Русская правда свод законов древней руси. Год создания "Русской Правды"

Билет №21

Русь в XI-XII веках. Ярослав Мудрый, «Русская Правда»-первый сборник законов на Руси. Общество Руси по «Русской Правде». Деятельность Владимира Мономаха, внутренняя и внешняя политика.

Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность

1. Великий киевский князь Ярослав (1019-1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.

2. Правление Ярослава Мудрого - время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники - половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов - «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству - старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать - пахать, пахотный староста)

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 25, 26 Краткой Правды).

Смерд - крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.

Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель - пожизненный раб. Женский род - роба.

Закуп - человек, взявший купу - долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.

Рядович - лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по "ряду", то есть договору.

Челядь- домашняя прислуга

Тип урока: лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы.

Цели урока: познакомить учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе.

План урока:

1. Как и за что судили на Руси.

2. Древнерусское общество по Русской Правде.

3. Значение Русской Правды.

Понятия и термины: закон, право, гривны, холоп, закуп, изгой, «Русская Правда», личность в истории, Ярослав Мудрый.

Оборудование: тексты статей и заданий

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Вначале урока учитель актуализирует знания учащихся о процессе становления Древней Руси, формирования в ней признаков государства, а также вместе с учащимися формулирует тему урока, его цели и задачи.

Назовите признаки, характеризующие государство? Все ли признаки были сформированы к XI веку в нашем государстве? Какой отсутствует? А разве раньше не было законов? Что же такое закон? Для чего государству нужны законы? Какие своды законов из истории других государств нам уже известны? С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?

II. Основная часть урока

Появление «Русской правды» - первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.

Когда правил Ярослав? Оправдывает ли великий князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?

Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?

Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках.

В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».

Таким образом, «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.

Как и за что судили на Руси по Русской Правде?

Перейдем к некоторым статьям.

Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».

К каким выводам вы пришли? (закон допускал кровную месть, но ограничивал кругом ближайших родственников, предлагает заменить месть штрафом. Т. е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет закреплена, это свидетельствует об укреплении государства.)

Многие положения «Русской правды» достаточно современны.

Например, статья 2. «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю». (прямо таки возмещение морального и материального ущерба.)

Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.

Она обязывает жителей самим заботится о порядке на территории общины. Вину в суде устанавливается показаниями видок – свидетель, есть и обвинитель – ябешник.

На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника Билибина «Суд во времена Русской Правды». (обратить внимание на текст героев, он поможет ответить на вопросы.)

1) Кто осуществляет суд?

2) Какие наказания предусматривает «Русская правда»

3) Справедлив ли такой суд?

Уже прослушав первые строки «Русской правды» вы обратили внимание на фразу «если убьет свободный свободного …» О чем она свидетельствует?

Сейчас мы перейдем к вопросу о древнерусском обществе, о свободных и не свободных, об их положении в обществе.

Лабораторная работа в группах.

Цель работы - анализируя отрывки из текста «Русской Правды» заполнить таблицу и иерархическую лестницу Древнерусского общества (исходя из размера штрафа за убийство).

На доске вопросы - общие для всех групп.

1. О какой группе населения идет речь в «Русской правде»?

2. Каковы особенности положения этой группы в древнем обществе?

3. Как оценивается жизнь члена каждой из этих групп?

На работу в группах – 7 минут, выступления -2-3 минуты. (см. приложение 1)

Таблица 1.

Название группы

Размер штрафа

Бояре, дружина

80 гривен

Люди

40 гривен

Смерды

5 гривен

Закупы

5 гривен

Холопы

5 гривен

Древнерусское общество по Русской Правде

Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов? Что было важнее для определения конкретного человека (должность или имущественное положение)? Перечислите: кто входил в категорию свободного поселенца? Чем они отличаются на ваш взгляд. Назовите группы зависимого поселения? Чем отличаются? Какие выводы можно сделать из вышесказанного.

III. Заключительная часть урока

Подведем итоги:

1. Что мы сегодня изучили на уроке?

2. К каким изменениям в государстве привело введение «Русской Правды «?

3. Каким представляется древнерусское общество по «Русской правде»?

4. Каково значение первого письменного закона на Руси? (Укрепляет государство, княжескую власть, свидетельствует о высоком уровне государства).

Домашнее задание: выучить §4 п.6 по учебнику, составить кроссворд «Жители Древнерусского государства».

Приложение 1.

