Сочинение на тему: Гражданская война как трагедия народа в романе Тихий Дон, Шолохов. Гражданская война как национальная трагедия Почему гражданская война трагедия народа

Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», - говорит главный герой.

На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

>Сочинения по произведению Тихий Дон

Гражданская война как трагедия народа

Любая война несет разрушения и страдания. В особенности жестока гражданская война, когда враждуют люди, еще вчера бывшие родными друг другу. В своем романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов описал страдания донских казаков во время гражданской войны первой половины XX века. Он мастерски показал негативные последствия и бессмысленность этой войны, которая ни одну семью не пощадила, не обошла стороной. Если до военных и революционных событий казаки жили привольно в достатке и уважении, то с их началом они оказались втянуты в глобальный конфликт. Перед людьми встала незнакомая и ранее не встречающаяся проблема, на чью сторону встать. К этому они были не готовы.

Зная, сколько жертв принесет война, народ был против, но его целенаправленно втягивали в уже вспыхнувшие конфликт, в котором «брат идет на брата, а сын на отца». Даже не жестокому по натуре Григорию Мелехову пришлось убивать и не раз. Конечно, это стало для него великим испытанием. После своего первого убийства, когда он в бою зарубил австрийца, Григорий долго не мог прийти в себя. Его мучили бессонные ночи и совесть. Но война ожесточила всех. Даже женщины в ней по-своему участвовали. Дарья , жена Петра Мелехова , без раздумий убила Котлярова в отместку за мужа. Она также снабжала солдатам патроны. Дуняша , зная, что ее возлюбленный жестокий убийца, все равно вышла за него замуж.

В этой жестокой кровопролитной войне мало кто задумывался об ее истинных причинах и смысле. Не брезгуя ничем, многие начали заниматься мародерством, пьянством и насилием. В противовес им, Григорий Мелехов от начала и до конца романа ищет правду, задумывается над смыслом всего происходящего. Его мать, Ильинична , будучи женщиной мудрой, сразу понимает бесполезность этой войны. Для нее нет «красных» или «белых». Все они для нее чьи-то дети. Сам автор главную причину трагедии видит в болезненном переходе от старого уклада жизни, формировавшегося веками, к новому образу жизни. В гражданской войне происходило столкновение двух миров. Рушилось все, что стало неотъемлемой частью существования и строилось новое – то, к чему нужно было привыкнуть.

1. Война — трагедия для мирных людей.
2. Энтузиазм войск первого призыва.
3. «Сегодня брат, а завтра — враг».

Любая война — это большая трагедия для народа, в чью страну она приходит. Шолохов в романе «Тихий Дон» мастерски описывает это народное бедствие. Первая мировая война предваряла гражданскую. И многие казачьи станицы уже в полной мере ощутили тяготы военного времени. Каждая из них уже собрала и отправила свое войско первого призыва. Многие семьи уже поняли, что придется вести свое хозяйство без мужиков. А некоторые даже успели получить похоронки.

Казаки оказались втянуты в новый конфликт. Вместо окончания война развернулась — на новых территориях, на их собственных полях, которые бабы не успели хорошо обработать, в их селах, где остались без защиты малые дети. Исторически казацкие поселения были военными, но долгие годы мирной жизни приучили людей решать спорные вопросы без оружия. И казаки времен гражданской войны, описанной Шолоховым, уже не те суровые воины, которые первыми организовывали эти поселения. После войны они затосковали по сохе и домашнему размеренному укладу. А война не останавливалась и постоянно требовала новых вливаний: людей, продовольствия, обмундирования. Казацкие станицы беднели день ото дня. В каждом доме с ужасом встречали новый день: То ли придет похоронка, то ли нападут голодные мародеры, то ли забредут раненые из разбитого полка, то ли уведут со двора последнюю корову для прокорма армии, то ли придет приказ срочно снарядить и выставить готовым к бою очередной военный корпус. Многие хозяйства были полностью разорены и дома сожжены. Были семьи, где мать получила похоронку на каждого сына и, проводив туда же убитого горем мужа, умирала на лавке от отчаянья.

Первые войска станицы снаряжали как на парад войск. Счастливые призывники первой очереди наперебой торговались за лучшую военную форму, самые красивые украшения для коней. Разодетые, на лоснящихся строевых конях, гарцевали парни перед всем хутором и друг перед другом. Ребяческая удаль светилась в каждом лице. Известие о войне было воспринято как радостная новость, как возможность отдохнуть от рутинной деревенской жизни, показать себя, свою молодецкую удаль.

Горькое разочарование принесли уже первые «военные действия». Вместо веселых схваток и яростных атак, о которых так мечтали мальчишки, полки шли и шли, то вперед, то обратно. Потом нежданно нападал неприятель и разбивал ничего не подозревающие ряды. Впервые столкнувшись со смертью, не все оказались готовы увидеть ее страшный лик. Испугавшись, многие уже после первых боев не хотели возвращаться в строй. Буйный нрав воинствующих казаков остался только в их воспоминаниях, да в сказках стариков.

