Гиперактивный ребенок 3 года психология. Что такое гиперактивный ребенок и как ему помочь? «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?


Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности , который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.


СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.


Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

У детей с СДВГ наблюдается рассеяность внимания

Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.


Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:



Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.


СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.


Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.


Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.


  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Лечить гиперактивных детей необходимо с раннего возраста. Если оставить патологию без внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией. В его взрослую жизнь войдет множество негативных проявлений, которые не позволят ему стать успешным человеком. Когда развивается гиперактивность у детей, лечение проводят комплексно. Для коррекции применяют психотерапию, лекарственные и народные средства.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) возбудимы сверх меры, чрезвычайно подвижны. Им сложно сосредоточиться на долгое время. Они испытывают трудности при управлении собственным поведением. СДВГ – следствие патологических изменений в организме ребенка, неправильного воспитания, нескорректированного поведения, нарушенной социальной адаптации.

Различают три разновидности синдрома:

  • без признаков гиперактивности;
  • без симптомов дефицита внимания;
  • с дефицитом внимания (самый распространенный вид заболевания).

Причины

Гиперактивность развивается под влиянием следующих причин:

  1. Тяжелые роды (преждевременно отслоившаяся плацента, гипоксия новорожденного, стремительно прошедшие или слишком затянувшиеся роды).
  2. Выбор методов воспитания в семье: гиперопека, множество ограничений, неоправданная строгость, пренебрежение, бесконтрольность.
  3. Патологии органов чувств, эндокринные заболевания, вегетососудистая дистония.
  4. Наследственность.
  5. Стресс – конфликтная атмосфера дома, в детском саду, школе, в уличных компаниях.
  6. Расстройство сна.

Симптоматика

Далеко не каждый шалун – гиперактивный ребенок. Если подвижный малыш способен увлечься игрой на 10 минут и больше, СДВГ у него отсутствует.

Общие симптомы заболевания:

  1. Малыш занимается одним делом менее 10 минут. Он моментально переключается с одной игры на другую.
  2. Ребенку сложно сидеть на одном месте, он испытывает потребность в постоянном движении.
  3. Малыш часто проявляет агрессивность.
  4. У него нарушен сон и расстроен аппетит.
  5. Ребенка удручают перемены, у него возникает неадекватная реакция на них. Он выражает протест, который проявляется сильным плачем или уходом в себя.

Еще один характерный симптом гиперактивности – задержка речи.

Подобные признаки проявляются у детей дошкольного возраста, до трех лет их считают нормой. Когда симптомы не исчезают после трехлетнего возраста, малыша надо показать врачу. На ранних этапах болезнь легче вылечить.

Нельзя пускать проблему на самотек и надеяться, что к семи годам она исчезнет самопроизвольно. У детей школьного возраста СДВГ с трудом поддается лечению. К этому возрасту болезнь приобретает запущенную форму, выливается в серьезные осложнения.

Диагностические симптомы

Психологи ставят диагноз СДВГ, увидев следующие признаки:

  • невозможность сидеть смирно (малыш елозит, двигает ногами, руками, извивается);
  • нетерпеливость, отсутствие желания ждать своей очереди;
  • постоянное переключение с одного дела на другое;
  • чрезмерная болтливость;
  • отсутствие инстинкта самосохранения: совершает необдуманные поступки, иногда угрожающие жизни;
  • на вопросы малыш дает ответы невпопад, не вслушивается в то, о чем его спрашивают;
  • ребенок с трудом выполняет задания, даже если знает, как их делать;
  • внимание малыша рассеяно, он не способен концентрироваться на игре, порученном деле, уроке.
  • ребенок чрезмерно активный, он предпочитает подвижные игры спокойным занятиям;
  • требует постоянного внимания, пристает к сверстникам и взрослым;
  • отстранен, когда с ним беседуют, играют, делают совместно задания;
  • рассеян: теряет вещи, не помнит, куда их положил.

Гиперактивным детям свойственно затевать драки, глумиться над животными и сверстниками, совершать попытки суицида. Если перед ними стоит взрослый, они не признают его авторитета, грубят, насмехаются. Из-за неадекватного поведения их считают «трудными детьми».

Поведенческие признаки сопровождаются психоневрологическими симптомами. Ребенок страдает от депрессивных состояний, головных болей, головокружений, нервных тиков (подергивания головы, плеч, тремора), панических атак (страха, тревожности), недержания мочи.

