Некрасов о поэтическом творчестве. Н

Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших нравственных позиций судит он свои несовершенства, казнит себя за малейшие колебания и слабости. Его политическое слово участвует в общественной борьбе, в деле народного освобождения. Становление Некрасова-поэта отмечено особыми чертами. Чтобы стать самим собой, ему надо творчески преодолеть себя. Чтобы стать подлинным поэтом, надо быть личностью со своей судьбой, необходимо пройти жизненную школу. Она оказалась суровой. В первых некрасовских стихотворениях слышатся прежде всего две интонации: сатирически разоблачающая и скорбно-поэтическая.

Будешь ты чиновник с виду

И подлец душой,

Провожать тебя я выйду –

И махну рукой!

В день привыкнешь ты картинно

Спину гнуть свою…

Спи, пострел, пока невинный!

Баюшки-баю.

(«Колыбельная песня»)

А вот совсем другой сюжет и другие ритмы:

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

Некрасовский поэтический мир – это мир социальных противоречий, жестокой борьбы; мир тружеников, неимущих и угнетенных, с их насущными нуждами и интересами; мир нищеты, одиночества, промозглой сырости и пронзительного ветра. Сюжеты Некрасова – обычно истории неблагополучные: смерть ребенка, неравный брак, проводы рекрута. Некрасов ввел в поэзию великое многообразие лиц всех сословий и положений; собственными голосами заговорили у него городская улица, сельская сходка и ярмарка. В его произведениях с яркой характерностью и непринужденностью «высказываются» самые разные, не похожие друг на друга герои – от «убогого странника» до княгини Болконской, от провинциального чиновника до поэта Пушкина. Автор при этом выступает в особой роли. Он – свидетель, слушатель, собеседник, соучастник. Многие некрасовские стихотворения строятся как рассказ на увиденном и услышанном, как живой диалог автора с героем. Порой автору было достаточно лишь глянуть в окно, чтобы окружающая жизнь начала раскрываться в сценах и эпизодах. Так возникло знаменитое стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Среди городской сутолоки появляется группа крестьян, пришедших к «парадному подъезду» издалека с просьбой. Это «правдоискатели», ходоки по делам крестьянского мира. Из-за житейской забитости, убогости, выступают одухотворенность, стойкость. Автор выступает в роли трибуна, обращенный к народу с вопросом – «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» Характерное некрасовское мироощущение с особой силой проявилось в стихах о любви – они полны беспокойного напряжения, «мятежной страсти». По традиции «она» являлась герою из какого-то таинственного мира. Чаще всего любящие у Некрасова – союзники в жизненной борьбе, трогательно и бескорыстно поддерживающие друг друга, причем в героине порой даже больше душевных сил, какого-то веселого сопротивления невзгодам:

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм, оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум…

В поэзии Некрасова выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с ее прошлым и настоящим. Вне России он не мыслит ни жизни, ни творчества.

В Европе удобно, но родины ласки

Ни с чем несравнимы…

Материнская любовь олицетворяет для Некрасова высшее духовное, нравственное начало. Отношение поэта к Родине – всегда глубокое сыновнее чувство. Оно пронизывает лирику и мощно отзывается в поэмах:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

С Некрасовым в литературу, в поэзию вошло нечто такое, что не устарело с годами, а развивалось, росло. Это – новый уровень народности и гражданственности, накал лирического чувства, новые поэтические открытия.

Тема назначения поэтического творчества — одна из центральных тем русской поэзии XIX века. У Некрасова она неразрывно связана с темой гражданского служения. Его поэт не только творец, воспевающий добро и справедливость, но и настоящий гражданин, посвящающий свою жизнь борьбе за счастье людей.

В период общественного подъёма Некрасовым было написано стихотворение «Поэт и гражданин » (1855 — июнь 1856). Некоторые исследователи творчества Некрасова считают, что в этом стихотворении представлены два противоположных взгляда на поэта и поэзию, другие, напротив, говорят о соприкосновении этих точек зрения, о том, что Некрасов понимает поэзию как важное общественное дело.

Герои стихотворения ведут диалог не друг с другом, а с читателем. Оба они убеждены в святости и благородстве гражданских чувств, но гражданин больше обличает и убеждает, а поэт исповедуется, его голос звучит не торжественно, а печально и сурово.

