Хочу посвятить себя науке. Сценарий внеклассного мероприятия «математики, посвятившие жизнь науке

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЛЮДИ, ПОСВЯТИВШИЕ ЖИЗНЬ НАУКЕ»

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. Стихотворение:

«Пусть властно по своей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит –

Вернее будущее видит

Лишь тот, кто прошлым дорожит».

Олег Дмитриев

2. Портреты Николая Лобачевского, Эвариста Галуа, Софьи Ковалевской.

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ.

I ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы хотим поведать вам об ученых-математиках, проявивших свое дарование уже в юном возрасте.

II ВЕДУЩИЙ: Любите ли вы математику? Ответившим «да» общение с великими, посвятившими свою жизнь этой науке, доставит радость от ощущения сотворчества.

III ВЕДУЩИЙ: Для ответивших «нет» такое общение еще нужнее. Не исключено, что сегодняшнее восхищение жизненными свершениями ученых побудит вас к переоценке своего отношения к математике.

I ВЕДУЩИЙ: В представлении многих ученые-математики – «сухари», погруженные в свою науку и ничем другим не интересующиеся. И напрасно! Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке и другим видам искусства.

II ВЕДУЩИЙ: Например, Омар Хайям, живший в XI – XII в.в, был не только математиком. Он был известен как поэт, сочинявший рубаи (четверостишия), в которых отразились опыт долгой и многотрудной жизни, философские раздумья:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

III ВЕДУЩИЙ: Известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимался естественными науками, производством стекла, изучением погоды. И при этом он заложил основы современного русского языка.

I ВЕДУЩИЙ: Французский математик Рене Декарт (1596 – 1650г.г.) увековечил себя в области философии, был занесен в ряд основателей французской прозы нового времени. Последней его работой была пьеса в стихах.

II ВЕДУЩИЙ: И вы, ребята, подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.

III ВЕДУЩИЙ: Известно крылатое изречение Софьи Ковалевской, женщины-математика: «Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».

I ВЕДУЩИЙ: Об этом убедительно свидетельствует в своем стихотворении известный российский биохимик М.В.Бромлей:

«Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок и звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

Молодой вулканолог, глаза заслоня,

Замерев от восторга и страха,

Из струящейся лавы, сквозь море огня,

Слышит явственно музыку Баха.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик.

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I . Николай Иванович Лобачевский.

IV ВЕДУЩИЙ: 1 декабря 1792 года в Казани в семье землемера Ивана Максимовича Лобачевского родился мальчик Коля – будущий великий геометр Николай Иванович Лобачевский, совершивший революционный переворот в геометрии и философии, наш «Коперник геометрии», как называл его английский математик Клиффорд. Николаю не исполнилось еще полных десяти лет, когда умер его отец. Осталась Прасковья Александровна Лобачевская с тремя малолетними сыновьями без средств.

V ВЕДУЩИЙ: Николай – светлоглазый мальчик с высоким лбом и тонким изящным носом – был средним по возрасту. Потребовались энергичные усилия его мамы, чтобы добиться зачисления сыновей в Казанскую императорскую гимназию на казенный счет.

СЦЕНКА. Действующие лица: I ВЕДУЩИЙ,

II ВЕДУЩИЙ,

Коля Лобачевский,

учитель математики,

учитель словесности,

председатель комиссии.

I ВЕДУЩИЙ: Кажется, при поступлении в гимназию надо было еще экзамен выдержать успешно?

II ВЕДУЩИЙ: А как же! На вступительном экзамене девятилетнему Коле Лобачевскому предлагались различные вопросы.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Нуте-с, молодой человек, прошу Вас решить такую задачу: бассейн получает воду из четырех труб; первая наполняет его за 1 час, вторая – за 2 часа, третья – за 3 часа, а четвертая – за 4 часа. Надлежит Вам ответить, сколько потребуется времени для наполнения бассейна, если все четыре трубы открыть одновременно? (Склоняется к другим преподавателям): Задача-то не из простых. Тут надобно дроби знать.

I ВЕДУЩИЙ: Коля мгновенно решил задачу в уме.

КОЛЯ: часа.

(Оживление в экзаменационной комиссии): Поразительно! Мальчик даже ничего не записывал.

II ВЕДУЩИЙ: Коле стали задавать более сложные задачи. Он на лету схватывал условие и сразу давал правильный ответ.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ (обращается к комиссии): Да-а! Весьма незаурядный молодой человечек.

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ (обращается к Коле): А прочтите нам свое любимое стихотворение.

I ВЕДУЩИЙ: Интересно, что же Коля выбрал?

II ВЕДУЩИЙ: Не только интересно, но и поразительно. Он громко и уверенно продекламировал по-латыни отрывок из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене».

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ: А русские стихи знаешь?

КОЛЯ: Стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова.

«Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит,

Другой – Земля с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птолемей…»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (торжественно): Зачислен!

IV ВЕДУЩИЙ: Коля, живой, серьезный, энергичный, учился в гимназии, а затем и в университете очень успешно, с большим трудолюбием. Кроме обязательных – латинского и немецкого языков, он самостоятельно изучил французский и греческий настолько, что мог читать серьезные книги по математике и философии, которые брал в гимназической библиотеке. В редкие минуты, свободные от занятий, или готовясь к уроку словесности, сочинял стихи.

