Средиземное и черное моря

Самый капризный ветер самого капризного моря

В 1838 г. на восточном побережье Черного моря на берегу глубокой и удобной Цемесской бухты был основан город-порт Новороссийск. Первоначально будущее города-порта казалось безмятежным. Удобное географическое положение обещало ему быстрое развитие. И вдруг через десять лет проявилось необычное обстоятельство, резко осложняющее развитие Новороссийского порта. Оказалось, что акватория порта подвержена воздействию сильнейшего ветра, дующего с гор. Ветер этот получил название бора (от греч. слова бореаос - северный ветер). Впрочем, еще командующий Черноморским флотом адмирал Лазарев отмечал трудные условия стоянки судов в будущем Новороссийском порту. «…Суджукская бухта, невзирая на то, что есть лучшее пристанище для судов по всему восточному берегу Черного моря, не может, однако же, почитаться совершенно безопасной для флота, особенно в осеннее время, когда свирепствующие в оной боры, дующие с большей еще силой, нежели в Геленджике, нередко принуждают суда спущать стеньги и реи и даже срывают самые суда с якорей {29} .

Новороссийская бора была описана в лоции Черного моря, изданной до 1847 г. {30} , однако первый страшный удар по российским кораблям пришелся именно на 1847 г. До этого времени бору недооценивали… Бора свирепствовала с 27 октября 1847 г. с переменной силой до января 1848 г. Сильнейший удар бури обрушился на город 28 ноября. К концу второго дня ветер превратился в настоящий ураган. Эскадра контр-адмирала Юрьева, стоявшая на рейде в Цемесской бухте, подверглась тяжелейшим испытаниям. Корабли, однако, уцелели. В городе были сорваны многие крыши, дома повреждены. Следующий, еще более страшный удар урагана разразился 12 января. Эскадра, крейсировавшая у северо-восточных берегов Черного моря, на свою беду опять оказалась на рейде Цемесской бухты. Под флагом адмирала на якоре у бочке стоял 18-пушечный фрегат «Мидия»; невдалеке находились корвет «Пилад», бриг «Пиламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя»; на якорях в бухте - транспорт «Гастогай» и пароход «Боец».

Ночью с 12 на 13 января 1848 г. ураган стал всесокрушающим. Мороз, толщи льда, ураганный ветер, темнота среди бела дня, гул и свист - все это продолжалось трое суток.

Первым начал дрейфовать «Пиламед». В пять утра он ударился кормою в берег; пять матросов, пытавшихся подать трос, погибли. Остальной экипаж днем сумел перебраться на берег. Многие были обморожены. 13 января на берег были выброшены транспорт «Гастогай» и корвет «Пилад». Удержались на якорях и уцелели лишь флагман «Мидия» и шхуна «Смелая». Трагична судьба тендера «Струя». Покрытый толстым слоем льда тендер затонул вместе со всем экипажем в 52 человека. Как крест на могиле из воды осталась торчать только мачта. На всех судах было много обмороженных. Моряки вели себя героически, но сила стихии была невероятной {31} . Противостоять ей было выше человеческих возможностей.

Катастрофические боры случались несколько раз в конце прошлого столетия. В январе 1893 г. дикий ветер парализовал жизнь города, со зданий срывало крыши, опрокидывало фаэтоны, сбивало людей с ног. Ветер передвигал железнодорожные вагоны. Все 12 судов в гавани покрылись ледяной коркой, у многих были сломаны мачты. Два судна на рейде были сорваны с якорей и выброшены на берег! Одно из них стояло на трех якорях, а второе, английский пароход, оказалось на берегу из-за разрыва якорной цепи {32} . Сильная бора 3 и 4 октября 1896 г. потрепала броненосцы, крейсеры и миноносцы и транспорты практической эскадры Черноморского флота, прибывшей в Новороссийск. Ветер достигал 26 м/сек, в воздухе висел туман из мельчайших льдинок, скрывавший огни стоявших рядом кораблей. Часть эскадры была вынуждена перебазироваться в Феодосию {33} .

Более губительной по своим последствиям оказалась бора 17-24 декабря 1899 г. Водяная пыль, снег образовали на набережной Новороссийска слой льда высотой до 4 м. Были сорваны крыши многих домов, опрокинуты лавочки, столбы, перевернуты груженые железнодорожные вагоны. Бора расправилась с четырьмя парусными судами в порту, ветер разбил их, опрокинул, посадил на мель. Пароходы «Северная Звезда», «Кура» снесены к городскому берегу, пароход «Игорь» посажен на мель и весь покрылся льдом. Экипаж спасли с огромным трудом {34} .

