Древняя русь. Древняя русь Что случилось в 1016 году на руси

Текст лекции.

15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался. Отделился Новгород, Киеву перестало подчиняться Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, Полоцк попытался сбросить власть Киева. Печенеги, узнав о смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Болеслав I вознамерился вернуть Польше Закарпатье, отнятое в свое время Владимиром. Власть в Киеве вопреки воле отца захватил Святополк, старший, приемный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Владимир же собирался завещать престол сыну Борису. Как и младший Глеб, он родился в христианском браке от византийской принцессы Анны, а потому был, вероятно, единственным законным наследником престола. Утром 24 июля 1015 г. заговорщики окружили шатер

князя Бориса и убили его. К муромскому князю Глебу, родному брату Бориса, Святополк срочно направил гонцов с просьбой прибыть в Киев, т.к. отец тяжело болен. Не заподозривший коварства Глеб с небольшой охраной отправился в путь. По дороге он получил известие от Ярослава о смерти отца и убийстве брата. И он был настигнут заговорщиками и убит. Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XI в. были причислены к лику святых мучеников.

После расправы над Борисом и Глебом Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, подослал убийц еще к одному брату - Святославу, который управлял Древлянской землей. Мстислав укрылся в Тмутаракани, а Ярослав повел на Киев 40-тысячную рать во главе с варягами. Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами. Это был первый случай, когда в междоусобной борьбе русский князь воспользовался помощью степняков. Противники встретились на Днепре около Любеча зимой 1016 г. Святополк был разгромлен. Ярослав занял Киев в 1019 году. Первая большая смута на Руси привела к распаду государства, потере территорий, вторжению иноземцев. Новая встреча противников произошла на реке Альте, где Ярослав окончательно победил Святополка, который бежал в Польшу и по пути умер. С 1019 года начинается правление Ярослава. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника - брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.

1) Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе.

2) Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - «Русскую правду». Она касалась прежде всего вопросов общественного порядка, защищала людей от насилий, бесчинств, драк. «Русская правда» строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя).



3) Великий князь проявил себя человеком исключительно разносторонним. По его инициативе в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева - тринадцатиглавый собор Святой Софии, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя - Софийским собором.

4) Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь Юрия - святого покровителя Ярослава.

5) При нем были открыты школы, созданы первые библиотеки, на Руси появилось немало переводных греческих книг, зародилось летописание. Он поддерживал книжное дело. Ярослав любил книги, особенно церковные сочинения, и долгие часы проводил за их чтением. О его набожности и христианских добродетелях слагали легенды.

Ярослав вел и широкую внешнюю политику.

1) При нем утвердилась власть на западном берегу Чудского озера. предпринимались походы против воинствующих балтских племен литовцев и ятвягов.

2)Ярослав нанес поражение печенегам в 1036 году, под стенами Киева.

3) Вел войны с Византийской империей, в 1046 году Византия и Русь заключили договор и возобновили дружественные отношения.

При Ярославе Мудром Русь превратилась в великую державу. Ярослав умер в 1054 году на 76 году жизни, в ореоле славы. почитаемый русским обществом, любимый многочисленными детьми. Перед смертью он передал престол своему сыну Изяславу. Ярослав впредь завещал, что великим князем на Руси может быть старший в роду.



В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага - половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.

При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение раз­личных слоен населения, а также наказания за преступления.

В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при под­держке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные вой­ны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались на­бегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запад.

Вторая усобица на Руси.1015 г. Великий князь Владимир Святославович
скончался. Но еще до его смерти появились
предпосылки междоусобицы.
1) У Владимира было много сыновей
2)Еще до смерти Владимира, Ярослав (который
сидел в Новгороде) перестал платить Киеву
дань.
После смерти Владимира отделился Новгород
Перестала уплачивать дань Тмутаракань
Полоцк тоже сбросил власть Киева.
Власть в Киеве захватил Святополк (а править
должен был Борис).

Вторая усобица на Руси.

Борис
не хотел идти против своего брата.
Известны его слова о том, что слава,
богатства, почести не вечны, что после них
все это ушло, будто и не было.
Борис решил:«Лучше мне одному умереть,
нежели губить столько душ».
24.07.1015 Борис был убит на реке Альте.
Глеб брат Бориса. Глеб обманным путем
был выведен из Мурома и по приказу
Святополка был убит.

Вторая усобица на Руси.

