Настоящие факты из рассказа шер картины сказки. Аркадий шер тридесятые сказки, или вот такие пирожки

Цели урока:

Образовательные:

· Учить давать жанровую характеристику очерка, определять тему, выделять факты и информацию о герое;

· Научить сравнивать художественный рассказ и очерк;

· Продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;

· Установить межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, окружающего мира и информатики.

Развивающие:

· Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;

· Развивать прогностическую, текущую, ретроспективную самооценку и итоговый самоконтроль;

· Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

Воспитательные:

· Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

· Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;

· Формировать интерес к предмету.

Оборудование: Компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, визитные карточки центров: «Авторы», «Исследователи», «Редакторы», творческие работы учащихся, выставка книг «»

Тип урока : урок изучающего чтения.

Ход урока:

1. Организация класса

Учитель: Чему нас учат уроки литературного чтения?

Ученик: Беседовать с книгой.

Ученик : Высказывать своё отношение к прочитанному.

Ученик: Писать отзывы.

Ученик : Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

2. Актуализация изученного

Учитель: Какие жанры художественной литературы вы знаете?

Ученик: Сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть, очерк.

(По щелчку слайд 2 )

Учитель: Какой из жанров изучен нами недостаточно?

Ученик: Очерк.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с очерком, а вот с каким – это вы узнаете сами. Тема зашифрована. Я вам буду задавать вопросы. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получит жетон с буквой.

Учитель: Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Ученику, давшему наиболее полный ответ, даётся жетон с буквой «к»)

Ученик: Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.

Учитель: С чем можно сравнить очерк? (За правильный ответ даётся буква «а »)

Ученик: С документальным фильмом.

Ученик: Очеркистом.

Учитель: Какую задачу должен удерживать очеркист? (За правильный ответ даётся буква «т»)

Ученик: Не имеет права изменять факты.

Учитель: Почему? (За правильный ответ даётся буква «и »)

Ученики: Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна.

Учитель: Каких очеркистов вы знаете? (За правильно названных очеркистов даются жетоны с буквами «н » «ы » «с » «к » «а » «з »)

Ученики: И. Соколов – Микитов «Родина».

Ученики : М. Шолохов «Любимая мать – Отчизна».

Ученики : «Великий сказочник».

Ученики : «Воспоминания об ».

Ученики : «Слово о Крылове».

Ученики : «Пушкин». (1 щелчок, слайд 3, очеркисты)

Учитель: На какие две группы можно разделить изученные очерки?(за правильный ответ – буквы «к », «и »)

Ученики: О Родине, о людях. (2 щелчок, слайд 3, деление очерков на группы)

Учитель: Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже. (Из полученных букв учащиеся составляют название очерка «Картины - сказки»)

3. Сообщение темы

Учитель: С каким произведением нас ждёт встреча?

Ученики: (выкладывают из букв название произведения) С произведением «Картины - сказки» лайд 4 ).

Ученики : О чём это произведение?

Ученики : Почему так называется?

Учитель: Так о чём же может быть произведение с таким названием?

Учитель: После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения.

Учитель: Чему мы будем учиться?

Учитель: Девизом нашей работы возьмем слова «Кто много читает, тот много знает»

4. Первичное восприятие произведения

Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам. У остальных ребят книги закрыты. (По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)

Слайд 5. Дом-музей.

Н. Шер Картины – сказки

В Москве есть переулок, который называется переулок Васнецова. Входишь в этот тихий переулок, и кажется, будто идёшь по старой - старой Москве. Летом вдоль небольших домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За дощатым забором стоит дом, не похожий на другие дома переулка. Это потемневший от времени русский терем.

(1 щелчок – портрет)

В этом доме много лет жил замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а дом построен по его плану и рисункам. После смерти художника родные передали дом государству, и теперь это Дом-музей.

Слайд 5 - 2 щелчок – комнаты Дома – музея

Всё в этом доме необыкновенно: рубленые бревенчатые стены, огромные печи с цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг – тяжёлые, крепкие стулья; только богатырям сидеть бы на таких стульях, за такими столами.

Здесь много рисунков, картин, которые писал Васнецов в разные годы жизни; много вещей, украшенных резьбой и росписью по старинным русским образцам, стенные часы - куранты с тремя гирями, ларь с фигурной спинкой, образцы старинного оружия – всё это любил и собирал художник долгие годы.

В столовой висит большой портрет Васнецова. Портрет этот написала дочь Васнецова, художница Татьяна Викторовна. Рядом со столовой – большой зал, где часто собирались друзья художника – Репин, Суриков, Поленов, Серов, Шаляпин, Чехов, Горький. В углу – деревянная, очень крутая винтовая лесенка. Подымешься по лесенке – и войдёшь в огромную, залитую светом мастерскую – самую заветную комнату в доме. На стене, у двери, Васнецов углём нарисовал головку девочки; к губам приложен палец. Рисунок этот он назвал «Молчание».

«Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы», - говорил художник. И здесь, в мастерской, он трудился целые дни.

Слайд 6

Закончил картину «Три богатыря», которую вы хорошо знаете;

Слайд 7 - Поэма семи сказок – содержит гиперссылки на слайды 7-14

задумал и написал «Поэму семи сказок» – семь больших картин: «Спящая царевна», «Баба - Яга», «Царевна - лягушка», «Царевна - Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Сивка - Бурка», «Ковёр - самолёт».

И вот теперь мы тихо идём по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. И перед нами открывается сверкающий красками таинственный, волшебный мир.

Вот мчится в ступе баба яга, сидит печальная царевна Несмеяна, мчится по небу ковёр - самолёт… А вот в заколдованном царстве спит царевна, спят деревья. Травы, птицы, спят сенные девушки, скоморохи, спит стража. Чудеса подстерегают нас на каждом шагу в этой «Поэме семи сказок, над которой много лет радостно и любовно работал Васнецов.

Слайд 15 – «Алёнушка»

Но, кроме этих сказок, художник создал ещё много других картин - сказок. Он написал трогательную и поэтическую картину об Алёнушке. Сидит девочка Аленушка на камне у глубокого омута, печально склонила голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась. О чём? Может быть, о своей горькой доле или о бра те Иванушке… Вокруг тёмный лес, желтеют тонкие осинки, неподвижно стоит камыш, по омуту рассыпались золотые осенние листья.

Слайд 15 – щелчок, переход на изображение Третьяковской галереи

Картина «Алёнушка» висит сейчас в Москве в Третьяковской галерее.

Слайд 15 – щелчок, переход на картину «Иван-Царевич на сером волке»

А напротив – «Иван - царевич на сером волке».

В сказках Ивана-царевича зовут по-разному – то это Иванушка - дурачок, то Иван - крестьянский сын, а то и просто Иван-дурак. И всегда это младший сын, всегда над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, то он преодолевает все препятствия, побеждает всех врагов. Ему удаётся рассмешить Несмеяну-царевну, разбудить спящую красавицу, добыть Жар-птицу…

И всегда его доброе и умное сердце побеждает зло, как солнце побеждает мрак.

Васнецову нравился этот любимый герой народных сказок. Очень нравилась и «Сказка об Иване - царевиче и сером волке». Писал он её с увлечением. Волнуясь, торопясь окончить к выставке. Волка он писал с натуры – ему приводили в мастерскую живого волка. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они не только смотрели, но слышали, как глухо шумит дремучий очарованный лес, нежно шелестят бледно- розовые кусты дикой яблоньки, шуршат листья под ногами серого волка – вот он, красивый, добрый великан , запыхался; спасает от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную. А на ветке сидят и смотрят на него любопытные птицы.

Слайд 15 – щелчок, переход к картине «Ковёр-самолёт»

А вот для того, чтобы увидеть Ивана-царевича на ковре-самолёте с клеткой волшебной Жар-птицы, надо побывать в городе Горьком в Художественном музее. Высоко в небе летит огромная птица ковёр-самолёт, широко распластав крылья. На ковре-самолёте – Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы. Далеко внизу леса, поля, рек – древняя, прекрасная земля, Родина, которую так любил Васнецов. Но Родина – это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать, как Иванушка - дурачок в сказке.

Когда Васнецов задумал свою картину, ему вспоминались люди, мечтавшие о полётах в небо.

Так одну за другой рассказывал Васнецов народные русские сказки. Сказки эти он знал и любил с самого детства, не расставался с ними всю жизнь. Радостно и беспокойно жили они в его душе, расцвечивая всё вокруг яркими красками.

Однажды он шутя сказал Алексею Максимовичу Горькому:

– Каждый ведь из нас хоть раз побывал на ковре-самолёте, и я тоже был там разок.

– Обязательно, Виктор Михайлович, – ответил Горький. – Без ковра-самолёта жить не стоит. Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце…

И, конечно, каждому из нас хотелось хоть раз побывать на ковре-самолёте. Не на волшебном, а на настоящем самолёте, помечтать о полётах на Луну, на звёзды, подумать о том, как старая – старая сказка о волшебном ковре стала настоящей правдой и как всё на свете побеждает смелый человеческий разум.

5. Анализ произведения

5.1.Проверка первичного восприятия.

Учитель: П онравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель: Оправдался ли ваш прогноз?

5.2.Словарная работа

Учитель: Какие слова вам были непонятны?