В ночь на 7 января 1935 г. жестокая бора выбросила на берег у старой крепости Новороссийского порта датский пароход «Борнхольм», отстаивавшийся в Цемесской бухте. Несколько дней шторма и ветра превратили пароход водоизмещением 5500 т в гигантскую глыбу льда. Судно удалось спасти только с помощью спасателей ЭПРОНА. В 1954 г. очень сильная бора свирепствовала на широком фронте от Анапы до Туапсе и особенно в Новороссийске с 1 по 6 февраля. Ее составляющие: сильный, даже ураганный ветер, снег, мороз до 15-17?, волнения в бухте. В Новороссийске возникли сугробы, местами до 3-4 м/c, одноэтажные дома были занесены вровень с крышами, линии энергопередач и связи разрушены, прекратилось движение автомобильного и железнодорожного транспорта. В порту погиб от обледенения рыболовецкий мотобот. Обмороженная команда успела спастись. Со швартовых сорвало теплоход «Николаев», и только героическими усилиями его команды и двух портовых буксиров удалось спасти судно от гибели {35} .

Иногда суда погибают от ударов боры из-за невыполнения капитанами предписаний портовой администрации и, в конечном итоге, из-за недооценки этого страшного явления природы.

В январе 1963 г. греческий пароход «Бендита» водоизмещением 10 тыс. т и ливанский «Айлос II» такого же водоизмещения стали игрушкой боры. Они были сорваны ураганным ветром с якорей и выброшены на отмель Суджукской косы. Капитаны этих судов получили предупреждения о боре, но понадеялись на большие размеры своих судов и не ушли в море {36} .

Осенью 1993 г. бора вновь напомнила о себе. 12 ноября телевидение сообщило о боре, в сферу действия которой попали Новороссийск, Туапсе, Анапа. Как всегда, наиболее сильный ветер проявился в Новороссийске. Бора сопровождалась усилением мороза до 10°. Отдельные порывы ветра достигали скорости 40-50 м/сек. Бора продолжалась несколько дней. На 19 ноября от боры пострадало 9 судов, стоявших в порту. Часть из них затонула (три старых судна типа «Комета», два рыбацких судна и теплоход «Профессор Щеголев»). Теплоход «Профессор Щеголев» выбросило на берег. На борту его находилось 23 человека, всех их удалось спасти. На рыбацких судах погибло 5 человек. В городе Новороссийске не было света, энергии, связи - все линии энергопередач и связи были нарушены. 190 домов остались без крыш. Убытки городского хозяйства оцениваются в 14 млрд. руб., не считая потерь в прилежащих селах и других портах {37} .

Приведенный перечень «безобразий» новороссийской боры далеко не полон. Это только самые заметные события, получившие отражение в литературе. Фактически бед, вызванных борой, было гораздо больше.

Л.З. Прох утверждает: «За полстолетия в Новороссийске отмечено 636 случаев боры; в среднем почти раз в год она имела катастрофический характер. Известны Случаи, когда буря не прекращалась больше недели {38} ». Другие авторы говорят даже о большей длительности бор. Мне довелось в семидесятые годы пережить удар северо-восточного ветра у Новороссийска, и это очень запомнилось. На небольшом буровом судне АН Украины «Геохимик» летом мы вышли из Керчи в Пицунду, где нас ждали грузинские коллеги для проведения совместных буровых работ. При выходе из Керченского пролива начался небольшой ветер, который усиливался по мере приближения к Новороссийску. Заход туда был обязателен по требованию пограничной охраны. Мы с трудом вошли в порт. Ветер усилился, он срывал верхушки волн прямо в Цемесской бухте. Через полчаса мы вышли из Новороссийска, прижимаясь к берегу. Вскоре стало тише. С каждой милей погода успокаивалась. Мимо остова большого выброшенного на берег танкера к югу от Новороссийска мы прошли уже в спокойную погоду.

Что же такое бора?

Бора - это, по определению Н.А. Коростелева, характерная буря с сильным северо-восточным ветром, свергающимся с гор. Как правило, она свирепствует на Кавказском берегу Черного моря между Анапой и Туапсе, но особо сильна в зимнее время в Новороссийске, где ветер достигает ураганной силы, а температура снижается до -20?. Замерзает даже вся Цемесская бухте, как это было, например, в 1899 г. Бора - это не только черноморское явление. Бора бывает на Новой Земле, на Байкале, в Антарктиде. Она известна и на северо-восточном побережье Адриатического моря, где природные условия сходны. Но там бора не достигает подобной силы и не столь опасна для судоходства {39} . Вот как характеризует бору русский писатель А.И. Куприн:

Бора - это «яростный таинственный ветер, который рождается где-то в плешивых облезших горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшные волнения по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только что сложенные кирпичные стены, бросает на землю людей, идущих в одиночку… Ветер этот страшен своей неожиданностью: его невозможно предугадать - это самый капризный ветер на самом капризном море» {40} (рис. 5).

