Правовой режим международных проливов и международных морских каналов. Международные реки, их правовой режим

  • 19.Понятие и юридическая природа международного договора.
  • 20. Порядок заключения международного договора. Принципы договорного процесса.
  • 22.Действие международных договоров, действительность и толкование международных договоров.
  • 23. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации
  • 31. Международные неправительственные организации
  • Ассоциация международного права
  • Международная ассоциация по уголовному праву
  • Международный Комитет Красного Креста
  • 32. Международный суд оон: состав, порядок деятельности и полномочия.
  • 33. Понятие и основания международно-правовой ответственности
  • 34. Понятие и виды международных правонарушений.
  • 35. Виды и формы международно-правовой ответственности
  • 36. Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность
  • 37. Ответственность международных организаций.
  • 38. Международная уголовная ответственность физических лиц.
  • 40. Органы внешних сношений государства: понятие и виды.
  • 41. Дипломатические представительства: состав, функции, порядок назначения дипломатов.
  • 42. Консульские представительства: состав, функции, порядок назначения консулов
  • 43. Иммунитеты и привилегии дипломатических и консульских учреждений
  • 44. Международно-правовые средства обеспечения мира
  • 45. Обеспечение всеобщей и региональной безопасности
  • 46. Разоружение и ограничение вооружений.
  • 47. Коллективная безопасность и международное право
  • Договоры оон по правам человека
  • 49. Международные стандарты прав и основных свобод человека.
  • 50. Международно-правовые вопросы гражданства.
  • 51. Международно-правовые вопросы двойного гражданства и безгражданства
  • 52. Правовое положение иностранцев и международное право. Режимы пребывания в стране иностранных граждан.
  • 55. Международные экономические организации.
  • 56. Классификация и правовой режим морских пространств.
  • 57. Международные реки, каналы, проливы.
  • 58. Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики
  • 60. Правовой режим международных полётов. Международные авиационные организации.
  • 63)Международное сотрудничество государств в сфере космоса в международных организациях.
  • 66)Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
  • 67)Международно-правовые средства разрешения международных споров
  • 68. Непосредственные переговоры и консультации.
  • 69) Разрешение споров в международных организациях.
  • 70. Международная примирительная процедура.
  • 71.Международные третейские суды (арбитраж)
  • 74. Механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы Организации Объединенных Наций
  • 75. Условия подачи жалобы в еропейский суд по правам человека
  • 80. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 81.Нейтралитет в войне
  • 83. Понятие и виды международных уголовных преступлений.
  • 57. Международные реки, каналы, проливы.

    В основе деления морских пространств по их правовому статусу находится объем власти (полномочий) на то или иное пространство.

    По этому признаку выделяют две группы таких пространств:

    1) морские пространства, расположенные в пределах государственных границ;

    2) морские пространства, находящиеся за пределами государственных границ.

    К первой группе относят: внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды, международные проливы с правом транзитного и мирного прохода.

    Ко второй группе относят: прилежащую зону, открытое море, экономическую зону, континентальный шельф, морское дно за пределами национальной юрисдикции ("Район").

    Морские пространства отсчитываются от исходных линий. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. к исходным линиям относят:

    1. Линию наибольшего отлива вдоль берега (нормальную исходную линию). Такая линия указывается ни официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. Как разновидность нормальной исходной линии выступает:

    а) линия наибольшего отлива осыхающего при отливе возвышения для измерения территориального моря, если такое возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря;

    б) линия рифа при наибольшем отливе для измерения ширины территориального моря в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами.

    Международными реками следует считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом – разделять.

    Морские проливы имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Велико их значение и для военного судоходства, особенно крупных морских держав. Не случайно США практически в ультимативной форме поставили на Конференции по морскому праву вопрос о максимальной свободе прохода военных кораблей через проливы. Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы. В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями. Примером могут служить Черноморские проливы.

    58. Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики

    Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктика занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км., что примерно равно 10 % площади нашей планеты, при этом сам материк покрыт на 96 % льдом, максимальная глубина которого – 4,4 км.

    Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллингсгаузеном на парусном шлюпах «Восток» и «Мирный». С целью разрешения проблемы Антарктики 15 октября 1959 года в Вашингтоне была созвана Международная Конференция. Ее участниками стали 12 государств, которые ко времени созыв Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. 1 декабря 1959 года Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни. В основу договора положен принцип мирного использования Антарктики. «Запрещается, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия». Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст.V, которая гласит, что любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещается. Таким образом, как видно из приведенных положений, огромная часть земного шара – целый материк и прилегающий к нему большой район – была превращена в безъядерную и демилитаризованную зону, что явилось серьезным шагом к укреплению международного мира и безопасности.

    Территория Арктики относится к группе территории со смешанным режимом. Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятных для жизнедеятельности климатических условий, что существенно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных объектов под флагом несопредельных Арктики стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения, которые тесно увязаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих лет предпринимали усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

    Данный процесс выражался в постепенном фактическом подчинении арктической территории власти стран региона, причем это подчинение сопровождалось юридическим оформлением, принадлежности определенных частей континента той или иной стране. Правовое закрепление базировалось, главным образом, на издаваемых приарктическими государствами законах и иных нормативных актов. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов Арктики.