КОЛЯ: «Колумб отважно вдаль стремился,

Ища желанных берегов,

Но долог путь. И становился

Слышнее ропот моряков.

А он глядит на океан,

В волненьи тяжко дышит грудь.

Вопрос – исполню ль я свой план

И верно ль мой намечен путь?

И вот сбылись его мечты:

- Земля! – воскликнул человек.

- Колумб! – кричат матросы. – Ты

Прославил родину навек!»

V ВЕДУЩИЙ: В 19 лет Лобачевский окончил университет, получив степень магистра наук, а в 24 стал уже профессором математики. Велик вклад Николая Ивановича Лобачевского в науку. Он создал «неевклидову геометрию». Открытия Лобачевского на полвека опередили развитие математической мысли того времени. Поэтому при жизни он попал в тяжелое положение «непризнанного ученого»:

«Николай Иванович, прости нам,

Так устроен уж евклидов мир.

В жизни воздается и кретинам,

После смерти – гениям одним!»

IV ВЕДУЩИЙ: 12 февраля 1856 года Лобачевский скончался. Через 40 лет после его смерти перед зданием Казанского университета был установлен памятник великому математику, созданный русским скульптором Марией Диллон.

«Высокий лоб, нахмуренные брови,

В холодной бронзе – отраженный луч…

Но даже неподвижный и суровый

Он, как живой, - спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий,

Он шел на лекции – великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки,

Он здесь стоит, взнесенный высоко,

Как утверждение бессмертья своего,

Как вечный символ торжества науки».

(В.Фирсов)

2. Эварист Галуа.

I ВЕДУЩИЙ: 26 октября 1811 года в семье директора пансиона Никола - Габриэля Галуа родился сын Эварист. Первоначально мама Эвариста сама заботилась о его образовании, имевшем преимущественно гуманитарное направление. Читая Плутарха, Корнеля, Расина, мальчик жадно впитывает свободолюбивые идеи классиков. Когда Эваристу исполнилось 12 лет, его определили в Королевский колледж в Париже, где он становится одним из наиболее успевающих воспитанников. За стихи на латинском языке и переводы с греческого он получает призы и похвальные листы. Но довольно скоро литература, история, риторика перестают удовлетворять пытливый ум Эвариста. Увлеченность гуманитарными предметами гаснет.

IV ВЕДУЩИЙ (как будто читает приказ): «Ввиду рассеянного поведения и недозревшего ума Эварист Галуа оставлен на второй год в классе риторики».

V ВЕДУЩИЙ: Сделавшись второгодником, Эварист начал посещать и математический класс. Там сразу же обнаружились его исключительные способности. Отныне только на математику направлены его помыслы. Побоку литературу, риторику и историю! Уговоры преподавателей не действовали. Юноша твердо и бесповоротно вступил на тропу самостоятельных математических исследований.

IV ВЕДУЩИЙ: В 17 лет Галуа опубликовывает в одном математическом журнале свое первое научное сообщение: «Доказательство одной теоремы о периодических непрерывных дробях». Вскоре он сделал новые, еще более значительные открытия в теории решения уравнений и направил несколько научных статей в Академию наук. Оценить работу взялся самый знаменитый французский математик Огюстен Луи Коши. Однако рукописи были утеряны.

I ВЕДУЩИЙ: На вступительном экзамене а Политехнической школе Эварист провалился. Экзаменатор предложил Галуа трудные уравнения. 17-летний юноша набросал на классной доске оригинальное решение. Не поняв способа решения, экзаменатор рассмеялся.

ГАЛУА: Весь мой экзамен сопровождался сумасшедшим хохотом экзаменаторов. Почему экзаменаторы задают поступающим такие запутанные вопросы? Откуда взялась эта манера нагромождать в вопросах искусственные трудности? Неужели кто-нибудь думает, что наука слишком проста?

V ВЕДУЩИЙ: Неудачи всю короткую жизнь преследовали Эвариста Галуа. В 1830 году 19-летний Галуа представляет на конкурс в Академию наук три манускрипта. Казалось бы, теперь все будет хорошо. Рукопись Эвариста начал читать сам Фурье – великий математик, не ретроград. Уж он - то оценит новизну и своеобразие математических открытий Галуа! Однако, Фурье стар и вскоре умирает. А рукопись Галуа куда-то таинственно исчезает, как и в прошлый раз из рук Коши.

IV ВЕДУЩИЙ: Летом 1830 года Июльская революция устраняет во Франции власть короля Карла Х. Эварист со всем пылом своей натуры принимает сторону революционеров. Когда вместо установления республики на престол был возведен новый король Луи-Филипп, Галуа негодует, считая это изменой идеалам, за которые сражались на баррикадах. За это его лишают права посещать лекции в высшей школе. Галуа бедствует, но не сдает свои гражданские и научные позиции.

ГАЛУА: «Заходил паренек в сюртучке небогатом,

Чтобы в лавке табак и мадеру купить.

Приглашала любезно, как младшего брата,

Разбитная хозяйка и впредь заходить.

Провожала до двери, вздыхая устало,

Вслед ему разводила руками: «Чудак!

На четыре сантима опять обсчитала,

А четыре сантима теперь не пустяк!

Кто-то мне наболтал, будто видный ученый,

Математик какой-то мосье Галуа.

Как же может открыть мировые законы

Эта вот, с позволенья сказать, голова?!»

