Цитаты о системе образования. Мысли мудрых о знаниях, воспитании, образовании и культуре

  1. Неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться. Алвин Тоффлер
  2. Нельзя научиться у того, кто постоянно с тобой соглашается. Дадли Филд Малоун
  3. Иди по жизни так, будто впереди всегда есть чему научиться и ты точно это сможешь сделать. Вернон Говард
  4. Образование состоит в основном из того, что мы забыли. Марк Твейн
  5. Я всегда учусь. Надгробный камень будет моим дипломом. Эрта Китт
  6. Думать, что всё знаешь, останавливает тебя от того, чтобы учиться новому. Клод Бернард
  7. В конце концов имеет значение только то, чему ты научился и что по-настоящему усвоил. Гарри С. Труман
  8. За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь. Клэй П. Бедфорд
  9. Жизнь похожа на прилюдную игру на скрипке, когда ты учишься во время самой игры. Сэмюэль Батлер
  10. Сейчас мы можем сказать, что учиться - это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание - это научить людей учиться. Питер Друкер
  1. Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мыслей других людей. Джон Дьюэй
  2. Мудрые люди учаться на ошибках других, а глупые - на своих. Автор неизвестен
  3. Есть три метода обучения мудрости. Первый - через подражание, и он самый благородный. Второй - через повторение, и он самый простой. Третий - через опыт, и он самый горький. Конфуций
  4. Жизнь - это опыт обучения, только если вы учитесь. Йоги Берра
  5. Мудрость - в умении научиться пропускать незначительное. Уильям Джеймс
  6. Обучение - это, на самом деле, когда ты вдруг что-то понимаешь, что ты понимал всю свою жизнь, но иначе. Дорис Лессинг
  7. Обучение - это не зрительский спорт. Д. Блочер
  8. Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни - это сохранять свой разум молодым. Генри Форд
  9. Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Ллойд Александр
  10. Умные люди перестают учиться... потому что они слишком многое вложили, чтобы уверить всех в том, что они знают всё, и теперь не могут себе позволить выглядеть незнающими. Крис Аджирис

  1. Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться. Альберт Эйнштейн
  2. Для нашего развивающегося ума весь мир - это лаборатория. Мартин Фишер
  3. Ничему из того, что действительно стоит знать, нельзя научить. Оскар Уайлд
  4. Если держать кошку за хвост, то можно узнать много нового, что вы бы не смогли узнать при других условиях. Марк Твен
  5. Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю. Конфуций
  6. Я всегда делаю то, что я не умею делать, в том порядке, который помогает мне научиться это делать. Пабло Пикассо
  7. Мы понимаем геологию на следующее утро после землетрясения. Ральф Валдо Эмерсон
  8. Человеческий разум, который познал новую идею, больше никогда не вернётся в своё старое состояние. Оливер Венделлл Холмс мл.
  9. Обучение - это не то, что получаешь случайно. А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием. Эбигейл Адамс
  10. Никто по-настоящему никогда не перестаёт учиться. Иоганн Гёте

  1. Человек, который слишком много читает и слишком мало использует свой мозг, заканчивает ленивой привычкой слишком много думать. Альберт Эйнштейн
  2. Любое обучение связано с эмоциями. Платон
  3. Любопытство - это фитиль в свече обучения. Уильям А. Ворд
  4. Я знаю большое количество людей, которые наполнены знаниями, но не имеют ни одной своей мысли. Уилсон Мизнер
  5. Обучение - это не средство достижения цели, это сама цель. Роберт Хайнлайн
  6. Обучение необязательно и не нужно для выживания. В. Эдвардс Деминг
  7. Наши знания останавливают нас от продолжения обучения. Клод Бернард
  8. Все люди вокруг и всё, что тебя окружает - это твои учителя. Кен Кейс
  9. Ты живешь и учишься. Во всяком случае ты живешь. Дуглас Адамс
  10. Живи так, как будто завтра умрёшь. Учись так, как будто собираешься жить вечно. Ганди

