Культура киевской руси кратко. Культура Киевской Руси: кратко об основных тенденциях развития Культура и искусство киевской руси

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.

В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.

Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.

Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.

Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

Киевская Русь в 11 веке

Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11 веке

В 10 веке началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр – Киев. В 11 веке этот процесс получил новый виток развития, государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Несмотря на то, что Русь больше не была союзом племен, а была уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым – в ее состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.

Русская территория в 11 веке простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан город Владимир Залесский и позднее княжество) и до верховьем Западного бута (город Владимир Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты – эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако, в целом, Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.

Несмотря на то, что разноплановое население и пестрое этнически теперь вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился – племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которая не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Несмотря на то, что большая часть руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, все еще оставалось довольно много язычников и процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12 веке.

Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие, как вече – народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11 веке

В 988 году произошло Крещение Руси и Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью, начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала новой политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но также о духовности и нравственности своего народа.

У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую(отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества – высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати. Богатых и бедных. Именно в 11 веке с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12 веке прочно утвердится, как основной государственный.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, появляется русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей – именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11 века на Руси

    1017-1037 гг. – строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;

    1019 г. – великим князем становится Ярослав Мудрый ;

    1036 г. – ряд успешных походов Ярослава против печенегов;

    1043 г. – последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;

    1095 г. – основание Переяславля-Залесского;

    1096 г. – первое упоминание о Рязани в летописях;

    1097 г. – Любечский съезд князей.

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, это оказало и положительное влияние – начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.

Междоусобные войны на Руси

Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории.

Основной период междоусобиц пришелся на 10-11 век. Основными причинами вражды между князьями стали:

    Недовольство в распределении территорий;

    Борьба за единоличную власть в Киеве;

    Борьба за право не зависеть от воли Киева.

    Первая междоусобица (10 век). Вражда между сыновьями Святослава ;

    Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда между сыновьямиВладимира .

    Третья междоусобица (конец 11 века). Вражда между сыновьямиЯрослава .

На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Несмотря на то, что наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать Киевским князем и иметь возможность подчинить себе собственных братьев.

Первая междоусобица на Руси

Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.

В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был неподготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войной. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает Владимир и начинается новая вражда – междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать Киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.

Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.

В 1016 году начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.

Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча, Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими войнами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

Третья междоусобица на Руси

Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Несмотря на то, что Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.

Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, а Игорю – Владимир.

В 1054 году умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.

Практически весь 1068 год на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 году власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 года Изяслав правит Русью.

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии - Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является "Остромирово Евангелие". Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором "Слова о законе и благодати". Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором "Чтения", "Жития Феодосия" и "Повести временных лет". Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. "Поучение" стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы - "Слове о полку Игореве".

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию ("Слово о гибели Русской земли").

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода - Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды - фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ X-XI века

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА Языческий период в истории древних славян не был примером высокоразвитой цивилизации и не оставил образцов выдающихся памятников культуры. Принятие христианства было необходимым шагом для вхождения славян в содружество стран Западной Европы, стоящих на более высокой ступени развития Архитектурные памятники Древней Руси отражают развитие религиозных идей, а основные исторические этапы формирования единого Русского государства. Каменные соборы строились в честь наиболее важных событий истории Древней Руси. Легенда о выборе Владимиром христианской религии рассказана в «Повести временных лет»

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии - например, торжественное вступление князя на престол. В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор. ВОПРОС: Какое сооружение являлось одновременно архивом, библиотекой, школой, залом для светских церемоний и кладбищем?

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ КОНСТРУКЦИЯ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО Вместе с христианством Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.- корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест - важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар комора - свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом - старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее - луковичные. Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола - символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять - Христос и четыре евангелиста, тринадцать - Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.

Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон - северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.

Под полом церкви находились подклети, в которых хоронили знатных людей и священнослужителей. Восточная часть храма имеет апсиды (от греч. апсида -дуга) - полукруглые выступы. В зависимости от размеров храма может быть одна или пять апсид. Каждая перекрыта полукуполом. В апсидах размещен алтарь («жертвенник»). В алтарь могут входить только мужчины.

В центре алтаря находится престол - квадратный каменный стол, символ гроба Господня. Согласно православной вере, во время богослужения Господь незримо пребывает на престоле. В южной части алтаря расположена ризница (дьяконник) - помещение, где хранится церковная утварь и облачения (ризы) священников. Слева от престола, в северной или северо-восточной части алтаря, есть специальный стол - жёртвенник. Во время службы на него кладут освященные хлеба и вино для причащения. От остального пространства церкви алтарь отделен иконостасом (перегородкой с иконами). Перед ним устроено возвышение - солея. По сторонам солеи расположены клиросы - места для певчих. Выступ в центре солеи, напротив Царских врат, называется амвон (от греч. «восходить»). С амвона произносятся проповеди, читается Евангелие.

Духовность ДУХОВНОСТЬ - такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой вне иерархических взаимоотношениях. Духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

Соборность Собо́рность - понятие, введённое русским философом А. С. Хомяковым (1804-1860), развитое в XIX славянофилами, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

Черты древнерусского искусства 1. Отсутствие авторства (анонимность художественных произведений) 2. Каноничность выражалась в традиционно повторяющихся образов (в живописи существовали живописные подлинники, которые были образцом для подражания или копирования; в Древней Руси не было слова «композитор», были распевщики – которые соединяли церковные тексты с музыкальными звуками, опираясь на определенную модель творчества. Храмовая архитектура так же подчинялась каноническим предписаниям. В литературе – каждому лит-ому жанру соответствовала своя система стилистических оборотов, словесных формул. 3. Символичность. Мастера открывали образы, что сокрыты от взора живущих на земле. Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире.