Но всходил на мансарду обманутый ею,

Брал заветный набросок в чердачной пыли

И доказывал вновь с беспощадностью всею,

Что хозяева сытых желудков – нули».

(Алексей Марков)

I ВЕДУЩИЙ: Непонятый и непризнанный гениальный Галуа по характеристике самого префекта полиции – «неистовый республиканец», политический смутьян. И полиция подстраивает ему дуэль. Наступившим утром 30 мая 1832 года случайный прохожий заметил на лужайке тяжело раненого в живот молодого человека. Это был Галуа. Раненого отвезли в больницу, где он скончался утром следующего дня на 21 году жизни. Похоронили его в общей могиле на кладбище Монпарнас. Ныне от этого погребения не осталось и следа.

V ВЕДУЩИЙ: В ночь перед дуэлью Эварист написал, адресуясь «ко всем республиканцам»:

ГАЛУА: «Жизнь моя угасла в жалкой лужице клеветы… Прощайте! Я отдал свою жизнь на благо народа!»

V ВЕДУЩИЙ: Полное признание пришло к Галуа только в семидесятых годах XIX века. Теперь имя Эвариста Галуа – юноши гордого и честного, гения с удивительной судьбой, - одно из самых именитых и популярных в математике.

3. Софья Васильевна Ковалевская.

II ВЕДУЩИЙ: 15 января 1850 года в Москве в семье артиллерийского генерала, крупного помещика Корвин - Круковского родилась дочь Софья, будущая «принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская. За маленький рост и худощавую фигурку родные прозвали ее Воробышком. Когда Софе было 6 лет, семья генерала переехала в свое имение Палибино Витебской губернии. В те годы девочкам даже из дворянских и помещичьих семей можно было получать образование только дома, без возможности продолжить обучение в высшей школе.

III ВЕДУЩИЙ: Жизнерадостная девочка с круглым и необыкновенно выразительным лицом, с ямочкой на подбородке и глазами, то блестящими и искрящимися, то мечтательными, училась усердно, настойчиво и самостоятельно осмысливая все, что изучала.

СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ: Из воспоминаний детства Софьи Ковалевской. Удивительный случай произошел со мной в детстве. Когда в нашем доме шел ремонт, на детскую комнату не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь простой бумагой. Но по счастливой случайности на эту предварительную оклейку пошли записи лекций по высшей математике, которые читал один из крупнейших русских ученых XIX века Михаил Васильевич Остроградский в Петербургской Академии наук. Листы, испещренные странными, непонятными формулами, обратили на себя внимание. Целые часы проводила я около стен детской комнаты, пытаясь понять написанный на них текст. От этого внешний вид многих формул и сопровождающие их слова врезался мне в память.

II ВЕДУЩИЙ: Когда через несколько лет 15-летняя Соня брала первые уроки высшей математики, ее преподаватель удивился, как скоро она усвоила сложнейший понятия этой науки. А дело было в том, что в ту минуту, когда он объяснял ей эти понятия, девочка вдруг вспомнила слова из лекций Остроградского, которые она когда-то заучивала, глядя на стены своей комнаты.

III ВЕДУЩИЙ: Рано пристрастившаяся к чтению, в 12 лет Соня твердо решила стать поэтессой. Однако к 18 годам определилось ее призвание: в науку, в математику!

Для девушки ее круга такая цель могла реализоваться только за границей. Но для этого надо было получить так называемый «вид на жительство» за границей, который давали только замужним женщинам. И вот в сентябре 1868 года 18-летняя Софья вышла замуж за соседа по имению Владимира Ковалевского и через год уехала с мужем в Германию.

КОВАЛЕВСКАЯ: «Вот теперь пора настала

Променять мечты на дело,

И вперед она взирает

Так уверенно, так смело.

Не пугает ее вовсе

Незнакомая дорога.

В ее сердце много веры

И надежд в душе так много».

II ВЕДУЩИЙ: В Берлинском университете Софье не разрешили посещать лекции: «Здесь женщин не принимают». С большим трудом ей удалось попасть к знаменитому немецкому математику Вейерштрассу. Вскоре Ковалевская стала его любимой ученицей. В одном из своих стихотворений Софья писала:

КОВАЛЕВСКАЯ: «Если ты в жизни хотя на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Что бы, в решенье своем неизменном,

Рок ни назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой –

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Лживые призраки, злые виденья

Сбить тебя будут пытаться с пути;

Против всех вражеских козней спасенье

В собственном сердце ты сможешь найти;

Если хранится в нем искра святая,

Ты всемогущ и всесилен, но знай,

Горе тебе, коль врагам уступая,

Дашь ты похитить ее невзначай!

Лучше бы было тебе не родиться,

Лучше бы истины было не знать,

Нежели, зная, от ней отступиться,

Нежели правду на ложь променять.

Ведь грозные боги ревнивы и строги,

Их приговор ясен, решенье одно:

С того человека и взыщется много,

Кому было много талантов дано…»

III ВЕДУЩИЙ: Геттингентский университет Софья Ковалевская закончила «с наивысшей похвалой» с присуждением ей степени доктора математики и магистра изящных искусств. В 1888 году Парижская Академия наук удостоила Софью Ковалевскую премии. 8 лет Ковалевская преподавала математику в Стокгольмском университете в Швеции. Ранняя смерть оборвала научную и педагогическую деятельность Софьи Васильевны. Она скончалась от воспаленья легких 10 февраля 1891 года в возрасте 21 года.