  1. Чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания. Джон Лок
  2. Одна из причин, по которым люди перестают учиться, - это страх ошибаться. Джон Гарднер
  3. Ты ничему не учишься, пока болтаешь. Линдон Б. Джонсон
  4. Что угодно может стать важным обучающим опытом, если относиться ко всему с интересом. Мэри МакКракен
  5. Никогда не останавливайте других. Скорость движения неважна, главное - само движение вперед. Платон
  6. Незнание не стыдно, стыдно не стремиться к знаниям. Бенджамин Франклин
  7. Предполагать хорошо, добраться до истины лучше. Марк Твен
  8. Развивайте страсть к обучению. Если у вас получится, то вы всегда будете расти. Энтони Жд. ДиАнжело
  9. Мы учимся, когда мы что-то делаем. Джордж Херберт
  10. Заполнить свой разум миллионов разных фактов, но при этом ничему не научиться вполне возможно. Алек Борн.

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока. Абу-ль-Фарадж

Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым. Д. Аддисон

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А. Барбюс

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. В. Г. Белинский

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. У. Блейк

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом. Г. Бокль

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают. Г. Бокль

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. П. Бошен

Источник истинного знания - в фактах! П. Буаст

Образование - клад, труд - ключ к нему. П. Буаст

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Ф. Бэкон

Знание есть сила, сила есть знание. Ф. Бэкон

Знание и могущество - одно и то же. Ф. Бэкон

Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то мы и думаем. Сюда направлена работа мысли, и направлена она может быть только сюда. П. Валери

Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения. Л. Вовенарг

Дух подвластен тому же закону, что и тело - невозможности существования без постоянного питания. Л. Вовенарг

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний. Л. Вовенарг

Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь. П. Гассенди

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. К. Геббель

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Г. Гегель

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций

Всезнайство уму не научит. Гераклит

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен

Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы. А. И. Герцен

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. И. Гёте

Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте

Опыт - вот учитель жизни вечной. И. Гёте

Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост. И. Гёте

Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни. И. Гёте

Чего не понимают, тем не владеют. И. Гёте

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И. Гёте

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И. Гёте

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. А. Гончаров

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого - не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное. М. Горький

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями. М. Горький

Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим. М. Горький

Чем больше знает человек, тем он сильнее. М. Горький

Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. А. С. Грибоедов

Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Знание - спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга. В. Гюго

Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его. В. Гюго

Истинное лекарство от всех страданий - это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования. Ж. Гюйо

После хлеба самое важное для народа - школа. Ж. Дантон

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. Р. Декарт

Многие многознайки не имеют ума. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит

В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех. У. Джеймс

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Д. Дидро

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег

Неправильное знание хуже, чем незнание. А. Дистервег

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. А. Дистервег

Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. А. Дистервег

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер

Образование - лицо разума. Кабус

Социализм - это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать. М. И. Калинин

Ложная ученость хуже невежества. Невежество - это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость - это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно. Ч. Канту

Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль

Ученость есть сладкий плод горького вина. Катон Старший

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь? Квинтилиан

Знании нужны в жизни, как винтовка в бою. Н. К. Крупская

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила! В. И. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. В. И. Ленин

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В. И. Ленин

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. В. И. Ленин

Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. В. И. Ленин

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. В. И. Ленин

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок. В. И. Ленин

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель. В. Либкнехт

Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание - сила! Сила - знание! В. Либкнехт

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов. Г. Лихтенберг

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы! Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением. Н. И. Лобачевский

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. Д. Локк

Ничто так человека не учит, как опыт. А. С. Макаренко

Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого. Д. И. Менделеев

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д. И. Менделеев

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. И. И. Мечников

Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли. У. Мизнер

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. М. Монтень

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. Ш. Монтескье

Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен

Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И. П. Павлов

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. К. Г. Паустовский

Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. К. Г. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев

Знание, и только знание делает человека свободным и великим. Д. И. Писарев

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого. Д. И. Писарев

Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Д. И. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю». Д. И. Писарев

Круглое невежество - не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон

Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности. Г. В. Плеханов

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется. Д. Н. Прянишников

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо. Публилий Сир

Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. А. Н. Радищев

К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть. Д. Рескин

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий. Р. Роллан

Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай. Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. А. Рубакин

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек - это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих. Н. А. Рубакин

Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни. Н. А. Рубакин

Знания - броня от всех бед. А. Рудаки

Талант и знанья - яркий свет, без них из тьмы исхода нет. А. Рудаки

Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж.-Ж. Руссо

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Саади

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. Сенека Младший

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.