№1 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Ст. 86. Если же умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если не будет сыновей, то наследство получают их дочери.

№ 2 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3. Если кто убьет людина, платит виру князю в 40 гривен.

Ст. 6. Если кто (из членов) не внесет свою долю в виру, таму люди не должны помогать, но он сам платит.

Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка.. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.

№3 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.

Ст. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то наследство идет князю; если после него останутся дочери, то выделить им часть имущества.

Ст. 26. А за убийство смерда 5 гривен.

№ 4 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.52. Если закуп убежит от господина, не расплатившись с ним за ссуду (купа-долг), то становится полным холопом (рабом). Если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, за это нельзя делать холопом, а следует дать ему суд. (Мог получить свободу, возвратив купу вдвое больше).

Ст.56. Если возьмет господин с закупа больше денег, чем условились, то излишне полученные деньги также вернуть закупу и заплатить ему за обиду 3 гривны.

Ст.57. Если господин побьет закупа за дело, то не отвечает за это, а побьет без повода, то должен заплатить столько, сколько платят свободному человеку.

№5 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.42. Если ворами окажутся холопы ответчика, с которых князь продажи не взыскивает, потому что они не свободны, то ответчик должен заплатить потерпевшему двойную цену украденного.

Ст.84 . А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу , а князю - 2 гривны продажи (т. к. убивший рассматривается на княжеском суде).

Ст.102. Холопство трех видов бывает: если кто купит свободного человека хотя бы за полгривны

Ст.103. А второе холопство: кто женится на рабыне (холопке) без договора с её господином, а женится с договором, то, как договорится, так пусть и будь.

Ст.104. А вот третье холопство: кто станет у господина слугой без договора, если же с договором, то, как срядится, так пусть и будет»

«Русская правда» в краткой редакции

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе — 3 гривны, — если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля. 46

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.

35. А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так. же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост — давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.

Концепт «Русской Правды» воссоздает древнейшие юридические нормы, принятые в Киевской Руси самим Ярославом Мудрым и прежними князьями. В старинном кодексе отражены не только правовые аспекты социальных отношений, но и высокий уровень развития общества.

Анонс: без этого свода законов на Руси могли еще долго убивать по праву «кровной мести».

В статье «О Ярославе Мудром кратко» мы совершали путешествие по истории расцвета Киевской Руси. Сегодня разбираем проблемы древнерусского законодательства.

Итак, одним из великих деяний князя Ярослава Владимировича стал первый свод законов «Русская правда». Создавался он группой единомышленников. Большую роль на Руси играли представители духовенства, среди них было много мудрых людей.

Ученые находят сходство древних законов разных стран. В частности, похожи некоторые правовые обычаи «Русской правды» и «Салической правды» древних франков V века н.э. Например, способ определения виноватого. Обвинитель и обвиняемый должны были пройти испытание.

По-очереди, они доставали голой рукой:

  1. колечко или камушек из котла с кипящей водой;
  2. кусок раскаленного железа из костра.

У кого появилось меньше ожогов, тот прав. У кого рука обуглилась или покрылась волдырями, тот виноват. Отсюда пошло выражение — «Бог шельму метит». Обратите внимание, что во времена Ярослава Мудрого испытывали обоих, а не только обвиняемого. Так воспитывались те, кто любил споры, сплетни и клевету.

В «Русской правде» была установлена система огромных штрафов за преступления. Подчеркиваю, что при Ярославе Мудром за убийство и бедного и богатого штраф был одинаковым! Уже позднее жизнь бедного человека стала цениться дешевле в 15 раз!

Гривна – это денежная единица Древней Руси. Дойная корова стоила почти 2 гривны. Так вот за убийство тиуна полагалась вира (штраф) 80 гривен! 40 коров даже в современной России дорого, а в те времена тем паче. Вот и «вкалывала» вся деревня на уплату виры.

Нагадит один, а отвечать будут все. Такие меры приводили к усилению воспитательного контроля внутри каждой общины, чтобы никто не натворил беды. Авторитет старших людей для молодежи был огромен!!!

В древности, борода и усы были символом мужского достоинства. Страшным оскорблением считалось, если кто-то плюнул в бороду, вырвал клок, обжег ее. В «Русской правде» за такие нарушения наказывали сильнее, чем за отрубленный палец руки!!