Святополка прозвали Окаянным.
Он убил еще одного своего брата – Святослава
Против Святополка выступил Ярослав с
варяжской дружиной.
Святополк на помощь позвал печенегов.
ЭТО ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ, КОГДА В
МЕЖДОУСОБИЦЕ КНЯЗЬ ПОЛЬЗОВАЛСЯ
ПОМОЩЬЮ СТЕПНЯКОВ.
1016 ГОД БИТВА НА ДНЕПРЕ МЕЖДУ
ЯРОСЛАВОМ И СВЯТОПОЛКОМ.
1017 Ярослав занял Киев.
Святополк никак не хотел уступать и вместе с
польским войском вернулся на Русь и занял
Киев. Ярослав убежал в Новгород

Вторая Междоусобица на Руси.

Вскоре Ярослав вторично взял Киев.
Святополк снова вернулся на Русскую землю и
противники встретились на том месте, где был
убит Борис.
Войска Ярослава одолели войска Святополка.
Святополк бежал и по пути умер.
Была проблема с Мстиславом Тмутараканским,
он не хотел подчиняться Киеву. Он подчинил
себе территории на Северном Кавказе.
В 1024 г он отвевал себе право на половину
Руси.
Но в 1036 г эти земли были вновь
присоединены Киеву.

Почему усобицы стали традиционными для Руси?

1)Огромная территория государства
2) Разный уровень развития его частей
3)Многонациональный состав населения

Правление Ярослава Мудрого. 1019-1054 (Общая инфа на дом)

Правление Ярослава историки приравнивают к
периоду расцвета древнерусского государства.
1)Ярослав Мудрый развил и усовершенствовал
систему наместничества, выстроил вертикаль
власти
2)Развитие полноценной денежной системы.
3)Русская правда – первый писанный свод законов,
начал функционировать единый свод законов.
4)Ярослав продолжает политику своего отца, по
проникновению на Балтику. (в 1030 г образует г.
Юрьев у Чудского озера).
5)Развитие зодчества по Византийскому образцу
6)Развивается Киев, тут образуется 8 рынков, 400
церквей.
7)Появляются школы и библиотеки в монастырях.
Была попытка вести летописи.
8)Развивается архитектура, иконопись.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Укрепление
системы управления
страной.
Ввел в действие первый на Руси писаный
свод законов –Русскую Правду.
Развивалось каменное градостроительство.
Воздвигались церкви, соборы.
Я.Мудрый начинает политику

Реформа престолонаследия.

Укрепление системы управления страной.

Продолжая политику своего отца и деда он
послал в крупные города и земли своих
сыновей.
Владимир(он умер),Изяслав-Новгород
Святослав-Чернигов и Тмутаракань
Всеволод –Переяславль
Остальных сыновей рассадил в Ростове,
Смоленске, Владимире-Волынском

Русская правда

В свод законов «Русская правда» Ярослава
Мудрого входили наказания за кражи, убийства,
даже различные оскорбления, а также правила
ведения суда. Очень важно то, что он отменил
смертную казнь! По данному закону можно
определить, что в стране начался процесс деления
на сословия, появились признаки социального
неравенства. Это хорошо видно по системе
штрафов, по которой за одно и то же
преступление, но в отношении разных в
социальном положении лиц, наказание было
различным: за убийство огнищанина- вира
составляла 80 гривен, а за холопа - 5.
Но кровная месть допускалась. За убийство можно
было мстить убийце и даже убить его.
Вира-штраф за убийство человека.

Градостроительство.

Киев
превратился в один из самых крупных
и красивых городов Европы.
Был заложен город Ярославль.
В земле чуди – Юрьев.

1037- закладка Софийского собора.

Золотые ворота. (первое упоминание 1037)

Политика независимости от Византийской церкви.

Впервые митрополитом при нём
становится русский человек - Илларион,
то есть Я.Мудрый начинает политику
независимости от византийской церкви.
Илларион – был замечательным оратором,
автором « Слова о законе и благодати», в
котором он писал о равенстве народов и
прославлял родную Русскую землю.

Реформа престолонаследия. Лествичное право.

