Как написать эссе про своего педагога. Эссе педагогика в моей жизни

ЭССЕ по педагогике

На тему : «Современный учитель. Какой он?»

Я считаю, что современный учитель должен быть: образованным, начитанным, добрым, справедливым и одновременно строгим. Ведь мы не всегда ведем себя как подобает ученикам. Любовь к предмету у ребенка определяется отношением к учителю.

-Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Каким должен быть современный учитель? Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо рамками. Но во все времена учитель для людей - это особенный человек, пример для своих учеников на всю жизнь.

Современный учитель, прежде всего, должен не только учить детей своему предмету, нести большой багаж знаний, но и быть партнером, соучастником и, наконец, другом, понимающим детские проблемы. Нужно строить доверительные отношения со своими детьми, ведь только в доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Кроме того учитель должен нести высокую культуру, т.е. быть культурным внешне и внутренне, придерживаться здорового образа жизни, постоянно находиться в творческом поиске.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика. Современный учитель - человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

« Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

-Конфуций

Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо рамками. Умение отойти от многовековых теорий и малозначимых фактов, умение пошутить, разрядить обстановку, посмеяться вместе с классом над сложившейся забавной ситуацией, но никак не над учениками - очень важные качества современного учителя. Я считаю, что живу во "времена трудных подростков". Нередко у ребенка с неокрепшей психикой из-за влияния интернета и телевидения понятие "трудный подросток" ассоциируется с индивидуальностью, авторитетом у сверстников и воздыханием толпы. Стремясь к индивидуализации, подростки теряют себя, становятся толпой, продолжая кричать, что они не такие, как все. Поэтому в настоящее время современный учитель должен обладать не только глубокими знаниями возрастной психологии, но и умением видеть пути решения психологических проблем учащихся.

Современные ученики предъявляют большие требования к таким профессиональным качествам учителя, как эрудиция, информированность, прогрессивность взглядов и идей, способность вести интересные уроки, создать ситуацию успеха для учащихся. Современный учитель должен любить свою работу и детей. Без этого никак. Нельзя быть учителем без таких качеств, как отзывчивость, справедливость, неравнодушие к чужой жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что всегда самым главным для учителя оставалось уважение к себе и окружающим, ведь без чёткого позиционирования себя как старшего и умудренного опытом невозможно добиться авторитета у подопечных, а без должного уважения к детям невозможно общаться на равных. Учитель должен быть близким для своих учеников, дарить им атмосферу морального спокойствия и благополучия, а также тепло своей души.

Педагог – это звучит гордо!?

«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»

В.А.Сухомлинский.

Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Быть педагогом – это призвание, не у каждого он есть. Это дар, когда ты находишь свое отражение в любопытных и ясных детских глазах, когда чувствуешь, что нужен им, необходим, хотя они порой и не сознаются в этом. Но что значит быть педагогом? Что значит носить это звание? Гордость ли это или просто одна из миллиона профессий? Что ж, попытаюсь ответить на этот вопрос…

В жизни каждого человека была счастливая пора, в которой мы верили в сказки, добрых волшебников и злых чародеев, это та пора, воспоминания о которой бережет и лелеет в своем сердце любой человек и, в которую хотелось бы вернуться, хотя бы на денек. Это волшебный, полный приключений и неожиданных открытий мир детства. И очень важно помнить, кто провел нас странными, извилистыми тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, раскрывая загадки прошлого, не дал утонуть в безбрежном океане науки.

Учитель – творец, который создаёт урок, как произведение педагогического искусства, строит Храм науки для детей. В словаре В.И. Даля слово учитель определяется как «наставник». И ведь это так. Он словно незримо берет за руку и ведет по тяжелейшей дороге учения и выводит в большую жизнь. Многим, чего человек смог достичь в жизни, он обязан своему учителю. Ведь просто когда-то он смог подсказать, посоветовал, поверил в него, сказав: «У тебя все получится! Ты справишься». Одобрение и поддержка – вот, что может дать учитель своему ученику, мотивируя его к достижению поставленной цели. Не зря А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями рождаются. Только тот педагог оставляет часть себя в детях, кто, не жалея сил, творческого воодушевления, таланта, вкладывает в душе ребенка наибольшие сокровища - душевность, человечность, порядочность.