Те же, кто смог пересилить свой страх и сумел поддержать честь своего народа, оказались не готовыми к профессиональным военным действиям. Ежегодные сборы, которые проводились для обучения солдат, на деле оказались только формальностью. Без тренировок и военных знаний мальчишки становились легкой мишенью для регулярной немецкой армии. На этом, по сути, и должны были сыграть большевики, поднимая гражданскую войну во время страшной народной трагедии. И расчет оказался верным. Большинство солдат, измученных и уставших, поверили обещаниям быстрого окончания войны, да в придачу получения всей власти.

В этот момент трагедия войны многократно усилилась тем, что народ, вчера еще стоявший в окопах плечом к плечу, разошелся по разные стороны фронта. Уставшие солдаты бросили оружие, как призывали большевистские лидеры, и ушли по домам. Понесли домой идеи свободного общества, свержения царя и власти, рассказывали об этом отцам и младшим братьям, чтобы поднять и их на защиту нового строя. Но прожившие жизнь старики оказались не такими доверчивыми. Хоть и нелегка была жизнь тыла, однако она крепко поддерживалась традицией. Каждый знал свое место в обществе, свои возможности. А как жить при новой власти — еще неизвестно. Без власти жить нельзя — это старики знают наверняка. А если новая власть начинает с войны, то добра от нее ждать не приходится.

Итак, отцы не поддержали своих сыновей. Младшие братья оказались перед тяжелым выбором: стать врагом отца или брата. Отец жизнь дал, научил всему, что он знает. С братом дальше жить. В трудный момент кто поможет, кроме отца и брата? Но никому этот раскол не принес большего горя, чем матерям. Вчера еще крепкая семья, братья, радовавшие мать своей Силой, молодостью, смотрят друг на друга врагами. Для матери все хорошо, что ее ребенку хорошо, но как же две правды в один сундук уложить? И нет матерям радости: вернулись дети, но чужие.

Из домов эта беда пришла,и в армию. Братья, вчерашние товарищи по играм, соседи стали врагами. Однако самым страшным горем было не это, а то, что большинство вставших на новый путь не задумывалось о его сути. Лишь единицы добирались до ядра идеи. Другие же просто поверили в возможность счастливой мирной жизни. Обрадовались обещанной земле и лошади. Эти простые крестьянские мужики, никогда не изучавшие политики, без оглядки поверили теоретикам, говорившим горячо, убедительно. Дело в том, что и эти мальчишки не хотели ничего плохого для своих товарищей. Но они не хотели замечать, что их идеи противоречат той науке, которая сложилась в народе. Науке, по которой жили веками их предки, по которой и сами они выросли.

Но традиция на этот раз отступила. Уставший, измученный народ принял новый закон. И новая власть полноправно начала свой путь по стране. В романе «Тихий Дон» Шолохов не описывает устройство нового общества. Однако первые шаги уже не обещают ничего доброго. Страна разрушена, хозяйства разорены. Беднейшие до войны крестьяне потеряли даже те крохи, которые имели. Новых граждан новой страны нужно было одеть и накормить. И начались опять разгромы — продразверстки. Военная власть не умеет жить в мире — те, кто обещал мир и счастье после разгрома «классового врага», начали искать нового «классового врага». Беда никогда не приходит одна. Как снежный ком, она катится и, набирая вес и скорость, сметает все больше и больше жертв на своем пути.

В знаменитом романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествуется о гордых и трудолюбивых людях – донских казаках. От рождения их воспитывали воинами, доблестными солдатами и офицерами, слугами Отчизны. Женщины-казачки тоже вырастали работящими, гордыми и боевыми. Большинство казачек умели постоять за себя не хуже мужчины, брались за самую трудную работу, наставляли детей. Когда надо, они и ружье могли взять в руки, и выстрелить метко.

Совсем не ожидали эти достойные люди, какие в стране произойдут перемены, что случится с их судьбами. Жили они привычным укладом, семьями. Сыновья слушались отцов, мужья держали в подчинении жен, превыше всего были царская служба и семейное хозяйство. Священными почитались родственные связи. Только вот начали ломаться привычные устои. Война за царя, что считалась доблестным делом, оказалась кровавой бойней Первой мировой – а за что, неизвестно… Пришли в жизнь казаков идеи: кто прав? Красные или белые? Те, что веруют в Бога? Или те, что считают, что его нет?

Но трагедия народа в том, что стало исчезать обычное человеческое доверие друг к другу. Стали происходить вещи невиданные, неслыханные: родственники стали убивать родственников. Люди, мстя за прошлые обиды, за причиненную боль, превратились в зверей. Показателен момент, когда в дом Григория Мелехова приходят «красные». Они ведут себя нагло, убивают пса во дворе, стараются нагнать страху на домочадцев Григория. И при этом проверяют, не подсыпали ли им чего в суп, не грязная ли ложка – боятся отравы, заразы. Страх и ненависть овладевают людьми, но не всеми. Ничего не боится, например, отважная Аксинья, хотя временами и она теряет в жизнь веру.