Учитель: Кто желает найти их объяснение в толковом словаре Ожегова?

Учитель: Эти слова дополните в «Словарь нашего класса»

5.3. Аналитическое чтение текста в группах.

Учитель: Прочитаем текст в группах. При чтении используем приём «пометки на полях».

(Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст, используя маркировочные знаки «+», «-», «?», «v», которые требуют внимательного активного чтения)

5.4. Первичный анализ текста.

Учитель: Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите.

Ученики : Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла.

Учитель: Где жил Васнецов?

Учитель: Сохранился ли его дом?

Учитель: Что необыкновенного в нём?

Учитель: Что можете сказать о дочери?

Учитель: Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?

Учитель: Какой рисунок выражает мысли автора?

Учитель: Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?

(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)

Учитель: Задайте свои вопросы по тексту.

Учитель: Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?

Учитель: С каким чувством работал над этими картинами художник?

Учитель: Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке?

Ученики : «Алёнушка»

Учитель: Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится?

Ученики : В Третьяковской галерее.

Учитель: Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…

Ученики : Архитектурой.

Учитель: «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.

Учитель: Какая картина висит напротив «Алёнушки»?

Ученики : «Иван – царевич на сером волке».

Учитель: Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему?

Ученики : Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло.

Учитель: Как он писал картину? С каким чувством?

Ученики : С увлечением, волнуясь, торопясь окончить к выставке.

Учитель: Как зрители восприняли эту картину?

Ученики : Подолгу стояли перед ней, они не только смотрели, но и слышали звуки.

Учитель : Назовите ещё одну картину с изображением Ивана - царевича.

Ученики : «Ковёр - самолёт».

Учитель: Где можно увидеть эту картину?

Ученики : В городе Горьком, а теперь это Нижний Новгород. В Художественном музее.

Учитель: Кто был в этом музее? При возможности постарайтесь сходить в Художественный музей, чтобы полюбоваться картиной Васнецова. Здесь находится оригинал, а не репродукция картины.

Учитель: О чём мечтал Васнецов? Почему?

Ученики : Побывать на ковре - самолёте. Мечта окрыляет человека, побуждает к действию.

Учитель: «Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце».

Учитель: Поразмышляем. Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо?

6. Релаксация

(слайд 16 , навигация по стрелке вправо)

Учитель: Откиньтесь на спинку стула. Совершим виртуальное путешествие в картинную галерею.

Учитель: Закройте глазки. Минутка отдыха.

Учитель: Какие репродукции картин Васнецова мы встречали на уроках «окружающего мира»?

Ученики : «Книжная лавочка», «Нестор».

Учитель: Что можно сказать про Васнецова?

Учитель: Васнецов был не только художником – сказочником, архитектором, он выполнял настенные росписи Владимирского Собора в Киеве(10 лет). Писал на исторические и религиозные темы. Круг интересов его был широкий.

7. Вторичное восприятие произведения (14 мин)

7.1. Творческая работа в центрах

(слайд 15 , выход названий центров по щелчку)

2 центр – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – разгадать кроссворд

3 центр – РЕДАКТОРЫ – ответить на вопросы теста (работа за компьютером – слайды 19-27 . В тесте настроены триггеры. При выборе правильного ответа происходит кратковременное расширение фигуры и звучат аплодисменты. При выборе неправильного ответа происходит вращение фигуры).

Проверка работы в центрах:

Слайд 18 - проверка кроссворда

(В кроссворде настроены триггеры. 1 щелчок по стрелке – появляется задание, 2 щелчок по стрелке – появляется ответ. Щелчок по книжке – появляется словесная оценка «Молодцы»!)

Слайды 19-27 – проверка теста

7.2.Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина.

Учитель: Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»

(Презентация детских работ. Учащиеся показывают рисунки, читают стихи, сочинения, синквейн.)

Учитель: Как говорит о Шер?

Ученики: «Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»

Учитель: Что можно сказать о Васнецове?

Ученики : Он как раз и был таким человеком.

Ученики: Прославил Родину своими картинами.

Учитель: Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко . В нём бьётся особая струнка», так характеризовал художника.

Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.

Учитель: Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове?

Учитель: Как относится к герою очерка?

7.3. Обращение к выставке.

(Информацию дает группа ребят, работавших в библиотеке)

1. . Рассказы о русских художниках.

2. . Виктор Михайлович Васнецов.

В этот сборник вошли письма, дневники, доклады и воспоминания Васнецова.

3. Журнал «Художественная галерея» №64, 2005 год полностью посвящён Васнецову, «истинному богатырю национальной живописи».

4. Энциклопедия.

5. Васнецов «Мир шедевров. 100 мировых имён в искусстве». Здесь представлены репродукции художника и сведения из его биографии.

