Спортивная семья. Исследовательская работа "Спорт в жизни моей семьи." Все для семьи и спорта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОНДРАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Спорт в жизни моей семьи.

Кожевникова Полина

МАОУ Кондратовская СОШ

7 «А» класса

Руководитель

Кузнецова Валентина Николаевна

МАОУ Кондратовская СОШ

учитель физкультуры

Кондратово-2016

2.Цели, задачи, методы исследования……………………………………….3

3.Виды спорта, которыми занимались в семье, их значение……………….4

4.Значение занятий спортом………………………………………………….8

5.Заключение…………………………………………………………………..8

1. Введение.

Глава России Владимир Путин 24 марта 2014 года подписал указ № 172 о возрождении в стране норм ГТО – физкультурной программы советских времен по воспитанию патриотической молодежи. Комплекс ГТО был впервые введен в СССР в марте 1931 года. Цель его - укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей. Просуществовала программа ГТО до 1993 года. Комплекс ГТО, по мнению министра образования и науки Дмитрия Ливанова, «это отличная возможность для каждого школьника, молодого человека и взрослого проверить свою физическую готовность и выработать траекторию своего развития».

Спорт играет важную роль в жизни человека, потому что это - здоровье, воспитание характера, интересный досуг. К сожалению, не все люди занимаются спортом, а некоторые начинают занятия, но со временем бросают.

Все члены нашей семье всегда увлекались спортом и физкультурой. Со временем физические нагрузки каждого из них стали ниже, но любовь к спортивному образу жизни не исчезла – они по-прежнему увлечены физкультурой, и это увлечение приносит всем нам радость.

Я захотела изучить спортивную жизнь своей семьи, как занятия спортом повлияли на нее, и узнала много интересного из жизни своих родных. Я начала строить спортивное дерево семьи, и получилось настоящее исследование.

2. Цели, задачи и методы исследования.

Цель работы – изучить спортивную жизнь своей семьи, узнать спортивные предпочтения, достижения, преемственность и значимость занятий спортом в нашей семье.

Задачи:

узнать, какими видами спорта и когда занимались мои родственники;

выяснить, какие физические качества и умения развивают эти виды спорта, как влияют эти виды спорта на жизнь человека и как они повлияли на жизнь моей семьи.

В своей работе я использовала разные методы исследования:

Опрос о видах спорта, которыми занимались члены моей семьи,

Беседы с родственниками

Работала с семейным архивом (фотографии, дипломы, грамоты, медали, значки);

Сделала выводы о роли спортивных увлечений в жизни моей семьи

Составила спортивное дерево своей семьи.

Я думаю, что своим исследованием на примере моей семьи я расскажу о роли спорта для каждого из нас, о любви к спорту.

3.Виды спорта, которыми занимались в семье их значение.

Я занимаюсь в секции плавания. Меня начали приучать к воде и учить плавать с 4-х лет. В детском саду 2 года я с ребятами нашей группы обучалась плаванию в бассейне «Олимпия. Учась в школе я, начиная с 1-го класса и по сегодняшний день, посещаю секцию плавания в бассейне «Кама».

Плавание - является отличным видом физических упражнений. Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, который не имеет конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей), суставы (бедра, руки, шея), опорно-двигательный аппарат. Плавание является одним из видов закаливания, оказывает положительное влияние на иммунную систему. Плавание не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Этому виду спорта обучают даже грудных детей от самого рождения, его также рекомендуют беременным и пожилым людям.

Мой дедушка Кожевников Александр Иванович всегда активно занимался спортом. Он занимался в секциях футбола, волейбола, баскетбола, бегал на лыжах, плавал. Был физоргом Кондратовского отделения совхоза «Верхнемуллинский», вел секцию волейбола, участвовал в соревнованиях, имеет много спортивных грамот.