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций. В начале XI в. В Киеве было выстроено 400 храмов. До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

Архитектура Киева Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Если ворота таковы, то каков же сам город? Золотые ворота. Реконструкция С.Высоцкого

Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Реконструкция - саркофаг над Золотыми воротами

Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы. Реконструкция

Десятинная церковь По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси. Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры - балкон для князя и его приближенных. Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая - всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора). На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» - трофейные скульптуры из Корсуни. Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых жители города. Сохранились лишь остатки фундамента.

Собор Св. Софии в Киеве В 1037 г. началось строительство грандиозного главного храма столицы - собора Св. Софии. Таким образом, Ярослав Мудрый провозглашал Киев равным Константинополю, где главный собор тоже был посвящен св. Софии. В 1019 г. Ярослав, прозванный Мудрым (978-1054), стал единым правителем Русской земли.

Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).

Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Византии. Колоны клали из кирпича. Карнизы, ограждения, полы исполнили из местного сланца, так называемого красного шифера, имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Полы покрывали мозаикой. Снаружи собор украшали ниши и окна, выложенные из плинфы кресты и меандры - геометрические орнаменты, кладка со скрытым рядом и полосы шероховатого, необработанного камня. В Х V П-Х V Ш вв. собор подвергся переделкам. В наше время древняя кладка видна всего лишь на участках, где специально снята штукатурка.

Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер

София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер

Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель

Грандиозная фигура Богоматери (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

Евхаристия

Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма.

Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

Христос Богоматерь

Григорий Чудотворец Григорий Нисский

Архангел

Единоборство Иакова с архангелом Михаилом.

В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе место и тот реальный мир, который окружал человека. Семья Ярослава Мудрого

София Киевская Св. София горела два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и Современный вид развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко.

Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.

София Новгородская Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

София Новгородская Во внутреннем убранстве храма применены двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

«Слово о полку Игореве» В выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 год.

В. Г. Перов «Плач Ярославны». 1881г.

Повесть временных лет Также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается 1117 годом

Остромирово Евангелие Древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Остромирово евангелие относится к богослужебному типу книг Священного писания. В основной части текста книга содержит евангельские ежедневные чтения Остромир являлся представителем одного из самых влиятельных русских родов: его дед – Добрыня (послужил прообразом для былинного Добрыни Никитича) – был дядей князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь. Остромир – троюродный племянник князя Владимира, двоюродный дядя Изяслава – заказывает роскошную книгу, будучи в зените своей славы, ибо рассматривает свое посадничество в Новгороде почти как соправительство с киевским князем.

Использованные ресурсы: Е.П. Львова, Н.Н. Фомина «Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века» Очерки истории. – М.: Питер, 2007г. Л. Любимов «Искусство Древнего Мира» - М.: Просвещение, 1980г. Н.Н. Куцман «Элективный курс Культура Древнего Мира». – Волгоград «Корифей», 2001г. Ю.Е. Галушкина «Мировая Художественная Культура». – Волгоград: Учитель, 2007г. Журнал «Искусство» №7 1993г. Т.Г. Грушевская «Словарь по МХК» – Москва: «Академия», 2001г. А.И. Немировский. «Книга для чтения по истории Древнего мира», 2000г. ЦОР «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон». ЦОР «Культурология» ЗАО «Новый диск». ЦОР «МХК от зарождения до XVII века» Издательский дом «Питер».


Художественная
культура
Средневековой Руси.
Киевская Русь.
Средневековое русское искусство охватывает свыше
восьми столетий. Его отсчёт начинается с середины 9 века и
заканчивается на рубеже 17-18 веков.

Созданные в этот период памятники художественной
культуры обеспечили русскому искусству
признание во всём мире.
Знакомство с русским искусством обычно начинают
с 988 года, в период существования Киевской Руси.

Существенную роль в становлении единой
русской культуры сыграло язычество.
языческая религия - комплекс первобытных воззрений,
верований и обрядов.
В начальный период существования Киевской Руси,
вплоть до конца X века,
язычество играло роль государственной религии
С принятием христианства на Руси
в 988 году прежняя вера
перестала отвечать новой
исторической ситуации.
Но навсегда искоренить из
сознания славянских народов
языческие традиции не удалось.
И сейчас мы отмечаем некоторые
языческие праздники.

1. Архитектура Киевской Руси.
В Киевской Руси началось грандиозное каменное строительство – это
были времена правления Ярослава Мудрого (ок.978-1054) .
Древнерусское государство с центром в Киеве достигло наивысшего
расцвета.
Доминирующий характер приобрело строительство храмов и соборов
расположенных на фоне усадебной застройки.
крестово-купольный храм.

Главные и прочие столбы делили храм на нефы.
НЕФ (франц. nef от лат. navis - "корабль") - главное
помещение христианского храма крестово-купольного или
базиликального типа.
В более узком значении - продольное, вытянутое в плане
помещение.
В восточной части заканчивается алтарным выступом
- апсидой.
Нефов, как правило,
было три или пять.
Вход в церковь был в
западной части храма.
Над ним древнерусские
зодчие строили хоры -
верхнюю открытую
галерею, балкон, где
пребывали во время
богослужения именитые
люди: князь, его семья и
приближённые.