    К настоящему времени все известные сухопутные образования в Арктике разделены на сектора и подчинены исключительной власти – суверенитету того или иного приарктического государства – Росси, Дании, Канады, Норвегии и США. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.

    Необходимо отметить, что на пространства Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним.

    Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

    "

    Международные проливы - это естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства. К ним относятся Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтар, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Сингапурский, Корейский, Магелланов и другие - помельче. Режим этих проливов регулируется общими нормами международного права и предусматривает свободу прохода всех судов на принципе равенства флага. Свободен также пролет самолетов

    Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.

    Так, проход через Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) регулируется Конвенцией 1936 г., заключенной в швейцарском городе Монтрё. Суть режима в том, что для прохода военных судов предусмотрены определенные ограничения, хотя они и освобождены от сборов. Проход торговых судов в мирное время свободный с уплатой маячных и санитарных сборов.

    Относительно военных судов черноморских стран должно быть уведомление об их проходе за 8 суток (15 - для нечерноморских). Линкоры следуют поодиночке с эскортом не более двух эсминцев.

    Так же поодиночке следуют подлодки, в светлое время суток, в надводном положении, с поднятым национальным флагом.

    Запрещен проход для авианосцев. И это, кстати, было одной из причин, почему наши авианосцы получили название «авианесущие крейсеры».

    Для нечерноморских военных судов режим иной. Уведомление об их проходе делается за 15 суток. Тоннаж одиночного военного корабля не должен превышать 10 тыс. тонн, а общий тоннаж проходящих судов - не более 45 тыс. тонн; причем в зоне пролива тоннаж таких судов не должен превышать 15 тыс. тонн. Количество судов не должно быть больше 9. Допустимый срок пребывания таких судов в Черном море - не более 21 дня.

    Сложный режим Черноморских проливов связан с перипетиями истории: в результате войн он становился то либеральнее, то жестче.

    Проход через Балтийские проливы (Большой и Малый Бельты, Зунд) регулируется международными соглашениями, в частности, Копенгагенским трактатом 1857 г. Россия в нем участвует.

    Гражданские суда проходят беспрепятственно, военные - тоже, но для них установлены правила прохода, сроки и количество. Так, для следования через датские территориальные воды необходимо уведомление за 3 дня, если количество кораблей не более трех, и за 8 суток, - если их больше.

    Проход судов через искусственные проливы (каналы) подчинен требованиям соответствующих международных актов.

    В Суэцком канале действует режим, предусмотренный Константинопольской конвенцией 1888 г. Проход судов свободен после уплаты сборов. Лоцманская проводка обязательна. Для кораблей - мирный проход.

    В Панамском канале в принципе действуют нормы Панамо-американского договора 1979 г. о Панамском канале и Договора 1979 г. О постоянном нейтралитете и функционировании канала с протоколом к нему. В зоне канала действует панамская административно-судебная юрисдикция, но США получили право управлять, эксплуатировать и обслуживать канал. Они «несут основную ответственность за защиту и оборону канала». По закону США, который был принят Конгрессом в сентябре 1979 г. и стал составной частью Договора, США присвоили себе особые права не только на проход своих судов, но и на применение силы, если будет иметь место попытка закрыть канал. Именно поэтому мы и указали, что нормы Договора действуют только «в принципе». Формально канал открыт для мирного транзита судов всех стран на условиях равенства.

    Суверенитет Панамы над каналом должен был быть восстановлен 1 января 2000 г. Это произошло, но не полностью.

    Килъский канал проходит по территории ФРГ и подчинен ее юрисдикции. Предусмотрено свободное плавание для всех судов после уплаты сборов с соблюдением установленных правил и при обязательной лоцманской проводке. Предусмотрен уведомительный порядок прохода для военных судов.

    Предыдущая

    Определенной спецификой отличается правовой режим международных проливов и международных каналов – водных путей, которые традиционно могут использоваться для международного судоходства . Наиболее интенсивно в целях международного судоходства используются такие проливы, как Гибралтарский, Черноморские, Балтийские, Сингапурский, Ла-Манш, Па-де-Кале и ряд других. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства (Мессинский, Корейский, Санникова), однако их правовой режим в целом соответствует международно-правовым нормам.

    Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, правовой статус вод, составляющих международные проливы, характеризуется суверенитетом и юрисдикцией соответствующего прибрежного государства. Вместе с тем, особая значимость проливов для осуществления морского судоходства обусловила закрепление такого института, как право транзитного прохода , которое представляет собой разновидность международно-правового сервитута – возможности пользоваться чужой территорией.

