Областной научно-практический семинар учителей географии. Семинар учителей географии Семинары учителей географии и экологии

8 декабря на базе МКОУ «Новоярковская СОШ» состоялся семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в естественнонаучном образовании школьников как основа новых образовательных стандартов», инициаторами которого выступили руководители муниципальных методических объединений учителей географии Каменского и Баевского районов (Цыганкова Ю. Г. и Боровикова Ю. И.) при поддержке Управления образования Администрации Каменского района.

С приветственным словом к присутствующим обратилась директоры школы Павлова О. А., которая познакомила с историей и традициями Новоярковской СОШ. Участники вокальной группы и хореографической студии подарили учителям заряд хорошего настроения на весь день.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Эти слова великого Бернарда Шоу стали ведущей идеей семинарского занятия «Системно-деятельностный подход в преподавании географии». На нем педагоги рассмотрели системно-деятельностный подход как организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Ведущая семинара (Цыганкова Ю. Г.) поделилась с коллегами подборкой приемов работы при СДП на разных стадиях урока географии.

Ерёменко В. К., учитель географии МБОУ «Ситниковская СОШ» Баевского района представила бобщение опыта по теме «Работа с учебниками УМК линии «Полярная звезда». Достаточно подробно и системно продемонстрировала работу с учебниками и методическими пособиями данной предметной линии.

Следующим в программе семинара-практикума состоялся открытый урок в 6 классе по обобщению темы «Гидросфера». Провела его Боровикова Ю. И., руководитель ММО ЕНД, учитель географии и биологии Нижнечуманской СОШ Баевского района. В рамках урока Юлия Ивановна сумела организовать работу таким образом, что ученики самостоятельно ставили цели, планировали свою деятельность, реализовывали задуманное, проводили рефлексию на каждом этапе пути, подводили итоги и осуществляли самооценку. Урок прошел в форме путешествия, что определило общую мотивацию и заинтересованность школьников.


Неподдельный интерес педагогов вызвал мастер - класс «Роль карты при обучении географии» Хох О. А., учителя географии МКОУ «Рыбинская СОШ» Каменского района. Оксана Анатольевна организовала работу группы учителей на трех рабочих площадках, на каждой из которых необходимо было выполнять задания, связанные со знанием географической номенклатуры, местоположением объектов, соотнесением страны и флага и другие.

Системно-деятельностный подход предполагает не только активную и результативную деятельность учеников, но и, в первую очередь, перестройку учительской психологии к новым условиям труда. На практическом занятии «Психолого-педагогическое сопровождение учителя в условиях внедрения ФГОС» педагог-психолог МКОУ «Новояровская СОШ» Терещенко Н. Н. поделилась «секретами» психологических приемов.

Завершился семинар обсуждением проведенных мероприятий. Подвела итоги работы Горбунова А. В., ведущий специалист, инспектор школ Управления образования Администрации Каменского района. Алена Владимировна поблагодарила всех за плодотворну работу, администрацию школы за гостеприимство. А так же вручила благодарственное письмо методическому объединению Баевского района, в лице руководителя Боровиковой Ю. И., за сотрудничество в решении актуальных вопросов введения ФГОС ОО в систему естественно-научного образования школьников Алтайского края.

Учителя поделились впечатлениями встречии и выразили надежду на дальнейшее взаимодействие.

Ивановское областное отделение ВОО "Русское географическое общество" в партнерстве с Фондом "Содействия военно-патриотическому воспитания молодежи" и Иваново-Вознесенским Морским кадетским корпусом выполняет завершающий этап проекта "Наследники пути русских адмиралов", который был поддержан Фондом Президентских грантов. Напомним, что в этом проекте были задействованы около 6000 учеников образовательных школ России от Калининграда до Владивостока.

Победителями проекта стали дети из маленькой сельской школы села Седельницы Ивановской области и воспитанники Морской школы Санкт-Петербурга. Они вместе со своими учителями и руководителями проекта были награждены поездкой на две недели в Республику Крым и Севастополь для проведения финальных полевых сборов.