Собо́р Свято́й Софи́и.
г.Киев. XI век
Увеличение крестово-купольных
храмов в длину происходит за счет
прибавления с западной стороны пары
столбов.
В больших городских соборах
увеличивают и число нефов.
Именно по такой схеме строится при
Ярославе Мудром самый древний из
дошедших до нас соборов – собор
Святой Софии в Киеве.
В XI в. Софийский собор был
тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было глубоко символично.
Тринадцать куполов символизировали Иисуса
Христа и двенадцать апостолов
Сейчас в святой Софии – 19 глав

Софиевский собор был
заложен в 1037 году князем
Ярославом Мудрым.
По преданию храм был
возведен именно на том
месте, где князь одержал
победу над язычниками
печенегами.
Более десяти лет строили и
украшали здание
византийские и местные
мастера.
Только в 1049 году Киевский
митрополит Феопемпт
освятил величественное
сооружение.
София Киевская стала главным
храмом страны - здесь Ярослав
основал первую на Руси
библиотеку, здесь велась летопись,
переписывание и перевод книг,
проводились церемонии восхождения
князей на киевский престол, приемы
послов, тут находились усыпальницы
великих князей.

Собор святой Софии в Киеве

В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен
воинами Батыя, в 1385-90 гг. митрополит Киприан восстановил его,
после чего он более трех с половиной веков находился в запустении,
хотя и продолжал действовать.

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской)
церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром
(Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской
монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года,
когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

София стала местом захоронения киевских
князей.
Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын
Всеволод, а также сыновья последнего –
Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.
Запись о смерти
Ярослава Мудрого

Собор святой Софии
в Киеве (13 глав)
Достойным преемником византийских и киевских
художественных традиций выступило
Новгородское княжество.
Собор святой Софии
в Новгороде (5 глав)
Построен из камня по образцу Софийского
собора в Киеве.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050)
Храм был построен сыном Ярослава Мудрого –
новгородским
князем Владимиром Ярославичем

Собор имел важное значение в
общественно-политической жизни
новгородцев.
Здесь находились архив,
библиотека, хранилась казна,
происходила церемония
назначения на высшие
государственные должности,
объявлялись указы.
В соборе хоронили именитых
горожан.

Облик храма характеризуется исключительной
монолитностью и мощью. Лаконичный храмовый
образ Софии послужил образцом для последующего
новгородского церковного строительства.
Пять куполов венчают собор,
средний купол был позолочен
в XV в., очертания этого
купола явственно
напоминают шлем русского
воина-богатыря.
Новгородскую Софию
заслуженно
считают одним из
выдающихся памятников
древнерусского зодчества.

На кресте центрального купола
находится свинцовая фигура
голубя - символа Святого Духа.
По легенде когда в 1570 году Иван
Грозный жестоко расправился с
жителями Новгорода, на крест
Софии присел отдохнуть голубь.
Увидав оттуда страшное побоище,
голубь окаменел от ужаса.
После Богородица открыла одному из монахов, что этот
голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с
креста, город будет им храним.

Собор святой Софии
в Киеве
Собор святой Софии
в Новгороде (5 глав)

2. Изобразительное искусство
Особую историческую и художественную
ценность представляют мозаики и фрески
Софии Киевской. Это уникальный ансамбль
произведений монументальной живописи
(260м2 мозаики и 3000м2 фресок)

Мозаики и фрески Киевского Софийского собора были созданы в
середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из
Константинополя византийскими мастерами.
Христианские сюжеты были призваны просветить неграмотных
людей языческой страны.
На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее
родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия
Победоносца, покровителя Киева - архистратига Михаила и многих
православных святых.
Внутренне убранство храма
отличалось богатой
росписью.
Русские художники использовали
в
храмах синие и розовые
оттенки.
Церковные сооружения
отличались превосходной
акустикой (в стены были
вмонтированы горшки).

Мозаики первоначально занимали
огромную площадь, однако сохранилась
лишь их третья часть.
Мозаичная палитра насчитывает 177
оттенков.
Синий цвет состоит 21 оттенков,
зеленый из 34,
желтый из 23,
красный из 19,
золотой из 25,
серебряный из 9,
что свидетельствует о высоком
профессиональном уровне мастеров.
Кусочки смальты, выкладываемые по сырой
штукатурке, ставились под разным наклоном
таким образом, что лучи света, на них
падающие, отражались под различными
углами и создавали искрящуюся, светоносную
поверхность что придает мозаикам собора
особую выразительность.
Согласно канону, в
зеркале центрального
купола находится
мозаика Христос
Пантократор
(Вседержитель), а
вокруг него – фигуры
четырех архангелов

Архангелы –
начальники ангелов,
они составляют
высшую степень
ангельского чина. Они
благовествуют о
Великом и
Преславном,
открывают тайны воли
Божией, укрепляют в
людях веру и
просвещают их светом
Святого Евангелия.
В настоящее время одна из фигур архангелов – мозаичная, а
три других дошли до нашего времени не полностью: имеются
утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны
художником Михаилом Врубелем масляными красками.

В конхе центральной апсиды – мозаичное изображение
Богоматери Оранты (Молящейся), с широко
вознесёнными руками.
Облачённая в праздничные
сине-золотистые одежды
Богоматерь окружена
мерцанием золотой
смальты.
Мозаичная икона
Богоматери, известна под
именем «Нерушимая
стена».
Многие века в народе
существует поверье, что
доколе не разрушится
«Нерушимая стена», стоять
и Киеву.

Голова Милостивой Матери покрыта платом
(омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот
плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров
Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую
Землю от злых напастей, бед и неприятелей.
Отдельные кусочки мозаики положены под
разными углами таким образом, что вокруг фигуры
Богородицы всегда видно неяркое сияние.
Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя
смальта насчитывает 21 оттенок, а зеленая - 34.

Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на
круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом
византийском крестово-купольном храме.
В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских
сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня.
София неоднократно горела,
перестраивалась, в XIII веке пострадала от
нашествия орд хана Батыя, в XV–XVI веках
стояла вообще без крыши - все это
пагубным образом сказалось на фресках.
До наших дней из 5000 фресок созданных в
XI веке уцелело чуть более двух тысяч.
В конце XVII века старинные фрески были
забелены известью и были вновь случайно
обнаружены в 1843 году когда отвалился
кусок штукатурки с масляной живописью, и
открылась стенопись XI века.
Однако расчистка стен велась
непрофессионально и рабочие кое-где
удалили и фресковую роспись.
Апостол Павел

Особую ценность среди фресок
Софийского собора составляет групповой
портрет семьи Ярослава Мудрого.
Композиция находилась на северной,
западной и южной стенах главного нефа.
Фреска сохранилась, к сожалению, лишь
частично.
Портрет представлял
собой парадный выход
князя, его жены Ирины,
дочерей - будущих
королев Франции,
Норвегии, Венгрии - и
сыновей, ставших
известными
политическими
деятелями.

Сам Ярослав Мудрый
был изображен с макетом
заложенной им Софии
Киевской.

Фрески украшают стены, столбы,
своды.
Среди изысканной и яркой
живописи можно увидеть
изображения Святых и сюжеты из
Евангелия.
Преподобомученница
Евдокия Фреска
Изображение музыкантов и
плясунов на лестничной фреске.
На некоторых фресках в соборе представлены не
библейские темы, а мирские сюжеты. Более
поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены
только религиозной тематике.

Фрески Софийского собора в Новгороде
В отличие от киевских соборов в новгородской
Софии нет дорогостоящих мрамора и шифера.
Новгородцы не использовали также и мозаики
для украшения своего кафедрального храма.
Благовещение Из
Праздничного ряда иконостаса
Севастийские мученики икона
На стенах Софийского собора сохранились
фрагменты фресковой росписи XII в., а также
многочисленные надписи, нацарапанные в разное
время посетителями храма (начиная с XII в.).
Константин и Елена Фреска

Задание на дом
Гл.16, Упр. 3 стр. 168.
Софийский собор
в Константинополе (Стамбуле)
в Киеве
1. Общее в архитектурном облике
2. Отличительные черты

Конспект урока по МХК в 10 классе

«Художественная культура Киевской Руси»

Цель урока:

Образовательные:

    Познакомить учащихся с памятниками культуры Киевской Руси.

    Сформировать понятие о влиянии Византии на культуру Древней Руси, творческой переработке традиций и самобытности русской культуры.

    Познакомить учащихся с крестово-купольной системой строительства храмов, основными архитектурными элементами, системой росписи.

    Охарактеризовать уровень развития изобразительного искусства и художественных ремесел на Руси.

Воспитательные:

    Формировать восприятие древнерусской культуры как неотъемлемой части общенациональной русской культуры.

    Воспитать интерес к изучению истории России и народному творчеству.

Развивающие:

    Уметь определять художественные достоинства памятников архитектуры.

    Уметь описать и проанализировать новые памятники искусства.

    Уметь выразить свое отношение к памятникам культуры и искусства.

Методы обучения:

    Метод экспозиционного показа.

    Метод сравнения и сопоставления памятников древнерусской архитектуры.

    Метод исторического анализа рассматриваемых явлений.

Тип занятия:

Урок-исследование, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс.

Структура занятия:

    1. Организация класса.

      Актуализация опорных знаний по теме «Искусство Византии».

      Содержание занятия по теме «Художественная культура Киевской Руси».

      Подведение итогов и выводы.

      Выставление оценок.

      Домашнее задание.

Оборудование и материалы:

эпиграф

репродукции с изображением памятников культуры Киевской Руси.

Словарь терминов: крестово-купольный храм, неф, абсида, купол, барабан, парус, алтарь, опора, хоры, плинфа, фреска, мозаика, смальта, Пантократор, Оранта.

Даты: 988, 1037, 1052.

Персоналии: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый.

Памятники культуры и искусства: собор Святой Софии Киевской, собор Святой Софии Константинопольской, Золотые ворота, икона Владимирской Богоматери.

Эпиграфы: Храня историю, той…Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки,

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

Дай, Бог, помогут…православные потомки…

Содержание урока

I . Организация класса.

(Звучит музыкальный фрагмент из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты)

СЛАЙД 1

Вступительное слово учителя.

Учитель: Под 1037 годом летописец записал «Заложи Ярослав город великий, у него же златые врата: заложи же церковь святая София…». Действительно, Ярослав соорудил новые каменные главные городские ворота и назвал их Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав построил церковь Благовещения. Построил главный городской собор Святой Софии, который украсил золотом, серебром, иконами. Скажите, какой город отстраивал князь? (КИЕВ). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ)

СЛАЙД 2

Вводная беседа с учащимися.

В понятие «культура» входит все, что создано умом, талантом и руками народа на протяжении тысячелетий. Памятники истории культуры - это материальные свидетельства многовекового опыта развития человечества. В них, как в фокусе, отражены развитие производительных сил и художественной культуры общества. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради :

    Культура восточных славян - традиции язычества.

    Культура Киевской Руси - синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.

    Культура периода раздробленности - на базе культуры Киевской Руси создаются местные школы.

Учитель. Беседа с учащимися по вопросам:

    Как зарождалась русская культура? Будут ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие культуры после принятия христианства?

    Что оказало влияние на ее развитие?

    Как повлияло христианство на развитие культуры? - эти вопросы будут в центре нашего внимания.