Терапевтическое лечение

При диагностировании СДВГ проводят комплексную терапию, которая заключается в коррекции поведения, социальной адаптации и лекарственном лечении.

Социализация

Лечение гиперактивного ребенка начинается с психологической коррекции:

  • его обучают по отдельному плану;
  • с ним работают психологи, дефектологи;
  • контролируют режим дня (соразмеряют время полезной деятельности, отдыха и сна);
  • развивают физическую активность (занятия в кружках и спортивных секциях идут на пользу активным детям, помогают им адаптироваться в обществе);
  • дошкольный и школьный возраст – период, когда необходимо усиленно корректировать поведение детей, мягко указывать им на недостатки, задавать правильный вектор действиям и поступкам.

Такие дети испытывают дефицит внимания. Их необходимо вовлекать в полезные дела, давать деликатные оценки поступкам, поднимать им самооценку, менять виды деятельности, заниматься с ними в игровой форме .

Правильное воспитание – важная составляющая в коррекции гиперактивных детей. Родителям необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать его в добрых делах, смягчать неадекватное поведение. Поощрение и похвала помогают детям самоутвердиться, поднять свою значимость для окружающих.

Ребенку надо разъяснять правила поведения в общественных местах, семье, на детской площадке. Нельзя отказывать ребенку в чем-либо без объяснения. Надо озвучивать причину запрета, предлагать альтернативу. За хорошее поведение ребенка следует вознаграждать: разрешить посмотреть любимые передачи, посидеть за компьютером, дать лакомство, устроить совместный поход или поездку.

Самое лучшее лечение гиперактивности с дефицитом внимания – психологическая коррекция без использования лекарственных препаратов. Но она возможна на ранних стадиях, когда возраст малыша не больше восьми лет.

Когда наступает школьный возраст, к первичным симптомам присоединяются вторичные. Социогенные проявления – серьезный недостаток в развитии детей. Он формируется на фоне конфликтов с ближним окружением, плохой успеваемости. Отягченную гиперактивность лечить без лекарств сложно.

Медикаментозная терапия

Если у ребенка случаются приступы агрессии, он становится опасным для окружающих и самого себя, используют методы психотерапии и лекарства. Скорректировать неадекватное поведение помогают аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, которые проходят индивидуально, в группе, совместно с семьей.

Лечение проводят, используя следующие препараты:

  1. Медикаментозные средства, улучшающие мозговое кровообращение: Пирацетам, Фенибут, Энцефабол.
  2. Антидепрессанты – лекарства, улучшающие настроение, подавляющие депрессии и склонность к суициду, снимающие усталость.
  3. Глицин – препарат, налаживающий работу головного мозга.
  4. Поливитамины. Цинк, магний, кальций и витамины группы B необходимы для правильной работы нервной системы. Их уровень в организме гиперактивных детей часто понижен. Для восполнения этих веществ ребенку выписывают необходимый витаминно-минеральный комплекс.

Рецепты народной медицины

Ребенка лечат, используя одновременно народные средства и медикаменты. Применяют их по назначению врача.

Травы

Растительные экстракты успокаивают, улучшают сон, память и внимание, снимают тревожность.

Средства из трав готовят по таким рецептам:

Травяные ванны

Хорошо успокаивают, снимают нервное напряжение и усталость ванны с растительными экстрактами. Их используют для лечения гиперактивности в детском возрасте.

Готовят ванны следующим образом:

Ванны делают на ночь – это важная особенность принятия водных процедур . Они помогают расслабиться, быстро заснуть. Продолжительность купания 10-20 минут. Делают ванны через день на протяжении четырех недель. Их можно чередовать.

Гиперактивные дети – особенные, но это не значит, что они хуже остальных. Они нуждаются в повышенном внимании. Их надо принимать такими, как они есть, любить. Только лояльное отношение помогает справиться с проблемой: расшалились – мягко пожурите, добились результата – похвалите. Дети, чувствующие, что их понимают, быстрее справляются с недостатками.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.



Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.


Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Здравствуйте, уважаемый читатель! Если Вы видите эти строки, значит, в вашем окружении есть уникальный ребенок с гиперактивностью (сын, дочь, воспитанник, племянник) или вы подозреваете это и ищете ответы на вопросы из данной категории. Прежде всего скажу, что вы обратились по адресу.

Стоит сразу отметить, что гиперактивность – не проблема. Ни в коем случае нельзя считать и называть из-за такой особенности ребенка «трудным» (распространенная ошибка психолого-педагогически неподготовленных людей). Представленный материал аргументирует этот тезис, позволит вам разобраться в том, что такое гиперактивность, и как создать особенному ребенку максимально комфортные психологические условия для успешной социализации и раскрытия личностного потенциала (вы получите практические рекомендации).

