Повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначении их на письме;
- формировать навык правописания слов с сочетаниями «жи», «ши»;
- развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, воображение, устную и письменную речь;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Наглядность: конверты с заданиями (разрезные картинки, деформированный текст), сюжетные картинки: кота Леопольда, мышей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Психолог:
Здравствуйте ребята!
Посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и поздоровайтесь с ними.
Садитесь. Откройте свои конверты и соберите картинки, кто у вас получился? (дети собирают разрезные картинки)
Герои каких мультфильмов перед вами?
А давайте с вами отправимся в волшебную страну знаний, но для того, чтобы нам с вами туда попасть нужно, сделать волшебные упражнения и надеть волшебную шапочку. Готовы?
Упражнения:
Разомните каждый пальчик на одной и другой руке;
- возьмите карандаш, и покрути его в ладонях;
- теперь потрите ладошки друг об друга и погрейте ими щёчки.
Упражнение «Шапочка».
Итак, мы с вами очутились в волшебной стране знаний, кто побывает в этой стране становится самым добрым, умным, внимательным и научиться правильно говорить. А кто нас учит правильно говорить и писать ло – го– пед…
Давайте позовём нашего логопеда!
2. Основная часть.
Посмотрите на доску.
- Что вы видите? (Буквы)
Ж А И Ш У Ы
На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
- Что можно составить из букв? (слоги).
- Запишите в одну строчку слоги с буквой Ж, а в другую с Ш.
ЖА ЖУ ЖИ
ША ШУ ШИ
Какая гласная оказалась лишней? (Ы)
- Почему?
А кто догадался над, чем мы будем сегодня работать? (Слова с сочетанием ЖИ-ШИ)
Да. Мы с вами находимся в удивительной стране знаний где, вспомним, как пишутся слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
В этой удивительной стране
Грамотными были все,
Я там тоже побывала
Очень многое узнала.
Ой, ребята, а кто это плачет? (появляется кот Леопольд)
Леопольд: Какой я несчастный кот. Эти мыши мне всё время пакостят, вредничают. Вот и сейчас отправили меня из нашего мультика в эту страну. И я не могу обратно попасть. Ведь мыши расставили разные ловушки с заданиями, а выполнить задания я не могу, коты ведь в школе не учатся. Помогите мне ребята!
Логопед: Поможем, ребята коту Леопольду, выполним задания?
Но чтобы задания выполнить правильно, нужно помнить заклинание о сочетании ЖИ-ШИ.
Давайте вместе повторим:
ЖИ – ШИ пиши с гласной И.
Итак, 1 задание «Накорми мышей».
Образуйте слова и запишите их.
У ЧИ Е КАМЫ МЫ
(ежи, чижи, ужи, камыши, мыши, уши).
Какое правило, мы применяли для написания слов?
Молодцы! Вы справились с 1 заданием.
А сейчас давайте отдохнём и сыграем в игру.
«Один — много» (устно)
Уж –……(ужи)
Мышь –…..(мыши)
Карандаш — ……(карандаши)
Манеж – …….(манежи)
Ёж – ……(ежи)
Этаж – …..(этажи)
Стриж – …..(стрижи)
Итак, 2 задание (загадки кота Леопольда)
Леопольд: Мыши загадали мне загадки. Давайте ребята вместе их отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь.
1. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)
2. Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)
3. Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые (шишки)
4. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)
5. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют! (лыжи)
Логопед: Молодцы, ребята. Мы еще одно задание выполним! Пора и отдохнуть.
Решили, мыши кота тренировать
И стали спортивные задания давать.
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся,
Руки в стороны, вперёд!
В кулачок и на бочок.
На одной ноге постой- ка,
Будто ты солдатик стойкий!
А сейчас постой на правой.
Будто ты солдатик бравый.
3 задание.
Посмотрите, ребята кот Леопольд приготовил нам следующее задание. (на карточках)
Составить и записать предложения. Подчеркнуть сочетания «жи»-«ши».
Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Веры, лыжи, у, новые.
Пушистые, снежинки, кружились.
Молодцы ребята! Мы выполнили ещё одно задание мышей. А сейчас поиграем в игру «Кто больше?».
Придумайте слова на изученное правило. (дети придумывают слова устно).
- Составьте предложение со словом …
А вот и последнее 4-е задание.
Вам, ребята, нужно продолжить предложение: «Если бы я встретился с волшебником, то я бы пожелал…» (дети составляют свои предложения)
А что бы пожелал, ты кот Леопольд?