Рис. 5. Схема движения холодных воздушных потоков при возникновении боры в Новороссийске. (По Л.З. Проху: «Рассказы о ветрах». К.: - 1983. С. 117).

Географические условия Новороссийска весьма своеобразны. Над Цемесской бухтой и болотистой долиной р. Цемес нависает крутой, но невысокий горный хребет Варада (400-650 м над уровнем моря). Под влиянием сильных северо-восточных ветров в условиях подъема давления на континенте при резком падении давления в сторону моря происходит настоящий воздухопад - резкое движение воздуха в сторону моря. Огромные массы холодного зимнего воздуха с хребта Варада устремляются в Цемесскую бухту. Разработана даже классификация бор в зависимости от мощных потоков холодного воздуха, их двуслойности, с движением холодных фронтов и т.д. {41}

Потоки холодного воздуха уничтожают растительность на хребте Варада, создают на нем суровый лунный ландшафт. Разные авторы указывают разные предельные скорости ветра. Л.З. Прох считает: при средней скорости боры 35 м/сек порывы ветра могут быть в два, а то и в три раза больше! {42} Все это сопровождается понижением температуры до -20° и больше. Понятны отсюда все те разрушения и несчастья, которые уже упомянуты.

К.Г. Паустовский устами своего героя Юнге рассказал о мечте поколений - избавиться от боры. Юнге вспоминает данные известного ученого Врангеля о том, что восточнее за хребтом Варада находится высокогорная котловина, где накапливается зимний холодный воздух. Он переползает через хребет Варада и сваливается в Новороссийскую бухту, где воздух теплый и разреженный. Холодный воздухопад (иными словами - бора) продолжается до тех пор, пока давление воздуха не выравнивается. Юнге предложил казалось бы простую вещь: прорыть два-три туннеля у подошвы хребта. Через туннели будет происходить незаметный и постоянный обмен воздуха с выравниванием давления {43} .

Идея эта обсуждается до сих пор. Другие идеи - это подогрев воздуха с наветренной стороны гор, установка могучих ветровых двигателей на Мархотском перевале {44} .

К сожалению, в нашу трудную эпоху борьбы с любыми преобразованиями природы и даже «аллергии» населения на эти преобразования никто не попытается научно обоснованно оценить предложенную идею. А вдруг можно будет избавить Новороссийск от «грозного бича» природы? Либо нужно идти по пути совершенствования службы прогнозов, предсказывать бору минимум за сутки, чтобы успеть выводить суда в море {45} , либо нужно строить сооружение, дающее бухте ветровую тень.

Выход в открытое море как будто бы чаще всего спасает суда от гибели. В 10-15 км от берега сила боры резко снижается. Впрочем, так бывает не всегда. Иногда бора угоняла рыбацкие фелюги за сотни километров к берегам Болгарии или Турции.

Воистину, бора - самый страшный ветер Черного моря. На счету боры наибольшее количество погибших судов и человеческих жизней.

Больше всего бокоплавов вы увидите, когда побываете на берегах тех морей, где есть приливы и отливы один или больше раз в день, - вода там поднимается, и море заливает пляж, а потом - отступает обратно. В Белом море бывают приливы до двух метров высотой, в Средиземном - поменьше. На полосе берега, которая то скрывается под водой, то осушается во время отлива, бурно развивается жизнь - растут водоросли, прячутся крабы, бегают бокоплавы. Там живут двустворчатые моллюски, которые открываются, дышат, питаются и размножаются, только когда их накрывает приливом. А в Черном море приливов и отливов нет. Дело в том, что эти изменения уровня моря связаны с притяжением воды к Луне. Когда Луна находится над каким-то берегом, вода подходит к нему, а когда она уходит, вода отступает - так приливная волна путешествует вокруг Земного шара вслед за Луной. Чем большая масса воды притягивается к берегу, тем выше прилив. Поэтому самые сильные приливы бывают в узких заливах огромных океанов - там мощная приливная волна, образовавшаяся в океане, нагоняет большую массу воды в залив. Черное море соединено со Средиземным морем и Атлантическим океаном узкими проливами, через которые вода не может двигаться быстро. А само по себе наше море недостаточно большое, чтобы вода в нем могла приливать к одному берегу, отливая от другого, подтягиваясь за проплывающей над ним Луной.

