FAQ: Физиология эмоций. Восприятие, память, эмоции Физиологическая роль эмоций

Проблема эмоций и эмоционального стресса является значимой не только с точки зрения науки, она оказывает сегодня чрезвычайно сильное влияние на здоровье людей.

1. О влиянии эмоций на организм человека

Воздействие эмоций на здоровье человека может быть разным. Я думаю, что широкому кругу людей известно, что отрицательные эмоции могут способствовать различным заболеваниям, причем круг этих заболеваний расширяется. И если мы говорим о психосоматических заболеваниях, то к ним относят в том числе аутоиммунные, онкологические и другие болезни. То есть не только чисто нервные заболевания.

В то же время известна сила положительных эмоций. Собственно, на этом могут быть основаны в том числе психотерапевтические и даже гомеопатические методы терапии.

2. О возникновении эмоций

Еще в 1950-е годы Полем МакЛейном, американским нейрофизиологом, было обнаружено, что эмоции возникают в специальных структурах мозга, которые он называл лимбическими структурами. Это подкорковые образования - миндалина, перегородка мозга и другие. Именно в них возникает эмоциональное возбуждение, которое потом распространяется на самые разные отделы центральной нервной системы - и на кору, и на спинной мозг, и, в общем, охватывает вслед за центральной нервной системой и периферическую нервную систему, то есть и самые разные органы. Практически можно сказать, что каждая клетка тела реагирует на наши эмоции. Это позволило вывести один из аспектов голографической теории жизнедеятельности, которая была предложена академиком Константином Викторовичем Судаковым: каждый компонент системы (организма) отражает общие свойства этой системы. Таким образом, в работе каждой клетки можно обнаружить отражение общих эмоциональных процессов. Поэтому неслучайно, что в ответ на эмоциональное состояние изменяется работа всех органов: и сердца, и печени, и почек, и кожи, и жировой ткани.

3. О контроле над эмоциями

Первичная реакция возникает в нейронах лимбической системы. Поль МакЛейн, сформулировав эту теорию, говорил о так называемом «тройном мозге», который включает в себя иерархическое соподчинение уровней нервной системы. Он говорил о мозге древних рептилий, древних млекопитающих и современных млекопитающих, о соподчинении этих структур и о том, что млекопитающие (и особенно человек) способны при помощи корковых отделов мозга контролировать работу этих древних лимбических отделов нервной системы и таким образом осуществлять контроль этих эмоций.

Важную роль в возбуждении этих эмоциональных первичных зон мозга играет гипоталамус. Это центр эндокринной регуляции, центр вегетативной регуляции организма, центр и мотиваций (голода, жажды), это очень мощный и очень небольшой по размеру отдел мозга (порядка 150 ядер на расстоянии около 1 см друг от друга). Он очень важен для генерации эмоциональных и мотивационных состояний. Эмоции и мотивации взаимосвязаны. Дальнейший выход на периферический уровень осуществляется при помощи гормональной регуляции (гипоталамус - пейсмейкер гуморальной регуляции), поскольку в нем выделяется ряд ключевых гормонов, которые, как камертон, задают тон практически всем остальным железам внутренней секреции. Там же, в гипоталамусе, находится центр вегетативной, то есть неосознанной нервной регуляции процессов организма. Поэтому эмоции распространяются и влияют на все функции организма.

4. О происхождении эмоций

Эмоциональные состояния неоднозначны у разных индивидов. От чего же зависит, какая эмоция возникает - положительная или отрицательная? Ведь понятно, я думаю, всем, что это не зависит от возникшей ситуации. Одна и та же ситуация у разных субъектов или даже у одного субъекта, который находится в разных состояниях, может вызвать совершенно разные эмоции. Так от чего же зависит характер эмоций?

Здесь я бы хотел вспомнить нашего выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина, который является автором теории функциональных систем. Это наш физиологический базис, и это ключ к пониманию множества проблем, которые могут возникнуть у человека при рассмотрении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью организма. Согласно представлениям Петра Кузьмича Анохина и его научной школы эмоции возникают при обработке параметров полученных результатов действия в так называемом акцепторе результатов действия.