8. Домашнее задание (слайд 28)

1.Найти информацию о детстве.

2.Пересказ очерка

3.Творческая работа «Встреча с картинами великого художника»

Можно придумать себе задание самостоятельно.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровню творчества.

9. Рефлексия

Учитель: Что узнали нового?

Учитель: Составьте синквейн по уроку (в группе) (слайд 29)

Учитель: Всем спасибо!

Цели урока:

1. Образовательные:

  1. Учить давать жанровую характеристику очерка, определять тему, выделять факты и информацию о герое;
  2. Научить сравнивать художественный рассказ и очерк;
  3. Продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;
  4. Установить межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, окружающего мира и информатики.

2. Развивающие:

  1. Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
  2. Развивать прогностическую, текущую, ретроспективную самооценку и итоговый самоконтроль;
  3. Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

3. Воспитательные:

  1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  2. Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;
  3. Формировать интерес к предмету.

Оборудование:

Учебник Л. А. Ефросининой “Литературное чтение” 4 класс, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, тест, кроссворд, словарь Ожегова, визитные карточки центров: “Авторы”, “Исследователи”, “Редакторы”, “Художники”, творческие работы учащихся, выставка книг “В. М. Васнецов”, “Словарь настроения”.

Тип урока: урок изучающего чтения.

Ход урока

1. Организация класса.

Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.

Чему нас учат уроки литературного чтения?

Беседовать с книгой.

Высказывать своё отношение к прочитанному.

Писать отзывы.

Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

Каким вы хотите видеть наш урок?

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация изученного

Какие жанры художественной литературы вы знаете?

Сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть, очерк.

Какой из жанров изучен нами недостаточно?

Сегодня мы продолжим знакомиться с очерком, а вот с каким – это вы узнаете сами. Тема зашифрована. Я вам буду задавать вопросы. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получит жетон с буквой.

Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру.

Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.

Из жизни знаменитых людей.

В очерке нет вымысла.

С чем можно сравнить очерк?

С документальным фильмом.

Очеркистом.

Какую задачу должен удерживать очеркист?

Не имеет права изменять факты.

Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна.

Каких очеркистов вы знаете?

И. Соколов – Микитов “Родина”

М. Шолохов “Любимая мать – Отчизна”

К. Г. Паустовский “Великий сказочник”

А. И. Куприн “Воспоминания об А. П. Чехове”

С. В. Михалков “Слово о Крылове”

Г. Н. Волков “Удивительный А. С. Пушкин”

На какие две группы можно разделить изученные очерки?

О Родине, о людях.

Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже.

3. Сообщение темы

Сегодня нас ждёт встреча с произведением Надежды Сергеевны Шер “Картины - сказки”.

Прочитав название произведения, о чём вам захотелось спросить у автора?

О чём это произведение?

Почему так называется?

Так о чём же может быть произведение с таким названием?

После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения.

Чему мы будем учиться?

Девизом нашей работы возьмем слова “Кто много читает, тот много знает”

(Из полученных букв за ответы у учащихся получается название очерка “Картины - сказки”)

4. Первичное восприятие произведения

Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам.

У остальных ребят книги закрыты.

(По ходу чтения демонстрируются слайды, иллюстрирующие текст)

5. Анализ произведения

5.1. Проверка первичного восприятия.

Оправдался ли ваш прогноз?

5.2. Словарная работа

Какие слова вам были непонятны?

Кто желает найти их объяснение в толковом словаре Ожегова?

Эти слова дополните в “Словарь нашего класса”

5.3. Аналитическое чтение текста в группах.

Прочитаем текст в группах. При чтении используем приём “пометки на полях”.

(Учащиеся по абзацам “по кругу” читают текст, используя маркировочные знаки “+”, “-”, “?”, “v”, которые требуют внимательного активного чтения)

5.4. Первичный анализ текста.

Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите.

Очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла.

Где жил Васнецов?

Сохранился ли его дом?

Что необыкновенного в нём?

Что можете сказать о дочери?

Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?

Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?

(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)

Задайте свои вопросы по тексту.

Какие картины входят в “Поэму семи сказок”?

(Проецируется слайд, на котором изображены произведения из “Поэмы семи сказок”)

С каким чувством работал над этими картинами художник?

Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке?

-“Алёнушка”

Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится?

В Третьяковской галерее.

(Слайд “Третьяковская галерея”)

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и. . -. . архитектурой.

- “Богатырей” писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.

Какая картина висит напротив “Алёнушки”?

-“Иван-царевич на сером волке”.

(Слайд “Иван – царевич на сером волке”)

Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему?

Иван-царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло.

Как он писал картину? С каким чувством?

С увлечением, волнуясь, торопясь окончить к выставке.