Но изменения уровня воды у берегов Черного моря бывают - иногда до полуметра, и связаны они с ветрами. Если подует сильный ветер с материка - норд-ост , он будет гнать воду от берега, при этом уровень моря понизится, а наш пляж станет немного шире. Такие ветра называются сгонными . Норд-ост сгоняет в открытое море теплую поверхностную воду, а на ее место из глубины приходит холодная.
Если норд-ост подует летом, когда солнце уже хорошо нагрело поверхность моря, то из-за смены воды ее температура может упасть на 10 градусов за 1 день - тогда уже никаких купаний! Будем надеяться, что пока мы здесь, такого не будет. Однако у сгонных ветров есть два хороших следствия. Первое - это то, что ветер с берега означает штиль - волну он не раскачивает, а, наоборот, гасит; правда, надо иметь в виду, что дальше от берега, в открытом море, норд-ост поднимает очень большие волны. Второе - нагретые солнцем поверхностные прибрежные воды обычно мутны - с весны до поздней осени здесь развивается больше всего планктона, накапливается взвесь, вынесенная реками или поднятая со дна волнами. Когда на смену мутной и теплой поверхностной воде приходит глубинная, да еще при полном штиле - нырять гораздо интересней, потому что вода становится прозрачной, видно дальше и лучше.

Если дуют ветра с моря - южные, западные, они гонят волны через все море на наш берег, вода наступает, поднимается - и отбирает полоску песка у нашего пляжа. Правда, во время самых сильных, ураганных юго-западных ветров пляжа вообще не видно - такие ветра раскачивают мощнейшие шторма, и волны захлестывают всю полосу песка до дюн. Такой разгул стихии опасен – корабли выбрасывает на берег, рушатся прибрежные строения, но зато – как здорово под дикий свист ветра наблюдать за гигантскими волнами, крушащими край суши, как красиво низкое черное штормовое небо, из которого летят в бушующее пенное море яростные молнии!

А побродить по пляжу после шторма для нас – настоящее удовольствие. Большие волны подняли со дна и вынесли на берег столько интересного – и ракушек гораздо больше, чем обычно, и крабов, и даже рыб – иногда целые их стаи не могут побороть штормовые волны и оказываются на берегу. Некоторые из них переносят это приключение живыми и плавают в больших лужах, оставленных на пляже вернувшимся в свои берега морем, – тогда мы можем их собрать и понаблюдать за ними в аквариуме.

Получается, что если ветер с моря, «морячок», как его зовут черноморцы, – то перед пляжем – волны, вода мутная. А если задует с берега – волн нет, вода прозрачная, но холодная. Лучше всего для наших экскурсий – штиль. Если вы будете выходить к морю пораньше, до завтрака, то увидите его самым спокойным – ни малейшей ряби на шелковой поверхности; в ровном зеркале моря отражается бледно-голубое небо и розовые рассветные облака. Так бывает не каждое утро, но чаще всего полный штиль мы наблюдаем именно в этот час после восхода солнца. Получается это потому, что с началом дня прекращается береговой бриз, а морской – еще не начался.

Бриз – это ветер, который образуется из-за разницы в температурах моря и суши. Земля нагревается и остывает быстрее морской воды, поэтому днем, когда светит солнце и воздух над сушей становится горячим и поэтому – более разреженным. Значит, атмосферное давление над сушей днем – меньше, чем над морем; воздух устремляется туда, где его давление ниже, – это и есть ветер. Поэтому днем бриз дует с моря на берег. Ночью же суша быстро остывает, и давление воздуха над ней оказывается выше, чем над морем – ветер разворачивается, начинается береговой бриз. В час рассвета бриз опять меняет направление – в это время мы и наблюдаем тихое утреннее море. На нашем побережье бриз в течение дня меняет свое направление вслед за движением солнца в небе: где солнце, оттуда и ветер, – понаблюдайте сами.
Конечно, бриз – не единственный морской ветер. Есть более масштабные движения воздушных масс, они определяют погоду, на их фоне бриз может быть незаметен. Самые свирепые ветра начинают дуть в ноябре: и юго-западный – « морячок », и южный – « батумец » – с поздней осени до начала весны они приводят к нашему берегу свирепые шторма с грозами. А когда зимой задувает норд-ост – в Новороссийске его еще называют бора, – сразу становится очень-очень холодно.

