Промышленности и иного специального назначения. Что такое земли промышленного и иного специального назначения

1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения (далее - земли промышленности) признаются земли, предоставленные соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для развития различных отраслей промышленности и экономической деятельности, не связанной с ведением сельского, лесного и водного хозяйства. К этой категории относятся земли, занятые промышленными предприятиями, в том числе предприятиями горнодобывающей промышленности, дорогами и другими транспортными системами, инженерными коммуникациями, предприятиями и объектами обороны, объектами космоса и государственной безопасности, расположенные за чертой поселений. К землям промышленности также относятся земли, занятые закрытыми административно-территориальными образованиями.

Губернаторы также несут ответственность за обеспечение эффективного национального законодательства в области обращения с отходами и идентификации, упаковки, торговли и разгрузки опасных веществ. Перед минеральной промышленностью стоит задача: минимизировать истощение невозобновляемых ресурсов и эффективно использовать их. Это означает, что темпы добывающей деятельности должны замедляться для сохранения резервов на будущее. Такая мера трудно принять в конкурентной маркетинговой системе. Отрасли, использующие лесные продукты, сельское хозяйство и рыболовство, несут особую ответственность за использование ресурсов.

Земли промышленности и иного назначения используются пре­имущественно в качестве пространственного базиса. В отличие от ведения сельского хозяйства, для размещения и эксплуата­ции промышленных предприятий и других объектов несельскохозяйственного назначения не требуется высокое естественное плодородие земель. Принципиальное значение имеет близость к объектам транспортной инфраструктуры, населенным пунктам, ландшафтные и климатические условия. Выбор мест размещения объектов добывающей промышленности в первую очередь зависит от расположения разведанных месторождений полезных ископаемых.

Поставка тропической древесины уже угрожает неспособностью менеджеров тропических лесов. Кинологическая индустрия и международная торговля слоновой костью были уничтожены незаконностью и плохим контролем. Особый случай - биотехнологическая отрасль. Он новый и быстро растет, используя генетический материал совершенно новыми способами.

Необходимо международное соглашение для. Индустрия туризма - еще один частный случай. Это не добывающий сектор: то есть он не привлекает ресурсы от природы. Однако сам он и его инфраструктура отелей, транспорта и других элементов могут, как и добывающий сектор.

Земли промышленности неоднородны по составу. Их состав фактически определяет структура экономики и видов хозяйственной деятельности.

К землям промышленности относятся земельные участки, предназначенные для размещения:

промышленных предприятий различных отраслей экономики,

объектов обороны, включая воинские части,

Губернаторы, природоохранные организации и индустрия туризма должны работать вместе, чтобы обеспечить планирование и регулирование туризма, чтобы контролировать его воздействие на природу и поддерживать ее ресурсную базу. Исследования в области туризма должны подвергаться исследованиям воздействия на окружающую среду. Кроме того, необходимо контролировать влияние туризма на людей. Растущая коррозия сельскохозяйственных культур в результате туризма уже широко распространена. Люди, затронутые туризмом, должны участвовать в принятии решений относительно новых предприятий и иметь право изменять предложения и даже предотвращать проекты, которые могут нанести вред их образу жизни и окружающей их среде.

энергетических комплексов, включая объекты атомной энергетики,

объектов наземного транспорта, включая железнодорожный, автомобильный и трубопроводный,

объектов связи, радиовещания, телевидения,

объектов космоса, включая объекты по производству и запуску космических систем, научно-исследовательские учреждения.

Основополагающим является информирование туристов и операторов об их обязанностях в отношении окружающей среды и повышении осведомленности о красоте природы и необходимости ее сохранения. Населенные пункты Доля городских жителей растет все быстрее и, как следствие, города становятся все более крупными. Отсутствие возможностей для трудоустройства и доступа к земле в сельских районах и обеспечение лучшего образования и общественных услуг в сочетании с увеличением возможностей трудоустройства привели к тому, что все большее число людей переезжает в города.

