Инкерман. Монастырь, крепость Каламита и карьерное озеро

В семи километрах от Севастополя в том месте, где потоки Черной реки впадают в Севастопольскую бухту, словно могучие богатыри охраняют подступы к Черному морю инкерманские скалы. На одной из них, носящей имя Монастырская, можно увидеть руины древней крепости Каламита. Шесть живописных башен до сих пор хранят память о захватывающих событиях минувших дней.

История крепости

Инкерманские высоты — издавна привлекали внимание человека. В защищенной от стихий гавани Черного моря было все, что необходимое для жизни: рыба, чистая пресная вода, разнообразная дичь, хвойные леса, изобилующие грибами и ягодами. Неслучайно именно здесь располагалась стоянка первобытного человека.

С XI века до н.э. на Крымскую землю приходят, сменяя друг друга, завоеватели. Воинственные племена киммерийцев, тавров, скифов, сарматов, персов, готов, гуннов наводняют полуостров, пытаясь узурпировать власть.

В 529 году до н.э. в Крыму появляются предприимчивые торговцы из Греции, а затем несокрушимые римляне.

Известняковые горы у истока Севастопольской бухты даруют отличный строительный материал и защиту. Первые жители — рабы и каторжане, активно застраивают местные земли, образуя поселения.

По мнению историков, укрепление на Монастырской скале было возведено в период раннего средневековья, а именно VI веке. Его строят выходцы из Византии, стремясь укрепиться на юго-западном побережье Таврики. Позднее прямо в горе начнут высекать пещерные помещения, церкви и кельи. Существует предположение, что Инкерманские высоты служили пристанищем для беглых византийских монахов-иконопочитателей, спасавшихся от преследования в период иконоборчества.

На картах итальянских картографов XIII и начала XIV веков место расположения крепости называлось Газарией и Каламирой. Первое упоминание наименования «Каламита» было обнаружено в генуэзской морской карте, изданной в 1474 году.

В 20-е годы ХV века защищенный глубоководный порт привлекает внимание правителей княжества Феодоро. В 1427 году князь Алексей восстанавливает крепость. В этот период возводятся новые фортификационные сооружения, а порт приобретает новое название Авлита. К этому времени на севере от крепости уже существовало обширное предместье. Здесь обитал портовый люд, находились многочисленные склады и торговые лавки. Во время археологических раскопок в районе Инкермана было обнаружено большое количество зерновых ям. В них хранились запасы злаковых, предназначавшиеся для продажи. Хлеб привозили сюда из плодородных горных долин, входивших во владения мангупских князей. О развитых торговых связях каламитского порта свидетельствуют многочисленные фрагменты гончарных сосудов из центров Средиземноморья и Средней Азии.

Во время реставрационных работ в одной из башен крепости были найдены два известняковых блока с процарапанными на них рисунками, изображающими шесть средневековых кораблей. Изучая изображения можно в деталях проследить устройство корпусов, мачт, такелажа и надстроек древних суден.

Растущее влияние феодоритов и их успешная торговая деятельность вызывают недовольство конкурентов — итальянских купцов. В генуэзском документе, посвященному управлению черноморскими колониями, упоминается о том, что «мангупские князья, пренебрегая правами и привилегиями Кафы, открыто соорудили гавань в Каламите. Погрузка и разгрузка торговых судов в ней наносит ущерб податям, собираемым Кафой». Привыкшие к монополии генуэзцы не стали терпеть такое положение дел. В 1434 году они коварно захватывают порт и сжигают его. Однако вскоре торговая жизнь в порту наладилась, и суда, как и прежде, отправлялись в различные гавани Черного моря

Новая угроза возникла в1475 году. Летом турецкая армия, захватив генуэзские колонии, приблизилась к Мангупу. Столица княжества Феодоро пала, не выдержав длительной осады в декабре. Каламита же была захвачена еще раньше.

Турки перестраивают укрепление, делая его удобным для использования огнестрельного оружия: стены и башни утолщаются, меняется конструкция амбразур. Крепость получает новое название Ин-Кермен, что в переводе с турецкого означает «пещерная крепость». Есть сведения о том, что в подвальном этаже одной из башен крепости находилась тюрьма. В ХVI-ХVII веках в ней содержались рабы, эксплуатировавшиеся турками на тяжелых работах. Этот участок оборонительной стены, как и примыкающий к нему соседний, шедший по южному склону обрыва Монастырской скалы, не подвергался перестройке и сохранил облик времен княжества Феодоро. Это обстоятельство привлекло ученых. В 1950 году археологом Е.В. Веймарном у северной стороны разрушенной пятой башни были обнаружены остатки воротного проезда ранней крепости. По предположению он датируется VI веком.

Под владычеством иноверцев христианский монастырь, долгое время существовавший в Инкермане, опустел. Лишь в 1852 году архиепископ Иннокентий выступил с предложением восстановить древние христианские святыни в Крыму. Инкерманская киновия оказалась в их числе.

По свидетельству путешественника Эвлии Челеби, в середине XVII века в Каламите насчитывалось около 40 домов. К тому времени они были уже пустыми, поскольку крепость была заперта. Небольшой гарнизон из 50 солдат предпочитал проживать в предместье.

После объявления Крыма независимым от Турции в 1774 году, крепость потеряла военное значение. Опустевшая Каламита постепенно разрушалась. В 1907 году на ее территории закончилось строительство храма святого Николая, возведенного в память обороны Севастополя 1854-1855 годов.

Еще больший ущерб приносит Великая Отечественная война. Сегодня у подножия скалы можно увидеть разбитую в трагические годы церковь. Предполагается, что это и есть храм святой Троицы. В давние времена монастырь пользовался также двумя пещерными храмами — святого Климента и святого Мартина, их тоже не пощадила война.

Строение крепости

К сожалению, от былого великолепия дворцов и усадеб византийских и греческих владык Каламиты до наших дней не осталось и следа. Судя по архивным источникам, за крепостными стенами скрывались разнообразные жилые, храмовые и административные сооружения, выполненные с большим мастерством.