Ярослав завещал, что впредь великим князем на Руси будет
старший в роду.
Т.е. умирал один брат, на Киевский стол садился его младший
брат и т д…
Данная реформа в будущем стала одной из причин распрей и
междоусобиц.
Старший брат
Младшие братья по порядку
Дети старшего брата
Дети следующих братьев
Внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.
Таким образом, те из потомков, чьи отцы не успели побывать
на великом княжении, лишались права на очередь и получали
уделы на прокорм (либо вообще становились князьямиизгоями) . По мере смены главного князя все прочие
переезжали по старшинству из города в город. Такой же
лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных
княжеств, на которые распадалась Русь.

Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Ярослав продолжает политику своего отца, по проникновению на
Балтику. Ходил походами против литовских племен.
В 1030 г образует г. Юрьев у Чудского озера.
В 1036 Г. ЯРОСЛАВ НАНЕС ПОРАЖЕНИЕ ПЕЧЕНЕЖСКОМУ
ВОЙСКУ.ПОСЛЕ ЭТОГО СРАЖЕНИЯ ПЕЧЕНЕГИ ПРАКТИЧЕСКИ
ПРЕКРАТИЛИ НАБЕГИ НА РУССКИЕ ЗЕМЛИ.
В 1043 г. Русь пошла войной на Византию. Мирный договор был
подписан в 1046 г.- были возобновлены мирные отношения.
Был устроен брак в честь примирения между сыном Ярослава
Всеволодом и дочери Константина Мономаха.
Ярослав брачными договорами устанавливал связи с дворами
Европы. Ярослав был женат на дочери шведского короля
Ингигерде, его сестра была женой польского короля Казимира
I. Дочь Ярослава была замужем за короля Норвегии.
Все старшие сыновья Ярослава были женаты на принцессах
Польши, Германии, Византии. Дочери были замужем за
правителей разных стран. Анна- замужем за французским
королем, Анастасия- жена венгерского короля.

Внешняя политика Ярослава Мудрого. Итоги:

ПРИ
ЯРОСЛАВЕ РУСЬ СТАНОВИТСЯ
ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕРЖАВОЙ.
С политикой Руси считались все соседи.
Русь одолела орды кочевников, границы
были от Карпат до Камы, от Балтики до
Черного моря.
На востоке, вплоть до низовьев Волги, у
Руси не было соперников.

Развитие Культуры при Ярославе Мудром.

Много внимания князь уделял развитию
образования: строились первые школы, в которых
давалось начальное образование.
Много книг переведено в его правление с
греческого языка на русский, создавалась
библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал
переводчиков, сам много читал, имел огромную
библиотеку. Считал книги «реками, способными
напоить мудростью». При нём создана первая
библиотека в Софийском соборе.
Уделял большое внимание воспитанию, в том
числе своих детей. Написал«Завещание» детям. В
нём он призывал сыновей любить друг друга, не
враждовать, так как усобицы - гибель для всех,
призывал к миру и согласию.

Тема 7 Ярослав мудрый. «Русская правда»