В соответствии с учетными данными земли промышленности и иного назначения занимают площадь 18,3 млн. га, что составляет примерно 1,07% площади всех земель. Динамику формирования этой категории земель определяет устойчивая, хотя и незначительная тенденция к увеличению общей площади. Увеличение происходит за счет присоединения земель других категорий, которые изымаются у пользователей и предоставляются для стро­ительства, реконструкции или расширения промышленных пред­приятий и других соответствующих объектов.

Города создают и накапливают богатство, являясь основными центрами образования, новыми рабочими местами, новыми идеями, культурой и большими экономическими возможностями. Однако они также являются огромными потребителями природных ресурсов. Стерилизация земли - хотя адекватное планирование может помешать ей - потреблять огромные объемы воды, энергии, продуктов питания и сырья. Они вызывают загрязнение, которое загрязняет воду, воздух и почву.

Поэтому многие проблемы сельской среды неизбежно связаны с обеспечением городских потребностей. Анатомия города имеет основополагающее значение для его функционирования. Транспортные системы должны работать должным образом, чтобы продукты и люди могли легко перемещаться. К сожалению, почти все города были созданы до того, как автомобили стали обычным делом.

С пользованием этими землями связывается наличие различных экологических проблем. Наиболее острой является проблема нарушения ландшафтных характеристик земель, захламление ихтвердыми отходами, загрязнение опасными химическими веществами в процессе обычной эксплуатации предприятий и в результате аварийных ситуаций.

2.ОЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Заторов в городах, а также шума и загрязнения. Углеводород и оксид азота, испускаемый бензиновыми двигателями, реагируют под солнечным светом, создавая окислительный, раздражающий туман, который вреден для здоровья человека и вреден для растительности. Загрязнение воздуха особенно вредно в городах, а медленное движение городского транспорта направляет энергию. Несколько городов имеют эффективные, безопасные, чистые и привлекательные системы общественного транспорта, которые люди хотят использовать.

Несмотря на то, что они являются центрами промышленности и торговли, во многих городах проявляется крайняя нищета и ухудшение состояния окружающей среды. В странах с более низким доходом доля городских жителей, страдающих от нищеты и деградации окружающей среды, намного выше, чем в странах с высоким уровнем дохода. Для большинства водоснабжение, санитария, сбор мусора и доступ к медицинскому обслуживанию являются весьма неудовлетворительными услугами. Эти проблемы связаны скорее с государственными неудачами на всех уровнях, чем с быстрым ростом населения.

Земли промышленности и иного назначения используются для размещения промышленных объектов, объектов производственной и социальной инфраструктуры, транспортных систем, и систем коммуникаций. Размещение жилых строений не допускается, за исключением использования земельных участков в пределах земель промышленности и иного назначения в качестве служебных земельных наделов. Запрещаются строительство и реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Нарушение этих требований влечет приостановление строительных работ до устранения выявленных недостатков.

Устойчивое развитие городов зависит от новых партнерских отношений местного населения, групп граждан, бизнеса и правительств. Планы развития должны быть справедливыми, устойчивыми, практичными, реагировать на местные нормы и культуры и хорошо восприниматься заинтересованными лицами. Местные органы власти должны быть наделены полномочиями и развивать эффективный потенциал для действий. Им необходимо управлять изменениями в экологическом контексте, чтобы города могли поддерживать более продуктивную, стабильную и инновационную экономику, сохраняя при этом.

Особое внимание уделяется мерам охраны окружающей природной среды. При выполнении строительных работ и эксплуата­ции предприятий на землепользователей возлагается обязанность принимать меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоров­лению окружающей среды. В большинстве случаев проекты пользования землями промышленности проходят процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы.

Эти условия могут быть достигнуты только в том случае, если все заинтересованные группы примут участие, если правительство будет активным, децентрализованным и представительным, и оно поддерживает усилия своих граждан. По оценкам, 815 миллионов во всем мире будут хронически больными или серьезно недоедать, большинство из которых составляют женщины и дети в развивающихся странах. Бедность голода затрагивает около 777 миллионов человек в развивающихся странах, 27 миллионов в странах с переходной экономикой и 11 миллионов в развитых странах.