II ВЕДУЩИЙ: Один из ее шведских друзей поэт Франц Лефлер написал стихотворение:

На смерть С.В.Ковалевской.

«…Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя;

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами,

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься

И в сонме блещущих планет

Кольцо Сатурна на затмится».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

(На сцене все).

Минута памяти. Зажигаются свечи. Торжественная музыка. По очереди показывают портреты героев сценария.

I ВЕДУЩИЙ: Конечно, не обо всех выдающихся математиках, проявивших свое дарование в юные годы, мы смогли рассказать. Да и не все знаменитые ученые раскрыли свои способности в юные годы.

IV ВЕДУЩИЙ: И заканчиваем мы свое выступление строчками стихов Виктора Гюго.

«Живые борются, а живы только те,

Чье сердце предано возвышенной мечте,

Кто цель прекрасную поставив пред собою, науках , в технике. Оформление ... науке Сценарий вечера Оформление ... сам, Евклид, посвятил им всю 13-ю...

  • Внеклассное мероприятие по математике «Математика и красота» Учитель 2008-2009 уч год Внеклассное мероприятие по математике " Математика и красота"

    Внеклассное мероприятие

    Школа». Внеклассное мероприятие по... внеклассных часов, показ взаимосвязи математики и красоты в искусстве, в природе, в других науках , в технике. Оформление ... науке , прикосновения души к прекрасному. Сценарий вечера Оформление ... Евклид, посвятил им...

  • Методические разработки

    ... Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие ... оформления сценария ... людей преждевременно. Поэтому, люди ... посвятить свою жизнь ... науки ; ...

  • Сборник № 2 методические разработки внеклассных мероприятий

    Методические разработки

    ... Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов "Посиделки"...9 Гурьева С. И., Внеклассное мероприятие ... оформления классного помещения для проведения собрания-праздника; 3.подготовка сценария ... людей преждевременно. Поэтому, люди ... посвятить свою жизнь ... науки ; ...

  • Они посвятили жизнь науке и борьбе за здоровье больных. Великие русские врачи, облегчившие немало страданий и спасшие немало жизней. Читайте в нашем материале о людях, заглянувших в будущее медицины

    Николай Пирогов

    Несмотря на то, что первые операции с применением эфирного и хлороформного наркоза были проведены на Западе, широко применять обезболивание стали благодаря российскому хирургу Николаю Пирогову.

    В 1840-х годах из-за большой смертности от самого наркоза больные зачастую отказывались от обезболивания. Исследование Пироговым механизмов действия наркоза и техники его применения позволило успешно использовать анестезию. В 1847 году хирург опубликовал статью, в которой привел описание 72 операций, выполненных под эфирным наркозом «без случаев неудачной анестезии».

    Во время Крымской войны Пирогов работал хирургом в госпитале. В полевых условиях он провел под эфирным и хлороформным наркозом множество успешных операций, облегчив страдания сотням раненых.

    Американский историк В. Робинсон писал: «Многие пионеры обезболивания были посредственностями. В результате случайности местонахождения, случайных сведений или других случайных обстоятельств они приложили руку к этом открытию. (…) Но имеются и фигуры более крупного масштаба, которые участвовали в этом открытии, и среди них наиболее крупным как человека и как ученого, скорее всего, надо считать Пирогова».

    « Н. И. Пирогов проводит хирургическую операцию в стенах Киевского университета», фрагмент экспозиции Центрального музея медицины Украины

    Сергей Боткин

    В 1860-х годах по инициативе российского врача-терапевта Сергея Боткина для борьбы с вирусными заболеваниями в России открывается Эпидемиологическое общество. В рамках работы общества врач впервые описал механизмы гепатита, А, известного в народе как желтуха (болезнь Боткина). Исследуя причины заболевания, он указал, что источником заражения служат загрязненные продукты и несоблюдение правил гигиены, а само заболевание может привести к серьезным, необратимым осложнениям — циррозу печени. Кроме того, им были изучены эпидемии чумы, холеры, тифов, натуральной оспы, дифтерии и скарлатины.

    Сергей Боткин способствовал оказанию помощи беднякам. Благодаря ему врачи стали вести прием на своих участках, посещать больных на дому и бесплатно обеспечивать их лекарствами. А вскоре в России появилась первая санитарная карета, прообраз будущей «Скорой помощи».

    Кроме того, Боткин стоял у истоков женского медицинского образования — благодаря ему открылась школа фельдшериц, а позднее и «Женские врачебные курсы».

    Портрет С. Боткина, И. Крамской

    Николай Склифосовский

    Асептика и антисептика — сегодня сложно представить современную медицину без этих методов обеззараживания. Широко применять их стали благодаря российскому хирургу Николаю Склифосовскому. Изучение им проблем антисептики и асептики позволило не только эффективно излечивать различные виды ран, воспалений и раневых осложнений, но и сделать большой шаг в развитии полостной хирургии.

    Склифосовский одним из первых стал делать урологические операции, оперировать на желудке, печени, желчном пузыре и щитовидной железе.

    Будучи последователем Пирогова, Склифосовский внес большой вклад и в развитие анестезии. Ранее обезболивание было возможно лишь на очень короткий срок, из-за чего проведение сложных хирургических вмешательств было ограничено. Склифосовским был предложен аппарат специальной конструкции, поддерживающий наркоз в течение всей операции. Кроме того, впервые в мире хирург провел операцию, используя местное обезболивание раствором кокаина.

