«Образование наполеоновской империи» - Командующие – талантливые маршалы и генералы. История. 8 класс. Отсутствие муштры и палочной дисциплины. Свобода, равенство и братство! Период консульства. Состав: пехота, кавалерия, артиллерия. Французская армия. 1804г. – Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона. Согласие с церковью. Консульство и образование наполеоновской империи. 1799г. – Конституция: власть у Первого консула.
«Георгий Жуков» - Возможно. Октябрь 1957года – снятие с поста министра. 7 августа 1915 года – Жуков призван в армию в Малоярославце. В 1945-м маршал второй раз становится кавалером ордена «Победа». Май 1940 года – Жукова принимает И.В. Сталин. Маршал официально был признан Героем Монгольской Народной Республики. Многие государства награждали Жукова своими орденами и медалями.
«Германия XIX-XX в» - Германская империя в конце XIX- начале XX века. Факторы,обеспечившие Германии быстрое развитие: В 1859-1862 гг.Бисмарк был послом Пруссии в России. Северогерманский союз. <<Железный канцлер>>. Основные черты империализма: Победа во Франко-Прусской войне. Борьба за место под солнцем. Социальное законодательство. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815-1898). учитель истории Н.М.Стародубцева г.Санкт-Петербург НОУ”Лицей” Аристос”, 8 класс. Внутренняя политика Отто фон Бисмарка. Внедрение передовых технологий. Новая история.
«История декабристов» - Декабристы 3 тысяч солдат 30 офицеров отсутствие артиллерии. Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск. Причины поражения восстания. Цели восставших: Южное общество возникло на Украине, руководитель – П. Пестель. Государственное переустройство России Отмена крепостного права. Северное общество возникло в Петербурге, руководитель – Н.Муравьёв. Северное и Южное общества декабристов. Проблемное задание.
«Россия во 2 четверти XIX века» - 13.1.1830 Сейм объявил о лишении Николая I права на польский пре стол. 4.Народы Поволжья. 3.Украина и Бессарабия. Молдавский народный Костюм. Восставшие на марше. На башкир была возло-жена военная повин-ность(вооружение и 4 лошади). История России. Памятная медаль «За взятие Варшавы». В 1833 г. в Киеве был открыт университет. 1.Царство Польское.
«Кутузов Михаил Илларионович» - Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Кутузов венчался в церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Голенищево Самолукской волости Локнянского района Псковской области. Илларион Матвеевич похоронен в деревне Теребени Опочецкого района в специальном склепе. Сыновья последнего стали зваться Голенищевы-Кутузовы и состояли на царской службе. В январе 1813 года русские войска перешли границу и к концу февраля достигли Одера. Выполнила: Ученица 8 класса МБОУ «Первомайская СОШ» Рыбкина Юлия. Отечественная война 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов. Начало службы.
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 19 ВЕК
ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 8 КЛАССА:
БАРИНОВ АЛЕКСЕЙ
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В САМОМ НАЧАЛЕ 19 В. В РОССИИ ОКОНЧАТЕЛЬНО СЛОЖИЛАСЬ СИСТЕМА ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОВЕДЕННАЯ РЕФОРМА 1803 Г. В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВЕЛА К СОЗДАНИЮ В КАЖДОМ ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ ГИМНАЗИИ, А В КАЖДОМ УЕЗДНОМ ГОРОДЕ УЕЗДНОГО УЧИЛИЩА. ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА СОЗДАВАЛИСЬ ТАКЖЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ПРИЧЕМ, ЧТО БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО, В НИХ ПРИНИМАЛИСЬ ДЕТИ «ВСЯКОГО СОСТОЯНИЯ», БЕЗ РАЗЛИЧИЯ «ПОЛУ И ЛЕТ».
ГИМНАЗИЯ
- ГИМНАЗИЯ - ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, СПОРТЗАЛ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ТЕРМИН ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЛСЯ В ЗНАЧЕНИИ «МЕСТО ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ». В ПЕРВОМ ЗНАЧЕНИИ ГИМНАЗИЯ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ДРЕВНИХ ГОРОДАХ ГРЕЦИИ, ЕГИПТА, СИРИИ И ОСТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ МАЛОЙ АЗИИ, В КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ГРЕЧЕСКАЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. В ГИМНАЗИИ ИЗУЧАЛИ ФЕХТОВАНИЕ, КУЛАЧНЫЙ БОЙ, ВЕРХОВУЮ ОХОТУ, ГИГИЕНУ, ТАНЦЫ, МУЗЫКУ, РИТОРИКУ, МАТЕМАТИКУ.