Понятие гиперактивности

Полное название рассматриваемой особенности – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Его изучение находится на стыке нескольких сфер – психология, медицина (неврология и педиатрия), педагогика. В результате можно встретить разные альтернативные наименования СДВГ:

  • Неврологи называют это явление «двигательной неловкостью» или «минимальными церебральными нарушениями движений».
  • Психологи, ориентируясь на возможности ребенка к мелкой моторике и ориентацию в пространстве, определяют СДВГ как «гиперактивность» или «повышенную двигательную активность».

Как феномен эмоционально-волевой сферы СДВГ начали рассматривать чуть больше 20 лет назад. До этого СДВГ относили к категории ЗПР (задержка психического развития). Но многочисленные исследования опровергли эту дифференциацию. Да, причины ЗПР и СДВГ тождественны – органические поражения мозга ребенка в первые месяцы жизни или во время беременности матери. Однако при грамотном подходе взрослого окружения дети с ЗПР и СДВГ способны добиться разных результатов.

С точки зрения клинической психологии в настоящее время СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам (код F 90 по МКБ 10 пересмотра), группа F 90.0 («нарушение активности и внимания»). Гиперактивность диагностируется при условии, что минимум 8 из следующих 14 признаков дали о себе знать в первые 7 лет жизни ребенка и длятся не меньше полугода.

  1. Нетерпим («ну, когда уже»), непоседлив (ерзает на стуле, дергает ногами).
  2. Не может сидеть на месте, старается встать в любых условиях (транспорт, дом, занятие в детском саду или школе).
  3. Быстро отвлекается на малейший раздражитель прямо во время разговора или при занятии чем-либо (бабочка, шум, кошка).
  4. Еле дожидается своей очереди в играх, отдает предпочтение подвижным, например, по типу догонялок (но и там может возникнуть нестерпимое желание быть ведущим или наоборот убегающим).
  5. Отвечает быстро и недослушав вопрос. Пример: - Петь, ты, когда встаешь …. (предполагалось, что оппонент договорит «что сначала делаешь?») – Обычно в восемь (ранний ответ ребенка). Могут быть и более абстрактные и неуместные ответы.
  6. Не любит инструкций, с трудом выполняет их.
  7. С трудом следует заданию или роли в игре.
  8. Бросает одно занятие и легко переключается на другое (не разбрасывает игрушки, как может показаться, а забывает и отвлекается, переключается).
  9. Беспокоен во время игры.
  10. Разговорчив, часто гиперобщителен.
  11. Перебивает, старается отстаивать свое мнение.
  12. Не слышит, что ему сказали или как его позвали (увлечен чем-то так, что не замечает).
  13. Растерян (теряет предметы труда, игрушки, вещи).
  14. «Вижу цель – не вижу препятствий». Физически активен настолько, что не замечает ограждений.

Очевидно, что описанные явления можно принять за упрямство, непослушание и другое. Важно понять, что ребенок так поступает (например, игнорирует инструкции) не потому, что не хочет, а потому, что его нейронные процессы проходят иначе и не позволяют реагировать в общепринятом представлении нормы.

  • Гиперактивные дети отличаются цикличностью работы мозга. В среднем активно он работает 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут восстанавливается.
  • Отличается и работа слухового анализатора. Детям с СДВГ сложно распознавать несколько схожих звуков подряд и повторять их.
  • Отмечаются также проблемы с координацией, что отражается в рисунках (линии неровные, диспропорциональность, примитивность) и при занятии спортом.
  • Речь быстрая и спутанная или наоборот замедленная, встречается задержка развития речи и заикание.

Причины гиперактивности

Несмотря на то, что начало развития СДВГ кроется в органических нарушениях в период внутриутробного развития ребенка, негативные факторы действуют с двух сторон (биологические и социальные). До 2 лет преобладает биологический фактор, позже – социальный. К биологическим негативным факторам относится:

  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы (асфиксия);
  • трудная беременность (угроза выкидыша, токсикоз во 2 и 3 триместре);
  • отравления любого характера в период беременности (в том числе курение, алкоголь);
  • анемия у беременной женщины;
  • беременность до 20 лет.