Как зрители восприняли эту картину?

Подолгу стояли перед ней, они не только смотрели, но и слышали звуки.

Назовите ещё одну картину с изображением Ивана – царевича.

-“Ковёр-самолёт”.

(Слайд “Ковёр – самолёт”)

Где можно увидеть эту картину?

В городе Горьком, а теперь это Нижний Новгород. В Художественном музее.

Кто был в этом музее? При возможности постарайтесь сходить в Художественный музей, чтобы полюбоваться картиной Васнецова. Здесь находится оригинал, а не репродукция картины.

О чём мечтал Васнецов? Почему?

Побывать на ковре-самолёте. Мечта окрыляет человека, побуждает к действию.

- “Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце”.

Поразмышляем. Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо?

6. Релаксация

Откиньтесь на спинку стула. Совершим виртуальное путешествие в картинную галерею В. М. Васнецова.

(Под музыку просматриваются слайды с изображением картин Васнецова))

Закройте глазки. Минутка отдыха.

Какие репродукции картин Васнецова мы встречали на уроках “окружающего мира”?

- “Книжная лавочка”, “С квартиры на квартиру”, “Нестор”.

Что можно сказать про Васнецова?

Васнецов был не только художником – сказочником, архитектором, он выполнял настенные росписи Владимирского Собора в Киеве. (10 лет). Писал на исторические и религиозные темы. Круг интересов его был широкий.

7. Вторичное восприятие произведения (14 мин)

7.1. Творческая работа в центрах

2 центр – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – разгадать кроссворд (работа за компьютером).

3 центр – РЕДАКТОРЫ – ответить на вопросы теста (работа за компьютером).

Индивидуальная работа – ХУДОЖНИК – моделирование обложки с использованием системы заменителей (работа за компьютером).

(Проверка работы в центрах, самооценка и взаимооценка в группах)

7.2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы говорили о том, что такое Родина.

Проверим домашнее задание “Родина для меня – это…. ”

Презентация детских работ.

Учащиеся показывают рисунки, читают стихи, сочинения, синквейн.

Как говорит о Родине Н. С. Шер?

-“Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…”

Что можно сказать о Васнецове?

Он как раз и был таким человеком.

Прославил Родину своими картинами.

Современники отзывались о Васнецове так: “Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович”, “наше ясное солнышко – В. М. Васнецов. В нём бьётся особая струнка” - так характеризовал художника И. Н. Крамской.

Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В. М. Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.

Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове?

Как относится Н. С. Шер к герою очерка?

7.3. Обращение к выставке.

(Информацию дают группа ребят, работавших в библиотеке)

1. Н. С. Шер. Рассказы о русских художниках.

2. Н. Я. Ярославцева. Виктор Михайлович Васнецов.

В этот сборник вошли письма, дневники, доклады и воспоминания Васнецова.

3. Журнал “Художественная галерея” №64, 2005год полностью посвящён Васнецову, “истинному богатырю национальной живописи”.

4. Энциклопедия.

5. Васнецов В. М. Серия “Мир шедевров. 100 мировых имён в искусстве”. Здесь представлены репродукции художника и сведения из его биографии.

8. Домашнее задание

1. Пересказ очерка

2. Детство Васнецова.

3. Творческая работа “Встреча с картинами великого художника”

4. Можно придумать себе задание самостоятельно.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровню творчества.

9. Рефлексия

Что узнали нового?

Какое настроение?

(Учащиеся сигнализируют карточками из “Словаря настроения”)

Составьте синквейн по уроку (в группе)

Всем спасибо за прекрасное общение на уроке!

Самоанализ проведённого урока.

1. Всего на раздел “Очерки” выделено 4 часа. Данный урок является вторым уроком литературного чтения в этом разделе.

2. Специфика данного урока в том, что осуществляется межпредметная связь с уроками ИЗО, окружающего мира, информатики.

3. Характер учебной деятельности детей на разных этапах был различный:

Репродуктивный и частично - поисковый на этапе актуализации знаний,

Исследовательский при анализе очерка, организации книжной выставки,

Творческий и преобразующий при выполнении самостоятельной работы в группах, проверке домашнего задания.

4. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, чередование индивидуальных, групповых и фронтальных форм организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных, исследовательских методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы, формировали читательскую эрудицию учащихся

5. Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по изучаемому очерку, создавала проблемные ситуации.

6. Дифференцирую работу учащихся:

По уровню трудности во время работы в центрах.

На данном уроке созданы три группы по уровню развития: авторы (дети высокого уровня развития), исследователи (дети среднего уровня развития), редакторы (дети среднего и низкого уровня развития). Индивидуальная работа - моделирование обложки предложена ученику с низким уровнем развития.