Мы уже поняли, что где ветер, там волны. Ветер давит на поверхность моря, порождая колебания уровня воды, которые распространяются туда, куда дует ветер. При этом массы воды двигаются только вверх и вниз, но не в сторону: по поверхности моря переносится энергия колебаний волн. Точно так же распространяется волна по струне гитары, если ее потревожить пальцами – металл струны остается на месте, но вдоль нее бегут волны колебаний, они порождают волны уплотнений и разрежений воздуха – звук. Когда вы дуете на горячий чай, создаете волны на его поверхности – точно, как ветер над морем. Вот волна добегает до мелководья, глубина здесь меньше, чем высота волны, она встречает препятствие – дно и разрушается, падая на берег.

Иногда бывает так, что стоит штиль, тихо, ни малейшего дуновения ветерка, а волны идут и идут на берег. Откуда же они берутся при полном безветрии? Но ведь ветер может дуть далеко отсюда, в центре моря – там он и породил эти волны, дошедшие до нашего пляжа. Такую волну при штиле называют мертвой зыбью .
Морские ветры очень непостоянны, порывисты – посмотрите, с дюн видно, как налетевший шквал поднял рябь на воде в полукилометре от берега, а совсем рядом – море спокойно; иногда можно видеть, как приближается фронт ветра – его линия извилиста, она извивается, как живая, море позади нее вскипает и рябит, меняет цвет.
А почему на гребнях волн вскипает красивая белая пена? Воздух смешивается с водой при движении волн, образует пузырьки, они поднимаются к верхушке волны – ее гребню, но лопаются не сразу, потому что в морской воде всегда есть природные поверхностно-активные вещества. Молекулы этих веществ состоят как бы из двух половинок – одна половинка притягивается к молекулам воды, а другая – отталкивается. Такие молекулы любят собираться вместе и образовывать пленки и пузырьки. С помощью подобных веществ люди стирают одежду, моют вещи – это мыло, стиральные порошки. Много таких веществ выделяют живущие в море организмы, поверхностно-активными свойствами обладают также частицы глины, которые всегда есть в воде у берега – они окружают каждый пузырек белой пены прибоя.

Посмотрим на море с прибрежных песчаных холмов. Волн почти нет, вода прозрачна, и на освещенном солнцем морском дне мы видим чередующиеся темные и светлые полосы, идущие параллельно берегу. Это – песчаные гряды, образованные неустанно бьющими в берег волнами. Отплывешь от берега – глубина уже с головой, проплывешь дальше – и снова можно встать на дно. Если идти вдоль берега, то можно заметить, что иногда гряды прерываются, в них образуется проход – его формируют сильные волны, это их путь отступления в море. В таких местах и получается неприятное, иногда даже опасное течение, направленное от берега в море – тягун . Будьте осторожны, он может унести вас от берега.
Если вы почувствовали, что попали в тягун, что вы не можете подплыть к берегу, не боритесь с этим течением в лоб. Плывите к берегу наискосок – тогда, через какое-то время вы выберетесь из тягуна и спокойно доберетесь до пляжа.