Существует теория генной предрасположенности к гиперактивности. В ходе эксперимента, описанного Е.Л. Григоренко в работе «Особенности психофизиологического развития детей с гиперактивностью» было установлено, что этот факт имеет место быть.

Среди социальных факторов на развитие гиперреактивности влияет:

  • бытовая, эмоциональная, когнитивная и сенсорная (неудовлетворение актуальных потребностей ребенка), то есть ненадлежащий уход, запущенность, невыполнение родителями своих обязанностей;
  • неблагополучие зависимости ( , наркомания, ).

В отдельную теорию выделяют роль питания матери и затем ребенка. Согласно этой концепции, развитию гиперактивности способствует «искусственное» питание, то есть полуфабрикаты, добавки, обилие свинца.

Особенности гиперактивности и ее отличия от схожих феноменов

Отмечено, что у мальчиков от 7 до 12 лет гиперактивность встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек того же возраста. Это объясняется большей слабостью ЦНС (центральная нервная система) в период вынашивания матерью плода у мальчиков к негативным факторам и большей способностью женского мозга к компенсаторным функциям (замещение, достижение необходимого поведения с помощью других систем и мозговых процессов).

Всегда ли активный дошкольник (школьник) является гиперактивным? Нет, далеко не всегда. Важно уметь отличить гиперактивность не только от серьезных патологий, но и дифференцировать от , (ярко выраженные отдельные свойства темперамента, например, сверхактивность), естественной для детей дошкольного возраста подвижности. Вызвать поведение, похожее на СДВГ могут такие факторы:

  • смерть одного из членов семьи;
  • иные серьезные деформации в семейном цикле;
  • отсутствие мотивации и интереса к какой-либо деятельности;
  • переход в новое образовательное учреждение (школа, детский сад);
  • требовательность родителей и другой стресс.

Стресс способен вызвать импульсивность и раздражительность, снижение внимания. Вспомните, пожалуйста, себя после многочасового напряженного рабочего дня. Каждый способен на какое-то время превратиться в гиперактивного ребенка: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу. Нужно доработать. Сейчас только чайку выпью. О, какая интересная статья в газете (интернете). Нужно прочитать».

Сниженная работоспособность на фоне избыточной (нервной) суеты и капризов – распространенное явление, не правда ли? Если нет, то вы, безусловно, счастливый человек! Тем не менее от такого не застрахован никто. Нельзя думать, что у ребенка нет проблем. У него их море: он «воюет» и знакомится с миром и собой.

Именно поэтому наблюдение за поведением ребенка ведется минимум полгода (первый пункт данной статьи). За это время гиперактивность можно отличить от:

  • астенического синдрома;
  • усталости;

Подробнее о том, как отличить гиперактивность от других феноменов, описано в книге М.С. Староверовой «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: практические материалы для психологов и родителей». Дифференциация там дана по принципу «от противного». Даны способы выявления других поведенческих явлений, учитываются совпадения нескольких пунктов из названых особенностей поведения (по типу материала из первой части материала этой статьи). Если информация вас заинтересовала, то книгу можно найти в интернете.

Таким образом, гиперактивность проявляется невнимательностью, избыточной подвижностью (в том числе в речи), импульсивностью (низкий самоконтроль), проблемами в движении тела и мелкой моторике. Таким деткам сложно сходиться с другими людьми. Они навязчивы, дезорганизованы. Отчего часто становятся , могут оказаться непринятыми в компанию. Потому необходимо помочь им войти в социум.

Пути решения

Для определения направления действий в отношении коррекции поведения ребенка важно вспомнить возможные причины и найти конкретные для индивидуального случая. То есть менять нужно не ребенка, а его микро- (семья) и макроокружение (детский сад, социум), климат вокруг него (социальную ситуацию развития).

Прежде всего, нужно найти союзников. Под ними подразумевается обращение к:

  • штатному психологу;
  • педагогу (воспитателю);
  • дефектологу учреждения, в котором занимается ребенок.

Только сообща можно обеспечить работу над макро- и микросоциумом. Ребенку с гиперактивностью нужно комплексное психолого-медико-педагогическое (социальное) сопровождение. Во многих образовательных учреждениях в настоящее время функционируют ). Если есть такая возможность, то лучше обратиться сразу туда.

Важно вести активную работу по совершенствованию семьи. Далее приведем общие рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком.

  1. Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью» категорически не подходят).
  2. Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам «напакостить»).
  3. Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.
  4. Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя себя вести.
  5. Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.
  6. Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).
  7. Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная шутка, копирование его поведения).
  8. Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас не услышат).
  9. Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками, жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит, тот получит на свою доску жетон. Смотри, какой он красивый!»).
  10. Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.

Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример ребенку в поведении (крики могут научить только крикам).

Рекомендуется составить распорядок дня. Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей.

  • В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и наказаний. Она обязательно должна быть.
  • Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие наказания и денежные поощрения.
  • Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
  • Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют на убеждения.
  • Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого, развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя …, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».

Составьте «договор» о разделении обязанностей. Для формирования самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности по дому. При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве. Помогайте, но не выполняйте работу за него. Следует давать простые односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.

Избыточную активность применяйте с пользой. Выясните, какие способности имеет ваш ребенок, и что ему интересно. Например, можно пойти на плавание.

Не путайте, пожалуйста, контроль за действиями ребенка с тотальным контролем над его жизнью. Позвольте ему набираться опыта, ошибаться, совершать ошибки: опаздывать, получать двойки, терять друзей (но с вашей подсказки, конечно же, возвращать).

Игры на внимание

С целью развития внимания гиперактивного ребенка можно использовать игры (в зависимости от возраста):

  1. Малыша просите повторять ваши движения.
  2. Детям постарше можно давать задание с нахождением конкретной буквы (цифры) в тексте. Рекомендуется добавить элемент конкурса, игры. Например, при проигрыше прокукарекать.
  3. Школьникам рекомендуется давать задание на расположение цифр, например, согласно возрастанию. Или дать заполненное поле и попросить соединить цифры, согласно определенному критерию.
  4. Составление слов из слов, то есть поиск в одном другого, например, «самокат» – «скат». Подойдет взрослым деткам.

Не забывайте учитывать возраст ребенка. Задание должно быть интересно и понятно.

Поиск отличий на картинках или в помещении, игры на скорость реакций, «снежный ком», «Сломанный телефон», «Хлопок – слово» (ребенок хлопает, когда слышит оговоренную заранее категорию среди произносимых взрослым слов, например, «растения») тоже помогут в корректировке гиперактивности. Таким образом, мы снова пришли к единому выводу – занимайтесь со своим ребенком.

Вместо эпилога, или выводы

Гиперактивного ребенка сложно не заметить. Название феномена говорит само за себя. Их ошибочно могут назвать «хулиганами», «неслухами», «лентяями» и т. д. На самом деле они живут в собственной норме. Им не известны другие варианты поведения. Вся их суть делится на три категории:

  • невнимательность (98-100 % детей с СДВГ);
  • избыточная активность (70 %);
  • импульсивность (63-68 %).

Итак, ребенок с СДВГ нормален, но он видит мир с позиции своей нормы. Нужно научиться понимать его. Говоря упрощенно, ругать ребенка, использовать наказания или фразы типа «почему ты не можешь вести себя, как все нормальные дети» категорически запрещено (к слову, таких реплик в любом случае стоит избегать при воспитании ребенка). Этим можно добиться только:

  • понижения ;
  • роста и замкнутости;
  • потери собственного авторитета в его глазах;
  • ухудшения взаимоотношений.

Кратко все рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком можно описать одним словом – общайтесь. Будьте со своим чадом, рассказываете ему о мире, интересуйтесь его состоянием и чувствами. Рассказывайте о его сильных и слабых сторонах. Помогайте развивать первые и учиться сглаживать вторые. Основной принцип сотрудничества с гиперактивным ребенком: подкрепляйте желаемое поведение и усиливайте похвалу, игнорируйте нежелательные действия.

Как знать, может быть, у вас растет новый известный комик, рок-звезда или рэпер. Да-да, Аврил Лавин, Джастин Тимберлейк, Хоуи Мэндел, Оззи Осборн, Ченнинг Татум, Джим Кэрри и многие другие гениальные и известные личности когда-то были просто детьми с гиперактивностью. Существует даже научное мнение, что гиперактивность – предвестник гениальности. Конечно, если научиться управлять ситуацией в свою пользу.

Надеюсь, статья оказалась полезна для вас. Психологического комфорта вам и вашей семье! О СДВГ у взрослых читайте .

11

Счастливый ребенок 15.08.2017

Дорогие читатели, помните детскую игру в дочки-матери, в которой события идут по определённому сценарию? И так же мы, задумываясь о родительстве, всегда представляем себе здоровых и счастливых детей. Однако не всегда все идет так гладко, как хотелось бы, и гиперактивность – это одна из сложностей, с которой приходится сталкиваться некоторым из родителей.

Сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, их воспитании и оздоровлении. И разобраться во всем нам поможет Елена Красовская, мама «особого» ребёнка с 13-летним стажем, а также автор проекта «Красиво шить не запретишь!». Передаю Елене слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Рада нашему знакомству, желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми.

Что делать, если в семье или у близких появляется гиперактивный ребёнок? Отчаиваться или собирать волю в кулак и сражаться за здоровье малыша? По опыту, ни тот ни другой вариант не решают задачу развития и с СДВГ. Что тогда?

Прежде чем мы перейдём к ответам, поделюсь своей историей.

Первый звоночек

Что вы, мамочка, радуетесь? Сын-то слабенький родился, неизвестно, как всё сложится…

Лежу на кушетке, глядя на маленький шевелящийся комочек, стираю слёзы. Смешанные чувства бурлят внутри - радость, тревога, смятение, страх и снова радость. Он появился! Немного раньше срока, но сформированный, рослый. Кричит. Что ещё?

Оказалось, 6-7 баллов по шкале Апгар и крик не являются чётким показателем здоровья малыша, а родовая травма может перечеркнуть многое. Впереди нас ждали отделение реанимации, аппарат искусственной вентиляции, хождения по врачам и долгие годы реабилитации…

Наш случай даёт представление о том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Всегда есть причины. О них поговорим ниже, а пока рассмотрим, что характеризует ребёнка с СДВГ.

Что такое гиперактивность

Чем отличается шумный и непоседливый малыш от гиперактивного? Есть ли особые признаки? Можно ли самостоятельно провести диагностику и увидеть разницу?

Из медицинских источников: «Гиперактивность или СДВГ - состояние значительного превышения нормы активности, импульсивности и возбудимости. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется в детстве. Чаще бывает у мальчиков».

Доктор психологических наук Сиротюк А. Л. говорит про СДВГ: «Это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД) - легкой недостаточности мозга. Её относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, скорее, констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение».

В своё время книга Аллы Леонидовны «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» помогла многое переосмыслить в поведении сына и стала нашим главным семейным пособием.
Настолько толково, грамотно, со знанием дела доктор ведёт разговор о непонятных родителям, воспитателям и учителям состояниях ребёнка, что начинаешь действовать сразу после изучения материала.

А вот что рассказывает о гиперактивности доктор Комаровский.

Портрет типичного гиперактивного ребёнка

Такой малыш:

  • плохо спит, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне;
  • быстро утомляется;
  • плохо, быстро или непонятно разговаривает;
  • суетлив, неусидчив, беспокоен;
  • не способен довести до конца начатое дело;
  • импульсивен;
  • игнорирует просьбы взрослых;
  • не умеет подчиняться правилам, ждать;
  • забывчив, невнимателен;
  • часто агрессивен;
  • имеет огромные трудности с обучением и восприятием информации.

Набор качеств не радует. Но не нужно отчаиваться!

Статистика показывает, что гиперактивный ребёнок часто обладает любознательностью, пытливым умом, богатой фантазией, неожиданными интеллектуальными способностями, умеет изобретать новые способы решения задач, любит быть в центре внимания и обожает похвалу.

Причины гиперактивности ребенка

Что влияет на возникновение и развитие СДВГ, до конца неизвестно.

Выделяют следующие провоцирующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • стрессы мамы;
  • токсикоз;
  • признаки внутриутробной асфиксии плода;
  • стремительные или затяжные роды;
  • недоношенность плода;
  • родовые травмы;
  • конфликты в семье или окружении;
  • заболевания в раннем возрасте и др.

До сих пор в мире есть разногласия по определению СДВГ - диагноз это или характер? Нужно лечить или само пройдет?

Кто-то говорит, что болезнь надумана и существует, чтобы поддерживать фармацевтическую промышленность, кто-то бьёт тревогу в связи с растущим количеством гиперактивных детей. Но что бы ни говорили политики, медики или учителя, родителям гиперактивного рёбенка, а главное, малышу приходится трудно. Поэтому при первых подозрениях или слишком активном поведении ребенка не делайте поспешных выводов, а проведите грамотную диагностику.

Диагностика гиперактивности

Диагностика СДВГ проводится в соответствии с международными критериями (МКБ-10) и включает перечни характерных, чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Критерии состояния оценивает специалист – психолог, детский психиатр или психоневролог.