Архитектура крепости типична для Крымских средневековых укреплений. Ее отличают массивные полукруглые башни, соединенные мощными стенами, огораживающие вершину Монастырской скалы. Общая территория крепости составляет около 1,5 гектар. Расстояние между башнями - 30-40 метров. Протяженность укрепленной линии составляет около четверти километра. В юго-западной части укрепления археологами был раскопан трехнефный христианский храм базиликальной формы. О жилой же застройке крепости, увы, почти ничего неизвестно.

Современные исследования позволяют воссоздать приблизительный облик крепости. Первоначальная византийская конструкция создавалась из огромных тесанных каменных блоков. В эпоху феодорийцев оборонное строение сменилось на куртины с пятью прямоугольными в плане двухъярусными башнями открытого типа и самостоятельной проездной башней. Пространство размежевывалось от южной оконечности плато до западной. Толщина оборонных стен доходила до метра. Кладка и две мощеные дороги, спускавшиеся в долину, были выложены бутовым камнем.

Модернизированные укрепления турецкого периода отличались мощностью. Усиленные стены и башни были приспособлены для ведения огнестрельного огня. От круглой башни в центральной части форта, укрепленной арки въездных ворот и глубокого рва с внешней стороны, остались одни названия, а от одиннадцатиметровых стен крепости остались только фундаменты. Не пощадило время и украшенные фресковой росписью и резьбой по камню пещеры.

Несмотря на обширные утраты, руины древней Каламиты представляют собой уникальный исторический памятник необыкновенной красоты. Башни и стены крепости настолько гармонично вписаны в окружающий пейзаж, что создается впечатление, что они вырастают из скалы, повторяя рисунок ее вершины. Любители древностей и романтических пейзажей регулярно посещают древние руины, ведь соприкосновение с историей доставляет необыкновенное удовольствие, массу впечатлений и положительных эмоций.

Представьте себе высокие крутые холмы, от склонов которых, словно ножом, отрезали огромные ломти, оставив прямые скальные стенки. А под стенками дороги, дома... Тут же железнодорожная насыпь и кресты церквей, а сверху, на холме, высокие развалины старинной крепости. Выглядит это очень эффектно. А я еще думал ехать или не ехать. Но получилось все само собой. Из Ялты я возвращался по Севастопольскому шоссе, Севастополь решил объехать по окружной и издалека, недалеко от дороги увидел руины крепости Каламита (раньше я их видел на фото). Так я понял, что попал в Инкермана.

Фортеця Каламіта. Надбрамна башта та башта №2

Монастир Святого Климентія. Троїцька церква



Схеми фортеці Каламіта та монастиря (кликабельні). Друга схема із путівника: Крым экскурсионный. Путеводитель. 50 популярных маршрутов. - Изд-во "Біблекс", 2009.

Инкерман расположен около устья реки Черная (здесь она образует бухту). До 1991 года этот город назывался Белокаменск, а с 1957 по 1976 гг. это вообще была часть Севастополя. Хотя отдельный населенный пункт здесь существовал задолго до основания Севастополя. Назывался он Каламита и был значительной крепостью греческо-византийского княжества Феодоро.

Феодоро, как отдельное государство, появилось в 12 веке. Столицей этого княжества был город Мангуп. Княжество вело постоянную борьбу с генуэзскими колониями, за право владеть южнокрымским побережьем. С востока княжество охраняла крепость Фуна, а с запада - Каламита. Последняя считалась одновременно и главным торговым портом княжества, хотя сам порт, расположенный в устье Черной примерно в километре от крепости, назывался Авлита.

Топоним «Каламита» переводят по-разному. С новогреческого это «хороший мыс», с древнегреческого - «камышовая», хотя есть и другие толкования.

Надбрамна башта та башта №2

Крепость Каламита и поселение расположенное под ее стенами были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламиту опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и, даже, захватили и сожгли ее в 1433 году. Феодоро отбило и отстроило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и она надолго стала турецкой.

Турки значительно перестроили крепость и переименовали ее. Новое название - Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за обилие пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были преимущественно искусственные, образованные в результате добычи белого камня.

Крепость Каламита и турецкий Инкерман - очень разные укрепления. Каламита имела тонкие стены (толщиной около метра), которые покрывал тонкий парапет. Воины передвигались вдоль стен по деревянным помостам. Крепость имела пять прямоугольных полубашен. Стены и полубашни были сложены на известковом растворе. Рвы отсутствовали.

Турки значительно перестроили крепость. Стены сделали вдвое толще (с внешней стороны), полубашни также усилили и закрыли с тыльной стороны, вырубили сухой ров, построили барбакан. Над тоннелем ворот был построен артиллерийский каземат.

Рів із печерами

Нынешняя Каламита - это полуразрушенные башни и ничтожные остатки стен, неглубокий каменный ров с пещерами-казематами и большой деревянный крест на месте, где некогда стояла церковь. Есть еще пещерный монастырь, прямо под крепостью, но о нем позже. Все это с одной стороны, под горой, опоясывает железнодорожная насыпь, а с другой - глубокий террасированный карьер. Хотя выглядит Каламита вовсе не мрачно. Вот бывают грустные и вялые руины, а эти веселые и жизнерадостные. Романтические.

Скала, на которой стоят остатки крепости, ныне называется Монастырской. Крепостная ограда ограничивает крайнюю часть скалы с тех сторон, где она доступна для пешеходов. А со стороны обрыва подняться на склон невозможно, поэтому здесь укреплений нет.

Дорога в крепость сейчас проходит через тоннель под железнодорожной насыпью. Далее она через старинное кладбище стремительно карабкается вверх и упирается в надвратную башню, стоящую на краю многометрового обрыва. Следующая башня (№ 2) стоит в 12 метрах от надвратной. От нее начинается высеченный в камне сухой ров-ловушка с пещерами, которые выполняли функции своеобразных дотов.