    Склифосовский был специалистом и в области военно-полевой медицины. За время австро-прусской, франко-прусской и русско-турецкой войн, работая хирургом, он спас сотни раненых.

    Огромный вклад в развитие физиологии внес российский академик Иван Павлов. Его научная деятельность начиналась с изучения сердца и кровеносной системы, а позднее ученый посвятил себя исследованию пищеварительной системы.

    Опыты, проводимые Павловым на собаках, позволили раскрыть механизмы желудочной секреции, а также получить чистый желудочный сок. В 1904 году за исследование функций главных пищеварительных желез Павлов становится первым российским Нобелевским лауреатом.

    Изучая реакцию организма на внешние раздражители, ученый подошел к изучению рефлексов. Павлов установил, что все рефлексы можно разделить на врожденные и приобретенные, или безусловные и условные. Его исследования легли в основу нового направления физиологии — науке о высшей нервной деятельности. Павлов открыл законы образования и угасания условных рефлексов, основных нервных процессов, изучал проблемы сна.

    Открытия, сделанные Павловым, оказали влияние не только на медицину и биологию, но и на психиатрию.

    Владимир Виноградов

    Научную деятельность Владимир Виноградов начал с изучения проблем ранней диагностики рака, туберкулеза легких и почек, проблемы сепсиса.

    С именем Владимира Виноградова связано внедрение в клиническую практику привычных сегодня методов обследования — гастроскопии и бронхоскопии, при заболеваниях щитовидной железы стали применять радиоизотопную диагностику.

    Огромный вклад академик внес в развитие кардиологии, в частности в лечение инфаркта миокарда. Большинство его исследовательских работ посвящено изучению атеросклероза, который часто становится причиной инфаркта. Кроме того, по его инициативе в 1961 году было открыто первое в стране специальное отделение для лечения больных инфарктом миокарда. Благодаря ему впервые в стране для определения показаний к оперативному лечению приобретенных пороков сердца стали применять практику зондирования правых отделов сердца и легочной артерии с последующим введением рентгенконтрастного вещества.

    «Наука для Владимира Никитича никогда не была самоцелью, — говорил о Виноградове профессор РАМН Владимир Маколкин, — он рассматривал научные исследования как средство совершенствования диагностики и лечения…».

    Сотням пациентов, страдающим заболеваниями сердца, помощь Виноградова смогла продлить жизнь.

    Много разных людей посвящало себя науке, но не все посвящали себя науке ради самой науки. Некоторые входили в ее храм потому, что это давало им возможность проявить свое дарование. Для этой категории людей наука является своего рода спортом, занятие которым доставляет им радость подобно тому, как атлету доставляют удовольствие упражнения, развивающие силу и ловкость. Существует другая категория людей, вступающих в храм науки, с тем чтобы предоставить в ее распоряжение свой мозг, получить за это приличное вознаграждение. Такие люди становятся учеными лишь случайно, в силу обстоятельств, обусловивших выбор их жизненного пути. Если бы обстоятельства, сопутствовавшие этому выбору, были иными, эти люди могли бы стать политическими деятелями или крупными дельцами. Если бы с небес спустился ангел и изгнал из храма науки всех, кто принадлежит к этим двум категориям, то боюсь, что в храме науки почти никого бы не осталось. Но все же несколько жрецов остались бы в храме - кое-кто от прошлых времен, а кое-кто и от нашего времени. Среди последних был бы и наш Планк, и за это мы его так любим.

    Я отдаю себе полный отчет в том, что при такой чистке были бы изгнаны многие из построивших значительную, может быть, даже большую часть храма науки. Но в то же время ясно, что если бы люди, посвятившие себя науке, относились только к тем двум категориям, о которых я говорил выше, то ее здание никогда бы не выросло до тех величественных размеров, которые оно имеет в настоящее время, точно также, как не смог бы подняться лес, состоящий из одних лишь ползучих растений.

    Но забудем о них. Non ragionam di lor. Обратимся к тем, кто снискал расположение ангела. Большей частью это странные, молчаливые, одинокие люди. И все же, несмотря на то, что они похожи друг на друга, различие между ними гораздо сильнее, чем различие между теми, кого наш гипотетический ангел изгнал из храма науки.

    Что заставило их посвятить свою жизнь служению науке? На этот вопрос трудно ответить вообще и никогда нельзя было бы ответить просто и категорично. Лично я склонен думать вместе с Шопенгауэром, что одним из сильнейших мотивов, побуждающих людей посвящать себя искусству и науке, является стремление избежать повседневности с ее серостью и мертвящей скукой и сбросить с себя оковы своих собственных преходящих желаний, нескончаемой вереницей сменяющих друг друга, если все помыслы сосредоточены на различного рода будничных мелочах и ограничены только ими.

    К этому негативному мотиву следует добавить и позитивный. Природа человека такова, что он всегда стремился составить для себя простой и не обремененный излишними подробностями образ окружающего его мира. При этом он пытался построить картину, которая дала бы до какой-то степени реальное отображение того, что человеческий разум видит в природе. Именно это делает и поэт, и художник, и философ, и естествоиспытатель, причем каждый по-своему. В созданную им картину мира человек помещает центр тяжести своей души и таким образом находит в ней тот покой и то равновесие, которые не может найти в тесном кругу повседневной жизни, требующем с его стороны непрестанных реакций.

