Понятие древнерусской народности. Образование государства на руси и складывание древнерусской народности

Сложившееся к IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XVI - XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы - скифами, сарматами, аланами; имя Руси производили от саоматского племени роксаланов.
В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно относившихся ко всему русскому, создали предвзятую теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на недостоверную часть русской летописи, передающую легенду о поизвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев (Рюрика, Синеуса и Трувора)- варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны (отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) были создателями Русского государства. «Норманисты», плохо изучившие русские источники, полагали, что славяне в IX -X вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими будто бы ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам; самое имя Руси связывали только с варягами.
М. В. Ломоносов горячо возражал «норманистам» - Байеру, Миллеру и Шлецеру, положив начало двухвековой научной полемике, по вопросу о возникновении Русского государства. Значительная часть представителей русской буржуазной науки XIX и начала XX в. поддерживала норманскую теорию, несмотря на обилие новых данных, опровергавших ее. Это проистекало как в силу методологической слабости буржуазной науки, не сумевшей подняться до понимания закономерности исторического процесса, так и в силу того, что летописная легенда о добровольном призвании князей народом (созданная летописцем в XII в. в период народных восстаний) продолжала и в XIX - XX вв. сохранять свое политическое значение в объяснении вопроса о начале государственной власти. Космополитические тенденции части русской буржуазии также способствовали преобладанию в официальной науке норманнской теории. Однако ряд буржуазных ученых уже выступал с критикой норманнской теории, видя ее несостоятельность.
Советские историки, подойдя к вопросу об образовании древнерусского государства с позиций исторического материализма, занялись изучением всего процесса разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодального государства. Для этого пришлось значительно раздвинуть хронологические рамки, заглянуть в глубь славянской истории и привлечь целый ряд новых источников, рисующих историю хозяйства и общественных отношений за много веков до Оформления древнерусского государства (раскопки деревень, мастерских, крепостей, могил). Потребовался коренной пересмотр русских и иноземных письменных источников, говорящих о Руси.
Работа по изучению предпосылок образования древнерусского государства еще не закончена, но уже сейчас объективный анализ исторических данных показал, что все основные положения норманнской теории неверны, так как они были порождены идеалистическим пониманием истории и некритическим восприятием источников (круг которых был искусственно ограничен), а также тенденциозностью самих исследователей. В настоящее время норманнскую теорию пропагандируют отдельные зарубежные историки капиталистических стран.

Русские летописцы о начале государства

Вопрос о начале Русского государства живо интересовал русских историков-летописцев XI -XII вв. Самые ранние летописи начинали, по-видимому, свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем города Киева и Киевского княжества. Князя кия сопоставляли с другими основателями крупнейших городов- Ромулом (основателем Рима), Александром Македонским (основателем Александрии). Легенда о построении Киева Кием и его братьями Щеком и Хоривом возникла, очевидно, задолго до XI в., так как она уже в VII в. оказалась записанной в армянской хронике. По всей вероятности, время Кия - это период славянских походов на Дунай и в Византию, т. е. VI -VII вв. Автор «Повести временных лет»- «откуда есть пошла Рус(с)кая земля (и) кто в Киеве нача первее княжити...», написанной в начале XII в. (как думают историки, киевским монахом Нестором), сообщает, что Кий ездил в Царьград, был почетным гостем византийского императора, построил город на Дунае, но потом вернулся в Киев. Далее в «Повести» следует описание борьбы славян с кочевниками-аварами в VI -VII вв. Некоторые летописцы началом государственности считали «призвание варягов» во второй половине IX в. и к этой дате подгоняли все остальные известные им события ранней русской истории (Новгородская летопись). Эти сочинения, тенденциозность которых была доказана уже давно, и были использованы сторонниками норманнской теории.

Восточнославянские племена и союзы племен накануне образования государства на Руси

Государство Русь сложилось из пятнадцати крупных, населенных восточными славянами, областей, хорошо известных летописцу. Около Киева издавна жили поляне. Их землю летописец считал ядром древнерусского государства и отметил, что в его время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу, сохранившему в своем названии память о северянах. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, переселившиеся в середине X в. в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, часто враждовавшие с киевскими князьями. Еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан и дулебов. Крайними восточнослазянскими областями были земли тиверцев на Днестре (древнем Тирасе) и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье.
Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по реке Сожу, - радимичей. На Оке и Москве-реке жили вятичи, граничившие с неславянскими мерянско-мордовскими племенами Средней Оки. Северные области, соприкасавшиеся с литовско-латышскими и чудскими племенами, летописец называет землями кривичей (верховья Волги, Днепра и Двины), полочан и словен (вокруг озера Ильменя).
В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена» («племя полян», «племя радимичей» и т.п.), не употреблявшийся, однако, летописцами. По своим размерам эти славянские области так велики, что могут быть сопоставлены с целыми государствами. Тщательное изучение этих областей показывает, что каждая из них являлась объединением нескольких мелких племен, названия которых в источниках по истории Руси не сохранились. У западных славян русский летописец упоминает точно так же только такие крупные области, как, например, землю лютичей, а из других источников известно, что лютичи- это не одно племя, а объединение восьми племен. Следовательно, термин «племя», говорящий о родственных связях, следует применять к значительно более мелким подразделениям славянства, уже исчезнувшим из памяти летописца. Области же восточных славян, упоминаемые в летописи, надо рассматривать не как племена, а как федерации, союзы племен.
В глубокой древности восточное славянство состояло, по-видимому, из 100- 200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно в 40 - 60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). В пределах племени был свой «град». Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там имелось святилище, куда собирались представители всего племени.
Эти «грады» еще не были настоящими городами, но многие из них, являвшиеся в течение нескольких веков центрами племенной округи, с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города.
Следствием крупных изменений в структуре родовых общин, сменяемых соседскими общинами, явился процесс формирования союзов племен, особенно интенсивно протекавший с V в. Писатель VI в. Иордан говорит, что общее собирательное имя многолюдного народа венедов «изменяется теперь в зависимости от различных племен и местностей». Чем сильнее шел процесс распада первобытной родовой замкнутости, тем прочнее и долговечнее становились союзы племен.
Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или же, наконец, необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племен. У восточных славян сложение упомянутых выше пятнадцати крупных племенных союзов можно отнести примерно к середине I тысячелетия н. э.

Таким образом, на протяжении VI - IX вв. возникали предпосылки феодальных отношений и происходил процесс складывания древнерусского феодального государства.
Закономерное внутреннее развитие славянского общества осложнялось рядом внешних факторов (например, набегами кочевников) и непосредственным участием славян в крупнейших событиях мировой истории. Это делает изучение дофеодального периода в истории Руси особенно сложным.

Происхождение Руси. Формирование древнеруссной народности

Большинство дореволюционных историков вопросы происхождения Русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь». о котором говорят летописцы. Принимая без особой критики летописную легенду о призвании князей, историки стремились определить происхождение той «руси», к которой эти заморские князья будто бы принадлежали. «Норма-нисты» настаивали на том, что «русь»- это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии. Но отсутствие в Скандинавии сведений о племени или местности по имени «русь» давно уже поколебало этот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории.

Земли и государства славян:

Восточных

Западных

Границы государств на конец IX в.

Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племен и т.д. Только небольшая часть ученых, опираясь на прямые свидетельства источников, отстаивала славянское происхождение руси.
Советские историки, доказав, что летописную легенду о призвании князей из-за моря нельзя считать началом русской государственности, выяснили также, что отождествление в летописи руси с варягами является ошибочным.
Иранский географ середины IX в. Ибн-Хордадбех указывает, что «русы суть племя из славян». В «Повести временных лет» говорится о тождестве русского языка со славянским. В источниках имеются и более точные указания, помогающие определить, среди какой части восточного славянства следует искать русь.
Во-первых, в «Повести временных лет» сказано относительно полян: «яже ныне зовомая русь». Следовательно, древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье, близ Киева, возникшего в земле полян, на которых впоследствии перешло имя руси. Во-вторых, в разных русских летописях времени феодальной раздробленности замечается двоякое географическое название слов «Русская земля», «Русь». Иногда под ними понимают все восточнославянские земли, иногда слова «Русская земля», «Русь» употребляются в земли следует считать более древним и очень узком, географически ограниченном смысле, обозначая лесостепную полосу от Киева и реки Роси до Чернигова, Курска и Воронежа. Это узкое понимание Русской земли следует считать более древним и возводить его к VI-VII вв., когда именно в этих пределах существовала однородная материальная культура, известная по археологическим находкам.