на основе ситуации свободного выбора домашнего задания.

7. Большую роль на уроке занимает формирование и развитие у учащихся специальных читательских умений:

Умение давать характеристику жанру,

Сравнение и нахождение отличия между жанрами художественной литературы,

Определение жанровых признаков,

Умение ориентироваться в тексте, вчитываться в произведение, находить информацию о герое очерка,

Умение задавать вопросы, подтверждать суждения текстом, доказывать свою точку зрения.

8. Возможности компьютерного кабинета использованы полностью.

9. На уроке имел место здоровьесберегающий эффект

10. Использование на уроке групповой работы способствует формированию умения правильного культурного общения в ходе совместной деятельности

11. Использую методические приёмы технологии критического мышления:

12. В процессе работы развиваю самоконтроль:

13. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления я оцениваю как хороший.

14. Урок проведен в соответствии с гигиеническими требованиями к уроку.

15. Считаю, что цели, поставленные на урок, адекватны характеристике данного класса, содержанию, методам и формам организации обучения, они были в целом достигнуты

На берегу Волшебного озера в маленькой лесной сторожке жили лесник Игнат и его жена Пелагея.

Жили дружно, душа в душу и, как говорится, хоть и в тесноте, да не в обиде.

В доме всё самое необходимое, во дворе целый зоопарк домашних животных, даже транспорт у них был - именной велосипед - подарок Игнату от главного лесничего за многолетний и добросовестный труд.

Телевизора вот только у них не было. Да и то потому, что смотреть его было некогда.

Игнат день и ночь охранял лес и его обитателей от браконьеров, на Пелагее же - всё домашнее хозяйство: скотину накормить, обед приготовить, постирушку устроить. И то, и сё надо сделать, и пятое, и десятое и за любое дело бралась Пелагея с радостью. Но больше всего на свете любила она стряпать пирожки. Готовит, бывало, и приговаривает:

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Пирожки получались такие вкусные, что пальчики оближешь.

Однажды Игнат после очередной порции пирожков говорит жене:

Тебя не Пелагея, а Пирогея надо называть!

Да хоть горшком назови, только в печку не ставь! - засмеялась она в ответ.

Впрочем, прозвище это к Пелагее не пристало.

А вот Игнат, высокий старик с седыми усами и зычным голосом, имел прозвище Красная Шапочка. Так его прозвали за то, что он и зимой, и летом носил красную лыжную шапочку, чтобы в лесу его было видно издалека. Ну, а голос его и так за версту было слышно.

Браконьеры боялись Красной Шапочки, как волки красных флажков, и старались не встречаться с ним на лесной тропе. Звери же, наоборот, в случае опасности спешили к нему под защиту.

Игнат приносил в дом больных зверюшек, а Пелагея лечила их отварами разных целебных трав и, конечно же, своими пирожками потчевала.

Кушайте на здоровье, мои дорогие, - приговаривала она, - быстрее поправитесь.

Хотя дед Игнат охранял лес много лет, ружья у него сроду не было. Зато был волшебный посох, доставшийся ему от прапрадеда, который тоже был лесником. Игнат пользовался посохом в очень редких случаях и называл его не иначе как палочка-выручалочка с ограниченной волшебностью.

Как и положено в сказке, у деда Игната и бабушки Пелагеи была любимая внучка Машенька. Жила она со своими родителями в деревне, за лесом. Частенько всей семьёй наведывались они к дедушке и бабушке на знаменитые пирожки.

Но однажды, перед самым Новым годом, Машенька заболела. Пелагея и говорит деду:

Завтра Новый год. Я напеку пирожков, соберём новогодние подарки, а ты отнеси их в деревню Машеньке и её друзьям. К твоему возвращению я приберу горницу, наряжу ёлку и приготовлю праздничный ужин.

Так и сделали. Пелагея испекла целую корзинку пирожков с грибами и ягодами. Дед достал из чулана большой мешок, украшенный цветными заплатками, и свой посох. Дотронулся им до пустого мешка, и мешок мгновенно наполнился детскими игрушками. Было такое впечатление, что дедушка Игнат только что вернулся из московского магазина «Детский мир». В мешке было всё: от погремушек до электронных игрушек, - это для Машиных друзей, а для самой Машеньки её мечта - кукла Барби в джинсах с прибамбасами.

Бабушка Пелагея поставила корзинку с пирожками в мешок и завязала красивой ленточкой. От мешка на всю округу разносился очень аппетитный запах.

А в это время по этой самой округе бродил голодный Волк. Ни бабушки, ни дедушки у него не было, некому было испечь ему пирожков. Короче говоря, был он круглым сиротой. И скитался в лесу по сугробам в поисках хоть какой-нибудь пищи.