15 июля 1015 г. Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет. Он разболелся в тот момент, когда готовился к походу на Новгород после того, как княживший там его сын Ярослав, родившийся от полоцкой княжны Рогнеды, начал против отца мятеж, перестал уплачивать в Киев положенную дань. Ярослав, как когда-то Владимир, обратился за помощью к варягам, но в этот момент и пришло известие из Киева о смерти великого князя.
Из 12 сыновей от различных жен Владимира большинство остались в живых и уже были взрослыми князьями. Но их положение в княжеской семье было различным. Поскольку двое старших сыновей от Рогнеды Вышеслав и Изяслав умерли, претендентом на русский престол оставался старший в роду Святополк, приемный сын, которого Владимир не любил. Женатый на дочери польского короля Болеслава I Храброго, Святополк при поддержке поляков даже замышлял заговор против отца, но был посажен в темницу, откуда Владимир его вскоре выпустил.
Наиболее близкими к нему сыновьями были дети от принцессы Анны Борис и Глеб. Особенно отец любил Бориса, держал его при себе, поручал ему командовать своей дружиной. В момент смерти отца Борис как раз находился в очередном походе против печенегов.
Но передать ему престол Владимир не мог, так как тем самым нарушался бы принятый повсеместно порядок наследования трона по старшинству и по прямой мужской линии. Создавалась весьма сложная ситуация с престолонаследием. За возвышением Бориса с тревогой наблюдали опальный Святополк и засевший в Новгороде, второй по старшинству из оставшихся в живых сыновей Ярослав.
Едва Владимир умер, как власть в Киеве взял Святополк. Княжеская дружина находилась в походе и воспрепятствовать ему не могла. Для того чтобы укрепить свою власть, Святополк начал подкупать киевлян, раздавать им деньги, различные подарки. Но, как отмечает летописец, сердце киевлян было с юным князем Борисом.
Весть о смерти отца пришла к Борису в тот момент, когда он был с дружиной на реке Альте, так и не найдя печенегов. Ближние люди стали уговаривать его повести дружину на Киев и взять в руки власть. Но Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушить порядок престолонаследия, то ли опасаясь штурмовать Киев, где Святополк обрел уже достаточно сторонников. Встретив отказ, войско разбрелось по домам, а сам он остался лишь с телохранителями.
Этим незамедлительно воспользовался Святополк. В Киеве он сформировал отряд воинов во главе с боярином Путшей и приказал им убить Бориса. Убийцы, разметав охрану Бориса и убив его любимого телохранителя, ворвались в шатер и бросились с копьем на молящегося князя. Под их ударами он упал бездыханным рядом со своим слугой. Когда завернутое в шатёр тело Бориса привезли в Киев и бросили к ногам Святополка, тот обнаружил, что Борис еще дышит. Тут же на глазах Святополка верные ему люди добили Бориса мечами, пронзив его сердце.
Но оставался еще муромский князь Глеб. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь - сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остановился и пристал к берегу. Здесь на полпути к Киеву на Днепре и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили Глебовых дружинников, а потом по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.
Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя уже в XI в. стали первыми русскими святыми.
Святополк уничтожил и еще одного из братьев - Святослава, который правил в Древлянской земле. Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвердился Святополк, получивший в народе прозвище «Окаянного», и Новгород, где оставался Ярослав Владимирович.
Ярослав, которому в это время было 28 лет, удивительно повторил судьбу отца. В начавшейся междоусобице Ярослав тоже обратился за помощью к варягам, собрал войско со всего севера Руси. Он вел на Киев 40-тысячную рать. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенежской конницей.
Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Любеча и встали на противоположных берегах реки. Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Ярослав обратился к своему войску с пламенной речью, затем его воины оттолкнули от берега ладьи, как бы показав, что назад им хода нет, и ударили на киевлян. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу I.
Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась. Святополк «Окаянный» вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками занял Киев. Поляки начали чинить насилие над людьми, и население стало браться за оружие. Святополк призвал киевлян выступить против своих союзников. Тем самым князь пытался спасти собственный авторитет и сохранить власть.
Общее восстание горожан заставило поляков убраться восвояси. Но, уходя из Киева, они ограбили город, увезли с собой массу людей, в частности дочь Владимира и сестру Ярослава Предславу. Ушел вместе с поляками и верховный иерарх русской церкви Анастас, взяв с собой всю казну главного собора Руси- Десятинной церкви. Поляки захватили и Червенские города.
В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска и собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал к печенегам. Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. На этот раз местом сражения стал берег реки Альты, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Трижды полки враждующих сторон сходились в рукопашных схватках. К концу дня Ярослав одолел соперника и тот бежал. Сначала Святополк оказался в польских землях, потом двинулся в землю чехов и умер в пути.
Не сразу удалось Ярославу восстановить единство Руси. Во время междоусобицы самостоятельность проявил его брат, владетель Тмутараканского княжества на Тамани талантливый полководец Мстислав. Он прославился своими победами над северокавказскими народами. А в 1024 г. Мстислав под Листвинным, неподалеку от Чернигова, нанес поражение Ярославу, после чего Русь по договору между братьями была разделена на две части. Все левобережье Днепра с северской землей, Чернйговым, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу. Своей резиденцией Мстислав, ставший соправителем Руси, сделал Чернигов. Под управлением Ярослава остались Киев с правобережными землями и Новгород.
Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Так, их объединенное войско нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города снова отошли к Руси.
В 1036 г. Мстислав во время охоты разболелся и вскоре умер. Он не имел наследников, поэтому его часть Руси отошла к Ярославу. Так через двадцать с лишним лет после смерти Владимира Русь снова стала единой.

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

    Прекращение усобиц.

    Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

    «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

    Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.

    Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.

История России с древнейших времен до конца XVII века Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики

Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.

Восстал Ярослав Владимирович.

