Как найти «работу» в одной из самых близких к Господу организаций, и что подразумевает в Церкви компетентность - рассказывают Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) и его «правая рука» - митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами УПЦ.
– Как попасть на работу в Православную Церковь?
Во-первых, Церковь - это не бизнес-корпорация, и сюда не поступают на работу, а приходят по зову сердца. У священников - не работа, а служение. А если мирянин пожелает трудиться в каких‑либо церковных структурах, важным для него будет только одно - призвание христианина. Поэтому вопрос упирается в личный выбор человека, а главной мотивацией для принятия решения должна быть исключительно любовь к Богу и людям.
Митрополит Антоний: Принято говорить, что в Церкви не «работают», а служат. Это касается и священников, и каждого человека, который выбирает путь служения Богу. Всякий, кто слышит в сердце призвание к такому служению, может его реализовать в Церкви.
– Какими качествами должен обладать кандидат?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Как сказал один богослов, чтобы стать настоящим христианином, нужно сначала стать настоящим человеком. И хотя среди обычных работодателей существует мнение, что хороший человек - это не профессия, и профессиональные качества важнее человеческих, с христианской точки зрения все как раз наоборот. Главное тут человек и лучшие человеческие качества: честность, искренность, верность.
Митрополит Антоний: Прежде всего, преданность Христу. Человек, который решает служить Богу, должен быть готов отказаться от всего, чтобы следовать за Христом.
– Престижно ли служить в Церкви?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Весьма символично, что понятие «престиж» происходит от латинского слова, которое означает иллюзию, обман чувств. И действительно, для многих поиски престижности превращается в погоню за миражами. И если в мирском смысле слово «престиж» означает признание и некое уважение, то в Церкви все это достигается через положительное взаимное отношение к миру и людям. Как сказал преподобный Максим Исповедник, «мое только то, что я отдал».
Митрополит Антоний: Если вспомнить апостолов, едва ли можно сказать, что они избрали для себя «престижную работу». Почти все ближайшие ученики Христа окончили жизненный путь мученической смертью. Мы все наследники апостолов и должны быть готовы отдать жизнь за Христа. В глазах мира это безумие, а не престиж.
– Есть ли у вас понятие здорового карьеризма? Если да, в чём он заключается?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Карьера - это показатель того, насколько успешен человек в осуществлении той или иной профессиональной деятельности. А главным двигателем профессионального успеха должны быть интерес и любовь человека к делу, которым он занимается. Если работа приносит удовольствие и радость, является приоритетом в жизненных интересах, то и результат - внутренний и внешний - будет соответствующим.
Митрополит Антоний: Если под карьеризмом понимать стремление получить как можно больше власти и материальных благ, такой карьеризм чужд Евангелию. При этом каждый христианин, и тем более тот, который приходит на служение в Церковь, должен стремиться раскрыть таланты, данные ему Богом. Если человек зарывает талант в землю, не раскрывая свои дарования, он попадает под осуждение. Призвание человека - стремиться к совершенству.
– Как вы заботитесь о повышении квалификации персонала?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Несколько лет назад мы провели курсы повышения квалификации для преподавателей Духовных школ. Кроме того, регулярно в Украине и за рубежом проходят конференции, научные симпозиумы и круглые столы для представителей нашего духовенства и сотрудников церковных отделов.
Митрополит Антоний: В Церкви есть учебные заведения, которые готовят кандидатов и в священнослужители, и для иных церковных должностей. Церковь поощряет получение священниками и светского образования, чтобы они могли нести служение с еще большим успехом. Те, кто чувствует к этому способность, могут заниматься богословской наукой.
– За что у вас «увольняют»?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Такое происходит не часто. В основном в связи с переходом на другое послушание или переездом в другую епархию.
Митрополит Антоний: «Профессиональная непригодность» обычно имеет в Церкви нравственное измерение. Служитель Церкви, на какое бы место служения он ни был поставлен, должен помнить о высоком звании: христианин. Это обязывает нас жить в соответствии с теми нравственными нормами, которые мы проповедуем. Если же человек не отвечает высокому призванию, Церковь может запретить ему служение.
– Что вы думаете о конкуренции? Конкурируете ли вы с другими церквями?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: В Евангелии нет ни одного упоминания Церкви во множественном числе. Наоборот, Писание учит нас, что «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5). Святая Православная Церковь уже две тысячи лет со дня Святой Пятидесятницы несет служение спасения человеческих душ, и ее спасительные действия ограничены только одним - личным выбором. Господь принес Искупительную Жертву за всех нас, и каждый решает сам - принять ее или пройти мимо. Спасение человека - вопрос Истины, а не конкуренции.