Каждый год десятки миллионов сильно недоедающих матерей рожают десятки миллионов детей с одинаковой угрозой. Отсутствие продовольствия более критично в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии. Во многих странах с низким доходом сельское хозяйство подрывается растущей зависимостью от импорта продовольствия, установлением приоритетов экспортных культур, неадекватным обеспечением условий исследований и связанной с ними деятельностью, а также деградацией земель. По оценкам, от 7 до 7 миллионов гектаров производительных земель ежегодно становятся непродуктивными из-за эрозии.

Земли промышленности и иного назначения могут находиться в государственной, муниципальной и частной (общей) собственности. Допускается предоставление этих земель также на праве пользования и аренды. Исключается получение земельного участка для развития промышленного производства, транспорта, связи и т.д. гражданами на праве пожизненного наследуемого владения. В случае предоставления земель на праве временного пользования, включая аренду, после завершения срока пользования предполагаются проведение мероприятий по восстановлению земель (рекультивации) и их возврат прежнему пользователю.

Возникновение затопления, засоления и подщелачивания снижает производительность. Большая часть этой сельскохозяйственной земли была утрачена человеческой оккупацией. Деградация пастбищных земель будет отменена только тогда, когда количество голов, поданных в нее, соответствует ее пропускной способности. Однако есть очень сильное сопротивление сокращению стад.

Проблемы разных областей, в которых леса были обезлесены для пастбищ, различны. Потеря питательных веществ, эрозия и снижение способности удерживать воду все объединяют, чтобы многие из этих земель были непродуктивными и подвержены дальнейшей деградации. Этот процесс поощряется налоговыми льготами, субсидиями и предоставлением обезлесенных названий. В Бразилии экономические стимулы, которые привели этот процесс, были недавно сняты. Другие страны должны следовать этому примеру. Большинство «неиспользуемых» земель имеют очень небольшой сельскохозяйственный потенциал из-за нищеты в почве и низких дождей.

Юридические лица составляют подавляющее большинство собственников и пользователей земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Они представлены государственными и негосударственными предприятиями различных отраслей промышленности, транспорта, оборонных объектов и др.

Земли промышленности и иного назначения переходят в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация земли осуществляется одновременно с приватизацией зданий и сооружений либо после этого. Во втором случае земельный участок до момента приватизации закрепляется за собственниками зданий и сооружений на праве пользования или аренды при сохранении за такими пользователями права приватизации земель по их желанию в любое время, если это не запрещено (глава III-IV).

Поэтому эти земли будут лучше служить в качестве хранителей систем сохранения биоразнообразия и жизнеобеспечения, а также для производства древесины, мясных продуктов, орехов и других диких ресурсов. С другой стороны, в большинстве стран Европы и Северной Америки существует огромное сельскохозяйственное производство. Субсидированное перепроизводство может иметь высокую экономическую и экологическую стоимость. Это уменьшило биологическое разнообразие и красоту многих сельских ландшафтов. Субсидированное распределение избыточной продукции позволяет распространять продовольственную помощь в районах, пострадавших от голода.

Значительная часть земель промышленности остается в федеральной собственности. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресусах земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, находятся в федеральной собственности. Как правило, эти земли находятся в ведении соответствующих министерств и ведомств и закрепляются за предприятиями в бессрочное пользование. Не могут быть приватизированы также земли использования и охраны недр.

Это, однако, снижает рыночные цены на местное производство и подрывает потенциал развития сельского хозяйства стран с более низким доходом. В странах с высоким доходом семейные фермы уступают место сельским предприятиям. В странах с более низкими доходами программы по увеличению сельскохозяйственного производства были сосредоточены на более крупных фермах, расположенных в долинах и равнинах с обильной водой и относительно плодородной почвой, где возможность получения прибыли является незамедлительной.