К середине VI в. относится и первое упоминание руси в письменных источниках. Один сирийский автор - продолжатель Заха-рии Ритора - упоминает народ «рос», живший по соседству с мифическими амазонками (местоприбывание которых обычно приурочивают к бассейну Дона).
На территории, очерченной летописными и археологическими данными, размещалось несколько издавна живших здесь славянских племен. По всей вероятности. Русская земля получила свое название от одного из них, но достоверно неизвестно, где это племя находилось. Судя по тому, что древнейшее произношение слова «русь» звучало несколько иначе, а именно как «рось» (народ «рос» VI в., «росьские писмена» IX в., «Правда Росьская» XI в.), по-видимому, первоначальное размещение племени «рось» следует искать на реке Роси (притоке Днепра, ниже Киева), где к тому же обнаружены наиболее богатые археологические материалы V -VII вв., в том числе серебряные вещи с княжескими знаками на них.
Дальнейшую историю руси надо рассматривать в связи с образованием древнерусской народности, охватившей в конце концов все восточнославянские племена.
Ядром древнерусской народности является та «Русская земля» VI в., которая, по-видимому, включала славянские племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа. В ее состав входили земли полян, северян, руси и, по всей вероятности, уличей. Эти земли и составили союз племен, принявший, как можно думать, имя наиболее значительного в то время племени русь. Русский союз племен, прославившийся далеко за своими пределами как земля рослых и сильных богатырей (Захарии Ритора), был устойчивым и длительным, так как на всем его пространстве сложилась сходная культура и имя руси прочно и надолго закрепилось за всеми его частями. Союз племен Среднего Приднепровья и Верхнего Дона складывался в период византийских походов и борьбы славян с аварами. Аварам не удалось в VI-VII вв. вторгнуться в эту часть славянских земель, хотя они завоевали живших западнее дулебов.
Очевидно, сплочение днепровско-донских славян в обширный союз способствовало их успешной борьбе с кочевниками.
Формирование народности шло параллельно со складыванием государства. Общегосударственные мероприятия закрепляли связи, устанавливавшиеся между отдельными частями страны, и способствовали созданию древнерусской народности с единым языком (при наличии диалектов), со своей территорией, культурой.
К IX - X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык (на основе одного из диалектов первоначальной «Русской земли» VI -VII вв.). Возникла древнерусская народность, объединившая все восточнославянские племена и ставшая единой колыбелью трех братских- славянских народов позднейшего времени - русских, украинцев и белорусов.
В состав древнерусской народности, жившей на территории от Ладожского озера до Черного моря и от Закарпатья до Средней Волги, постепенно вливались в процессе ассимиляции мелкие иноязычные племена, подпадавшие под воздействие русской культуры: меря, весь, чудь, остатки скифо-сарматского населения на юге, некоторые тюркоязычные племена.
Сталкиваясь с персидскими языками, на которых говорили потомки скифо-сарматов, с угро-финскими языками народов северо-востока и другими, древнерусский язык неизменно выходил победителем, обогащаясь за счет побежденных языков.