    В проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, все суда пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив, а также для прохода через пролив с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. При осуществлении права транзитного прохода суда обязаны:

    Без промедления следовать через пролив;

    Воздерживаться от любой угрозы силой или её применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;

    Воздерживаться от любой деятельности, кроме свойственной обычному порядку транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием;

    Соблюдать общепринятые международные правила, касающиеся безопасности на море;

    Соблюдать общепризнанные международные правила, касающиеся предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов;

    Воздерживаться от проведения каких-либо исследований или гидрографических съёмок без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

    Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения при транзитном проходе с целью обеспечения безопасности международного судоходства. Такие коридоры и схемы предварительно должны быть переданы на утверждение компетентной международной организации (ИМО). Кроме того, граничащие с проливами государства вправе принимать законы и правила, касающиеся транзитного прохода. Такие законы и правила могут регулировать безопасность судоходства, контроль загрязнения с судов, недопущение рыболовства, погрузки или выгрузки любых товаров в нарушение законодательства заинтересованного государства. Указанные акты не должны носить дискриминационного характера и должны предварительно и должным образом публиковаться. В случае несоблюдения иностранным судном правил осуществления транзитного прохода государство флага судна несёт международно-правовую ответственность.


    Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе. Право транзитного прохода не может быть приостановлено.

    Вместо права транзитного прохода правовой режим отдельных проливов может включать право мирного прохода , характерное для статуса территориального моря. Право мирного прохода относится к проливам, образуемым островом и континентальной частью прибрежного государства, а также к проливам между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем прибрежного государства. Особенностью права мирного прохода через такие проливы (в отличие от мирного прохода через территориальное море) является то, что оно не может быть приостановлено.

    Наконец, Конвенция 1982 года не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам. В частности, специальный правовой режим установлен в Черноморских, Балтийских проливах, Магелланове и Гибралтарском проливах.

    Правовой режим Черноморских проливов (Дарданеллы, Босфор, Мраморное море) установлен Конвенцией о режиме Проливов 1936 года. Порядок судоходства в Балтийских проливах (Зунд, Большой Бельт и Малый Бельт) предусмотрен национальным законодательством прибрежных государств (Дании и Швеции), а также некоторыми правилами Международной морской организации (ИМО). Правовой режим Магелланова пролива регулируется договором между Аргентиной и Чили, заключенным 23 июля 1881 года. Навигационное использование Гибралтарского пролива осуществляется на основании соглашения между Англией, Францией и Испанией 1907 года. По общему правилу, закрепленному во всех этих соглашениях, в проливах, используемых для международного судоходства, устанавливается свобода судоходства для всех судов независимо от флага. Однако в отношении Черноморских проливов данное право может быть ограничено во время войны, если Турция является воюющей стороной. Кроме того, Конвенция 1936 года ограничивает общее число и тоннаж одновременно находящихся в проливах судов нечерноморских государств. В настоящее время режим судоходства в Черноморских проливах фактически контролируется Турцией, ряд законодательных актов которой (Регламенты о порядке морского судоходства 1994 и 1998 годов) значительно ограничивают свободу транзитного прохода. Ряд международных соглашений и внутренних актов предусматривает уведомительный порядок прохода через международные проливы. Так, для прохода через Магелланов пролив необходимо не менее чем за 12 часов до входа в пролив сообщить об этом морским властям Чили. Особенностью судоходства в некоторых проливах (например, в Балтийских и Магелланове) является обязательная лоцманская проводка отдельных категорий судов. Как правило, лоцманскую проводку всех судов на платной основе осуществляют дипломированные специалисты прибрежных государств. Граничащие с проливом государства не могут взимать какие либо сборы и пошлины с иностранных судов, кроме сборов за конкретные оказываемые услуги (санитарные, спасательные, маячные, лоцманские). Некоторые международные проливы (Гибралтарский, Магелланов) объявлены демилитаризованными зонами и не могут использоваться в военных целях.

    Морское судоходство во всех перечисленных международных проливах осуществляется в соответствии с правилами и рекомендациями, одобренными Международной морской организацией (ИМО).

    Международные каналы являются, в отличие от проливов, искусственно созданными судоходными путями . Особенностью каналов является их прохождение по сухопутной территории какого-либо государства. Следовательно, любой канал автоматически находится под суверенитетом и юрисдикцией соответствующего государства и правовой режим канала в принципе регулируется национальным законодательством. Однако на практике правовой режим каналов, имеющих значение для международного судоходства, нередко устанавливается международными соглашениями. В настоящее время наиболее важными искусственными судоходными путями являются Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

    Одним из каналов, используемых для международного судоходства, является расположенный на территории Египта Суэцкий канал . Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным, его общая протяжённость составляет 161 километр. На сегодняшний день порядок и условия использования канала регулируется, во-первых, внутренними законами Египта, во-вторых – Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 года. Данная Конвенция была подписана девятью государствами, позже к ней присоединились еще семь стран.