Волейбол – самый популярный вид спорта в России и мире, о нем знают абсолютно все. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости. Игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную, сердечно - сосудистую, мышечную и другие системы организма.

Баскетбол - игра, которая совмещает в себе несколько важных спортивных элементов: бег, ходьба, прыжки. Потому она способствует всестороннему физическому развитию человека. Систематические тренировки позволяют укрепить дыхательную систему, сердечно - сосудистую, пищеварительную. Влияет баскетбол на некоторые черты характера: укрепляет выдержку, помогает стать более инициативным, смелым и решительным. Ускоряется мыслительная деятельность, улучшается реакция человека, развивается его самообладание.

Футбол считается самым популярным видом спорта в мире. Еженедельные занятия футболом положительно влияют на сердечную функцию, эластичность сосудистой системы, кровяное давление, уровень холестерина и накопление жира в тканях лучше, чем силовые тренировки или бег каждый день. Футбол универсален, и в него могут играть люди без специальной физической подготовки.

Мой дедушка с детства играл в футбол. В д.Кондратово всегда существовала своя футбольная команда. Сейчас-это команда «Красава», которая занимает призовые места.

Лыжные прогулки укрепляют сердечно - сосудистую систему, улучшают работу сердечных мышц, нормализуют кровяное давление и процессы обмена веществ – все это положительно сказывается на иммунитете. Физические нагрузки при температуре ниже нуля обладают закаливающим эффектом, повышая защитные функции организма.

Лыжи были в нашей семье всегда. Моя мама и её брат с раннего детства регулярно с моим дедушкой ходили на лыжах в Балатовский лес.

Дедушка и сейчас поддерживает физическую форму, ходит на лыжах, плавает в бассейне и активно интересуется спортом, посещает все спортивные мероприятия, которые проходят в спорткомплексе «Красава».

Моя бабушка Кожевникова Галина Григорьевна тоже всегда была очень активная спортсменка. Она участвовала в лыжных соревнованиях, волейбольных соревнованиях. У неё 2 разряд по плаванию. И сейчас она продолжает заниматься в секции дополнительного образования по плаванию с ребятами нашей школы в бассейне «Кама».

Класс моей мамы Кожевниковой Надежды Александровны был спортивный (выпуск 1989 года Кондратовской школы, учитель физкультуры Паньков Ю.А.). Он участвовал и побеждал во всех районных и областных соревнованиях. Они занимались всем классом дополнительно в секции легкой атлетики в спортивном манеже «Спартак» и плаванием в бассейне «Кама».

Лёгкая атлетика - совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метание. Объединяет: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Развивает все группы мышц, многие физические качества.

У мамы очень хорошо получалось метание мяча (2 место в районе) и стрельба из пневматической винтовки. Она также занималась в школьной секции баскетбола и защищала честь школы на соревнованиях. На лыжах она начала ходить ещё маленькой девочкой со своим папой, моим дедушкой. В секцию плавания её отдали в начальной школе.

Мамин брат Кожевников Александр Александрович с детства занимается спортом: легкой атлетикой, баскетболом, и как все мальчишки, играл в футбол. И в школе, и в пионерских лагерях он был первым спортсменом.

Его семья тоже неравнодушна к спорту: всей семьей катаются на лыжах, занимаются плаванием мои братья: Ваня в бассейне «Кама», Гриша в бассейне «Олимпия», Ваня занимался футболом, сейчас оба занимаются в секции легкой атлетики в спорткомплексе «Красава» и у них есть уже свои успехи.

Мамин двоюродный брат Кожевников Павел Анатольевич - очень активный спортсмен. В его копилке очень много спортивных грамот и медалей. Ему сейчас 50 лет, но участвует во всех спортивных соревнованиях, 4 раза в неделю посещает тренировки. Ходит зимой на лыжах, играет в волейбол, футбол, настольный и большой теннис.