Митрополит Антоний: Что касается взаимоотношений внутри Церкви, то еще апостол Павел говорил, что между христианами может и должно быть разномыслие, дабы открылись наиболее искусные (1 Кор. 11, 19). В определенном смысле это можно назвать здоровой конкуренцией. Что же касается взаимоотношений с другими конфессиями, мы не стремимся с ними конкурировать. Мы ищем единства во Христе. Как говорил святой Григорий Богослов о тех христианах, с которыми у нас нет единства: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
– Какие важнейшие нововведения произошли в Церкви за последние сто лет?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главное нововведение совершилось две тысячи лет назад, когда в мир пришел Спаситель и открыл людям ошеломляющую весть - мы не чужие друг другу и Богу, и главный закон жизни заключается в жертвенной бескорыстной любви. То, что сегодня этот вопрос как никогда актуален в своей остроте, наводит на мысль, что главные нововведения должны осуществляться не в Церкви, а в самом человеке и в обществе. Наверное, поэтому Завет, в котором мы живем, называется Новым. Он всегда будет для нас новым, требующим внутреннего обновления, ибо рождается человек в падшем ветхозаветном состоянии и требует исправления и освящения.
Митрополит Антоний: Церковь остается тождественна сама себе во все века. Поэтому в сфере вероучения в нашей Церкви нет никаких нововведений. Что же касается внешних форм жизни Церкви, они постоянно меняются. Появляются новые богослужебные тексты, церковные композиторы создают новые произведения, иконописцы разрабатывают новые иконографические сюжеты. Меняется и статус Церкви в разных странах. Сегодня Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. А столетие назад Церковь на территории Украины никаких автономных прав не имела.
– Является ли Церковь прогрессивной организацией?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Именно с христианством связано понятие всестороннего прогресса человеческой цивилизации, так как без Христа и Его учения все человечество осталось бы в примитивном состоянии дохристианской эпохи. Несмотря на постоянные проблемы в роде людском, христианство все же оказало решающую роль в формировании новой развитой цивилизации, особой культуры, системы нравственных ценностей. И если человек прогрессивный - это человек ищущий и думающий, то именно Церковь дает тот импульс к новой жизни и тот путь, без которых никакой прогресс, будь то личностный или общественный, невозможен.
Митрополит Антоний: Церковь всегда была открыта к принятию того лучшего, что создает человечество, но это довольно консервативный институт.
Сама идея прогресса как процесса, который ведет человечество от мрачного прошлого к светлому будущему, не соответствует церковному пониманию истории.
В Новом Завете ясно сказано о том, что в конце времен человечество в нравственном отношении придет к полной деградации. Развитие наук и технологий еще не означает возрастание нравственности. А для Церкви главным является именно нравственное измерение жизни.
– Кому вы подчиняетесь? Кто является вашим высшим начальством?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главой Церкви является Сам Иисус Христос, Который обещал, что не оставит нас до скончания века (Мф. 28, 20). В смысле управления земной церковной структурой наша Церковь Соборная. Патриархи Вселенского Православия равны между собой в своем достоинстве, и решения принимаются на основе общего взаимного согласования иерархов, священников и мирян. Это принципиальный для нас вопрос, так как место главы Церкви принадлежит Тому, Кто ее создал Своей Кровью - Господу Иисусу Христу. А Поместные Церкви, которые называются так по месту своего земного пребывания, руководятся Поместными Соборами и Предстоятелем.
Митрополит Антоний: В Церкви принято называть всех «рабами Божиими». Внешним людям это кажется странным и даже нелепым. Но это как раз и означает, что вся наша жизнь подчинена Богу. Он является нашим «Высшим начальством».
Что же касается земного измерения Церкви, тут порядок управления в Церкви определяется как древними канонами, так и современным уставом. В нашей Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви. В промежутках между Соборами высшая власть принадлежит Собору епископов, а в промежутках между Соборами епископов - Священному Синоду и Митрополиту Киевскому.
– Как сочетается церковная иерархия с идеей о том, что перед Богом все равны?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Церковная иерархия не предполагает разделение людей на касты. Перед Богом действительно все равны, и Господь явно указал главный принцип взаимодействия между христианами: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).
Принцип иерархичности заложен в мироздании и является выразителем особой Божественной гармонии, без которой мир превратился бы в хаос.
Сам человек иерархичен - в нем тело должно подчиняться душе, а дух главенствовать над душой и телом. Проблемы начинаются тогда, когда иерархия нарушается и распадается личность. Так же и в церковном теле: иерархия является залогом единства и гармонии, при которых взаимная подчиненность проявляется не во власти над другими, а в ответственности за них перед Богом, служении им и взаимоуважении.
Митрополит Антоний: Да, перед Богом все равны, но в Церкви каждый несет свое служение в соответствии с теми дарованиями, которые вручены ему Самим Богом. Апостол Павел ясно говорит, что уже в первые десятилетия существования Церкви в ней одни были апостолами, другие учителями, третьи имели дар управления, а кто‑то занимался благотворительностью. Так что служения в Церкви различны, но совершаются они одним Духом. Потому различие служений не означает нарушения принципа равенства всех пред Богом.
– Как вы относитесь к дизайну? Нужен ли он в вашей сфере?
Преображение внешнего мира - отблеск нашего внутреннего состояния. Обустраивать повседневный быт, делать его красивым и привлекательным - важная и нужная задача.
Митрополит Антоний: Насколько мне известно, сегодня дизайн является очень широким понятием. В него включают практически всю среду, которая окружает человека. Дизайн востребован и в церковной среде. Ведь мы издаем книги, журналы, газеты, создаем интернет-сайты, строим или обустраиваем здания для церковных нужд. Во всех этих сферах нельзя достичь качественного результата без участия профессиональных дизайнеров.