Леопольд: Я бы пожелал, чтобы ребята учились на 4 и 5; чтобы все жили дружно, и, конечно, чтобы я сейчас же вернулся к себе в мультфильм домой.
Логопед: Ребята, сбылось желание кота Леопольда. Значит, мы с вами все задания выполнили верно.
3. Заключительная часть.
Психолог: Ребята, понравилось ли вам путешествие по стране знаний?
Много было интересных заданий?
А на какое правило были эти задания?
Надеюсь, что в ваших тетрадях ошибок на это правило не будет!
Ребята, за вашу помощь кот Леопольд оставил вам подарки.
Минина Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №4, г. Салехард
Лексические
- активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
- уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
- повторение значения сигналов светофора;
- актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.
Грамматические
- развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
- упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.
2. Коррекционно — развивающие:
- развитие мыслительной деятельности детей;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие у детей смекалки и сообразительности;
- развитие памяти и внимания;
- развитие координации речи с движением;
- развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).
3. Воспитательные:
воспитание самостоятельности и активность на занятии.
Оборудование:
- демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
- круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
- грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
- плакат с изображением составных частей грузовой машины;
- фломастеры.
Лексический материал:
Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»
Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.
Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.
Время занятия – 30 минут
Ход занятия:
I. Организационный момент
Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».
Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).
Логопед:
Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
Дети:
Машины, транспорт.
Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.
II. Основная часть
Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»
Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.
Логопед:
На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
Дети:
Наземный, воздушный, водный и подземный.
Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.
Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.
Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!
Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).
Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.
Физкультминутка «Машина»
Цель: Упражнять в координации речи и движения.
Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.
Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
Два блестящих огонька (Присесть.)
Логопед:
Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
Дети:
Он перевозит людей и грузы.
Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!
Специальная техника:
ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина
Сигналы светофора
Логопед:
Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
Логопед:
Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.
Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)
А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)
III. Итог
Логопед:
О чем мы говорили сегодня?
Дети:
О наземном транспорте.
Логопед:
На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
Дети:
На пассажирский, грузовой и специальный.
ГКОУ школа № 10 г. Белореченска
Конспект
Открытого логопедического занятия с Применением интегрированных методов в работе с учащимися с овз.
Подготовила: Романова Н,А. учитель-логопед,
«Лесная школа»
Тема : Дифференциация Ш-Ж
Цели : 1) Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками ш, ж.
2) Формирование грамматического строя.
3) Уточнение и расширение словаря по теме «Животный мир».
Орг. момент .
Логопед
Хотите побывать в лесной школе? Тогда закройте глаза. Сейчас зазвучит музыка и каждый из вас превратится ученика лесной школы. (На головах у детей появляются шапочки жуков, шмелей).
Дети делятся на две команды: жуки, шмели.
Логопед
Какой первый звук в слове «жуки»? (Ж)
А в слове «шмели»? (Ш)
Составьте своих звуковичков и расскажите о них.
(Дети подбирают шапочки для звуковичков в виде наушников - для глухих согласных, колокольчиков – для звонких согласных. Башмачки по твердости-мягкости звуков. Дают характеристику данных звуков: Ш – согласный, глухой, всегда твёрдый, Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый).
Звучит звонок на урок.
В лесной школе два класса: Ш и Ж.
Дети садятся за парты.
Развитие фонематического восприятия .
Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут:
В моем названии есть слог ЖУ, кто я? (журавль)
В нашем названии есть слог ЖИ (ужи)
Первый звук – Ж, последний – Ф (жираф)
В слове 5 звуков, звук Ш стоит на третьем месте (кошка)
Дифференциация звуков и букв в словах, предложениях .
1.Составление букв Ш, Ж по образцу из наборов элементов букв.
Составь буквы по образцу.
2. Работа по карточкам
Вставь пропущенные буквы Ш, Ж в слово, подчеркни на каждой строчке лишнее слово.
УК __АБА
ИПОВНИК ДРУ__БА
КУВ__ИН __АПКА
МА__ИНА ПРЫ__ОК
КОЛА БАКЛА__АН
ЛЕПЁ__КА __ИВОТ
КУКУ__КА ХУДО__ НИК
ПИД__АК КАРАНДА__
3. Игра «Ситуации»
Подбери рифму.
Раздаются картинки и рифмованный текст к ним (например: «Мишка на пенёк присел – пирожки с малиной съел»; «Белочка искала шишку – а нашла ежа и мышку»). Дети подбирают и выразительно читают.
Физминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так и вот так
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так и вот так
Они из речки воду пили
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали
Согласование числительных с существительными
1.Работа по карточкам.
Закончи предложение нужным словом. Покажи правильный вариант линией.
У ежихи 5 лягушат
У ужа верблюжонок
У медведя 2 моржат
У лошади 1 ежат
У верблюда 1 черепашонка
У моржей 7 кукушонок
У лягушки 6 медвежонка
У кошки 3 жеребёнок
У мышки 5 ужонка
У кукушки 1 котёнка
У черепашки 3 мышат
2. Выставляются картинки с разным количеством животных.
Сколько мышат, медвежат?
Запись пропущенных предлогов в предложениях .
Работа по карточкам.
Прочитай предложения, вставь пропущенные предлоги.
Кто-то шипит ___ камышах. в
Мышка бежит ___ кошки. от
Ежиха побежала ___ ежатам. к
Жирафа желтые пятна. у
Произношение звуков Ш, Ж в предложениях, скороговорках .
1.Работа по карточкам.
Измени предложения по образцу:
Карточка 1. Карточка 2.
Я вижу маленького лягушонка. Я слышу жужжание жука
Она… Она …
Мы… Мы …
Вы… Вы …
Они… Они …
2. Повтори скороговорку.
а) Слишком много ножек у сороконожек.
б) Змея шипит, а жук жужжит.
Итог занятия .
За каждое правильное выполнение задания команда Жуков получала - желуди, команда Шмелей – шишки. В конце занятия проводится подсчет и определяется команда победитель, оценивается результат работы.
, Смирнова Наталия Львовна
Представлен логопедический конкурс для учеников 3-го класса.
Занятие по лексической теме «Одежда. Обувь» 2019
Цель занятия: формирование представлений об одежде, её назначении.
Животные севера 2019
Задачи занятия: познакомить детей с животными Севера; обогащать словарный запас; учить образовывать относительные прилагательные; совершенствовать умение делить слова на слоги; тренировать в образовании мн.ч. им сущ.; учить работать с деформированным предложением; развивать связную речь; развивать внимание, память, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие; развивать умение работать в коллективе, слушать друг друга.
Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство) 2019
В материале представлено логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (с ОНР). В ходе занятия реализуются следующие цели: закрепить правильное произношение звука [А]; познакомить с буквой А.
Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ 2019
Статья даёт представление о возможностях использования инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Внедрение инновационных технологий в деятельности логопеда сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Эти технологии, несомненно, оптимизируют процесс коррекции речи детей и помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста, вдохновляют логопеда к поиску и применению всё более и более эффективных технологий.
Технологическая карта НОД "Звуки [м]–[м’]. Буква М " 2019
Цель занятия: познакомить детей со звуками [м]–[м’] и буквой "м"; упражнять в правильном, отчетливом произношении звуков (в словах и фразой речи) и их различении.
Логопедическая викторина "Путешествие в страну Мышление". 2-й класс 2019
Представлена логопедическая викторина для 2-го класса.
Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе “Ох уж эта буква “Р” 2019
Цели и задачи занятия: автоматизировать звук “р” в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в словах, в стихах; развивать фонематический слух (твердость, мягкость, позиция звука в слове, придумывание слов с данным звуком); закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями; работать над словообразованием; развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, интонационную выразительность речи).
Звук и буква "О" 2019
Представлена презентация по теме «Звук и буква "О"».
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством интернет-сайта специалиста 2019
Представлен опыт организации взаимодействия учителя-логопеда ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий.
И выходным субботним днём мы в планетарий наш идём... (19 сентября 2019 г. исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию) 2019
19 сентября 2019 года исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию. И его прекрасное здание, и его уникальное оборудование являлись подарком трудящихся ГДР к 70-летию И.В.Сталина. За эти годы Планетарий стал любимым местом проведения досуга для многих поколений взрослых и детей Сталинграда-Волгограда. В содружестве с музыкантами и артистами объединения “Волгоградконцерт”, лекторы Планетария ищут и успешно находят новые формы работы: концерты, спектакли и др. Мы поздравляем наш Планетарий!
Развитие словарного запаса на материале антонимов. Логопедическое занятие с учащимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи 2019
Цели занятия: развитие словаря антонимов, работа над семантикой слов: имён существительных, прилагательных и глаголов, совершенствование и закрепление навыков подбора антонимов и способов их употребления; закрепление понятий “грамматическая основа предложения”, “определение”; развитие зрительного восприятия и слухового восприятия.