- В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ, А ПОТОМ В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ИМПЕРИИ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИЯХ ПОСТОЯННО МЕНЯЛСЯ. КУЛЬТУРА ТЕХ ВРЕМЁН ПРЕВОЗНОСИЛА ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАД ОБЩИМ. АРИСТОТЕЛЬ ПИСАЛ О НЕОБХОДИМОМ БЕСПЛАТНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК, ИЗДАЛ МНОЖЕСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ, ПО КОТОРЫМ ОБУЧАЛИ ДО СЕРЕДИНЫ XVIII В. ЕГО УЧИТЕЛЬ ПЛАТОН ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, В КОТОРОМ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ ИЗ ОБЩИХ НАУК, ОСТАВЛЯЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ ВРЕМЕНИ. ГИМНАЗИИ СУЩЕСТВОВАЛИ ДВУХ ТИПОВ - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ И СПАРТАНСКАЯ, В ПЕРВОЙ ПРЕОБЛАДАЛО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН, И В ГИМНАЗИЯХ ВТОРОГО ТИПА ПРЕОБЛАДАЛО ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ВОЕННОЕ ДЕЛО ДАЖЕ ДЛЯ ДЕВУШЕК.
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 1811
- ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ (С 1843 ПО 1917 ГОДЫ - АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ) - ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВОРЯН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ С 1811 ПО 1843 ГОД. В РУССКОЙ ИСТОРИИ ИЗВЕСТНО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, КАК ШКОЛА, ВОСПИТАВШАЯ А. С. ПУШКИНА И ВОСПЕТАЯ ИМ.
ДЕРПТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1802
- ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДЕРПТСКИЙ, ЮРЬЕВСКИЙ (1893-1918)- СТАРЕЙШЕЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В ТАРТУ (ЭСТОНИЯ). УНИВЕРСИТЕТ ВХОДИТ В АССОЦИАЦИЮ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ УТРЕХТСКАЯ СЕТЬ.
КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804
- КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАЗАНИ, ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ; СТАРЕЙШИЙ, ПОСЛЕ МОСКОВСКОГО, НЕПРЕРЫВНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ. ВКЛЮЧЁН В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СВОД ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ И АРХИТЕКТУРНЫМ ПАМЯТНИКОМ РОССИИ, - ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНИ, ЗАНИМАЕТ КВАРТАЛ НА КРЕМЛЁВСКОЙ УЛИЦЕ.
ХАРЬКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1805
- ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Н. КАРАЗИНА - ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, ОФИЦИАЛЬНО ОТКРЫТ 17 (29) ЯНВАРЯ 1805 ГОДА. СТАРЕЙШИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ МАЛОРОССИЯ И ВТОРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ПОСЛЕ ЛЬВОВСКОГО (КОТОРЫЙ В ФОРМАТЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СУЩЕСТВУЕТ С 1784 Г.). ПЯТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ ВИЛЕНСКОГО, ДЕРПТСКОГО, МОСКОВСКОГО И КАЗАНСКОГО.
ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804
- ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ И ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЕМ ВИЛЕНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА В 1803-1832 ГОДАХ.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1819
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» - ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ; ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ И ВЕДУЩИХ ЦЕНТРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. В СОСТАВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ВХОДИТ: 24 СПЕЦИАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТА И ИНСТИТУТА, А ТАКЖЕ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ, КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Д. К. ФАДДЕЕВА И ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА
- К НАЧАЛУ ВЕКА БОГАТЕЙШИЙ ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ И СИСТЕМ НУЖДАЛСЯ В ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ. ЕСЛИ ПРЕЖДЕ ГОСПОДСТВОВАЛО УБЕЖДЕНИЕ В НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ТО ТЕПЕРЬ ОНО ОКАЗАЛОСЬ ОПРОВЕРГНУТО В СВЕТЕ ОТКРЫТИЙ БИОЛОГОВ И ГЕОЛОГОВ РАЗНЫХ СТРАН.