Учасники поездки достигли существенных результатов: окунулись в славную историю войн русского народа с турками, Антантой и Великой Отечественной войны, посетили исторические и культурные памятники Крымского региона, духовно обогатились и отдохнули. Все это состоялось благодаря огромной работе педагогов школ разных регионов страны, в том числе и Ивановской области.

С 21 по 23 сентября под руководством председателя Ивановского областного отделения РГО О.В. Волынкина команда педагогов провела названное мероприятие на берегах Волги в просветительском центре парк-отеля "Волжский прибой" в Костромской области. Модератором мероприятия являлся заведующий кафедрой экологии и географии Шуйского филиала ИвГУ доцент, кандидат географических наук Марков Дмитрий Сергеевич.

В работе семинара приняли участие самые опытные и заслуженные педагоги Ивановской области, а также 16 студентов 1-4 курсов нашего университета – единственного вуза в области , в котором готовят будущих учителей и истории, и географии (образовательная программа История; География по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Связанные любовью к географической науке учителя и студенты слушали интересную лекцию О.В. Волынкина о полярных путешествиях и поведении в экстремальных ситуациях, обсуждали актуальные вопросы инклюзивного образования детей, формирования духовно-нравственных установок молодежи, а также обменивались опытом привлечения молодых специалистов в школы области. Перед участниками семинара также выступил директор Ивановского ЧОУ "Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией Матери" А.М. Алябьев, который на основе своего богатого жизненного опыта охарактеризовал перспективность педагогического пути и личностного развития в школе для молодых учителей.

Студенты ИФФ активно включились в дискуссию педагогов и показали свою хорошую осведомленность в психолого-педагогических аспектах деятельности современного учителя. Интересные и эмоциональные выступления наших студентов А.Н. Валюх, М.Н. Матвеева, В.С. Андриевского и других показали, что студенты факультета имеют высокую готовность и мотивацию к работе педагога. Также они получили добрые напутствия от профессиональных учителей географии с многолетним стажем и предложения о сотрудничестве. В рамках семинара были организованы круглые столы и практикум по географическим исследованиям в природе с использованием современных приборов.

По инициативе Ивановского областного отделения РГО 22 сентября на встречу с опытнейшими педагогами были приглашены студенты географического факультета Ивановского Государственного Университета с целью обмена опытом и живого общения с преподавателями своей будущей профессии. Студенты были очень довольны встречей, т.к. получили бесценный опыт от мэтров географической, исторической и биологической наук.

Вот что говорят об этом сами студенты.

Бугров Валерий Алексеевич: "Этот семинар – замечательная площадка для обмена опытом между педагогами с многолетним стажем работы и студентами. Нам, изучающим географию (к сожалению, пока без методики преподавания), было интересно услышать от опытных учителей об особенностях преподавания предмета. Нельзя не упомянуть и интереснейшие рассказы председателя Ивановского отделения РГО Волынкина Олега Викторовича. Несомненно, участие в подобного рода мероприятиях полезно студентам-географам".

Андриевский Виталий Сергеевич: "От Конференции у меня остались только яркие впечатления, всё было хорошо организовано, в прекрасном месте. Особенно заинтересовало РГО, было интересно послушать истории про кругосветные путешествия, а также был интересно услышать об опыте учителей со стажем".

Гарелина Мария Александровна: Насыщенные выходные нашего историко-филологического факультета. Суббота, 22 сентября, для нашего историко-филологического факультета поистине была очень активной и веселой. Студенты – парни и девушки – приняли участие в конференции педагогов в Волжском Прибое. На мероприятии читали лекции об экспедициях русского географического общества, о детях с ограниченными возможностями, о счастье. Спасибо всем, кто был с нами и кто любит педагогику! Выражаем искреннюю признательность Ивановскому областному отделению РГО за помощь в организации выступления студентов на семинаре!

