Огэ русскому языку проверочные работы. Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Вариант 5 (ОГЭ-2015)

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)3десь он познакомился с Машей. (3)0на была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он - с Машей, которую в зоопарке все знали.

(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

(20) 0ни быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

(21) Потом она вышла замуж и уехала.

(22) «Я не могу взять тебя с собой, - сказала она. - (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд - неправда.

(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда.

(По Т. Устиновой)*

* Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.) - российская писательница, работающая в детективном жанре.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк?»

1) В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками».

2) Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.

3) Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.

4) Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он - с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

4. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание согласной в при­ставке не зависит от последующего согласного звука.

5. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н».

6. Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

9. Среди предложений 27-34 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Когда ему было лет девять/ 1 * он часто приходил в зоопарк/ 2 * где знал/ 3 * казалось/ 4 * каждую дырку в деревянном заборе/ 5 * каждый закоулок между клетками.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Поесть не очень стыдно/ 1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет/ 2 * он будет с ней дружить/ 3) а подачек ему не надо.

13. Среди предложений 15-21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 26-30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

15.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 5

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слово «характер» пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает «признак, особенность». В зависимости от существующих у человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер тесно между собой связаны.

Как воспитать у себя сильную волю и характер? Эти качества утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий - внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком - его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние могут создаваться другими людьми или трудностями выполнения задачи.

С чего следует начинать воспитание сильной воли и характера? Проще всего с достижения не слишком трудных целей, а затем постепенно их усложняя. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт. Очень важным условием воспитания силы воли и твёрдого характера является систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если её избегать в повседневной жизни, то можно оказаться беспомощным в серьёзных испытаниях. А кому же хочется казаться слабым и бесхарактерным в глазах окружающих?

(151 слово)

(По Т. Морозовой)

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

    Встречи с этими людьми вот уже в четвёртый раз происходили у меня примерно в одно и то же время у начала довольно крутой каменистой тропы, сбегающей к морю. (2)На обычном и весьма потрёпанном «Орлёнке» катился симпатичный пацан лет десяти, а впереди на прекрасном велосипеде восседала его мама.

    У этой круто уходящей вниз каменистой тропы она неловко сходила с велосипеда и неуклюже начинала семенить по осыпи.

    Мальчишка застывал наверху.

    И всякий раз повторялась одна и та же сцена.

    Слезай... - даже не оборачиваясь, начинала твердить мать. (7)- Слезай сейчас же!

    Ну, мамочка... (10)Можно, я съеду? - просительно тянул мальчишка.

    Мамочка...

    И он приводил неоспоримый технический аргумент:

    У меня же тормоза хорошие...

(17)Я понимал, как мальчишке хотелось съехать, как хотелось испытать себя! (18)Но он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном. (19)Он мучительно сопел, снедаемый тайным желанием испытать себя на спуске, который, наверное, казался ему головокружительным цирковым аттракционом. (20)Он горестно вздыхал и начинал спускаться следом за молодой женщиной. (21)Мелкие камешки чугунного цвета, подымая сухую белую пыль, струйками сыпались из-под его кроссовок.

(22)- А ты прилично ездишь... - сказал я ему однажды. (23)- У меня есть идея! (24)Давай сегодня после обеда встретимся на тропе. (25)С велосипедом.

    Я тебя подстрахую...

    Ну, давай! - сказал я, когда мы встретились в назначенное время. (28)- Только сначала, для первого раза, не слишком разгоняйся.

(29)Я встал на тропе в единственном по- настоящему опасном месте, чтобы перехватить мальчишку в случае чего. (30)Махнул ему рукой - он ринулся вниз.

(31)Первый спуск, как того и следовало ожидать, оказался неудачным. (32)В крутом вираже мальчишка не удержался и с разгона примчался в заросли прибрежной ежевики.

    То, что он сначала принял за кровь, пропахав на спине приличное расстояние в кустарнике, оказалось просто спелым ягодным соком...

    Он кивнул и начал карабкаться к повторному старту; поцарапанный нос его отчаянно задрался вверх.

    На втором спуске велосипед попал в желобок, заполненный гравием, колёса буксанули, и мальчишка вылетел из седла через голову.

    Славный мальчишка был горд и счастлив неописуемо....

    Мы отмыли в море наши боевые шрамы, выстирали запылённую одежду. (43)Домой по тропе, которая уже не казалась такой крутой и опасной, мы подымались вместе. (44)Одной рукой я придерживал на плече «Орлёнка», а другой - обнимал узкие, но крепкие и горячие плечики. (45)А потом мальчишка улыбнулся и взял меня за руку своей твёрдой ладошкой. (46)И мы пошли дальше, держась за руки. (47)И я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина.

(По Л. Куклину)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил помочь мальчику осуществить его мечту?»

    Рассказчику надоело слушать постоянные отказы матери на просьбу мальчика съехать вниз по склону.

    Рассказчику было любопытно посмотреть, как мальчишка съедет вниз.