- СУЩЕСТВОВАЛО МНОЖЕСТВО УЧЕНЫХ, ИЗУЧАВШИХ БИОЛОГИЮ И МЕДИЦИНУ:
И. А. ДВИГУБСКИЙ
- ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ДВИГУБСКИЙ (24 ФЕВРАЛЯ (7 МАРТА) 1771 (ПО ДР. ДАННЫМ - 1772) - 30 ДЕКАБРЯ 1839 (11 ЯНВАРЯ 1840)) - РОССИЙСКИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, РЕКТОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1826-1833 ГОДАХ. ЧТЕНИЕМ ЛЕКЦИЙ И ИЗДАНИЕМ СВОИХ ТРУДОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОН СПОСОБСТВОВАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. РАЗРАБОТАЛ РУССКУЮ БОТАНИЧЕСКУЮ НОМЕНКЛАТУРУ И ВВЁЛ РЯД НОВЫХ РУССКИХ БОТАНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.
- ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И НАСЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ СУЩЕСТВА С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН ПРЕТЕРПЕВАЮТ КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
ИУСТИН ДЯДЬКОВСКИЙ
- ИУСТИН ЕВДОКИМОВИЧ ДЯДЬКОВСКИЙ (1784-1841) - РУССКИЙ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ.
- ВЫДВИНУЛ И ДОКАЗАЛ ИДЕЮ О ТОМ, ЧТО ВСЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРИЧИНАМИ И ПОДЧИНЕНЫ ОБЩИМ ЗАКОНАМ РАЗВИТИЯ. ЖИЗНЬ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. СТОРОННИКАМИ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ БЫЛИ В ЭТОТ ПЕРИОД БОЛЬШИНСТВО РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ.
- КАРЛ ЭРНСТ ФОН БЭР, ИЛИ, КАК ЕГО НАЗЫВАЛИ В РОССИИ, КАРЛ МАКСИМОВИЧ БЭР, (17 ФЕВРАЛЯ 1792 - 28 НОЯБРЯ 1876), ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭМБРИОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ РУССКОГО ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
- СЕРЬЕЗНЫМ ШАГОМ ВПЕРЕД В ОБОСНОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ СТАЛА РАБОТА КАРЛА МАКСИМОВИЧА БЭРА «ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ» (1834). В НЕЙ ОН ПРЕДСТАЛ ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ Ч. ДАРВИНА И ЕГО УЧЕНИЯ.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ
- НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810 – 1881) - РУССКИЙ ХИРУРГ И АНАТОМ, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО АТЛАСА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ, ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ, ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОЙ ШКОЛЫ АНЕСТЕЗИИ.
- В ГОДЫ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ОН ВПЕРВЫЕ ПРЯМО НА ПОЛЕ БОЯ ПРИМЕНЯЛ НАРКОЗ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ГИПСОВУЮ ПОВЯЗКУ. БЛАГОДАРЯ ВЕЛИКОМУ ХИРУРГУ ТЫСЯЧИ РАНЕНЫХ ОСТАЛИСЬ ЖИВЫ, МНОГИЕ ВЕРНУЛИСЬ В СТРОЙ.
ГЕОЛОГИЯ
- ПЕРИОД БУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕЖИВАЛА В ЭТИ ГОДЫ ГЕОЛОГИЯ. ОСТРЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕЛА БОРЬБА МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ДВУХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ НАПРАВЛЕНИЙ – «НУПТУНИСТАМИ» (СЧИТАВШИМИ, ЧТО ВСЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБУСЛОВЛЕНЫ ДЕЙСТВИЕМ ВОДЫ) И «ПЛУТОНИСТАМИ» (ПОЛАГАВШИМИ, ЧТО ОСНОВОЙ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОГО ОГНЯ» ВНУТРИ ЗЕМЛИ).