В финале из большой семьи Григория Мелехова остаются лишь он сам с сыном, сестра Дуняшка и ее «красный» муж. В этой семье, как и во всем народе, надолго остается память о том, кто кого убил, кто в чем был прав и неправ, какова боль потерь. Но война все равно имеет конец. В финале книги, держа на руках сына, Григорий понимает, что жизнь продолжается, начинается новая эпоха.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (335)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (287)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (325)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (305)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (234)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (243)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (267)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

Разделы: История и обществознание

Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: практическое занятие.

Технологии: педагогическая мастерская.

Цели:

  • систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;
  • обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;
  • определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;
  • продолжить формирование навыков анализа исторических документов;
  • понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Оборудование:

  • Жарова Л.Н. Мишина И.А. История Отечества.1900–1940 гг.: М., Просвещение, 1992.
  • Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.
  • Бабель И. Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1991.

Предварительная работа:

Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Индуктор. Для того, чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1 ). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.

2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.

3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2 ), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3 ), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4 ). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.

4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.

6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:

1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;
1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;
1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;
октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.

7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5 ).

8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков

9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6 ). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).

10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.

11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7 ).

12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?

М. Цветаева.

Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.

Приложение 1.

Основные социальные группы населения России в начале XX века:

  • рабочий класс;
  • буржуазия;
  • помещики;
  • кулаки;
  • середняки;
  • батраки, безлошадные крестьяне.

Приложение 2.

Годовой доход разных групп населения

  • рабочий класс – в среднем 214 рублей в год;
  • буржуазия – в среднем 60000 рублей в год;
  • помещики – в среднем 8000 рублей в год;
  • кулаки – в среднем 4000 рублей в год;
  • середняки в – среднем 2000 рублей в год;
  • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне – в среднем 100 – 200 рублей в год.

Цены в России до 1914 г.

  • Икра (1 кг.) – 3 рубля 40 коп.;
  • Телятина (1 кг.) – 3 рубля;
  • Хлеб чёрный (фунт) – 3 коп.;
  • Обед в столовой – 5 коп.;
  • Обед в ресторане – 1 рубль 70 коп.;
  • Двухкомнатная квартира (наём в месяц) – 15 рублей;
  • Пальто драповое – 13 рублей 50 коп.;
  • Лошадь – от 45 рублей;
  • Корова – от 40 рублей..

Приложение 3.

Количественные показатели переписи населения на 1897 г.

  • Всё население страны – 125 млн. человек. Из них:
    • рабочий класс – 11, 2 % (14 млн. человек);
    • буржуазия – 2 % (2500 тыс. человек);
    • помещики – 1.5 % (1853 тыс. человек);
    • середняки – 12 % (37500 тыс. человек);
    • кулаки – 3 % (3706 тыс. человек);
    • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова);
    • безлошадные крестьяне – 62% (775 тыс. человек).

Приложение 4.

Образ жизни и нравы разных групп населения

Рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.

Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.

Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.

Середняки: “крепкие” крестьяне – владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило, не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.

Кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.

Батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при “прожиточном минимуме” 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.

Приложение 5.

Первые мероприятия Советской власти:

  • Конфискация помещичьих земель, земля объявлялась всенародным достоянием, уравнительное землепользование с постоянным переделом земли.
  • Декрет о 8-часовом рабочем дне, система охраны труда женщин и подростков, бесплатное медицинское обслуживание и обучение в школах, переселение рабочих в новые квартиры.
  • Национализация всей промышленности, банков, введение рабочего контроля на производстве.
  • Отменено сословное деление общества.
  • Декларация о суверенитете и равноправии всех народов России.

Приложение 6.

  • Программа белого движения:
    • А.И. Деникин. “Из наказа Особому совещанию”: “Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: –
      – Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.
      – Борьба с большевизмом до конца.
      – Военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.
      Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.
    • Решение аграрного вопроса:
      Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.
    • Решение рабочего вопроса:
      Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.
  • Программа зелёного движения:
    Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: “Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:
    • Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
    • Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
    • Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
    • Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
    • Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
    • Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!
  • Программа красного движения:
    • Защита завоеваний Октябрьской революции.
    • Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
    • Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы.
    • Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры.
    • Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.

Приложение 7.

Анализ террористических действий в Гражданской войне.

Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N…(Южного фронта) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, т.к. трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны”.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт –расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.
3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.
4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.

В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:

Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного, отвергли традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они убивают, они пытают. Значит белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные совсем иные…Грабёж у них – несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишён чести.
Белые имеют бога в сердце.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми… Разве это люди? Это почти святые…
“Почти что святые” и начали это белое дело…Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.
В одной хате за руки подвесили “комиссара”…Под ним разложили костёр и медленно жарили…человека, а кругом пьяная банда “монархистов” выла “боже, царя храни”.

Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:

Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: “Красный террор”.
“Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора”.