    Какое место среди различных картин мира, созданных художником, философом и поэтом, занимает картина мира, созданная физиком-теоретиком? Главной ее особенностью должна быть особая точность и внутренняя логическая непротиворечивость, которые можно выразить только на языке математики. С другой стороны, физик должен быть жестоким по отношению к материалу, который он использует. Ему приходится довольствоваться воспроизведением лишь наиболее простых процессов, доступных нашему чувственному восприятию, ибо более сложные процессы человеческий разум не может представить себе с той чрезвычайной точностью и логической последовательностью, которые столь высоко ценимы физиком-теоретиком.

    Даже пожертвовав полнотой, мы должны обеспечивать простоту, ясность и точность соответствия между изображением и изображаемым предметом. Если отдавать себе отчет в том, насколько мала та часть природы, которую можно охватить и выразить с помощью точных формулировок, опуская все сколько-нибудь тонкое и сложное, то естественно задать вопрос: что же привлекательного может быть в подобной работе? Заслуживает ли результат подобного весьма ограничительного отбора громкого названия картины мира?

    Я думаю, что заслуживает, ибо большинство общих законов, на которых зиждется логическая структура теоретической физики, надлежит учитывать при изучении даже наиболее простых явлений природы. Если бы эти законы были полностью известны, то теорию любого явления природы, включая теорию самой жизни, можно было бы вывести из них с помощью одних лишь абстрактных рассуждений. Я думаю, что теоретически такой вывод был бы возможен, но на практике такой процесс вывода лежит вне возможностей человеческого мышления. Поэтому тот факт, что в науке мы вынуждены довольствоваться неполной картиной физического мира, обусловлен не природой этого мира, а нашими собственными особенностями.

    Таким образом, высшая задача физика состоит в открытии наиболее общих элементарных законов, из которых можно было бы логически вывести картину мира. Однако не существует логического пути открытия этих элементарных законов. Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями различных процессов. Эта способность к угадыванию развивается с практикой. Но можно ли утверждать, что разные физические теории могут быть в равной мере справедливыми и допустимыми? С теоретической точки зрения в этой идее нет ничего нелогичного. Но история науки показала, что на любом этапе развития физики одна из мыслимых теоретических структур доказывала свое превосходство над всеми остальными.

    Для каждого опытного исследователя ясно, что теоретическое построение в физике зависит и определяется миром чувственного восприятия, хотя не существует логического пути, следуя по которому мы могли бы от чувственного восприятия прийти к принципам, лежащим в основе теоретической схемы. Кроме того, синтез понятий, являющийся отпечатком эмпирического мира, можно свести к нескольким фундаментальным законам, на которых логически строится весь синтез. При каждом существенном продвижении вперед физик обнаруживает, что фундаментальные законы все более и более упрощаются по мере того, как развиваются экспериментальные исследования. Он удивляется, когда замечает, сколь стройный порядок возникает из того, что прежде казалось хаосом. Этот порядок нельзя считать связанным с работой его собственного интеллекта; он обусловлен одним свойством, присущим миру восприятий. Лейбниц удачно назвал это свойство "изначальной гармонией".

    Физики иногда упрекают философов, занимающихся теорией познания, за то, что те не вполне оценивают этот факт. И я думаю, что именно в этом состоит смысл дискуссии, в течение нескольких лет продолжавшейся между Эрнстом Махом и Максом Планком. Последний, по всей видимости, чувствовал, что Мах не вполне оценивал стремление физиков к восприятию этой "изначальной гармонии". Именно это стремление было неиссякаемым источником терпения и настойчивости, с которой Планк отдавался самым простым вопросам, связанным с физической наукой, в то время как он мог бы поддаться искушению и пойти иными путями, которые привели бы к более привлекательным результатам.

    Я часто слышал, как коллеги Планка связывали его отношение к науке с его необычайными личными дарованиями, его энергией и пунктуальностью. Думаю, что они ошибаются. То состояние ума, которое служит движущей силой в этом случае, напоминает состояние фанатика или влюбленного. Усилия, затрачиваемые в течение длительного периода времени, стимулируются не каким-то составленным заранее планом или целью. Это вдохновение проистекает из душевной потребности.

    Думаю, что Макс Планк посмеялся бы над тем, как по-детски я блуждаю здесь с фонарем Диогена. Но что я могу сказать о его величии? Величие Планка не нуждается в жалком подтверждении с моей стороны. Его труд дал один из самых мощных толчков прогрессу науки. Его идеи будут жить и работать до тех пор, пока существует физическая наука. И я надеюсь, что пример его личной жизни послужит не меньшим стимулом для последующих поколений ученых.

    Эквивалентно предыдущей фразе. - Прим. ред.