Настольный теннис - этот вид спорта, вроде и кажется не очень активным и подвижным, на самом деле очень полезен для здоровья. Он практически не имеет противопоказаний, и научиться играть в него может каждый, начиная с любого возраста. Хорошо влияет на развитие подвижности рук кистей рук, развивает мелкую моторику рук, укрепляет мышцы рук и запястья. Он помогает увеличить скорость движения рук, развить внимание и реакцию. Занимаясь настольным теннисом, мышцы ног получают хорошую нагрузку и становятся сильнее. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы начинают лучше функционировать, обогащая организм кислородом.

Спорт в его семье занимает важное место. Его сын Юрий увлекается рыбалкой, а сноха Мария – волейболом, занимается в секции волейбола в спорткомплексе «Красава». Даже маленький внук Паша участвовал в этом году в спортивных соревнованиях, которые проводит ЗАО «Сибур-Химпром».

Как и многие, большие и маленькие мужчины нашей семьи увлекаются хоккеем, тем самым поддерживая принадлежность к знаменитой фамилии хоккеиста Александра Кожевникова. Хоккей влияет на все группы мышц, развивает координацию движений, скорость реакции, занятия хоккеем закаляют и укрепляют иммунитет, развиваются волевые качества характера: дисциплина, целеустремленность, решительность, воля к победе.

4.Значение занятий спортом.

Я уверенно могу сказать, что спорт в нашей семье всегда был в почете. Всегда они ездили на велосипеде, ходили на лыжах, играли в футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, хоккей, занимались плаванием, никто и никогда не курил и не пил.

Спорт может быть большим – спорт высоких достижений – и массовым. В моей семье высоких достижений пока не было: никто не входил в составы сборных команд страны, не устанавливал мировых рекордов. Но главное – это любовь к занятиям спортом. Любовь к спорту передаётся от старшего поколения к младшему. Когда моя мама с братом учились в школе, они всей семьей участвовали в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья» и заняли 1 место, в семейных соревнованиях по лыжам заняли 2 место, всей семьей дружно посещали бассейн «БМ».

И сейчас мы все вместе занимаемся плаванием, ходим на лыжах, играем в волейбол, потому что спорт - это здоровье. А мы хотим, чтобы члены нашей семьи были здоровыми и жили долго.

5.Заключение.

Я составила спортивное дерево своей семьи, узнала спортивные предпочтения, достижения, преемственность и значимость занятий спортом в нашей семье. Я сделала важные выводы о роли спорта в жизни человека.

Любой вид спорта формирует

Хорошую общефизическую подготовку,

Здоровье на всю жизнь,

Высокий уровень работоспособности,

Трудолюбие,

Упорство в достижении целей,

Желание активно действовать в разных жизненных ситуациях,

Устойчивость к стрессам

Буду рада, если моё исследование заинтересует моих сверстников и взрослых, и они начнут или возобновят занятия спортом или физкультурой. Я думаю, что составленное мной спортивное дерево будет «расти», у наших потомков будут богатые возможности и желание заниматься спортом и физкультурой. Я с уверенностью могу сказать, что к выполнению комплекса ГТО наша семья готова.

Используемые источники.

http://baby-sport33.ru/khokkey

Итак, были разработаны нормы ГТО, где сдавать придётся такие упражнения:

Упражнения на скорость. Это бег на расстояние 30, 60 и 100 метров, а также челночный бег.

Упражнения на силу. Это подтягивания, сгибания и разгибания конечностей, рывок гири.

Упражнения на выносливость. Это бег на дистанции 1, 2 и 3 км. Передвижение на дистанции от 1 до 4 км. Скандинавская ходьба на расстояния от двух до четырёх километров. Эти упражнения будут проводиться без учёта времени.

Упражнения на гибкость. Это различные наклоны тела вперед, назад и вбок из позиции стоя.