    Рассказчик понимал, как мальчику хотелось стремительно промчаться по крутой тропе.

    Рассказчик был уверен, что нет ничего опасного в спуске по крутой тропе.

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот. 0

буксанули, и мальчишка вылетел из седла через голову.

    Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх.

    При новом лихом спуске - с ветерком, с воплем - велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа...

    Мы отмыли в море наши боевые шрамы, выстирали запылённую одежду.

    Из предложений 32-33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «пространственная близость к чему-либо».

    Из предложений 37-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».

    Замените просторечное слово ПАЦАН в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

    Замените словосочетание ЧУГУННОГО ЦВЕТА (предложение 21), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Выпишите грамматическую основу предложения 41.

    Среди предложений 37-39 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он мучительно сопел/ 1 снедаемый тайным желанием испытать себя на спуске/ 2 который/ 3 наверное/ 4 казался ему головокружительным цирковым аттракционом.

    Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

    В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Среди предложений 17-19 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Среди предложений 37-40 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из


заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. Горького.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое целеустремлённость », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

прибрежная

отчаянно

цветчугуна

МальчишкаБылГордСчастлив

Обо всех неточностях пишите на почту (с указанием номера варианта и задания): [email protected]

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1 - В14.

(1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. (3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис”. (4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. (5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (6)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”.(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. (11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
(12) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. 13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (17)Отсюда и выражение “серебряный звон”.
(18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
(22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон.
(25) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
(26) Трудное дело - отливка колоколов. (27)Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение.

(Е.Осетров)

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.
А1 . Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?
1) Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.
2) Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
3) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.
4) Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

А2 . Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?
1) Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”
2) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
3) В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности.
4) Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

А3 . В каком варианте ответа содержится тема текста?
1) Литье колоколов и бил считалось почетным делом.
2) История колоколов России.
3) С колоколами были связаны самые различные поверья.
4) В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

А4 . В каком варианте ответа указана главная мысль текста?
1) Первые упоминания о литье колоколов.
2) Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.
3) Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
4) Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

А5 . В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”?
1) 23
2) 8
3) 11
4) 20

А6 . В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием.
1) Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
2) Первые упоминания о литье колоколов.
3) Поверья, связанные с колоколами.
4) Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.

А7 . Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”?
1) Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей
2) Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.
3) Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.
4) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

А8 . В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?
1) метафора, фразеологизм
2) сравнительный оборот, гипербола
3) анафора, олицетворение
4) эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм

А9 . Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 . Из предложений 26 - 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»

В2 . Из предложений 23 - 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

В3 . Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе».

В4 . Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.
Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (3)возвещавшими о начале дня.

В5 . Среди предложений 12 - 14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В6 . Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В7 . Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Деревенских жителей- …

В8 . Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

В9 . Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В10 . Среди предложений 3 - 8 найдите предложение с вводным словом.
Напишите номер этого предложения.

В11 . Среди предложений 12 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12 . Среди предложений 18 - 25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В13 . Среди предложений 9 - 17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В14 . В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

Ответы

А1-2;
А2-3;
А3-2;
А4-2;
А5-8;
А6-2;
А7-2;
А8-4;
А9 - О колокольных звонах повествовали метафорично: «Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу».

В1-гигантский;
В2-возвещавшими;
В3-летописца;
В4-3;
В5-13;
В6-1;
В7-жители деревни;
В8-колокол - инструмент;
В9-2;
В10-4;
В11-15;
В12-24, 25;
В13-11;
В14- Новгородская летопись в 1342 году отметила, что архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис.

Вариант № 5

Тест части 2 ОГЭ по русскому языку.

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14

_____________________________________________________________________________________________

(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову)*

* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

_____________________________________________________________________________________________

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

_____________________________________________________________________________________________

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что составляло основу авторитета Глебова в классе?»
1. Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре.
2. И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета.
3. Он пользовался ею расчётливо и умно́ приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.
4. А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет(-ы) .
1. Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.
2. И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
3. И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
4. Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «история » (предложение 19).
1. действительность
2. происшествие
3. наука
4. рассказ

5. Из предложений 9-14 выпишите наречие(-я) , правописание Н-НН в котором(-ых) определяется правилом «В наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените устаревшее книжное словосочетание «были посрамлены » в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «держался надменно » (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Из предложений 6-10 выпишите составное(-ые) именное(-ые) сказуемое(-ые) .

9. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах) .
Так Лёвка из человека,(1) которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. И с этого,(3) наверное,(4) времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… И нет несчастнее людей,(5) поражённых завистью. И не было сокрушительней несчастья,(6) чем то,(7) что случилось с Глебовым в миг его,(8)казалось бы,(9) высшего торжества.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком,(1) в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы,(2) когда мало зрителей,(3) мог даже товарища провести,(4) а то и двух.

13. Среди предложений 9-14 найдите сложное предложение с придаточным обстоятельственным времени . Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 17-20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответы:

Задания

Ответы

надменно, сонно, презрительно <или> любая другая последовательность этих слов

были опозорены <или> опозорены