Методическая разработка урока по кулинарии «Приготовление блюд из творога», (6 класс). Конспект урока по кулинарии "разные супы" Как написать конспект по кулинарии

Муниципальная автономная организация

дополнительного образования и профессионального обучения

«Ленинградский учебный центр» станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район











Конспект открытого урока кулинарии по теме

«Кулинарный КВН»

для учащихся профессии «Повар»

Разработала: учитель МАОДОПО ЛУЦ О.Л. Грибовская,

ст. Ленинградская

2014г.

Цель : обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Обработка овощей», «Обработка рыбы»

Задачи:

образовательная:

В интересной форме проверить и закрепить знания учащихся по темам «Обработка овощей», «Обработка рыбы»;

Формировать умения применять полученные знания в решении новых познавательных и практических задач;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

развивающая:

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе;

Формировать творческую инициативу и активность.

воспитательная:

Прививать любовь к своей профессии;

Воспитание разносторонней личности.

Используемые образовательные технологии : игровая технология обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология.

Место проведения : аудитория №1

Состав участников : учащиеся первого года обучения.

Подготовка к уроку: За 2 недели до урока учащимся было предложено придумать название, эмблему, девиз команды и выполнить оригинальную фруктовую нарезку.

Оснащение урока:

1. Столы, стулья для гостей и участников.

2. Мультимедийный проектор, экран.

3. Презентация, карточки, раздаточный материал.

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Включается ПК проектор, выводится (1 слайд ) - заставка о начале мероприятия с музыкальным сопровождением.

Ведущий : Здравствуйте друзья, мы рады приветствовать вас на нашем празднике! Итак, мы начинаем кулинарный КВН! Просим команды занять свои места.

Оценивать знания, умения, юмор и находчивость команд будет наше строгое жюри:

Заместитель директора по УПР – А.А. Порхоменко,

Заместитель директора по ПР – Е.Н. Рукис.

Заместитель директора по маркетингу- Т.И. Позвонкова

и почетный гость директор МАОДОПО ЛУЦ – Е.А. Хамракуллова

    Основная часть.

Ведущий : А сейчас познакомимся с командами.

(2 слайд) Первый конкурс «Представление команд». Этот конкурс оценивается по 5-бальной системе. Слово нашим командам.

Ведущий: Иногда бывает так, что читаешь рецепт блюда и встречаешь непонятные слова. Наш следующий конкурс на знание кулинарной терминологии

(3 слайд). (Приложение 1).

Ведущий: Каждая команда получила домашнее задание: приготовить оригинальную фруктовую нарезку. (4 слайд) Просим представить свои работы на суд жюри и болельщиков.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги трёх конкурсов, проверим эрудицию наших болельщиков в области кулинарии. Итак, викторина «На грядке». (Приложение 2) .

(5 слайд). А сейчас конкурс капитанов. Приглашаем капитанов обеих команд занять рабочие места. Ваша задача: Очистить три картофелины. Первую нарезать соломкой. Вторую – дольками. А из третьей - вырезать грибок.

ФИЗМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись - вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

1-й ведущий: Жюри оценивает работу капитанов, а мы проведём конкурс «Анаграммы». (6 слайд) Из предложенных анаграмм командам предлагается составить как можно больше слов за определенный период времени. На выполнение задания дается 5 минут.

(Приложение 3).

Ведущий: Следующий конкурс «Фаршируем щуку» (7 слайд ). На столах одинаковые наборы карточек. Вам необходимо собрать продуктовую корзину и составить последовательность операций для приготовления полуфабриката «Щука фаршированная».

Не сомневаемся, что участники команд не только увлекаются кулинарией, но и находят время для чтения. Конкурс «Знатоки литературы». (8 слайд ). Ваша задача: за 1 минуту вспомнить и записать произведения, в названиях которых есть пищевой продукт или блюдо. (По 1 баллу за ответ).

    Итог мероприятия.

Ведущий: Просим жюри объявить итоги конкурсов. (9 слайд ).

(Награждение участников)

Ведущий: Дорогие гости, участники команд, спасибо за участие в сегодняшнем мероприятии!

До новых встреч!

( 10 слайд – заставка с музыкальным сопровождением).

конкурса

Название конкурса

Требования

Макс. количество баллов

Команда

_________________

Команда

_______________

«Представление команд»

Название команды, девиз, эмблема, форма

5 баллов

«Кулинарные термины»

Правильный ответ на вопрос

10 баллов

«Домашнее задание»

Оригинальность выполнения и представления фруктовой нарезки

5 баллов

Конкурс капитанов

Организация рабочего места, быстрота и правильность нарезки

5 баллов

«Анаграммы»

Правильный ответ

10 баллов

«Фаршируем щуку»

Правильность составления

5 баллов

«Знатоки литературы»

Выигравшая команда

5 баллов

Приложение 1.