Прикладные навыки. К ним относятся ходьба на лыжах (расстояние от одного до пяти километров), кросс от 1 до 5 км (время на дистанции не учитывается), плавание на расстояние от десяти до пятидесяти метров. Стрельба из пневматического и электронного оружия.

Скоростно-силовые виды, такие, как прыжки в длину, метание мячей и других спортивных снарядов, упражнения на пресс.

Координационные способности. Метание предметов в цель.

Как научить ребенка любить физкультуру и спорт? Прочитать ему 1001 нотацию о пользе спорта для здоровья? Отдать ребенка в спортивную секцию? Не факт, что он продолжит занятия спортом, когда вырастет. А вот если заниматься спортом всей семьей, то любовь к физкультуре обеспечена на всю жизнь.

Текст: Яна Морозова, Алевтина Иванова

Однажды знакомый менеджер рассказал, как в детстве родители пытались приучить его подтягиваться на турнике и отжиматься. Они без конца убеждали, как важно для мальчика быть сильным, крепким и спортивным. Стимулировали его деньгами за достижение определенного результата, но все без толку. Сын признавал только лыжи, а на школьные уроки физкультуры с радостью ходил лишь зимой, в лыжный сезон.
Почему же не подействовали ни слова родителей, ни даже премия? «Потому что я ни разу не видел, чтобы мой отец подтягивался или отжимался, - объясняет менеджер. - Зато отец постоянно бегал на лыжах. Каждое воскресенье мы всей семьей ездили на природу - катались на лыжах, а потом ели бутерброды и пили чай из термоса».

Личный пример родителей очень важен. Если большую часть времени они проводят перед телевизором лежа на диване, то активный образ жизни едва ли заинтересует детей. Скорее всего, они усвоят именно «теле-диванную» модель досуга. Другое дело, модель спортивная, когда дети и родители вместе занимается спортом. Дети с самого раннего возраста не на словах, а на деле осознают, что быть активным - это полезно для здоровья. Они открывают для себя, что совместные занятия спортом - это еще и весело. Куда веселее, чем спортивная секция из-под палки. Кроме того, активный семейный досуг укрепляет отношения между родителями, помогает им снять стресс и выплеснуть негативные эмоции. И наконец, тоже получить радость от движения и спортивных забав.

  • Сначала нужно найти занятие, которое всем понравится.
  • Убедиться, что детям это занятие будет по плечу, а главное, в радость.
  • Затем вместе составить график занятий и повесить его на видное место.
  • Кроме того, неплохо повесить дома турник, соорудить шведскую стенку и купить гантели. Разве можно пройти мимо турника и ни разу не подтянуться?
  • Желательно раз-два в неделю устраивать семейный совет. Сесть всей семьей за стол, выпить чайку и обсудить идеи, предложения, впечатления от занятий спортом.
  • Неплохо чередовать виды спорта, чтобы развивать разные группы мышц. К примеру, по четным дням устраивать велогонки, по нечетным - играть в мяч.
  • Хорошо бы раз в месяц выделять день для совместных мероприятий. Например, заранее запланировать поход в зоопарк и зарезервировать день для развлечения в аквапарке.
  • Если в семье есть маленькие дети, то полезно купить удобный рюкзак, специальную коляску-сиденье на велосипед, чтобы малыши тоже приобщались к активному образу жизни.

Ходьба

Когда мы действительно загружены на работе и на полноценные занятия спортом времени нет, можно просто погулять всей семьей. Начинаем с коротких прогулок, чтобы после них чувствовать прилив сил, а не утомление. Постепенно увеличиваем расстояние. Возможно, детям будет приятнее ехать на велосипеде, а для малышей лучше взять коляску.
Хорошая идея - купить шагомеры и каждому члену семьи установить «планку достижений» - сколько шагов в день нужно прошагать. Например, для взрослого человека - э . Для детей от 6 до 12 лет - 12 тыс шагов (для девочки) и 15 тыс шагов (для мальчика).