– Что вы думаете об архитектуре храмов? Должны ли они строиться по старинным канонам, или же авторы могут вносить веяния современности?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Есть множество примеров современного решения храмовых архитектурных комплексов, и лично я не вижу ничего плохого в таких новых творческих подходах. Главное, чтобы у архитектора было чувство меры и понимание того высокого назначения, которому служит Дом Божий. Храм - частица Неба на земле, и самое главное, чтобы архитектура отражала эту идею. Поэтому эпатаж в данной сфере неуместен.
Митрополит Антоний: Канонические формы христианских храмов имеют вполне земное происхождение. Они выросли из традиций дохристианской архитектуры. И в течение двух тысяч лет жизни Церкви она постоянно обогащалась новыми архитектурными формами. Храмы XVII века не похожи на храмы XVIII столетия, которые, в свою очередь, заметно отличаются от храмов, построенных в XIX веке. Этот процесс заимствования храмовой архитектурой новых форм никогда не останавливался и, наверное, никогда не остановится. Думаю, церковная архитектура всегда будет развиваться в творческом взаимодействии между традициями и новациями.
ПРОФЕССИЯ - ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрослого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мошенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа профессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.
Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная личность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.
Цели: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспитывать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Оформление:
Написать на доске задания для групповой работы:
Незавершенные предложения:
1. Идеальный работник должен...
Идеальный руководитель должен...
Идеальная работа должна...
Признаки эффективной личности:
Эффективная личность:
1. Это нравственная личность.
Это саморазвивающаяся личность.
Это самостоятельно мыслящая личность.
План классного часа
Незавершенные предложения (Работа в группах).
Работа с понятием «эффективная личность».
Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».
Заключительное слово.
VI . Подведение итогов.
Ход классного часа
I . Интерактивная беседа
Классный руководитель . Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)
Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо?
Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
Нужно ли бояться, что придется менять профессию?
(Высказывания детей.)
Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?
Примерные ответы детей:
Нужно получить 2-3 образования.
Нужно овладеть смежными специальностями.
Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.
Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.
II . Незавершенные предложения
Классный руководитель . Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.
1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение (читает с доски).
2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).
3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).
(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)
Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?
(Представители групп выступают.)
И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.
III . Работа с понятием «эффективная личность»
Классный руководитель . Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».
Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эффективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.
(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)
Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.
Что значит «нравственная личность»?
Саморазвивающаяся личность?
Самостоятельно мыслящая личность?
(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)
А теперь давайте попробуем определить признаки неэффективной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей характеристике. Без подготовки.
(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффективной личности.)
Примерные ответы:
Неэффективная личность...
Безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.
Не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет расслабиться и т. п.
Подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).
Классный руководитель . А теперь вопросы ко всем.
Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?
Считаете ли вы себя эффективной личностью?
Хотите ли вы быть эффективной личностью? (Дети отвечают.)
Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.
IV . Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»
Классный руководитель . Мы говорили о том, что нравственность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» подразумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели)
Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)
Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)
Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для которой у него нет образования, способностей, желания. Для него главное - не корысть, а польза дела.)
Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)
А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело плохому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробивной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)
Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросовестно, тогда ты станешь мастером своего дела.)
А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Врядли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)
А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)
А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это проявляется? (Дети отвечают.)
Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Высказывания детей.)
Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мастерство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? (Дети отвечают.)
Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?
Примерные ответы детей:
Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возьмется за работу, которая ему не по силам.
Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.
V . Заключительное слово
Классный руководитель . Что от нас требуется? быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».
VI . Подведение итогов
Классный руководитель . Доброта, честность, ответственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?
- 04. 09. 2017
Профессор Павел Лукша рассказал «Таким делам» о том, каким будет образование в середине XXI века и какие «навыки будущего» нам надо осваивать уже сейчас
Павел Лукша, руководитель международной инициативы «Глобальное будущее образования», профессор практики центра развития образования Школы управления «Сколково»:
Первый вопрос, который нужно себе задать: а зачем меняться образованию? И ответить на этот вопрос нельзя, если мы не спросим себя, в какой мир мы идем.
Мир «Опаньки!»
Представьте себе, как выглядел завод в XIX веке и как в XXI. Или транспортная система. Или банк. Мы увидим огромные различия. Единственное пространство, которое в XXI веке выглядит так же, как в XIX, это школа. Класс, где дети сидят перед учителем рядами и изучают предметы по программам, которые в основе своей тоже созданы в XIX веке. Очевидно, что эта модель устарела. Но как она должна меняться?
Павел Лукша Фото: Сергей Фадеичев/ТАСССейчас мы наблюдаем и предполагаем, что общее количество изменений в мире ближайшего будущего - технологических, политических, социальных - будет настолько велико, что понять, к чему нам готовить нынешних первоклассников, мы просто не можем. А значит, первое, что мы должны сказать себе: ребята, нам нужно готовить человека так, чтобы он максимально вариативно мог среагировать на вызовы в изменяющемся мире.