Мудрые мысли великих людей о необходимости знаний, о ценности знаний.

Приятны завершённые труды.

Гомер, древнегреческий поэт

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Эзоп, древнегреческий баснописец

Корень учения горек, а плоды его сладки.

Как преуспеть ученикам? — Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Учение в молодости — резьба по камню, в старости — черчение на песке.

Аристотель, древнегреческий философ

Самое позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь.

Платон, древнегреческий философ

Упражняй себя трудами, возлагаемыми на себя добровольно, чтобы потом уметь переносить и невольное.

Сократ, древнегреческий философ

Всякий вид работы приятнее, чем покой.

Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Не стремись всё знать, чтобы не оказаться во всём невеждой.

Демокрит, древнегреческий философ

Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.

Гераклит, древнегреческий философ

Тупые и неспособные к учению умы — вещь столь же противоестественная, как и чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко.

Квинтилиан, древнеримский теоретик ораторского искусства

Нет никакого позора в работе: позорно безделье.

Гесиод, древнегреческий поэт

Пока позволяют молодые силы — работайте; не заметишь, как молча подойдёт сгорбленная старость.

Овидий, древнеримский поэт

Ничто в жизни не достаётся без труда.

Гораций, древнеримский поэт

Работа необходима для здоровья.

Гиппократ, древнегреческий врач

То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью.

Если учитель не живёт так, как учит, брось его — это ложный учитель. Если учение не приносит тебе плодов с первых же шагов, брось его — это ложное учение. Даже самое истинное учение, практикуемое без должного усилия и усердия, может быть опаснее ложного.

Умные люди учатся для того, чтобы узнать; ничтожные — для того, чтобы их узнали.

Чрезвычайно важно, чтобы дети с детства учились работать.

И. Кант, немецкий философ

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Конфуций, древнекитайский мыслитель

Если только знать, но не действовать, то это равносильно неучению.

Чжу Си, китайский философ и историк

Если дело достойно завершено, Вознесёт и прославит тебя оно.

Фирдоуси, персидский и таджикский поэт

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.

Саади, персидский писатель и мыслитель

Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.

А. Данте, итальянский поэт

Одна услада в жизни — учиться.

Ф. Петрарка, итальянский поэт

Нет такой работы, что могла бы меня утомить.

Леонардо да Винчи, итальянский живописец, скульптор и учёный

Нелегко установить границы нашему разуму: он любознателен, жаден и столь же мало склонен остановиться, пройдя тысячу шагов, как и пройдя пятьдесят.

Невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею.

М. де Монтень, французский философ

Едва ли существуют настолько глупые и тупые люди, которые не были бы способны ни усваивать хороших мнений, ни подниматься до высших знаний, если только их направлять по должному пути.

Р. Декарт, французский философ и математик

Грамматика повелевает даже царями.

Ж. -Б. Мольер, французский драматург

Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.

Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны.

А. Ф. Дистервег, немецкий педагог

Учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы дети не были перегружены занятиями.

Ф. Меланхтон, немецкий богослов и педагог

Существует только одна бессмертная сила, которая переживает династии, догмы, классы — это сила творческого труда.

Ж. Жорес, французский общественный деятель

Нет ничего бесполезнее тех случаев, когда из-за нравоучений наставников дети начинают ненавидеть занятия раньше, чем смогут понять, что должны любить их.

Э. Роттердамский, нидерландский гуманист

Чем больше доверия к ученикам, тем лучше их поведение.

Г. Спенсер, английский философ и социолог

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

К. Станиславский, русский режиссёр, актёр и педагог

Раздражённый педагог никого воспитать не может.

А. Попов, русский актёр и режиссёр

Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.

А. Эйнштейн, немецкий физик-теоретик

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. Луначарский, русский литературный критик и публицист

Учитель — человек, который может делать трудные вещи лёгкими.

Р. Эмерсон, американский поэт и философ

Большинство людей никогда не обучались тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем.