Трудно сказать точно, когда это случилось, до болезни или уже в то время, как великий князь занемог; «Повесть временных лет» лаконично сообщает, что «хотящю Володимиру итн на Ярослава, Ярославъ же, послав за море, приведе варягы, бояся отца своего…». Но Владимир разболелся, «в се же время бяше у него Борисъ» сообщает далее летопись. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской», опираясь на неизвестные летописные известия, расшифровывает последнее глухое упоминание Нестора таким образом: «Борис нареченный отцем на великое княжение», что в принципе не противоречит данным «Повести временных лет», сообщившей, что в это время Владимир приблизил к себе Бориса, посланного ранее княжить в Ростов. И еще одно событие происходит в эти дни: начинается очередной набег печенегов, и Владимир направляет против кочевников именно Бориса, предоставив ему свою дружину и «воев», т.е. народное ополчение. Затем летописец сообщает, что в момент смерти Владимира его старший приемный сын Святополк оказался в Киеве.

Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни Владимира, возможно, уже во время его тяжелой болезни на Руси стал нарастать очередной политический кризис. Связан он был прежде всего с тем, что Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке – Борису, с чем не смогли смириться ни Святополк, ни Ярослав. Кроме того, оба имели все основания ненавидеть Владимира. Святополк не мог не знать, что его истинный отец, боголюбивый и мягкий Ярополк погиб от рук отчима. Ярослав же, как и другие сыновья от полоцкой княжны Рогнеды, не мог не знать о кровавой расправе Владимира со всем семейством полоцкого князя во время захвата в 980 г. Полоцка, о насильственном принуждении их матери к замужеству, а также о последующей ее опале и изгнании после появления византийской принцессы в великокняжеском дворце. Сохранилась легенда о попытке одного из сыновей Рогнеды еще в малолетнем возрасте вступиться за мать.

К 1015 г. оба старших сына Рогнеды – Вышеслав и Иэяслав умерли и теперь старшим среди всех великокняжеских сыновей оставался Ярослав, княживший ранее в Ростове, а затем переведенный в Новгород.

Но вряд ли можно думать, что лишь личные мотивы побудили Ярослава выступить против отца. Дело было, видимо, и в том, что за Ярославом виделась новгородская верхушка, стоявшая на традиционно сепаратистских по отношению к Киеву позициях. Не случайно в источниках сохранилось свидетельство о том, что Ярослав отказался платить Киеву положенную ежегодную дань в 2000 гривен, а еще тысячу собирать с новгородцев для раздачи княжеским людям По существу, Новгород отказывался нести свои прежние финансовые обязательства перед Киевом. Практически Ярослав повторял судьбу отца, поддержанного новгородцами и варягами против Киева. Его личные династические амбиции совпали со стремлением Новгорода вновь подтвердить свое особое положение в составе русских земель и, опираясь на варяжскую помощь, еще раз сокрушить Киев. Теперь у Ярослава, который при жизни своих старших братьев не имел никаких шансов на престол, появилась реальная возможность воцариться в Киеве. В этом смысле он также повторял судьбу Владимира, бывшего младшим и «неперспективным» сыном Святослава Игоревича.

Итак, в момент смерти великого киевского князя его официальный наследник был в походе против печенегов, старший из его сыновей Святополк, опирающийся на своих бояр и часть киевлян, ждал в Киеве развития событий, а действительно старший из его собственных сыновей Ярослав уже собрал в Новгороде рать, чтобы выступить против занемогшего отца.

К этому дню Святополку было 35 лет, Ярославу, родившемуся где-то в середине 80-х годов X в., было около 27 лет. Возраст Бориса установить трудно, но, по всем данным, он был намного моложе своих братьев, так как христианский брак Владимира состоялся лишь в 988 г. Великая княгиня Анна умерла в 1011 г. Если принять версию о том, что Борис и Глеб родились от византийской принцессы, что косвенно может подтверждаться и стремлением Владимира сделать своим наследником именно Бориса, то можно признать, что в 1015 г. он был в возрасте 20 -ти с небольшим лет. К тому же в ряде источников о нем и о Глебе говорится как об очень молодых людях.

Если Борис был, как бы мы сегодня сказали, «вполне благополучным ребенком», то Святополк и Ярослав несли в своей душе колоссальные личные комплексы.