По-английски этот изменчивый непредсказуемый мир называется VUCA (volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). А по-русски мы его называем «опаньки». Это не расшифровка аббревиатуры, а ее суть. В середине XXI века с людьми будет происходить непрерывное «опаньки». Так каким должен быть человек, чтобы справиться, например, с известием, что его сферы деятельности больше нет, что ее заменили роботы? Или что произошли такие политические изменения, что его страны больше не существует, это, кстати, случилось со всеми нами в начале 90-х, когда мы вдруг оказались в другой стране и вынуждены были стремительно приспосабливаться к изменившимся условиям. Ситуация «опаньки» применима к любому месту в мире. Нельзя сказать: «Я сейчас уеду в Канаду или Новую Зеландию, и там этого никогда не будет». Будет где угодно.
«каким должен быть человек, чтобы справиться, например, с известием, что его сферы деятельности больше нет»
Кто в 90-х оказался наиболее приспособленным к изменениям? Люди, которые понимали, что могут надеяться только на себя. У них была хорошая физическая подготовка, эмоциональная устойчивость, напористость и готовность действовать. Часть из них стала бандитами, часть - предпринимателями. Если исключить бандитский трек, лучше всего к «опаньки» адаптируются люди с предпринимательскими качествами - способные в условиях неопределенности принимать решения, действовать, видеть возможности (а не только угрозы), все время развиваться, все время искать новое и т. д.
Соответственно, следующее поколение должно приобретать именно эти качества: способность реагировать на неопределенность положительным образом: «О, классно, что-то новое! А что мы с этим можем сделать?» Вообще, эта реакция характерна для маленьких детей, которые воспринимают мир в игровой исследовательской логике. А современная школа, скорее, разрушает творческое начало, чем его культивирует. Значит, нам нужно создать такие программы, такие пространства, в которых дети не будут терять посыл активно действовать, созидать, справляться с неопределенностью.
Дети в классе в городе Кин, округ Чешир, штат Нью-Гэмпшир Фото: Keene and Cheshire County (NH) Historical Photos/www.flickr.com
Проблема нынешней школы в том, что она создана под сложившуюся индустриальную модель общества XIX века. Тогда нужно было много работников, которые слушаются начальника, делают, что им сказано, не выходят за рамки должностных инструкций и по шаблону способны выполнять предписанные задачи. Желательно узкоспециализированные. А в мире неопределенности - это самое рискованное, что можно придумать. Школа воспитывает дисциплину, подчинение, отсутствие творческого начала, применение шаблонов. То есть напрямую противоречит тому, к чему мы движемся.
Учиться и разучиваться
Мы уже сейчас понимаем, что в новом, неопределенном мире мы будем жить долго. Человечество постоянно увеличивает продолжительность жизни. Ожидается, что к середине XXI века в развитых странах она превысит 100 лет. Даже если не случится радикальных технологических прорывов, связанных, например, с генной инженерией, когда научатся удалять ген старения и люди начнут жить фактически вечно. Или если медики победят возрастные дегенеративные заболевания нервной системы. В эту область разработок направляются огромные средства. А значит, весьма вероятно, что в ближайшие 10-20 лет найдутся решения и возраст в 120 лет будет новой нормой.
«возраст в 120 лет будет новой нормой»
В прежней логике человек 10-15 лет готовился, потом отрабатывал свой цикл деятельности в отрасли 30 лет, в 55-60 выходил на пенсию и дальше, условно, жил еще 10 лет и умирал. А если люди будут жить до 120, 60 лет станут серединой активной жизни. Работать мы будем минимум до 90 лет. И, скорее всего, у нас будут 3-4 смены направления деятельности. Что это значит? Что нам нужно будет полностью «пересобирать» себя в течение жизни, полностью переучиваться, и не один раз. А если надо все время переучиваться, что самое важное уметь? Учиться и разучиваться.
Когда человек уверен, что «делать нужно только так, а не иначе», то весьма вероятно, что в какой-то момент его привычка может оказаться главным блоком на пути к изменению. Мы наблюдаем это, когда, например, хорошие инженеры советской школы сталкиваются с современными школами цифрового проектирования. Они не способны работать в этой среде, потому что привыкли с кульманом, с линейкой, с коллегами, которые сидят за соседними столами, обо всем договариваться. А им нужно работать в среде, где их коллеги - один в Бразилии, второй в Южной Африке, третий в Индии, в разных часовых поясах, - друг друга вообще в глаза не видели, собирают модель в цифровой среде. Для них это взрыв мозга, они не понимают, как в этом параллельном проектировании можно работать. Привычки мешают войти в новую реальность.
Дети в компьютерном классе Фото: Mahmud Imran/commons.wikimedia.org
Любой ребенок обладает способностью активно учиться. За первые несколько лет жизни человек прокачивает через себя такое количество информации, которое несопоставимо ни с какой школьной программой. А потом мы приходим в школу, и нам говорят: «Делай так, открывай другую страницу учебника, не гляди в окно», то есть форматируют так, чтобы мы делали точно то и в том ритме, который удобен самой школе и запрещает нам проявлять естественное любопытство. А это и есть основная компетенция, которой человек должен обладать, если ему предстоит в течение жизни постоянно переходить из одной сферы в другую, осваивать что-то новое и меняться в новой, длинной жизни.
