Рыцарские гербы средневековья. Как нарисовать герб рыцаря? Герб Мордред: поздний

Вначале у знатных людей, живущих в Западной Европе, не было гербов. Отправляясь в военных поход, они рисовали на щитах какое-нибудь изображение, чтобы отличить своих от чужих. Но вскоре стало принято отражать на щитах количество выигранных битв и побеждённых врагов. То есть изображения постепенно приобрели символический характер, и их уже не меняли. Постепенно такие изображения и трансформировались в рыцарские гербы. Произошло это в конце XI века. А в XII веке эта символика надёжно заняли своё место среди других значимых символов.

Взглянув только один раз на рисунок, изображённый на щите, любой человек мог составить представление о его владельце. При этом стали строго следить за тем, чтобы случайно не оказалось 2-х абсолютно одинаковых рисунков. А для этого разработали специальные правила. Они жёстко регламентировали, что означает то или иное изображение, и кому оно может принадлежать.

Рыцарские гербы на щитах

Все эти веяния начали распространяться из Франции. Поэтому знаки и эмблемы называли на французском языке. Не заставила себя ждать и специальная наука, которую назвали геральдикой . Претворяли её в жизнь герольды. Это были специалисты высокого класса. Они в совершенстве знали все правила, традиции и выступали распорядителями на рыцарских турнирах.

Иногда они брали на себя обязанности и третейских судей. Происходило это в тех случаях, когда между рыцарями возникали споры из-за какого-то знака или символа. Герольд вмешивался в спор и решал его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Но при этом он должен был обладать недюжинными знаниями, чтобы грамотно и убедительно доказать спорщикам правильность своего решения.

Первое время на щиты наносили очень простые символы. Те, кто участвовал в крестовых походах, рисовали большие белые кресты. Если человек проявлял чрезмерную смелость на полях сражений, то он, при общем одобрении, рисовал льва. А вот власть и могущество олицетворял орёл.

Как видно, подобных символов мало, а иметь их хотели многие. Поэтому стали придумывать кресты самой разной формы. То же самое касается львов. Их изображали в разных позах. Лев бегущий, стоящий на задних лапах, лежащий, рычащий и даже спящий. На щитах также рисовали цветы, какие-то растения, бытовые предметы.

Рыцарские гербы передавались по наследству от отца к сыну, а в более редких случаях жаловались королём или крупных феодалом . В унаследованное от родителя изображение сын мог добавить какой-то свой знак. Поэтому со временем рисунок становился всё более сложным, а герольды при этом следили, чтобы изменения не были самовольными, а соответствовали правилам геральдики.

В основе любого герба находился щит. Это было "поле", которое делилось на части. Самой почётной была правая часть. Именно на ней изображались самые главные знаки. Левая была менее почётной. На ней могли изобразить те же самые знаки, но в более узком, а иногда и более мелком виде.

Цвета использовались обычные - 7 цветов радуги. При этом старались чередовать светлые тона с тёмными. Такая контрастность способствовала более хорошему зрительному восприятию. Со щитов символы постепенно перекочевали на одежду. Затем их стали рисовать на конских попонах, сёдлах, знамёнах и вымпелах. Вассалы наносили на одежду герб своего господина.

К концу XII века все рыцари обзавелись своей символикой . Она были и у королей, и у мелкого дворянства. Затем мода коснулась служителей церкви, купцов, ремесленников и крестьян. То есть каждая семья, независимо от происхождения, могла придумать себе символику, согласовать её с герольдом и пользоваться на правах собственности.

Рыцарские гербы не оставили равнодушными и женщин. Многие знатны дамы наносили на одежду символы сразу и мужа, и отца. Это подчёркивало их статус и благородное происхождение. Обычно справа находились символы мужа, а слева располагались символы родителя.

Одежду, расшитую фамильными гербами, одевали только по особым торжественным случаям. Это рыцарские турниры, королевский приём, какое-то важное семейное событие. Те рыцари, которые состояли в свите более знатных сеньоров, надевали плащи под цвет гербового поля этих особ.

Таким образом, геральдика имела очень важное значение в светской жизни. Это были определённые правила, нарушать которые не допускалось. Сама гербовая символика характеризовала не конкретного человека, а всю его родословную. Поэтому совершать постыдные поступки было недопустимо. Так как в этом случае падало пятно позора на весь род - на всех предков и будущих потомков .


Правила составления гербов Основа герба – щит:. треугольный – варяжский, норманнский;. овальный – итальянский;. квадратный с округлостью внизу – испанский;. четырёхугольный с заострением внизу – французский;. фигурный – немецкий. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый и беличий).