Образование государства Руси

Образование государства является закономерным завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и антогонистических классов феодального общества. Феодальный государственный аппарат как аппарат насилия приспособлял для своих целей предшествующие ему племенные органы управления, совершенно отличные от него по существу, но сходные с ним по форме и по терминологии. Такими племенными органами были, например, «князь», «воевода», «дружина» и др. КI X -X вв. ясно определился процесс постепенного вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства (в южных, лесостепных землях). Родовые старейшины и предводители дружин, захватывавшие общинную землю, превращались в феодалов, князья племен становились феодальными государями, союзы племен перерастали в феодальные государства. Складывалась иерархия землевладельческой знати^ устанавливалось. соаод^-чинение князей разных рангов. Молодой формирующийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить за собой общинные крестьянские земли и закабалить свободное крестьянское население, а также обеспечил бы защиту от внешних вторжений.
Летописец упоминает ряд княжеств- федераций племен дофеодального периода: Полянское, Древлянское, Дреговичское, Полоцкое, Словенбкое. Некоторые восточные писатели сообщают, что столицей Руси являлся Киев (Куяба), а кроме него, особенную известность получили еще два города: Джерваб (или Артания) и Селябе, в которых, по всей вероятности, нужно видеть Чернигов и Переяс-лавль - стариннейшие русские города, всегда упоминаемые в русских документах рядом с Киевом.
Договор князя Олега с Византией начала X в. знает уже разветвленную феодальную иерархию: бояр, князей, великих князей (в Чернигове, Переяславле, Любече, Ростове, Полоцке) и верховного сюзерена «великого князя русьского». Восточные источники IX в. называют главу этой иерархии титулом «хакан-рус», приравнивая киевского князя к владыкам сильных и могущественных держав (аварский каган, хазарский каган и т.д.), соперничавших иногда с самой Византийской империей. В 839 г. этот титул попал и в западные источники (Вертинские анналы IX в.). Столицей Руси все источники единодушно называют Киев.
Уцелевший в «Повести временных лет» отрывок первоначального летописного текста позволяет определить размеры Руси первой половины IX в. В состав древнерусского государства вошли следующие племенные союзы, имевшие ранее самостоятельные княжения: поляне,северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородски словене. Кроме того летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских племен, плативших дань Руси.
Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Лрибалтики и Поволжья.
Княжила в этом государстве, по всей вероятности, династия Кия последними представителями которой (судя по некоторым летописям) были в середине IX в. князья Дир и Аскольд. О князе Дире арабский автор Х в. Масуди пишет: «Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». Позднее Новгород завоевал варяжский князь Рюрик, а Киев захватил варяжский князь Олег.
Другие восточные писатели IX- начала X в. сообщают интересные сведения о земледелии, скотоводстве, пчеловодстве на Руси, о русских оружейниках и плотниках, о русских купцах, путешествовавших по «Русскому морю» (Черному морю), а другими путями пробиравшихся на Восток.
Особый интерес представляют данные о внутренней жизни древнерусского государства. Так, среднеазиатский географ,пользовавшийся источниками IX в., сообщает, что «у русов существует класс рыцарей», то есть феодальной знати.
Деление на знатных и бедных знают и другие источники. По данным Ибн-Русте (903 г.), восходящим к IX в., царь русов (т. е. великий князь киевский) судит и иногда ссылает преступников «к правителям отдаленных областей». На Руси существовал обычай «божьего суда», т.е. решения спорного дела поединком. За особо тяжелые преступления применялась смертная казнь. Царь русов ежегодно объезжал страну, собирая дань с населения.
Превращавшийся в феодальное государств во Русский племенной союз подчинял себе соседские славянские племена и снаряжал далекие походы по южным степям и морям. В VII в. упоминаются осады русами Константинополя и грозные походы русов через Хазарию к Дербентскому проходу. В VII - IX вв. русский князь Бравлин воевал в хазарско-ви-зантийском Крыму, пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). О русах IX в. среднеазиатский автор писал: «Они воюют с окрестными племенами и побеждают их».
Византийские источники содержат сведения о русах, живших на берегу Черного моря, об их походах на Константинополь и о крещении части русов в 60-х годах IX в.
Русское государство сложилось независимо от варягов, в результате закономерноro развития общества. Одновременно с ним возникли и другие славянские государства-Болгарское царство, Великоморавская держава и ряд других.
Поскольку норманисты сильно преувеличивают воздействие варягов на русскую государственность, необходимо решить вопрос: какова же в действительности роль варягов в истории нашей Родины?
В середине IX в., когда в Среднем Приднепровье уже сложилась Киевская Русь, на далеких северных окраинах славянского мира, где славяне мирно жили бок о бок с финскими и латышскими племенами (чудь, корела, летьгола и др.), стали появляться отряды варягов, приплывавших из-за Балтийского моря. Славяне и чудь прогоняли эти отряды; мы знаем, что киевские князья того времени посылали свои войска на север для борьбы с варягами. Возможно, что именно тогда рядом со старыми племенными центрами Полоцком и Псковом вырос на важном стратегическом месте у озера Ильмень новый город - Новгород, который должен был преградить варягам путь на Волгу и на Днепр. На протяжении девяти столетйй вплоть до постройки Петербурга, Новгород то оборонял Русь от заморских пиратов, то был «окном в Европу» для торговли северорусских областей.
В 862 или 874 г. (хронология сбивчива) варяжский конунг Рюрик появился под Новгородом. От этого искателя приключений, возглавившего небольшую дружину, без особых оснований велась генеалогия всех русских князей «Рюриковичей» (хотя русские историки XI в. вели родословную князей от Игоря Старого, не упоминая о Рюрике).
Варяги-пришельцы не овладевали русскими городами, а ставили свои укрепления-лагеря рядом с ними. Под Новгородом они жили в «Рюриковском городище», под Смоленском - в Гнездове, под Киевом - в урочище Угорском. Здесь могли быть и купцы, и нанятые русскими варяжские воины. Важно то, что нигде варяги не были хозяевами русских городов.
Археологические данные показывают, что количество самих варяжских воинов, живших постоянно на Руси, было очень невелико.
В 882 г. один из варяжских предводителе; Олег пробрался из Новгорода на юг, взял Любеч, служивший своего рода северными воротами Киевского княжества, и приплыл в Киев, где ему обманом и хитростью удалось убить киевского князя Аскольда и захватить власть. До сих пор в Киеве на берегу Днепра сохранилось место, называемое «Аскольдовой могилой». Возможно, что князь Аскольд был последним представителем древней династии Кия.
С именем Олега связано несколько походов за данью к соседним славянским племенам и знаменитый поход русских войск на Царьград в 911 г. По-видимому Олег не чувствовал себя хозяином на Руси. Любопытно, что после успешного похода в Византию он и окружавшие его варяги оказались не в столице Руси, а далеко на севере, в Ладоге, откуда был близок путь на их родину, в Швецию. Странным кажется и то, что Олег, которому совершенно неосновательно приписывается создание Русского государства, бесследно исчез с русского горизонта, оставив летописцев в недоумении. Новгородцы, географически близкие к варяжским землям, родине Олега, писали, что, по одной известной им версии, после греческого похода Олег пришел в Новгород, а оттуда в Ладогу, где он умер и был похоронен. Согласно другой версии, он уплыл за море «и уклюну (его) зим в ногу и с того (он) умре». Киевляне же, повторив легенду о змее, ужалившей князя, рассказывали, что будто бы его похоронили в Киеве на горе Щекавице («Змеиной горе»); возможно, название горы повлияло на то, что Щекавицу искусственно связали с Олегом.
В IX - X вв. норманны играли важную роль в истории многих народов Европы. Они нападали с моря большими флотилиями на берега Англии, Франции, Италии, завоевывали города и королевства. Некоторые ученые полагали, что и Русь подверглась такому же массовому вторжению варягов, забывая при этом, что континентальная Русь была полной географической противоположностью западным морским государствам.
Грозный флот норманнов мог внезапно возникнуть перед Лондоном или Марселем, но ни одна варяжская ладья, вошедшая в Неву и плывущая вверх по течению Невы, Волхова, Ловати, не могла остаться незамеченной русскими сторожами из Новгорода или Пскова. Система волоков, когда тяжелые, глубокосидящие морские суда нужно было вытаскивать на берег и десятки верст катить по земле на катках, исключала элемент внезапности и отнимал у грозной армады все ее боевые качества. Практически и в Киев могло попасть лишь столько варягов, сколько разрешал князь Киевской Руси. Недаром в тот единственньй раз, когда варяги напали на Киев, им пришлось притвориться купцами.
Княжение варяга Олега в Киеве - незначительный и недолговременный эпизод, излишне раздутый некоторыми проваряжскими летописцами и позднейшими историками-норманистами. Поход 911 г. - единственный достоверный факт из его княжения- стал знаменит благодаря той блестящей литературной форме, в которой он был описан, но по существу это лишь один из многих походов русских дружин IX - Х-вв. на берег Каспия и Черного моря, о которых летописец умалчивает. На протяжении X в. и первой половины XI в. русские князья нередко нанимали отряды варягов для войн и дворцовой службы; им нередко поручались убийства из-за угла: наемные варяги закололи, например, князя Ярополка в 980 г., они убили князя Бориса в 1015 г.; варягов нанимал Ярослав для войны со своим родным отцом.
Для упорядочения взаимоотношений наемных варяжских отрядов с местной новгородской дружиной в 1015 г. была издана в Новгороде Правда Ярослава, ограничивавшая произвол буйных наемников.
Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. Появившись как «находники», пришельцы, привлеченные блеском богатой, уже далеко прославившейся Киевской Руси, они отдельными наездами грабили северные окраины, но к сердцу Руси смогли.пробраться только однажды.
О культурной роли варягов нечего и говорить. Договор 911 г., заключенный от имени Олега и содержащий около десятка скандинавских имен Олеговых бояр, написан не на шведском, а на славянском языке. Никакого отношения к созданию государства, к строительству городов, к прокладыванию торговых путей варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно задержать исторический процесс на Руси они не могли.
Короткий период Олегова «княжения» - 882 - 912 гг. - оставил в народной памяти эпическую песню о смерти Олега от своего собственного коня (обработанную А. С. Пушкиным в его «Песни о вещем Олеге»), интересную своей антиваряжской тенденцией. Образ коня в русском фольклоре всегда очень благожелателен, и если уже хозяину, варяжскому князю, предречена смерть от его боевого коня, значит, он того заслуживает.
Борьба с варяжскими элементами в русских дружинах продолжалась до 980 г.; следы ее есть и в летописи, и в былинном эпосе - былина о Микуле Селяниновиче, помогавшем князю Олегу Святославичу бороться с варягом Свенельдом (черным вороном Санталом).
Историческая роль варягов несравненно меньше, чем роль печенегов или половцев, действительно влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Поэтому жизнь только одного поколения русских людей, терпевших участие варягов в управлении Киевом и несколькими другими городами, не представляется исторически важным периодом.


"Формирование древнерусской народности и государства"

Содержание

  • 1. Раннефеодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формирование древнерусской народности
    • 1.1 Русская земля. Основание и развитие Киева
    • 1.2 Киевская Русь
    • 1.3 Древнерусская народность
    • 1.4 Перемены в развитии хозяйства
    • 1.5 Феодальные отношения и классовая борьба. Политические события
    • 1.6 Введение христианства на Руси
    • 1.7 Народные восстания против феодалов и бояр
    • Список литературы

1. Раннефеодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формирование древнерусской народности

1.1 Русская земля. Основание и развитие Киева

Как вы уже знаете, возникновение классов и развитие феодальных отношений у древних восточных славян обусловили перерастание их племенных союзов в государственные объединения - княжества. Так, в Среднем Поднепровье сформировалось государственное объединение племен полян (русов), северян и уличей под общим названием "Русь " или "Русская земля ". Это название в то время распространилось и на другие союзы восточнославянских племен. О местном происхождении слова "Русь" свидетельствуют, в частности, названия рек в Поднепровье: Рось, Росава, Роставица, Русава. Русская земля названа в древней летописи "Повесть временных лет" и воспета в "Слове о полку Игореве".

На обширной территории Русской земли из союзов племен образовывались феодальные княжества, основывались города (Киев, Новгород, Чернигов, Переяслав, Смоленск, Полоцк, Минск и др.). Большинство из них стали центрами княжеств.

Главным городом Русской земли стал Киев . Этот город возник почти в центре славянских племен и раскинулся на живописном гористом правом берегу Днепра, а затем расширился и на долину реки. Местность вокруг Киева с широкими степями, плодородными землями и густыми лесами издавна привлекала людей. Здесь были все условия для земледелия, скотоводства и охоты, а также для обороны от вражеских нашествий.

В древнерусской летописи "Повесть временных лет " ( XII в) рассказывается об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью на нынешней Старокиевской горе (теперь это территория Киевского государственного исторического музея УССР). Город назван в честь старшего брата Кия, ставшего князем племенного союза полян.

По научным определениям археологов и историков, Киев был основан во второй половине V в. (в 1982 г. отмечалось его 1500-летие). Летопись сообщает о том, что в это время князь Кий посетил Византию, где его с надлежащими почестями принимал император. Таким образом, государственный племенной союз полян уже тогда имел международные связи, свидетельствующие о его могуществе и авторитете.

1.2 Киевская Русь

Киев сыграл важную роль в истории Русской земли как политический центр большого раннефеодального государства - Киевской Руси, которое в первой половине IX в. объединяло несколько бывших племенных союзов - княжеств восточных славян. А в 882 г. князь Олег, владевший Словенским княжеством с центром в Новгороде, осуществил ряд военных походов, в результате которых присоединил к своим владениям земли союза племен кривичей с их главным городом Смоленском. В том же году Олегу удалось победить военную дружину Полянского князя Аскольда и овладеть Киевом.