И сразу возникает вопрос: а сама школа-то успеет измениться в ближайшее время? Конечно, нет. И что делать родителям? Все, о чем я говорю, сегодня можно решить с помощью дополнительного образования. Например, предпринимательскую компетенцию тренируют в так называемых детских акселераторах. Там ребенок в проектной логике пробует создать собственный стартап. Это, конечно, еще не стартап взрослого человека. Но можно придумать проект, собрать команду, заработать карманные деньги, и это мотивирует ребенка войти в новый тип деятельности.
Биология нас к этому не готовила
Что еще мы понимаем про наш грядущий неопределенный мир? Что он будет сложный и технологически насыщенный. Нейросети, машинное обучение, множество процессов можно будет автоматизировать. А раз людям предстоит работать в технологически насыщенном мире, они должны понимать научные, инженерные, математические основания, уметь поставить задачу программе, технологической среде, роботам и т. д. То есть программирование станет: а) базовой грамотностью и б) скорее всего, не будет особенно отличаться от того, как мы общаемся между собой.
А теперь представьте себе мир, в котором живет большое количество предпринимателей всех возрастов, постоянно рождающих новые идеи, меняющих свои карьерные траектории, использующих самого разного рода сложную технику, взаимодействующих между собой в таком мегаполисе, как Москва, Питер или Лондон. Это общество имеет одну общую характеристику: оно сложнее, чем то, в котором жили наши предки в начале XX века, и заведомо сложнее того, к чему человек «привык» за тысячелетия. Это общество, к которому биология нас не готовила. К этому нас готовят культура и образование.
Водитель такси Фото: Per Gosche/www.flickr.com
А как же тогда, спросите вы, быть с навыком, который дает человеку возможность зарабатывать деньги? Возьмем хоть старых таксистов, которые в голове держали карту города, знали лучшие маршруты и т. д. Выясняется, что уже сейчас ту же самую задачу может выполнять человек, который только приехал в город, с помощью навигатора. То есть идея, что существует компетенция, которая гарантированно кормит человека в течение жизни, заканчивается. То же самое может произойти практически с любой профессией. А значит: 1) человек должен постоянно обновлять свой тип деятельности; 2) в этом сложном неопределенном мире выигрывают те, кто способен, сбившись в группу, внутри создать комфортное пространство для взаимной поддержки. Во внешнюю среду эта группа будет инвестировать некоторую коллективную компетенцию. Один будет в поле не воин. При прочих равных выиграют не отдельные профессионалы, а сообщество, становящееся пространством совместного развития, обновления, занимающееся чем-то, что людям нравится, соответствует их образу жизни и т. д. И они, очевидно, выиграют у корпораций, потому что корпорация дает силу коллективного действия, но не дает осмысленности, соответствия образу жизни. Эти новые «сообщества практик» выиграют и в сравнении с корпорацией, и в сравнении с отдельным профессионалом, будь то хирург, дантист, художник. Соответственно, идея номер два в этом мире заключается в том, что кроме того что вы должны постоянно быть готовыми к личным изменениям, вы еще должны уметь сотрудничать, находить общие смыслы, создавать среду, сообщество.
Новая семья
На каких принципах может быть построено «сообщество практик»? На самых разных.
Следующее поколение одновременно будет более интровертным и более ориентированным на взаимодействие. Кто-то полностью уйдет в цифровой мир: с появлением дополненной реальности и прочих симуляторов они вообще смогут лежать в капсулах, как в матрице, и никуда не вылезать, а кто-то, наоборот, скажет, что реальный мир - это самое интересное, потому что он сложнее, чем то, что может смоделировать компьютер.
Сообществ огромное количество есть уже сейчас, а будет еще больше. Слово «сообщество» кажется мне не совсем удачным по одной простой причине: сообщество - это форма, которая существует очень давно, а мы этой формой называем какое-то новое качество, которое частично выглядит как традиционное сообщество, а частично как новое. Оно похоже на семьи.
Есть предположение, что многие существующие семьи под мощным воздействием трансформаций технологических и социальных будут распадаться, уже распадаются. С одной стороны, люди все больше атомизируются, говорят: «Мне проще самому». А с другой - обнаруживают, что есть единомышленники, похожие на них люди, с которыми им хорошо. Происходит переборка: из этого сообщества начинает рождаться новая семья или новое племя на новых основаниях. Мы даже до конца не понимаем, что это такое, мы просто фиксируем происходящее.
«Садовник» - лидер новой эпохи
Например, ясно, что в ситуации «один в поле не воин» люди, которые обладают компетенциями сотрудничества, диалога, в том числе миротворчества, то есть способностью работать в режиме неконфликтных продуктивных ситуаций, выигрывают у тех, кто этой способности не имеет. У них появится стратегическое преимущество. Раньше говорили, «хороший человек не профессия». Теперь «хороший человек» становится профессией, если он является мотором этого самого сообщества, создает в нем правильную эмоциональную атмосферу. Племя готово будет делиться с ним разными ресурсами - деньгами, властью, чем угодно - ради того чтобы он поддерживал жизнеспособность содружества. И те, кто умеет создавать вокруг себя такие ячейки, создают новый мир.