Символика цветов на гербах:. красный – «мужество», «страсть»;. голубой – «величие, красота, ясность»;. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;. пурпурный – «власть»;. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».


Символика изображений на щитах:. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;.журавль – бдительность и осторожность;.лилия – расцвет и успех;. единорог – непобедимость;. гриф – неустрашимость и свирепость;. кошка – независимость;. волк – злость, жадность;. кабан – бесстрашие;. петух – воинственность;. павлин – хвастовство;. розы – чистота, святость;. ключи – открытость.


Рыцари отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.
  2. Познакомить с гербом Кузбасса, его отличительными особенностями.

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдике

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес

Ш. Воспитывающие:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Зрительный ряд: старинные гербы русских городов, формы щитов, щитодержатель – для кроссворда , значение новых слов, цветовое значение символов, детские работы “Герб моей семьи”

Музыкальный ряд: звучит французская средневековая музыка, музыка Вивальди.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры, шаблоны, композиция выполняется на формате А3.

Элемент театрализации: старшеклассники играют роль, дамы и рыцаря из средневековья <Рисунок 1>

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Формирование новых знаний.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Рыцарский турнир.
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Звучит музыка Вивальди)

Проверь, дружок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Друзья, тогда урок начнем,
И разговор наш поведем
О герба, щитах и их владельцах.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Ребята, на первом уроке вы познакомились с гербами их формами.

Свой герб имеют города и государства, знатные семьи, рыцари.

Домашним заданием было, выполнить “Герб моей семьи”

Лучшие работы на стенде. <Рисунок 6>

Наш второй урок мы посвящаем геральдике.

Сегодня вы познакомитесь с гербом Кемеровской области и проведем рыцарский турнир.

Прежде чем говорить о геральдике, расскажите, что обозначает слово “герб”, когда и для чего возникли гербы?

Ученик: Понятие ГЕРБ происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах.

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Ученик: Гербы появились давным-давно в зарубежных странах.

Учитель: В средние века в Европе, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

В тоже время появилось новое искусство и новая наука – геральдика.

Герб – отличительный знак рыцарей, которые устраивали турниры и состязались в силе и ловкости.

На щите и флаге изображался личный герб рыцаря

Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов.

Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.

На рыцарских турнирах присутствовали ГЕРОЛЬДЫ – люди, изучающие гербы, они давали описание гербов, следили за их правильным составлением.

По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы.

Учитель: показывает зрительный ряд.

Например, форма щитов могла быть разнообразной – варяжский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), французский (плоский сверху, снизу прямоугольным овалом по центру заострен), германский (причудливой формы).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет – символ богатства и справедливости;

серебро – символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный)– символ любви, смелости;

голубой – символ красоты и величия;

зеленый – символ изобилия, надежды и свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) – достоинство, силу, мужество, (могущество);

черный – скромность, образованность, мудрость и печаль;

красный– храбрость.

На гербах разрешалось изображать: композицию

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они попадали на герб не случайно.

Каждое изображение несет в себе определенный смысл:

лев – символ силы, мужества, великодушия;

орел – власть, великодушие;

змея – символ вечности;

леопард – храбрость, отвага;

дуб, медведь означали – силу, крепость, предусмотрительность;

конь – совмещает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;

факел, раскрытая книга – знание;

пчела – трудолюбие; лавр – славу;

крылатый змей – зло, смуту;

дракон – могущество;

рука в перчатке – храбрость;

собака – символ преданности и повиновения;

олень – символ воина, перед которым, бежит неприятель;

солнце – свет, богатство, изобилие;

звезда – ночь, вечность;

посох – духовная власть.

Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом.

Девиз – это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

Венчает герб корона.

(Звучит музыка)

Учитель: А теперь представьте себе: средневековье, замок…

В мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно, Долгий сон, обед, охота – вот и весь досуг, По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина, играли в кости и шахматы. Событием был приезд гостей. Это случалось нечасто, а если случалось, то хозяин старался вовсю и устраивал пир и рыцарские турниры.

Учитель: Так кто такой рыцарь? Слово” рыцарь” произошло от немецкого ”Ritter” – всадник. Так какого же человека мы называем рыцарем сегодня?

Ученик: Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.

Учитель: Итак, кто такие рыцари, мы выяснили, а теперь приступим к ритуалу. Прошу рыцарей – участников турнира подняться. А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву. Рыцари, вы готовы?