Из опыта создания мультфильма для детей с ОВЗ на логопедическом занятии в школе 2019
В статье описывается опыт создания методического пособия – мультфильма на логопедическом занятии для обучающихся с ОВЗ младших школьников. Использование ИКТ-технологий – один из ведущих методов с учётом требований ФГОС НОО ОВЗ к созданию и обеспечению поддерживающего и стимулирующего процесса обучения.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования ДОУ 2019
В статье раскрыта специфика коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ на логопункте ДОУ и предложена система работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.
Фрукты. Составление слов 2019
Цель занятия: активизировать и обогатить словарь по теме; научить составлять рассказ-описание по плану-схеме; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику, воспитывать бережное отношение к природе.
2019
Цели занятия: расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
2019
Цель занятия: расширение и активизация словаря; вспомнить названия различных фруктов.
Методические аспекты логопедической работы с детьми в условиях дома ребенка, использование здоровьесберегающих технологий 2019
В материале представлена структура комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации, определено содержание логопедической работы, которое основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка. В статье рассматриваются различные здоровьесберегающие технологии.
Опыт учителя-логопеда по работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с РАС, множественными нарушениями развития 2019
В статье рассматриваются особенности логопедической работы с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями развития. Описан опыт работы с обучающимися, у которых отмечается системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени, мутизм.
2019
Цель занятия: уточнить произношение звука [p]; учить интонировать звук [p]; выделять звук [p] из состава слова; обучать анализу звукового ряда согласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук [ы]" 2019
Цель занятия: уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
Интегрированное психолого-логопедическое занятие с учащимися начальных классов «Путешествие в мир книг» 2019
Цели и задачи занятия: совершенствовать звуковую сторону речи и ее выразительность; развивать фонематическое восприятие; формировать лексико-грамматические категории; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать вербально-логическое мышление; закреплять знания о названиях книг, авторах и литературных героях; формировать умение сочинять небольшие стихи, используя рифмующиеся слова; воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению; формировать навыки коллективной работы.
2019
Цель занятия: формировать языковой анализ и синтез на материале лексики по теме «Живая природа».
Невербальные компоненты коммуникации, значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте 2019
В статье рассматриваются типы и группы невербальной коммуникации, ее средства и способы. Представлен список методик, используемых по развитию невербального общения. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. Материал будет полезен в работе логопедов, дефектологов, психологов, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Долгосрочный логопедический проект «Волшебный фонарик» по использованию игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в коррекционной работе с дошкольниками 2019
В своей работе в этом году активно используем «Игры с фонариком». Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50» Городского округа Балашиха город Балашиха.
«Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».
Открытое занятие по логопедии в подготовительной к школе группе. «Закрепление навыков произношения звука [ш]в разговорной речи»
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
— формировать лексико-грамматический строй;
— упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
— закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.
2. Коррекционно-развивающие:
— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
— развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;
— развитие тонких движений пальцев рук.
3. Коррекционно-воспитательные:
— формирование положительной установки на участие в занятии;
— умение слушать сверстников и логопеда;
— воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
— воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.
Оборудование: компьютер, 2 записи инструментальной музыки, дидактическая логопедическая игрушка (бегемот Жужа- для выполнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, сюжетные картинки, шарики с пружинками Су-Джок, паровозик с вагонами для определения звука в слове, ватманы с упражнениями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята.
Поздоровайтесь с гостями.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Присаживайтесь.
2. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям, как правильно и красиво научились произносить звук [ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
Все ребятки по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
А помогать нам в этом будет?
(ответы детей: бегемот Жужа).
Язычок знаком нам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришёл (улыбнуться, показать язычок).
Вправо он сейчас пошёл.
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал (упражнение «Часики»).
Погулял совсем немножко,
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Тётушка щёчка
Племянника ждёт.
Блинчики с маком
К обеду печёт (упражнение «Блинчики»).
Кашу сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка на воображаемый пар, остужая чай).
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье»)
Да и кашка манная –
Просто объедение.
Он поел совсем немножко,
Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, блл, блл! » — предлагают (упражнение «Качели») .
Дайте Язычку ду-ду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики
«Садитесь, комарики! »(длительно произносить звук «Шшш»).
Поиграл наш Язычок,
Лёг поспать он и молчок.