Надеемся, что для наших студентов участие в педагогическом семинаре, а также личное общение с Профессиональным путешественником О.В. Волынкиным и другими членами РГО будут одним из шагов на пути к их будущей успешной профессиональной деятельности учителей географии и истории".

Результатом семинара стал вывод о необходимости продолжении активной деятельности РГО с ее членами – педагогами, студентами и учащимися образовательных школ с целью популяризации гуманитарных наук.


Национальным достоянием нашей Родины является Байкал – самое глубокое пресное озеро на Земле. При изучении Байкала и его современных проблем в форме семинара или обсуждения желательно выделить главные вопросы, сообщения по которым готовят учащиеся (сообщения могут быть иллюстрированы слайд-шоу , или ребята готовят презентацию по своей теме):

    1. Местоположение Байкала. Красота

    2. озера и прибрежных ландшафтов. «Поющие» пески и другие достопримечательности прибайкальских ландшафтов.

    3. История формирования Байкала. Происхождение его котловины. Гипотеза о связи Байкала с Северным Ледовитым океаном.

    4. Вода Байкала – объем, качество, цвет, прозрачность, температура, мягкость (низкая минерализация). Реки, питающие Байкал.

    5. Особенности климата. Высокая ионизация воздуха.

    6. Природный комплекс Байкала. Богатство и эндемичность животного мира. Рачок эпишура – естественный фильтратор воды. Донные обитатели. Чувствительность обитателей озера к чистоте воды.

    7. Животные ресурсы Байкала – нерпа, омуль, сиг.

    8. Байкал – национальное достояние, его научное значение. Заповедники на Байкале.

    9. Что угрожает Байкалу? Строительство и работа предприятий цветной металлургии, химии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности. Сброс сточных вод в Байкал и впадающие в него реки. Загрязнение атмосферы. Гибель лесов. Загрязнение берегов, их разрушение вследствие добычи песка и гравия.

    10. Что сделано для защиты Байкала? Сокращение сброса сточных вод, закрытие особо опасных производств, запрещение молевого сплава по рекам, перевозки нефтепродуктов, отказ о разработки новых месторождений на берегах озера, запрещение сброса бытовых стоков и грязных вод с судов и др.

    11. Экономическая оценка природопользования Байкала: уничтожение пастбищ омуля в связи с поднятием плотиной уровня Ангары; уменьшение популяции эпишуры, низших животных – пищи омуля (из-за загрязнения воды); снижение численности нерпы. Уничтожение уникальных озер – источников минеральных лечебных грязей. Загрязнение уникальной воды Байкала – угроза всему природному комплексу.

    12. Как лучше использовать природный комплекс Байкала? Обсуждение проектов учащихся . Например, проект «Мировой научно-исследовательский центр», проект «Национальный парк», проект «Штаб по защите озера Байкал» и т.д.
При обсуждении проектов учащиеся выдвигают много интересных предложений. Учитель направляет обсуждение в русло реальных экологических проблем: как сделать, чтобы природопользование было и экологичным, и давало экономический эффект, способствовало развитию территории. Учащиеся отмечают, что основой экономики может быть комплексная безотходная переработка древесины на небольших предприятиях. Сохранение и восстановление рыбных запасов даст возможность стабильному вылову омуля и т.д.

  1. Подведение итогов урока.
Подводя итоги обсуждения, учащиеся делают вывод, что зону Байкала надо объявить заповедной, постепенно вывести изи нее все промышленное производство. Предприятия, которые удалены от Байкала, но выбросы и отходы которых влияют отрицательно на окружающую природу, надо реконструировать и переводить на новейшие безотходные технологии. Производство, приносящее экологический ущерб, в конечном счете, убыточно для нашей экономики, а потому невыгодно.

  1. Домашнее задание.
Помимо параграфа учебника, учащиеся получают опережающее задание: подготовить презентацию-

характеристику природных комплексов Дальнего Востока.

6. Оценки за урок.

18 февраля 2015 г. в МБОУ «СОШ №25» г. Брянска успешно прошёл городской семинар учителей биологии и географии по теме «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла в условиях введения ФГОС».