Итак, в «Русской правде» Ярославе Мудрого было составлено 17 статей, в которых ограничивалась кровная месть, регулировались отношения в княжеской дружине, уменьшалось влияние языческих обычаев. Потомки Ярослава добавили нормы по усилению власти феодала и защите его имущества, по наследственному праву. Усилилась разница в правовой защите бедного народа и богачей. Меняется жизнь в обществе — меняются и законы. Путешествие по истории Руси будет продолжено.


Дадим краткую характеристику Русской Правде .
Среди источников истории государства и права России Русская Правда является ключевым документом.
Собственно говоря, это название носит целая группа нормативных правовых актов, дошедших до нас. Текст источника был написан от руки, т.к. тогда ещё не было книгопечатания. Из-за многочисленных переписываний редакции Русской Правды могут существенно отличаться друг от друга по содержанию. Эти рукописные тексты получили название «списки». Однако среди списков имеются и очень похожие по содержанию и расположению материала. Такие списки объединяются в редакции. Крупный исследователь истории древнерусского государства и права С. В. Юшков выделял шесть редакций Русской Правды. Однако в учебных целях традиционно выделяется всего три редакции: Краткая, Пространная, Сокращённая из Пространной. Все редакции являются документами, в состав которых входит несколько нормативных актов, принятых в разное время и разными законодателями, но объединённых вместе волею переписчика.
Текст Русской Правды находят в летописных сводах, в составе юридических сборников, таких как Кормчая Книга и Мерило Праведное. В целях удобства изучения исследователи разделили документ на статьи, причём имеется несколько вариантов нумерации. Классической признается нумерация статей в варианте, изданном в 1940 г. Академией наук. Она использована и в настоящем учебном пособии.
К созданию Русской Правды приложили руку великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Вообще приоритетными целями написания Русской Правды являлись:
преодоление партикуляризма права,
унификация права,
приведение законов в соответствие с социально-экономической и политической обстановкой,
регламентация действовавшего судопроизводства.
Краткая редакция считается самой древней. Первые 18 статей предположительно принадлежат Ярославу Мудрому (1016 или 1024 г.), следующие статьи до 40-й приписывают законодательству детей Ярослава — князьям Изяславу, Святославу и Всеволоду (не позднее 1068 г.). Последние статьи — устав мостникам и покон вирный — приписываются Ярославу Мудрому. В целом Краткая редакция сложилась как единый нормативный акт во второй половине XI в. Наиболее древним и менее повреждённым списком является Академический, сохранившийся в летописном своде.
Пространная редакция включает две составные части, выделенные в самом тексте документа: Суда Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича (Устав Владимира Мономаха). Суд Ярослава Владимировича во многом напоминает содержание Краткой редакции, но на то, что это самостоятельный закон, а не редакция переписчика, указывает наличие в этой части новых правовых понятий, например «поток и разграбление», «дикая вира». В Суд Ярослава Владимировича вошли законы, принятые как самим Ярославом, так и его сыновьями. Заключительные статьи приписываются Святополку. Устав Владимира Мономаха также структурно неоднороден. В нём выделяют устав о резах, устав о банкротах, устав о закупах, устав о холопах. В целом как самостоятельный нормативный правовой акт Пространная редакция сложилась к середине XII в. В основном её списки содержатся в составе юридических сборников. Наиболее древним и сохранившимся является Троицкий список, который и публикуется в настоящем издании.
Приводятся также отдельные статьи из иных списков Пространной редакции, которые позволяют лучше понять содержание Троицкого списка или дополняют его.
Сокращённая из Пространной редакция большинством исследователей рассматривается как документ, который был приспособлен к условиям Московского княжества, но в появлении которого законодатель не принимал участия.
В Русской Правде выделялись два основных вида преступлений - против личности (убийство, оскорбление, побои и членовредительство) и против имущества (кража, незаконное использование чужого имущества, повреждение чужого имущества).
Русская Правда являлась деликтным обязательством. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.
Русская Правда регулировала договорное право.
Виды договоров по Русской Правде:
купли-продажи;
займа;
хранения имущества (поклажи);
займа с самозакладом (закупничество);
подряда («урок мостников»);
личного найма.
Форма договора - устная, при свидетелях, с выполнением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора влекло обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.
По Русской Правде выделялось наследование:
по закону;
по завещанию.
Русская Правда не включала положений, касающихся права собственности на землю, при этом предусматривались санкции за покушение на собственность. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась дифференцированно.
Таково краткое описание Русской Правды как основного источника права Древней Руси.