Ответы. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя при этом языческие традиции. Русь была открыта для влияний. Именно Византия сначала была предметом освоения, затем нормой и образцом для подражания, затем творчески перерабатывали. Таким образом, ее культура была синтетической, то есть вбирала в себя различные культурные направления, оставаясь при этом самобытной, сохраняла национальные черты.

Но прежде чем мы начнём своё увлекательное путешествие по Киевской Руси, давайте обозначим важнейшие черты древнерусского искусства.

(Анонимность, даже в тех случаях, когда автор ставил своё имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное «Я»)

2. Каноничность .

(Искусство выражалось в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил.)

3. Символичность .

(Самая яркая черта особого художественного языка древнерусского искусства. С помощью символов (знаков) мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей).

На протяжении нескольких уроков мы будем с вами говорить о художественной культуре Средневековой Руси. Период её существования охватывает свыше восьми столетий. Отсчёт её начинается с середины 9 века и заканчивается на рубеже 17-18 вв. Своими корнями русская культура уходит в далёкие времена язычества. От древних славян она унаследовала первоосновы языка, богатую мифологию, искусство резать из дерева всякие причудливые фигурки и предметы быта, рубить избы и ставить терема.

II . Актуализация опорных знаний по теме «Византия»

СЛАЙД4.

Учитель. Огромное влияние на развитие русской культуры оказала Византия. Русь принимает христианство в его православном варианте. Когда это произошло? Как это было?

Ответы. В 988 году. Рассказ о посольстве Владимира во все страны. Лишь в Византии послы «почувствовали себя на небесах».

Учитель. Как происходило принятие христианства на Руси? Спокойно ли принимали его язычники-славяне? Когда и где можно было наблюдать следующую сцену: «Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,.. некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили... и сошлось там людей без числа». Сохранилось еще одно высказывание: «Путята крестил огнем, а Добрыня мечом».

В становление и развитие древнерусского искусства огромную роль сыграло принятие христианства из Византии в 988 г . Крещёная Русь вместе с религией унаследовала богатые художественные традиции: каменное зодчество, тип крестово-купольного храма , мозаичные и фресковые композиции в пространствах архитектурных сооружений, строгие правила иконографии (канон), дивные песнопения , которые сравнивают с ангельским пением. Первыми учителями русских были греки. Но это не значит, что древнерусская культура слепо подражала византийской, она привнесла нечто своё , искони русское. Например, зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота и нарядная декоративность церквей.

Наивысшего расцвета Древнерусское государство с центром в Киеве достигло при правлении Ярослава Мудрого (978-1054гг.). Развернулось широкомасштабное строительство, особенно в Киеве. Самым известным сооружением, которого стал собор Святой Софии (1037).

СЛАЙД 5

В вашем классе работали две проблемные группы , которые постараются ярко представить материал о соборе Святой Софии в Киеве и Новгороде. А также мы все вместе попробуем создать «Живую газету», материал которой, позволит узнать интересные интригующие факты по изучаемой теме. Просьба по ходу нашего урока заполнить сравнительные карточки - характеристики двух великолепных соборов (учащимся раздаются карточки)

КАРТОЧКИ – ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Первая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Киеве

СЛАЙД 6

Огромный пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами и 13 главами, с трёх сторон охваченный широкими галереями, по углам с западной стороны возвышаются две лестничные башни, ведущие на хоры. Общая площадь собора – около 1300 м2., высота до вершины главного купола 28,6 м, общая длина - 41,7 м, ширина – 54, 6м. Стены были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. В соборе проходили богослужение, звучали проповеди, возводили на престол князей. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

СЛАЙД 7

Особую художественную ценность представляет мозаика Софии Киевской. Она восхищают своим великолепием. Мозаика занимает 260 м2. Согласно канону, в центральном куполе мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырёх архангелов. В настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М.А. Врубелем масляными красками.

СЛАЙД 8

В центральной апсиде находится мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками. Богоматерь облачена в праздничные сине-золотистые одежды, её жест рук воспринимается не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещённого народа, защиты града и державы. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев – «матерь городов русских». Также в храме можно увидеть мозаичную работу «Благовещение. Мария», «Благовещение. Архангел Гавриил»

СЛАЙД 9

Фрески Софии Киевской удивляют совершенством техники исполнения. Величественно и торжественно взирают со сводов стен, куполов, лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. По площади фрески занимают 3000м2. Очень интересная среди них групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого , размещённая на трёх стенах западной части центрального нефа. Раньше на ней был изображён великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время только сохранилось изображение княжеских дочерей смиренно ступающих со свечами в руках. На стенах Святой Софии можно наблюдать фрески «Сошествие в ад», «Архангел», «Встреча праведной Елисаветы с Пресвятой Богородицей». Так же в соборе есть и фрески со сценами повседневной жизни князей: шумные пиры, танцы, охота, поединки, травля медведя, цирковые представления с участием скоморохов, акробатов, ряженых.

СЛАЙД 10 Фреска «Скоморохи».

Монументальность, лаконизм, величавость, общность характера изображения наблюдается в ранних иконах 11-12 вв. Создавшие их мастера были выходцами из Византии, у которых русские мастера перенимали опыт.

СЛАЙД 11 Иконы 12 века «Спас Нерукотворный» и «Ангел Златые Власы» выполнены в традициях Киевской Руси. У них уже менее прослеживается аскетическая суровость, сдержанность, которая была присуща византийским иконам.