Конкурс «Знатоки терминов»

    Жидкая смесь из яиц и молока (воды) – ________________________

    Зразы, имеющие форму полумесяца - __________________________

    Изделие, которое подверглось первичной обработке, но нуждается в дальнейшей окончательной обработке, чтобы стать пригодным для потребления - ______________________

    Обвалка полуфабриката продуктов в сухарях, муке или белом хлебе – ______________________

    Изделие округло-приплюснутой формы до 6 см в диаметре – ______________________________

    Жидкое тесто, в которое обмакивают продукты перед их обжариванием – ___________________

    Изделия в виде шариков диаметром до 3 см – _______________

    Сочетание пищевых продуктов, доведенных до кулинарной готовности, порционированных, оформленных и готовых к употреблению в пищу – _____________________________

    Изделие, имеющее форму батона с фаршем внутри, приготовляемое на несколько порций – ___________________

    Изделие овально-приплюснутой формы с продолговатым концом – ________________________

Приложение 3.

Анаграммы "Овощи"

2. ЛЕХФЕНЬ

3. УТКАПАС

4. РОБАКИЛЬ

5. СТОПСАНИ

6. КЛАНЖАБА

7. ПЕШКАТУР

8. СТЕНАКРАП

9. ОТЕЛЬФРАК

10. ТАМБУРПОНИ

Ответы к конкурсу «Кулинарные термины»

    Льезон

    Тельное

    Полуфабрикат

    Панирование

    Биточки

    Кляр

    Тефтели

    Блюдо

    Рулет

    Котлета

Ответы к конкурсу «Анаграммы»

1. Артишок

2. Фенхель

3. Капуста

4. Кольраби

5. Патиссон

6. Баклажан

7. Петрушка

8. Пастернак

9. Картофель

10. Топинамбур

Продуктовая корзина для приготовления полуфабриката «Щука фаршированная»:

Щука, хлеб, молоко, соль, перец, лук, чеснок, масло сливочное.

Последовательность операций для приготовления полуфабриката «Щука фаршированная»:

    У щуки отрезают плавники (кроме хвостового).
    2. Очищают от чешуи.
    3. Снимают кожу "чулком" до хвостового плавника, отделяют. Кожу хорошо промывают.
    4. Отделяют у тушки голову и обрабатывают (вырезают глаза и жабры).
    5. Тушку потрошат, промывают и разделывают на чистое филе.
    6. Из полученного филе готовят фарш для фарширования рыбы.
    7. Кожу заполняют фаршем (неплотно, в противном случае кожа может порваться во время тепловой обработки).
    8. Приставляют или пришивают голову, оборачивают рыбу в пищевую пленку.
    9. Получают готовый полуфабрикат, который направляют на тепловую обработку или охлаждают.

Приложение 2.

Викторина «На грядке»

Он бывает горьким и сладким, а его плоды имеют разную форму и цвет. Славится не только как своеобразная еда, но еще как ароматический и лекарственный продукт. Витамина С в нем в пять раз больше, чем в лимоне. (Перец).

Этот овощ «пришел» к нам из Америки двести лет назад и поначалу совершенно не понравился по вкусу. Просто люди не сразу разобрались в том, что надо есть - ели даже цветы и зеленые ягоды. Какое-то время его кусты с необычными для России цветами и плодами служили украшением для дамских шляпок на балах и в театрах. Из него в настоящее время делают много вкусных блюд и соусов. (Помидор или томат).

Этот овощ был известен в Индии уже 3 тысячи лет назад и оттуда распространился по всем континентам. С тех пор люди научились делать из него множество салатов и солений. А иногда их выращивают в садах ради красивых желтых цветов и листьев. Известен дикорастущий вид этого растения, плод которого «выстреливает» семенами на несколько метров. (Огурец, «бешеный» огурец).

Этот овощ, всегда ценили за сладкую сочность и целебные свойства. Ведь в нем очень много витамина А (бета-каротина), очень важного для здоровья и роста человека. Этот витамин улучшает зрение. Поэтому всем детям (а не только зайцам) нужно его есть как можно чаще. (Морковь).

Этот овощ - давний символ здоровья и благополучия. Не случайно во многих домах, овощных магазинах, на рынках и по сей день вывешивают косы и венки, сплетенные из него. Он, и зеленый, и репчатый, - «защитник» от вредных микробов. (Лук).

Этот овощ в зеленых стручках - одно из любимейших детских лакомств на дачной грядке. Издавна его выращивали не только для вкусных супов и каш, но и для очень питательной муки, которую смешивали с пшеничной или ржаной мукой и выпекали хлеб, блины, пирожки. (Горох).

Этот овощ давно известен на всех континентах. Даже на севере нашей страны и Америки он дает хороший урожай и кормит людей круглый год. Всего известно 35 видов. Едят в свежем виде, делая различные салаты, голубцы, котлеты. А в квашеном виде - кладовая разных витаминов. (Капуста).

Один из самых крупных овощей. А люди всегда питают слабость к громадному - оно будит воображение. Поэтому и к этому овощу относятся с особым уважением. По прихоти человека этот овощ достигает невероятных размеров и может весить до 100 кг. Его удобно выращивать: он неприхотлив, растет даже без ухода, а из-за своей величины не пользуется популярностью у воров. (Тыква).