    Суэцкий канал открыт и свободен для плавания любых судов (шириной не более 64 метров) независимо от флага. При этом в канале запрещаются военные действия, блокада, строительство иностранных военных баз и любые действия, нарушающие неприкосновенность канала, его материальную часть. Согласно Конвенции, военные суда сторон в случае войны имеют право снабжаться в канале и во входных портах провиантом и запасами лишь в пределах строгой необходимости, а их проход по каналу должен совершаться в самый короткий срок и без остановок. Конвенция (статья 12) закрепляет также принцип равенства государств-участников во всем, что касается пользования каналом. Обеспечение безопасности и поддержание общественного порядка в Суэцком канале находится в ведении властей Египта, а конкретно – Администрации Суэцкого канала. Администрация управляет каналом с 1957 года, когда канал был национализирован египетским государством. К полномочиям Администрации относится издание специальных правил плавания по каналу, обеспечение лоцманской проводки, расследование всех связанных с плаванием инцидентов и т.д. Судоходство по Суэцкому каналу осуществляется на основании системы регулирования движения, принятой египетскими властями в 1980 году. При прохождении через канал действует уведомительный порядок: капитан судна обязан зарегистрировать его путем уведомления Администрации не менее чем за четверо суток до вхождения в канал. Правила судоходства по Суэцкому каналу требуют обязательной лоцманской проводки.

    По территории Панамы проходит другой канал, имеющий международное значение – Панамский канал . Он соединяет Атлантический и Тихий океаны, его протяжённость – около 82 километров. До 2000 года управление, эксплуатация и содержание канала, в том числе издание специальных правил судоходства и взимание пошлин за пользование каналом осуществлялись Соединенными Штатами Америки. Однако по Договору 1977 года о Панамском канале между Панамой и США с 1 января 2000 года управление каналом перешло в ведении панамских властей.

    7 сентября 1977 года США и Панама заключили также Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. Правовой режим канала характеризуется постоянным нейтралитетом, а также свободой мирного прохода всех судов на основе равенства флагов как в мирное, так и в военное время. Согласно статье 2 Конвенции, Панама обеспечивает, чтобы канал оставался безопасным и открытым для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равенства и отсутствия любого рода дискриминации. За проход через канал взимаются специальные пошлины и сборы, однако обязательная лоцманская проводка осуществляется безвозмездно. Конвенция, в частности, устанавливает, что сборы и другие виды платы за транзит и вспомогательное обслуживание должны быть обоснованными, разумными, справедливыми и соответствовать принципам международного права. Конвенция оговаривает право предъявления судам в качестве предварительного условия транзита требования об определении финансовой ответственности и гарантии выплаты компенсации за ущерб, являющийся результатом действий или упущений судов при проходе через канал. Данные компенсации должны соответствовать международной практике и нормам.

    Кильский канал , построенный в 1895 году Германией и проходящий по ее территории, первоначально полностью находился под суверенитетом немецкого государства. Однако после поражения Германии в Первой мировой войне державы-победительницы не упустили возможности включить в Версальский мирный договор положения о международном режиме судоходства по Кильскому каналу. В настоящее время канал открыт для плавания судов всех государств, но за это взимается установленный немецким законодательством сбор. Правила судоходства по каналу также устанавливаются внутренними законодательными актами Германии.

    В целом спецификой правового режима международных каналов является возможность их беспрепятственной эксплуатации всеми заинтересованными государствами без какой-либо дискриминации. Международные каналы рассматриваются в доктрине международного права как “общественная дорога”, пользование которой имеет существенное значение для свободы международных сообщений. Поэтому суверенитет государства, по территории которого проходит международный канал, как правило, ограничен правом мирного прохода. При этом условия осуществления этого права устанавливаются законодательством соответствующего государства. Тенденцией настоящего времени является расширение административных полномочий государств, по территории которых проходят международные каналы.

    Классификация и правовое положение морских пространств

    В основе деления морских пространств по их правовому статусу находится объем власти (полномочий) на то или иное пространство.

    По этому признаку выделяют две группы таких пространств:

    1) морские пространства, расположенные в пределах государственных границ;

    2) морские пространства, находящиеся за пределами государственных границ.

    К первой группе относят: внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды, международные проливы с правом транзитного и мирного прохода.

    Ко второй группе относят: прилежащую зону, открытое море, экономическую зону, континентальный шельф, морское дно за пределами национальной юрисдикции ("Район").

    Морские пространства отсчитываются от исходных линий. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. к исходным линиям относят:

    1. Линию наибольшего отлива вдоль берега (нормальную исходную линию). Такая линия указывается ни официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. Как разновидность нормальной исходной линии выступает:

    а) линия наибольшего отлива осыхающего при отливе возвышения для измерения территориального моря, если такое возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря;

    б) линия рифа при наибольшем отливе для измерения ширины территориального моря в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами.

    2. Прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки. Они могут быть проведены:

    а) в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

    б) к осыхающим при отливе возвышениям и от них, если на возвышениях возведены маяки (или подобные сооружения) или в случае, когда проведение исходных линий к таким возвышениям получило всеобщее международное признание;

    в) там, где береговая линия является крайне непостоянной вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива.

    При проведении прямых исходных линий:

    Не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега;

    Участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией;

    Могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением (для отдельных линий);

    Нельзя допускать, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны;



    Прибрежное государство должно ясно обозначать такие линии на морских картах, которые надлежащим образом публикуются.

    Разновидностью прямых исходных линий являются:

    Прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу, если река непосредственно впадает в море;

    Замыкающая линия (прямая исходная линия), проведенная между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив;

    Прямые арипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага.

    Прибрежное государство в зависимости от различных условий может устанавливать исходные линии, используя любой из вышеназванных методов.