После полученного результата деятельности происходит сравнение полученных результатов с ожидаемыми, то есть с теми, которые организм предполагает получить в результате своей деятельности. И если полученные результаты не совпадают с ожидаемыми, возникает эмоция отрицательного знака, что неприятно, но это мобилизует организм на поиск оптимального решения для достижения результата, который был запрограммирован изначально до начала деятельности, результата, необходимого в конечном итоге для выживания.

Еще важно помнить о принципе доминанты, предложенном Алексеем Алексеевичем Ухтомским: в каждый момент времени доминирующей является какая-то главная для выживания организма мотивация. Таким образом, организм в конечном итоге через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют этот организм к условиям жизни.

Чем сильнее эмоции возникают, тем скорее в какой-то степени организм дойдет до того результата, который поставлен и который важен для выживания особи, вида и, может быть, всей популяции. Если результат достигается через какие-то пробы и ошибки, через отрицательные результаты, то награда - позитивные эмоции, удовольствие, которое подтверждает важность и факт удовлетворения потребности, достижения того или другого результата, актуального в данный момент времени. Вкратце такова концепция Петра Кузьмича Анохина.

5. Об отрицательных эмоциональных застойных явлениях

Отсюда мы можем уже отталкиваться, для того чтобы перейти к пониманию сложных процессов в ситуации, когда возникают длительно персистирующие отрицательные эмоциональные возбуждения в мозге. Субстратом для суммации негативных эмоций могут являться «круги» в лимбической системе, способные обеспечивать длительную циркуляцию эмоционального возбуждения отрицательного знака в структурах, таких как перегородка, миндалина, гипоталамус, гиппокамп, большой круг гиппокампа (круг Папеца) и другие.

Таким образом, при таком хроническом состоянии невозможно одномоментно остановить эти эмоциональные застойные процессы, как бы нам ни хотелось. Это приводит к тому, что организм может попасть в ситуацию, когда требуется длительное время для выхода из отрицательного эмоционального состояния. Иногда даже нужно полностью сменить афферентацию, на какое-то продолжительное время уехать на море, в горы, в деревню, как делали в России дворяне. Интересно отметить, что, в отличие от отрицательных, положительные эмоции не суммируются. Они приятны, но они проходят и не накладываются друг на друга. Опасность длительных отрицательных эмоций - в их особенности суммироваться.

6. Перспективы в исследованиях эмоций

Ученые активно работают в плане постижения различных сложных механизмов эмоциональных состояний. Отсюда возникает очень много насущных проблем, например генетическая предрасположенность к эмоциональным состояниям. Известно, что в популяции всегда есть особи, которые более или менее эмоциональны. Мы видим это не только у человека, но и у собак, крыс и других видов.

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание - это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание - это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным - человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение - мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память - лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память , где хранится наиболее значимая информация. В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию. Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе - нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью . Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью , отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память ) - информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции - в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной . Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая - представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память - очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми .

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций - это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека. Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли - осмысленного руководства эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.

Эмоции - одна из форм отражения мозгом объективной действительности, которая характеризуется отношением человека к окружающему миру, самой к себе и формирует его поведение. Это продукт эволюции, возникший в результате первичных чувств, переживаний вследствие действия различных раздражителей.

Для эмоций характерны:

переживания, имеющие субъективный характер и отражают отношение индивида к определенной ситуации в поведенческой реакции;

изменения состояния висцеральных систем организма, направленные на удовлетворение внутренних потребностей организма;

внешние проявления в виде активации двигательных систем, сопровождающих поведение, - характерные позы, мимика, жестикуляция, походка, другие, тоже способствуют удовлетворению внутренних потребностей организма.

Классификация эмоций

Эмоции делятся на негативные и позитивные. К негативным относят стенические, которые характеризуются повышенной деятельностью (ярость, гнев, состояние аффекта, агрессия) и астенические, снижающих активность (страх, грусть, горе, депрессия). К положительным эмоциям относятся удовольствие, радость, наслаждение, счастье. Также различают высшие и низшие эмоции. Высшие возникают у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (моральных, интеллектуальных, эстетических). Ниже - связаны с органическими потребностями человека и животных (жажда, голод, самосохранения).