Ближайшие родственники самой обыкновенной тыквы. Их жарят или тушат с другими овощами, консервируют как огурцы, а иногда едят сырыми и даже варят варенье. (Кабачки).

Эти овощи очень красивы, похожи на звезды или цветы. Ими наряжают новогодние елки, украшают кухни и дачи, делают из них забавные игрушки, декоративные вазы и корзинки. (Патиссоны).

Викторина «Овощная»

Какой овощ три раза меняет имя? (Лук-чернушка, лук- севок, лук-репка).

Что давали в Древнем Египте после обеда на десерт? (Вареные кочаны капусты).

Каким овощем в старину наказывали лодырей? (Горохом).

В каком овоще содержится очень много крахмала? (Картофель).

Какой овощ напоминает летающую (космическую) тарелку? (Патиссон).

Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук).

Что редьки не слаще? (Хрен).

Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»? (Капуста).

Что означает слово «бахча»? (Сад).

Какой овощ содержит большое количество витаминов роста? (Морковь).

Кругла да гладка, откусишь - сладка... Засела крепко на грядке... (Репка).

Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).

Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).

В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свекла).

Что вызвало бессонницу у принцессы? Горошины.

Блиц викторина «Овощи»

Место, где растут овощи. (Огород).

Бывает и сладким, и горьким. (Перец).

Из него делают кетчуп и томатную пасту. (Помидор).

Овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. (Тыква).

Белокочанная, брюссельская, савойская, кольраби, листовая - это... (Капуста).

Овощ, в котором содержится много витамина А. (Морковь).

Их называют растительным мясом, так как они содержат много белка. (Горох и фасоль, или бобовые.)

Из него готовят вкусное пюре. (Картофель).

Родственница арбузов и дынь. (Тыква).

Стеблевая репа. (Кольраби).

Родина помидора. (Америка).

Название дикого лука. (Черемша).

Маленький, горький, луку брат...(Чеснок).

Когда его чистят - плачут. (Лук).

Семя стручкового растения, употребляемое в пищу. (Боб).

Корнеплод. Если он пареный, то проще не бывает. (Репа).

Продукт подсолнуха и тыквы. (Семечки).

МОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

План - конспект урока

технология (обслуживающий труд - кулинария)

«Виды теста»

Цели урока:

1. Закрепить знания учащихся о некоторых видах теста.

2. Воспитывать трудолюбие и эстетические качества личности.

Задачи:

1. Образовательная - отработать навыки на практике при изготовлении бисквитного, дрожжевого и слоеного теста, используя дифференцированный подход к учащимся.

2. Развивающая - развивать: умение применять инструменты и приспособления для обработки пищевых продуктов; интерес к учению;

3. Воспитательная - воспитывать самостоятельность и чувство от­ветственности за порученную работу перед коллективом , умение трудиться в коллективе, культуру общения , аккуратность и куль­туру труда при выполнении работы.

Методы проведения занятия: фронтальный опрос; самостоятельная работа под контролем преподавателя.

Межпредметные связи:

Математика: расчет количества необходи­мых продуктов для приготовления изделий из теста;

физика: теплота; виды теплопередач при выпечке;

история: происхождение изделий из муки на Руси, история яблочного пирога;

химия: наблюдение химической реакции при взаимодействии разрыхлителя с тестом;

Наглядно-иллюстрируемый материал:

1. Технологические карты изготовления мучных изделий.

2. Технологическая карта приготовления дрожжевого теста.

3. Технологическая карта приготовления начинок для пирогов.

4. Карточки-задания для проверки знаний.

5. Фото-образцы оформления пирогов.

Тип занятия: Комбинированный. Время: 2 х 45 мин.

Ход урока

1. Организационная часть (3 мин.)

Контроль посещаемости.

Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала (7 мин.)

1. Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам - заданиям у 2-3 учащихся.

2. Вопросы к классу.

Какие вы знаете виды теста?

В чем особенность бисквитного теста?

Назовите, какие кондитерские изделия можно приготовить из бисквитного теста?

В чем особенность песочного теста?

Из какого вида теста можно приготовить яблочный пирог?

Чем отличается дрожжевое тесто от пресного?

Из какого вида теста можно приготовить пирожки?

Сегодня на уроке мы будем работать с тремя видами теста: бисквитное, дрожжевое, слоеное.

Давайте обговорим особенности изготовления этих видов теста.

Бригада № 1 – бисквитный пирог: яйца + сахар – взбить, + 2п. разрыхлителя, 250г. сметаны, 2ст. муки, 1ч ложка корицы, яблоки

Бригада № 2 –пирожки из дрожжевого теста приготовленного безопарным способом. При безопарном способе все продукты по рецепту замешиваются сразу в полной норме: дрожжи, сахар, соль, 2ст. воды, 6 стаканов муки и 0.5 стакана подсолнечного масла. Начинки из капусты с яйцом и яблок.