НИКОЛАЙ КОШКАРОВ
- НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОКШАРОВ (23 НОЯБРЯ1818, ВБЛИЗИ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ - 21 ДЕКАБРЯ 1893, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) - МИНЕРАЛОГ, ПРОФЕССОР (С 1851), ЧЛЕН АКАДЕМИИ НАУК (С 1855), ДИРЕКТОР ГОРНОГО ИНСТИТУТА В ПЕТЕРБУРГЕ (1872-1881), ДИРЕКТОР МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (C 1865) И РЕДАКТОР МНОГИХ ТОМОВ «ЗАПИСОК МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА». ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПРЕДПРИНЯЛ ТОЧНЫЕ КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- ОДНИМ ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ ПРОЕКТОВ, СДЕЛАННЫХ КОШКАРОВЫМ, ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.
АСТРОНОМИЯ
- В АСТРАНОМИИ ШЕЛ МЕДЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПРИВЕДШИЙ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ К НАСТОЯЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЭТОЙ НАУКЕ. ГЛАВНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СТАЛО СОЗДАНИЕ МОЩНЫХ ТЕЛЕСКОПОВ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЛИ СОСТАВИТЬ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ В РОССИИ ИМЕЛО ОТКРЫТИЕ В 1839 Г. ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ. ОНА СТАЛА ЦЕНТРОМ АСТРОНОМИЧЕСКИХ РАБОТ В НАШЕЙ СТРАНЕ И БЫЛА ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТОГДАШНЕЙ ТЕХНИКИ.
ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ 1839
- ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (ПОЛНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ - «ГЛАВНАЯ (ПУЛКОВСКАЯ) АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК», СОКРАЩЁННОЕ - ГАО РАН) - ОСНОВНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РАСПОЛАГАЮЩАЯСЯ В 19 КИЛОМЕТРАХ К ЮГУ ОТ ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПУЛКОВСКИХ ВЫСОТАХ (75 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ).
- НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕРВАТОРИИ ОХВАТЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ АСТРОНОМИИ: НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА И ЗВЁЗДНАЯ ДИНАМИКА, АСТРОМЕТРИЯ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ВСЕЛЕННОЙ), СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНО-ЗЕМНЫЕ СВЯЗИ, ФИЗИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД, АППАРАТУРА И МЕТОДИКА АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ. В ШТАТЕ ОБСЕРВАТОРИИ, ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД, СОСТОИТ 330 ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ 143 НАУЧНЫХ СОТРУДНИКА, ИЗ НИХ 72 КАНДИДАТА И 27 ДОКТОРОВ НАУК. У ОБСЕРВАТОРИИ ЕСТЬ ДВЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ: КИСЛОВОДСКАЯ ГОРНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ И СТАНЦИЯ ГАО РАН ОБСЕРВАТОРИИ КАМПО-ИМПЕРАТОРЕ.
МАТЕМАТИКА
- ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ПРЕПОДАВАВШАЯСЯ ПРЕЖДЕ ЛИШЬ В ВОЕННО – ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ, СТАЛА ТЕПЕРЬ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВО ВСЕХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАНЫ.
- ОСОБЕННО ВЕЛИК ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ОСТРОГРАДСКОГО И СОЗДАТЕЛЯ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ ЛОБАЧЕВСКИМ.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ
- МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ (12 СЕНТЯБРЯ 1801 - 20 ДЕКАБРЯ 1861) - РОССИЙСКИЙ МАТЕМАТИК И МЕХАНИК УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР МАТЕМАТИКОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1830-1860-Е ГОДЫ.
- ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ОСТРОГРАДСКОГО ОТНОСЯТСЯ К ПРИКЛАДНЫМ АСПЕКТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, МЕХАНИКИ, ТЕОРИИ МАГНЕТИЗМА, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. ОН ВНЁС ТАКЖЕ ВКЛАД В АЛГЕБРУ И ТЕОРИЮ ЧИСЕЛ.
- ХОРОШО ИЗВЕСТЕН МЕТОД ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (1844). В ФИЗИКЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНА ФОРМУЛА ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЁМНОГО ИНТЕГРАЛА В ПОВЕРХНОСТНЫЙ.