Положение мелких землевладельцев имеет тенденцию ухудшаться, если не будет предпринято никаких жизнеспособных альтернативных мер. Большинство фермеров понимают, что для поддержания своего дохода и уровня жизни им необходимо сохранить продуктивность почвы, заботиться о водоснабжении и контролировать вредителей.

Приватизация федеральной собственности не запрещается, однако осуществляется на основании государственных решений. Государственные решения по вопросам приватизации государствен­ного и муниципального имущества выносятся в виде индивидуальных распоряжений по отдельным предприятиям в соответствии с федеральными программами приватизации государственного и муниципального имущества.

Почву и воду следует вести интегрированным образом, так что обе они сохраняются, кроме того, что позволяют улучшить условия для укоренения и хорошего производства и свести к минимуму воздействие на окружающую среду. Почвенные органические вещества должны быть сохранены. Потеря органического вещества уменьшает подачу азота нативного гумуса, уменьшает водоудерживающую способность почвы и повышает ее восприимчивость к уплотнению и эрозии. Для поддержания производства следует применять удобрения. Однако минеральные удобрения не заменяют биологические и физические характеристики органического вещества и не могут заменить основные питательные вещества растения.

Приватизация некоторых предприятий и соответственно занятых ими земель ограничивается или запрещается.

Пользование землями промышленности платное. Видами платежей являются земельный налог и арендная плата. Многие категории государственных предприятий освобождены от уплаты земельного налога.

Допускается использование земель промышленности и иного назначения для сельскохозяйственных целей. Предприятия, учреждения и организации вправе предоставлять для сельскохозяйственных целей во временное пользование гражданам и сельскохозяйственным организациям временно не используемые ими земельные участки (ст. 79 ЗК РФ).

Важно перерабатывать органические вещества в любой сельскохозяйственной системе. Существует много традиционных форм переработки, таких как: использование навоза; составные природные удобрения; севооборот; альквивирующие системы; разнообразные культуры. Такие методы следует поддерживать и улучшать, особенно в странах с низким уровнем дохода, где устойчивое производство следует не только поддерживать, но и увеличивать.

Устойчивости в сельскохозяйственном производстве. Правительства могут отображать и контролировать наиболее продуктивные районы сельских земель и принимать. Существует возможность агролесоводства, которая включает деревья как важный компонент в процессе различных культур. Деревья защищают почву от воздействия дождя и солнечного света. Некоторые виды деревьев фиксируют атмосферный азот и обогащают почву, в то время как глубокие корневые деревья предотвращают потерю питательных веществ из системы и выводят их на поверхность.

В целях обеспечения безопасности населения и создания усло­вий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов предусматривается выделение вокруг отдельных категорий предприятий зон с особыми условиями землепользования. Земельные участки в пределах таких зон не изымаются у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, но на них вводится ограниченный режим землепользования. Границы таких зон должны быть обозначены специальными межевыми знаками.

Правовой режим зон с особыми условиями землепользования определяется специальными нормативными актами, а также принимаемым для каждой учреждаемой зоны положением. К примеру, правовой режим санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг ядерных установок определен Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а зон воздействия вокруг предприятий - Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании».

3. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ИНЫХ ОБЪКТОВ

Земли промышленности формируются за счет передачи зе­мельных участков для строительства промышленных предпри­ятий, транспортных систем, объектов обороны, связи, телевидения, радиовещания, космоса и иного назначения соответствующим заинтересованным лицам из состава других категорий земель.

Большинство земель промышленности располагается в сель­ской местности, и земли сельскохозяйственного назначения, особенно расположенные вблизи населенных пунктов и транспортных систем, служат важным резервом расширения земель промышленности.

Предоставление земельных участков промышленным и иным предприятиям и организациям для несельскохозяйственных нужд из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке изъятия и предоставления земельных участков, установленный ст. 79 ЗК РФ, и с учетом требований иных нормативных правовых актов.