Бригада № 3 – приготовление «язычков» из слоеного теста промышленного производства.

Прежде, чем начинать практическую работу, учащиеся вспоминают правила безопасности при выполнении кулинарных работ .

Правила безопасности при работе с электроприборами.

1. Перед началом работы проверить состояние шнура и вилки.

2. Работать сухими руками.

3. Разбирать прибор после его отключения.

4. Отключать от сети прибор нужно держаться за вилку, а не за шнур.

Правила безопасности при работе с духовкой.

1. Во избежание ожогов не прикасаться к корпусу плиты.

2. Не открывать дверцу духовки, за выпекаемыми изделиями наблюдать через смотровое стекло.

3. Вынимать изделие из духовки, пользуясь прихватками.

4. Время и режим тепловой обработки в духовке задаются учителем.

Правила безопасности при работе с ножом.

1.Работать только хорошо заточенным ножом.

2.Пользоваться ножом осторожно.

3.Передавать нож только ручкой вперед.

4.Не поднимать нож высоко над доской.

Учащиеся приступают к выполнению практической работы по бригадам.

3.Самостоятельная работа учащихся по бригадам (45 – 55 мин.).

Текущий инструктаж – целевые обходы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход : проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

Третий обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Провести приемку и оценку работ.

Группа учащихся делится на три бригады. Из числа учащихся, входящих в состав бригады, выбирается бригадир.

Бригады начинают работать одновременно.

Бригада №1 выполняет работу «Приготовление яблочного пирога», используя технологическую карту. Во время работы учащиеся объясняют свои действия. В своем рассказе используют межпредметные связи. Учащиеся рассказывают историю происхождения яблочного пирога. После того как изделие поставили в духовку, девочки начинают сервировать стол.

Бригада № 2 выполняет работу «Приготовление пирожков из дрожжевого теста», используя соответствующую технологическую карту. В процессе работы девочки рассказывают о безопарном способе приготовления дрожжевого теста. Учащиеся второй бригады используют дрожжевое тесто и начинку, приготовленные заранее. Во время формовки пирожков учащиеся рассказывают историю происхождения пирогов на Руси.

На этапе расстойки пирогов, девочки демонстрируют процесс замеса теста и рассказывают, как приготовили начинку.

Бригада № 3 выполняет работу «Приготовление язычков из слоеного теста», используя свою технологическую карту. Учащиеся работают с тестом, промышленного производства. Девочки рассказывают о процессе изготовления слоеного теста.

4. Заключительный инструктаж (10 мин).

Анализ характерных ошибок и их причин.

Сообщение оценки работы каждой ученицы.

5. Домашнее задание (5 мин).

6. Уборка рабочих мест (10 мин).

Литература:

1. Учебник «Технология» 7 класс под редакцией, Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2007 г.;

2. Учебник «Обслуживающий труд» 7 - 8 кл. под редакцией, ; Москва. «Просвещение» 1985 г.

3. «Уроки по курсу «Технология» 5 – 9 класс , Москва, издательство 5 за знания», 2008 г.

4. Сведения из Интернета.

Предлагаю вам план- конспект урока кулинарии в 5 классе. Данный план конспект урока даст возможность молодому специалисту организовать урок на высоком уровне, для педагогов технологии разработать открытый урок в 5 классе.К уроку предлагаю и презентацию " путешествие в город САЛАТОГРАД"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Раздел кулинарии. Тема: Путешествие в страну кулинарии. (класс- 5) Разработала учитель технологии МБУ СОШ № 5 – «Школы здоровья и развития» Мазитова Г.М.

Символ настроения

путешествие в страну. кулинария

Как называется помещение, где готовят пищу? Какие виды бутербродов ты знаешь, в чем их отличие? Какие правила санитарии и гигиены следует выполнять на кухне?

витамины Витамины группы В- улучшают пищеварение, обмен веществ, состояние кожи и зрения.

Витамин С Укрепляет защитные силы организма.

Витамин А Способствует росту, развитию, улучшает зрение.

Витамин D Укрепляет кости, поддерживает хорошее самочувствие, участвует в минеральном обмене веществ.

РАСШИФРУЙТЕ КОД ЗАМКА 1 3 4 5 С В Е К Л А Р Е П А Л У К Т О М А Т К А П У С Т А

Салатоград

Современный толковый словарь «Салат»- блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде.

салаты Из сырых овощей Из вареных овощей

Соломки, кружочки Форма нарезок. брусочки кубики

1 . Механическая обработка овощей. сортировка очистка Технология приготовления салатов из сырых овощей. мойка промывка нарезка

1 . Очищать и нарезать овощи ножом из нержавеющей стали. Чтобы витамин С не разрушался 2.При очистке овощей снимать тонкий слой кожуры. 3.Очищенные овощи не держать долго в воде. .