Негативные эмоции возникают на этапе формирования внутренней потребности и доминирующей мотивации. Это неприятные переживания, которые стимулируют поведенческую реакцию для ускорения удовлетворения внутренней потребности. Этому способствуют изменения в висцеральных системах и метаболические изменения, так как благодаря им осуществляется мобилизация энергетических ресурсов организма, необходимых для осуществления поведенческой реакции.

Положительные эмоции возникают при удовлетворении внутренней потребности. Они сопровождаются приятными переживаниями. Состояние удовлетворения сигнализирует структурам головного мозга о том, что параметры последствий действия совпадают с ожидаемыми, то есть выполняет сигнализируя роль. Следует обратить внимание и на то, что само состояние удовлетворения также стимулирует достижение конечных последствий поведения, потому что индивид стремится к воссозданию именно этого состояния иногда даже больше, чем только к удовлетворению внутренней потребности.

Природа эмоций

Существует много теорий эмоций, в том числе З. Фрейда, Джеймса - Ланге, Барда, Адлера. Однако эти теории не были подкреплены физиологическими механизмами.

Наиболее обоснованной является центральная теория эмоций В. Кэннона, в которой была высказана мысль о существовании специальных эмоциогенных структур мозга, которые порождают положительные и отрицательные переживания человека. На сегодня экспериментально доказано, что стимуляция структур лимбической системы и гипоталамуса вызывает как у животных, так и у человека эмоциональные реакции различной направленности. Она подтверждена большим накоплением нейрофизиологических, биохимических, морфологических и фармакологических данных.

Информационная теория П. В. Симонова: Е = - П (Ин - Ии) , где (Е) - эмоции; (П) - жизненно важная потребность организма; Др - информация, необходимая для достижения цели, удовлетворение определенной потребности; Ии - информация существующая, которой владеет организм и которая может быть использована для организации целенаправленного воздействия.

Чем выше Ин за Ии, тем больше отрицательная эмоция возникает. При условии, что Ии больше Ин, возникает положительная эмоция; при условии, что Пр = Ии, эмоции не возникают. Таким образом, речь идет об информации, которая необходима для удовлетворения внутренней потребности. Информация - это совокупность всех существующих средств для достижения цели: знания, навыки, энергетические ресурсы организма, время для реализации действия. Мозгом вся информация интегрируется в один параметр - вероятность достижения цели.

По мнению П. В. Симонова, "потребность - это выборочная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источники активности живых систем, побуждения и цель их поведения в окружающей мире".

Известная биологическая теория Π. К. Анохина, построенная на основе поведенческого акта, а именно "акцепторе действия», где осуществляется сравнительная оценка ожидаемых результатов с реальными. Однако морфологический субстрат акцептора действия еще не определен.

Безусловно, эмоция зависит и от других факторов, известных и еще неизвестных. К известным относятся: а) индивидуальные (типологические) свойства субъекта; б) фактор времени, в зависимости от того как быстро развивается эмоция - быстро, в виде аффекта, или настроения, что продолжается часами, днями, неделями; в) качественные особенности внутренней потребности. Эмоции, которые образуются на базе социальных и духовных потребностей, называют ощущениями. При малой вероятности избежать нежелательного воздействия возникает ощущение тревоги, мала вероятность достижения желаемой цели вызывает фрустрацию. Однако все факторы обусловливают лишь многогранность эмоций, в то время как необходимыми факторами являются только два - потребность и вероятность ее удовлетворения. Приведенные теории близкие по содержанию, так объясняют состояние организма, который сопровождает удовольствия или неудовольствия внутренней потребности организма. Современное состояние научных исследований позволяет считать объективным проявлением эмоции только изменения в состоянии висцеральных систем организма, которые сопровождают эмоции, потому что переживания являются субъективными и методы их регистрации отсутствуют, а внешние проявления в виде определенных двигательных функций человек может тормозить благодаря влиянию коры больших полушарий.