Клянемся в рыцарском турнире победить,
Клянемся смелыми, отважными мы быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
Верным своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!

Рыцари (хором): Клянемся рыцарями быть!

Когда-то в середине века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Доблестный, рыцарь, вы откуда?
С каких краев ты прибыл к нам.

Рыцарь: Я житель городов Кузбасских. Приехал, чтобы даме сердца выразить свое восхищение.

Дама: А я сразу догадалась, по гербу, что вы из великого града, горняков. На вашем гербе много черного цвета. А что он означает?

Рыцарь: А может на эти вопросы, ответят молодые рыцари, поможете нам?

Команды отвечают хором: ДА

– треугольник черного цвета, символизирует? (угольную промышленность)

– треугольники красного цвета, (раскаленный металл)

зеленый цвет символизирует (сельское хозяйство и природные богатства, а также цвет молодости и надежды).

– молот и кирка, обозначают (индустриальную принадлежность)

– три пшеничных колоса, (сельское хозяйство)

– корона, символизирует (богатство Кузбасса)

– нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году.

Дама: А что за цифры в низу герба?

Ответ: Год образования Кемеровской области.

Ответ: Этот год особенный, юбилейный, Кузбассу 65 лет.

Учитель: Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной семьи. В каждой семье по 6-8 человек.

Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать символики негеральдические фигур и составить композицию.

В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга. Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III. Практическое выполнение задания.

Задание: коллективно-групповая работа (2 команды выполняют композицию герба).

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны, композиция на формате А3.

<Рисунок 2, Рисунок 3>

IV. Рыцарский турнир.

1. Защитить свой герб и девиз.

Сначала каждая команда представит свой герб и защитит его.

Представители каждой команды выходят, объявляют название команды, рассказывают о символах герба, которые они выбрали, и объясняют почему. Зачитывают девиз команды и объясняют его смысл. <Рисунок 4, Рисунок 5>

2. Оценка командных гербов.

Учитель: Мы познакомились с командами и теперь приступаем к турниру.

V. Подведение итогов.

Задание: Команда “Рыцари Камелота” и команда “Крестоносцы” по очереди отвечаете на вопросы и из этих ответов получите новое слово.

Команды отвечают на вопросы кроссворда “Геральдика”,

Рыцарь: ответы крепит на шитодержатель.

Дама: оценивает ответы вымпелами.

Вопросы для кроссворда:

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству. (Герб)
  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. (Георгий)
  3. Особые знаки на Щите – гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах. (Фигуры)
  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)? (Металлы)
  5. Царственное животное, эмблема королей. (Лев)
  6. Отважный, доблестный. (Рыцарь)
  7. Часть герба, на котором написаны крылатые слова. (Девиз)
  8. Основа герба. (Щит)
  9. Что венчает герб? (Корона)
  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит. (Щитодержатель) <Рисунок 7>

Учитель: Доблестные рыцари, вы успешно справились с Рыцарским турниром и познакомились с новым словом, ГЕРАЛЬДИКА.

Геральдика – эта наука о составлении гербов

Мы с вами в классе одна большая семья.

Давайте создадим свой геральдический щит.

Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился урок, у вас хорошее настроение то возьмите жетон красного и закрепите его на щите.

Если вы остались равнодушны, вам не очень понравился урок, то возьмите желтый жетон.

Если вам не понравился урок, то прикрепите жетон синего цвета.

Таким образом, мы видим, что у нас яркий праздничный щит, значит у всех хорошее настроение и желание сделать много нового.

А я работу на рыцарском турнире оцениваю на “5”.

Спасибо всем за творчество, а гостям за внимание.

VI. Задание на дом

Рассмотреть костюмы разных времен и определить их владельца.

Анализ урока

Вашему вниманию был предложен урок по теме “О чем рассказывают гербы и эмблемы”

Это второй урок по геральдике согласно тематическому планированию по программе Б.М.Неменского.

На уроке ставились цели:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, Родине
  2. Развивать творческий интерес, познавательную активность, образное мышление.

Для достижения целей были поставлены задачи:

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдики
  2. Активизировать знания учащихся по символике гербов, эмблем.

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес
  2. Развивать познавательную активность, образное мышление.

III. Воспитывающие:

Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников.

В данном классе двое детей из центра реабилитации несовершеннолетних, 4 из малообеспеченных семей, 10 неблагополучные семьи.

Тема семьи, составлением домашнего герба, позволила ребятам посмотреть на семейные отношения с другой стороны.

Надеюсь, что сблизила детей и родителей хотя бы на выполнения домашних гербов.