Перемешивать продукты следует осторожно, чтобы они не мялись! 2.Заправка салата сметана майонез растительное масло

3.Оформление салата Салат нужно уложить в салатник, УКРАСИТЬ ЗЕЛЕНЬЮ ИЛИ ПРОДУКТАМИ, ВХОДЯЩИМИ В СОСТАВ САЛАТА.

Из одного или нескольких видов овощей, это холодное блюдо заправленная сметаной, майонезом или растительным маслом, которую подают в начале приема пищи. Салат-

Требования к качеству салатов из сырых овощей. Нарезка овощей должна быть одинаковой и соответствовать виду салата. Зелень, используемая для салата, не должна быть вялой, пожелтевшей или потемневшей. Консистенция овощей должна соответствовать овощам, входящим в состав салата. Не следует использовать перезрелые огурцы с грубой кожей и твердыми семечками. Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов.

Запомни! Правила составления салатов. Продукты, использованные в салатах, должны быть совместимы во вкусовых отношениях. Каждому салату соответствует своя заправка. Овощные салаты очень чувствительны к соли: от крепкого посола зелень быстро жухнет, она теряет не только свежий вид, но вкус. Салат должен быть сочным-это основное его достоинство.

Требования к качеству готовых блюд. Цвет и запах блюд должны соответствовать цвету и запаху свежих продуктов.

Как называют помещение, где готовят пищу? Какие питательные вщества необходимы для организма человека? В чем заключается роль витаминов для организма человека? Какой витамин называют витамином роста? В каких продуктах содержатся много витамина С?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Числа. Выражения. Преобразование. 9-й класс Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: ·...

Цель урока: актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе, продолжить работу над текстовыми задачами.Структура урока:- организационный момент,- мотивация к учебно...