- В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ОСТРОГРАДСКИЙ ОПУБЛИКОВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИНТЕГРИРОВАНИЮ УРАВНЕНИЙ ДИНАМИКИ. ЕГО РАБОТЫ ПРОДОЛЖИЛИ Н. Д. БРАШМАН И Н. Е. ЖУКОВСКИЙ.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ
- НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ (20 НОЯБРЯ 1792, НИЖНИЙ НОВГОРОД - 12 ФЕВРАЛЯ 1856, КАЗАНЬ) - РУССКИЙ МАТЕМАТИК, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ, ДЕЯТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИЗВЕСТНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ МАТЕМАТИК УИЛЬЯМ КЛИФФОРД НАЗВАЛ ЛОБАЧЕВСКОГО «КОПЕРНИКОМ ГЕОМЕТРИИ».
- ЛОБАЧЕВСКИЙ В ТЕЧЕНИЕ 40 ЛЕТ ПРЕПОДАВАЛ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ 19 ЛЕТ РУКОВОДИЛ ИМ В ДОЛЖНОСТИ РЕКТОРА; ЕГО АКТИВНОСТЬ И УМЕЛОЕ РУКОВОДСТВО ВЫВЕЛИ УНИВЕРСИТЕТ В ЧИСЛО ПЕРЕДОВЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ПО ВЫРАЖЕНИЮ Н. П. ЗАГОСКИНА, ЛОБАЧЕВСКИЙ БЫЛ «ВЕЛИКИМ СТРОИТЕЛЕМ» КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
- В ОБЛАСТИ ФИЗИКА 19 ВЕК НАЧАЛСЯ С ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВСЯ МИРОВАЯ НАУКА И ТЕХНИКА ВСТУПИЛИ В КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ. В РОССИИ ПЕРВАЯ РАБОТА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ПОЯВИЛАСЬ УЖЕ В 1801 Г.
ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ
- ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ (8 ИЮЛЯ 1761 ГОДА, ОБОЯНЬ, БЕЛГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ - 22 ИЮЛЯ 1834 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ФИЗИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ЭЛЕКТРОТЕХНИК-САМОУЧКА, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
- РАЗРАБОТАЛ ГАЛЬВАНИЧЕСКУЮ БАТАРЕЮ. ОНА ПОЗВОЛЯЛА ПОЛУЧАТЬ УСТОЙЧИВУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ДУГУ – ПРООБРАЗ БУДУЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПОЧКИ.
БОРИС СЕМЕНОВИЧ ЯКОБИ
- МОРИЦ ГЕРМАН ЯКОБИ (НА РУССКИЙ ЛАД БОРИС СЕМЁНОВИЧ ЯКОБИ; 21 СЕНТЯБРЯ 1801, ПОТСДАМ - 27 ФЕВРАЛЯ1874, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - НЕМЕЦКИЙ И РУССКИЙ ФИЗИК-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ПРОСЛАВИЛСЯ ОТКРЫТИЕМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ. ПОСТРОИЛ ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, ПЕЧАТАЮЩИЙ БУКВЫ.
- ИЗОБРЕЛ ГАЛЬВАНОПЛАСТИНКУ – МЕТОД НАНЕСЕНИЯ ТОНКОГО СЛОЯ МЕТАЛЛА НА НУЖНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.
ЭМИЛЬ ХРИСТОАНОВИЧ ЛЕНЦ
- ЭМИЛИЙ ХРИСТИАНОВИЧ ЛЕНЦ (ПРИ РОЖДЕНИИ ГЕНРИХ ФРИДРИХ ЭМИЛЬ ЛЕНЦ; 12 ФЕВРАЛЯ 1804, ДЕРПТ - 29 ЯНВАРЯ 1865, РИМ) - РОССИЙСКИЙ ФИЗИК ИЗ БАЛТИЙСКИХ НЕМЦЕВ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ. С ЕГО ИМЕНЕМ СВЯЗАНО ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕПЛОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТОКА, И ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА.
- ЛЕНЦ УСТАНОВИЛ ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ИНДУКЦИИ (ЗАКОН ЛЕНЦА), А СПУСТЯ ГОД НА ЭТОЙ ОСНОВЕ БЫЛ ИЗОБРЕТЕН ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВРАЩАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ВАЛОМ.
ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ
- ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ (ШИЛЛИНГ ФОН КАННШТАДТ; 5 АПРЕЛЯ 1786, ТАЛЛИН - 25 ИЮЛЯ 1837, ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ДИПЛОМАТ, ИСТОРИК-ВОСТОКОВЕД И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ-ЭЛЕКТРОТЕХНИК. БАЛТИЙСКИЙ НЕМЕЦ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. БАРОН ФОН ШИЛЛИНГ.
- СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИГОДНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТЕЛЕГРАФ – ПРИБОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ ПО ПРОВОДАМ.
- РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТРУДИЛИСЬ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ХИМИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЧЕСКОЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ.
- ОТКРЫТИЯ РУССКИХ УЧЕНЫХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА ПРЕДВОСХИТИЛИ РАСЦВЕТ ХИМИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. – НАЧАЛЕ 20 В.
КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ
- КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ (КОНСТАНТИН ГОТТЛИБ СИГИЗМУНД) - РУССКИЙ ХИМИК НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
- РАЗРАБОТАЛ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ ПРИ НАГРЕВАНИИ КРАХМАЛА С РАЗБАВЛЕННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ; ЭТО ОТКРЫТИЕ ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЮ КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
КРИСТИАН ИОГАНН ГРОТГУС
- БАРОН ХРИСТИАН ИОГАНН ДИТРИХ ФОН ГРОТГУС ИЛИ ТЕОДОР ФОН ГРОТТУС (20 ЯНВАРЯ 1785, ЛЕЙПЦИГ - 26 МАРТА 1822) - ФИЗИК И ХИМИК. ПО П P ОИСХОЖДЕНИЮ НЕМЕЦ. ВЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИТВЕ.
- ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ТОЛЬКО ТОТ СВЕТ, КОТОРЫЙ ПОГЛОЩАЕТСЯ САМИМ ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ.
ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС
- ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС (26 ИЮЛЯ 1802, ЖЕНЕВА - 30 НОЯБРЯ 1850, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ХИМИК, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1834).
- ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ТЕРМОХИМИИ, ВЫРАЖАВШИЙ ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ.
НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО
- ОДНОЙ ИЗ ЯРКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В. СТАЛО БЫСТРОЕ ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ В ПРОИЗВОДСТВО. В 1817 Г. НА ПОЖЕВСКОМ ЗАВОДЕ БЫЛИ УСПЕШНО ПРОВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ПО ПЕРЕДЕЛУ ЧУГУНА В ЖЕЛЕЗО МЕТОДОМ ПУДЛИНГОВАНИЯ.
- С НАЧАЛА 19 ВЕКА В РОССИИ НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МАШИНОСТРОЕНИЕ. С 20 – Х ГГ. ВО МНОГИХ ПРОИЗВОДСТВАХ АКТИВНО ПРИМЕНЯЕТСЯ ЭНЕРГИЯ ПАРОВЫХ МАШИН. МНОГО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В КРЕПНУЩЕЙ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ
- ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ (29 ИЮНЯ 1796, ТВЕРЬ - 13 МАЯ 1851, ОМСК) - РУССКИЙ ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР, УЧЁНЫЙ-МЕТАЛЛУРГ, КРУПНЫЙ ОРГАНИЗАТОР ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА, ТОМСКИЙ ГУБЕРНАТОР.
- РАЗРАБОТАЛ ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ БУЛАТНОЙ СТАЛИ.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ
- АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ (3 СЕНТЯБРЯ 1828, ЧИСТОПОЛЬ - 5 АВГУСТА 1886, ДЕРЕВНЯ БУТЛЕРОВКА, НЫНЕ АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН ТАТАРСТАНА) - РУССКИЙ ХИМИК, СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, РОДОНАЧАЛЬНИК «БУТЛЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ» РУССКИХ ХИМИКОВ, УЧЁНЫЙ-ПЧЕЛОВОД И ЛЕПИДОПТЕРОЛОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, РЕКТОР ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1860-1863 ГОДАХ.
- СОЗДАВАЛ УСТОЙЧИВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ БУРНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
МИРОН И ЕФИМ ЧЕРЕПАНОВЫ
- ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1774-1842) И МИРОН ЕФИМОВИЧ (1803-1849) ЧЕРЕПАНОВЫ, РУССКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ, ОТЕЦ И СЫН. ОНИ БЫЛИ ИЗ КРЕПОСТНЫХ ДЕМИДОВЫХ - ЗНАМЕНИТОЙ СЕМЬИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЗАВОДОВ.