Д. И. Менделеев говорил: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Зная свой предмет «на зубок», любя его, можно стать специалистом, знатоком своей профессии. Но если открыться детям не только как учитель, но и как человек, то тогда для них он станет не просто хорошим преподавателем, он станет для них нечто большим – другом.

Да разве есть ещё такая должность,

Где нужно столько знать, уметь, успеть,

Не растеряв энергии и веры,

Где не работать надо, а гореть?!

В истории педагогики свой неугасимый огонек любви к ребенку оставили известные педагоги: Г. Ващенко, Л. Толстой, К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский. Они не только посвятили жизнь благородному делу творения человека, но и доказали человечеству неопровержимую истину: каждый рождается на свет для того, чтобы оставить после себя след. Ведь как, наверное, переполняет гордость, когда сморишь на человека и можешь сказать: «А ведь это мой ученик». Просто знать и помнить, что когда-то взял его, несмышленого, за руку и показал ему целый мир, научил принимать победы и поражения, бороться с неудачами, помог найти дорогу в жизнь. И простого искреннего «спасибо» будет более чем достаточно.

Учитель всегда в движении. Он в вечном поиске совершенства, истины. Это самое настоящее путешествие, полное испытаний и открытий, находок и потерь, прозрения и разочарования. Только в поиске может родиться смысл, только идущий осилит дорогу. Наши педагоги не работают, а творят, не ставят точек на достигнутом, а предпочитают многоточие, не ищут конца, а изо дня в день отправляются в путешествие в поисках новых горизонтов, новых знаний, открытий, надежд, которые он со всей своей верой и преданностью делу сможет отдать «своим» детям.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

И в заключении… разве педагог – это звучит гордо!? Определенно знак вопроса здесь лишний – «третьего не дано». Педагог – это звучит гордо! Сейчас это не требует доказательств, история педагогики это уже доказала. Быть педагогом это талант, а не способность. С этим светом нужно родиться и пронести его через всю жизнь, обучая и освещая своих учеников.

Педагогика играет важную роль в моей жизни. С основными категориями педагогики (обучение, образование, воспитание) так или иначе сталкивается каждый. Родители, воспитывающие своих детей, преподаватели, обучающие студентов, любой из нас, читающий учебник — во всех этих случаях люди оперируют знаниями, которые нам дает педагогика, иногда осознано, но чаще всего инстинктивно.

Родители в процессе воспитания ребенка, начиная с объяснения в раннем детстве, что такое «хорошо», а что такое «плохо», что спички детям не игрушка, что нужно говорить «спасибо», руководствуются опытом, накопленным предыдущими поколениями, общепринятыми нормами и правилами, которые сейчас кажутся нам очевидными и к которым люди относятся, как к жизненным аксиомам. Но все эти нормы и установки – результат многовековой человеческой практики в воспитании и обучении, результат грандиозной теоретической работы мыслителей и философов древности, сформировавших саму науку педагогику и наше современной представление о предмете изучения этой науки. Представления о воспитании и обучении в то же время пересматриваются и меняются, что свидетельствует о динамичном развитии науки педагогики.

Вышеприведенные рассуждения относительно общепринятых норм, правил и опыта применимы и к образовательному процессу в учебных заведениях, к процессу социализации, творческому саморазвитию человека и другим явлениям, которые изучаются и описываются педагогикой.

Будучи студентом химического факультета, не могу не рассматривать возможность преподавания в вузе. Преподавательская деятельность требует не только творческого подхода и знания непосредственно предмета, но и специальных навыков и знаний, которым обучает педагогика, как дисциплина.