Правила и условия прогулки каждая семья может придумать самостоятельно на семейном совете. Так даже веселей. Главное - чтобы каждый член семьи получал от прогулок удовольствие и радость.

Чем развлечься на улице:

  • Погонять всей семьей на велосипедах. Можно, наперегонки;
  • Расчертить на асфальте классики и попрыгать с детьми, поиграть в прятки или попрыгать со скакалкой;
  • Поиграть на площадке в футбол, волейбол, другие игры с мячом или в дартс;
  • Собрать всем вместе бумажного змея и запустить его.

Чем заняться дома в дождливый день:

Выучить народный танец и, нарядившись в костюмы, устроить народную дискотеку.

Придумать свой фирменный семейный танец под всеми любимую песню. Можно даже придумать целый концерт или поставить сценку. А потом позвать друзей и соседей на премьеру.

Поиграть дома в «ручеек», в «сломанный телефон», в «слова».

Устроить соревнования на домашних снарядах - турнике и шведской стенке.

Поиграть в настольные игры, такие как шахматы, шашки, «монополия». А можно вместе собирать паззлы и головоломки.

Желательно:

  • Установить правила просмотра телевизионных передач. Например, каждый член семьи может смотреть ТВ не больше двух часов в день.
  • Установить правила пользования Интернетом и ограничить время для компьютерных игр.
  • Не поощрять друг друга продуктами, а уж тем более мучными и калорийными.
  • Поставить семейные мероприятия на первое место. Какие бы ни были заботы - не позволяйте себе забывать про совместный досуг.

Семейные отношения складываются на основе взаимного уважения, доверия и любви. Родителей и детей связывают не только кровные узы, но и духовное единство. Общаясь между собой, они получают радость, учатся друг от друга тем или иным навыкам. Но нередко, родителям не удается уделять детям столько времени и внимания, сколько они хотели бы. Одним из способов семейного общения, могут стать совместные занятия спортом.

Собственный пример. Если папа и мама сами занимаются спортом, то их ребенок никогда не откажется от такого занятия. Это общение детей и родителей не только укрепляет здоровье семьи, но приносит радость общения. Своим примером родители прививают ребенку вкус к физическим упражнениям, любовь к спорту и привычку регулярно им заниматься.

Совместный досуг. В семейной жизни заняты все. Родители работают, дети учатся. Но можно общаться и, одновременно укреплять здоровье, занимаясь спортом. Например, вместе ходить в бассейн, ездить на велосипедах, кататься на роликах, а для домашних занятий можно купить шведскую стенку http://ligasporta.com.ua/shvedskie-stenki , на которой можно заниматься всем членам семьи.

Игра как спорт. Порой не хватает времени, чтобы заняться любимыми видами спорта всем вместе. Но можно организовывать совместные игры на свежем воздухе, например прятки в парке, снежки или танцы, катание с горок, пляжный волейбол или футбол. Существует множество подвижных игр, которыми можно заниматься всем вместе.

Прогулки. Занятие спортом – это не только физические нагрузки, сюда можно отнести и просто ходьбу, то есть совместные семейные походы за продуктами, прогулки с собакой, вылазки на природу. Очень полезно отправиться всем вместе на рыбалку, организовать пеший турпоход с завершающим костром.

Выбор. Для родителей очень важно здоровье своего ребенка. Выбирая вид спорта или спортивную секцию для детей, они стремятся учитывать все нюансы. В таких ситуациях возникает много вопросов, что для ребенка будет важнее? Какое ему выбрать направление в спорте? Конечно, не столь важно, что он выберет. Главное, чтобы он чувствовал поддержку всей семьи.

В нашей стране много внимания уделяется развитию семейного спорта, организуются спартакиады, соревнования и олимпиады. Для этого строится немало спортивных площадок, как на открытом воздухе, так и в залах.

Многие спортсмены-чемпионы начинали свою карьеру в спорте именно с семейных занятий. Добиваться отличных результатов им помогала поддержка близких и родных. Это, наверное, самое главное в их достижениях.