Учитель:

Предлагаю вам приступить к оформлению «Живой газеты» интересными фактами о Софии Киевской (учащиеся зачитывают свои находки и прикрепляют их к газете)

Учитель: Великий Новгород был вторым по значению городов Киевской Руси, резиденция наследников великокняжеского престола. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.

Вторая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Новгороде.

СЛАЙД 12

Софийский собор в Новгороде строили, как известно, в 1045-50 годах. На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов.

СЛАЙД 13 Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м., ширина – 39,3 м, длина 34, 5 м. Пятинефный крестово-купольное храм с пятью шлемовидными ассиметрично расположенными куполами, тесно сгруппированными в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм.

СЛАЙД 14 Фресковой живописи в Софии Новгородской сохранилось очень мало. Над западным входом в собор находится фреска площадью 70 м2, выполненная в 1528 году. Изображены на стене красками – беседа Авраама с тремя ангелами, пониже София, Премудрость Божия, и Нерукотворный образ Спаса, а по сторонам два архангела. Первоначальная живопись уцелела лишь в центральной части. В 1890 –е годы фреску реставрировали.

СЛАЙД 15 В центральном куполе храма находилась уникальная фреска «Христос Пантократор». Она была уничтожена в 1941 году (историческая сводка из «Живой газеты»).

Икона Святых апостолов Петра и Павла из собора Святой Софии поражала своими размерами 236 х 150см. и нарядным серебряным окладом. Апостолы, запечатлены в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел с книгой, Пётр – с ключами от рая, свитком и посохом – символом власти).

(Учащиеся продолжают заполнять колонки «Живой газеты» с увлекательным материалом) СЛАЙД 16

Учитель: Прослушав очень ёмкую информацию о соборах Святой Софии в Киеве и Новгороде, прошу вас приготовить для сравнительного анализа карточки-характеристики двух памятников древнерусского искусства. Что общего в их характеристике? Чем они существенно отличаются друг от друга?

(Учащиеся делают выводы согласно заполненным карточкам)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В финале нашего урока хочется спросить у вас у каждого что нового вы узнали сегодня, какая информация вас заинтриговала, хотелось бы вам побывать в Киеве и Новгороде что бы увидеть эти святыни и т.д.

(В финале урока снова звучат фрагменты из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. Учащиеся читают стихотворение «Киевская Русь»)

Я снова о тебе молюсь
Святая Киевская Русь.
Нет для меня милее края,
Чем сторона моя родная,
Где у Днепра, как пышный сад,
Стоит могучий Киев-Град.
Где зелень шумно веселится,
Играя с ветром. Где резвится
Босая детвора, и льется песня у Днепра.
На злато Лаврских куполов,
Чтоб с колокольным звоном слиться,
А напоследок опуститься
Под Храма сень, где ставят свечи,
И шепот старорусской речи
Из уст нечаянно слетает,
А дым кадильный поднимает
Тех слов молитвенные тучи.
Услышь их, Боже Всемогущий!
О, Русь святая! Чтоб всегда
Ты яркою звездой сияла,
И Православье прославляла,
Немало вложено труда,
Людских надежд и упований,
Молитв священных и страданий.
Немало полегло народу

За твою славу и свободу.
И, думалось, на сотни лет
Твоё величье и рассвет…
О, Русь! – спрошу тебя с укором,
Зачем разбита ты раздором?!
Зачем князь князю говорит,
Что разделиться час велит?!
И прежде сильная Держава -
У ног врага. А где же слава,
Что недругов слепую рать
Так заставляла трепетать?!
Былые трусы стали смелы,
Уже готовы луки, стрелы,
Чтоб поразить ими сердца,
Чтоб у детей отнять отца,
И сына, чтоб лишилась мать,
Чтоб землю кровью пропитать.
Невинной кровью… Как понять
Твое крушенье до конца?
Что это? Промысел Творца,
Или ошибка предков наших?
Но в прошлом всё. Испита Чаша.
Ты не проси давать ответ
Зачем молюсь опять в ночи
При свете восковой свечи
О том, чего давно уж нет.
Ты лучше в сердце погаси
Печаль о Киевской Руси.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка – характеристика соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде

Киевская Русь.

Киев

Киевская Русь.

Новгород

Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство)

Объёмные сооружения

Объёмные сооружения

Тип храма

пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами

Пятинефный крестово-купольное храм

Количество и форма куполов

13 глав, луковичной формы

Пятиглавый, шлемовидной формы

Высота собора

Высота до вершины главного купола 28,6 м

Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м.,

Длина собора

общая длина - 41,7 м

длина 34, 5 м

Ширина собора

ширина – 54м

ширина – 39,3 м

Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.)

Масштабное, грандиозное сооружение Стены нарядно выложены из плинфы в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Наблюдается асимметрия в расположении глав. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. Ассиметрично расположенные купола, тесно сгруппированные в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления Храм воспринимается как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность.

Учитель. Итак, принятие христианства стало решительным поворотом, разрывом с предыдущей языческой традицией. Вместе с новой религией на Русь приходит новая художественная система. Византийская система, построенная на прочном фундаменте светской и церковной власти, пришлась весьма кстати ко двору князя Владимира. Для утверждения могущества нарождающегося государства Киевской Руси незаменимым оказалось искусство, причем один из его видов. Какой же это вид искусства?

Ответы. Архитектура.

Учитель. Почему именно этот вид искусства?

Ответы. Деревянные постройки не сохранились, а каменные здания стоят уже около тысячи лет.

Учитель. В Х веке начинается каменное строительство на Руси. Русь называют страной городов. Великое будущее Киеву предсказал еще Андрей Первозванный. Согласно легенде, он побывал в городе на Руси и предсказал: «Великий город здесь будет, и Господь воздвигнет много церквей и просвятит крещением Русскую землю». Сбылось ли его пророчество?