Диагностика включает несколько этапов:

  • сбор информации и оценка поведения ребёнка;
  • тесты;
  • медицинское обследование (ЭЭГ или МРТ головного мозга).

Если чувствуете беспокойство по поводу поведения малыша и хотите пройти предварительную самостоятельную диагностику, ориентируйтесь на признаки, представленные в таблице ниже.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушение внимания
  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Обратите внимание:

  1. Измеряем нарушение внимания и гиперактивность/импульсивность.
  2. Для постановки диагноза присутствуют шесть из девяти критериев в каждом измерении.
  3. Признаки проявляются до восьми лет.
  4. Наблюдаются не менее шести месяцев в двух сферах деятельности ребёнка - в детском саду и дома.
  5. Состояние ребёнка вызывает психологический дискомфорт и дезадаптацию.
  6. Признаки проявляются не на фоне общего расстройства развития и других нервно-психических расстройств.

При диагностике отмечают разные виды гиперактивности:

  • с преобладанием нарушения внимания - шесть и более признаков из одного измерения;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности - шесть и более признаков из второй группы измерений;
  • сочетанная форма СДВГ - шесть и более признаков по всем критериям.

Важно! Ни в коем случае, не ставьте диагноз самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам, лучше к нескольким.

Мы проходили диагностику у нескольких специалистов в своём городе, а для контроля – в диагностическом центре соседнего региона.

Во-первых, так есть возможность сравнить и уточнить диагноз. Во-вторых, это позволяет исключить состояния-имитаторы - особенности характера, тревожные расстройства, эпилепсию, эндокринные нарушения и др. В-третьих, это помогает найти оптимальный режим лечения.

Направления лечения и система воспитания при СДВГ

Именно создание системы воспитания является ключевым моментом. Гиперактивные дети категорически не выносят ограничения, отрицают запреты и не могут придерживаться правил. Поэтому так важно трансформировать их особенности, обучать, тонко встраивать в систему ценностей семьи и общества.

Главными задачами родителей являются:

  • сбор, систематизация, проверка и применение информации по лечению, методикам оздоровления, развития и воспитания;
  • создание подходящей модели отношений в семье;
  • дружелюбное и грамотное взаимодействие с необходимыми специалистами;
  • принятие особенностей малыша и культивирование любви.

Принятие особенностей гиперактивного ребёнка

На мой взгляд, пункт о принятии и любви главный.

С высоты своего опыта и общения с родителями «особых» детей, могу с уверенностью сказать, что принять ситуацию страшно. Но обязательно нужно. Без принятия сложно двигаться дальше.

Мне помогает:

  • вера в Бога и понимание, что всё происходит во благо;
  • смотреть на сына, когда он спит;
  • замечать любые положительные проявления в характере;
  • забота о себе;
  • люди, которые видят что-то хорошее в сыне и говорят мне;
  • совместное веселье и дурачество;
  • информация о последних исследованиях мозговых функций и их восстановлении;
  • занятие любимыми делами;
  • видение положительных моментов в жизни;
  • оздоровительные практики - физическая нагрузка, питание и др.

Ищите свои способы, пробуйте разные варианты, проникайтесь принятием, любовью к своему ребёнку и жизни в целом. Это поможет двигаться дальше.

Лечение и взаимодействие со специалистами

Любовь и принятие важны, но исключать современные методики лечения и оздоровления гиперактивного ребёнка нельзя. Основная задача - найти, проверить, поверить, выбрать способы и специалистов, которые помогут вашей семье.

Хороший психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог, массажист, остеопат, физиотерапевт и, конечно, педиатр - специалисты, которые должны быть в вашем чек-листе при выборе методов лечения.

Важно! Проверяйте любую входящую информацию - собирайте отзывы, читайте, слушайте, что говорят другие родители, ищите тех, кто пользовался или был на приёме. Главное, не навредить.

Как показывает практика, гиперактивные дети невероятно чувствительны. Задача родителя прислушиваться и присматриваться к тому, как ведёт себя ребёнок на приёме у врача или при совершении лечебных манипуляций, как реагирует на лекарство.

Я выявила правило - без повода сын не будет вести себя неадекватно. Всегда есть причина. Поэтому доверяю ощущениям.

Начинаем медикаментозный курс лечения, каждое лекарство даю поочерёдно, в четверть прописанной дозы. Сегодня четверть одной таблетки, завтра половинку, дальше всю. Затем добавляем следующее.