Не всем суждено выступать на больших спортивных аренах или в залах. Большинство людей, занимаясь спортом, значительно укрепляют свое здоровье и здоровье своей семьи.

(2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение (I слайд)

Каждому родителю важно чтоб его ребенок рос физически крепким, здоровым и гармонично развитым. Для этого необходимо знать, не мало, важных правил и элементов. В этой презентации я постараюсь всем родителям объяснить, насколько, важно и правильно заниматься здоровьем ваших детей.

Актуальная проблема (II слайд)

К сожалению, с каждым годом уровень физического развития детей, их спортивные способности снижаются, увеличивается количество детей с заболеваниями. Дети увлекаются интернетом, компьютерными играми, все реже бегают, играют на улице, меньше посещают спортивные секции.

Не все знают, что это приводит к серьезным последствиям. По причине того, что дети постоянно сидят перед телевизором и компьютером, снижается зрение, возникает деформация позвоночника, что приводит к различным заболеваниям, детей с ними становится все больше и больше. А самая тревожная болезнь века – гиподинамия (малоподвижность).

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Но по статистике лишь 20 % родителей уделяют должное внимание сохранению здоровья и развитию физических качеств детей.

Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес так называемым “болезням цивилизации”.

Родителям школьников нужно подойти с полной серьезностью к современной проблеме века. Я расскажу, как создать здоровый быт вашему ребенку, как сохранять и укреплять его здоровье.

Физиологическое развитие детей в школьном возрасте (III слайд)

Для правильного представления возможностей своего ребенка, нужно знать его физиологические особенности развития. Выделяют три школьные возрастные группы.

Первая группа – младший школьный возраст (8-10 лет). Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для роста подвижности во всех основных суставах. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей.

Вторая группа – средний школьный возраст (11-14 лет)Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Третья возрастная группа – старший школьный возраст (16-18 лет). Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных способностей.

Гигиена (IV слайд)

Большое значение для правильного физического и здорового развития детей в семье имеет положительное отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие “здоровый быт” включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Всё это можно назвать одним словом – гигиена.

В своей презентации я выделяю 5 основных гигиенических требований личной гигиены:

Ребенок во всем берет пример со своих родителей. Если родители любят проводить свободное время на улице, ходят в спортивный зал, ведут активный образ жизни, тогда и ребенок будет стремиться к такому же образу жизни.

Режим дня (V слайд)

Четко и рационально составленный распорядок дня экономит силы ребенка, сохраняет его здоровье, повышает продолжительность жизни . Режим дня не может быть одинаковым для всех людей без различия возраста, рода деятельности и состояния здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху.

Основными элементами режима дня школьника являются:

  • учебные занятия в школе и дома;
  • активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  • регулярное и достаточное питание;
  • физиологически полноценный сон;
  • свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность – от 10 до 30 минут.

После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

Перед сном обязательно следует принять душ, почистить зубы, хорошо проветрить комнату.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

  1. Подъем 7.00.
  2. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.
  3. Утренний завтрак 7.30-7.50.
  4. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20
  5. Занятия в школе 8.30-12.30.
  6. Горячий завтрак в школе около 11 ч.
  7. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.
  8. Обед 13.00-13.30.
  9. Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30
  10. Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.
  11. Полдник 16.00-16.15.
  12. Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
  13. Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
  14. Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
  15. Приготовление ко сну 21.00-21.30.
  16. Сон 22.00-7.00.

Режим питания (VI слайд)

Помочь ребенку (школьнику) может не только правильная организация режима дня, но и обеспечение его рационального питания. Рациональное питание необходимо для восполнения энерготрат при умственной и физической деятельности. Это восполнение возможно за счет получения учеником необходимого количества калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Утром ребенок должен получить около 25% от суточной потребности в этих веществах и калориях (Яйца, творог, мясные изделия, сыр и др.). Кроме того, очень полезны молочные каши.