Святополк был не только приемным сыном Владимира, т.е. человеком, не обладавшим даже формальными правами на престол. Его мать, многострадальная красавица «грекиня», была наложницей Святослава, а потом досталась как военный трофей его старшему сыну Ярополку. Судя по тому, что она была единственной женой Ярополка в то языческое время, можно предположить, что она была любима Ярополком и имела на него большое духовное влияние. Недаром в ряде источников говорится о том, что Ярополк не противился христианам, а некоторые историки предполагают, что и сам Ярополк под влиянием жены стал скрытым христианином, что и обрекло его среди киевской языческой стихии на поражение в борьбе с ярым язычником Владимиром. Затем «грекиня» досталась женолюбивому Владимиру. Можно лишь предположить, какие страсти кипели в детской и юношеской душе Святополка, как он относился к своим сводным братьям, к отцу. Не случайно он оказался в темнице вместе со своей женой-полькой. Теперь наступал его час и нетрудно было предугадать, что в начавшуюся борьбу он должен был вложить всю свою энергию, весь пыл души, все свои явные и мнимые обиды.

Под стать ему был и Ярослав, обладавший железным характером отца и бешеной неукротимостью Рогнеды, потерявшей из-за Владимира и свою полоцкую родню, и честь. Не случайно дальнейшая ветвь полоцких князей – Изяслав Владимирович, Брячислав Изяславич, Всеслав Брячиславнч – на целых сто лет стала противником Киева. «Рогволдовы внуки» (убитого Владимиром отца Рогнеды Рогволда) в течение долгого времени отливали Киеву свои родовые обиды, которые, конечно, были подкреплены и сепаратистскими тенденциями самой Полоцкой земли, державшейся, как и Новгород, несколько обособленно в составе Руси.

Святополк, бывший в час смерти Владимира либо в Киеве, либо в Вышгороде, оставался ближе всех к Берестову. Однако близкие к Владимиру люди, видимо, сторонники Бо риса, поначалу решили скрыть смерть великого князя, выиграть время и послать гонцов к Борису. Гонцы еще были в пути, а Святополк уже овладел инициативой. Он приказал везти тело Владимира в Киев и по существу взял бразды правления в свои руки. Ярослав, как известно, обретался на севере, а Борис скакал по степи во главе княжеской дружины в поисках печенегов. Все данные говорят за то, что Свято– полк умело распорядился выгодами своего положения. Тело великого князя было доставлено по древнему обычаю на санях в столицу. Его смерть привела народ в горесть и замешательство. Тут же Святополк начал раздавать горожанам «имение», т.е. по существу подкупать их, привлекая на свою сторону. Но уже гонцы дочери Владимира и сестры Ярослава Предславы гнали коней в Новгород. Предслава, бывшая скрытой союзницей Ярослава, именно ему спешила сообщить весть о смерти отца и о захвате Святополком в Киеве власти. Гонцы из Киева нашли в степи, на реке Альте дружину Бориса, который, не обнаружив печенегов, готовился вернуться обратно в Киев. Близкие к Борису люди уговаривали молодого князя повести дружину на Киев и взять власть, завещанную ему отцом. Однако Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушать порядок престолонаследия, установленный ранее (именно на этом настаивают древние источники, подчеркивая безупречный, истинно христианский облик Бориса), то ли опасаясь штурмовать Киев, где Святополк уже успел собрать достаточно сил и сплотить своих сторонников.

Говоря о характере Бориса, следует заметить, что он не был таким непротивленцем, каким его рисуют позднейшие источники, созданные уже после канонизации Бориса и Глеба русской православной церковью. Отец поручил ему командование войском, доверял свою дружину, и уже сам этот факт говорит о многом, во всяком случае может представить нам Бориса, который к тому же долгое время сидел на княжении в Ростове, как решительного и опытного князя.

Получив от Бориса отрицательный ответ, дружина разошлась по домам: для опытных воинов и политиков было ясно, что отныне все люди, близкие к Борису, да и он сам, будут обречены.

Святополк не сразу пошел на организацию заговора против Бориса, а лишь после того, как до него дошли сведения, что дружина и «вой» покинули Бориса и он остался на Альте лишь с небольшим отрядом телохранителей, «съ отроки своими». Святополк собрал в вышгородском дворце своих сторонников; там же и был сформирован отряд убийц во главе с боярином Путшей, которые обещали князю сложить за него голову.

Когда отряд Путши поздним вечером появился на Альте, Борис уже был извещен о намерении Святополка убить его. Однако он либо не мог, либо не стал сопротивляться. Убийцы застали его в шатре, молящимся перед образом Христа.