Ответы. Да, именно это и произошло. Киевская Русь стала могучей державой.

Учитель. Итак, роскошь и торжественность архитектуры Византии послужили образцом при возведении каменных соборов в Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма (нарисовать схему). В плане такой храм представляет собой квадрат, внутри находится 4 столба или опоры, которые держат купол. Таким образом, в нем виден главный символ христианства - крест и купол как символ неба. Подобный тип храма также называется храм на 4-х столбах или опорах. Какие элементы храма вам известны?

Работа с таблицей I . Задание: можно выполнить одно из нескольких видов:

    записать в тетрадь названия элементов;

    показать их на иллюстрациях;

    в более сложном игровом варианте - соотнести названия и их определения, соединить стрелками, потому что, как правило, учащиеся беспорядочно называют элементы.

Учитель. Известно, что храм нужно украсить. Какова же художественная система росписи византийского храма? Задача: установить связь конструктивных и художественных элементов росписи.

Работа с таблицей II . Художественная система росписи храма.

Можно выполнить одно из нескольких видов заданий в зависимости от времени, отведенного на уроке. Предлагаю три варианта выполнения задания:

предложить учащимся самостоятельно создать систему росписи храма. Задание выполняется в тетради «Моя система росписи». Затем коллективно выясняем, какой образ соответствует месту и роли в конструкции храма. Записываем в тетради «Византийская система».

к доске вызвать учащихся и предложить соединить стрелками элементы храма и изображения, которые, по их мнению, следует поместить здесь. Затем работа с классом по выяснению верности размещения. В тетради записать «Византийская система».

Сразу выполнять в виде игры, разъясняя конструктивную роль архитектуры и место размещения изображений святых.

Вывод: Художественное оформление храма отражает конструктивную роль архитектуры.

III . Изучение нового материала « Художественная культура Киевской Руси».

Записать план.

    Архитектура

    Изобразительное искусство

    Ремесло

Задание. Из этого ряда архитектурных памятников отобрать известные учащимся и ответить на вопросы:

    Как они называются?

    Где были созданы?

    К какому историческому периоду относятся?

    По каким признакам определили?

Изобразительный ряд: Парфенон, Колизей, София Константинопольская, София Киевская, София Новгородская.

Учащиеся выполняют задание. Они должны определить памятники античности (Парфенон и Колизей) как языческие, остальные как христианские.

Учитель. Вот о христианских памятниках архитектуры пойдет сегодня речь. Перед нами древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца земля русская. Несется колокольный перезвон. Мы на древней киевской земле. «Матерью городов русских» называли в то время Киев. Первая каменная церковь на Руси называлась Десятинная. Как вы думаете, почему одна из первых церквей в Киеве называлась Десятинной: 10 камней в основании, 10 дверей, 10 окон, 10-я часть доходов на содержание?

Ответы. Князь из своих доходов давал десятую часть на содержание церкви.

Учитель. Чтобы вам легче было вникнуть в тему, ощутить дыхание эпохи, прослушайте историческую справку о времени княжения Владимира Красное Солнышко, когда были созданы первые бессмертные памятники древнерусского зодчества.

Экскурсовод I . Историческая справка. Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о личности князя Владимира Красное Солнышко и его культурной деятельности. Князь начинает большое строительство в Киеве. Он возводит вокруг него мощные крепостные стены. Главные въездные ворота в город называются Золотыми и Серебряными. Основой деятельности князя было желание создать мощное государство, которое может соперничать с Европой и претендовать на первенство. Он подвел идеологическую базу, создал идейное обоснование преемственности княжеской власти, ввел христианство в византийском варианте. При нем началось строительство храмов на Руси. Главная цель - утвердить силу и могущество нового центра земли русской.

Проблемный вопрос. Могло ли искусство остаться прежним? Какие идеи оно должно утверждать?

Ответы учащихся. Прославление могущества, силы и мощи, величия власти.

Учитель. Давайте послушаем, как это происходило. Кто продолжил дело Владимира по украшению земли Русской?

Экскурсовод II . Историческая справка.

Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о деятельности Ярослава Мудрого. Выступление сопровождается показом изобразительного ряда с видами архитектуры. В 1037 году князь сооружает главный храм своего государства - собор Святой Софии Киевской. В «Повести временных лет» автор пишет: «Отец ведь его землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей. А мы пожинаем, учение принимая книжное».

Учитель. Запишите в тетради название нового храма. Посмотрим, справился ли князь с поставленной задачей. Каким образом об этом должен был рассказать новый собор? (Показ репродукций, сравнить с Софией Константинопольской).

Ответы учащихся.

Учитель. Ярослав Мудрый возвел главный храм в честь Премудрости Божьей - святой Софии, который имеет свои особенности. Он увеличивается в размерах, разрастается в длину и ширину путем добавления опорных столбов. Площадь - 1300 кв. метров, высота купола - 30 метров. Композиция, ритмичность объемов, собирание к центру. Образуется ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами. Откуда возникает это число?

Ответы. Высказывают разные мнения, кто-нибудь обязательно вспоминает чертову дюжину.

Учитель. В храме все символично, даже число куполов. Расшифровывается как 12+1=Христос с 12 апостолами. Кстати, в Десятинной церкви было 25 глав. Строят храм русские мастера под руководством византийских архитекторов. Храм построен из розовой плинфы - широкого и плоского обожженного кирпича, который усиливает эффект декоративности и живописности. Свет из окон в барабане освещает подкупольное пространство. Под главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Наверху, на хорах, появлялся князь со своей свитой. В куполе царило изображение Христа Пантократора, в простенках - вереницы святых, в центральной абсиде помещено изображение Богоматери с воздетыми вверх руками - Оранта. Кого напоминает?