А. Адлер, австрийский психолог

Учись, ибо в превратностях жизни только знания останутся всегда с тобой.

Насир Хосров, таджикский и персидский поэт

Требуется хорошая систематизация, чтобы не потеряться безнадёжно в лабиринте учёности.

Г. Л. Ф. Гелъмголъц, немецкий учёный

Учиться и жить есть одно и то же.

Н. Пирогов, русский хирург, педагог и общественный деятель

Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным — он всегда доволен сам собою.

Наполеон Бонапарт, французский полководец

Учить могут только те, кто знает больше тех, кого хотят учить.

Н. Островский, русский писатель

Учитель, который ничему не учится у своих учеников, выбрал не ту профессию.

X. Вульф, датский писатель

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

В. Даль, русский писатель и этнограф

Люди учатся, когда они учат.

Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров.

Сенека, древнеримский философ

При изучении наук примеры полезнее правил.

И. Ньютон, английский физик

Ребёнку, как и всякому человеку вообще, противен и несносен тот труд, в котором он не видит никакой цели.

Полуобразование совмещает в себе все пороки варварства и цивилизации.

Д. Писарев, русский литературный критик и публицист

Повторное чтение уже прочитанных книг — самый надёжный пробный камень образованности.

X. Ф. Геббель, немецкий драматург

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным.

К. Симонов, русский писатель

Когда учитель ставит отметку ученику, то и ученик ставит отметку учителю.

Д. Гранин, русский писатель

Экзамены — это когда глупец задаёт такие вопросы, на которые и мудрец не ответит.

Жажда знаний есть плод долгих лет учения.

Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить.

О. Уайльд, английский писатель

Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.

Н. Рубакин, русский писатель и книговед

Луч Ирина

Цитаты великих людей и педагогов (на тему образования) помогут для написание статей, материалов, публикаций, сочинений, докладов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Формальное образование поможет Вам выжить. Самообразование приведет Вас к успеху. ДЖИМ РОН

Великая ценность образования - это не знания, а действия.

Г. СПЕНСЕР

Век живи - век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.

КОЗЬМА ПРУТКОВ

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

ДИСТЕРВЕГ

i8;е, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

ГЁТЕ

Хороший учитель может lаучить других даже тому, чего сам не умеет.

ТАДЕУШ КОТАРБИНЬСКИЙ

Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие - снижать до самого дна уровень человеческих способностей.

ДЖОРДЖ Б. ЛОЕНАРД

Учительство - не утраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция.

ЖАК БАРЗЕН

Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа.

СТАНИСЛАВ МОЦАРСКИЙ

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо.

ВЛАДИСЛАВ КАТАЖИНЬСКИЙ

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя.

(Персидское изречение)

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше чем, те, которые пришли

в голо;ву другим.

ЛУИ ПАСКАЛЬ

Что было, то и будет. Что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового под солнцем.

ЭККЛЕЗИАСТ

Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шёл от меня, когда я был в активном творческом состоянии.

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

Что ты не смог, тебе простится. Что ты не хочешь - никогда.

Г. ИБСЕН

Никогда не жалуйся на тяжёлое время, ты для того и рождён, чтобы сделать его лучше.

ИВАН ИЛЬИН

Ты лучше всего учишь тому, чему тебе нужно научиться самому.

Р. БАХ

Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто в воспитании не нуждается.

ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР

Значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он дерзает достигнуть.

ДЖЕБРАЛ

Великодушие состоит не в том, чтобы ты дал мне нечто такое, в чём я нуждаюсь более тебя, но чтобы ты дал мне то, без чего сам не сможешь обойтись.

ДЖЕБРАЛ

Внемлющий истине ничуть не ниже того, кто изрекает её.

ДЖЕБРАЛ

Мораль есть учение не о ом, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

ИММАНУИЛ КАНТ

Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили.

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем.

ЭЛБЕРТ ГРИН

Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ

Тем, кто на всё закрывает глаза при жизни, бывает некому их закрыть после смерт

80;.

Э. СЕРВУС

Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

МИХАИЛ СВЕТЛОВ

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие - что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те, и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно.

ЛЕВ ЛАНДАУ

Похвала немногих знающих людей важнее, чем насмешки многочисленных невежд.

МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа.