Данный порядок включает:

представление ходатайства заинтересованного в получении земельного участка лица в соответствующую местную администрацию о согласовании места размещения объекта, к которому при лагаются все проектные материалы, включая результаты экспертиз, в том числе экологической;

выбор земельного участка и вынесение решения о выборе земельного участка;

представление ходатайства заинтересованного лица об изъятии земельного участка;

вынесение решения местной администрацией об изъятии земельного участка и условиях его предоставления.

При предоставлении земельных участков из состава земель лесного фонда для строительных и иных хозяйственных работ,не совместимых с режимом землепользования в лесном фонде, применяется процедура перевода лесных земель в нелесные, установленная лесным законодательством (ст. 63 Лесного кодекса).

Как уже упоминалось, земли промышленности не однородны поправовому режиму. Учитывая существенные различия между ними, представляется полезным подробнее остановиться на прав­вом режиме некоторых видов земель промышленности: земель атомной энергетики, обороны и безопасности, земель транспорта, земель, предоставленных для пользования недрами.

4. ЗЕМЛИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

К землям атомной энергетики, обороны и безопасности относятся земли, предоставляемые для размещения и эксплуатации атом­ных электростанций (АЭС), ядерных реакторов, включая сооруже­ния, комплексы, компоненты и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. В эту категорию входят также земли, занятые объектами, связанными с разработкой, изготовле­нием и использованием ядерного оружия, и ядерными энергетическими установками военного назначения, другими военными объектами, включая предприятия и хранилища обычных вооружений, химического оружия, полигоны; земли, занятые объектами, находящимися в ведении Минобороны России, ФСБ, Федеральной пограничной службы, Минатомэнерго России.

Земли промышленности находятся преимущественно в государственной, а многие - в федеральной собственности. Допуска ется установление собственности субъектов РФ и муниципальной собственности на земли, занятые не имеющими оборонного зна­чения радиационными источниками, хранилищами радиоактивных отходов, не содержащими ядерных материалов". Право субъектной и муниципальной собственности возникает на осно­вании договоров о разграничении предметов ведения между Федерацией и соответствующим субъектом РФ или распоряжений Правительства РФ о передаче сооружения и земельного участка в субъектную собственность, а также решений субъектов РФ о передаче сооружений и земельных участков в муниципальную собственность.

Теоретически приватизация земель оборонных предприятий с учетом имеющихся исключений возможна, но практически трудно реализуема в условиях различного рода процессуальных и иных ограничений.

Земли за предприятиями атомной энергетики, обороны и без­опасности закрепляются, как правило, на праве бессрочного пользования. В отдельных случаях земли предоставляются в соответствии с особыми правилами, дополняющими общий порядок изъ­ятия и предоставления земель, установленный ст. 28 и 29 ЗК. К примеру, процедура выделения земельного участка для строительства ядерной установки, радиационных источников и пунктов хранения начинается с принятия предварительного решения о месте размещения объекта. Решения для объектов федерального значе­ния принимаются совместно Правительством РФ и соответствующим субъектом РФ; регионального значения - органами государ­ственной власти субъекта РФ; местного значения - местными органами самоуправления на основании ходатайства о намерении, направляемого в эти органы заинтересованным лицом (заказчиком).

Вокруг таких предприятий устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения с ограниченным режимом землепользования. В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а такжене относящихся к функционированию ядерной установки, радиаци­онного источника и пункта его хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. В зоне наблюдения, в состав которой входит санитарно-защитная зона, дейст­вуют меры социально-экономической компенсации граждан за дополнительные факторы риска и меры по аварийному планиро­ванию.

Особый порядок землепользования действует в пределах пограничной зоны, охватывающей полосу суши шириной 5 м вдоль государственной границы. Работы в пределах пограничной полосы осуществляются с разрешения органов и войск Федеральной по­граничной службы.

Земли закрытых административно-территориальных образований, включая находящиеся на их территории населенные пункты, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное пользование предприятиям и иным лицам. Строительство промышленных объектов осуществляется в соответствии с градостроительными правилами.

5. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ТРАНСПОРТА

Земли транспорта включают земли, предоставленные учреж­дениям, организациям, предприятиям автомобильного, железнодо­рожного, трубопроводного, воздушного и водного транспорта, а также гражданам для строительства, эксплуатации, содержания, ремонта, совершенствования и развития сооружений, устройств и других объектов транспортных систем. К землям транспорта неотносятся проезды и пешеходные дороги, расположенные на иных категориях земель. Не относятся к землям транспорта также земли, занятые объектами морского и речного транспорта в пре­делах земель водного фонда.

Земли для строительства и эксплуатации наземного и воздушного транспорта выделяются в виде полосы отвода в пределах установленных норм. Полоса отвода автомобильного и железнодорожного транспорта - земельный участок, занятый полотном дороги и охранными зонами. Полоса отвода магистральных трубопроводов включает земельные участки, по которым или под которыми проходит трубопровод, а также земельные участки, необходимые для обслуживания и обеспечения безопасности трубопроводной системы.

Земли транспорта - земли, предназначенные для общего пользования, поэтомуна них действует режим государственной и муниципальной собственности. Значительная часть транспортных путей, особенно имеющих межрегиональное значение, находится в федеральной собственности. К ним, например, относятся федеральные автомобильные дороги общего пользования. Земли транспорта находятся в ведении соответствующих министерств и ве­домств РФ или субъектов Федерации.

Земли транспорта могут быть переданы заинтересованным физическим и юридическим лицам на праве пользования или аренды в целях эксплуатации дорог, их ремонта и обслуживания, сооружения и эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры. В пределах полос отвода запрещается сооружение зданий и сооружений, не связанных с эксплуатацией и ремонтом дороги. Предусматривается проведение лесопосадок в пределах полос отвода автомобильных и железнодорожных магистралей. Лесопользование в пределах таких полос ограничено (ст. 135, 136 Лесного кодекса РФ).

Для обеспечения безопасности эксплуатации транспортных систем, размещения объектов транспортной инфраструктуры и обслуживания (сервиса) особый режим землепользования устанав­ливается на прилегающих к полосам отвода земельных участках. Особый режим землепользования установлен в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог, занимающих земельные участки шириной от 50 до 150 м с каждой стороны. В придорожной полосе земельные участки у собственников, вла­дельцев, пользователей и арендаторов не изымаются, однако вводятся ограничения на хозяйственную деятельность.

Контролируют землепользование органы субъектов РФ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России. Органам исполнительной власти субъектов РФ и местным органам самоуправления рекомендуется предоставлять земельные участки в придорожных полосах, как правило, во владение, пользование, аренду для размещения объектов дорожного сервиса (стоянки, подъезды, съезды, бензоколонки), инженерных коммуникаций, некапитальных зданий и сооружений, рекламных щитов. Предоставление земельных участков согласуется с органами до­рожной службы и безопасности движения.

6. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

В категорию земель промышленности и иного назначения вклю­чаются земельные участки, предоставленные для пользования недрами в пределах сухопутной территории страны. Это - земли, используемые для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, их хранения и первичной переработки, включая шахты, карьеры, разработки различных месторождений, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых, - хранилищ, объектов промышленного производства.

Не переводятся в категорию земель промышленности земли, предоставленные для пользования недрами из состава земель водного фонда (дно водоемов, территориального моря), а также земельные участки, находящиеся в частной собственности при их использовании собственниками для добычи общераспространен­ных полезных ископаемых (песок, гравий, глина и т.д.). Добыча полезных ископаемых в пределах лесного фонда, не требующая перевода лесных земель в нелесные и их изъятия, не влечет изменения целевого назначения земель лесного фонда (ст. 66 Лесного кодекса РФ). Предоставление земельных участков для геологического изучения недр, включая поиск и разведку полезных ископаемых, может также осуществляться без изменения целевого назначения.

