Краткий анализ стихотворения "я мечтою ловил уходящие тени". Черты символизма (на примере стихотворения К

Война застигла Блока в Шахматове. Он встретил ее как новую нелепость и без того нелепой жизни. Он любил Германию, немецкие университеты, поэтов, музыкантов, философов; ему трудно понять, почему народы должны сражаться в угоду своим властителям. Самый тяжелый и позорный мир лучше, чем любая война. Любовь Дмитриевна сразу же выучилась на сестру милосердия и отправилась на фронт. Михаил Терещенко отказался от всякой литературной деятельности.

Полная пустота кругом: точно все люди разлюбили и покинули, а впрочем, вероятно, и не любили никогда. Очутился на каком-то острове в пустом и холодном море... На остров люди с душой никогда не приходят... На всем острове - только мы втроем, как-то странно относящиеся друг к другу, - все очень тесно.

«Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Это изречение Леонардо да Винчи по отношению к Анне Ахматовой справедливо вдвойне. Она не только хорошо, достойно прожила свою жизнь, но срок, отпущенный ей на земле, и в самом деле оказался удивительно долгим. Однако, радуясь творческому долголетию Ахматовой, нельзя не сказать о некоторых особенностях мемуарной литературы о ней, проистекающих из этого фактора. Почему мы имеем столь богатую мемуарную литературу об Александре Блоке или Сергее Есенине?

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт относится к плеяде старших символистов Серебряного века. Примером лирики подобного направления служит стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».

Стихотворение написано в 1894 году. Его автору исполнилось 27 лет, он выпустил сборник стихов «Под северным небом», достаточно тепло принятый критикой, занялся переводческой деятельностью. Но еще несколько лет назад после разрыва с родителями он бедствовал и сомневался в своих литературных способностях.

По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Большинство рифм открытые, много глагольных. Лирический герой — сам поэт. Композиция единая, одночастная: герой поднимается по ступеням. Стихотворение не относится к лучшим образцам поэзии К. Бальмонта, оно типично для тогдашнего символизма.

Человек здесь поставлен в центр мироздания: в Библии лестница спускается с небес на землю, здесь — наоборот. Герой не раздумывая совершает подъем на некую грандиозную башню, возможно, ту самую, Вавилонскую. Впрочем, о том, что ждет его наверху, не сообщается. Есть сходство со стихотворением , персонаж которого также в мечтах покидает Землю. Невесомость и волшебное происхождение лестницы подчеркивает олицетворение «дрожали ступени». Много раз повторяются глаголы, создавая иллюзию восхождения: наступила, рисовались, дрожали.

Есть и другие повторы: уходящие тени, тем ясней, уж ночь. Лексика возвышенная. Сравнение: сияньем словно ласкали. Антитеза: ночь для Земли, для меня дневное светило. Эпитеты: дремлющих, огневое, отуманенный. Инверсия: сверкали выси. Синекдоха: ступени под ногой. Звукопись: шипящие и свистящие согласные.

Прописная буква в написании слов: Небес, Земли. Так поэт подчеркивает, что это аллегории, метафоры, что он идет не в открытый космос, а в мир мечты и фантазии. В переносном смысле поэт говорит о восхождении к вершинам мастерства: я узнал, как ловить. Но и останавливаться на достигнутом он не собирается: и все выше я шел. Последнее четверостишие возвращает читателя к первому.

Конец XIX века был переломным для становления К. Бальмонта как поэта. Получив поддержку В. Брюсова, поэт все смелее ищет себя в литературе, его слог становится музыкальнее, а темы — разнообразнее. Примером такого поиска является стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».

Творческие работы Константина Бальмонта достаточно часто содержат в себе романтические оттенки, хотя на самом деле, речь идет о достаточно серьезных вещах. Автор использует такой литературный прием, как символизм и с его помощью создает свои прекрасные стихотворения.

Одним из них можно назвать работу «Я мечтою ловил уходящие тени…». В тексте всего стихотворения мы знакомимся с мыслями автора о его творческих достижениях. В рифмованных строках Бальмонт пишет о своих взлетах, о том, как кропотливо он достигал вершины своей литературной деятельности.

Некоторая ирония прослеживается в словах: «Я на башню всходил, и дрожали ступени…». На первый взгляд, читатель понимает, что автору было достаточно трудно взобраться по литературной лестнице. Но, оценивая смысл творческой работы целиком, мы понимаем, что К. Бальмонт с огромной уверенностью шагал вперед, не обращая внимания на завистников.