ЯН КОМЕНСКИЙ

Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают, тревожься, что они всегда за тобой наблюдают.

ФУЛЕМ

Нравится это нам или нет, но ребенок, с которым труднее всего управиться, - именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся.

МИНЬОН МАКЛОФЛИН

Первые двенадцать месяцев мы учим наших детей ходить и говорить, а следующие двенадцать лет - сидеть и помалкивать.

ДИЛЛЕР j0;ИЛЛИС

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные

79;анятия мешали моему образованию.

МАРК ТВЕН

В школе вы учили уроки, а затем сдавали экзамены. А жизнь - это экзамен, который преподаст вам уроки.

ТОМ БОДЕТ

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей.

АНТОН ЛИГОВ

Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.

КОЗЬМА ПРУТКОВ

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Э. БОМБЕК

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

У детей одна забота - выискивать слабое место у своих наставников, а равно и у всех, кому они должны подчиняться.

ЖАН ЛАБРЮЙЕР

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

БУАСТ

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

АНАТОЛЬ ФРАНС

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Опыт отнюдь не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от нее прежнее удовольствие.

ТРИСТАН БЕРНАР

Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше.

ГЕНРИ УИЛЕР ШОУ

Всё давно уже; сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно во

79;вращаться назад и повторять все сначала!

АНДРЕ ЖИД

То, что понимают плохо, часто стараются объяснить с помощью слов, которые не понимают.

ГЮСТАВ ФЛОБЕР

Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.

ЖАН ПОЛЬ

Бывает так, что человек и порядочный, и скромный, а вот не умеет этого показать.

Э. ГАЙ и Б. ГАНИН

Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков.

ЛАО ЦЗЫ

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!

Все мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело.

Работа может быть большой и малой.

Мы должны делать то, что неотложно.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!

Проявляй лучшее, что в тебе есть.

ДУГЛАС МЭЛЛОХ

Есть три вещи, которые никогда не возвращаются обратно-Время, Слово и Возможность. Поэтому не теряй

74;ремени..., выбирай слова...и не упускай воз

84;ожность!!!

Если генерал говорит"да" - значит "да"; если генерал говорит "нет" - значит, "нет"; Если генерал говорит "может быть", это не генерал. Если дипломат говорит "да" - значит, может быть; если " может быть" - значит, нет; если дипломат говорит "нет", это не дипломат. Если женщина говорит"нет" - значит, может быть; если "может быть" - значит, да; если женщина говорит "да", это не женщина.

ФРЕНСИС БЭКОН

Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты.

Д. СВИФТ

Кто умеет льстить, умеет и клеветать.

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ

Клевета со стороны некоторых господ такая же хорошая рекомендация, как похвала со стороны других.

Г. ФИЛДИНГ

Всякая клевета получает только больше значения от возражения на нее.

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Клевета равнодушна к ничтожествам.

О. БАЛЬЗАК

Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать.

П. БОМАРШЕ

Невежество начинается не тогда, когда нет ответов, а тогда, когда нет вопросов.

А. САЙБЕДИНОВ

Сила учителя не в возможности наказать, а в способности простить.

А. САЙБЕДИНОВ

Власть не у того, кто говорит, а у того, кого слушают!

А. САЙБЕДИНОВ

Оскорбления, встреченные презрительным молчанием, умолкают; раздражаться же по их поводу - значит отчасти признать их значительность.

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!


От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.


...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.


Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский


Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Антон Павлович Чехов


Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.


Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.


Януш Корчак


Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров


Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов


Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель


Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон


Обучая учусь.

Сенека Старший


Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк


Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи


Наш воспитатель - наша действительность.

М. Горький


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег


Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский


Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко


Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко


Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко


Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко


Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень


Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев


Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо


Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский


Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский


Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард


Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо


Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ


Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги


Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй


В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

Альберт Эйнштейн


Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк


Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери


Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи


Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев


Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский


Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн


Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо


Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг


Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин


Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций


Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций


Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»


Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын


Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын


Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков


К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев


В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов


Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень


Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар


Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак


Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили


Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский


Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили


Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский


Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский


Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег


Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс


У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский


Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков


О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах


Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский


Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский


Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов


Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский


В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ


Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский


Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский


Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций


Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк


Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.