Урок проведен в форме Рыцарского турнира. Учтен объем учебного материала, использовались опорные схемы, иллюстрации, шаблоны, музыкальное сопровождение, все это способствовало творческой деятельности учащихся.

Элемент театрализации способствовал проживанию каждым ребенком рыцарского турнира, атмосферы средневековья.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовала их познавательной активности, самостоятельности, а главное развитию творческих способностей.

Внимание учащихся активизировалось в течение всего урока, в результате смены видов деятельности, устной, письменной, групповой, индивидуальной, творческой работы.

В течение урока отслеживалась обратная связь, что очень важно для занятий эстетического цикла.

На уроке использовались следующие методы:

Объяснительный:

  • иллюстративный, рассказ,
  • алгоритм составления герба,
  • практическая работа по подготовке герба,
  • сравнение двух гербов;

Репродуктивный метод:

  • выполнение задания по образцу работа с рисунком, шаблонам,
  • воспроизведение двух подобных гербов по трафаретам;

Проблемно сообщающие методы:

  • объяснение темы геральдики с опорой на наглядность,
  • защита герба (использование символов семьи);

Частично поисковые методы:

  • эвристическая беседа,
  • подбор символики;

Исследовательские методы:

  • проектирование герба,
  • самоанализ проведенной работы.

Важным для себя считаю: старалась для каждого на уроке создать ситуацию успеха, что позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, формировать правильную самооценку.

Как появились рыцарские гербы

О том, что такое рыцарский герб, наверняка каждый имеет представление - хотя бы по книгам и фильмам. Доблестный рыцарь Уильфред Айвенго из романа Вальтера Скотта, например, выехал на арену турнира в Ашби с нарисованным на щите молодым дубом, вырванным с корнем. Была под таким рисунком и короткая надпись на испанском языке - «Desdishado», - что означало «Лишенный наследства».

У каждого из его противников тоже, разумеется, был собственный герб. Рисунки на их щитах были самыми разными: у барона Фрон де Бефа - черная бычья голова, а у Бриана де Буагильбера даже два герба на двух разных щитах: один представлял собой обычный герб рыцарей Ордена Храма, к которому принадлежал де Буагильбер - два рыцаря, едущих на одном коне, что символизировало бедность и смирение, а на втором щите - ворон, держащий в когтях череп.

Напомним, время действия романа относится к концу XII века. К этому времени рыцарские гербы прочно вошли в обиход. Причиной их распространения стали крестовые походы с их битвами невиданными доселе масштаба. Яркие отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов.

Правда, сам такой обычай родился, разумеется, не на пустом месте. И за века до крестовых походов древние народы выбирали себе какие-либо символы, как отличительные знаки. У готов, скажем, таким символом был полумесяц или крест. У франков - крест над кругом. У англов - мифический дракон или опять-таки крест в сопровождении птиц, шаров. У датчан - ворон, у саксов - лев или роза.

Однако именно рыцарские крестовые походы положили начало созданию особой геральдической символики, все более усложнявшейся и и превратившейся в конце концов в особый своеобразный язык, понятный многим, пожалуй, побольше, чем обыкновенная грамота, если учесть, что далеко не каждый в эпоху средневековья, включая и знатнейших сеньоров, мог бы похвастаться тем, что умеет читать и писать.

В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба.

Так, например, рыцари, только отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах за освобождение Гроба Господня тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов, отправляющихся в Святую Землю.

Герб с изображением птиц

Такими символами на своих гербах знать гордилась и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.

Во времена крестовых походах на рыцарских гербах появились и различные цвета. Например, голубой. Голубые красители до этого в Европе были неизвестны, привезли их с Востока. Да и происхождение самого геральдического термина - эмаль, - которым стали обозначать вообще любой цвет на гербе, тоже связано с Востоком. Дело в том, что цвета в самом деле наносились на щит посредством эмалевых красок, а такой вид росписи применяли в ту пору только в Персии, Византии и Аравии. Да и само слово «эмаль» персидское; правда, поначалу оно обозначало только один синий цвет и лишь потом стало относиться и к любому другому.