Так вот. Надел дед Игнат тулуп, валенки, большие красные рукавицы, которые ему связала Пелагея, и сразу стал похож на Деда Мороза. Вышел во двор, встал на лыжи, взвалил на плечо мешок с подарками и только взял в руки свой посох, как на крыльцо вышла Пелагея и говорит ему:

Будь осторожен! В лесу голодный Волк, говорят, завёлся. А ты сам знаешь: когда голодный Волк «заведётся», он такого может натворить, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Нам не страшен серый волк! - весело крикнул новоиспечённый Дед Мороз, оттолкнулся посохом - только его Пелагея и видела! На снегу осталась лыжня, а в морозном воздухе весело засверкали снежинки, вкусно пахнущие праздничными пирожками.

Дед Игнат легко и быстро скользил по снегу вдоль Волшебного озера, когда услыхал жалобный волчий вой. Он остановился и увидел очень знакомую картину. Посреди замёрзшего озера сидит одинокий Волк, хвост которого крепко-накрепко вмёрз в прорубь.

«Да-а-а! - подумал дед. - Не зря существует пословица: умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих. Уж сколько поколений людей и зверей выросли на сказках о глупом волке, а история опять повторяется».

Почуяв запах пирожков, голодный Волк перестал выть и жалобными глазами уставился на Деда Мороза с большим, вкусно пахнущим мешком на плече.

Ой!!! - воскликнул Волк. - Я тебя узнал! Ты не Дед Мороз, ты Красная Шапочка. А я зверюшка, попавшая в беду. Помоги мне!

Меньше всего ты похож на зверюшку, попавшую в беду, - рассмеялся Игнат. Подошёл он к Волку поближе и спрашивает: - Ты что, русские народные сказки никогда не читал, что ли?!

Читал, - говорит Волк. - Только вот на авось понадеялся.

Авоська парень добрый: или выручит, или выучит, - резонно заметил Игнат. - Видать, решил он тебя выучить! - А про себя Игнат подумал: «Не такой уж дурак этот Волк, раз книжки читает. Права Пелагея! С ним надо держать ухо востро!»

Твоё счастье, - говорит он Волку, - что я мимо проходил.

Волк радостно завилял хвостом, но никто этого не заметил. И только любопытные рыбёшки поднялись из глубины поближе к проруби посмотреть: кто это там полощет серую мочалку? А Игнат, сделав многозначительную паузу, продолжал:

Но только ты освободишь себя сам!

Он потёр рукой посох, что-то прошептал, и посох превратился в коловорот. Игнат просверлил лунку во льду и со словами «Без снасти только блох ловить» дал Волку зимнюю удочку.

Вот тебе мой новогодний подарок, а остальное всё зависит от тебя самого.

Сказав так, превратил он коловорот снова в посох, взвалил на плечо мешок и продолжил свой путь. Надо было обязательно успеть до наступления Нового года с подарками в деревню и вернуться домой встречать Новый год вместе с Пелагеей.

И уже издалека, обернувшись, дед Игнат крикнул Волку:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!

Оставшись в одиночестве, голодный Волк долго не мог прийти в себя после встречи с Красной Шапочкой. Он глубоко вдыхал морозный воздух, насыщенный ароматом пирожков. Но голод не тётка, и Волк наконец вспомнил про удочку.

Опустил леску с крючком в лунку и стал ждать. Но рыбки почему-то не спешили хвататься за крючок. Они весёлой стайкой плескались вокруг волчьего хвоста, и каждая норовила за него дёрнуть.

Всё произошло быстро, как в сказке. Из лунки появилась голова Щуки и, выплюнув рыболовный крючок, вежливо попросила:

Отпусти меня, Волк, пожалуйста.

И ведь не взмолилась, как в других сказках, а так спокойно говорит!

Выполню, - говорит, - любые твои четыре желания. Скажи только: «По щучьему велению, по моему хотению!» И твоё желание тут же исполнится.

Сказала и исчезла в лунке, будто её и не было.

А почему именно четыре желания?! - крикнул ей вдогонку Волк, но его вопрос остался без ответа.

«Странно! - подумал он. - Обычно в сказках три желания загадывают. Должно быть, четвёртое желание запасное». И, мечтательно закатив глаза, Волк стал думать: чего же ему захотеть в первую очередь? Думал он, думал и тут вспомнил, зачем он вообще пришёл на озеро.

Конспект урока по литературному чтению

по УМК «Начальная школа XXI века»

4 класс

Тема урока. Очерки о людях. Н.С.Шер «Картины – сказки».
Цели. 1. Раскрыть особенности жанра очерк на материале очерка Н.С. Шер

«Картины – сказки».

2. Совершенствовать навыки чтения.