Борис был убит, когда лег спать: нападавшие бросились к шатру и пробили его копьями в том месте, где находилась постель князя. Затем они разметали малочисленную охрану, завернули тело Бориса в шатер и повезли к Святополку. В Вышгороде убийцы обнаружили, что Борис еще дышит. По приказу Святополка верные ему варяги добили Бориса. Так Святополк убрал со своего пути самого опасного соперника, действуя решительно, быстро и жестоко.

Но оставался еще муромский князь Глеб, рожденный, как и Борис, в христианском браке Владимира от византийской принцессы и бывший теперь единственным законным наследником престола. Святополк направил к Глебу гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь – сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остановился и пристал к берегу. Здесь, на полпути к Киеву, на Днепре и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили дружину, а потом по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев поразила древнерусское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя были в XI в. объявлены православной церковью первыми русскими святыми, намного ранее княгини Ольги и князя Владимира.

Святополк уничтожил и еще одного из братьев – Святослава, который правил в Древлянской земле и, спасаясь от беспощадного Святополка, бежал в Венгрию. Убийцы настигли его в пути.

Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвердился Святополк, получивший в народе прозвище «Окаянного», и Новгород, где оставался Ярослав Владимирович. Теперь он вел на Киев сорокатысячную рать. Перед тем, как выступить в поход на юг, Ярослав, по свидетельству летописи, рассорился с новгородцами. Варяги, появившиеся по его призыву еще до смерти Владимира, начали чинить насилия и притеснения новгородцам, и те «иссекли» часть варягов. В ответ Ярослав расправился с «нарочитыми мужами», т.е. видными новгородцами. Каково же было чувство соперничества Новгорода по отношению к Киеву, если даже после этого, получив известие о смерти Владимира и узнав о вокняжении в Киеве после убийства других братьев Святополка, новгородцы откликнулись на призыв Ярослава и собрали значительную рать. Поистине Север вновь поднялся против Юга, как это было уже не раз в истории Руси. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенежской конницей.

Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Любеча и встали на противоположных берегах реки.

Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Печенеги, ограниченные в своих маневрах рекой и озерами, никак не могли развернуть свою конницу. Разгром Святополковой рати был полным. Сам великий князь бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась. Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк с поляками занял Киев.

Польские гарнизоны были поставлены в русских городах. Поляки начали «чинить насилия» над людьми. В ответ население стало браться за оружие. В этих условиях Святополк сам призвал киевлян выступить против своих союзников. Тем самым князь пытался спасти собственный авторитет и сохранить власть.

Вскоре против поляков вспыхнуло восстание горожан. Поднялся каждый дом, каждый двор, поляков избивали повсюду, где они попадались вооруженным киевлянам. Осажденный в своем дворце Болеслав 1 принял решение оставить столицу Руси. Но уходя из Киева, поляки ограбили город, увели с собой в плен массу людей, и впоследствии вопрос об этих пленных не на один год станет камнем преткновения в отношениях между двумя государствами. Среди тех, кого Болеслав увел с собой, была и Пределава, сестра Ярослава Владимировича. Она стала наложницей польского короля. Ушел вместе с поляками и верховный иерарх русской церкви, знаменитый сподвижник Владимира грек Анастас, оставшийся верным законному правителю. Ушел, взяв с собой все ценности и всю казну Десятинной церкви. В прошлом он являлся херсонесским церковным иерархом, который в период осады Владимиром Херсонеса перешел на его сторону и помог русским овладеть городом. Как известно, после взятия Херсонеса Анастас перебрался в Киев и стал там иерархом главного собора Руси – Десятинной церкви, церкви Святой Богородицы («и поручи ю Настасу Корсуняннну, и попы корсунские прнставн служити в ней»).

Поразительно, что русские летописи, сообщив, пусть и противоречиво, о крещении Руси, кроме этой неясной фразы не обмолвились ни словом о том, какова же была организационная основа русской церкви, ее взаимоотношение с греческой патриархией, кто был первым русским митрополитом после крещения Руси. Все, что мы имеем, – это глухую фразу об Анастасе как главном священнике Десятинной церкви.