В древнерусской летописи записано: "И осел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег: "Пусть это (Киев) будет матерью городам русским". Позднее Олег присоединил к Киевской Руси племенные союзы древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, освободив их от уплаты дани хозарскому кагану (князю). Объединительная политика князя Олега получила поддержку среди названных племенных союзов и способствовала укреплению сил молодого славянского государства.

Таким образом, с самого начала своего существования восточнославянское государство Киевская Русь объединяло под своей властью почти все восточнославянские племена, названные в летописи. Она стала одним из самых могучих государств средневековой Европы.

Киевская Русь образовалась как раннефеодальное государство. Однако наряду с феодальными отношениями в общественной жизни славян русов хранилось немало пережитков первобытнообщинного строя: повинности крестьян ограничивались уплатой дани ; существовал обычай кровной мести за убитых родственников; для решения важных вопросов население собиралось на общее собрание - вече ; для защиты границ Руси созывалось еще народное ополчение .

Укрепление древнерусского государства ускоряло отмирание остатков первобытнообщинного строя в общественной жизни славян русов и способствовало развитию феодальных отношений. Опираясь на постоянно вооруженные отряды преданных воинов - дружины, князь в решении вопросов государственной жизни не считался с вече, а созывал совет бояр - богатых феодалов. Им же принадлежала и вся судебная власть: суд стал княжеским . Князь и бояре захватывали общинные земли и угодья, силой заставляли крестьян-смердов не только платить дань, но и отрабатывать определенные дни в их хозяйствах. Кроме того, крестьяне должны были по приказу князя принимать участие в военных походах для завоевания новых земель и отпора нашествия кочевников.

Таким образом, раннефеодальное государство Киевская Русь в руках князей и бояр стало могучим орудием, обеспечивающим феодалам право на земельную собственность, эксплуатацию крестьян-смердов, ремесленников, помогало защищать страну от нападений врагов и завоевывать новые территории .

1.3 Древнерусская народность

Образованию раннефеодального государства Киевской Руси способствовало и то, что при феодальном строе восточнославянские племена на большой территории объединились в высшую сравнительно с родами и племенами этническую (народную) общность - древнерусскую народность .

Преодолению племенной обособленности способствовало развитие земледелия, скотоводства, промыслов, ремесел, торговли. Отмежевание ремесла от земледелия и скотоводства ускоряло дальнейшее развитие товарного производства и торговый обмен внутри племен и между ними, а также с соседними странами. Торговля укрепляла экономические связи между Киевской, Черниговской, Переяславской, Северской, Волынской, Галицкой, Новгородской, Смоленской и другими землями Киевской Руси.

Совместная жизнь в одном государстве приводила к постепенному стиранию различий (в языке, обычаях и т.д.) между родственными восточнославянскими племенами на большой территории. Они все активнее общались между собой и сближались. А это постепенно привело к формированию из местных диалектов древнерусского языка, понятного для всего населения Киевской Руси. Это население создало самобытную материальную и духовную культуру, отражавшую достижения в земледелии, скотоводстве, ремеслах, быте, зодчестве (строительстве), фольклоре, литературе, изобразительном искусстве. Древнерусская культура была проникнута идеей единства всей Русской земли.

Древнерусская народность основывалась не только на общности экономической жизни, территории, языка и культуры, но и состояла из двух основных, непримиримых между собой классов - крестьян и феодалов .

Вместе с тем внутри древнерусской народности все еще сохранялись определенные особенности в языке, культуре и быте людей, населявших северо-восточную, западную и юго-западную территории Киевской Руси. Позднее эти особенности развились и послужили основой для формирования русской, белорусской и украинской народностей.

Киевская Русь - колыбель, а древнерусская народность - единый корень братских русского, украинского и белорусского народов, которые сохранили и пронесли через века понимание единства происхождения, близости языка и культуры, осознание общности своей судьбы .

Социально-экономическое и политическое развитие Древнерусского государства

1.4 Перемены в развитии хозяйства

По сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим феодальному строю присущи новые формы хозяйствования и совершенствование орудий труда . Хозяйство осталось натуральным . В основной его отрасли на Руси - земледелии широко использовались рала с узкими лезвиями, сохи, деревянные бороны, заступы, мотыги, серпы, косы, бесколесные, а иногда и тяжелые колесные плуги с отвалами. Рабочие части их изготовляли из железа. В то время применялись подсечная (лесные районы) и перелоговая (степь и лесостепь) системы земледелия, совершенствовалась обработка земли. Как и ранее, крестьяне-смерды сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, ячмень, овес и другие культуры. Но урожаи стали более высокими. Серп и коса были основными орудиями труда крестьян в страдное время. Обмолачивали зерно деревянными цепами. Мололи уже не только ручными каменными жерновами - появились несложные ветряные и водяные мельницы.

Наряду с земледелием на Руси развивалось скотоводство: на лугах и в степях выпасались стада коров, табуны лошадей, отары овец и коз. В зимнее время скот содержали в хлевах и загонах, кормили заготовленным летом сеном. Люди разводили также свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток). Это требовало больших затрат труда. Не потеряли своего значения и промыслы, особенно охота, рыбная ловля и бортничество, дававшие дополнительные прибыли.

Заметных успехов достигли ремесла. Железо выплавляли из болотной руды в дойницах - сыродутных горнах. В кузнечных мастерских - кузницах его перековывали, закаляли, обтачивали, полировали. Древнерусские кузнецы изготовляли около 150 видов железных изделий. Славились их мечи. Развивались гончарство и гутничество (стекольное производство), обработка дерева. Из дерева строили жилища, культовые сооружения (капища) и укрепления, делали телеги, сани, челны, мебель и другие предметы домашнего обихода. Дальнейшее распространение получили прядение конопли и шерсти, ткачество, ювелирное дело и другие ремесла. Изделия русских людей были известны далеко за пределами Руси.

Вследствие постепенного отделения ремесла от земледелия, расширения производства и закрепления, определенных его видов за отдельными районами, оживился торговый обмен. Торговля способствовала экономическому объединению страны, занимавшей большую территорию Восточной Европы. Киевская Русь вела активную торговлю с зарубежными странами (Скандинавии, Балканского полуострова, Средней и Западной Европы, Ближнего Востока и Азии, Византией). Через всю Киевскую Русь с севера на юг проходил известный на весь мир торговый путь по Днепру "из варяг в греки", который соединял ее со Скандинавией и Византией. На иноземных рынках русские купцы продавали ремесленные изделия, меха, мед, воск, кожи и др. А на местных рынках продавались товары из других стран: изделия из золота, дорогие ткани, вино, посуда, оружие, медь, свинец. Наряду с купцами торговлей занимались княжеские и боярские слуги, крестьяне и городские жители.

Административными, оборонными, ремесленными, торговыми и культурными центрами Киевской Руси являлись города, которых насчитывалось не менее 80. На Среднем Поднепровье славились города Киев, Чернигов, Переяслав, Любеч, Вышгород, Канев, Корсунь, Житомир, Коростень (Искоростень), Радомышль и др. Среди городского населения увеличивалось количество ремесленников, насчитывавших около 60 специальностей. Ремесленники объединялись в общины для взаимопомощи в производстве и сбыте товаров. В средние века такие объединения в странах Западной Европы назывались цехами . Общины ремесленников противостояли князьям и боярам, посягавшим на их права, а также экономически крепнущей церкви.

1.5 Феодальные отношения и классовая борьба. Политические события

Феодалы сосредоточивали в своих руках богатство и власть, эксплуатировали зависимых крестьян и городских ремесленников. Феодализм обусловил образование сложной системы вассальных отношений, известных вам из истории средних веков. Киевский великий князь остался верховным владельцем всех земель и олицетворял государственную власть. У него в зависимости находились местные князья, бояре, дружинники, городские богачи, духовенство, владевшие землями, промыслами, ремесленными заведениями. Они поддерживали государство, охранявшее их интересы.

Крестьян-смердов, владевших небольшими наделами земли, феодалы облагали данью (мех, мед, воск, зерно и т.д.), заставляли работать в имениях и обрабатывать их земли. Городская беднота платила князьям обременительные налоги, отбывала повинности, а позднее содержала церкви и монастыри. Самой жестокой эксплуатации подвергались не имевшие земли челядь и холопы.