    Мне 16 лет. Скоро передо мной откроется большая взрослая жизнь. А какая она, я ещё сама толком не знаю. Да и многое пока представляется расплывчатым и туманным: кем стану, чему посвящу себя. Но, думаю, что сумею найти свою дорогу среди тысяч других, ведь с каждым годом я становлюсь взрослее, и не только внешне. Сама чувствую, как изменились за год мои понятия о каких-то вещах, взгляды на те или иные события, явления. Часто замечаю, что думаю о чём-то по-другому, чем, например, год назад. Или начинаю видеть то, что раньше не видела в людях, задумываюсь о том, о чём не догадывалась прежде.
    Теперь я всё чаще думаю с благодарностью о своих родителях, учителях, близких людях, с которыми встречаюсь, и которые каждый день отдают мне частичку своих знаний, своей любви. Обычно то, что дают нам мамы с папами, принимается детьми за норму. Но теперь понимаю, что мои родители дали мне такие богатства, которые не купишь ни за какие деньги. Какими мы станем в будущем, зависит во многом и от учителей, педагогов, которые болеют за нас душой, хотят нам добра.
    Как я уже сказала, впереди нас, молодых, ждёт самостоятельная жизнь. Она потребует силы, умения принимать нужные решения, не пасовать в трудной ситуации. Но, к сожалению, многие мои ровесники об этом не задумываются. Я бы даже сказала, они прожигают жизнь: развлекаются за компьютерными играми или в соцсетях, много времени праздно проводят на улице.
    Мне, например, нравится участвовать в экологических акциях, мероприятиях, на которых можно знакомить людей с проблемами экологии, призывать к активным действиям. Ведь нужно напоминать всем о важности правильного существования в этом мире, без вреда для окружающих. И поэтому в будущем я хочу посвятить свою жизнь науке, которая бы помогла сделать людей более здоровыми. Считаю актуальным на сегодня изучение проблемы дешёвых продуктов для спасения людей от многих неизлечимых заболеваний. Что это значит?
    В последнее время «органические овощи», эко- и биопродукты, становятся всё более востребованными среди людей, заботящихся о своём здоровье, и для этого есть серьёзное основание.
    Сейчас численность населения планеты стремительно растёт, что требует всё большего количества ресурсов. Чтобы прокормить такое количество жителей планеты Земля, учёные взяли курс на резкую интенсификацию сельского хозяйства. Химики разработали вещества, позволяющие максимально защитить урожай от всевозможных неблагоприятных факторов, учёные-генетики бьются над увеличением урожайности растений, агрономы ищут новые методы выращивания овощей и фруктов.
    Чтобы накормить всех желающих, нужно много разнообразной дешёвой пищи. Химическая промышленность совершила колоссальный прогресс: в производстве удобрений, борьбе с сорной растительностью, вредителями, болезнями растений и тому подобное. Сейчас уже не нужно выпалывать сорняки вручную или собирать вредителей – можно просто всё обработать соответствующими химикатами, и проблема решена.
    Современные аграрные технологии позволяют выращивать овощи и вовсе без земли, по принципу гидро- или аэропоники, к тому же это позволяет на малых площадях выращивать огромное количество продукции. Проблема вредителей и заболеваний растений, передающихся через почву, решается сама собой.
    Трудозатраты на уход за такими растениями сводятся к минимуму. С помощью новых технологий для растений готовятся химические «питательные» смеси, компьютер контролирует необходимую кратность полива и микроклимат в теплице. Огромный тепличный комплекс могут обслуживать всего несколько человек. Соответственно, выращенная продукция становится дешевле и доступнее для любого покупателя. Цель накормить всех желающих достигнута.
    Но ведь есть и обратная сторона. Вкус промышленных овощей и их биологическая ценность так же становятся «дешевле» и никогда эта смесь не будет равнозначна по своей ценности выращенному на земле и под солнцем огурцу или салату.
    С ГМО вопрос ещё более спорный. Изо дня в день мы поедаем чужую ДНК: мы едим картофель - и съедаем гены картофеля, едим морковь - и съедаем гены моркови. К счастью, никто из нас ещё не мутировал в полукартошку-получеловека. Но когда совмещаются чужеродные гены, к примеру, для того чтобы томаты могли длительно храниться, в их геном внедряют ген рыбы. Неизвестно, какие биологические вещества может начать вырабатывать такое растение, и уж тем более, какое влияние эти вещества могут оказать на организм человека. На этот вопрос не могут ответить даже учёные-генетики. Возможно, именно поэтому вопрос о пользе или вреде генномодифицированных организмов до сих пор остаётся открытым, и вызывает множество жарких споров.
    Хотелось бы жить, испытывая радость от своего труда. Но, к сожалению, в современном мире ощущается кризис как в экономике, так и в отношениях между людьми. Часто приходится сталкиваться с эгоизмом и равнодушием. Счастье невозможно также без здоровья как физического, так и нравственного. Но мы можем изменить мир к лучшему, начав с себя, своего отношения к окружающему миру, к природе, изначально совершенной и мудрой. Нам самим в первую очередь нужна чистая и здоровая планета!

    День медицинского работника в России начал отмечаться на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях».

    «Профессия врача и медицинской сестры особая: во все времена уважали и заслуженно ценили тех, кто делом своей жизни избрал заботу о здоровье людей. Работа медика требует особых качеств, среди которых верность долгу, сочувствие, невозможность оставаться в стороне от чужой боли», — отметила министр здравоохранения Вероника Скворцова , поздравляя представителей этой профессии.

    В этот день АиФ.ru вспомнил пять историй людей, которые посвятили свою жизнь спасению других.

    Тяжело подсчитать, сколько жизней спас австро-американский исследователь Карл Ландштейнер. Уже сейчас счёт идёт на миллиарды. И это число будет продолжать расти, ведь учёный открыл группы крови. Ещё до этого врачи пытались переливать кровь от одного человека другому, однако удачный исход этой процедуры в то время был чистой удачей.