И это не лидеры в привычном смысле. Лидер феодального общества - рыцарь с мечом, способный отрубить всем врагам головы и заставить подданных исполнять свою волю. Лидер новой реальности - человек, который, может быть, стоит на заднем плане, не вылезает вперед. Но он таким образом организует пространство, что все вокруг него выходят в максимально продуктивный режим жизни. Им в кайф, им интересно, они занимаются любимым делом и получают за это достойный энергетический ресурс. Они чувствуют, что в их взаимодействии рождается процесс творчества, живая энергия и т. д. Такого рода животворное сообщество кто-то должен запускать, создавать. Это своего рода садовники.
«Лидер новой реальности так организует пространство, что все вокруг него выходят в максимально продуктивный режим жизни»
В новой реальности сложного общества мы не случайно используем термин «садовник». Переход к сложному обществу гораздо сильнее приближает человеческий мир к биологическим системам. Когда заходишь в лес, видишь: тут дерево растет, тут зайчик бегает, тут птичка летает, тут белочка скачет, тут жуки какие-то ползают. Все они - очень сложные существа, намного сложнее, чем роботы, программы, здания, которые мы строим. Они при этом все как-то синхронизированы, между ними выстроен баланс. Лес растет как целое и существует тысячелетиями. Это чрезвычайно сложная система, в которой проходит огромное количество информационных потоков. Этой системой не нужно управлять, чтобы она развивалась, но можно ей помогать. И вот лесники, садовники - это те, кто организует правильное пространство, чтобы живые процессы текли в нужном направлении.
Некоторые люди постепенно начинают входить в роль такого рода управленцев. Она другая, но стратегически устойчивая. Рыцарь с мечом не способен создать лес, он может только убивать врагов и пороть кнутом вассалов. Он не способен создать пространство, в котором вассалам хорошо, в котором ему никто не подчиняется, но все заняты чем нужно. Это и есть качество нового лидера. Оно похоже на то, о чем в свое время написал Лао Цзы: идеальный правитель - это тот, которого никто не видит, не слышит, но он всех направляет. Это и есть то, куда мы идем, - от кооперации к способности организовывать среды. Среду обитания, среду жизни, экосистему. И садовники сред есть новые лидеры.
Лао Цзы Фото: wikimedia.orgМы сейчас выпускаем доклад по теме навыков XXI века, где один из тезисов звучит так: в логике индустриального общества основная модель - это машина. Машина состоит из деталей, отсюда происходит идея модульности человека. Он винтик в машине. Не простой винтик из одного моноблока и сплава, а сложная сборная конструкция. Он сам рассматривается как машинка, в которую мы можем положить разные компетенции. А еще он должен уметь читать, а еще научим его забивать гвозди, а еще давайте ему немножко добавим математики. Мы собираем человека, как машинку из разных деталей, и говорим: «Иди работай в качестве винтика социальной машины».
В сложном мире, где ключевой метафорой является лес, живая природа, мы не можем зайчику сказать: «Зайчик, мы тут тебе такое ушко пришили, иди в этом месте сиди, не двигайся». Нет, зайчик родился, вырос, сам бегает, мы можем только создать условия, чтобы зайчику было хорошо. Сложный человек не собирается, он выращивается, формируется в сложных средах, и у него есть некоторые качества, которые составляют основу его личности, способной взаимодействовать со сложным миром. В этом смысле компетенции XXI века вроде способности справляться со стрессом или способности учиться и переучиваться - это проявление ядра личности. Ключевым понятием становится не карьерная самореализация, не «я как профессионал», а моя интересная, качественная, насыщенная жизнь.
При этом «богатый внутренний мир» означает, как ни странно, наличие внутренних парадоксов. В человеке есть разные типы мотивации, он не одного чего-то хочет, а разного. «Пашню попашет, попишет стихи», политикой позанимается. И это все ему по приколу, и это все его дополняет. И тогда важны даже не отдельные компетенции, а то, что называется экзистенциальной стратегией. То, что лежит в основе бытия этого человека, в его жизненном маршруте.
Без быдла и элит
Я утверждаю, что так и будет, если мы отбросим снобизм, который характерен для современной управленческой системы, делящей людей на быдло и элиту. На самом деле каждый человек достаточно сложен.
Опираясь на тренды, которые мы видим, я думаю, что прерогатива жить сложной жизнью перестанет быть тем, что доступно только элитам. В будущем эта возможность откроется перед каждым. Немного похоже на то, как будто мы заходим в большой, хорошо продуманный мир онлайн-игр, где можем сконструировать себе персонажа и начать исследовать пространство, сталкиваясь со всеми разнообразными существами, которые его населяют…
«Одна из главных вещей, которая будет “пересобираться” в течение XXI века, - это политическое устройство стран»
Переход от простого к сложному связан с тем, что в простых ситуациях один лидер может своим умом, сознанием или телом нащупать правильный способ действия в одиночку. В сложных системах компетенций одного человека не хватает, чтобы их почувствовать, пропустить через себя и найти правильное решение. 70 лет назад кибернетик Уильям Росс Эшби описал это как закон необходимого разнообразия. Системы, которыми управляют, и системы, которые управляют, по сложности должны соответствовать друг другу. Это общий принцип, по которому работают все системы управления во всех сферах, будь то управление мозгом, телом или управление муравейником, которое матка осуществляет с помощью феромонов, или то, как лес самокоординируется.