Учителя школы, преподаватели вуза, являясь субъектами педагогики, оказывают большое влияние на формирование личности, развитие учащегося. В восьмом классе я решила посвятить жизнь химии, благодаря моему замечательному учителю. Мое первое представление о научной деятельности и людях в мире науки сложилось под влиянием образов блестящих выдающихся ученых из кино и книг, и, разумеется, носило характер некой неопределенной мечты и идеала, но только благодаря преподавателям в университете, которые подают пример, каким должен быть ученый, мечта воплощается в реальность и становится целью.

К девятому классу у меня накопилось много цифрового домашнего задания (презентации, интеллект-карты, видео, рефераты, сочинения и другие), и я решила создать сайт (marinky.com) и публиковать свои работы, чтобы учителя и ученики могли их использовать в образовательном процессе. Также я публиковала различные демонстрационные материалы, иллюстрации и видео, связанные с моим увлечением молекулярной визуализацией, и сайт приобрел научно-популярную направленность. Сайт регулярно посещается учителями, учениками, студентами и другими заинтересованными. Посетители оставляют благодарные отзывы и мне приятно осознавать, что я вношу свой небольшой вклад в процесс образования.

Таким образом, педагогика, как наука о воспитании и обучении человека, играет важную роль в моей жизни.

СВЕЖЕСТЬ РАДОСТИ ОТКРЫТИЙ

(педагогическое эссе)

Источник: Чернухин О. А. Свежесть радости открытий. / Вселенная учитель. Эссе. - Москва, 2010. - С. 289-292.

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрал эту профессию, а она, долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».

В период раннего детства самое главное чудо – каждодневное открытие мира вокруг себя. Потом это чудо, как известно, стушевывается, почти забывается взрослым человеком. Но оно было – это чудо открытия. Было, как я убежден, у каждого человека. Учителю надо об этом всегда помнить.

В своем детстве все летние каникулы я обычно проводил в деревне у моей бабушки. Бабушка жила в деревне Палкино, расположенной в Краснозерском районе Новосибирской области. Вокруг степь да колки (местное название – околки ) – небольшие лесные участки, да еще ляги – мелкие пересыхающие водоемы. И везде кипит жизнь. Я любил гулять по окрестностям. Любил смотреть на солончаки – когда соль блестит на солнце, то солончаковая степь кажется безбрежным морем. На лягах наблюдал за утками. А в воде кишмя кишела какая-то мелкая незнакомая, но ужасно интересная живность! Чудом казался щитень – с виду, ну просто как трилобит из книжки про вымерших животных! Совершенно непонятен для меня был головастик – ни рыба, ни моллюск, ни насекомое, что это за чудо природы?!

От дома мог уходить далеко-далеко (как мне тогда казалось…), но никогда не боялся заблудиться, всегда интуитивно чувствовал, куда и как следует возвращаться. После таких прогулок приносил с собой различных букашек, вываливал их в банку и наблюдал, наблюдал, наблюдал… В то время я совершенно точно знал, что буду ученым-биологом!

В школе нравилась конечно биология. Учебники, полученные в библиотеке, пролистывал еще летом. Дома всегда был целый зоопарк. В обычной городской квартире жили: белые крысы, ушастый ежик, само собой рыбки в аквариумах, канарейка и 12 попугаев (родители почему-то больше не разрешали). И все это одновременно… И не только это... Да, буду биологом…

Когда закончил школу, поступил в педагогический институт. Естественно на отделение биологии (и химии). В институте появилась возможность участвовать в экспедициях. До сих пор помню тему своей дипломной работы – «Коадаптивная эволюция насекомых опылителей и цветковых растений на примере представителей рода Bombus (шмели) и Nepeta Sibirica (котовник сибирский)». Этот «фундаментальный» труд был результатом двух лет экспедиций и трех зим камеральной обработки.

Такой экспедиционный опыт для будущего учителя-естественника просто незаменим. Навыки экспедиционной работы, приобретенные в студенчестве, помогли мне, будучи учителем, самому организовывать исследования с детьми.

Ученым не стал – после окончания института пошел в школу работать учителем биологии. В работе учителя есть своя романтика. Все то, что когда-то в детстве было интересно открывать для себя, оказалось не менее интересно изучать вместе с учениками на уроках.

Настоящий переворот в душе и пересмотр педагогической и жизненной позиции произошел в 2003 году. В силу различных обстоятельств, стал работать в школе «надомного обучения». Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (школа надомного обучения) Центрального района города Новосибирска – это школа для детей, имеющих показания клинико-экспертной комиссии на индивидуальное обучение на дому. Особые дети, особые образовательные потребности… Образовательные потребности особые, а вот жизненные интересы такие же, как и у «обычных» детей, те же мечты и желания. Меньше уверенности в себе, меньше возможностей для самореализации, но не настолько, чтобы учитель не смог им помочь…

Самое яркое воспоминание из первого года работы в школе «Перспектива» - как мы с детьми участвовали в городском межшкольном экологическом фестивале. Нашлось всего шесть желающих, которых заинтересовало участие в этом конкурсе. Проходил фестиваль в марте-апреле 2004 года. Конкурсантам надо было провести занятие для младших школьников, поучаствовать в экологическом КВНе и сделать видеоролик с социальной рекламой экологического содержания. После уроков мы стали подолгу задерживаться в школе. Иногда собираться домой начинали только в девятом часу вечера. Появились проблемы с отметками по другим предметам – занимаясь со мной, ребята не всегда успевали готовить уроки. Стали беспокоиться родители – а чем это их дети так поздно занимаются? На «разведку» отправили председателя родительского комитета Людмилу Анатольевну Зельцер. Людмила Анатольевна посидела с нами на репетиции, посмотрела, как мы во время перерыва питаемся «дошираками» и воскликнула: «Да вы же голодные!». В результате родительский комитет стал выдавать деньги для таких «перекусов», но репетиции попросили заканчивать пораньше.

Интересно было уже всем – чем закончится наша затея? Закончилась победой – команда «ЭКИ» получила диплом лауреата «МЭФ – 2004». Когда мы приехали с фестиваля, то вся школа собралась посмотреть на наш диплом. Потом несколько учеников признались, что не стали участвовать из-за боязни «опозориться». После той первой победы у меня всегда были желающие участвовать в инициативах, которые я мог предложить.

Каждому человеку очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности.

А для себя я открыл, актуальный для школы «надомного обучения», принцип работы – дозированность нагрузки . И в работе с «обычными» детьми увеличение нагрузки не приводит ни к чему хорошему, а если повышать интенсивность обучения детям с проблемами в здоровье это может привести к каким-то «сбоям», например, к обострению заболевания. В моем случае – стали хуже учиться по другим предметам, а это тоже неправильно. В дальнейшем всегда старался этот принцип учитывать.

Одним из значимых результатов работы (значимых, прежде всего, для детей) считаю то, что фамилии моих учеников были неоднократно включены в издания «Золотой фонд Новосибирска» (2005, 2007, 2008). Эти издания ежегодно учреждаются мэрией города Новосибирска и содержат информацию о наиболее успешных школьниках по итогам участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

Успех учителя – это успешность его учеников.

Из тех моих первых шести энтузиастов две девочки – Катя Фролова и Наташа Соколовская сейчас учатся в педагогическом университете. Наташа еще и работает здесь же в школе «Перспектива» - преподает английский язык для нынешних учеников. Иногда встречаемся на переменах, беседуем как коллеги, вспоминаем о том фестивале.

Сейчас думаю, как мне повезло. Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа.

Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошел этот путь до конца. Я только остановился, чтобы оглянуться назад. Почему-то захотелось вспомнить все то, о чем Вы сейчас читаете.

Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии.

Эссе «Я - педагог».

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Каждый человек, оканчивая школу, думает о том, чем он будет заниматься в дальнейшей жизни. Обстоятельства, а может и сама судьба, сделали за меня мой выбор. В детский сад пришла работать сразу после школы. Размышляла о важности профессии воспитателя и учителя, пока не прочитала мудрые слова Николая Михайловича Амосова: «В жизни есть два крепких якоря - работа и дети. А все невзгоды и трудности можно перенести».