Башня № 3 угловая, поэтому она очень мощная и имеет размеры 12х13 метров в плане. Особенности ее конструкции трудно понять, ведь башня очень разрушена (почти полностью). Башня выступает вперед за линию стен и должна была фланкировать ров.

Барбакан (башта № 4)

Башня № 4 сохранилась лучше всего, поэтому она наиболее интересна. Вынесенная за ров, эта башня выполняла функции барбакана и была фактически самостоятельной крепостной постройкой. С основной оградой ее соединяла стена, проложенная поперек рва. По верху этой стены воины могли переходить из башни в крепость и обратно. В 18 веке в башне № 4 располагалась тюрьма. Раньше было еще две башни, но от них осталось немного.

Также на территории Каламиты есть остатки (фактически лишь фундаменты) средневекового христианского храма. Строили его феодориты, ну а разрушили пожалуй турки, хотя достоверно это неизвестно.

В 17 веке Инкерман превратился в большой город и значительный торговый центр. Через него проходила торговля с южным берегом Крыма. Крепость в то время считалась достаточно мощной, но ее смогли захватить и разрушить казаки (а вот какие - неизвестно). Потом, конечно, крепость отстроили.

В 1773 году съемочные партия из русских кораблей, под руководством штурмана И.Батурина, составила первый план города Инкерман. Согласно плану внутри крепости было семь домов, а вокруг нее стояло еще 50 домов, объединенных в восемь кварталов. Под горой располагалось село с тем же названием, что и крепость - Инкерман. В нем было еще 30 домов.

Регулярные российские войска впервые появились в Инкермане весной 1777 года. Пробыли они здесь два года. Под руководством легендарного генерала Суворова русские построили несколько береговых батарей (в том числе и в Инкермане). Но в 1779 году войска Суворова оставили Инкерман, а укрепление разрушили (чтобы не достались туркам).

Руїни фортеці Каламіта (німецьке фото 1942 року)

После присоединения Крыма к России в 1783 году крепость Инкерман потеряла свое значение, хотя боевые функции ей еще пришлось выполнять. Так в 1854-1856 годах, во время Крымской войны и героической обороны Севастополя, Каламита была опорным пунктом Инкерманской позиции русских войск. А во время второй обороны Севастополя в период Великой Отечественной войны на Монастырском холме стойко удерживали позиции бойцы 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. У подножия горы, на территории монастыря Святого Климентия стоит ныне памятник героическим стрелкам.

Монастырская скала пронизана большим количеством пещер. В одной из них еще в 7-9 веках был основан пещерный монастырь Святого Климентия Папы. Этот святой был одним из первых Римских Пап и погиб смертью мученика в Херсонесе от рук римских воинов императора Траяна (его утопили, привязав к каменному якорю).

Монастырь состоял из трех пещерных храмов, крупнейшим из которых был храм Святого Климентия. Существовал монастырь до 1485 года. Тогда, под давлением турецкого инкерманского гарнизона, монахи покинули обитель.

Монастир Святого Климентія нині та на початку ХХ ст.

В 1852 году по инициативе архиепископа Иннокентия в пещерах снова открыли небольшой монастырь - Инкерманскую киновию во имя Святого Климентия. Во времена Крымской войны монастырь опять закрылся, но возродился в 1867 году. Тогда реставрировали три пещерных церкви, построили наземный храм - Троицкий, а также построили дом настоятеля. Позже, в честь чудесного спасения императора Александра III, под горой возвели еще один наземный храм - Святого Пантелеймона, а в 1907 году сверху на Монастырской горе в память о Крымской войне построили церковь Святого Николая. Эта церковь не сохранилась, хотя на немецких фото периода обороны Севастополя (вероятно, 1942 года) руины церкви еще стоят, как и руины еще нескольких зданий.

От пещерных храмов на Монастырскую гору вела прорубленная в скале уникальная лестница. Она существуют и сейчас.

Сходи у скелі


Монастир Святого Климентія

Монастырский комплекс вернули монахам уже после распада СССР. Началось восстановление обители. Церковь Святой Троицы и покои настоятеля отреставрировали. Разрушенный в советский период храм Святого Пантелеймона отстроили «с нуля». Провели реставрационные работы в пещерных храмах.

Была в монастыре еще одна церковь - Святого Евграфия. Основали храм в 13 веке, а в начале 20-го - восстановили. Но в советский период, во время разработки известнякового карьера, уникальный храм, с остатками средневековых фресок, полностью засыпали грунтом.

Комплекс монастыря Святого Климентия и крепость Каламита, расположенная над монастырем, составляют очень интересный и эффектный туристический объект. При случае обязательно посетите! Рекомендуем.

Текст и фото Романа Маленкова

При написании использован путеводитель: Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. - Москва: Из-во «Искусство», 1986.

Інкерманські каменоломні

Предыдущая фотография Следующая фотография

Каламита - один из самых известных и популярных археологических памятников полуострова Крым . Она находится Инкермане , в низовьях долины Черной реки. Древнюю крепость в 6 веке основали византийцы, в 14 столетии она принадлежала князьям Феодоро, после на этой территории находился турецкий гарнизон.

С греческого «каламита» переводится как «камышовая». Хотя существуют и другие значения. На латыни, к примеру, это слово значит «несчастье».

На плато Монастырской скалы сохранились руины крепостных сооружений. Внизу скалы находится знаменитый Инкерманский монастырь, вернее, то, что от него осталось: фрагменты пещерных христианских храмов и монашеских келий. Сегодня уникальные исторические объекты, хоть и медленно, но восстанавливаются.

Инкерманский монастырь

Монастырь основал римский епископ Климент, отправленный сюда в ссылку за проповедование христианской религии в Риме. Пещерный комплекс появился в 8-9 веках и всегда находился под защитой крепости Каламита. Основные монастырские помещения высекли с западной стороны скалы. Храмы обустраивали внутри пещер, кельи были вырезаны в 3 яруса, все внутрискальные помещения соединяли каменные лестницы. После 1475 г., когда Крым завоевали турки, сам монастырь и весь храмовый комплекс пришли в упадок, возрождением исторических сооружений занялись лишь после официального присоединения полуострова к Российской империи.