Полицентричность лидерства - неизбежное следствие в мире, состоящем из сообществ. Лидеры не смогут управлять на прежних основаниях, они должны составлять своего рода советы племен, договариваться об общих смыслах. По идее именно для этого был придуман интернет, а не для того, чтобы котиков постить или порно смотреть. В 50-60 годы ХХ века люди придумали его как среду, в которой они порождают коллективное знание, максимально эффективно распределяя свои познавательные способности.
Лидеры стран на саммите G20
Регуляторные системы вроде политики или финансов в течение ближайших десятилетий ожидает серьезный пересмотр. Возможно, элиты этого не захотят. И это самое печальное, потому что, например, конец феодальной эпохи в Европе, как известно, 30-летняя война, была самой разрушительной войной того периода. Но она расчистила пространство для нового общества. Есть риск, что глобальные элиты воспримут новую ситуацию как угрозу себе. Не захотят меняться, и точка: «У нас есть ресурсы, нас устраивают нынешние структуры экономики, нас устраивает, как работает общество». Следствием может стать большая война, в которой либо общество перезагрузится, либо человечество будет уничтожено, что является возможным сценарием для XXI века.
Но есть надежда, что современные элиты все же окажутся умнее своих предшественников. В конце концов, мы зачем-то накапливали знания. Они могут сказать: «Ребят, слушайте, если мы не начнем меняться, то нас просто снесет волна трансформации». Это хороший сценарий.
Именно поэтому мы в «Глобальном будущем образования» для себя определяем главную задачу - создание наднациональных гражданских способов кооперации между людьми. Мы начинаем простраивать параллельные системы нервной ткани глобального общества, которые помогут преодолеть кризис мирным путем. Это слишком мощное цивилизационное движение, оно не зависит от выборов конкретных лидеров. В наших силах только управлять потоком реки, мы не можем заставить ее остановиться. Или можем, но с катастрофическими последствиями. Наша задача в том, чтобы река не снесла все то, что уже есть.
Спасибо, что дочитали до конца!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь
Все время спорим с мужем
какой сотрудник лучше:
к
репкий профи и полное г...о как
человек; или порядочный
человек, но добротный середнячок в работе
? По состоянию на сегодня к консенсусу не пришли! Продолжаем спорить.
Первое мнение: «Хороший человек - не профессия? »
Всем приходилось слышать эту фразу. Как правило, хорошим человеком мы называем покладистого, неконфликтного, вежливого, готового выслушать других и посочувствовать им сотрудника . К онечно, хорошие люди бывают разные - есть и откровенные бездельники, но сейчас не о них! П росто когда в активе есть не только профессиональные навыки, но и человеческий капитал, это огромный плюс.
По-настоящему хороший человек — это прежде всего человек честный. Поэтому к любому делу он относится добросовестно. Он никогда не хитрит ни перед коллегами по работе, ни перед работодателями. Не лукавит, хотя вовремя высказанная правда перед последними иногда очень сказывается на его каръере. Как ни парадоксально, «комплиментарщиков» любят больше, чем тех, кто может сказать правду — матку. Хороший человек никогда не согласится занять должность, для которой ему не хватает образования, способностей, здоровья или элементарного желания работать. Он всегда будет стремиться к тому, чтобы наиболее эффективно выполнять свои обязанности, пусть даже в силу своих ограниченных возможностей . Для хорошего человека самое важное — не корысть, а польза дела. Если он чувствует, что дело, которым он занимается, действительно важное, он готов работать за минимальное вознаграждение. К ачество, которое, к сожалению, любят у нас эксплуатировать нечестные работодатели, организовывая работу по принципу «Кто едет, того и погоняют », а кто тихо сидит — получают заплату. Поэтому если за какое-то дело берется хороший человек, то можно быть спокойным — все будет в порядке. Вы получите ожидаемый «продукт». «Ожидаемый» - в смысле то, на что максимально способен этот человек.
Н апример, «блестящих» юристов много, а вот просто порядочного правоведа поди — сыщи!
Второе мнение: «Профессионал — не всегда «хороший человек»
П о-настоящему плохой, даже талантливый в своей профессии человек способен не только блестяще выполнить, но и «блестяще» завалить любое дело, которое ему поручат. Даже если он умен, образован, энергичен, целеустремлен, но у него нет совести и ответственности, он будет бесполезен и даже вреден на любой работе. И чем талантливее он в своей профессии, тем эффективней может навредит. Плохой человек всегда будет думать прежде всего о своих личных интересах, о том, как поменьше сделать и побольше получить. Он будет стремиться за свои профессиональные обязанности выклянчивать под любыми предлогами дополнительное вознаграждение за «допуслуги». Такой человек — не кошка, которая привязывается к своему дому и хозяину. Он в постоянном поиске где лучше, удобней и сытней. И предает старых работодателей так же легко, как обещает «райские кущи» новым.