Английский герб

С течением времени герб обретал все большее значение и для самого его владельца, и для всех окружающих. Гербовые знаки появились не только на щитах, но и на рыцарских шлемах. Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков. Гербы уже нельзя было избирать произвольно: они специально составлялись с учетом всех заслуг и даровались своим подданным королями и владетельными сеньорами. Они стали наследственными, переходили от отца к сыну. В конце концов гербами стали украшать не только щит и шлем, но и гобелены, одежды, стены домов, причем, раз поначалу они были только на настоящих щитах и шлемах, то и в рисунок любого герба обязательно входил рыцарский щит, а позже и шлем, и наконец появились дополнительные геральдические украшения - щитодержатели, гербовые мантии, девизы.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЫ) автора БСЭ

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Дубровицы автора Тарунов Алексей Михайлович

ГЛАВА II. Гербы территорий и российских городов «Для каждого человека родной город – это малая Родина. Герб города определяет его лицо, способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств. Геральдика, несмотря на свою „полузабытость“, является для нас памятником

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Гербы и турниры Как появились рыцарские гербы О том, что такое рыцарский герб, наверняка каждый имеет представление - хотя бы по книгам и фильмам. Доблестный рыцарь Уильфред Айвенго из романа Вальтера Скотта, например, выехал на арену турнира в Ашби с нарисованным на

Из книги автора

Как появились рыцарские гербы О том, что такое рыцарский герб, наверняка каждый имеет представление - хотя бы по книгам и фильмам. Доблестный рыцарь Уильфред Айвенго из романа Вальтера Скотта, например, выехал на арену турнира в Ашби с нарисованным на щите молодым дубом,

Из книги автора

Как классифицировались гербы Все гербы подразделялись на отдельные роды, причем первостепенное значение имели государственные гербы, представляющие собой геральдические эмблемы земель, вошедших в состав государства. Гербы эти нередко служили вместе с тем и личными

Из книги автора

Гербы исконные, гласные, загадочные, видоизмененные... Разделялись гербы и по своему происхождению. Они могли быть исконными, - относящимися к самым древним временам, к началу обычая употреблять гербы, и впоследствии узаконенными безо всяких специальных актов, по одному

Из книги автора

О чем гербы могут поведать историкам? Давным-давно миновали романтические рыцарские времена, нет больше герольдов, умеющих объяснить смысл любого герба. Однако и сегодня феодальный герб немало может рассказать сведущему и человеку. Прежде всего, совсем не так уж сложно,

Из книги автора

Рыцарские ордена Как возникло братство иоаннитов Еще до того, как крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, и Готфрид Бульонский принял титул заступника Гроба Господня, существовал в Святом городе странноприимный дом - «госпиталь» для бедных или заболевших пилигримов,

Слышал ли ты о геральдике – науке, изучающей гербы? Сегодня мы расскажем тебе кое-что об этой науке, о происхождении гербов и их истории.

"ЖИВАЯ КРЕПОСТЬ"

Помнишь, как описывал рыцаря Марк Твен в веселой и остроумной книге "Янки при дворе короля Артура":
"Весь он с головы до пят был покрыт старой железной бронёй, голова его находилась внутри шлема, похожего на железный бочонок с прорезями; он держал щит, меч и длинное копье; лошадь его тоже была в броне, на лбу у неё торчал стальной рог, и пышная красная с зеленым шелковая попона свисала, как одеяло, до самой земли".
В таких доспехах рыцарь был похож на живую крепость или даже на современный танк. Всю жизнь проводившие в походах и сражениях, рыцари старались спрятаться в своих латах от врагов, а сделали себя неузнаваемыми и для друзей!

ПАСПОРТ РЫЦАРЯ

В XI–XII веках тысячи рыцарей из разных стран объединились для крестовых походов, чтобы под предлогом спасения гроба господня захватить новые земли на Востоке. Тысячи "живых крепостей" двинулись в путь, и их невозможно было бы отличить друг от друга... если бы не ярко раскрашенные гербы у них на щитах.
Рыцарский герб, изображённый на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, родовитости, о заслугах и подвигах. При встрече рыцарям достаточно было увидеть гербы друг друга, чтобы узнать, друг это или враг.
Такой герб передавался по наследству, и потомкам были известны подвиги и проступки предков.

КЛЮЧ КОДА

И раньше, в древние времена, у городов, государств, знатных людей были отличительные знаки. Чаще всего это были фигурки животных – на монетах, медалях, печатях. Но такие знаки и символы ещё не были гербами. Настоящие гербы появились именно у рыцарей, когда возник и особый язык гербов – язык геральдики. Каждый, кто знал этот язык, мог прочитать любой герб и по фигурам, изображенным на нём, получить полную характеристику рыцаря.
Геральдический язык – это особый, точный и краткий шифр вроде стенографии или азбуки Морзе. Здесь всё, начиная от цвета поля и кончая нарисованными на нём фигурами, имеет определенный смысл.
Голубой цвет означал величие, красоту, ясность; красный – мужество; зеленый – изобилие, свободу и надежду; чёрный – скромность, образованность, печаль; золото – богатство, силу, верность; серебро – чистоту и скромность.
Изображения животных тоже рассказывали об определенных качествах рыцаря: кошка означала независимость; волк – злость, жадность; лев – храбрость, силу, великодушие; кабан – бесстрашие; петух – воинственность; павлин – хвастовство.
И форма щита говорила о многом. У труса срезали правый угол щита, тому, кто избил пленного, укорачивали щит снизу.

ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ

Сначала гербы были очень простыми: звезда, крест, фигура животного. Каждый выбирал себе ту фигуру, которая ему больше нравилась или выражала его цель в жизни. Но со временем гербов становилось всё больше. Появились новые, а каждое поколение украшало гербы предков знаками своих побед и подвигов. Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и при дворах королей и знатных феодалов появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов.
Накануне турниров рыцари, съехавшиеся со всей округи, выставляли свои щиты. Герольды по гербам изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в сражении.

ВОТ ОНИ КАКИЕ

Герб Австрии

А теперь давай посмотрим некоторые гербы и послушаем, что рассказывает о них наука геральдика.
Вот рыцарские гербы, жалованные во времена крестовых походов.
Легенда говорит, что, когда кончился один из боёв, белые одежды храброго австрийского герцога были залиты кровью его врагов и только под поясом оставались белыми. Герцогу был дан новый герб – в красном поле белый пояс; эти цвета до сих пор сохранились в государственном гербе и флаге Австрии.


Слева направо: герб Арагона, герб Христофора Колумба, герб немецкого города Бремена

Красно-золотой герб Арагона тоже родился на поле брани (рисунок выше): французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красных полосы.


Слева направо: герб рода Дугласов (Шотландия), герб рода Медичи, один из английских гербов XVI века

За смелость и верность долгу в XIV веке был пожалован герб старейшему шотландскому роду Дугласов: "червлёное (красное) сердце, увенчанное королевской короной", и девиз "Исполнить или умереть".

Герб Жана д"Авена

По приказу Людовика XI был изменён герб рыцаря Жана д"Авена, оскорбившего мать. В наказание гордый лев, украшавший его герб, остался без языка и когтей!

Герб короля Хильдеберта

На гербе французского короля Хильдеберта изображена рысь за решеткой – в память о том, что Хильдеберту удалось взять в плен другого могущественного короля.

Герб Айвенго

Один из гербов вы узнаете, если вспомните роман Вальтера Скотта "Айвенго": "Рисунок на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем, под ним была надпись: "Лишённый наследства".

Герб Шекспира

В средние века гербы были не только у рыцарей. Вот герб Вильяма Шекспира. Ниже герб сапожника.

Герб средневекового сапожника

По предмету, нарисованному на гербе, можно легко понять, чем занимается его владелец. Знатный итальянский род Медичи получил свое имя от слова "медик", "аптекарь". Поэтому в его гербе (рисунок выше) пять красных пилюль на золотом фоне. Справа внизу – герб города Берна ("бер" по-немецки значит "медведь").

Герб города Берна

Отошли в прошлое крестовые походы, но гербы продолжали существовать. Вот ярко расцвеченный герб Христофора Колумба (рисунок выше). Он получил его вместе с титулом вице-короля новых земель в 1492 году, после открытия Америки. Почитайте старинное описание этого герба:
"В первом красном поле четверо-частного щита – замок (эмблема Кастилии), во втором серебряном поле – лев (эмблема Леона), в третьем зелёном поле, изображавшем море, – пять серебряных островов, и в четвертом голубом поле – пять золотых якорей". Щит увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с крестом. Девиз гласил: "Для королевства Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет".


Старинные гербы русских городов, слева направо и сверху вниз: герб Тулы, герб Саратова, герб Смоленска, герб Уфы, герб Нижнего Новгорода, герб Курска.

Здесь ты видишь гербы русских городов XII–XIII веков. Ниже ты найдешь и личный, жалованный за заслуги русский герб. История у него особая. В 1741 году в России произошёл дворцовый переворот.

Лейб-кампанский солдатский герб

Дворцовые гренадёры возвели на престол дочь Петра I Елизавету. В знак благодарности она приказала всех солдат этой роты сделать дворянами и дать им гербы. В правой части каждого герба изображались стропила на чёрном поле с тремя горящими гранатами и тремя серебряными звездами.