Усиление феодальной эксплуатации привело к обострению классовой борьбы . Древнерусская летопись сообщает о восстании древлян города. Искоростеня и окрестных сел в 945 г. против князя Игоря, который сияюй, с военной дружиной собирал у них непомерную дань, называвшуюся тогда "полюдьем". Восставшие древляне сказали: "Как повадится волк за овцами, так перенесет всю отару, если его не убьют; так и здесь, если не убьем его, то он всех (нас погубит". Так и сделали: убили князя и уничтожили его воинов-дружинников. Только на следующий год жене Игоря княгине Ольге удалось подавить восстание. Она жестоко расправилась с его участниками. Но ей все, же пришлось установить норму дани, порядок и места (погосты) ее сбора.

Киевской Руси приходилось вести постоянную борьбу против разбойничьих нападений норманских племен Скандинавии - варягов с севера, орд Хозарского каганата с востока и отрядов печенегов из степей Северного Причерноморья. Эти нападения несли разрушения и смерть. Русские люди мужественно отражали вторжения врагов, укрепляли города и села крепостями, а также осуществляли походы своего войска во вражеские станы.

Не всегда мирно складывались взаимоотношения Киевской Руси и средневекового государства Византии. Византия часто поддерживала вражеские нападения на Русь, пыталась подорвать ее могущество, византийские императоры и сами желали подчинить русские земли и завладеть их богатствами. В ответ на враждебные действия византийских императоров в 911 г. древнерусский князь Олег с большим войском подошел к столице Византии Царьграду (Константинополю) и взял его в осаду. Византийцы вынуждены были заключить с русскими представителями договор, по условиям которого купцы Руси могли свободно торговать в Византии. По случаю такой победы Олег прибил свой щит на ворота Царьграда. Однако и позднее, во времена князя Игоря, происходили войны между Киевской Русью и Византией.

Сыну Игоря и Ольги киевскому князю Святославу, храброму воину и полководцу, удалось подчинить Волжскую Болгарию и Хозарский каганат, нанести чувствительное поражение печенегам. Войско Святослава затем перешло Дунай и освободило Болгарию от византийского господства. Но крупные силы византийцев окружили его в городе Доростоле (теперь Силистрия в Болгарии). Там русичи настолько храбро оборонялись, что смогли выйти из окружения. Византийцы при этом понесли значительные потери. Возвращаясь в Киев, Святослав и его воины погибли у днепровских порогов в битве с преобладающими силами печенегов. Это произошло в 972 г.

1.6 Введение христианства на Руси

Во времена княжения Владимира Святославича (980 -1015 ) Киевская Русь достигла значительного развития: она объединила почти все восточнославянские земли, вела успешную борьбу против попыток князей Литвы и Польши захватить ее территорию. Сооружались оборонительные валы и крепости вдоль Стугны, Роси, Трубежа, Остра, Сулы и других рек. Было проведено ряд реформ в управлении государством. Укреплялся феодальный строй.

На Руси давно назревала необходимость замены язычества, возникшего в первобытнообщинном строе, новой религией - христианством, которое соответствовало бы феодальному строю. Киевский князь Аскольд (862-882), посетив Византию, сам принял христианство и распространял его на Руси. Новгородский князь Олег, захватив Киев, разрушил христианские храмы и восстановил язычество. Но проходило время, и вновь вставал вопрос о христианстве. Княгиня Ольга, которую с большими почестями принимал император Византии, также стала христианкой и распространяла христианство в Киеве. Теперь эту миссию взял на себя князь Владимир, внук Ольги.

Но язычество имело многочисленных поклонников, как среди господствующего класса, так и среди широких слоев простого народа. Это хорошо понимал князь Владимир Святославич. В 980 г. он сделал попытку обновить языческую религию, приспособив ее к новым условиям. Объявляется единая группа языческих богов во главе с Перуном. Она и должна была объединить в себе всех главных "племенных" богов и обеспечить единый для всего государства культ, центр которого находился в Киеве" под верховенством князя.

На холме за "двором теремным" (за пределами городища Кия) Владимир построил новое языческое капище, где поставил языческих богов ("кумиров"), главным из которых был Перун. Изображение Перуна было деревянным с серебряной головой и золотыми усами. Рядом стояли изображения Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Христианский летописец с презрением писал, что киевляне-язычники называли их богами и приносили им жертвы ("оскверняху землю требами своими").

Но Владимир Святославич понимал, что язычество изжило себя. Поэтому он и вынужден был обратиться к одной из мировых религий, проповедовавших поклонение одному богу. Такими религиями тогда были ислам, иудейство и христианство.

После длительных раздумий Владимир избрал византийское православие - одно из главных и древнейших направлений в христианстве. Князь руководствовался не церковными или религиозными соображениями, а земными практическими интересами, прежде всего политическими, экономическими и культурными.

Летом 988 г. Владимир "крестит Русь", то есть объявляет христианство государственной религией Киевской Руси. Конечно, христианство было известно на Руси гораздо раньше, еще с IX в., но теперь оно стало господствующей религией.

Летописная легенда содержит описание крещения киевлян в Днепре и его притоке Почайне, уничтожение изображений языческих идолов. "Кумиров" (идолов) порубили и сожгли, а Перуна привязали к хвосту лошади и тянули "по Боричеву на Ручай". На месте бывших капищ сооружались христианские храмы. Вообще крещение Руси происходило в условиях острых классовых противоречий, длилось долго и проводилось болезненно. Князья и бояре внедряли новую религию среди угнетенного народа путём насилия и жестокости.

Введение христианства способствовало укреплению государства, так как церковная организация помогала Владимиру управлять страной. В лице священников князь имел не только проповедников, освящавших княжескую власть, которой христиан должен подчиняться, но и грамотных помощников в управлении государством. Христианство стало могучим оружием господствующего класса, помогало ему укреплять свое положение в обществе и подчинять себе народные массы.

В конкретно-исторических условиях того времени христианство способствовало укреплению новых, более прогрессивных феодальных общественных отношений, расширению политических, экономических и культурных связей Киевской Руси с соседними государствами - Византией, Болгарией, Грецией, странами Западной Европы и Кавказа, Ближнего Востока. На Руси распространялась и передовая византийская культура, в частности письменность, хотя и до этого здесь развивалась своя письменность, архитектура, искусство. Благодаря достаточно высокому уровню своего развития Киевская Русь могла творчески усваивать образцы мировой культуры.

"Русская Правда ".

К. Маркс назвал период княжения Владимира "кульминационным пунктом" в истории Киевской Руси, которая в то время достигла значительного политического, экономического и культурного развития и стала одним из крупнейших государств Европы. Он сравнивал ее с великой Франкской империей Каролингов.

После смерти Владимира несколько лет длилась борьба между его сыновьями за великокняжеский стол (престол) в Киеве. В результате великим князем стал Ярослав Владимирович (годы княжения - 1019 - 1054), известный в истории под именем Мудрый . Он был человеком образованным и заботился о единстве и международном авторитете Киевской Руси. В Киеве сооружались земляные валы для обороны города, каменные княжеские дворцы, монастыри с многочисленными постройками, оборудовались торговые площади, пристани на Днепре, застраивалась городская территория, и увеличивалось население. В 1036 г . русские военные дружины наголову разгромили орды печенегов, прорывавшихся к Киеву.

В Киевской Руси наблюдалось ускорение развития земледелия, скотоводства, промыслов, ремесленного производства, а также торговли. Князь и бояре захватывали лучшие земли и заставляли на них работать крестьян-смердов, что приводило к обострению классовых противоречий. Князьям и боярам необходимо было укреплять власть над народными массами.

Для этого вводились новые законы, регулирующие разные стороны общественной жизни, обеспечивающие неприкосновенность личности и собственности феодалов, их господствующее положение и право эксплуатировать крестьян-смердов. Первый сборник феодальных законов, составленный во времена Ярослава Мудрого, получил название "Русская Правда " (около 1072 г ).

Вот несколько извлечений из ее статьи по уголовному праву: "Если убьют огнищанина (управителя) умышленно, то убийца платит за него 80 гривен..., а за княжеского подъездного - 80 гривен... А за княжеского тиуна (исполнителя княжеских поручений) - 80 гривен... А за убитого смерда или холопа - 5 гривен... Тот, кто сожжет овин, выдается князю весь со всем имуществом, из которого прежде всего отчисляется убыток, нанесенный хозяину, а остальным распоряжается князь По своему усмотрению. Точно так же поступить с тем, кто сожжет усадьбу".

Таким образом "Русская Правда" юридически закрепила расслоение общества, оформила угнетение народных масс. Как и введение христианства, принятие " Русской Правды " было направлено на укрепление феодального строя в Киевской Руси .