Какой из этого вывод?
Хороший человек и высокий профессионал одновременно - это, безусловно, клад! Но вот почему — то практика показывает, что таких людей катастрофически мало. Здесь, как в анекдоте про обезяну — либо умная, либо красивая.
Почему так несовместимы порядочность и профессионализм — вопрос отдельный. Решать его можно бесконечно. А работники нужны! Причем не «на когда-то», а чаще - «еще вчера».
Поэтому и приходится делать нелегекий выбор.
До матча Трактор Амур осталось:
Статьи
Главное об отставке Германа Титова.
Увольнения ждали. Слишком унылый хоккей демонстрировал со старта сезона «Трактор», а слова главного тренера практически всегда расходились с делом. Тоннаж мемов , которые породил Титов, уже сравнялся с временами Мурзилки-Назарова, а число матчей без заброшенных шайб превысило 31%. Наставник ставил «черно-белым» атакующий хоккей, вот только после первой четверти сезона команда забросила 28. Меньше только у терпящих крушение «Северстали» и «Сибири». Для сравнения, оборонительный хоккей Гатиятулина в не самый удачный сезон 2016/2017 принес за тот же отрезок 38 голов, хотя об акценте на атаку тогда не было сказано ни слова.
Титов не знал, что делать с «Трактором», закрепив за собой звание одного из самых слабых наставников в истории клуба: нулевой матчинг, отсутствие внятного рисунка, хаос в обороне и неумение команды равнять игру. С 0:1 «Трактор» ушел всего лишь дважды – с «Магниткой» дома (проигрыш) и против ХК «Сочи» (победа). В остальных девяти матчах первая пропущенная шайба означала досрочное поражение.
Когда Квартальнов за две минуты до конца встречи в Челябинске рисовал схемы и работал с игроками, Титов говорил стандартные вещи: «Давай, давай, ребятки, поактивнее впереди/построже сзади». Герман Михайлович, если бы в хоккее ребятки умели все делать сами, то профессии тренера бы не существовало, но она все же есть. «Трактор» благодаря такому подходу быстро стал неуправляемой командой. Повозка не ехала без возницы, который вместо того, чтобы править, мастерил самокрутку.
При этом, слова об атмосфере не являются пустым звуком. Она, так сказать, присутствовала, и, например, при Андрее Николишине все было гораздо хуже. На этом фоне стали звучать заявления о сливе тренера, но это не так. Злую шутку с Титовым сыграл его демократичный стиль. Мягкость и излишняя дипломатичность рано или поздно приводят к цугцвангу. Вот и у «Трактора» каждый ход тренера только ухудшал позиции, а любое слово на пресс-конференции усиливало шаткость командной конструкции, закономерно обрушив ее через полтора месяца после старта чемпионата.
Но хватит о Титове. Его уход факт свершившийся. Пожмем тренеру руку и пожелаем удачи. Вы хороший человек и жаль, что личные качества не являются профессией. Давайте сейчас о тех, кто дал Титову вожжи. В который уже раз на пути «Трактора» возникают грабли. Они появляются в каждом подобном тексте и почти после каждого тренерского назначения.
Ба-а-а-м! Очередной удар по лбу.
Интересно, при подписании Германа Титова что-то кроме удобства его фигуры принималось во внимание? Ведь этот тренер по психотипу схож с Карри Киви, только имеет в кармане русский паспорт. Та же лояльность, то же доверие коллективу и демократия во всех проявлениях. Четыре года назад «Трактор» ошибся, пригласив финского специалиста. Не потому, что финн был плох, а потому, что не ложится такой финн на челябинскую реальность.
Ба-а-а-ам.
Давайте пригласим Андрея Николишина? Да, он без опыта, зато какая харизма!
Ба-а-а-ам.
Может, Титов? Он с «Авангардом» даже в плей-офф вышел.
Ба-а-а-ам.
Особняком стоит фигура Анвара Гатиятулина. Самый большой удар по лбу и единственная ставка боссов, которая сыграла благодаря настойчивости Сергея Гомоляко. Больше в Гатиятулина в верхушке тогда не верил никто.
Сегодня работу с «Трактором» начал Алексей Тертышный. Вариант, который читался и был уже обыгран с парой Николишин-Гатиятулин. У нового тренера хороший бэкграунд, челябинская прописка и хоккейная фамилия. На первый взгляд все должно пойти как надо, и к этому есть предпосылки. Только путь у Тертышного будет вряд ли проще, чем у Гатиятулина. Коньюнктура, давление сверху, пресловутый уровень профессионализма и спорные управленческие решения будут мешать. Все это осталось, и новому наставнику предстоит с этим либо мириться, либо преодолевать, запросив мастер-класс в Санкт-Петербурге.
Гатиятулину для достижения результата понадобилось 2.5 года. Если у Тертышного пойдет, трибуны снова готовы ждать. Если нет – будет новый ба-а-а-м, после которого игра наверху перезагрузится и юзер начнет заново в пятый раз.
Иван Ломовцев
Фото -