    Морские пространства в пределах государственных границ.

    Внутренние воды - часть водной государственной территории. Во внутренние воды входят:

    а) воды внутренних морей, озер, рек;

    б) воды заливов (углублений берега, содержащих замкнутые сушей воды):

    Оба берега которых принадлежат одному государству;

    Площадь водного пространства которых больше или равна площади полукруга, где диаметром является линия, пересекающая вход в залив. Если вследствие наличия островов имеется несколько входов, диаметром считается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления;

    Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не более 24 морских миль. Когда такое расстояние превышает 24 мили, то прямая исходная линия (длиной 24 морских мили) проводится внутри залива таким образом, чтобы данной линией было ограничено возможно большее пространство;

    в) воды исторических заливов. К таким водам относят заливы, ширина входа в которые не превышает 24 морские мили, однако вследствие исторической принадлежности, географического, экономического, оборонного значения государство объявляет их внутренними морскими водами (Гудзонов залив (Канада), заливы Чесапикский, Делавер (США), Бургасский и Варненский залив (Болгария), залив Петра Великого (РФ), залив Сидра (Ливия) и др.);

    г) воды портов;

    д) воды устьев рек, впадающих непосредственно в море;

    е) воды, расположенные в сторону берега от исходных линий.

    Прибрежное государство самостоятельно определяет правовой режим внутренних морских вод своим внутренним законодательством.

    Территориальное море - морской пояс, примыкающий к сухопутной территории, внутренним водам государства, водам государства-архипелага, входящий в состав территории государства (ст.1 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст.2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

    Острова имеют собственное территориальное море. Включаются в территориальное море рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря.

    Территориальное море отсчитывается от исходных линий в сторону моря. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. не устанавливает предела ширины территориального моря. Отдельные государства объявили об установлении ими территориального моря в 200 миль. Такое положение ведет к ограничению пространств открытого моря в ущерб законным интересам других государств. Учитывая это, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила норму о том, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль (ст.3).

    Разграничение территориального моря между государствами, которые расположены один против другого или примыкают друг к другу, осуществляется на основе заключенных между ними соглашений. При отсутствии соглашения ни одно государство не имеет права распространять свое территориальное море за срединную линию. Такая линия проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих государств (ст.15 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Вместе с тем в территориальном море действует право мирного прохода.

    Под проходом понимается плавание через территориальное море судов (военных кораблей) с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; б) пройти во внутренние воды, или выйти их них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

    Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. к действиям, нарушающим мирный характер прохода относятся:

    а) угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН;

    б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

    в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

    г) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

    д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

    е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

    ж) погрузку или выгрузку товаров, грузов, посадку или высадку лиц в нарушение правил прибрежного государства;

    з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения морской среды;

    и) любая рыболовная деятельность;

    к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

    л) создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

    м) любая другая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу (ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

    Подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

    Прибрежное государство в отношении мирного прохода:

    А. Может принимать законы и правила по следующим вопросам:

    Безопасности судоходства и регулирования движения судов;

    Защиты навигационных средств и оборудования (других сооружений или установок);

    Защиты кабелей и трубопроводов;

    Сохранения живых ресурсов моря;

    Предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства;

    Сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения ее загрязнения;

    Морских научных исследований и гидрографических съемок;

    Предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов правил прибрежного государства.

    Все такие законы и правила прибрежное государство опубликовывает должным образом (ст. 21 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

    Б. Может в случае необходимости потребовать от иностранных судов (военных кораблей) пользоваться установленными им морскими коридорами и схемами разделения движения. Такие коридоры и схемы разделения движения прибрежное государство ясно указывает на морских кортах и должным образом их опубликовывает (ст.22 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

    В. Может потребовать от военного корабля немедленно покинуть территориальное море, если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении (ст. 30 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

    Военные корабли, другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, при нахождении их в территориальном море прибрежного государства обладают иммунитетом (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Суда (военные корабли) при следовании через территориальное море другого государства (на условиях мирного прохода) должны:

    1) непрерывно и быстро следовать через территориальное море. Остановка и стоянка на якоре допускаются:

    а) если они связаны с обычным плаванием (например, для приема на борт лоцмана);

    б) вследствие непреодолимой силы или бедствия (ураган, шторм, авария и т.п.);

    в) с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие (ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

    2) соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу, а также все общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море, например МППСС-72 (ст.21 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

    3) иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности для судов с ядерными двигателями, судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества (ст. 23 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

    4) следовать на поверхности и поднимать свой флаг - для подводных лодок и других подводных транспортных средств (ст. 20 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

    5) не совершать действий, которые могут быть расценены как нарушающие мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства (см. изложенное выше).

    За любой ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству в процессе мирного прохода государство флага корабля (судна) несет международную ответственность (ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

    Архипелажные воды - это межостровные морские воды государства-архипелага, ограниченные прямыми архипелажными исходными линиями.

    В соответствии с Конвенцией 1982 г. суверенитет государства-архипелага распространяется на его архипелажные воды, воздушное пространство над ними, поверхность и недра их дна, а также их ресурсы.