- ПОСТРОИЛИ ПЕРВУЮ ПАРОВУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ.
- ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА СТАЛИ: УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ; РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ; ДОСТИГНУТЫЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ КРУПНЫЕ УСПЕХИ РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ НАУКИ; УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ; УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ НАУКИ С ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.
Университеты. К началу 19 века в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре 1 был открыт Лесной институт. Николай 1 покровительствовал инженерно- техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академия.
Средние учебные заведения. В первой половине 19 века продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине 2. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве. Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.
Школы Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое- где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.
Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский() построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Н.Н. Зинин()
Презентация на тему "Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники" по истории в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников познакомить учащихся с развитием образования и науки в первой половине 19 века. Автор презентации: учитель истории, Антоненкова А.В.
Фрагменты из презентации
Развитие образования в первой половине XIX века
- В 20-50 – е годы отношение правительства к нуждам образования изменилось. Теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах.
- Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстро развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Рос объём литературы для всех слоёв населения. Развивалось и библиотечное дело. В 30-40 –е годы библиотеки были открыты по инициативе местной общественности в большинстве уездных и губернских городов.
- Совершенствование системы образования во многом способствовало развитию отечественной науки.
Развитие науки
Биология
- Двигубский Иван Алексеевич - естествоиспытатель. Из семьи священника. Среднее образование получил в Харьковском Коллегиуме, по окончании которого был оставлен там учителем риторики. В 1793 г. поступил в на медицинский факультет Московского университета, в 1796 г. окончил его с золотой медалью и был назначен смотрителем кабинета естественной истории. В 1798 г., представив диссертацию, произведен в должность адъюнкта и начал преподавать естественную историю и физику в Благородном пансионе. В июле 1802 г. защитил диссертацию первый опыт описания фауны Московской губ., и получил степень доктора медицины, после чего "для усовершенствования в естественной истории, химии врачебном веществословии" был командирован заграницу.
- Карл Максимович Бэр. Родился 17 февраля 1792 г., имение Пип (Эстляндия). Умер 16 ноября 1876 г., Дерпт. Естествоиспытатель. Иностранный член-корреспондент РАН с 20 декабря 1826 г., ординарный академик по зоологии с 9 апреля 1828 г., иностранный почетный член с 28 октября 1830 г., вторично ординарный академик с 11 апреля 1834 г. по 27 октября 1862 г., почетный член со 2 ноября 1862 г. с правом присутствия и голоса в заседаниях.
Медицина
Н.Н. Пирогов Являлся основоположником военно – полевой хирургии. В годы Крымской войны применял наркоз Использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.
Астрономия
Шёл медленный процесс накопления знаний, который привёл в последствии к революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволили составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 году была создана Пулковская обсерватория, ставшая центром астрономических работ.
Математика
- Лобачевский Николай Иванович (1792-1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрия Лобачевского).
- Ректор Казанского университета (1827-1846).
- Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.
- В 1826 г. профессор Казанского университета Н.Н.Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая нашла практическое применение только во II- половине XX-века.
Физика
- Петров Василий Владимирович (1761-1834), российский физик, один из первых российских электротехников, академик Петербургской АН (1809).
- Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865), русский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1830), ректор Санкт-Петербургского университета (с 1863).
- Выдающийся вклад в физику составили работы Ленца по электромагнитной индукции и нагревательному действию тока.
- Им установлено знаменитое правило направления электродвижущей силы индукции (закон Ленца).
- В 1842 г. независимо от Дж. Джоуля Ленц открыл закон теплового действия электрического тока (закон Джоуля - Ленца).
- Совместно с Б.С.Якоби впервые разработал методы расчета электромагнитов в электрических машинах.
- Якоби Борис Семенович (наст. имя и фам. Мориц Герман фон Якоби,) (21 сентября 1801, Потсдам - 11 марта 1874, Санкт-Петербург), российский физик и изобретатель в области электротехники,
- Б.Якоби и Э.Ленц разработали теорию электрических явлений на основе которой был созданы электродвигатель и гальванопластика.
- Б. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат в 1839 г. Этот аппарат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и действовал на подземной линии Петербург - Царское Село.