    Карл Ландштейнер родился 14 июня 1868 года в Вене. Его отец довольно рано умер, и мать Фаина воспитывала сына одна. В 1891 году юноша окончил медицинскую школу Венского университета, однако гораздо больше Ландштейнера интересовала химия, в особенности органическая. В дальнейшем учёный будет заниматься лишь одной областью этого широкого направления — иммунолонгией. И сделает открытие, изменившее ход науки.

    Зная это, Дженнер решил, что заражать человека коровьей оспой гораздо безопаснее, чем прибегать к вариоляции. Современники сначала высмеяли его инициативу. В газетах того времени неоднократно появлялись карикатуры, на которых были изображены люди с частями тела коровы. Однако общественное осуждение не остановило Дженнера. И вскоре успех его метода привёл к тому, что оспопрививание стало обычной практикой. Стоит отметить, что, несмотря на свои заслуги, врач из Англии никогда не пытался заработать на прививке, считая помощь людям своим долгом.

    Джон Франклин Эндерс

    В научном сообществе учёного Джона Франклина Эндерса иногда называют «отцом современных вакцин». Такое прозвище он получил за работу в области вирусологии. В 1954 году за свои исследования американец получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Прививка от кори, которую он создал в сотрудничестве с Томасом Веллером и Фредериком Роббинсоном , спасла жизни 120 млн человек. В 1954 году в лаборатории педиатрической больницы Бостона он со своими сотрудниками смог создать штамм, вызывающий иммунитет, но не само заболевание. Именно его разработка послужила основой для создания современных противокоревых вакцин.

    Но не только в лабораториях можно найти медиков-героев. Во время войны врачи и медсёстры, рискуя своей жизнью, выносят раненых с поля боя и оказывают им экстренную помощь. Зинаида Туснолобова-Марченко была одной из таких медсестёр. Когда её мужа в 1941 году призвали на фронт, она окончила медицинские курсы и ушла добровольцем на войну. Первое боевое крещение Зинаида получила 11 июля 1942 года. Бой длился трое суток, и она вынесла на себе 40 раненых. За подвиг Туснолобову-Марченко наградили орденом Красной Звезды. Однако уже в 1943 году отважная медсестра приняла участие в сражении, которое оставило её без рук и ног.

    Зинаида Туснолобова-Марченко. Фото: Commons.wikimedia.org Полк вёл бой в Курской области. Женщине сообщили, что ранили командира. Туснолобова-Марченко побежала к нему, но была ранена в ногу. Пришлось ползти. Когда медсестра добралась до командира, тот уже умер. Однако в руках у него оставалась папка с секретными бумагами. Женщина схватила её и попыталась доползти до союзников, но очередной взрыв оглушил медсестру. Когда Туснолобова очнулась, по полю уже ходили немцы и добивали тех, кто остался в живых. Защищаться она уже не могла, поэтому притворилась мёртвой. Подойдя к ней, фашист стал бить её прикладом, отчего она вновь потеряла сознание. Но не погибла. Медсестру спасли санитары-носильщики, которые забирали убитых. В госпитале, куда её привезли, врач увидел, что у женщины началась гангрена. Пришлось ампутировать правую ногу до колена, левую ступню, часть правой руки и левую кисть.

    Женщина мужественно перенесла все операции, которые часто проводились практически без наркоза. Но боялась возвращаться в таком виде к мужу. Поэтому написала ему письмо, в котором просила забыть о ней. Муж, впрочем, не отказался от любимой. Когда он вернулся с фронта, у семьи родились двое детей.

    Мария Боровиченко. Фото: Commons.wikimedia.org

    Во время Великой Отечественной войны погибли или пропали без вести более 85 тыс. медиков. Средняя продолжительность жизни санинструктора на передовой в 1941 году составляла 40 секунд. Среди тех, кто не вернулся с фронта, была и Мария Боровиченко. Девушка отправилась на войну, когда ей не было ещё и 17 лет. Однако за подвиги ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Хрупкий подросток не раз удивлял своих командиров. Когда она только попала на фронт, девочка подошла к генералу Родимцеву и рассказала обо всех армейских батареях противника, пулемётных точках и складах с оружием немцев, которые видела, пока добиралась. Боровиченко назначили санитаркой в первый стрелковый батальон 5 воздушно-десантной бригады. И уже через два дня во время боя она вынесла на себе восьмерых солдат, умудрившись застрелить двух фашистов. В 1941 году в сражении около украинского города Конотопа девушка вынесла 20 раненых.

    Храбрая медсестра погибла в 1943 году, защищая лейтенанта Корниенко . Осколок снаряда попал ей прямо в сердце. Увековечить память Марии Боровиченко попросили ветераны той части, где она служила. В 1965 году Президиум Верховного Совета СССР выполнил эту просьбу. В том же году режиссёр Суламифь Цыбульник сняла фильм «Нет неизвестных солдат», прообразом главной героини которого стала отважная девочка-подросток.

    *Кровяная сыворотка — плазма крови, лишённая белка фибриноген. В сыворотках сохранена большая часть антител, а за счёт отсутствия фибриногена резко увеличивается стабильность.

    **Эритроциты — красные кровяные тельца, которые переносят кислород и питательные вещества к тканям и органам.