1.7 Народные восстания против феодалов и бояр

Трудно жилось народу под властью князей и бояр. Отдавая им огромную дань, многие смерды разорялись и вынуждены были брать заем. Оказавшись должниками, они не могли уйти из села без разрешения феодала и таким образом из вольных превращались в феодально зависимых людей. Очень страдали крестьяне и во время войн. В то время, когда князья и бояре отсиживались за крепостными стенами, вражеские войска дотла разоряли города и села, захватывали в плен людей. На разорении и нищете народа наживались ростовщики и купцы. Все это вызывало народные восстания. Некоторые из них были настолько крупными, что о них вспоминают летописи. В 1068 г . произошло большое нападение на Русь кочевников-половцев, завладевших к тому времени степями в междуречье Волги и Дона и продвигавшихся на запад. Русское войско после неудачного сражения с кочевниками отступило на Киевщину и Черниговщину. Тогда в Киеве на Подоле тысячи киевлян собрались на вече и требовали от князя Изяслава Ярославича оружия и лошадей для защиты города и всей Русской земли от врагов: "Половцы разбрелись по земле! Князь, дай оружие и лошадей, мы будем драться с ними!" Но князь и бояре боялись вооружать народ и поэтому отказали им. Тогда киевляне восстали. Они разрушили дома киевского воеводы Коснячка и многих ненавистных бояр, силой взяли оружие и лошадей. Восставшие изгнали из Киева великого князя Изяслава. Избрав воевод, они дали отпор половцам, отстояли Киев и заставили врагов покинуть пределы Русской земли. На следующий год великий князь привел польское войско, подавил восстание и еще больше стал угнетать киевлян.

Крупное восстание бедноты против бояр состоялось в Киеве в 1113 г . В апреле того года умер киевский князь Святополк Изяславович, особо отличавшийся жестокостью и притеснением населения города. Восставшие киевляне разгромили усадьбы тысяцкого Путяты, местных купцов и ростовщиков, наживавшихся на перепродаже соли. Испуганные бояре и купцы послали делегацию в Переяслав к князю Владимиру Мономаху. Они решили просить его стать великим киевским князем. "Иди, князь, в Киев, - говорили делегаты, - а если не пойдешь, знай, что большая беда случится, не только имение Путяты или сотских... ограбят, но еще нападут и на бояр, и на монастыри, и будешь ты, князь, отвечать, если ограбят монастыри".

После некоторых колебаний Владимир Мономах с войском прибыл в Киев, и "утоли мятеж" (подавил восстание). Одновременно он вынужден был пойти на некоторые уступки закупам (должникам), ограничив права бояр на них, запретив ростовщикам брать чересчур высокие проценты ("резы") за долги, горожанам уменьшил подати, облегчил им повинности.

Владимир Мономах, став великим князем (1113 -1125 ), воевал против половцев, ослабив их натиск на русские земли. В это время значительно вырос и международный авторитет Киевской Руси. Однако ее политическое единство имело временный и нестабильный характер.

Вследствие роста натурального хозяйства и расширения собственности феодалов на землю развитие феодализма в Киевской Руси, как и в других великих средневековых государствах Европы, стало причиной постепенного обособления местных княжеств и ослабления политической власти великого киевского князя . Наступил период раздробленности Древнерусского государства на несколько самостоятельных княжеств, соперничавших между собой. Феодальная раздробленность значительно ослабила могущество Киевской Руси перед угрозой нашествия восточных кочевников и вторжения западных завоевателей .

Список литературы

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. "История Украинской ССР: 8-9 класса" - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. "Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса" - К., 1987

3. Власов В.Ф. "История 8 класса" - К., 2002

4. Телихов Б.В. "Развитие Украины" - М., 1987

5. Сарбей В.Г. "СССР в истории Украины" - Х., 1999


Подобные документы

    Политическая система и социально-экономические отношения в Киевской Руси. Сельское хозяйство в IX-Х вв. Влияние принятия христианства на: консолидацию древнерусской народности, политическую структуру государства, культурную жизнь, развитие техники.

    реферат , добавлен 04.04.2014

    Причины возникновения Древнерусского государства, норманская теория его происхождения, анализ летописи. Взаимоотношения славян с их соседями. Развитие народности и торговли. Структура древнерусского государства. Становление древнерусской народности.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    История происхождения и расселения восточных славян. Природные условия и их роль в жизни славян. Общественный строй, развитие торговли и появление первых городов. Обычаи, нравы и верования древних славян. Создание единого государства – Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Формирование единой древнерусской государственности. Происхождение древних славян. Миграционная теория происхождения славян. Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Ремёсла. Торговля. Путь "из варяг в греки". Религия восточных славян.

    реферат , добавлен 24.11.2008

    Восточные славяне в VIII-IX вв., их социально-политический строй. Феодальные отношения и формы ренты. Теории возникновения государства у восточных славян. Социальная структура и основные категории населения. Управление древнерусским государством.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Предпосылки возникновения Древнерусского государства. Образование Киевской Руси, восточнославянские племена, населяющие ее территорию. Славянские земли – княжения. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. Раннефеодальное государство Киевская Русь.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Племена восточных славян: происхождение, расселение, общественный строй. Образование и развитие Древнерусского государства. Причины смутного времени. Реформы царствования Александра I. Установление советской власти и формирование политической системы.

    шпаргалка , добавлен 11.11.2010

    Возникновение российской цивилизации и предпосылки образования Древнерусского государства. Принятие христианства как важнейший фактор укрепления Киевского государства. Кризис древнерусской государственности, причины ослабления и распада Киевской Руси.

    реферат , добавлен 06.04.2012

    Происхождение, начало и ранняя история славян. Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян. Протогосударственные образования восточных славян в IX в., образование Древнерусского государства - Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Описание причин и процесса создания Киевской Руси. Общая характеристика положения белорусских земель в составе Древнерусского государства. Анализ особенностей функционирования раннефеодальных княжеств на территории Беларуси - Полоцкого и Туровского.

С X-XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян.

Его интерпретация положила начало расхождениям между исследователями в понимании процес­са формирования белорусской этнической общности. Эти расхождения обусловлены не только сложностями познава­тельного характера, но и, как уже отмечалось, социальной и мировоззренческой позициями самих ученых. Предметом», разногласий является проблема древнерусской народности. Ее решением предопределяется и суть предлагаемых концепций возникновения белорусской, равно как русской и украинской, общности .

Суть указанной проблемы состоит в ответе на вопрос: су­ществовала ли в действительности такая историческая общность людей, как древнерусская народность или она есть лишь плод воображения исследователей? В зависимости от содержания ответа даются и интерпретации процесса формирования белорусской, русской и украинской этнических общностей. Если она существовала, то формирование указанных трех общностей произошло в результате процесса дифференциации древнерусской народности; если она есть плод воображения ученых, то формирование белорусской, русской и украинской общностей выводится из процесса непосредственной консолидации различных групп летописных племен.

Отметим сразу, что концепция белорусской государствености, которая положена в основу официальных изданий по истории Беларуси, исходит из факта существования в прошлом древнерусской народности . Далее будут приведены соответствующие доводы, но предварительно рассмотрим значение понятия «народность».

Особых расхождений между отечественными исследователями относительно того, что такое народность и какими признаками она обладает, не наблюдается. Практически все они сходятся на том, что это - территориальная общности людей, которая по уровню социокультурного развития занимает промежуточное положение между союзом племен и нацией и которая характерна для раннеклассовых обществ. В числе признаков народности обычно указываются государственное и территориальное единство, наличие общего названия (или самоназвания), общность языка, культуры, религии, законодательства .



Термин «древнерусская народность», вошел в оборот в середине XX в. и применяется для обозначения этнического единства восточных славян времен Киевской Руси. Одновременно он используется для того, чтобы отличить жителей древней Руси, которые называли себя рускими или руськими, от современных русских. До того с тем же значением применялись термины «руская народность», «руский народ», «руские славяне», «восточные славяне», «славянская народность» . В настоя­щее время в литературе наиболее употребительным является термин «древнерусская народность», хотя и другие также используются в зависимости от контекста изложения примени­тельно к населению древней Руси. Вернемся к тому периоду этнической истории восточных славян, исходный рубеж которого относится к концу IX - началу X вв. и заканчивается серединой XIII в. Это была эпоха Киевской Руси - время возникновения и существования крупнейшего средневекового государства Восточной Европы. Что касается этногенетических процессов, происходивших на его территории, то известный украинский историк и археолог П.П. Толочко сказал о них так: «Если заняться арифметическим сложением высказанных за время более чем 200-летних исследований мыслей, подавляющее большинство составят то, что так или иначе утверждали этническое единство восточ­ных славян киеворуских времен» . Историки же, утверж­давшие, что уже в эпоху Киевской Руси фактически определи­лись три восточнославянских народа - русские, украинцы и белорусы, - составляют незначительное меньшинство. Правда, в постсоветский период, когда эти народы обрели свою государственную суверенность, часть историков вновь стали реанимировать данную мысль. Это те исследователи, которые восприняли новые реальности как своеобразный социальный заказ на идейное обоснование нынешней политической и эт­нокультурной ситуации историческими традициями .