3. Совершенствовать навыки работы с текстом.

4. Развивать связную речь учащихся , обогащать их словарный запас.

5. Воспитывать любовь к предмету, к истории России.
Оборудование: картины В.М.Васнецова «Аленушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Три богатыря», учебник ч.II, тетрадь ч.II.
I. Вступительная беседа.
- Прочитайте.

На доске.

И.Соколов – Микитов «Родина»

М.Шолохов «Любимая мать – отчизна»

Л. Толстой «Прыжок»

С каким литературным жанром мы познакомились?

Можно ли над названием этих произведений поместить слово «очерк»? Почему?

Чем отличается очерк от рассказа?

В очерке реальные события и герои, а в рассказе могут быть вымышленные события и герои.

Что такое очерк? Где можно найти ответ на этот вопрос?

В учебнике - с.122.

Прочитайте.

Я нашла другое определение к слову очерк. Прочитайте его на доске про себя. Сравните его со статьей в учебнике. Что новое вы узнали об очерке.
На доске.

Очерк всегда документален , написан художественным, а не научным языком и выражает отношение автора к событиям.

Кто увидел новые сведения в определении на доске?
Словарь.

Документальный – основанный на документах, на фактах. (Документальные данные. Документальный фильм.)
- Очерк должен соответствовать следующим признакам:

1.) реальные факты , события, люди;

2.) художественный язык;

II. Постановка цели урока.

Будем читать очерк Н.Шер «Картины – Сказки» и постараемся увидеть, о каких реальных фактах , событиях, людях говорит автор, обратим внимание на художественный язык и авторское отношение.
- Открыли учебники - с.124. Обратим внимание на заголовок.

Как называется очерк?

По заголовку можно определить о ком пойдет речь?

О художнике.

О каком художнике пойдет речь? Кто знает фамилию художника?
III. Работа с текстом очерка.
- Читаем весь очерк про себя и отмечаем на полях реальные факты.

(Задание в тетради для тех , кто быстро справился с.59 №1)

Что узнали про В.М.Васнецова? Называть только факты.

Подготовить краткий рассказ о жизни В.М.Васнецова, используя только факты.

Кто может рассказать, что узнали о жизни художника.

Слушание рассказов учащихся.

Теперь обратим внимание на художественный образный язык очерка.

Какие картины вы наиболее ярко себе представили, читая очерк?

Обратимся к описанию дома. Какие языковые средства использовал автор.

Найдите в тексте описание дома.

Что указывает на то, что дом старый? (потемневший от времени)

Как назван дом? (русский терем)

Какая фраза придает сказочность описанию дома?

Можно ли сказать, что описание дома образное, красивое , художественное?

Все ли слова понятны?
Словарь.

Изразцы – плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей.

Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна, муки.
- Как автор говорит про мастерскую?

Какое старинное слово? (заветное)

Почему в мастерской висит такой рисунок? (Искусство рождается в молчании)

Как понимаете эти слова?

Как писал сказки Васнецов? (красками)

Какие же картины он написал?

Описание, каких картин дано в очерке подробно
Показ картин. Дети называют картины.
Задание по вариантам.

Подготовить выразительное чтение отрывка с описанием картины.

1 вариант. Картина «Аленушка».

2 вариант. Картина «Иван – Царевич на Сером волке».

Проверка выполненной работы.

1 вариант.

Картина «Аленушка».

Можем ли мы сказать , что автор любит картины Васнецова? Докажите.

Какое предложение показывает отношение автора очерка к картине? (Он написал трогательную и поэтическую картину.)

Посмотрите на картину.

Что является главным в картине? (Девочка и окружающая ее природа.)

Какое впечатление производит на вас картина?

(Грустное, возникает чувство жалости к девочке, желание помочь ей.)

2 вариант.

Картина «Иван – Царевич на Сером волке».

Найдите описание картины «Иван – Царевич на Сером волке». Прочитайте. Чем отличается одно описание картины от другого

Какое впечатление производила картина на зрителя? (Они не только смотрели, но и слышали картину.)

Что же услышали зрители? Прочитайте.

Что вы можете сказать о природе , которая изображена на картине?

Какое чувство вызывает у вас эта картина?

(Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
IV. Домашнее задание.

1. Описание, какой картины есть еще в очерке. Подготовьте дома самостоятельное чтение этого описания. Найдите ответ на вопросы: «Почему автор создал эту картину? Какую мечту человека он выразил в этой картине?»

2. Задание по выбору. Выполнить задание в тетради. Кто хочет, может подготовить подробный рассказ о художнике или о понравившейся картине художника.
V. Подведение итогов урока.

Какого жанра произведения мы читали на уроке?

Что узнали об очерке?