Основные монастырские помещения высекли с западной стороны скалы. Храмы обустраивали в пещерах-каменоломнях, кельи были вырезаны в 3 яруса, все помещения соединяли каменные лестницы.

В середине 19 века здесь открылась Инкерманская киновия и практически с нуля началась реконструкция церквей. Первый восстановленный храм назвали именем его основателя Климента, кстати, казненного в Херсоненсе все за то же проповедование христианства. По преданиям, римский епископ лично вырубил эту церковь в Монастырской скале. Храм был возведен в виде базилики, колонны, установленные в 2 ряда, делили его на 3 части. Несколько колонн, скамейки и ниша для образа сохранились. В конце 1860 г. восстановили еще один обект храмового комплекса - церковь Св. Мариниана. В 1895 г. открыли храм во имя великомученика Пантелеймона. В 1905 г. в монастырском комплексе появилось еще несколько восстановленных храмов. Большинство церквей действовало вплоть до 1926 г., последнюю оставшуюся - Св. Николая - уничтожили в 1930 гг.

Незадолго до Великой Отечественной войны в скрытых от посторонних глаз помещениях монастыря организовали запасную станцию радиосвязи командующего Черноморским Флотом. В годы Второй мировой на этой территории шли ожесточенные бои, а в подземных храмах находился штаб 25-й стрелковой дивизии. Только в 1991 г. в Инкермане снова начались восстановительные работы.

Сохранившиеся сооружения

За все время своего существования крепость Каламита перестраивалась не меньше 5 раз. Основные строительные периоды: раннесредневековый, алексеевский (15 век) и турецкий. В скалах Инкермана находились военные укрепления, храмовые комплексы, кельи, жилые кварталы. До наших дней в относительной целости дошла только круглая башня №4. Ее высота - порядка 10 м, диаметр - 9 м. Остальные сооружения сохранились лишь фрагментарно. Стены келий, к примеру, практически полностью обрушились, помещения висят над пропастью. Но даже в таком виде Каламита и Инкерманский монастырь сохранили свою масштабность и удивительную энергетику.

Практическая информация

Из Севастополя с Графской пристани каждый день ходит рейсовый катер. Ваша остановка - «Малый Инкерман». Стены Каламиты видны уже с пристани.

Кроме того, до «Малого Инкермана» из центра город можно добраться на маршрутке № 104.

Еще один вариант - 20 минут на электричке Севастополь-Симферополь. Нужно выйти на станции «Пост 1501 км» и минут 15 идти пешком вдоль железнодорожных путей по ходу движения поезда.



Инкерман — город пещер, который будоражит умы ученых не одно столетие. Справедливо считаясь одной из самых известнейших и красивых достопримечательностей полуострова, Инкерман открывает дорогу в неизведанные страницы истории, когда столицей Крымского ханства был Бахчисарай, правление генуэзцев только крепчало, и крепость Каламита была отправной точкой строительства Инкермана.

Где находится крепость Каламита?

Остатки некогда мощного сооружения крепости Каламита обнаруживаются на Монастырской горе, которая поднимается над жилыми строениями города с восточной стороны. Ориентиром для путешественников может служить Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь, куда ежедневно отправляются десятки путешественников.

История фортификации в Инкермане

Когда именно и кем была выстроена крепость Каламита в городе Инкерман неизвестно. Историки, сравнивая различные стили и характерные черты строения, склоняются к итальянскому происхождению фортификации, однако это никак не проливает свет на годы начала и окончания строения. Доподлинно известно, что датировать развалины можно античными временами, когда эти стены использовали для обороны от воинственных племен аваров. Пришедшим в эти места генуэзцам сообщили, что название форта Газария, по имени первых временных правителей иудеев-хазар, пользовавшихся укреплениями.

Кроме того, исторические справки упоминают о князе Феодоро Алексии, который также использовал крепость Каламита в Инкермане для государственных целей. Интересно, что именно Алексий и назвал Газарию Каламита (хорошая пристань), имя закрепилось и так и осталось в веках. Несколько лет спустя, после установления власти Генуи, Каламита стала основой для последующего строительства укреплений генуэзцев, однако даже на тех военных картах остается название Каламита, Газария уходит в прошлое.

После падения Византии, крымские татары отвоевали фортификацию в достаточно «честных» переговорах и крепость Каламита в Инкермане становится татарской. Недолго служил оборонительный форпост новым хозяевам, скоро рухнул Константинополь, на земли Крыма пришли Османские войска, и Таврида в полной мере почувствовала тяжелую руку победителей.

Порт Авлита переименован в Ин Керман, официально разрешено вести отсюда работорговлю и средневековая крепость Каламита увидела много слез и горя людского. Разрушение постигло величайшие некогда стены, заброшенной стояла крепость в годы османского расцвета, гибели турецкой армии и даже никто не защитил крепостные стены, лишь заранее отсюда вывезли артиллерийские турецкие расчеты и стены пали под ударами неприятельских атак.

Сохранившиеся развалины могут многое рассказать путешественникам. О том, как тут забивали насмерть непроданных рабов, как потерялся в этих местах гарнизон английских солдат. Загнанные в ловушку оборонительные войска Монастырской горы решили попытать счастья, спустившись вниз, да потерялись. Говорят, что средневековая крепость Каламита до сих пор наполнена приведениями и духами, ведь в ее стенах погибло неисчислимое количество людей.

Экскурсия в средневековую крепость

Крепость Каламита в Инкермане и сегодня привлекательна, несмотря на беспощадное время, разрушения и невзгоды. Как бы ни был красив весь Инкерман, крепость отчетливо виднеется, гармонично вплетаясь в комплексный ансамбль предгорий, расщелин и пещер. Укрепление сохранило башни, ворота, но путникам будет намного интереснее увидеть проходы в скальные крепости, где еще до времен образования княжества находились внутрискальные христианские церкви.