Действительно, приходя на работу, общаясь со своими воспитанниками, забывала о сложностях, проблемах, состоянии здоровья. Своей непосредственностью, а иногда и «детской мудростью» учили, лечили, стимулировали меня к саморазвитию и свершениям. Прошло с того дня уже много лет. И теперь я счастлива, что у меня есть эти «два якоря».

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Это призвание. В зависимо сти от обстоятельства ему приходится выступать в разных ролях. Психолог, доктор, музыкант, актер, фокусник, конструктор, художник …. Хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда занят своим делом, и незаменимым, когда нужна помощь и поддержка. Профессия педагога - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Ее особенность состоит, прежде всего , в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы - личность ребенка. Известна притча о звезде, стремящейся к исполнению своей мечты. Увидеть и поддержать маленькую звездочку, не дать ей пропасть, а помочь стать ярче. Желание - вера - действие - вот алгоритм успеха!

Мое педагогическое кредо просто и известно: «Все начинается с любви». Идея о том, что детей нужно любить, известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством. Но и сегодня эта мысль нуждается в защите, как мысль новая, даже дерзко новая. Бесспорно, что научное наследие ученых и педагогов - практиков является основой построения педагогики сотрудничества. Однако, ни одни методические разработки, ни научные статьи, ни учебники, сами по себе не смогут помочь научиться любить детей. Очень трудно любить каждого ребенка. Хорошо, когда он послушен, умен, добр, обладает всеми положительными качествами. Но такого не бывает. Что делать с капризами, упрямством, непослушанием? Принять ребенка таким, каким он есть, ценить и заботиться настолько, чтобы он стал интересен себе и другим людям. Необходимо создать такую атмосферу, где всем детям будет хорошо и уютно. Свое взаимоотношение с детьми я строю на уважение к ним, к их интересам и проблемам. В каждом ребенке вижу личность и индивидуальность.

Антон Семенович Макаренко считал, что дисциплина - это не метод воспитания, а его результат. Это основной принцип моей педагогической деятельности.

Развитие системы образования не может осуществляться иначе, чем через инновационный процесс. Каким должен быть воспитатель 21 века? Каково мое место в педагогическом сообществе?

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Ис кусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Это, прежде всего, стремление к получению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, изучению инновационных технологий. Педагог должен быть способным преобразовывать, проектировать свою профессиональную деятельность, реализовывать в ней гуманно личностный потенциал инновационных технологий.

Одним из самых успешных и продуктивных инновационных направлений, используемых в своей педагогической деятельности, считаю проектную деятельность. Это всегда творческое самовыражение, индивидуальный подход к детям, взаимодействие с родителями. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности. Изменяется и психологический климат, развиваются разнообразные виды самостоятельной деятельности дошкольников. Эффективность данной технологии можно передать словами американского писателя и философа Элберта Грина Хаббарда: « Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя».

Стремлюсь развивать в детях такие личностные качества, как инициативность, любознательность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, которые позволят ему комфортно и эффективно существовать в обществе.

Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного

результата, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано единое сообщество «семья - дети - педагог», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Стараюсь дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии своего ребенка, показываю им, что вижу в них единомышленников. Выработала правила общения с родителями: всегда быть в хорошем настроении, находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное об их ребенке; прислушиваюсь к ним, для того, чтобы понять, в каком направлении работать, что продолжать, а что следует изменить.

Педагог, который прошел совместно с детьми творческий путь к познанию, вступает с ними в особые, доверительные отношения. Нравственные результаты более ощутимы, если происходит живой диалог детей и педагога, если «учится» и взрослый, и ребенок. Рождается совместная радость от взаимодействия в игре, творчестве, эксперименте. Именно с этих мгновений и начинается доверие, уважение, человечность!