Земельные участки для целей пользования недрами предоставляются в порядке выдачи лицензий на недропользование и выделения геологического (для геологического изучения и разведки полезных ископаемых) и горного (во всех других случаях пользования недрами) отвода. Лицензия на недропользование выдается только при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод земельного участка для целей недропользования. При пользовании не­драми, предоставляемыми на условиях соглашений о разделе продукции, получению лицензии предшествует заключение такого соглашения.

Лицензия является основанием для вынесения решения оботчуждении (изъятии) необходимого земельного участка. Земельный участок отчуждается для государственных нужд в государственную собственность с возмещением стоимости земельных участков их собственникам.

Участок недр в пределах горного отвода закрепляется за держателями лицензии на праве постоянного или временного пользования. Во временное пользование участки недр предоставляются на сроки от 5 до 25 лет для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Соответственно на праве пользования и на эти же сроки закрепляются и необходимые земельные участки.

Особенностью правового режима земель, предоставленных для пользования недрами, является требование о снятии и сохранении плодородного слоя почвы и о рекультивации земель после за­вершения горных работ, консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В необходимых случаях земельные участки возвращаются прежним пользователям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 года

2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 года

3. СПС «Законодательство России» по состоянию на апрель 2002 года

4. Краснова И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2001

Земли в Российской Федерации разделяют на категории в зависимости от целевого назначения. Согласно Земельному кодексу РФ земли бывают следующих категорий:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • поселений;
  • промышленного и иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Земли сельскохозяйственного назначения

К данной категории относят земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства. В их составе выделяют сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, — имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Когда необходима площадь для строительства промышленных объектов и для иных несельскохозяйственных нужд, предоставляют угодья, непригодные для сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой стоимости.

Земли поселений

Таковыми признают земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Поселения в РФ подразделяют на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора и т. д.). В зависимости от численности населения городские и сельские подразделяются на:

  • сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);
  • крупнейшие города (1-3 млн. чел.);
  • крупные города (250 тыс. — 1 млн. чел.);
  • большие города (100-250 тыс. чел.);
  • средние города (50-100 тыс. чел.);
  • малые города и поселки (до 50 тыс. чел.);
  • крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);
  • большие сельские поселения (1-5 тыс. чел.);
  • средние сельские поселения (200-1000 чел.);
  • малые сельские поселения (менее 200 чел.).

Использование земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий, то есть делением на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. В соответствии с ЗК РФ выделяют следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные.

Для каждой зоны устанавливают градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливают единый градостроительный регламент. Он обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями, владельцами-арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на участки.

В ЗК РФ предусмотрены случаи, когда участки и расположенные на них объекты недвижимости признают не соответствующими градостроительному регламенту. Данная ситуация возникает, если виды использования не входят в перечень разрешенных или размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. В результате использование земельных участков и объектов недвижимости может быть запрещено органами местного самоуправления.

К городам и поселениям всегда примыкают земли иных категорий. Зоны, находящиеся за пределами города, но составляющие с ним единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений, ЗК РФ именует пригородными. В их составе выделяют территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Земли промышленного и иного специального назначения.

Данная категория земель является самостоятельной. В ее составе в зависимости от характера задач выделяют следующие земли: промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения и информатики; для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; иного специального назначения. Характерная особенность многих из них — наличие охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования. Это ограничивает права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Земли промышленности

Земли промышленности — земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки промышленного назначения используются или предназначены для:

  • размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
  • разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.

В соответствии с положениями земельного законодательства, земли промышленности могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, а собственниками их могут быть как юридические, так и физические лица.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

К данной категории относят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. К ним относят особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты; земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.

Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

К этой категории относят лесные и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (земли лесного фонда); земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов и выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений (земли водного фонда); земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (земли запаса). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Источники информации:

  • ramgeo.ru — категории земель;
  • nnre.ru — категории земель;
  • realtypress.ru — земли промышленного назначения.