Приготовление холодных блюд и закусок из рыбы (I-курс, Повар, кондитер) План – конспект урока по Профессиональному модулю 04.01 «Приготовление блюд из рыбы» Урок-игра Цели: 1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам. 2. Воспитывать уважение к труду и людям труда. 3. Воспитывать добросовестность, ответственность. 4. Прививать правила этикета за столом. 5. развивать навыки в обработке пищевых продуктов 6. развивать эстетический вкус. 7. развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, мышление. 8. проверить знания по теме: «Рыба, приготовление блюд из рыбы» 9. дополнить знания полученные на предыдущих уроках и познакомить с технологией приготовления рыбных закусок. Ход урока 1. Организационный момент Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы отправляемся в морское путешествие. Бригады доложите о готовности. (Группа делиться на 2 команды) Отлично, цель нашего путешествия: - проверить и дополнить знания, полученные на предыдущих уроках и благополучно добраться до острова «холодных закусок». Ведь тема урока «Приготовление рыбных закусок». Скажите какие бы вы поставили перед собой цели, отправившись в это путешествие. (слайд №3,4) Итак, уселись поудобнее и в путь. Проверка знаний учащихся Вопрос: У нас появилась серьезная проблема. Дело в том, что в плаванье мы забыли взять еду и пресную воду. Как же нам быть в сложившейся ситуации? (Слайд: №5,6) Ответ: Да, действительно, успешное длительное путешествие отважного врача без пищи и воды подтвердило, что море может прокормить человека и возможности его, при планомерном и рациональном использовании, неисчерпаемы. 1. Рыба на столе – здоровье в доме – так говорят медики. И они правы, ведь рыба ценный продукт питания. Наш корабль прибыл на остров «Здоровья», чтобы продолжить путешествие, надо ответить на вопросы: (Слайд: №7) Вопрос: – в каком виде рыба поступает в продажу? Ответ: – в магазины поступает рыба - живая, охлажденная, мороженная, копченая, сушеная, маринованная, рыбные консервы. Консервирование рыбы производится на рыбообрабатывающих предприятиях. 2. Ну вот мы добрались до следующего острова. По русскому народному поверью, рыбу можно есть только в те месяцы, в названии которых есть буква «Р» , мудро, с мая по август почти все рыбы нерестятся, да и повсюду жара. Если нет холодильника, рыба быстро портится. Свежесть рыбы определяют оргонолептически, то есть по внешнему виду и запаху Вопрос - назовите признаки доброкачественности рыбы? Ответ – свежая рыба покрыта прозрачной слизью, брюшко не раздуто; чешуя гладкая, чистая, блестящая, плотно прилегающая к телу; глаза прозрачные, блестящие, жабры без слизи, светло- или темно-красного цвета, имеет свежий, характерный рыбный запах, мышечная ткань эластичная. 3. Следующий остров « Остров трех «П»» три «П» - это своеобразная формула, которую нельзя забывать хозяйке: почистить, подкислить, посолить. Вопрос – назовите этапы первичной обработки рыбы? Ответ – оттаивание (мороженную рыбу оттаивают в холодной подсоленной воде) - очистка от чешуи – чешую удаляют рыбочисткой, специальным ножом или обычным ножом, снимают чешую от хвоста к голове, держа рыбу за хвост. - разрезание брюшка (от хвоста к голове) - удаление внутренностей - удаление головы. Хвоста, плавников - промывание - крупную рыбу пластуют (пластование – разрезание рыбы вдоль по позвоночнику пополам. - разрезание на порционные куски 4. Вопрос – как следует использовать отходы, остающиеся при разделки рыбы? Ответ – пищевые отходы (хвост, плавники, голова) тщательно промывают и используют при варке бульонов и студней. Икру или молоки засаливают или жарят, используют для приготовления паштетов и фаршмаков. Жир, отделенный от внутренностей, добавляют в котлетную массу. 5. Следующий остров «Остров тепловой обработки» Вопрос – какие виды тепловой обработки применяются при приготовлении блюд из рыбы? Ответ – приготовление рыбных блюд может включать все виды тепловой обработки: варка, припускание, жаренье, тушение, запекание. 6. Вопрос – дать определение варке и припусканию? Ответ – варка – тепловая обработка в небольшом количестве жидкости, рыбу закладывают в кипящую так, чтобы она покрывала ее на 1-2 см.. Припускание – варка рыбы в небольшом количестве жидкости. Жидкость надо наливать на одну третью высоты слоя рыбы. 7. Вопрос – что такое тушение и жаренье? Ответ – жаренье состоит в нагревании продуктов без добавления жидкости. Существует несколько способов жаренья: с жиром, в большом количестве жира, на открытом огне. Тушение – включает в себя обжаривание, с последующим припусканием. Показ слайдов №9,10,11,12,13 Новая тема, Вводный инструктаж и практическая работа. Итак мы приплыли до пункта назначения, до «Острова холодных закусок». Открыли тетради и записали тему урока «Приготовление рыбных закусок». Закуски возбуждают аппетит и поэтому играют немаловажную роль в нашем питании. Завтрак, обед или ужин принято начинать с закуски. Закуска является украшением праздничного стола. Для приготовления закусок используют рыбу в различных видах – отварная, припущенная, жареная, заливная, маринованная, соленая, копченая, консервированная. Наиболее распространенными закусками являются бутерброды и салаты. Для приготовления бутербродов широко применяются не только все гастрономические рыбные продукты, но и отварная и жареная рыба. Для рыбных бутербродов чаще используют пшеничный хлеб. Однако бутерброды с сельдью, килькой лучше готовить с черным хлебом. Для приготовления рыбных салатов чаще используют отварную или припущенную рыбу, рыбу горячего копчения или рыбные консервы. В винегреты принято добавлять сельдь. Заправляют салаты различными соусами. Готовить закуски лучше всего перед их подачей на стол. Вот и закончилось наше плавание. В море хорошо, а на земле лучше. Сейчас вы будите готовить рыбную закуску, пробуя себя в роли повара. Земля еще и потому щедра Что в мире существуют повара Благословенны их простые судьбы А руки будто помыслы чисты Профессия у них добра по-сути Злой человек не станет у плиты Но прежде чем приступить к работе, повторим правила по технике безопасной работы. Практическая работа Пользуясь инструкционными картами, приготовить рыбу тушеную с овощами Рыба, тушенная с овощами Наименование блюда: Рыба, тушенная с овощами Технологическая карта (кулинарный рецепт) Вид обработки: Тушение Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда: Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г Минтай 134.08 61.67 Вода питьевая 18.33 18.33 Морковь 28.17 22.5 Лук 17.83 15 Масло растительное 5.33 5.33 Сахар 1.67 1.67 Соль пищевая йодированная 0.83 0.83 Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы): Наименование показателя, Содержание питательных рассчитываемого в соответствии с веществ на 100 грамм блюда новым СанПиН Белки, г 9.7 Жиры, г 5.2 Углеводы, г 4.9 Калорийность, ккал 101 B1, мг 0.1 B2, мг 0.1 C, мг 1.2 Ca, мг 33.9 Fe, мг 0.7 Рекомендуемый выход блюда для кормления детей за 1 прием пищи (грамм): Количество часов Дети 3-7 лет (детский Дети 1-3 лет (ясли) содержания детей сад) 8-10 часов 120 120 12 часов 120 120 24 часа 120 120 Технологическая карта приготовления блюда: Технология приготовления Обработанную рыбу разделывают на филе без кожи и костей, нарезают порционные куски, кладут в функциональную емкость, смазанную маслом в один ряд. Очищенные морковь и лук репчатый нарезают соломкой, укладывают на рыбу, заливают горячей кипяченой водой, доводят до кипения, добавляют сахар, соль, закрывают крышкой и тушат до готовности 35-40 мин. При отпуске можно добавить мелконарезанную зелень (1-2 г). Органолептические показатели качества Внешний вид - рыба сохранила форму, сверху - овощи. Цвет - рыбы - серый, овощей - светлооранжевый. Консистенция - рыбы и овощей - мягкая, сочная. Запах свойственный рыбе и овощам, без постороннего. Вкус - характерный тушеной рыбе и овощам. Дегустация блюда Уборка рабочих мест Заключительная часть урока Подведение итогов (достигли ли учащиеся поставленных целей), выставление оценок. Спасибо за внимание!