Даже при ОРВИ или простудных заболеваниях. Потому что любое новое лекарство и метод может свести на нет предыдущие результаты. Наблюдаем за реакцией организма и поведением. Все нормально - продолжаем, нет - убираем, заменяем. Процесс кропотливый, но иначе нельзя.

Сыну помогают:

  • массаж;
  • парафин;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания - исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие, режим;
  • прогулки и приятные впечатления;
  • режим дня.

Намеренно не пишу названия лекарственных препаратов, у каждого свой случай. Назначают врачи, вы проверяете и делаете выводы.

Семья и окружение

Теплая, спокойная и доброжелательная обстановка в семье - залог прогресса в развитии и реабилитации гиперактивного ребёнка.

Важно найти баланс:

  • мягко ставим границы;
  • запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменяем формулировки. Вместо «Не бегай» говорим «Иди спокойно»;
  • учим ощущению времени. У нас хорошо работают песочные часы или будильник. Ставим задачу, определяем время, после звонка перерыв;
  • ограничиваем количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Самое работающее – поймать взгляд и попросить короткими отрывистыми предложениями: «Подойди к зеркалу. Найди расчёску. Принеси мне»;
  • отлично работают игры. Но игры короткие, не командные, с минимумом правил;
  • сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках мы до сих пор прорабатываем сложные психологические ситуации;
  • при проявлении агрессии самое действенное крепко обнять и прижать к себе. Такие границы успокаивают, даже если ребёнок очень зол;
  • учим чувствовать себя и выражать эмоции. Играем, чаще спрашиваем «Что ты чувствуешь сейчас?» У нас был нарисован плакат с «добрым» и «злым» королём;
  • добавляем много визуальных образов! Новое действие или знание мы прорисовывали. Например, при изучении цифр каждая из них размещалась между ступеньками шведской стенки;
  • много читаем и развиваем речь;
  • такие дети обожают видео с участием себя и близких. Я читала книги, записывала видео, ставила на воспроизведение. Сын играл в комнате, фоном звучал мой голос;
  • слушаем спокойную, расслабляющую музыку. Гиперактивным детям она приносит колоссальную пользу;
  • соблюдаем режим дня. Не хочет спать днём, зашториваем окно и ложимся. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.

Замечательно, если члены семьи поддерживают вас. Когда не всё гладко, выработайте основные правила, сообщите близким, что их обязаны выполнять все. Это сложно. Но от вас зависит будущий результат. Придётся учиться последовательности и строгости.

О школе и воспитательных учреждениях

Тема настолько обширна, что публикация имеет риск не закончиться. Ограничусь несколькими рекомендациями.

В детском саду и школе гиперактивному ребёнку непросто, иногда опасно для жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, будьте дома или ограничивайте время посещения.

В нашей системе образования гиперактивному малышу болезненно сложно. Дружить с ним не хотят. Дети могут смеяться и обижать его, страдает самооценка. Воспитанник с СДВГ головная боль учителя - неусидчив, импульсивен, с плохой памятью и ограниченным вниманием.

Важно контактировать с руководством и грамотно взаимодействовать с учителями:

  • расскажите про особенности ребёнка;
  • вместе создайте план сотрудничества;
  • не отказывайте в помощи, а лучше предлагайте её;
  • если есть психолог, знакомьтесь и вырабатывайте способы социальной адаптации;
  • изучайте законодательство. В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права грамотно и достойно;
  • ВСЕГДА обращайте внимание на состояние ребёнка. Поддерживайте настрой и следите за здоровьем.

Заключение

По себе знаю, как сложно принять ситуацию, когда с твоим ребёнком что-то не так - гиперактивный он или просто другой. Дорогие родители, пожалуйста, не задерживайтесь на выяснении причин, не проваливайтесь в чувство вины и стыда. Поверьте, вашему малышу несчастная мама или сомневающийся папа помочь не смогут.

Чем быстрее вы пролистнёте страницу с поиском причин и ощущением вины, тем быстрее обратитесь к тому, что действительно важно. А важно - любить и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Искать сильные стороны, раскрывать потенциал и радоваться успехам. Важно быть счастливыми вместе и верить в будущее своего ребёнка.

С пожеланиями удачи,
Елена Красовская,
автор интернет-проекта Красиво шить не запретишь!
и обучающих материалов по шитью

Я благодарю Елену за этот непростой, но очень информативный рассказ. Нелегко сталкиваться с такими испытаниями, но это так верно – главное это не чувство вины и стыда, а любовь и стремление сделать все возможное для своего ребенка, для себя, для семьи.