    Ширина территориального моря, прилежащей зоны, экономической зоны и континентального шельфа государства-архипелага имеет те же пределы, что и предусмотренные Конвенцией 1982 г. для прибрежных архипелажных исходных линий. В пределах своей морской территории государство-архипелаг может устанавливать в устьях рек, заливах и портах границы своих внутренних вод, обозначая их замыкающими линиями.

    Правовой режим внутренних и территориальных вод государства-архипелага, его прилежащей и экономической зон, а также континентального шельфа определяется соответствующими, общими для всех прибрежных государств положениями международного права.

    Наряду с закреплением суверенитета государства-архипелага над своими архипелажными водами в Конвенции 1982 г. учтены потребности международного судоходства и полетов. Для целей беспрепятственного транзита через воды государства-архипелага Конвенция предусматривает для иностранных судов (военных кораблей) и летательных аппаратов право архипелажного прохода по морским коридорам.

    Архипелажный проход по морским коридорам представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета летательных аппаратов единственно в целях транзитного прохода (пролета) через архипелаг из одной части открытого моря или экономической зоны в другую часть открытого моря или экономической зоны. Такой проход (пролет) не должен приостанавливаться государством-архипелагом и ему не должно чиниться помех или препятствий.

    Для осуществления архипелажного прохода государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры, приемлемые для прохода иностранных судов (пролета летательных аппаратов) через архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Такие коридоры на картах обозначаются серией непрерывных осевых линий от точек начала путей прохода до их конечных точек. При этом морские (воздушные) коридоры включают все обычные пути прохода (пролета), используемые для международного судоходства (воздушной навигации) через архипелажные воды, в том числе и судоходные фарватеры.

    Если государство-архипелаг не установило морские коридоры, то архипелажный проход может осуществляться по морским (воздушным) путям, обычно используемым для международного судоходства (полетов).

    Наряду с установлением морских коридоров государство-архипелаг может предписывать системы разделения движения в них для безопасного прохода судов по узким фарватерам.

    При установлении (замене) морских коридоров или предписывании (замене) систем разделения движения государство-архипелаг свои предложения об этом представляет компетентной международной организации для их одобрения.

    Установление государством-архипелагом морских коридоров и систем разделения движения в них должно быть соответствующим образом опубликовано и обозначено на официально изданных морских картах.

    Конвенция 1982 г. предоставляет право государству-архипелагу вводить законы и правила в отношении безопасности судоходства (полетов) при архипелажном проходе, регулирования движения судов (летательных аппаратов), предотвращения загрязнения морской среды. Такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами или летательными аппаратами.

    Закрепленные в Конвенции обязанности судов (летательных аппаратов) при осуществлении ими архипелажного прохода (пролета) по морским (воздушным) коридорам или по путям, обычно используемым для международного судоходства (пролета), в общем виде сводятся к следующему: они должны следовать без промедления, воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государства-архипелага или любым другим образом в нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

    Иностранные суда (летательные аппараты), следуя по морским (воздушным) коридорам государства-архипелага, не должны отклоняться во время прохода (пролета) более чем на 25 миль в любую сторону от осевых линий коридоров и не должны приближаться к берегам ближе, чем на 10 % расстояния до ближайших точек островов, граничащих с морским коридором.

    При осуществлении архипелажного прохода суда (летательные аппараты) обязаны соблюдать общепринятые международные правила, касающиеся безопасности на море, предотвращения загрязнения морской среды, и должны воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.

    При пролете в воздушных коридорах летательные аппараты должны соблюдать навигационные правила, установленные Международной организацией гражданской авиации, постоянно контролировать радиочастоты, выделенные соответствующим органом по контролю за воздушными сообщениями, назначенным в международном порядке, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигнала бедствия.

    В случае ущерба, причиненного государству-архипелагу иностранным военным кораблем (летательным аппаратом), а также государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, при осуществлении архипелажного прохода международно-правовую ответственность несет государство флага корабля (судна, летательного аппарата).

    В отношении иностранного военного корабля, не выполняющего обращенные к нему требования государства-архипелага о соблюдении соответствующих законов и правил, к нему может быть предъявлено требование, чтобы он покинул воды государства-архипелага.

    В архипелажных водах, находящихся за пределами морских коридоров, суда всех государств пользуются правом мирного прохода, который осуществляется в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. о мирном проходе через территориальное море.

    Вывод:

    Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий. Основным критерием деления морских пространств по их правовому статусу является объем полномочий на то или иное пространство.

    По этому признаку выделяют: морские пространства, расположенные в пределах государственных границ, и морские пространства, находящиеся за пределами государственных границ.

    Проливы, используемые для международного судоходства, режим которых установлен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., это такие мировые водные пути, соединяющие моря и океаны и их части, которые на протяжении длительного исторического периода служили для свободного плавания. Режим плавания в них может быть двояким:

    Проливы, не перекрываемые территориальными водами, имеют режим, основанный на принципе свободы открытого моря;

    В проливах, перекрываемых территориальными водами, действует право транзитного прохода, который означает непрерывное и быстрое пересечение /проход/ пролива.