От древности до современности физиологи связывали и связывают эмоциональные состояния человека с различными изменениями в организме, с различными телесными проявлениями

конце XIX века была выдвинута теория эмоций, согласно которой эмоция возникает только как следствие внутренних, физиологических процессов, происходящих в организме. Восприятие вызывает телесные процессы - изменений ни в деятельности дыхания, сердечно-сосудистой системы, мышц тела и т.д., и только после этих изменений в организме появляются эмоциональные переживания. Они являются следствием указанных изменений и их осознанием. Эту теор ию предложил американский психолог. В. Джемс в работе"Принципы психологии"(1890). В. Джемс отмечал, что в противовес общепринятому мнению следует говорить:"мы скорбим том, что плачем; мы гневаемся том, что кричим и стучим, а не наоборот"В. Джемс связывал эмоции только с внутренним субъективным опытом и не отмечал рефлекторной природы их возникновенияої природи їхнього виникнення.

В 1910-1915 гг ряд исследований, посвященных биохимическому анализу изменений, происходящих в организме под влиянием эмоций, совершил. В. Кэннон. Исследования. В. Кеннона, а также. М. Шеррингтона дали ценный факты ичний материал, сделал отнестись к вопросу об эмоциях с точки зрения приспособительных реакций организма к деятельности. Однако эти исследования недостаточно глубоко раскрыли физиологическую природу эмоций т а закономерности их возникновениякнення.

Интересные попытки изучить нервные механизмы эмоциональных реакций были осуществлены в лаборатории. ВМ. Бехтерева (1929), который рассматривал эмоции как сложные рефлексы, возникающие на основе природных инстинктов богатыми то эмоциональных реакций воспроизводится по типу условных рефлексов, в которых раздражающий процесс распространяется из коры головного мозга на подкорковые вегетативные центры и передается разным органам тела рефлекторно механики змом объяснял возникновение эмоций с их характерными двигательными проявлениями также и. ИМ. Сеченов. Простые эмоциональные реакции имеют тот же механизм, что и сложные. Сначала - возбуждение чувствительного нерва, затем - ди яльнисть центра, наслаждение; итоге - мышечное сокращение. Эмоциональная реакция, за. ИМ. Сеченова, - это рефлекс с"усиленным концом", который охватывает всю сферу страстей. Эмоциональные элементы усложняют. Рефлект пахотные движения, связанные в своих элементарных формах с инстинктамх формах з інстинктами.

Глубокое экспериментальное обоснование условно-рефлекторного механизма эмоций дал. ИП. Павлов. От доказал, что эмоциональные реакции имеют своей основой совместной деятельности коры и подкорки с их сложными рефл лекторнимы связями, а кора выполняет регулятивную роль при эмоциональных реакцияіях.

103 Физиологическая основа эмоций

Все эмоции - радость, любовь, тревога, страх, печаль, стыд и т.п. - всегда возникают под воздействием на нервную систему человека внешних и внутренних раздражений. При возникновении эмоций нервное возбуждение распространяется на вегетативные центры и вызывает изменения в жизнедеятельности организма. Эмоции с их реакциями в виде изменений в деятельности внутренних органов, различных выразительных движений и т.д. возникающих при механи змом как безусловного, так и условных рефлексовів.

Эмоциональные реакции, возникающие по механизму безусловных рефлексов, имеют постоянный характер. Такие эмоции, как страдания от голода, жажды, боли, эмоции удовольствия, страха с типичными защитными рефлекс сами, а также эмоции гнева с его оборонительными рефлексами наступательного характера и др., возникают постоянно и обязательно с соответствующими состояниями организма и при соответствующих внешних условий. Эти реакции являются би ологично необходимыми, имеют жизненно важное значение и является унаследованными формами рефлекторных реакций. Они набирают типичных видовых форм проявления в различных высших - животных и людей. Эмоциональные реакции смеха, с лез, реакция страха, гнева являются общими для всех людей, имеющих видовой характер. Однако механизм реакций даже при простых эмоций у человека значительно более сложной, разнообразнее, чем у животного. Эти реакции не такие стереотипные, имеют много различных оттенков по интенсивности и качества. У человека природа этих безусловно-рефлекторных эмоциональных реакций неотделима от условно-рефлекторных реакции реакцій.