Сохранилась одна и у стен Каламиты – это Пантелеймоновская церковь, что расположилась там, где были когда-то кельи послушников и монахов. Невероятно интересны для осмотра камни, что сохранил Инкерман, крепость можно даже «увидеть» полностью, если немного напрячь собственное воображение. А для полного удовольствия, следует посмотреть Климентовский монастырь, Дмитриевскую церковь, тем более что дорога в Каламиту в Инкермане, верее к ее древним башням, проходит как раз мимо.

Крепость Каламита в Инкерман всегда открыта для посетителей, нужно лишь соблюдать осторожность на тропах подхода, уметь карабкаться и прыгать. Не забудьте фотоаппарат, внизу проходит непонятный отрезок железнодорожных путей, скрывающийся в тоннеле – это стоит запечатлеть, да и сфотографироваться на фоне потрясающих видов также не будет лишним. А с вершины откроется вид, равного которому больше нет нигде! Вся река Черная предстанет перед взглядом путешественника, а ведь собственно это и есть Инкерман, рядом дорога, вырубленная в скальной породе, ведущая ко всем пяти башням. Немного терпения и вот она, крепость Каламита в Инкермане, которая и является конечной точкой путешествия.

Как добраться?

Если никогда не были в пещерном городе Инкерман, крепость станет первой точкой, откуда начнется увлекательнейшее путешествие в прошлое! Самый простой способ добраться, это доехать до Инкерман на любом транспорте (от автовокзала города ходит рейсовый автобус, маршрутка, такси) и выйти на остановке «Втормет», потом чуть дойти до автозаправки и увидеть ансамбли храмовых строений – отсюда уже отправляться по дороге в приключения!

Пригодится точный адрес: Инкерман, ул. Карьерная, крепость находится именно тут, а координаты N 44.3611 E 33.3632.


Как доехать из Севастополя (карта)

Из Симферополя

Из Ялты

Достопримечательность стоит внимания путешественников и неважно, приехали вы сюда на один день или неделю – крепость Каламита является древнейшим столпом православной веры, святыней и действительно уникальным местом, которых так мало осталось в мире. Не упустите шанс увидеть древнейшую красоту своими глазами и насладиться великолепными обзорами, шелестом ветра и шепотом валунов, рассказывающих немало легенд и правдивых историй.

Крепость Каламита расположена в устье правого восточного берега реки Черной при ее впадении в Северную бухту.

Руины укрепления находятся на плато юго-западной части Монастырской скалы, являющейся отрогом Мекензиевых гор. Рядом находится город Инкерман (в недавнем прошлом носивший название Белокаменск), названный так по турецкому названию крепости.

Название “Каламита” впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV -ХV вв., что, вероятно, в периоде с греческого означает «камышовая», хотя существуют и другие версии, например, с латинского – «бедствие», «несчастье».

В разное время крепость исследовали, описывали и проводили раскопки Э. Челеби, И. Батурин, А.Л. Бертье-Делагард, П.И. Кеппен, В.П. Бабенчиков, Е.В. Веймарн, О.Я. Савеля, В.Ф. Филиппенко.

Так, первое детальное описание руин Каламиты в 80-х гг. XIX в. опубликовал А.Л. Бертье-Делагард. Он на основе визуального обследования и изучения письменных источников предположил, что крепость была сооружена в 1427 г. Мангупским князем Алексеем, а затем перестраивалась турками в конце XVI –XVII вв.

Продолжились раскопки крепости в конце 40–50-х гг. XX века Инкерманской экспедицией под руководством Е.В. Веймарна, по итогам которых исследователь пришел к выводу, что оборонительные стены на плато Монастырской скалы были возведены в VI в. и до начала XVIII в. пять раз перестраивалась и ремонтировалась.
В последующие годы исследования носили разноплановый несистематичный характер и только в 80-х гг. серъезные работы на Каламите продолжил В. Ф. Филиппенко. Он выявил не менее трех строительных периодов – раннесредневековый, XV в. (алексеевский) и турецкий.

Таким образом хронология памятника представляет собой три этапа:

Первый относится к провинциально-византийская культуре VI-VII вв. н.э., в то время крепость находилась на территории страны Дори, Готии;

Второй – мангупский XIV-XV, относится к княжеству Феодоро;

Третий, заключительный, турецкая культура XVI-XVII вв, территория Мангупского кадилыка.

Первое укрепление на Монастырской скале появилось в во второй половине VI века. В этот период при правлении византийского императора Юстиниане I также создаются фортификационные сооружения на Мангупе, Эски-кермене, Чуфут-кале, Бакле, Тепе-кермене.

Укрепление Каламита было основано местным населением под руководством византийской администрации. Каламита-ближайшая к Херсонесу византийская крепость, располагавшаяся на перекрестке дорог, ведущих из степей и предгорий Крыма к Херсону. Фактически это последнее серьезное препятствие для врагов, пытавшихся проникнуть к главному опорному пункту византийцев с севера. В данном районе был построен ряд более мелких укреплений, позже названых общим словом – исары. Очевидно, что весь период, пока Византия контролировала данный район, крепость функционировала практически постоянно.

Письменных свидетельств о жизни крепости раннего периода не сохранилось. Вероятно, крепость служила для защиты торговых путей, которые вели из степной части Крыма в Херсонес. Она же служила и укрытием для местного населения при набегах кочевников.

Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперед и вверх шел коридор – тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене – по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус с кельями и колокольней, и три пещерные церкви. Высеченный в скале монастырь включает несколько «пещерных» храмов. Наиболее значимый из них – базиликальная церковь св. Георгия. Кроме описанного скита в скалах Инкермана было еще восемь христианских пещерных скитов и двадцать семь пещерных церквей.

Основали монастырь византийские греки, бежавшие в Таврику, позже сюда ссылали инакомыслящих. Так, сюда был сослан за христианские проповеди Папа Климент – один из первых римских епископов, преемник апостола Петра. Согласно легенде, пещера, ставшая впоследствии церковью Св. Климента, вырублена в скале самим ссыльным Папой. Климент не прекращал миссионерскую деятельность и в каменоломнях, за что был умерщвлён по приказу властей – его с якорем на шее бросили в море. Позже его причислили к лику святых, а целебный монастырский источник был назван в его честь.