Ветры на Черным морем определяются пространственным распределением циклонов и антициклонов. Характерны также местные ветры, возникающие в результате сложного взаимодействия крупномасштабного поля давления, локальных термических возмущений и горного рельефа.
По всему побережью Черного моря отмечаются бризы. На большей части побережья они возможны с мая по октябрь, а в южных районах - в любое время года с максимальной повторяемостью летом.
Морской бриз начинается спустя несколько часов после восхода солнца, достигая своего максимального развития после полудня. Он обычно проникает в глубь суши примерно на 10-22 мили. Береговой бриз начинается после захода солнца; он, как правило, слабее морского. В сторону моря он распространяется на расстояние до 4-5 миль.
На гористых побережьях моря отмечается фен. Обычно он сопровождается резким повышением температуры воздуха и значительным понижением относительной влажности (иногда до 20 % и менее).
На восточном побережье моря, преимущественно от порта Анапа до порта Туапсе, и на южном побережье Крымского полуострова наблюдается сильный порывистый ветер с гор - бора; он приносит значительное похолодание. Отличительная особенность боры заключается в том, что скорость ветра резко уменьшается по мере удаления от берега. Уже в 5 милях от берега бора почти не ощущается, проявляясь главным образом в волнении.
Бора отмечается с сентября-октября по март. В районе порта Новороссийск в среднем наблюдается до 6-8 дней с борой в месяц, на южном побережье Крымского полуострова - меньше. В остальное время года этот ветер бывает редко.
Средняя продолжительность новороссийской боры 2,5 суток, но наиболее часто бора длится от 1 до 3 суток. Иногда продолжительность ее достигает 10 суток и более.
Из местных ветров следует отметить также "трамонтан", "нот", "леван", "мельтем", "гарбий", "боненти", "зена кари", "караджол", "лодоз".Трамонтан - ветер от N на побережьях Болгарии и Крымского полуострова. В порту Ялта он может достигать значительной скорости и вызывать разрушения.
Нот - сильный влажный и теплый ветер от S, приносящий к северным берегам Черного моря туманы и дожди.
Леван - влажный ветер от Е, приносящий пасмурную погоду и дожди. В открытом море вызывает сильное волнение. Обычно отмечается в январе-феврале.
Мельтем - регулярный, внезапно начинающийся летний ветер от NE на побережьях Болгарии и Турции. Мельтем начинается утром, днем его скорость увеличивается (иногда до 20 м/с), а к вечеру он стихает.
Гарбий - морской нагонный ветер от S. В Ялтинском заливе он вызывает высокую волну и может выбросить на берег рыбачьи суда.
Боненти, или "поненте", - сырой ветер от W на побережьях Болгарии и Крымского полуострова, сопровождающийся пасмурной погодой, иногда с дождем.
Зена кари - восточный ветер типа фена, дующий с гор. Скорость его может достигать 40-50 м/с. Отмечается в течение всего года в порту Поти.
Караджол - ветер от W на побережье Болгарии. Обычно приносит пасмурную погоду с дождем.
Лодоз - теплый ветер от S или SW на западном побережье Черного моря. Наблюдается летом и осенью, сопровождается хорошей погодой.

Общие замечания. Обширная акватория и извилистость береговой линии Средиземного моря создают разнообразие ветровых условий в его рай­оне. В прибрежных водах наблюдается большое число местных ветров; подробные сведения о них приведены в соответствующих лоциях.

Восточная часть Средиземного моря (ноябрь - апрель). К югу от параллели 35° сев. шир. чаще всего наблюдаются ветры западной половины горизонта. К северу от этой параллели между ост­ровом Сицилия и Грецией преобладающее направ­ление ветра установить сложно.

В большей части Адриатического моря и в се­верной части Эгейского моря в этот период пре­обладают ветры от N и NO; кроме этих ветров, часто отмечаются ветры от SO, S и SW. В южной части Эгейского моря наиболее выражены ветры от N, NW и W, из ветров других направлений - OTSW.

Число дней со штормом в месяц составляет 6-9 в Эгейском море и в восточной части Иониче­ского моря и 3-6 на остальной акватории восточ­ной части Средиземного моря.

Погода в этот период из-за частого прохождения циклонов неустойчива.

Видимость 10 миль и более, лишь при южных ветрах и осадках она чаще бывает 5 миль и менее.

Восточная часть Средиземного моря (апрель - сентябрь). В этот период почти повсеместно преобладают ветры от NW и W, особенно устойчи­вые в июле и августе. Лишь в Эгейском море чаще наблюдаются ветры от N и NO.

Штормы с мая по сентябрь бывают редко.

Погода в основном хорошая, малооблачная, с редкими кратковременными осадками. Несколько чаще осадки выпадают в северных районах Эгей­ского и Адриатического морей.

Видимость обычно 10 миль и более; ухудшение ее происходит в начале лета из-за туманов, и чаще всего на севере района. Наблюдаются туманы при южных ветрах.

Восточная часть Средиземного моря (ап­рель и октябрь). В эти переходные месяцы ветры обычно неустойчивы по направлению, резких изме­нений погоды не наблюдается.

Черное море. В открытом море зимой преобладают ветры от NW, N и N0, и лишь в юго-восточной части моря от SW и W. Весной наиболее вероятны ветры от S и SW. Летом ветры неустой­чивы по направлению, но несколько чаще наблю­даются ветры от.NW. В начале осени сохраняется летний режим ветров; в середине и конце осени возрастает повторяемость ветров от NW, N и NO, а на юге моря - также ветров от SW. Средняя ско­рость ветра зимой колеблется от 3 до 8 м/с, а ле­том не превышает 5 м/с.

Штормы на Черном море наблюдаются в основ­ном зимой, когда повторяемость их достигает 5-10%. Весной повторяемость штормов 1-4%, летом, как правило, не более 1%, а осенью 4-6%. Приходят штормы чаще всего от NW, N и NO, реже от S и SW. Наиболее продолжительны штормы от N0; они удерживаются по нескольку дней подряд и сопровождаются сильным похолоданием и паре­нием моря.