Ответы учащихся. Языческую Макошь - защитницу домашнего очага.

Учитель. Так в искусстве уживаются языческие и православные традиции. Киевляне любили ее и верили, что Богоматерь защитит их от напастей. Они прозвали ее «Нерушимая стена».

Живопись этого периода представлена достаточно широко в мозаиках, фресках, иконах. Это была монументальная живопись, связанная с архитектурой, и иконы. Храм был богато украшен. На стенах сверкали золотом мозаики . Это было настоящее искусство: кусочки стекла - смальту - располагали под различными углами, когда луч солнца попадал на них, он отражался и падал на следующий. Все изображение сверкало и переливалось. До наших дней дошли мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря («Евхаристия», «Дмитрий Солунский»). Кроме «мерцающей живописи», храм украшали фрески. Сохранились изображения семьи Ярослава, а в боковых башнях проявилась фантазия русских мастеров. Они помещали изображения, не соответствующие церковным канонам. Это были сцены из светской жизни, охоты, изображения ряженых и т. д. По фрескам можно узнать, чем на досуге занимались князья - любили музыку, пение, охоту, скоморошьи игры.

На стенах размещались иконы. Именно здесь была помещена знаменитая икона Владимирской Богоматери XII в . - «извечная песнь материнства», как назвал ее И. Грабарь, которая попала на Русь из Византии. « Святой Георгий» воплощал идеал защитника Отечества. Излюбленными сюжетами иконописи были жизнь Марии, события из жизни Христа и святых. В строгих ликах, в больших темных глазах ощущается напряженная внутренняя жизнь, убежденность в своей вере, готовность во имя ее к жертве. В этой суровой живописи воплотился нравственный идеал нашего народа, его сила и стойкость перед лицом испытаний.

Русское художественное ремесло славилось во всем мире. Изящные украшения, подлинные шедевры создают киевские ювелиры. Какие способы изготовления ювелирных изделий были известны древнерусским мастерам?

Обратимся к таблице.

Скань

ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки

Зернь

мелкие золотые или серебряные шарики (от 0,4 мм), которые напаиваются на орнамент из скани

Перегородчатая эмаль

особая техника эмали, где эмаль заполняет промежутки между металлическими перегородками, напаянными ребром на поверхности металла.

Ремесленники не только делали украшения, но и изготавливали оклады для икон, церковную утварь (показ иллюстраций). Рассмотреть орнаменты, установить их связь с языческими мотивами.

Учитель. А что же было на остальной части Руси?

Экскурсовод III . Историческая справка.

В конце XI-начале XII вв. по всей Руси стали строить крестово-купольные храмы. Они строились русскими мастерами из местного материала и с учетом местных традиций. В 1052 году в Новгороде строят Софию Новгородскую, позже - Николо-Дворищенский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, в Чернигове возводят Спасо-Преображенский (30-е гг. XI в., по образу Десятинной церкви) и Борисоглебский соборы. Аналогичные соборы возводились в Вышгороде, Перяславле, Смоленске. Таким образом, на Руси возникают различные художественные школы, объединенные общими чертами. Политические и экономические трудности не позволяют князьям возводить огромные городские соборы, подобные Софии Киевской или Новгородской. В XII веке во всех русских княжествах вырастают одноглавые 4-х столпные церкви, которые заключают в себе яркий художественный образ.

Вопросы для закрепления материала.

Что мы узнали об архитектуре Софии Киевской?

    при каком князе построена: Владимир, Ярослав, Всеволод, Андрей Боголюбский;

    что означает количество глав: чертова дюжина, Христос с учениками, возраст князя, количество строителей;

    о чем рассказывают изображения? (о быте князей)

    тип изображения Богоматери в соборе: Элеуса, Оранта, Одигитрия, Знамение;

    ее название киевлянами: Нерушимая стена, Неопалимая купина, Вседержительница.

Учитель. Перечислить отличительные черты храма.

Ответы.

    многоглавие

    пирамидальность

    растет вверх - принцип иерархии

    ритм объемов - собирание к центру

    пропорциональность - ощущуние гармонии

Учитель. Какой художественный образ заключает в себе этот храм?

Ответы. Учащиеся подбирают слова для определения. Подвести их к понятию "прославление мощи и величия", "ощущение благодати Божьей".

Учитель. Какие чувства вызывает?

Ответы. Красота.

IV . Итоги и выводы по теме урока

    Русь является наследницей византийских традиций.

    Русские мастера творчески переработали византийскую систему и наполнили новым содержанием.

    Художники создавали особый рукотворный мир.

    Языческие традиции будут постоянно "аукаться" в русском искусстве.

    Искусство создано безвестными мастерами.

    Архитектура - ведущий вид искусства, который выражает идеи своего времени.

    Высокий уровень строительной техники.

    Архитектура служит символом прославления власти князя и отражает красоту при гармонии с миром природы.

    При одной строительной системе - крестово-купольной - храмы получают разное образное воплощение и содержание.

    Главный принцип - красота.

    Она входит в нашу жизнь, становится частью ее и связана с современностью.

    Древнерусская культура является частью духовной культуры человечества.

Итак, в искусстве X- XII вв. русский народ увековечил свою молодость, любовь к родной земле. Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как эпоха, которая породила это искусство. И оно входит в духовную культуру современного человека как определенная ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его созидательной силы на заре национальной истории.

V . Выставление оценок.

VI . Домашнее задание. Составить кроссворд с новыми терминами.