Это породило двухвековую полемику в мировой исторической литературе по поводу статуса русской церкви в первые годы после ее образования. Обращалось внимание на отсутствие известий о поставленин митрополита на Руси в эти годы и на то, что лишь под 1039 г. в летописи упоминается первый русский митрополит – грек Феопемт, освятивший Десятинную церковь. В дискуссии отмечалось, что позднейшие русские источники называли в качестве первых русских митрополитов, поставленных после крещения Руси, разных греческих церковных деятелей. Все это были лишь гипотезы. Но никто из историков прошлого не обратил внимания на запись в «Повести временных лет» о бегстве из Киева с поляками Анастаса и по существу об ограблении им главной русской православной святыни. А в этом факте кроется, возможно, ключ к разгадке и статуса русской церкви в первые годы ее существования.

В период утверждения христианства на Руси, как мы видели, Владимир был в значительной степени озабочен тем, чтобы вместе с новой религией на Русь не пришло византийское политическое влияние. Во многом именно поэтому он предпринял военную акцию против Византии на Крымском полуострове, именно поэтому широковещательно крестился в поверженном Херсонесе (что не исключало его первоначального индивидуального крещения и ранее), именно поэтому русы связали воедино крещение и женитьбу Владимира на прибывшей в захваченный Херсонес византийской принцессе Анне. В этой же связи следует рассматривать вопрос и о первом высшем русском церковном иерархе. Им не мог быть митрополит, поставленный из Византии на византийских же условиях. И не случайно на сцене появляется Ана стае, который в течение всей жизни Владимира и был, вероятно, главой вновь организующейся русской церкви. Во всяком случае известно, что он являлся главой Десятинной церкви с момента ее появления еще в деревянном варианте в 989 г. и до бегства в Польшу в 1017 г. Это без малого 28 лет.

Однако его бегство за рубеж, к врагам Руси, да еще «латинянам», какими воспринимались поляки уже после раскола церквей и, конечно, в пору создания «Повести временных лет» в начале XII в., являлось тяжким обвинением против первого русского прелата. Вполне возможно, именно поэтому его имя как первого русского митрополита, или во всяком случае епископа, поставленного Владимиром в Киеве и имеющего статус независимого от Византии иерарха, оказалось скрытым позднейшими летописцами. Митрополит изменник и вор – это было невыносимо для русского православного сердца. Так и возник в русском летописании вакуум сведений о первом русском митрополите на исходе X и в начале XI в.

Покинув Русь, оставив Святополка в Киеве без поддержки, поляки одновременно захватили и «Червенские города». Таким образом, новый узел острых противоречий завязывался в отношениях между двумя странами. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал в степь к дружественным печенегам.

Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. Сражение произошло на реке Альте, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Битва закончилась победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, а потом двинулся далее, в землю чехов, но умер в пути.

Любопытный штрих дает летопись по поводу последних дней Святополка уже во время его бегства за рубеж. Когда беглецы достигли пограничного с Польшей Берестья и остановились передохнуть, Святополк начал подгонять их:

«Побегнете со мною, женуть (т.е. гонятся) по нас». Когда же бывшие с ним дружинники возразили, что погони нет, князь настаивал на своем, и путники вновь двинулись в дорогу. В конце концов, Святополк полностью обессилел и был взят на носилки, но и в этом положении он, привставая, продолжал твердить: «Осе женуть, о женуть, побегни те» (т.е. «Вон гонятся, ой гонятся, бегите»). Так беглецы «пробежали» всю Польшу, Чехию и лишь смерть тяжелобольного, психически надломленного князя остановила этот сумасшедший бег.

В позднейших русских источниках, а также в знаменитом «Слове о полку Игореве» немало досталось проклятий на долю Олега Святославича, внука ЯросЛава Мудрого, который не раз во время междоусобных войн конца XI – начала XII в. приводил на Русь верных себе половцев. Однако эти печальные лавры Олег «Гориславич», как называет его «Слово», получил в истории незаслуженно. Первым в этом смысле был, конечно, Святополк, который не раз в борьбе с Ярославом Владимировичем водил на Русь печенегов. И позднее, задолго до Олега, этим сомнительным средством в междоусобных войнах пользовались дети и внуки Ярослава Мудрого, и Олег Святославич был лишь один из них.

Эта одиозная традиция сохранилась на Руси и позднее, когда в XII в. русские князья боролись друг с другом, опираясь на половецкую силу, и в XIII – XIV вв., когда половцев сменили татары, которых не раз водили друг против друга князья уже Северо-Восточной Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.