4. Уточнение артикуляции.
Давайте вспомним, как произносится звук «Ш».
— Что происходит с губами, зубами, как расположен язык?
Ответы детей.
— А какой воздух?
Ответы детей.
— Что делает голос, когда мы произносим звук «Ш»: спит или песенки поёт? Приложите все руку к шее, скажем шшшш…. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
Ответы детей.
— Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный?
— Звонкий или глухой?
— Твёрдый или мягкий?
Ответы детей.
А на что похож звук «Ш» (на шипение гуся, змеи) .
— Мы с вами произносим слоги, слова, а можем ли мы увидеть звуки?
— Нет, мы видим и пишем буквы.
— Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме?
— Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем (Рисуют букву пальцем на песке) .
5. Упражнение «Подружи звуки». Пошипите вместе с гусятами, проводя пальчиком по дорожкам от гусят до каждой гласной буквы и наоборот от гласной до гусят. Повторите каждый слог. Какие слоги получились?
6. Пальчиковая гимнастика (с пружинками Су-Джок).
Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», —
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи-сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
7. А теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко».
Опираясь на картинки, назовите отгадки, выделяя звук Ш, определите, где находится звук Ш в слове: в начале, в середине или в конце слова и заселите в соответствующие домики (лотки) .
*Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким;
Делать стулья и столы, красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ;
*В подполье, в каморке живёт она в норке,
Серая малышка, кто это?. (мышка) ;
*Из упрямства ни на шаг не продвинулся (ишак) ;
*Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки) ;
* Целый день поёт щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ;
*Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине) ;
* Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку) ;
* Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь) ;
* Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг только грязь и зола,
А звали красавицу (Золушка) ;
*Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня (хлопушка) ;
*Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно (карандаш) ;
*На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый (шкаф) .
10. Упражнение «Рифмы». Послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Справиться с заданием вам помогут картинки. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Например: Шок-шок-шок, шок-шок-шок дедушка несёт мешок.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши) .
Уш-уш-уш, уш-уш-уш- я приму горячий (душ) .
Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш) .
Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) .
Шок-шок-шок, шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .
11. Упражнение «Исправь предложение» (послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки, с опорой на картинки на ватмане А4) .
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
У мышки в лапах кошка.
Маша надела голову на шапку.
Лужайка летает над шмелем.
Шлем надел Мишу.
У шеи шарфик на мишке.
Паша обводит лягушкой карандаш.
12. Физкультурная минутка «Мишка вылез из берлоги».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) .
Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) .
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой) .
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) .
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) .
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (дети садятся) .
13. Игра «Кто больше, кто меньше? » Сравните два предмета и ответьте на вопросы полным предложением. Не забывайте правильно произносить звук «Ш». Например. Кто больше: Лягушка или мартышка? Мартышка больше лягушки. Кто меньше? Лягушка меньше мартышки (даются картинки обратной величины, чем на самом деле:мартышка маленькая, а лягушка большая).
Кто больше: кошка или мошка? Кто меньше?
Кто больше: мышка или малыш? Кто меньше?
Кто больше: лягушка или кукушка? Кто меньше?
Кто больше: бабушка или дедушка? Кто меньше?
Кто больше: мишка или мартышка? Кто меньше?
14. Упражнение «Новые слова».
Давайте превратим одни слова в другие.
Замените в словах первый звук на звук Ш. Например: ПАР-ШАР.
ТАПКА-ШАПКА
ГУБЫ-ШУБЫ
ТОПОТ-ШЁПОТ
МЫЛО-ШИЛО
СПОРЫ-ШПОРЫ.
15. Игра «Кошки-мышки». Послушайте рассказ о кошке Машке, перескажите его, опираясь на картинки (цепной текст) .
У Алёши живёт кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.
16. Зрительная гимнастика (под музыку, логопед читает стихи, а дети выполняют глазодвигательные движения в соответствие с текстом).
Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами).
«Весёлая неделька».
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
— Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
17. Итог занятия. Ребята, а чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось, а что вызвало трудности? Ответы детей.
Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали, все вы молодцы, до свидания. Прощаются с гостями и уходят.
Список использованной литературы:
1. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л. А. Комарова. -М. : Издательство ГНОМ, 2011.-32 с.
2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 32 с. (Игровая логопедия) .
3. Шипелочка и Жужжалочка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Популярная логопедия) .
4. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий. /Сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
5. Интернет-ресурсы: загадки, физминутки, глазодвигательные упражнения.