бреда, о чем рассказывают его друзья в кругу.

Гл. 17 Политико-правовые учения классиков немецкой философии 389

поведения, которым человек должен следовать в своем эмпирическом существовании. С вопросом о том, каков всеобщий критерий справедливости, юрист никогда не справится, "если только он не оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме". При соблюдении же этих условий-этика вместе с теорией права становится наукой. В учении Канта поднималась, иначе говоря, проблема научного статуса этики, были поставлены вопросы о своеобразии методов, используемых в теории права, по сравнению с методами естественных наук.

Он полностью погружается в философию Эммануила Канта, Иоганна Фихте и Георгия Фридриха Гегеля. Если мы используем типологию Тургенева, «Бакунин и его друзья со своими философскими спорами и беседами - это поколение Шамлея, которое пришло, чтобы изменить декабрильное поколение Дончуховци». Его намерение никогда больше не возвращаться в Россию. Стоимость поездки и его пребывания в Германии несет его друг Александр Герцен, который в будущем будет продолжать поддерживать Бакунина и некоторых его последователей.

Эта компания является питательным бульоном, где идеи анархизма рождаются и появляются во всем мире. Впоследствии эта статья стала его идеологическим манифестом. В этом он твердо защищает свою позицию о необходимости «полного уничтожения существующей политической и социальной системы». В подтверждение этого тезиса в статье сказано следующее: Доверяем вечному духу, который, будучи разрушенным и разрушенным, неисчерпаем и является всегда творческим источником каждой жизни. Страсть к разрушению - творческая страсть!

Разработанная Кантом методология критического рационализма существенно отличалась от рационалистических концепций, выдвинутых просветителями XVIII в. Кант разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы человека. Согласно его взглядам разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде – в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Кант показал также, что в совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели. Отсюда делался вывод: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики.

Этот афоризм становится культовым и делает его знаменитым. Позже многие интерпретируют его как «универсально абсолютную формулу отрицания, которая по существу является формулой культуры, выраженной в гениальной лаконичности». В этом афоризме поверхностное раскрытие смысла отрицания Бакунина. Это разрушение неотъемлемо и неотделимо от творчества. Отрицание может быть оправдано только в той мере, в какой оно сопровождается творением. Однако многие исследователи анархизма ошибочно заключают, что Бакунин создал свою разрушительную энергию исключительно из отрицания.

Обоснование этих идей явилась крупным шагом вперед по пути постижения специфики социальных законов и особенно того из них, в соответствии с которым субъективные намерения людей не совпадают с объективным результатом истории. Социальная доктрина Канта, правда, по-разному интерпретировалась последующими мыслителями. Она послужила источником как учений о диалектике общественного процесса, соотношении в нем исторического и логического (Гегель, Маркс), так и концепций, противопоставлявших естественные и общественные науки (различные школы кантианства).

Бакунин, как и Маркс, заключает, что материальные интересы определяют историю. Только революция может принести свободу эксплуатируемым массам. По этой причине он посвящает всю свою жизнь следующей. Бакуниновский тезис находит резонанс в тексте социалистического гимна «Интернационал», написанного поэтом, анархистом и членом Первого Международного зелье Евгения. Так начинается второй стих: «Не будем без милости, без пощады разрушаем старый гнилой порядок!» До сих пор совпадения его позиций с марксистскими взглядами закончились.

Бакунин сказал: Коммунизм не свободное общество, а не жить союз свободных людей, и невыносимое принуждение, насилие сплоченной стада, преследуют исключительно материальные цели, неизвестную духовную сторону жизни и духовного восторга, которое она доставляет. Уже тогда Бакунин видел в «диктатуре пролетариата» будущий коммунистический террор, что Сталин впоследствии превратился в реальность. Однако два руководителя пролетариата Михаил Бакунин и Карл Маркс находятся рядом с одной лодкой. Каждый из них думает, что он капитан, и все предлагают лодке плыть по историческому пути, который он указал.

Еще одна особенность кантовского рационализма связана с тем, что философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. В этом отношении он следовал демократической традиции, заложенной Руссо. Кант воспринял руссоистскую идею о том, что носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было исключений, но пересмотрел позицию Руссо относительно источника морали. Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей. Новизна такого подхода заключалась в том, что, удерживая демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права.

Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед

390 История политических и правовых учений

человечеством в целом, провозгласил мыслитель. Поскольку же люди равны между собой как представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого абсолютной нравственной ценностью. Этика Канта утверждала, таким образом, примат общечеловеческого над эгоистическими устремлениями, подчеркивала моральную ответственность индивида за происходящее в мире.

Опираясь на эти принципы, Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиямкатегорического (безусловного) императива. В отличие от гипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным. Он содержит лишь общую идею "долга перед лицом человечества", предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу – в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства. В сфере морали соответственно нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой.

Рассматривая отношения права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, значит, поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других. Подобного рода отношения не являются полностью нравственными, поскольку вступающие в них

Гл 17. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 391

индивиды руководствуются не велением долга, а совсем иными мотивами – соображениями выгоды, страхом наказания и т.п. Право обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу. В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется "полный антагонизм".

По определению Канта право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: .наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. В практико-идеологическом плане данное определение созвучно идеологии раннего либерализма, исходившей из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию, урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту.

Учение Канта о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. В нем были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права, интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали, и др. Описывая право в предельно широком культурологическом контексте, Кант подготовил условия для возникновения философии права в виде самостоятельной дисциплины. Для специальных юридических исследований важное значение имела содержащаяся в его трудах характеристика правовых отношений как взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

В "Метафизике нравов" была предложена, кроме того, своеобразная трактовка естественного права. Следуя Руссо, Кант придерживался концепции гипотетического естественного состояния, в котором отсутствовало объективное право. Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право – свобода нравственного выбора. Из нее вытекают такие неотъемлемые качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями, и др. В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными. Совокупность таких субъективных полномочий Кант вразрез с господствующей традицией назвал частным правом. Подлинно юридический и гарантированный характер частное право, по его мнению, приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов.

В соответствии с принципами априорного подхода к объяснению социально-политических явлений Кант отказался решать воп-

392 История политических и правовых учений

рос о происхождении государства. Он стремился преодолеть тем самым известное противоречие, свойственное концепциям естественного права, в которых образование государства путем договора представало одновременно и реальным событием прошлого, и основанием будущей идеальной организации политической власти. Первоначальный договор выступает у него исключительно умозрительной конструкцией, призванной обосновать необходимость изменения существующего феодально-абсолютистского строя.

"Этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа". Как видим, Кант придает общественному договору черты регулятивного принципа, позволяющего судить о справедливости конкретных законов. Идея договора служит, по его словам, "безошибочным мерилом" права и бесправия. В самом деле, писал он, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвышающий одну часть общества над другой, представлялся ему противоправным.

Вклад Канта в разработку политической теории характеризуется тем, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в "Метафизике нравов" государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права".

Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться, по мнению Канта, на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г., разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но признал теоретическую слабость этой позиции в свете учения о народном суверенитете.

Как идеолог раннего либерализма, Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы: "Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согла-

Гл 17. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 393

сованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом". В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан (подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят "по своим понятиям сделать народ счастливым").

Кант выделяет в государстве три главных органа – по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Идеалом организации.государства для него служила система разделения и субординации властей. В свою очередь данный принцип был положен мыслителем в основу разграничения форм государства на республиканскую и деспотическую. "Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм – принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим". Традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (на монархию, аристократию и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции монархия оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот, деспотией, если таковое отсутствует.

Сочинения Канта содержат ряд положений (например, о суверене наряду с народом), которые свидетельствуют о том, что будущее устройство Германии представлялось ему в виде конституционной монархии.

Обсуждая способы перехода к идеальному государству, философ категорически отверг путь насильственной революции. Правового состояния общества, подчеркивал он, невозможно достичь противоправными средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во Франции вызывали у него "чувство полного ниспровержения всех правовых понятий". В связи с этим Кант доказывал необходимость "подчинения ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение", и призывал добиваться преобразований в государственном строе мирным путем, с помощью постепенных законодательных реформ. Теория Канта обосновывала проведение буржуазной революции легальными методами.

Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию политического развития в XIX в. – переход к парламентским формам правления при сохранении института монархии. Сам Кант, впрочем, был далек от того, чтобы рассматривать образование правового государства как ближайшую перспективу. "Совершенное правовое устройство у людей – это вещь в себе", – указывал он.

Учение Канта о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосред-

394 История политических и правовых учений

ственным впечатлением Французской революции. Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с трудом поддавалась критике. Кантовскую философию называют иногда немецким вариантом оправдания Французской революции.

В учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми "права всемирного гражданства" намного опережали свое время.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Канаевка

Ивантеевского района Саратовской области»

Номинация: методика преподавания
Тема урока: «Международное гуманитарное право»

Год разработки: 2008

Урок обществознания по теме: «Международное гуманитарное право»

Класс: 9
Цель: раскрыть сущность международного гуманитарного права
Задачи урока:

Привлечь внимание учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права;

Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями;

Содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.


Оборудование: раздаточный материал по теме «Международное гуманитарное право», листы индивидуальной работы , презентация, иллюстрации
http://uoivanteevka.okis.ru/file/uoivanteevka/list.doc

Ход урока:

Вступительное слово учителя: (слайд 1) Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, но я надеюсь, что наш союз будет творческим, совместная работа плодотворной, а урок мы построим на основе взаимопонимания и сотрудничества. На основе анализа источников и предложенных ситуаций, сопоставляя факты и делая выводы, мы выясним сущность международного гуманитарного права. Это и будет темой нашего урока, в ходе которого вы, ребята, заполняете листы индивидуальной работы, (слайд 2) выставляете себе оценку в графе «Самооценка», а в конце урока, подсчитав баллы, переведем их в пятибалльную систему.

Ребята, прослушайте стихотворные строки, рассмотрите иллюстрации и выполните первое задание: запишите слова – ассоциации к слову «война».
Т.В. Трунина 1

Война!


Гудит вдали земная твердь.

И гибнут славные сыны Отчизны.

Когда же люди одолеют смерть?

Когда избавятся от скорбной тризны?

Вдали упал неведомый боец,

Быть может в Африке, а может в Чили.

И боль пронзила тысячи сердец,

И слезы наши души омрачили.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Какие слова вы ассоциируете со словом «война»? (ответы учащихся)

Изо дня в день люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.

(слайд 3)

Ребята, я познакомлю вас со статистическими данными, которые помогут вам ответить на вопрос: Почему возникла необходимость в разработке международного гуманитарного права?

За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

В наполеоновских войнах (1805 - 1815 гг.) число убитых составило около миллиона человек.

Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати

одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего


Т. В. Трунина 2

(слайд 4) (ответы учащихся)

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

(слайд 5)

Немецкий философ И.Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий это самая деликатная проблема, какую только можно представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

А мы сегодня на уроке, должны в ходе работы найти ответ на проблемный вопрос: совместимы ли такие понятия, как «война» и «право»?

Я предлагаю вам познакомиться с основными источниками международного гуманитарного права и определить, кого защищает международное право в условиях вооруженного конфликта? (слайд 6)

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых и больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны;

Дополнительный протокол 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. Протокол I. Часть III. Методы и средства войны.

Дополнительный протокол 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. Протокол II. Часть II.Гуманное обращение.

(ответы учащихся)

Т. В. Трунина 3

Учитель: Таким образом, международное гуманитарное право устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны.

Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта: это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

А сейчас, работая в парах вам, ребята, необходимо на основе источников, сформулировать положения, защищающие жертв войны.

1 пара: положения, защищающие раненых, больных, потерпевших кораблекрушение;

2 пара - военнопленных;

3 пара - гражданское население,

а 4 паре предстоит подготовить сообщение о методах и средствах военных конфликтов.

(музыкальное сопровождение)

(ответы учащихся)

Учитель: Таким образом, в вооруженном конфликте победа над противником любой ценой недопустима. Международное гуманитарное право не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне, как на войне».

Участники военных действий обязаны следовать нормам международного гуманитарного права, вести войну по правилам.

А как должны себя вести люди, оказавшиеся в зоне вооруженного конфликта?