Для Черного моря характерны мягкая влажная зима и жаркое сухое лето, лишь к югу от парал­лелей 42°-44° сев. шир. в восточной и юго-восточ­ной частях моря в течение года выпадает большое количество осадков.

Туманы в открытом море наблюдаются преиму­щественно весной; в остальные сезоны они очень редки. Весной и летом образуется морской туман, осенью - радиационный туман, а зимой при втор­жении на Черное море с континента холодных масс воздуха, что обычно бывает при сильных ветрах от N0, наблюдается туман испарения. При темпера­туре воздуха -15° С и ниже туман испарения может достигать высоты мачт корабля. Чаще всего такой туман возникает в северной части моря.

Видимость на Черном море в основном хоро­шая. Лучшие условия видимости отмечаются с апреля по октябрь - ноябрь. При вторжении хо­лодных масс воздуха, которое наиболее вероятно с октября по май, видимость исключительная.

Волнение.

Средиземное море. В течение года на всем море преобладают высоты волн 1-2 м; повторяе­мость их 40-50%. С марта по ноябрь почти повсе­местно наряду с высотами волн 1-2 м сравни­тельно часты высоты волн менее 1 м; повторяемость их 25-35% в западной части моря и 20-25% в восточной части. Высоты волн 2-3 м наиболее вероятны в восточной части моря, где повторяе­мость их с декабря по февраль достигает 25-30%, в остальное время года она равна 20%. В западной части моря повторяемость высот волн 2-3 м составляет 15-20% в продолжение всего года. Высоты волн 3 м и более повсеместно чаще отме­чаются с декабря по февраль.

Направление распространения волн в основном от NW,WиSW, лишь местами отNOи О.

Черное море. Преобладающие высоты волнменее 2 м. Повторяемость высот волн менее 1 м составляет 55-70% с нюня по август и 27-45% с сентября по май. Повторяемость высот волн от 1 до 2 м соответственно 24-32 и 40-43%. Высоты волн 2 м и более чаще всего бывают с декабря по февраль, когда повторяемость их повсеместно достигает 30%.

Течения.

Средиземное море. Течения Средиземного моря формируются в основном под влиянием раз­ности плотностей вод в различных его районах.

В связи с тем что плотность воды в Средизем­ном море больше плотности воды в Атлантическом океане и Черном море, уровень воды в Средизем­ном море значительно ниже, чем в прилегающих к нему районах. Поэтому на поверхности Средизем­ного моря наблюдаются довольно сильные стоковые течения, идущие из Атлантического океана и Чер­ного моря, а в придонных слоях, наоборот, идущие в Атлантический океан и Черное море.

Общая схема постоянных течений в Средизем­ном море выглядит следующим образом. Основной поток постоянного течения, идущего из Атланти­ческого океана через Гибралтарский пролив, следует вдоль берегов Африки с запада на восток.

От основного потока отделяются три ветви. Одна ветвь отходит у мыса Трес-Форкас и направ­ляется на W вдоль берегов Марокко. Другая ветвь отходит от основного потока юго-западнее острова Сардиния и, следуя вдоль северного берега острова Сицилия к западному берегу Италии и затем вдоль южного берега Франции и восточного берега Испа­нии, образует в западной части моря круговорот вод против часовой стрелки. Третья ветвь отде­ляется на подходах к Тунисскому проливу и на­правляется в Тирренское море.

Основной же поток продолжает идти на О вдоль берегов Африки, а затем движется на N вдоль восточного берега моря и далее к острову Родос, где делится на две ветви. Одна ветвь идет на W в Ионическое море, а другая - на N и NW в Эгей­ское море, где сливается с течением этого моря. Объединенный поток следует к полуострову Пелопоннес, где соединяется с ветвью, идущей в Ионическое море, и направляется вдоль берегов Греции в Адриатическое море. Совершив в нем круговорот против направления движения часовой стрелки, течение выходит из Адриатического моря, направляется вдоль юго-восточного берега Апеннинского полуострова и восточного берега острова Сицилия м замыкает круговорот вод восточной части Среди­земного моря.

Следует отметить, что на подходах к меридиану 20° вост. долг, от основного потока, идущего вдоль берегов Африки, отделяется ветвь, которая направ­ляется вначале на S, а затем на NW, образуя вдоль побережья Африки на участке между меридианами 10" и 20° вост. долг, круговорот по направлению движения часовой стрелки.