Будучи в Херсонесе, Кирилл и Мефодий интересовались мощами Климента, которые и получили в 868 году. Часть мощей они доставили в Рим, где были помещены в базилику Святого Климента и хранятся там по сегодняшний день. Голова Климента оставалась в Херсонесе. В 988 году ее забрал с собой в Киев Владимир и оставил в Десятинной церкви.
_____________________________________________________________________________________

Но вернемся к крепости. О втором этапе ее существования сведений сохранилось больше.

В ХII-ХIV веках крепость называлась «Газария» или «Каламира», позже стала упоминаться как «Каламита».

С расцветом в юго-западной Таврике феодального княжества Феодоро (в XV в. в русских и западноевропейских источниках его называли Мангупским), в устье речки Черной стал развиваться торговый порт Авлита. Он являлся единственным портом подчеркивая значения этого государственного образования как морской державы. Авлита фигурирует на ряде генуэзских компасных морских портоланов и средневековых крат, в частности, на карте Якобо Гастальдо 1562 года. Для защиты этого порта мангупский князь Алексей в 1427 г. на месте предыдущего укрепления выстраивает практически новую крепость.

На территории была обнаружена закладная плита с надписью на греческом языке: «Построен храм сей с благословенной крепостью, которая ныне зрится, во дни господина Алексея, владетеля города Феодоро и Поморья и ктитора святых славных, боговенчанных, великих царей и равноапостольных Константина и Елены в месяце октябре, индикта шестого, лета 6936 (1472 год)» (перевод В.В. Латышева). Плита хранится в Бахчисарайском историко-археологическом заповеднике.

Также в это время активно функционирует пещерный монастырь. В монастырский комплекс входят помимо храмов жилые и хозяйственные сооружения, каменная лестница, ведущая от подножия скалы на монастырскую площадку.

Крепость находилась приблизительно в 2 км от самого порта и устья Килен – Ахтиарской бухты, но выполняла важную задачу его охраны. В XV веке феодориты вели через Каламиту оживленную торговлю, пользовалось портом и Крымское ханство. Отсюда увозили невольников, захваченных татарами на русских, украинских и польских землях. Порт начал составлять конкуренцию генуэзской Кафе. Так, консул Кафы жаловался в Геную: «Мы говорим по отношению князя «Феодоро и братьев его, которые… вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы».

В 1433 году обострившиеся противоречия привели к войне между Мангупским княжеством и генуэзцами. В начальном этапе войны Каламита сыграла роль опорного пункта во время захвата феодоритами крепости- порта Чембало(территория современной Балаклавы).

В свою очередь, через год в 1434 году, генуэзкие войска под командованием Ломеллино вернули себе Чембало,после чего осадили и Каламиту, требуя ее сдачи. Судя по летописям, защитники крепости согласились сложить оружие при условии, если им сохранят жизнь. Но, когда неприятель вошел в крепость, она оказалась пуста. Ночью все ее защитники ушли в горы. Генуэзцы разграбили и сожгли Каламиту. Но по другой версии генуэзцы провели ремонт оборонительной системы крепости. После овладения укреплением генуэзцы предприняла поход на Крымское ханство. Однако здесь их ожидало поражение. Битва с татарской армией Хаджи Гирея под Солхатом итальянцами Ломеллино была проиграна, генуэзцы ушли обратно в Чембало, а феодориты вернули себе Каламиту.

_______________________________________________________________________________

Третий этап начался в мае 1475 года, когда на Крымский полуостров высадился турецкий десант, под натиском которого пали как генуэзские, так и крепости княжества Феодоро. С этого момента закончилась история Каламиты, и началась история Инкермана.

Стремясь укрепить свои позиции на побережье Черного и Азовского морей, турки возводили здесь новые крепости, перестраивали старые. Перестроили они и Каламиту, приспособив ее к использованию огнестрельного оружия. Турки переименовали крепость, назвав ее Инкерманом, что означает “пещерная крепость”. Название это не случайно: скала, на которой построено укрепление, изрезана многочисленными пещерами. Одни из них имели военное значение, другие использовались как хозяйственные, культовые и даже жилые помещения.

В середине XVII в. гарнизон Каламиты (уже Инкермана) насчитывал 50 солдат, которые проживали в предместье. Так по свидетельству Эвлия Челеби, в крепости было 10 домов, но люди там не жили. “… ворота стражники закрыли на ключ, а комендант вместе с отрядом из пятидесяти человек состоящим в долине у подножия этой горы проживает в саду. В случае какой-либо опасности весь люд из предместья, деревень окрестных и приморских прибывает в замок, дабы найти охрану за его стенами”.

В ХVII в. через Каламитский порт шла оживленная торговля, о чем известно из сообщения священника Иакова, бывшего в Крыму 1634-1635 гг. в составе русского посольства. Он писал: «Живут в нем татары, греки и армяне. К тому же к городку с моря приходят корабли из разных стран».

Турки владели Инкерманом до XVIII века. К середине этого века крепость и порт Каламита утратили военное и торговое значение и пришли в запустение. Жизнь теплилась в монастыре под склонами крепости, но после заключения Кючук – Кайнарджийского мирного договора в 1774 г. и присоединения Крыма к России христиане – греки был выселены из Крыма и средневековый скит на Монастырской скале тоже оказался пуст.

В 1850 год русское правительство возобновило монастырь. Он был освящен во имя святого Климента Папы Римского.

Монастырь разместился у подножия Монастырской скалы, в обрывах. Появляется ряд наземных сооружений, в них входят и храмы, а так же расширяются пещерные. В начале 20 века штат монастыря состоял из 50 человек. В 1926 году Инкерманский скит закрыли. В ходе второй обороны Севастополя в Великую отечественную войну в 1941-1942 годах, практически все наземные постройки, которые принадлежали крепости и монастырю, были разрушены. Остались только полуразрушенные башни и стены. В начале 90-х гг. 20 века в пещерных храмах были возобновлены службы. В настоящее время здесь находится Свято-Климентовский мужской монастырь Украинской Православной церкви Московского Патриархата.