Решите, исходя из норм международного гуманитарного права, кто прав и кто не прав в разговоре. Почему? Как надо поступить?

Ситуация – сценка. Объявление по радио: Внимание, над городом ожидаются ночные налеты авиации противника.

Разговор между членами семьи.

Ребенок 7 лет. Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете. Она живет в таком большом доме, его трудно разрушить.

Бабушка: Не бойся, сколько мы уже пережили налетов, а остались целы. Обойдется и на этот раз. До тети и до укрытия идти далеко, а я сегодня очень плохо себя чувствую. Ноги сильно болят. Останемся все дома.
Т. В. Трунина 4

Дедушка: Действительно, не надо никуда идти. Кругом жилые дома да общественные здания. А авиация работает по другим целям. Что им наш дом. А потом можно на крыше расстелить две белые простыни и нарисовать на них красный крест. Тогда совсем не о чем волноваться.

Бабушка: Нечего и красный крест рисовать, в двух кварталах городская больница и госпиталь…там все что нужно, обозначено.

Девушка 14 лет и ее друзья: Обязательно надо идти в укрытие. Потому что рядом вокзал. Крупный железнодорожный узел.

Мать: Надо идти не в укрытие, а на наш завод. Он выполняет важный военный заказ, и его хорошо защищают от налетов. Да сюда и бабушке ближе, чем до укрытия.

Ребенок 7 лет: Давайте на завод! Интересно посмотреть, как их самолеты сбивать будут. Деда, а ты еще и свое охотничье ружье возьми.

Дедушка: Вот, молодец, внучек. Правильно подсказал, так и надо сделать.

(ответы учащихся)

Ребята, я обращаю ваше внимание еще на одно высказывание. У.Теккерей сказал:

«Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых – слезы, а с третьих – и слезы, и кровь».

Как вы понимаете данное высказывание?

Почему война в одинаковой мере заставляет страдать и взрослых и детей ?

(ответы учащихся)

Война приносит страдания все, но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужасы войны? Что останется самым памятным воспоминанием детства?

Только смерть. Ведь и сейчас где-то рвутся бомбы. Свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома, горят детские кроватки.

Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлен на обеспечение защиты детей в условиях вооруженного конфликта, предоставляет им защиту двух видов – общую и особую.

На основе документов международного права определите, что вы отнесете к общей защите, а что - к особой? (слайд 7 )


Т. В. Трунина 5

1.в отношении детей запрещаются посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность;

2. в случае необходимости, с согласия родителей принимаются меры для временной эвакуации детей из района военных действий;

3.общей обязанностью сторон, участвующих в вооруженном конфликте, является содействие воссоединению семей;

4.взятие детей в заложники

(слайд 8)

Назначение любой правовой нормы заключается в воздействии на поведение людей. Международное гуманитарное право предписывает, что нужно и что нельзя делать в условиях вооруженного конфликта, то есть определяет нормы поведения участников военных действий. Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного военного конфликта, которые называются военными преступлениями.

Совершивший военное преступление, может быть судим непосредственно на основе международного права. В 1998 году на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного международного суда, в компетенцию которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.

Ребята, перед вами афоризмы, отражающие сущность международного гуманитарного права. Прочитайте их, и сделайте вывод, совместимы ли понятия «война» и «право».

Аргументируйте свой ответ.

«Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие »

А. Дюнан

«Старый девиз права войны: «причини неприятелю весь возможный ущерб» уступил место новому закону: «Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем того требует цель войны» Ж. Пикте
Т.В. Трунина 6

« Благородно – сражаться и, если нужно, умереть за свое отечество. Не менее благородно и честно – проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или к застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано»

Д.Робертс

«Война – незаживающая рана, которую получил мир»

Дж. Б. Пристли

«Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права заключается в том, чтобы примирить эти две крайности »

О.Рюссбак

Стал уже историей XX век. Человечество шагнуло в новое столетие. Каким оно будет?? Во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно. А для этого. Следуя совету Бернанда Шоу «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди»

Наш урок заканчивается, я благодарю вас за работу, подведем итог.

34 и более баллов – оценка «5»

27 – 33 балла - оценка «4»

20 – 27 баллов - оценка «3»

Домашнее задание.