Семинар начался в 10.00 после регистрации участников с представления МБОУ СОШ №25 заместителем директора по научно-методической работе Гребневой Верой Викторовной.

Далее методист МБОУ ГИМЦ Катровская Лилия Александровна сделала сообщение по теме «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла в условиях введения ФГОС» и пригласила учителей посетить блок открытых уроков биологии и географии.

  1. Учитель биологии высшей категории Жучкова Светлана Владимировна провела открытый урок в 10А классе по теме "Биотехнологии. Методы биотехнологии».

Урок начался с актуализации и постановки проблемного вопроса: каковы современные методы использования живых организмов. Какие методы и приемы используют современные биотехнологии. Формулирование целей урока происходило совместно с учащимися.

В ходе изучения нового материала с использованием докладов учащихся, мультимедийных средств обучения формировались понятия темы урока: генная инженерия, ее задачи и значения, плазмида, каким образом строят векторы. В качестве закрепления первоначальных знаний учителем было предложено выполнение практической работы по моделированию процессов построения векторов. После проверки учащиеся работали с презентацией «Получение трансгенных растений и ГМО», результатом были выводы по проблеме использования трансгенных продуктов. Далее учащиеся рассмотрели основы клеточной инженерии и промышленных биотехнологий.

В целях закрепления изученного учащимся было предложено тестовое задание и взаимоконтроль. А после выставления оценок и получения домашнего задания произошел обмен мнениями и рефлексия.

  1. Учитель биологии высшей категории Ковалева Елена Михайловна провела открытый урок в 8А классе по теме «Сердце. Работа сердца»

Урок начался с загадок о сердце и чтении стихотворения Эдуардаса Межелайтиса «Что такое сердце?» В ходе изучения особенностей строения сердца и его функций, учащимся предстояло ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? Школьники изучали строение сердца при помощи таблиц, мультимедийных схем, работали с текстовыми материалами в группах и парах, смотрели и анализировали видеосюжет американского кардиолога о строении и работе сердца, выполняли задания на первичное закрепление опорных понятий, участвовали в эсперименте по подсчету пульсации в состоянии покоя и движения. Все восьмиклассники с удовольствием отвечали на вопросы учителя, активно обсуждали проблемные задания. В конце урока школьники вспомнили известные поговорки и пословицы о сердце и его значении, провели рефлексию с целью определения интересных, сложных, важных моментов изучения данной темы.

  1. Учитель географии высшей категории Деркачева Жанна Олеговна провела открытый урок в 6Б классе по теме "Воды суши. Реки"

Урок открыл поэтический оргмомент, настраивающий учащихся на плодотворную работу. Актуализация и постановка проблемы происходили с прослушивания музыки текучей воды и загадок о реках, после чего учащиеся самостоятельно определили тему и цели урока.

При использовании мультимедийной презентации школьники, подготовившие опережающие задания, читали стихи о великих реках, называли их. В ходе изучения материала шестиклассники совместно с учителем формировали понятия: река, русло, исток, устье, дельта, эстуарий, пойма, речная система, бассейн реки и другие, а также составляли опорный план-конспект урока. По мере освоения понятий в парах были выполнены три практических задания с использованием карт атласа.

В середине урока учителем была ппроведена физкультминутка, созвучная с темой урока:

Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)

Учащиеся работали с текстом учебника и определениями терминов, находили на карте крупные реки и их притоки, определяли режим и питание рек, виды хозяйственного использования и экологические проблемы водоемов.

В качестве закрепления ребята выполнили тестовое задание, которое после урока проверялось учителем. В завершении был подведен итог с акцентом на цитату Л. Н. Толстого, который сравнивал реки с людьми, далее учащимся предложено дифференцированное домашнее задание и проведена рефлексия с целью определения характера атмосферы на уроке (свое настроение и впечатления от урока шестиклассники выразили в виде смойликов.)