___________________________________________________________________________________

Крепость находится на вершине Монастырской скалы, в обрыве которой высечен уже упомянутый средневековый «пещерный» монастырь.

С южной, западной и северо-западной сторон скала ограничена отвесными обрывами высотой от 40 до 60 м. С этой стороны крепость неприступна, скала круто обрывается в долину и балку Гайтани (ныне Первомайская). С северной и восточной (напольных) внутреннее пространство крепости (площадью около 1,2 га) защищено оборонительными сооружениями, высеченным в скале рвом и стеной, состоявшей из трех куртин с пятью двухэтажными прямоугольными полубашнями и одной круглой башни с проездными воротами и несколькими христианскими храмами. Общая длина оборонительных сооружений крепости по периметру превышала 500 м. Вся площадь, огражденная крепостными стенами, составляет 1500 кв.м.

За время своего существования крепость перестраивалась не менее пяти раз.

Наиболее хорошо сохранились руины стен и башен турецкого периода (XVI-XVII вв.), в основе которых – фортификационная система XV в., а также высеченный в скале ров, датированный ранневизантийской эпохой.

Тропинка, ведущая на вершину Монастырской скалы, совпадает с древней дорогой, вырубленной в скале.

Сделав резкий поворот у просторной пещеры естественного происхождения, дорога поднимается выше и приводит к мощной полукруглой башне с воротным проездом. Здесь начинается территория крепости Каламита.

Крепость состояла из шести башен, соединенных куртинами, построенными из бутового камня и блоков на известковом растворе. Сохранившаяся высота башен – около десяти метров, куртин – до пяти метров, толщина стен – от 1,2 до четырёх метров. Общая длина оборонительных сооружений Каламиты – 234 метра.

Одна из башен, круглая в плане, находится за линией рва, соединена с крепостной стеной небольшой стенкой, по которой, видимо, до неё и добирались из крепости. Считают, что её построили турки, а подвальное помещение башни использовалось для размещения пленников.

В 1968 году в одной из башен крепости сотрудники Херсонесского заповедника обнаружили два известковых блока с рисунками, изображающими шесть средневековых судов различного типа. Такие парусники и парусно-гребные суда стояли в порту Авлита, в котором кипела пестрая портовая жизнь и откуда турки вывозили в Константинополь поляков и русских, пленённых татарами.

Древняя дорога, вырубленная в скале, ведёт к полукруглой башне с воротным подъездом, в арочном своде которого заложен замковый камень с изображением креста и надписью: «Азъ хощу зде Руси быти». Как правило, её связывают с именем священника Иакова Лызлова, находившегося при посольстве русского посланника в Крыму Дворянинова и посетившего в марте 1634 года крепость и монастырь.

На первоначальном этапе (VI век) крепость состояла из четырех башен (если считать от полукруглой башни, к которой привела тропинка, по часовой стрелке, то зто были башни №1,3, 5 и 6), соединенных куртинами толщиной около 2,5 метра. Около башни № з находилась калитка для вылазок, а главный вход в крепость располагался у башни № 5.

Стены состояли из двух рядов известняковых блоков, пространство между которыми было заполнено необработанным камнем на связующем растворе. Перед стеной был вырублен ров шириной до 9 метров и глубиной до 3,5 метра.

В это же время в число защитных сооружений крепости входила стена, прикрывавшая южный и западный обрывы.

Как мы уже знаем, в начале XV века старые стены были разобраны практически до основания, на их месте были сложены новые, бутовые, на известковом растворе. Стены и башни завершались зубчатыми парапетами. При турках (в XVI-XVII веках) куртины стен были кое-где основательно утолщены. С внешней стороны рва и с внутренней стороны крепостной стены были сделаны насыпи.

Башня №1, с которой начинается осмотр крепости, была возведена еще на раннем этапе существования крепости. В то время она была прямоугольной в плане. В начале XV века башня была существенно перестроена, в частности, ей придали узнаваемую теперь полукруглую форму. Кроме того, в башне устроили воротный проезд, а на месте старого входа в крепость у башни № 5 сделали калитку для вылазок. Для защиты главного входа в крепость с внутренней стороны башни №1 было пристроено дополнительное укрепление, до нашего времени не сохранившееся. Высота башни в то время била 12 метров. Возможно, в ее втором ярусе находился христианский храм, который при турках был переоборудован в пушечный каземат.

Влево от башни уходят остатки оборонительных стен и рва.

В 12 метрах от башни № 1 находится неплохо сохранившаяся полукруглая башня, построенная в начале XV века. Первоначально она была прямоугольной, затем турки в ХVI-ХVII веках придали ей полукруглую форму. Башня № 2 предназначалась для дополнительной защиты новых въездных ворог в башне №1.

От башни № 3 расположенной в северо-восточном углу крепости, сохранились только скальные подрубки.

Эта башня за всю историю крепости она трижды полностью перестраивалась. На византийском этапе постройки (VI век) здесь была возведена внушительная прямоугольная в основании башня. Она располагалась не посередине исходящего угла крепости, а была немного смещена к югу. Это увеличивало эффективность фланговой стрельбы. В XV веке на месте разрушенной византийской башни была построена новая, меньшая по размеру. Длина фронтальной стены новой башни была почти в три раза длиннее старой (5 и 14 метров соответственно). При турках башня была вновь перестроена. Она стала шире и длиннее, а стены были утолщены почти в два раза.

Сразу за поворотом крепостного рва в восточной стене рва выдолблены искусственные пещеры.

По одной из версии, это был церковный комплекс, построенный при князьях Феодоро в XV веке и прекративший свое существование с приходом турок.

Однако убедительных доказательств этой версии не существует.