В юности поэт мечтал о высоком жребии, но жизненные невзгоды сломили его, «с душой ленивой, самолюбивой и пугливой» невозможно быть «избранником неба», невозможно провозглашать истины людям. Последняя строфа стихотворения рисует нам боль и раскаянье поэта, который не может найти в себе силы для борьбы и робко склоняет голову. Гражданин же не только призывает поэта быть «глашатаем истины», но признаёт, что цель творца — служение искусству на благо ближнему, верность «всеобнимающей любви» к людям. В финале стихотворения перед читателями предстаёт угрюмая Муза в терновом венке — идеал красоты и гражданской поэзии. Так в лирике Некрасова утверждается новая эстетика: прекрасное в изображении неприглядных сторон жизни и страданий людей. Не каждый поэт способен быть верным этому идеалу; главное — не изменить своему призванию, не «погнуться душой», не дать ей остыть в бесплодных попытках найти благородную цель и следовать ей всю жизнь.

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи! —

восклицает некрасовский гражданин. Однако «незлобивый поэт», который поклоняется исключительно искусству, не думая об «обличении страстей и заблуждений» толпы, по мысли Некрасова, не способен «проповедовать любовь».

В отличие от стихотворения «Поэт и гражданин», стихотворение «Блажен незлобивый поэт... », написанное на смерть Н.В. Гоголя, строится не на антитезе «поэт — гражданин», а на противопоставлении двух типов художника, которое когда-то было заявлено Гоголем в поэме «Мёртвые души». Незлобивый поэт превыше всего ценит собственное спокойствие, он не будет обличать общественные пороки и служить добру и справедливости. Гоголь, по мысли Некрасова, представляет тип художника, который прежде всего думает о других людях и «проповедует любовь враждебным словом отрицанья», а значит, его жизненный и творческий путь тернист и тяжёл. Поэт страдает за истину, за своё служение общественному благу, он обречён на непонимание и упрёки толпы.

Тема поэта и поэзии у Некрасова тесно связана с темой народа — поскольку именно любовь к народу вдохновляет поэта на создание стихов.

Одним из программных произведений Некрасова, посвящённых не только теме поэта и поэзии, но и теме народа, является стихотворение «Элегия » (1874). Казалось бы, неожиданный жанр для гражданской поэзии, но Некрасов придаёт ему новое злободневное звучание. В «Элегии» лирический герой в очередной раз задается вопросом народного счастья и размышляет о поэтическом предназначении. Он сомневается в том, что освобождённый народ счастлив, и подобно поэту из пушкинского «Эха», не получает ответа — народ, как и прежде, безмолвствует. Однако Некрасов вновь настойчиво обращается к молодому поколению, призывая не обманываться мнимым спокойствием и кажущимся благополучием. Все надежды на будущее он, как и прежде, связывает с юными свежими силами, им передает свои мечты и стремления.

Сам же поэт в этом стихотворении подводит итоги: подобно словам из пушкинского «Памятника» звучат строки о том, что считает он наивысшей заслугой поэта, однако, в отличие от Пушкина, Некрасов согласен на безвестность и забвение, довольствуясь сознанием того, что его подвиг гражданского служения народу выполнен до конца. Некрасов называл «Элегию» одним из самых задушевных и дорогих его сердцу произведений, написанных в последние годы жизни. Это была своеобразная вариация на тему пушкинских стихотворений, окрашенная горячей любовью автора к простому народу. Таким образом, гражданская поэзия под пером Некрасова достигла небывалых лирических высот.