Условно-рефлекторное возникновения эмоциональных реакций связано с многочисленными безусловными раздражителями, с которыми животное или человек встречается в своем индивидуальном опыте. В условных рефлексах, которые возникают ають на базе безусловных, движение нервного возбуждения возможен как от подкорки к коре, так и в обратном направлении - от коры до подкоркового центру.

Подкорка функционирует под контролем коры больших полушарий головного мозга. Контроль со стороны коры проявляется, в частности, в том, что человек может регулировать силу эмоций, не поддаваться им, задерживать определенной м степени внешние проявления своих переживаний (например, сдержать свой смех, гнев и т.п.) время подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая как источник их силли.

Разрушение подкорковых образований, особенно таламуса и гипоталамуса, приводит к нарушению внешнего проявления эмоциональных состояний. При патологических поражениях подкорки у больных людей наблюдаются расстройства е эмоциональных реакциий.

сложные переживания человека связаны с образованием систем временных нервных связей, с выработкой, поддержкой и изменением динамических стереотипов. Динамический стереотип складывается под влиянием реальных х взаимосвязей организма со средой не только установление, но и более или менее длительное поддержание динамического стереотипа - нервная работа, зависит от сложности самого стереотипа и индивид уальних особенностей нервной системы человека. Образование, поддержка и нарушение динамического стереотипа не проходят незаметно для человека, они переживаются. НЕнею.

Динамические стереотипы меняются в течение жизни в связи с изменением его условий. Новые жизненные обстоятельства, новые задачи требуют от человека и новых способов действия, изменения старой системы связей с среды овищем и выработку новой. Это изменение одного стереотипа другим часто сопровождается конфликтом между старым и новым стереотипами, получает свое выражение в борьбе различных переживаний человека. Изменения произведенных си стем связей переживают дети в разные моменты их жизни (например, при переходе из семьи в детский сад, поступлении в школу, переходе из младших к средним классам, окончании школы и т.д.) поняли о, не все в выработанных системах связей меняется. Многое сохраняется, сохраняются и устоявшиеся чувствечуття.

Разнообразные внешние проявления чувств можно условно разделить на выразительные, или экспрессивные движения и изменения в деятельности внутренних органов, или висцеральные (от лат viscera - внутренности). И те, и другие по происхождению врожденными, безусловными и приобретенными, условными

Безусловно-рефлекторные проявления чувств обеспечиваются деятельностью подкорки. Физиологическим механизмом условнорефлекторных проявлений чувств является интероцептивные временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга и играют важную роль в регуляции ней работы внутренних органев.

Эмоции имеют свои биохимические основы. Проведенные эксперименты с психоактивными фармакологическими препаратами (фенамин, адреналин и др.) показали, что эти препараты по-разному влияют на гипоталамус и, сми инюючы его динамическое равновесие с вегетативной нервной системой, вызывают у человека различные эмоциональные состояния (подъем, беспокойство, депрессию, тоску и т.д.о).

Разные эмоциональные состояния человека, его сложные нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства могут быть вызваны не только непосредственным влиянием на нервную систему явлений действительности. Они возникают также в о оцеси общение людей посредством условных раздражителей, слов. Процесс преобразования временных нервных связей на словесные сигналы происходит основными законами высшей нервной деятельности, по зак онами иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов, возбуждения и торможения. Вызванные второсигнальными раздражителями, нервные процессы в коре головного мозга при их иррадиации на низшие. Отделения ли мозга вызывают различные реакции в жизнедеятельности организма, характерные для эмоций. Мы часто наблюдаем в повседневной жизни случаи, когда, например, полученная словесная информация о которых сь события вызывает у человека определенную эмоциональную реакцию - она??радуется, выражает удовлетворение или, наоборот, беспокоитсяться.