Помещение размером 6,5 на 3,5 метра имеет овальную форму. Внутри нее сохранились пазы, ниши, углубления в полу. Возможно, эти пещеры использовались в хозяйственных нуждах, а на более позднем этапе - как небольшое укрытие перед валом.

Высокая (13 метров) башня № 4 является самой новой по времени постройки из крепостных сооружений Каламиты. Она была построена в ХVІ-ХМІІ веках на плацдарме, впереди крепостного рва. С крепостью она соединялась 6-метровым переходом. В XVIII веке, по воспоминаниям известного путешественника Эвлия Челеби, в башне находилась тюрьма.

Здесь можно покинуть пределы рва и подойти к восточному обрыву Монастырской скалы.

Своеобразный пейзаж выработанного известнякового карьера, на дне которого находится искуственное озеро, дополняется двумя захоронениями прошлого века, расположенными у края обрыва, и множеством плит монастырского кладбища XIX - начала XX века.

Далее около крепостного рва разрушенные башни № 5 и 6 и южный край городища. Отсюда открывается хороший обзор противоположного берега Первомайской (Гайтанской) балки. , расположенная к юго-востоку от Монастырской, изрешечена многочисленными пещерными сооружениями, расположенными в несколько ярусов.

Это следы самой ранней монастырской обители, а на плато располагались средневековые укрепления.

Позднее рядом с этим монастырем возникали другие. Таким образом, всего на Загайтанской скале насчитывалось более 120 помещений, в числе которых было 11 церквей. В последние годы на склоне Загайтанской скалы проводится выработка камня, поэтому часть пещер монастырского комплекса уничтожена.

На юго-западной оконечности плато, видны остатки средневекового наземного храма. Небольшие поросшие травой холмики в этой же части крепости - это все, что осталось от возведенного в 1907 году на поверхности плато храма Святого Николая, построенного в память о Крымской войне, и других монастырских построек.

Храм и другие здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы были окончательно разобраны. В юго-западном обрыве Монастырской скалы в ХІУ-ХУ веках возник пещерный храм с крещальней. В него можно спуститься по высеченной в скале лестнице. Одноапсидная церковь, в прошлом расписанная фресками, соединяется с рядом других помещений. В одном из них находился баптистерий, в другом - большая усыпальница. В усыпальнице имеется надпись на греческом языке, сообщающая о том, что здесь упокоены «рабы Божьи Авраамий и сьн Афка».

У подножия Монастырской скалы до 30-х годов прошлого века сохранялась пещерная церковь Святого Евграфия.

Она была основана в XIII веке, а в начале XX - восстановлена. В ней были обнаружены следы средневековой фресковой живописи. При разработке известнякового карьера к востоку от Монастырской скалы церковь Святого Евграфия была полностью засыпана грунтом.

С западной стороны обрыва находятся пещерные казематы.

С юго-западной оконечности плато открывается широкая панорама долины реки Черная и Севастопольской бухты. На противоположном берегу реки Черная расположена расколотая силой мощного взрыва на гигантские блоки гора Уч-Баш, отрог Сапун-горы.

В подземных штольнях, вырубленных в склонах , в годы Великой Отечественной войны располагался целый подземный город - госпитали, склады, мастерские. Все это было взорвано в июне 1942 года при отступлении советских войск вместе с остававшимися в штольнях людьми.

У западного обрыва плато высятся развалины полукруглой башни с входными воротами. Слева от башни, возле обрыва, находился один из колодцев, снабжавших крепость водой. Археологические исследования показали, что засыпан он был, вероятно, не позже середины XIX века.

Рядом с ним начинается вырубленная в скале лестница, по которой можно спуститься в пещерный храм, расположенный у подножия скалы.

В настоящее время проход в него закрыт металлической дверью.

Главная башня I (фланговая оборонительной линии) или главные ворота города выглядят вполне пристойно. Турки перестроили эту башню в направлении Каламиты, переделав тем самым ворота, оставшиеся от царства Феодоро.

Башня II от переделок пострадала гораздо больше. Изначально, это было полубашня, и внешняя сторона такой и сохранилась, а с крепостной стороны сегодня виден панцирь, который превращал конструкцию в полноценную башню. Бойницы турки сделали настолько узкими снаружи, что их практически не видно.

Башня III когда-то была полубашней и имела квадратную форму. От занимавшей важное место в обороне конструкции, сегодня остался только остов, а лестница никуда не ведет. Сложена башня из тесаных каменных блоков.

Башню IV в свое время вынесли на другую сторону рва за линию стен. Такое инженерное решение, вместе со рвом, казематами не имело аналогов, но турки его не оценили. Но башню укрепили.

Башня V – одно из ключевых сооружений. Когда-то здесь были ворота в крепость, а сейчас – углубленная в землю калитка. Когда шло строительство башни, ворота были нарушены, хотя именно они соответствуют постройкам 6 столетия.

Башня VI (фланговая оборонительной линии) – была построена турками.

Дорога, проходящая через ворота главной башни, в самой крепости разветвляется.

Одна налево, другая прямо.

Вдоль стены проходит главная улица крепости, которая потихоньку зарастает травой и ведет к южным воротам. Крепость можно легко разделить на две части: общественную и жилую, расположенную в глубине Каламиты.

Справа от центральной башни с воротами располагался один квартал жилых домов, слева – три. Здесь не строили больших домов, все постройки достаточно невелики, и было очень тесно.

В районе соединения трех улиц, можно обнаружить постройки треугольной формы.

На территории крепости имелся колодец, снабжавший его жителей чистой водой.

Перед главной оборонительной стеной находилось средневековое поселение.

В склонах Монастырской скалы вырезаны около 200 пещерных сооружений, в верхние можно попасть только с плато, и возможно, они входили в систему обороны Каламиты.

При подготовке теста использованы материалы из сети Интернет
и краткого путеводителя “Пещерные города и монастыри Крыма”

P.S.
Спасибо за внимание к сайту!

Если у Вас есть желание и возможность помочь в развитии сайта (в том числе ), то буду Вам благодарен!

С уважением, Вадим.