Русские путешественники и первооткрыватели
- В 1803 г. на кораблях « Надежда» и « Нева» отправились в экспедицию на исследования северной части Тихого океана. В ходе плавания были нанесены на карту более тысячи километров берегов Сахалина, собраны наблюдения о многих районах через которые проплывали.
- Открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Собрал много данных об Алеутских островах и Аляске, островах тихого и Ледовитого океанов.
- Участник первой русской кругосветной экспедиции. В 1819 – 1821 гг. на шлюпках « Восток» и « Мирный» отправились в путешествие. 16 января подошли к берегам неведомой Антарктиды. Ими была открыта группа островов, названная островами Россиян. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента.
- Исследовал территории, примыкавшие к Тихоокеанскому побережью Северо-Западной Америки, установил торговые связи с Калифорнией, Гавайскими островами, Китаем. По распоряжению Баранова в 1812 году основан Форт Росс в Калифорнии. Также основал большинство русских поселений на Аляске, в том числе Новоархангельск (с 1867 года - Ситка) и перенес туда центр Русской Америки. За «…усердие его к заведению, утверждению и расширению в Америке российской торговли» в 1799 году император Павел I Петрович наградил Баранова именной медалью
- 23 ноября (5 декабря) 1813), Дракино, Костромской губернии - 17 (29) апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.
- В 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во время экспедиции были открыты острова Римского – Корсакова, удалось побывать в закрытой Японии и даже подписать с ними договор.
Образование и культура в 17 веке вышли на совершенно новый уровень. Только в этот период культура смогла отойти от канонов, диктуемых религией и обратиться более приземленным ценностям человеческой жизни.
Важнейшим для страны событием стало начало книгопечатания в 1533 году. Первой изданной книгой с выходными данными стал труд «Апостол». Напечатали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. Но, только через почти сто лет, в 1633-м увидел свет первый букварь, составленный Василием Бурцевым. Далее, в 1648 вышла «Грамматика» Милетия Смотрицкого. А в 1670-м начали издавать новую азбуку.
В стране открывались новые учебные заведения. Так, в 1665-м открыта школа для подготовки подьячих для службы в госучреждениях в Заиконоспасском монастыре, а в 1680 – школа была организована при Печатном дворе. По инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-латинское училище (с 1701 года - академия). Это было первое высшее учебное заведение в России.
Правительство оказывало серьезную поддержку распространению грамотности в среде посадских людей. В страну приглашались иностранные ученые для преподавания светских дисциплин и монахи для преподавания наук духовных.
Культура россии в 17 веке, так же, получила немалое развитие. 17 век – время появления новых жанров в литературе: бытовые сатирические повести («Повесть о Ерше Ершовиче»), драматургия, поэзия. Последние 2 жанра были основаны Симеоном Полоцким. Он же стал автором первых пьес, поставленных в русском придворном театре, который был основан в 1670 году. Основоположником еще одного направления в литературе, биографического, стал протопоп Аввакум, автор небезызвестного «Жития».
Много нового принес 17 век и в живопись. Во второй половине17 века зародилась светская портретная живопись, которая привнесла элементы сходства изображений и тех лиц, с которых писались портреты. Ее основоположник, Ушаков, работал в Оружейной палате Кремля, а так же, при художественном центре. Он изобразил наиболее выдающихся людей эпохи на иконе «Богоматерь Владимирская».
Появился новый архитектурный стиль, возникший в результате слияния барокко и традиций русской архитектуры. Он получил название нарышкинского (московского) барокко. Для зодчества того периода характерны цветной декор, многоярусность, симметричные композиции. Наиболее яркие примеры: церкви Спаса Нерукотворного в Уборах (1679 г.) и Покрова в Филях (1693 г.). 17 век - это время возведения первых каменных строений бытового назначения. Примером могут послужить – московские гостиные дворы, Поганкины палаты (Псков).
Развитие науки и новых технологий подстегивалось потребностями быстро развивающегося государства. Для русских мастеров того периода характерны серьезные познания в математике, химии, физике. Доказательством тому служит «Устав ратных, пушечных и других дел». Анисия Михайлова. Освоение новых территорий (экспедиции Хабарова, Дежнева и других) приводит к быстрому развитию географии.