Черное море. Постоянное течение на по­верхности Черного моря в целом представляет собой замкнутую циркуляцию вод против направ­ления движения часовой стрелки параллельно по­бережью; ширина потока 20-50 миль. Наиболее ярко выражено оно в 2-10 милях от берега; здесь течение довольно устойчивое, средняя скорость его до 0,9 уз.

Обширные постоянные круговые течения, иду­щие против направления движения часовой стрелки, наблюдаются также в центральных об­ластях западной и восточной частей моря. Средняя скорость их 0,1-0,5 уз, а в центре менее 0,1 уз.

В юго-западной части моря от основного тече­ния отделяется ветвь, которая проходит в пролив Босфор и далее в Средиземное море.

Описание портов

DA NANG ( 16_ 07" N 108_ 13" E)

Связь . Радиосвязь ". УКВ: каналы 16, 12

Лоцмана. Для входа в порт и выхода из него лоцманская проводка обязательна. Лоцмана дежурят круглые сутки. Лоцманская станция находится на Западном молу.

Связь с лоцманской станцией на УКВ каналах 12 и 16.

Ремонт. Здесь можно произвести ремонт, не требующий докования.

Спасательная служба. В порту расположена спасательная станция, снабженная моторным спасательным ботом и ракетным аппаратом для выбрасывания спасательного линя

установлен на оконечности Торгового мола.

Якорные места. В северной части порта имеются хорошо защищенные якорные места для судов среднего размера, которые стоят здесь под защитой внешних молов. Глубины на якорных местах 11 – 15 м.

Documentation required:

2.Bills of Lading

6.Certificate of Registry

7.Safety Construction Certificate

8.Safety Equipment Certificate

9.Safety Radio Telegraphy Certificate 10.International Oil Pollution Prevention Certificate

11.Load Line Certificate

12.Machinery Certificate

13.Hull Certificate

14.Ship Sanitation Control Exemption Certificate (SSCEC)

15.Vaccination Certificate

16.Last Port Clearance

17.International Tonnage Certificate

18.Oil Record Book

19.Classification Certificate

21.PassportsSpecial forms for completion are:

22.General Declaration

23.Cargo Declaration

24.Dangerous Goods Declaration

25.Sailing Declaration

НИКОЛАЕВ ( 46°58′00″ N .32°00′00″ E.)

Торговая зона порта наиболее обширна:площадь водной поверхности свыше 1000 га при максимальных глубинах 15-20 м. Зона разделена на 3 сектора и 34 причала. Общая длина причальной лини торговой зоны – около 3,5 км. (общая длина причалов порта – 6 км.). На ее сухопутной части расположено 20 складов (по 6 тыс.кв.м. каждый) различного назначения, склады ГСМ, мастерские мелкого ремонта, здания административных, таможенных, лоцманских и других портовых служб.

ДОКУМЕНТЫ :

Cargo Manifest or Manifest of Ballast

Certificate of Cargo Space

Ship’s Register

3 Passenger Declaration

Health Declaration

Derat Certificate or Exemption

Declaration of Crew Personal Effects

ЛОЦМАНСКАЯ ПРОВОДКА: Обязательна для судов длиннее, чем 225 футов, имеющие на борту радар/УКВ. Начинается около 4 мили южнее маяка 1, около буя “SN3”. Лоцманская станция находится западнее линии, проведенной между буем “SN3” и буем РГ2. Если лоцман не может зайти на борт судна, он может предложить следовать за ним до тех пор, пока не будет достигнуто удобное место для посадки. Приблизительное время подхода к бую SN3 и скорость должны бать предоставлены. УКВ связь может быть осуществлена непосредственно лоцманским катером.

ЯКОРНАЯ СТОЯНКА : Когда лоцманское обслуживание замкнуто, возможна постановка на якорь возле буя SN3 .В плохую погоду судам следует остановится мористее бухты. В случае сомнения связаться с лоцманом по УКВ или по телефону.

БУКСИРЫ: Доступны 7 буксиров мощностью от 1250 л.с. до 3200 л.с.

УРОВЕНЬ ПРИЛИВОВ: Уровень воды в сизигию около 5.0 м.; уровень воды в квадратуру около 2-4 м.

УРОВЕНЬ ВОДЫ: В период отсутствия приливов суда длиной 180 м и осадкой 8,5 метров могут входить в бухту.

Таблица 4.1- Параметры гидрометеообстановки рейса

Пункты рейса

Температура воздуха

Температура мор воды

Отн алвжность воздуха

Температура точки росы

Сингапур

Николаев

Исходя из рисунка 4.1 мы видим, что вентиляция не требуется на всем участке пути

График рисуется на миллиметровке!