В строке «И чем выше я шел, тем ясней рисовались … очертанья вдали», читатель видит тот порыв души, то стремление к славе, которое на самом деле бушует в душе автора. И чем ближе он приближался к заветной мечте, тем отдаленней казались ему недоброжелатели.

Он пишет: «И внизу подо мною уж ночь наступила». А это значит, что все прошлые события его жизни, это лишь воспоминания, о которых он совершенно не хочет помнить. Он говорит о них, как о темной ночи, которая уже осталась позади.

В строках творческого стихотворения, К. Бальмонт замечает: «Я мечтою ловил уходящие тени …». Что подразумевается под ними? Я думаю, автор научился останавливать время при помощи своего мастерства и таланта. В строках своих работ он запечатлел самые волнующие жизненные моменты, к которым больше не следует возвращаться. Они останутся в стихах, в рифмованных строках. Они унесут все обиды и разочарование в далекое прошлое.

В период расцвета творческой деятельности Константин Бальмонт часто экспериментировал в разных направлениях и стилистиках. В это время символизм поэта окрашивается в романтические тона, когда на философские темы автор может говорить с определенной долей изящества, восторга и красоты. Такая тенденция прослеживается в большом количестве стихотворений Бальмонта, и произведение под названием «Я мечтою ловил уходящие тени…», которое было написано в 1895 году, не является исключением. Главная тема стихотворения не несет в себе возвышенного или романтического оттенка, напротив - она достаточно прозаична. Бальмонт рассказывает о своем творческом пути, но столь виртуозно, что сразу понять мысль, которую он хочет донести, не так-то просто. Начало своей литературной деятельности автор описывает с некоторой долей иронии: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». В общем контексте произведения эти стихотворные строки говорят читателю о том, что Бальмонт упорно шел к достижению своей цели, мечтая добиться славы и признания у людей. Но не только честолюбивые помыслы волновали душу поэта, но и романтические, потому он говорит о том, что «мечтою ловил уходящие тени», пытаясь в своих творениях запечатлеть прекрасные мгновения стремительно идущего времени.

Бальмонт признается, что имел совершенно конкретные цели и желания, которых он пытался достичь своим творчеством: «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». От вершин, к которым так усердно стремился молодой поэт, у него захватывало дух. Чем выше он поднимался по ступенькам литературного успеха, тем меньше внимания и душевных сил тратил на тех, кто пытался помешать ему своими недоброжелательными нападками и критическими высказываниями. Бальмонт нелестно отзывается о подобных людях, что пытались помешать ему в осуществлении своей мечты из чувства мести или зависти: «И внизу подо мною уж ночь наступила». То время, когда сердце чувствительного автора могли задеть недобрые высказывания, осталось позади, ведь заветная цель была все ближе, горела все ярче: «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали». Но поэту пришлось пожинать плоды не только своих литературных трудов.

Образный язык символизма позволяет иначе трактовать смысл стихотворения - как гимн вечному устремлению духа человеческого от тьмы к свету. Образная структура произведения основана на контрастах: между небесным и земным, светом и мглой. Сюжет заключается в движении лирического героя, что восходит на башню, уходящей в небеса, покидая земной мир. Герой мечтает остановить уходящее время, приблизиться к вечности, мечтою ловя уходящие тени. Когда под его ногами земной мир погружается в ночную тьму, перед ним сияет «огневое светило», что дарит духовное обновление, а очертания дремлющих гор, что виднеются вдалеке, становятся все более зримыми. Наверху лирического героя ожидает симфония неясных звучаний («и какие-то звуки вокруг раздавались»), которые возвещают о его полном слиянии с небесным миром. Картина восхождения к высшему миру корнями уходит в романтические сюжеты об одиноком герое, который бросает вызов земному и бренному. Он противостоит уже не косности общества, но космическим законам. Лирический герой является избранным, что типично для персонажей символистских произведений. Стихотворение отличается невероятной пластичностью, музыкальностью ритма, который создается благодаря волнообразным движениям интонационных подъемов и спадов, аллитерации шипящих и свистящих согласных, сонорных «р» и «л». Четырехстопный анапест создает особенный и завораживающий ритм.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

«Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.

Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах . В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.

Тем не менее, Бальмонт признается, что у него были вполне определенные цели, которых он пытался достичь. «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. «И внизу подо мною уж ночь наступила», - именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым из чувства зависти или же мести. Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».

Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.