В рацион школьных завтраков полезнее всего включать: каши, в т.ч.молочные, творожные, мясные изделия, омлет, напитки (чай, кофе с цикорием, соки, колбасные, сыры, сливочное масло).

Максимальный прием пищи должен приходиться на обед (домашний или школьный), как по калорийности (45% от суточного рациона), так и по биологической ценности).Этот прием пищи должен содержать закуску, 1, 2, 3 блюда.

Дома или в группе продленного дня дети должны получить еще и полдник (после прогулки или другого вида деятельности и перед приготовлением домашнего задания). Желательно на полдник детям дать фрукты, соки, чай, кондитерские изделия. Это составит до 10 % от суточного рациона.

И наконец, в ужин (20% от суточного рациона) детям предложите легко усваиваемые блюда, каких не было в завтрак и обед, в т.ч. рыбные, овощные, крупяные, творожные и другие. предложите ребенку любой кисломолочный продукт (кефир, ряженка, йогурт и т.д.).

Закаливание (VII сайд)

Закаливание можно начинать с раннего детства, главное это выполнять правильно. Существуют такие виды закаливания:

  • Закаливание воздухом
  • Водные процедуры
  • Закаливание солнцем

Закаливание воздухом. Воздушные ванны можно условно разделить

  • на теплые (30-20 °С),
  • прохладные (20-14 °С),
  • холодные (ниже 14 °С).

Воздушные ванны принимают в обнаженном виде, постепенно увеличивая пребывание на воздухе более низкой температуры. Закаливание воздухом проводятся в помещении, которое предварительно проветривалось, лучше, если это будет сквозное проветривание. В теплое время года небольшой сквозняк не повредит. Температура в комнате должна быть +20С с понижением в дальнейшем с помощью проветриваний до 15-16С. Продолжительность воздушных ванн в начале будет всего 4-5 минут, но дальше стремитесь постепенно увеличить это время до получаса. Когда эта температура будет освоена, можно выходить на более холодный открытый воздух. Лучшее время приема воздушных ванн - утренние часы, когда воздух насыщен ультрафиолетовыми лучами солнца. Очень хорошо воздушные ванны сочетать с физическими упражнениями, ритмической гимнастикой, бегом.

Водные процедуры. Вода, обладающая большой теплоемкостью и текучестью, самым тесным образом соприкасается с кожей и оказывает одновременно раздражающее, тонизирующее и очистительное действие. Существует 3 вида закаливания водой, все они одинаково полезны, если правильно их применять.

  • Обливание ног
  • Контрастный душ
  • Обливание холодной водой

Обливание ног. Вечером, или за полчаса – час до сна надо облить ступни (примерно до середины голени) самой холодной водой из-под крана. Можно воспользоваться душем или ковшом – чем угодно. Закаливание холодной водой стоит начать именно с обливания ног. Время не ограничено: 5, 10 секунд, 1 минуту - смотря по ощущениям.

Контрастный душ. Человек становится в ванну и обливается водой приятной температуры. Затем воду делают настолько горячей, насколько это возможно (разумеется, не ошпариваясь). Через 30-60-90 секунд перекрывают горячую воду и пускают одну холодную. Облив все тело (20-30 и более секунд), вновь включают самую горячую воду, обдают все тело и, особо долго не нежась, пускают холодную. На этот раз под холодным душем лучше постоять подольше. Затем опять не очень горячий длительный душ и завершающий холодный. Во время выполнения контрастного душа обливать надо все части тела, не задерживаясь подолгу на одном месте. Всего делают три контраста (перехода от горячей к холодной). Завершать надо всегда холодной водой. Перед охлаждением всего тела желательно не забывать смачивать лицо.