В «Последних песнях », звучащих подобно реквиему, вновь возникает образ бледной «кнутом иссечённой Музы», которая словно сплетает воедино основные темы и мотивы поэзии Некрасова: тему народа и народных страданий; тему поэзии и поэта, строго оценивающего себя и противостоящего людской молве; мотивы одиночества и трагической отчужденности поэта-гражданина. Кроме того, этот образ в полной мере отражает глубоко национальный, народный характер некрасовской лирики, духовное единение поэта с народом.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.А.Некрасов о поэтическом творчествеПодготовила Чурсина А.А., учитель ОУ ОЛ «Довузовский комплекс ТвГУ» Цели:Выявить своеобразие лирики Некрасова о поэтическом труде как служении народу.Раскрыть идейно-художественное содержание стихотворений о поэтическом творчестве.Совершенствовать навыки анализа и выразительного чтения стихотворного текста.Расширять и углублять предметную компетенцию.Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учеников. Актуализация опорных знаний Принято считать, что роль Некрасова в развитии русской поэзии так же значительна, как и роль Гоголя в развитии русской прозы. В чем новаторство лирики Некрасова? Какие темы раскрывает поэт в стихотворениях? Мотивация учебной деятельности Лирика Н.А.Некрасова - необычное явление в русской литературе. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Некрасов полностью переосмысляет роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой являются слова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Лекция (составить конспект) Муза Некрасова – муза «мести и печали», «сестра народа» – так называл ее поэт. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином. Он стал певцом народа, поэтическим глашатаем революционеров-демократов 50-70-х годов XIX века. Лекция (составить конспект) В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа: Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь… Иди и гибни безупречно. Лекция (составить конспект) По мнению Некрасова, судьба истинного поэта должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает в стихотворении «Элегия» (1874), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна – Не верьте, юноши! Не стареет она. Некрасов выступает против тех, кто из моды проявлял сочувствие народу, но в годы реакции отвернулся от него. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества. Лекция (составить конспект) В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ». В произведениях поэта очень часто встречается размышление о музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил («Муза», «Вчерашний день часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…»). Некрасовская муза – страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…»Вчерашний день, часу в шестом,Зашел я на Сенную;Там били женщину кнутом,Крестьянку молодую.Ни звука из ее груди,Лишь бич свистал, играя...И Музе я сказал: "Гляди!Сестра твоя родная!" 1848 Аналитическая беседа1. Кто такая муза?2. Кто является музой творчества Некрасова?3. Каков символический смысл образов стихотворения?4. Есть ли аналогия между образом крестьянки и иссеченной музой поэта? Обобщение Это стихотворение является первым поэтическим манифестом Некрасова. Необычность его заключается в том, что ни в русской, ни в мировой поэзии мы не встретим примера, когда поэт осмелился бы назвать свою музу сестрой истязаемой крестьянки. Аналитическая работа со стихотворением «Элегия».1. Докажите, что это стихотворение – элегия.2. Кому адресована «Элегия»?3. Почему поэт обращается именно к молодому поколению?4. Как развивается тема поэта и поэзии во второй части «Элегии»?5. Какой народ поэт называет «своим»?6. Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Обобщение Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое грустью. (Словарь Ожегова). Некрасов назвал это стихотворение самым задушевным и любимым. «Я видел красный день: в России нет раба! – Некрасов говорит о реформе 1861 года – освобождение крестьян от крепостничества. «Современник» в лице своих публицистов и, главным образом, Чернышевского скептически отнесся к освобождению крестьян, поскольку оно оказалось по сути «освобождением» от земли. И все же Некрасов приветствовал даже это половинчатое освобождение. «Элегия», написанная через 13 лет после реформы как бы подводит итог надеждам. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Поэт и гражданин»1. О чем спорят герои стихотворения?2. Какова идея этого произведения?3. Чья позиция ближе Некрасову?4. Почему, по вашему мнению, именно это стихотворение открывало сборник «Стихотворения Н.Некрасова»1856 года?5. С какой целью обращается поэт к форме диалога?6. Найдите в стихотворении афористические выражения и строки, раскрывающие гражданские чувства Некрасова, его взгляды на назначение поэзии.7. Воссоздайте по монологу Поэта его жизненную и творческую судьбу. Что заставляет Поэта назвать себя «больным сыном больного века»? Рефлексия. Подведение итогов урока. Дискуссия. Способна ли поэзия Некрасова согревать душу сегодня? Есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет истинное искусство?Есть мнение, что:поэзия Некрасова устарела и не может вызвать интерес у современного читателя;Некрасов отказался от светлых сторон в жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ;Стихи Некрасова – это газетная поэзия, репортаж в стихах. Заключение В поэзии Некрасова получила воплощение тема народных страданий, в ней отразились все стороны народной жизни и важнейшие аспекты человеческого существования вообще. Эта неоднородность, многогранность поэтического мира Некрасова дает возможность по-разному «прочитывать» его творчество. Поэзия Некрасова как живое, немеркнущее явление русской культуры по-разному соотносилась с духом того или иного времени. Домашнее задание1. Выполнить сравнительный анализ (письменно на отдельном листе) стихотворения К.Ф.Рылеева «Гражданин» и стихотворения Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин».2. Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворения Некрасова.