    При транзитном проходе морские суда обязаны:

    Без промедления следовать через пролив /ст. 37-38 Конвенции/;

    Воздерживаться от применения силы или угрозы силой в отношении государств, граничащих с проливом;

    Воздерживаться от любой деятельности, кроме свойственной проходу, если нет обстоятельств непреодолимой силы или бедствия;

    Соблюдать правила безопасности на море, включая МППСС;

    Соблюдать правила предотвращения и сокращения загрязнения с судов;

    Соблюдать установленные морские коридоры и схемы разделения движения судов и правила, установленные прибрежными государствами в отношении безопасности судоходства, предотвращении загрязнения, недопущении рыболовства, принятия на борт и снятия с борта любых товаров, нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил. Указанные правила должны быть опубликованы.

    Прибрежные государства не имеют права приостанавливать транзитный проход, а суда несут ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежным государствам.

    В проливах, перекрываемых территориальными водами, действуют правила "мирного прохода", если имеется удобный смежный путь следования судов через воды открытого моря или экономическую зону.

    Черноморские проливы /Босфор, Мраморное море и Дарданеллы/. Режим плавания регламентируется Конвенцией о режиме проливов от 20 июля 1936 г. /Монтре, Швейцария/. В мирное время суда всех стран пользуются свободой прохода и плавания при условии санитарного контроля, уплаты санитарного, маячного и спасательного сборов. Санитарный сбор не взимается с военных кораблей и если суда заходят в турецкие порты по вынужденным обстоятельствам.

    Лоцманская проводка через проливы не обязательна.

    Правила прохода военных кораблей регламентируются ст. 8-22 Конвенции. Регламентируется проход только 5 классов кораблей: линкоров, легких надводных кораблей, подводных лодок, малых боевых судов и вспомогательных судов. О каждом проходе военных кораблей через проливы турецкому правительству за 8 суток направляется предуведомление.

    Для нечерноморских государств установлен другой порядок: они могут проводить через проливы только легкие надводные корабли, малые боевые и вспомогательные суда /калибр орудий не свыше 155 мм/. Максимальный тоннаж всех кораблей не может быть более

    15.000 т. и состоять отряд не более чем из девяти кораблей. Время пребывания в Черном море - не более 21 дня. Предуведомление Турции направляется за 15 суток.

    Балтийские проливы /Каттегат, Большой Бельт, Малый Бельт, Фемарин-Бельт и Зунд/ соединяют Северное и Балтийское моря.

    Режим плавания через проливы определен Копенгагенским Трактатом об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе через проливы Зунда и обоих Бельтов 1857 г., который действует до настоящего времени. Установлена свобода прохода торговых судов всех сторон без дискриминации. Лоцманская проводка не обязательна. Проход военных кораблей определяется национальным законодательством Дании и Швеции с учетом положений Трактата. Военные корабли и государственные суда при нахождении в пределах вод Дании и Швеции должны нести государственный или военный флаг. Подводные ложки обязаны следовать в надводном положении. Лоцманская проводка не обязательна.

    Правовой режим международных каналов. Каналы - это искусственные водные пути, расположенные в пределах территории определенных государств на путях интенсивного мирового судоходства и используемые в соответствии с принципами и нормами международного права. Основные каналы можно объединить в две группы:

    Каналы, имеющие международное значение для большинства государств;

    Каналы, используемые для регионального судоходства.

    Режим использования международных каналов определяется следующими принципами:

    Свободный проход всех видов судов всех стран без дискриминации;

    Уважение суверенных прав государств, по территории которых проходят каналы;

    Демилитаризация и нейтрализация зоны каналов;

    Недопустимость применения к каналу блокады и запрещение ведения военных действий в зоне закала;

    Национальное обеспечение свободы судоходства и военной защиты зоны канала;

    Обязанность государств-пользователей каналом соблюдать международно-правовые нормы и национальные правила относительно свободы судоходства и безопасности плавания;

    Разрешение споров относительно использования каналов мирными средствами в соответствии с международным правом.

    Суэцкий канал. Проходит по территории Египта, соединяет Средиземное и Красное моря, является важнейшей транспортной магистралью. Длина канала от Порт-Саида до п.Суэц 162 км. Построен в 1859 - 1869 гг.

    Правовой режим канала определен Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 17/29/ октября 1888 г., подписанной в Константинополе. Канал как в мирное, так и в военное время объявлен свободным и открытым для всех коммерческих и военных судов без различия флагов.

    26 июля 1956 г. декретом президента Египта канал был национализирован и передан в управление Администрации Суэцкого канала.

    Для прохода судна по каналу его следует зарегистрировать в Администрации канала и не позднее, чем за пять суток до предполагаемого прохода уведомить ее о прибытии в район ожидания. За 48 час. до подхода судна к району ожидания капитан судна обязан сообщить необходимые сведения о своем судне.

    Военные корабли проходят канал свободно на основе общих положений о режиме плавания судов.

    Панамский канал проходит по территории Панамы, соединяя два океана - Атлантический и Тихий, вдвое сокращая морской путь между восточным и западным побережьями США. Длина канала - 81,7 км, время прохождения судов - 10-15 часов. Пропускная способность - до 50 судов в сутки.

    Канал был введен в строй в 1914 г. Договор с Панамой США заключили 18 ноября 1903 г., по которому США получили "на вечные времена" право использовать, оккупировать и контролировать 10 км зону с правом нахождения там вооруженных сил и военных баз США.

    Под давлением мирового общественного мнения и борьбы панамского народа за расторжение договора 1903 г. в феврале 1974 г. правительства Панамы и США подписали "Декларацию принципов" о будущем канала: должен быть аннулирован Договор 1903 г., США откажутся от концепции "вечности", Панама восстановит свою юрисдикцию...

    7 сентября 1977 г. США и Панама подписали два договора: Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала. По указанным договорам установлен срок окончания американского колониального присутствия в зоне Панамского канала в полдень по панамскому времени 31 декабря 1999 г. Пока же борьба Панамы за канал продолжается.

    Кильский канал. Открыт для плавания в 1895 г. Соединяет Балтийское и Северное моря кратчайшим путем. По Версальскому мирному договору 1919 г. канал объявлен международным с правом свободы судоходства всех стран и его нейтрализации /ст. 380-386 Договора/. В настоящее время режим судоходства по каналу регламентируется национальным законодательством ФРГ, в частности Правилами плавания по фарватерам в водах ФРГ 1971 г.

    Военные корабли могут проходить через канал после получения разрешения от компетентных властей Германии.

    Сайменский канал. Соединяет оз. Сайма с Финским заливом. Правовой режим канала определен Договором между СССР и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндии советской части Сайменского канала и о. Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.

    Для совместной эксплуатации канала и его обслуживания создано специальное Управление с местом пребывания на территории Финляндии. Разногласия по вопросам толкования и применения договора решаются Смешанной комиссией, в которую входят по два члена от СССР и Финляндии.

    Международные реки. Международными реками считаются судоходные реки, пересекающие /или разделяющие/ территории двух или нескольких государств, впадающие в море и открытые для плавания судов всех государств.

    Основными принципами, регулирующими использование международных рек, являются:

    Суверенное равенство прибрежных государств на свои части реки;

    Совместное регулирование прибрежными государствами вопросов судоходства;

    Равноправие судов всех стран в отношении условий плавания;

    Запрещение использования международных рек в целях военного или экономического давления на отдельные страны.

    Правовой режим Дуная. Одна из крупнейших рек Европы в результате успешной работы Международной конференции придунайских стран в Белграде в 1948 г. впервые в истории получила совершенную Конвенцию о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Положения Конвенции распространяются на судоходную часть р. Дунай от Ульма до Черного моря чрез Сулинское гирло. Притоки Дуная под действие Конвенции не подпадают.

    По Конвенции предусмотрено образование Дунайской Комиссии в составе представителей придунайских стран, которая наблюдает за исполнением постановлений Конвенции. В соответствии с Конвенцией навигация на Дунае объявлена свободной и открытой для всех государств на основе равенства. Установлены единые таможенные, санитарные и полицейские правила. Плавание военных кораблей всех непридунайских государств воспрещается. Судам, плавающим по Дунаю предоставлено право пользования судовыми радиостанциями и береговыми средствами связи для навигационных целей.

    Вывод:

    Под международными проливами понимаются такие мировые водные пути, соединяющие моря и океаны и их части, которые на протяжении длительного исторического периода служили для свободного плавания. Их правовой режим может быть различным. Проливы, не перекрываемые территориальными водами, имеют режим, основанный на принципе свободы открытого моря, а в проливах, перекрываемых территориальными водами действует право транзитного прохода.

    Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством.

    Международные реки – это реки пересекающие территории двух и более государств. Они могут быть судоходными, несудоходными и пограничными. Правовой режим международных рек регулируется, как правило, международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, а рек, используемых для международного судоходства, - с учетом интересов и других государств.

    Заключение

    Международное морское право представляет собой совокупность юридических норм и правил, регулирующих отношения между государствами, а также международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов. По своей природе и содержанию оно является органической частью общего международного права, следовательно общепризнанные нормы и принципы последнего действуют применительно к отношениям и деятельности субъектов международного права на морях и океанах. Вместе с тем, международное морское право содержит и специфически присущие только ему нормы и принципы.

    На протяжении столетий международное морское право развивалось путем выработки международных обычаев, относящихся к использованию морских пространств, однако в последние десятилетия оно в своей основе стало договорным, и процесс создания конвенционных норм продолжает развиваться. Основными факторами, оказывающими определяющее влияние на развитие международного морского права являются политико-экономические изменения, происходящие в мире и на международной арене, развитие науки и техники, необходимость обеспечения прочного мира, прогрессивного и независимого развития всех народов и государств.

    С использованием Мирового океана в настоящее время тесно связаны многие проблемы экономического и политического характера, что обуславливается заключенными в нем реальными и потенциальными возможностями. Российская Федерация внесла большой вклад в развитие всех институтов международного морского права, прежде всего, принципов и норм, относящихся к использованию Мирового океана в интересах обеспечения мира и безопасности, а также подъема благосостояния всех народов и государств.