Конспект открытого урока по технологии
В 7 классе
Тема урока: «Витаминный стол и приготовление праздничной закуски из сыра и овощей «ХРУСТИКИ».
Урок подготовила и провела
15 октября 2013 года
Модлина Л.В.
Тип урока – комбинированный (закрепления изучаемого материала +
повторения пройденного материала).
Цель урока:
- Познакомить с влиянием витаминов на организм человека;
- Научить готовить праздничную закуску.
Задачи:
Образовательные – Продолжать знакомство с национальными блюдами. Учить пользоваться ножом. Продолжать учиться пользоваться тёркой. Работа на электроплите. Слушать и выполнять устные инструкции учителя. Систематизировать последовательные действия. Научиться готовить закуску из сыра, овощей и лаваша. Выполнять правила по технике безопасности при работе с ножом и с электроплитой.
Коррекционно –развивающие:
Корригировать и развивать связную устную речь (пополнение о обогащение пассивного и активного словаря).
Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (во время обработки продуктов формировать ручную умелость, развивать ритмичность и плавность движений.
Корригировать и развивать мыслительную деятельность (устанавливать логические и причинно-следственные связи по национальным блюдам).
Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (составлять план работы, навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки.
Воспитательные –
Воспитывать интерес к занятиям кулинарии.
Воспитывать умение работать в команде.
Воспитывать бережное отношение к продуктам.
Здоровье сберегающие:
Следить за правильной осанкой.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Соблюдать режим по Т/Б при работе с горячей сковородой.
Ход урока
Структура урока (комбинированный урок: теоретическая часть, практическая часть + пояснение).
1 ЭТАП - организационный момент
Проверить готовность наличие формы, продуктов, санитарно-гигиенические требования.
Сообщить тему урока.
На экране слайд со словами «Витаминный стол в праздничной закуске из овощей, сыра
и лаваша».
П - ЭТАП –проверка домашнего задания
Использую технические средства обучения «Презентация к уроку»
- повторение материала прошлого урока в форме беседы
- правила по технике безопасности
. устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Вопросы для беседы:
Разговор о национальных блюдах.
У каждого народа на земле есть свое национальное блюдо.
- Вы знаете, что существует русские национальные блюда. Какие? (Слайд № 2).
- Пословица: «Щи да каша – пища наша».
У итальянцев – макароны (паста), пицца. (Слайд № 4)
У грузин – шашлык, хачапури, суп-харчо, лобио. (Слайд №5)
У армян – лаваш. (Слайд № 6)
И вот сегодня для изготовления нашего блюда нам понадобится лаваш.
-
- Что мы с вами готовили на прошлых уроках?
- А основная тема наших уроков «Витаминный стол» т.е. какие витамины есть в наших продуктах.
- Какие витамины вы знаете? СЛОВАРЬ ВИТАМИНЫ
- А, В1, В2, В9, С. РР, Е и т.д.
- А – влияет на зрение, кожу, иммунитет. В каких продуктах есть ещё этот витамин? (Печень рыбы, сливочное масло, яйца, морковь, овощи)
- группы В – трещины на губах, язвы в уголках губ, воспаление глаз, слёзы.
- утомляемость слабость, память, сердце. (Творог, орехи)
- С аскорбиновая кислота – укрепляет силы и здоровье человека.
(шиповник, облепиха, калина, рябина, капуста)
- Е- защищает от окисления витаминов А, участвует в обмене веществ (есть в зерновых культурах, хлеб, орехи)
Ш ЭТАП – подготовка учащихся к усвоению нового материала
Разгадываем кроссворд и вспомним какие продукты нам сегодня будут нужны
Дети сами называют номер кроссворда и объясняют какие в этом продукте витамины
1 З 2 Л А В А Ш 3 К М У О 4 С Ы Р К К 5 М А Й О Н Е З
В 6 З Е Л Е Н Ь По горизонтали:
2 – Национальная армянская еда.
4 – Кисломолочный продукт.
5 – Заправка или соус для салата.
6 – петрушка, укроп, лук – это………
По вертикали:
1 – Первая еда на праздничном столе
3 – Овощ.
Лаваш - витамин Е т.к.он готовиться из зерновых культур, это тот же хлеб
СЫР - витамины группы В
Морковь – витамины А, С
ЗЕЛЕНЬ – витамин С
Майонез – об этом поговорим позже и вы получите рецепт приготовления майонеза дома
Правила по технике безопасности
IV этап – Сообщение нового материала.
-
Давайте составим план работы и распределим обязанности
Переходим в другой кабинет
Распределяем работу
2 чел - трут сыр;
2 чел – режут зелень
1 чел. – всё смешивает
- Заворачивают начинку и постепенно начинаем обжаривать
Обжариваем на 2-х сковородках
- Показываю, как при помощи 2-х лопаток переворачиваем на другую сторону
V этап – выполнение практической работы
В ходе выполнения практической работы осуществляем контроль над соблюдением правил безопасной работы, санитарии, гигиены;
- последовательность, указанной в технологической карте;
- выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;
- трудовой дисциплины.
VI – этап –Подведение итогов.
За 5 минут до конца практической работы, предлагаю дежурным убрать инструменты, а учащимся привести в порядок свои рабочие места.
Дать анализ выполненной работы.
VII – этап - Оцениваю знания и умения учащихся.
Если участвовал в беседе и все этапы выполнял:
- самостоятельно - 5 баллов
- с небольшой помощью учителя – 4 балла
VIII – этап – Домашнее задание
Приготовить дома майонез
Литература к уроку:
Коразол Ю., «Зеленый стол. Вкусно и целебно» - Житомир, 1990г.
Люба С., «Прием гостей» - Липецк, 1992г.
Молоховец Е., «Подарок молодым хозяйкам или средство уменьшение расходов в домашнем хозяйстве – Санкт-Петербург, 1901 г.
Кулинария: суперкнига для гурманов. Под редакцией Г.Пряхина. Издательства «Воскресенье» Москва, 1997 г.
Вкусно, просто, аппетитно, 500 лучших рецептов BURDA MODEN с цветными фотографиями. Издательство ТОО «Внешсигма». Москва 2005 г.
Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. - М.: ВАКО, 2004.И.А. Труханова.
Разговор о правильном питании. // Начальная школа, 2011, №9.
Материалы из Интернета.
По логопедии:
«Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения. Авт. Мирский С.Л., Просвещение, 1995г.
«Преодоление общего нарушения речи у школьника». Авт., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Просвещение,
2001 г.
Cамоанализ открытого урока по теме здоровье сберегающие технологии «Витаминный стол»
В 7 классе от 15 октября 2013 года, учитель Модлина Л.В.
Тема: «Витаминный стол и приготовление праздничной закуски из сыра, овощей и лаваша»
Тип урока и его структура – комбинированный (была теоретическая часть, пояснение и практическая часть).
Место урока в теме этой четверти и урок тесно связан с предыдущими уроками. Так как отдельные ученики посещают уроки эпизодически (Петроченко С. , Савченко А. Сынкова К.) то при планировании урока были учтены дополнительные вопросы, на которых надо было остановиться. На предыдущих уроках мы готовили мясные котлеты, пекли яблочный рулет, готовили витаминный салат из свеклы, яблока, чеснока и сыра. На всех этих уроках мы также в теоретической части говорили о пользе витаминов и здоровой пище. Сейчас мы с учениками 7-х классов работаем над проектом «Здоровая пища». По плану мы должны были проектом заниматься в 4-ой четверти, но в связи с ремонтом класс мы постепенно начали заниматься этой работой.
Как охарактеризовать этот класс? С приходом нового классного руководителя дети стали более дружные, более организованные, однако отдельные ученики часто пропускают занятия (Петроченко С. , Савченко А. Сынкова К), не приносят продукты
На этом уроке выполнялась триединая дидактическая цель урока (обучающая, коррекционно –развивающая и воспитательная).
В обучающей задаче - формировала знания о влиянии витаминов на организм человека. Продолжала знакомство с национальными блюдами. Учила пользоваться ножом и тёркой. Работали на электроплите. Слушали и выполняли устные инструкции учителя.В коррекционно-развивающих задачах были трудности, но это специфика нашей работы. Дети давали иногда односложные ответы. Если знали ответ, то поднимали руку и тут же говорили ответ. Не всегда рационально используют время. Учла замечание Натальи Павловны на прошлом открытом уроке и, несмотря на то, что всегда готовлю инструкционную карту, но теперь предлагаю детям самостоятельно составить план работы и распределить обязанности.
Про воспитательную задачу говорить не буду здесь все благополучно.
А вот про здоровье сберегающие следует сказать, очень стараюсь, чтобы во время урока был доброжелательный микроклимат. Почему я об этом говорю, потому что дети не любят за собой убирать, мыть посуду, плиту, возникают конфликты. (Анна, Артур, Андрей - у него феноменальная память, но он всего боится).
Методы и формы обучения соответствовали с целью обучения. (Беседа, пояснении, кроссворд). Главный этап - это практическая работа. Я, конечно, старалась распределить время на все этапы работы, но это не получилось. Затянулся процесс с кроссвордом.
Мне не очень нужно было на этом уроке ТСО, поэтому я к нему почти не обращалась.
Использовала на уроке группой метод (составление плана работы и распределение обязанностей).
На протяжении всего урока старалась, чтобы дети оречевляли свои действия.
Обстановка на уроке была спокойная, эмоциональная, взаимоотношения с детьми у меня ровные, доброжелательные.
И последнее, как я оцениваю результаты урока? Хотелось бы, чтобы урок проходил в более быстром темпе, не отвлекаться по мелочам, чтобы учащиеся строили свои предложения грамотно. Но, тем не менее, думаю, что мы реализовали поставленные задачи.