При проведении всех уроков активно использовались техническое оборудование, мультимедийные средства обучения. Каждый из уроков прошёл на качественном методическом уровне с учетом системно-деятельностного подхода, соответствовал ФГОС второго поколения и получил высокую оценку участников семинара.

Интерактивное обсуждение увиденного в контексте проблемы семинара происходило в ходе дискуссии. Участники семинара обсудили деятельностную форму обучения и воспитания, продемонстрированную учителями МБОУ СОШ №25, соотнесли требования стандарта к результатам основного общего образования в соответствии с ФГОС и возможности их достижения средствами предметов естественнонаучного цикла.

Подведение итогов семинара показало, что его цель мероприятия достигнута. Учителя пришли к выводу, что требования к результатам освоения основной образовательной программы вполне можно выполнить, применяя современные технологии и методики обучения и актуализируя потенциал учебного предмета.

По результатам анкетирования все участники отметили хорошую организацию семинара, значимость, важность, содержательность и глубину полученной информации.

Исследование мнения гостей показало, что они полностью удовлетворены содержанием работы семинара. Коллеги поблагодарили выступающих и организаторов семинара.

Семинарское выступление для педагогов географии «Практическая работа на уроках географии, как вид деятельности учащихся»

Введение

Современность - это мир информатизации и глобализации. Возрастающий быстрыми темпами объём информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений проникают во все сферы деятельности.

Наименование

Страница

Введение

Наименование опыта

Цель и задачи опыта

Актуальность

Теоретическая база опыта

Факторы успешности

Система опыта применения практических работ на уроках географии, как формы деятельности учащихся

Способы организации и проведения практических работ. (на примере 6 класса

Результаты

Список использованной литературы

Человек в современном обществе должен мгновенно подстраиваться под все мировые колебания и находить выход из сложившихся ситуаций. Следовательно, член социума должен обладать рядом навыков, умений, знаний, помогающим ему разрешить ход ситуации в лучшую сторону. Где же приобретает данные способности будущая личность?

Естественно, отправной точкой служит семья, развивающая естественные качества ребенка. Второй существенной гаванью является школа. Именно здесь дети приобретают первые зачатки будущей личности. Изучая множество предметов, находят те, которые являются наиболее интересными для них. Как известно, изучение любой науки состоит из двух частей теоретической и практической. С первой частью все понятно, прослушал и отложил в глубины своего сознания. А вот, практическую часть необходимо создать своими «руками». Не один предмет не обходится без практики. И география не исключение.

Ведь именно в этой области, учащиеся приобретают способности обработки и систематизации знаний, умения работать с различными источниками, методы обработки информации и т.д. Все это в дальнейшем пригодится им в выборе дальнейшей профессии. А вот задача учителя состоит в том, чтобы преподнести данный опыт в такой форме, от которой бы учащийся не смог остаться равнодушным. Создать сказку, приоткрыв крышку ларца под названием «География».

1. Наименование опыта.
Практические работы на уроках географии, как форма учебной деятельности учащихся.

2. Цель и задачи обучения.
Основная цель обучения - создание условий для развития познавательной деятельности учащихся, способствующих раскрытию личностного потенциала и творческой активности учащихся, используя практическую деятельность на уроках географии.
Реализация данной цели поставила следующие задачи:
- Формировать у детей систему географических знаний и умений, самостоятельности, приемов умственной деятельности.
- Использовать при проведении практических работ игровые элементы, творческие задачи, работу в группах, оригинальные способы фиксации результатов работы.
- Показывать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом;
- Создавать творческую атмосферу, не сковывая инициативу школьников, предлагать различные пути достижения намеченного результата.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:
- Признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого учащегося;
- Инициирование субъективного опыта учения;
- Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся;
- Принцип связи теории и практики.

3. Актуальность.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших - формировать у обучающихся знания и умения, применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии. Практическая направленность географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Бабеева Юлия Павловна, учитель географии. БОУ Грушевская ООШ, ст. Грушевская Ростовская область

Чтобы скачать материал или !