Примерная схема контрастного душа:

  • Теплый (чтобы привыкло тело)
  • Горячий (пока приятно)
  • Холодный (20-30 и более секунд)
  • Горячий (20-40 секунд)
  • Холодный (до минуты и более)
  • Горячий (20-60 секунд)
  • Холодный (сколько приятно)

Привыкать к контрастному душу, как и к любому новому воздействию, нужно постепенно. Сначала на протяжении 2-х-4-х недель ежедневно принимать комфортный душ (душ приятной температуры). Затем делать только один контраст и не очень долго стоять под холодной водой (5-10 сек.), через неделю-другую перейти на два, а затем и на три контраста.

Обливание холодной водой. Обливание – уже довольно серьезный метод закаливания. Начинайте закаливание холодной водой сразу с ног. Постепенно, через несколько дней, обливайте свое тело все выше и выше. Голову обливать не надо. Холодную воду не разбавляйте теплой, лучше сразу, пока не привыкли, обливайте меньшую часть своего тела. Со временем ваше тело привыкнет к холодной воде так же, как и ваши руки, которые вы моете в любой воде без всяких последствий. Эта процедура должна происходить каждый день, так же, как вы каждый день чистите зубы и умываетесь, ибо если вы пропустите один день, то очень тяжело начинать снова. Облившись утром холодной водой, вы будете целый день чувствовать себя бодро, тело ваше будет гореть приятным, нежным покалыванием, это - здоровье. Выполнение физических упражнений после водной процедуры особенно важно.

Закаливание солнцем. Закаливание солнцем проводится на открытом воздухе во время занятий спортом. Систематическое закаливание способствует переносимости высокой температуры воздуха, совершенствует терморегуляцию организма в условиях перегревания, в частности, при тяжелой физической работе. В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеансов продолжительностью 5-10 мин. в день. Постепенно их увеличивают на 5-10 мин. ежедневно и доводят до 2-3 часов. После каждого часа облучения необходимо делать перерыв на 10-15 мин и отдыхать в тени.

Физическая культура (VIII слайд)

Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство радости и наслаждения во время мышечной работы. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет. Физическая культура является средством физического воспитания населения и важным элементом личной гигиены. При активном отдыхе быстрее восстанавливается работоспособность и проходит умственное утомление. Главной задачей родителей в воспитании у ребенка любви к спорту является личный пример. Проснувшись утром делать зарядку вместе с ним, это будет проявлять у ребенка больший интерес. Выходить на природу всей семьей, выполнять пробежки, лыжные походы, катание на коньках и.т.д. Это верный способ вовлечения ребенка в активную и здоровую жизнь.

  1. Прежде чем начать зарядку, нужно хорошо потянуться вверх на носках.
  2. Медленно выполнить круговые движения головы.
  3. Круговые или пружинистые движения на мышцы и суставы рук. (Упражнения не должны быть резкими)
  4. Затем выполнить наклоны туловища, растягивая тем самым мышцы спины и живота.
  5. Переходим на упражнения для мышц и суставов ног. Это могут быть выпады вперед, вправо, влево; приседания; круговые движения стоп.
  6. Выполнить прыжками на носках на месте.

Упражнением на восстановление дыхания. Глубокий вдох руки через стороны вверх, выдох руки через стороны вниз(4-6 раз). (Для мальчиков среднего и старшего возраста можно выполнить отжимания или подтягивания, но главное не усердствовать)

Гигиена одежды, обуви и жилища (IX слайд)

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. Во время занятий спортом одежда должна быть удобной, комфортной, по размеру, по погоде.

Дома нужно следить за чистотой, ежедневно проводить влажную уборку, проветривать комнаты и главное приучать к этому своего ребенка.

Ваш ребенок должен знать, что чистота - залог здоровья!

Заключение (X слайд)

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детства. Приучать ребенка правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться, заниматься спортом. Соблюдая правила личной гигиены, ребенок будет активным, выносливым, подвижным, а главное здоровым.