Практически весь огромный фактический материал, отно­сящийся к киеворуской эпохе истории этнического развития восточных славян, неопровержимо свидетельствует о существовании особой этнотерриториальной общности - древнерус­ской народности. Ее возникновение явилось результатом про­цесса сглаживания племенных различий восточных славян, который был обусловлен потребностями их политического, экономического и культурного развития.

Согласно современным представлениям об этногенезе, фор­мирование народности и государства есть взаимообусловлен­ные исторические процессы. В данном случае сначала в Сред­нем Поднепровье на рубеже УШ-ГХ вв. складывается государ­ственное образование Русь с центром в Киеве, которое затем бе­рет на себя функцию защиты всех восточнославянских земель от внешних завоевателей. Так в последней четверти IX в. воз­никло государство восточных славян Русь, книжное название которого - Древнерусское государство, или Киевская Русь. Правили этим огромным по средневековым меркам государ­ственным образованием русские князья династии Рюрикови­чей. Одновременно происходил процесс консолидации восточ­ных славян в единую этнокультурную общность. В этом госу­дарстве существовали единые язык, культура и законодатель ство, а с 988 г. в нем начало утверждаться христианство в греко-византийской его разновидности - православие. Постепенно население Древнерусского государства отказывалось от пле­менных самоназваний и стало сознавать свою принадлежность к Руси. Например, последние упоминания в летописи полян датируется 944 г., северян - 1024, древлян - 1136, дреговичей -1149, кривичей - 1162, радимичей - 1169 г. [ 13]. В то же время в летописях XII-XIII вв. «русью», «русичами», «русинами», «руськими» называлось население практически всех крупных городов этого государства, в том числе Полоцка, Витебска, Турова, Пинска, Менска, Берестья, Городни и др.

Надо заметить, что уже в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, литературном памятнике 1049. г., употреблено понятие «народ русский» . Следовательно, известный русский историк В.О. Ключевский допускает, по крайней мере, неточность, утверждая, что «нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ», и тем более он неправ в своем суждении, что в половине XI в. «еще не су­ществовало самого этого народа» . На данные положения В.О. Ключевского непременно ссылаются те отечественные исследователи, которые ставят под сомнение или вовсе отрицают существование древнерусской народности и самого древнерусского государства. Это при том, что сам В.О. Ключевский, существование русской народности не отрицал, но считал, что «к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом вырабатывается русская народность» .

Самым убедительным доказательством существования уже в XI в. древнерусской народности и ее государственности явля­ется самосознание восточных славян в указанное время, которое получило свое закрепление в их самоназвании - народ (язык) русский, а также в названии принадлежащей им территории или, если употребить современный термин, страны их проживания - Русская земля, или просто Русь.

Название «Русь»

Словом «Русь» первоначально называлось восточнославянское кня­жество с центром в Киеве и составляющее его население; впоследствии на­звание «Русь» стало прилагаться ко всем восточным славянам и их госу­дарственности. Свою принадлежность к Руси сознавали и предки со­временных белорусов. Относительно происхождения этого названия суще­ствует несколько версий. Согласно одной, летописной, название Русь вос­ходит к наименованию появившихся на славянских землях скандинавских (норманнских) викингов-варягов из племени русь. По другой версии, также основанной на летописном сообщении (ее автором является историк Б.А. Рыбаков) - это было название соседнего с полянами племени, которое помещалось на реке Рось, притоке Днепра, и имя этой реки связано с назва­нием племени. В последующем эти два племени - рось и поляне - слились в одно, за которым закрепилось название Русь. Факт такого их слияния, считает Рыбаков, отражен в летописной фразе: «Поляне, яже ныне зовомая Русь». Согласно третьему предположению, которое разделяет ряд исследо­вателей, термин «русь» имеет глубокие корни в извечном славянском мире и такое название могли иметь славяне в первоначальном ареале их форми­рования, которые затем разнесли его по всему пространству своего рассе­ления. Поэтому не поляне со временем стали называться русью, а часть ру-си стала называться полянами после расселения восточных славян, подоб­но тому, как другие получили дополняющие имена древлян, дреговичей, ра­димичей, северян, вятичей, кривичей и т.д. Вопрос о происхождении назва­ния «Русь» остается открытым и поныне.

Источники: Беларуская энцыклапедыя:у 18т. Мiнск, 2001. Т. 13. С.422-473; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 46; Загарульскi, Э.М. Заходняя Русь: IX-XIII стст. /Э.М. Загарульскi. Мiнск, 1998. С. 52-58.

Таким образом, в IX-XI вв. в результате консолидации раз­личных восточнославянских общностей - полян, древлян, севе­рян, волынян, хорватов, дреговичей, радимичей, вятичей, кри­вичей, словен и других - сформировалась новая, восточносла­вянская этническая общность - древнерусская народность. Ее единство оказалось столь прочным, что в эпоху феодальной раздробленности Руси сама народность не только не распалась, по и еще более консолидировалась . Согласно Б.А. Рыбако­ву, вплоть до XIV в. - времени Куликовской битвы - восточные славяне продолжали считать себя одним целым. О прочности древнерусской народности свидетельствует и тот факт, что по­сле разрыва под ударами монголов связей между русскими зем­лями возникло не 15 территориальных общностей, как это бы­ло в период раздробленности Киевской Руси [ 18], а три восточ­нославянских народа - белорусы, русские и украинцы.

Можно сказать, что культурная жизнь времен Киевской Руси проходила под знаком язычества. Это означает, что язычество сохранялось как таковое, продолжая развиваться в прежних формах. Письменные памятники говорят о силе язычества в это время, и о том же свидетельствуют данные археологии. Но язычество лежало и в основе той синкретической культуры, которая начинает формироваться уже в период Киевской Руси и потом господствует в народном сознании и в последующие эпохи. Речь должна идти о достаточно сложном процессе смешения и взаимовлияния традиционного восточнославянского язычества, официального православия и апокрифических, т.е. запретных в официальной религии памятников. Распространение и влияние последних в литературе связывают с «третьей» культурой - ахристианской, не христианской, но далеко не всегда антихристианской (Н.И. Толстой). Возникало нечто подобное западной «народной культуре», с тем отличием, что в Киевской Руси она охватывала практически все население, так как понятие «элита» здесь приложить, практически, не к кому.

В основе народной культуры лежала мифология, о которой мы знаем очень мало. Больше нам известно о древнем эпосе - былинах (правильное название - «старины») - народных эпических песнях, рассказывающих о защитниках Родины - богатырях.

С детства нам знакомы образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, новгородского Садко и др. Ряд историков и филологов прошлого и настоящего считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины, как на явления фольклора, отражающие самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты (В.Я. Пропп). Восприятие Киевской Руси в качестве «дофеодального периода» позволило И.Я. Фроянову и Ю. И. Юдину отнести былины именно к этой эпохе и с помощью этнологии расшифровать ряд былинных сюжетов. Однако в науке сохраняется и настороженное отношение к былинам как к памятникам, записанным лишь в Новое время (И.Н. Данилевский).

Народ породил и еще одно удивительное явление культуры: волшебную сказку. Трудами В.Я. Проппа установлено, что «сказка вырастает из социальной жизни и ее институтов». Восприятие Киевской Руси в качестве «дофеодального периода» может скорректировать также и восприятие сказок, более четко определить границы «доклассового общества», к которому восходит сказка. В сказках отражаются два основных цикла: инициации и представления о смерти.

Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений.

Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка. Присущие древнерусскому обществу об- щинность и демократизм были мощными инструментами влияния народной стихии на литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была «Повесть временных лет», в «Молении» Даниила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности - «Слове о полку Игоре- ве», посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVIII в.

Сложной символикой, сочетавшей в себе христианские и языческие черты, была пронизана и «поэзия в камне» - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян Центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Вспомним Софийский собор - замечательный памятник зодчества и изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке.

Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развивали византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение.

Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, создавшая соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях. Этому мастеру также приписывается создание церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы войны.

Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястр, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII - начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Фрески сохранились в Софийском соборе в Киеве. Многие из них посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из наиболее известных - изображение Дмитрия Со- лунского.

Получила распространение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых Церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - Владимирская икона Божьей Матери. Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Впрочем, древнейшие наши иконы - скорее не древнерусское, а византийское искусство.

Это народное поэтическое начало получает во владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Оно видно в древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли - в оглавном «Деисусе», выполненном, вероятно, в конце XII столетия. На иконе Христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой же земле относится и великолепная икона «Оранта».

Русские златокузнецы, используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты ит.д.

О древнерусской музыке мы имеем слабое представление. Народная музыка может предстать перед нами лишь в артефактах археологических изысканий. Что же касается церковной музыки, то «практическое устроение певческого дела на Руси, разделение поющих на два клироса» связывают с именем Феодосия Печерского. По мысли Н.Д. Успенского, древнерусская музыка была эмоциональна, тепла и лирична.

Явление, которое было главным для древнерусской культуры и мировоззрения, в котором, как в фокусе, собираются все лучи культурной жизни той поры - город. Культура Киевской Руси была поистине городской, как и сама страна называлась - страной городов. Достаточно сказать, что в «Повести временных лет» слово «град» употреблено 196 раз, а в полногласном варианте - 53 раза. В то же время слово «село» употреблено 14 раз.

Город, городская стена имели сакральное значение, что, видимо, брало свое начало от ограды, которая окружала славянские языческие капища. После введения христианства такого рода представления перешли и на христианскую святыню. Не случайно исследователи отметили полное совпадение в плане по форме основного объема Новгородской Софии с Перуно- вым капищем. При этом особое значение приобретали ворота - разрывы в той границе, которые окружали город. Вот почему на воротах часто возводили надвратные церкви.

Сакральную роль играл и детинец - главное городское укрепление и главная городская святыня. Храм был центром культурной регуляции, «размещенным в средоточии социального пространства данной общины». Это был религиозный центр города и всей городовой волости - города-государства.

С городами были связаны все памятники письменности. Даже былины, несмотря на то, что действие в них часто происходит в «чистом поле»,-жанр сугубо урбанистический. Еще В.М. Миллер писал: «Слагались песни там, где был спрос на них, там, где пульс жизни бился сильнее - в богатых городах, где жизнь шла привольнее и веселее».

Культура Киевской Руси, общественное сознание - темы неисчерпаемые. Они изучаются и будут изучаться в науке. Важно отметить, что культура Киевской Руси была вполне адекватна той системе экономических, социальных и политических отношений, которая существовала в ту эпоху. В этой связи нельзя обойти и вопрос о «древнерусской народности». В советской историографии Киевская Русь считалась «колыбелью трех братских народов», а древнерусская народность, соответственно, формой этой «колыбели». Вряд ли стоит иронизировать над этими «младенческими» определениями, как это делается в современной украинской исторической литературе. Это были поиски ответа на важный вопрос.

Сейчас «древнерусская народность» служит предметом споров. Была ли она? Для эпохи вождества, о которой выше шла речь, того порога этничности, который отразился в исторических источниках, было вполне достаточно. Восточные славяне унаследовали эту этничность из глубокой древности, они не утратили представления и об общеславянском единстве. Еще меньше оснований говорить о «древнерусской народности» для периода расцвета городов-государств. Понятия «кияне», «по- лочане», «черниговцы», «смольняне» и т.д. содержат в себе информацию о принадлежности к той или иной волости-земле, а не к этносу.

Ситуация вполне напоминала древнегреческую историю. «Греки никогда не смогли перешагнуть рамки города-государства, разве только в мечтах... Они чувствовали себя, прежде всего, афинянами, фиванцами или спартанцами», - пишет знаток греческой цивилизации А. Боннар. Но все-таки «не было ни одного греческого полиса, который бы не ощущал очень остро своей принадлежности к эллинской общности». Также и древнерусский человек, будучи жителем города-государства, древнерусской политии, ощущал свою принадлежность к Русской земле, под которой нельзя подразумевать некое государство. Не малую роль у греков и у восточных славян сыграла колонизация, которая как раз и сталкивала с другими этносами. Со временем определенную роль начинает играть и православие.

Вопрос о народности подводит к другому, ставшему очень актуальным вопросу: чья ты, Киевская Русь? Украинская, русская или белорусская? Не хочется подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку он оброс всякого рода мистификациями и фальсификациями. Скажем просто: она -общая. Киевская Русь - это «античность» Восточной Европы. Мы располагаем своей «античностью», так же как свою античность имеет и Западная Европа. Надо осознать, что в этом смысле Киевская Русь принадлежит всем нынешним новым государствам: России, Украине и Белоруссии. Она наша гордость и радость: там еще не сформировалось в полной мере государство, не было сложившейся народности, не было устоявшейся религии и Церкви, но там была высокая культура, свобода и много славного и хорошего.

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 августа 2014; проверки требуют 5 правок.

Картина Виктора Васнецова «После побоищаИгоря Святославича с половцами»

Древнерусская народность или древнерусский этнос - единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X-XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа - белорусы, русские и украинцы - возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

    1 Признаки единой народности

    2 История концепции

    3 Сторонники и противники

    4 См. также

    5 Примечания

    6 Литература

Признаки единой народности[править | править вики-текст]

К признакам единства, которые позволяют говорить о единой народности, относят общность литературного и разговорного языка (при сохранении местных диалектов), общность территории, определённую экономическую общность, единство духовной и материальной культуры, общую религию, одинаковые традиции, обычаи и право,военное устройство, общую борьбу против внешних врагов, а также наличие сознания единства Руси .

Современные генетики (О. Балановский) фиксируют единство генофонда трех восточнославянских народов, что является косвенным признаком их былого единства в рамках Древнерусского государства.

История концепции[править | править вики-текст]

«Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» (1674)

В Новое время, идея о единстве восточных славян в древнерусскую эпоху восходит к позднелетописным источникам и историческим сочинениям XVII века . О ней говорится в Густынской летописи , а в Киевском синопсисе, авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю, подробно изложена концепция про древнее единство «русских народов». Она предопределила взгляды большинства историков XVIII и XIX веков на всех восточных славян как на представителей триединого русского народа . В российской историографии XIX века время от времени возникали споры относительно «первородства» и преимущества на наследие Древнерусского государства, которые отдельные представители малороссов (Маркович, Максимович) или великороссов (Погодин) приписывали именно своей ветви. Эти противоречия пытался сгладить Александр Пресняков, в 1907 году утверждавший что у украинцев, русских и белорусов равные права на наследие Древней Руси . Параллельно с российскими историками и Русской православной церковью, идея древнерусского единства поддерживалась и филологами, показавшими существование единого древнерусского языка, который распался впоследствии на несколько родственных языков. Наиболее влиятельные труды по этому вопросу принадлежат Александру Востокову, Измаилу Срезневскому, Алексею Соболевскому, Алексею Шахматову .

В противовес данной концепции Михаил Грушевский ввёл в обиход тезис об отдельности этногенезов украинцев и русских. Этот взгляд стал доминирующим в историографии украинской диаспоры и получил некоторое распространение в современной украинской науке.

В своём современном виде, концепция возникла в советской историографии 1930-х годов. Белорусы, русские и украинцы были определены как три разных народа, однако Киевская Русь и дальше рассматривалась как «общая колыбель» восточнославянских народов, которые образовались в XIV-XV веках. Борис Греков выдвинул предположение об этническом единстве восточных славян в предшествующую разделению эпоху. Теоретическое и фактическое наполнение оно обрело в 1940-е годы благодаря трудам украинца М.Петровского, россиян А.Удальцова и Владимира Мавродина. Именно Мавродину принадлежит авторство термина «древнерусская народность». Впервые он был употреблён в 1945 году в монографии «Образование Древнерусского государства». .

Проблематика древнерусской народности пережила масштабную дискуссию в начале 1950-х гг. . Она была обоснована Сергеем Токаревым, в её разработке также приняли участие археологи Пётр Третьяков и Борис Рыбаков . Существенная роль в оформлении и дальнейшем развитии концепции признаётся за советским историком и историографом, специалистом по эпохе феодализма Львом Черепниным . Тщательному анализу она была подвергнута также Петром Толочко, подтвердившим существование единой древнерусской народности .

В 2011 году происхождение трёх восточнославянских народов от единой древнерусской народности было признано в совместном коммюнике историками из трёх государств на «круглом столе» в Киеве, посвящённом 1150-летию Древнерусского государства .