Цели и задачи: Выяснить, в чём же неповторимость, новаторство поэзии Некрасова? Выяснить, в чём же неповторимость, новаторство поэзии Некрасова? Изучить основные темы и идеи лирики Некрасова: Изучить основные темы и идеи лирики Некрасова: - тема о назначении поэта и поэзии; - тема о назначении поэта и поэзии; - тема родины и народа; - тема родины и народа; - идеал общественного деятеля; - идеал общественного деятеля; - Некрасов- поэт –сатирик; - Некрасов- поэт –сатирик; -любовная лирика. -любовная лирика. Сделать заключительные выводы о своеобразии лирики Н.А.Некрасова. Сделать заключительные выводы о своеобразии лирики Н.А.Некрасова.


Целое поэтическое государство, живущее по своим законам. Р. Гамзатов Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова. Вершина гения русского поэта находится рядом с этими великими писателями. Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. Он был первым в новой литературе, кто заговорил о подневольном труде крестьянина, о тяжкой участи рабочих, о детях- рабах на фабриках и заводах. Ход исследования:


Неповторимость и новаторство Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина; Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина; Некрасов в своих стихах говорил о повседневных поэтических явлениях: о грязной петербуржской улице, о крестьянине, о труде бурлаков; Некрасов в своих стихах говорил о повседневных поэтических явлениях: о грязной петербуржской улице, о крестьянине, о труде бурлаков; Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса авторов и героев сливаются; Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса авторов и героев сливаются; Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому его поэзия всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому его поэзия всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.


Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу. Поэт уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова. Назначение поэта и поэзии


Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро» «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро» Вывод: Некрасовская муза- страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу. … Я лиру посвятил народу своему. … Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил -и сердцем я спокоен… «Элегия» 1874г «Элегия» 1874г


Тема родины и народа «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре» «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре» Вывод: Показывая тяжёлую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: так продолжаться не может, настанет время, когда народ «широкою, ясную грудью дорогу проложит себе».Народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам....Руки, что вывели борозды эти,...Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети, Высохли в щепку, повисли, как плети, Очи потускли и голос пропал, Очи потускли и голос пропал, Что заунывную песню певал…. Что заунывную песню певал…. «Несжатая полоса» 1854г. «Несжатая полоса» 1854г.


Идеал общественного деятеля В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя неё жизнь. Пример высокой чести, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864г.) Личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца наполняет это стихотворение. В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя неё жизнь. Пример высокой чести, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864г.) Личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца наполняет это стихотворение. Природа-мать! Когда б таких людей Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни… Заглохла б нива жизни… Тяжело больной Некрасов не переставал Тяжело больной Некрасов не переставал думать о народе. Стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели- это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет Сейте! Спасибо вам скажет Сердечное русский народ… Сердечное русский народ…


Некрасов- поэт- сатирик Некрасов в русскую поэзию вошёл не только как поэт – гражданин-патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония – сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника. Некрасов в русскую поэзию вошёл не только как поэт – гражданин-патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония – сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника...Будешь ты чиновник с виду..Будешь ты чиновник с виду И подлец душой, И подлец душой, Провожать тебя я выйду- Провожать тебя я выйду- И махну рукой!.. И махну рукой!.. «Колыбельная» 1845г. «Колыбельная» 1845г.


Любовная лирика Драматичной была любовь поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюблённые встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди..» посвящено Панаевой. Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.


Выводы Некрасов и для современников и для потомков прежде всего великий поэт- реалист, поэт-демократ, оказавший большое влияние на всё развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р. Гамзатов: «Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам.» Некрасов и для современников и для потомков прежде всего великий поэт- реалист, поэт-демократ, оказавший большое влияние на всё развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р. Гамзатов: «Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам.»


Литература: 1 Некрасов Николай Алексеевич 1 Некрасов Николай Алексеевич Стихотворения и поэмы, М. «Московский рабочий», 1970г. Стихотворения и поэмы, М. «Московский рабочий», 1970г. 2 Жизнь и творчество Некрасова, М. «Детская литература»,1987г. 2 Жизнь и творчество Некрасова, М. «Детская литература»,1987г. 3 Intel Обучение для будущего: Учеб пособие. – М.: Интернет-Университет 3 Intel Обучение для будущего: Учеб пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, – 128 с. Информационных технологий, – 128 с. 4 Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ,