Егэ русский язык тренировочные варианты онлайн

Вариант 14 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Изучая под микроскопом личинок морских звёзд, Илья Ильич Мечников обнару­жил, что в них находятся подвижные клетки, не только участвующие в пищеваре­нии, но и выполняющие защитные функции, что подтвердили опыты: введя в тело прозрачной личинки шип розы, Мечников увидел, как эти клетки двинулись к нему и вскоре облепили шип со всех сторон. (2) Учёный назвал их фагоцитами и предполо­жил, что подобные клетки есть во всех живых организмах, включая человека: когда в организм попадают вредные микробы, фагоциты устремляются на борьбу с ними и, уничтожая и переваривая их, гибнут сами. (3)<...>это открытие и многолетние ис­следования привели Мечникова к созданию теории иммунитета.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) Опыты с прозрачными личинками морских звёзд привели Мечникова к открытию в этих организмах фагоцитов - подвижных клеток, не только участвующих в пищева­рении, но и выполняющих защитные функции.

2) Открытые Мечниковым при изучении личинок морских звёзд подвижные клетки, назван­ные им фагоцитами, могут устремляться на борьбу с микробами, а также участвуют в пи­щеварении.

3) Выдвинутое Мечниковым предположение, что участвующие в процессе пищеварения клетки - фагоциты - есть во всех живых организмах, было подтверждено исследова­ниями учёного, проведёнными в течение многих лет.

4) При изучении личинок морских звёзд Мечников обнаружил клетки с защитными функциями, названные им фагоцитами, и многолетние исследования этих клеток в живых организмах привели учёного к созданию теории иммунитета.

5) В результате многолетних исследований в живых организмах клеток с защитными функциями, обнаруженных при изучении личинок морских звёзд и названных фаго­цитами, Мечников создал теорию иммунитета.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

К сожалению Но Наоборот Несмотря на это В дальнейшем

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) пред­ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФУНКЦИЯ, -и, ж.

1) Обязанность, круг деятельности. Служебные функции. Функции профкома.

2) Роль, значение чего-нибудь. Функции кредита.

3) Работа, проводимая органом, организмом. Функция желёз.

4) В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина. Линейная функция (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

5) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения это­го другого явления.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

ЗАняли Начал красивЕе бухгАлтеров крАны

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

В телефонной трубке послышался сначала резкий кашель, затем хриплый голос, сопровож­даемый ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫМ дыханием.

До спортсменов, напряжённо ожидавших решения судей, доносились ОБРЫВКИ раз­дражённых высказываний расстроенных болельщиков.

Ещё несколько лет назад ОПЛАТИТЬ услуги сотовой связи с помощью мобильного теле­фона было невозможно.

Одноклассники не ожидали, что Алексей выдвинет такое ДЕЛЬНОЕ предложение, реали- зовывать которое пожелали очень многие.

«Сегодня жарко, давайте организуем игры у бассейна», - предложила вожатым молодая воспитательница, НАДЕВАЯ на улыбающегося малыша яркую панаму.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

расположиться БОЛЕЕ УДОБНО несколько ВИШЕН

ЛЯЖЬТЕ на кушетку КРАТЧАЙШАЯ дорога

с ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ депутатами

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) И.С. Тургенев писал о языке, что «обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

Б) Все выпускники сочинили по несколько поэтических строк и прочитали их на празднике последнего звонка, по- свящённых любимой школе.

В) Никто из друзей не могли даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведёт к таким неприятным последствиям.

Г) Благодаря тонких, глубоких и, главное, необидных замечаний научного руководителя все одиннадцати­классники довели работу с рефера­том до конца.

Д) На картине «Московском дворике» В.Д. Поленов изобразил небольшой уголок старой Москвы.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

Прик…снуться дел...катес г...ристый подл…жить выб…рать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о…бросить, на...сечь пр..лип, пр..добрый

ра...прямить, и…ход пр…бабушка, под...йти пр...рвать, пр...мерить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Подслуш…вать привередл…вый влюбч...вый подкруч… ваемый ключ…вой

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Раскраш.. .нный справля…мся задерж...шься распространяя…мый подстро…нный

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

После высказывания конферансье в зрительном зале (не)сразу раздались аплодисменты: зрители обдумывали сказанное артистом.

(Не)увидев сначала вздорную собачонку, конь широко расставил передние ноги, накло­нил голову и замер в удивлении.

Дорогу отважным путникам теперь преграждала (не)глубокая, но довольно широкая реч­ка.

(Не)прочитано ещё много интересных и нужных каждому человеку книг.

Зрители с замиранием сердца наблюдали яркое зрелище, а (не)прекращающийся уже в

течение часа поток делегаций из разных стран всё тянулся по спортивной арене.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Потребность в творчестве ТАК(ЖЕ) естественна, как потребность в утолении жажды или чувства голода, (ПО)ЭТОМУ каждый человек так или иначе старается реализовать свой творческий потенциал.

А.И. Куприн был уверен, что КОГДА(ТО), в страшно отдалённые века, предок современ­ного человека летал не только во сне, но и (НА)ЯВУ.

Нужно жить так, ЧТО(БЫ) в каждом человеке, с которым мы соприкасаемся в жизни, ос­тавалось ЧТО(ТО) хорошее от нас, от труда наших душ.

Мы приходим в мир для того, ЧТО(БЫ) постичь красоту, а ТАК(ЖЕ) создать и утвердить её.

Перед каждым спектаклем, пока зрители не появлялись в зале, исполнитель главной ро­ли обычно медленно ходил по сцене и (НА)ХОДУ ЧТО(ТО) бормотал себе под нос.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Наша собака, большой мохнатый Полкан, сконфуже(1)о посторонилась, как будто озадаче(2)ая собстве(3)ым великодушием, когда старшая дикая коза, загораживая младшую, пробежала мимо неё, почти коснувшись боком её мохнатой спута(4)ой шерсти.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую.

1) Невозможно не залюбоваться отражением солнца в мириадах капель утренней росы и блестящими нитями дождя в солнечный день.

2) На картинах этого замечательного пейзажиста нет ни могучих гор ни кипарисов ни пыш­ных южных цветов ни лазурного моря.

3) Во время полёта чувство буйного и трепетного восторга охватило мою душу каким-то холодным и сладостным пламенем.

4) Вокруг нас льдины сталкивались и становились вертикально лезли друг на друга и ломались с громким треском.

5) Мерилом интеллигентности являются не только убеждения и мораль но и поступки.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сверкающие на солнце (1) капли слепого дождя (2) сыплющегося с неба (3) похожи на драгоценные камни (4) переливающиеся всеми своими гранями.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Одной из самых интересных игрушек (1) по мнению многих ребят (2) является маг­нит, с которым каждый (3) может (4) проводить различные опыты.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Глубокая извилистая речка (1) из тёмных вод (2) которой (3) наиболее удачливые ры­боловы вытягивали не один десяток крупных лещей (4) протекала сразу за селом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы скорее увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) она вы­бежала на крыльцо.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики. (2)Первая заслуга ве­ликого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (3)Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и сами формулы мыслей и чувств.

(4) Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием.

(5) Высшая творческая натура влечёт и подравнивает к себе всех. (6)Поэт ведёт за собой читате­ля в незнакомую ему страну, в тонкой и благоуханной атмосфере которой возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства.

(7)Отчего с таким нетерпением ожидается каждое новое произведение великого поэта? (8)Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне; но он ска­жет, и это сейчас же сделается моим. (9)Вот отчего и любовь, и преклонение перед великим по­этом, вот отчего и великая скорбь при его утрате. (10)Без него образуется пустота, умственное сиротство: не с кем думать, не с кем чувствовать.

(11)Легко ощутить удовольствие и восторг от изящного произведения, а подметить и про­следить своё умственное обогащение от того же произведения довольно трудно. (12)Всякий го­ворит, что ему то или другое произведение нравится, но редкий осознает и признается, что он поумнел от этого произведения. (13)Многие полагают, что поэты и художники не дают ничего нового, что всё, ими созданное, было и прежде где-то, у кого-то, но оставалось под спудом, по­тому что не находило выражения. (14)Это неправда.

(15)Ошибка происходит оттого, что все вообще великие научные, художественные и нрав­ственные истины очень просты и легко усваиваются. (16)Но как они ни просты, всё-таки пред­лагаются только творческими умами, а обыкновенными умами только усваиваются, и то не вдруг и не во всей полноте, а по мере сил каждого.

(17)Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. (18)Наша литература обязана ему своим умственным ростом. (19)И этот рост был так велик, так быстр, что историче­ская последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто разру­шена и связь с прошедшим разорвана. (20)Русская литература в одном человеке выросла на це­лое столетие.

(21)Пушкин застал русскую литературу в период её молодости, когда она ещё жила чу­жими образцами и по ним вырабатывала формы, лишённые живого, реального содержания, - и что же? (22)Он оставил сам образцы, равные образцам литератур зрелых, образцы, совершен­ные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию.

(23)До Пушкина у нас литература была подражательная, вместе с формами она принима­ла от Европы и разные исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни корней не имели. (24)Отношение писателей к действительности не было непосредственным, ис­кренним; писатели должны были избирать какой-нибудь условный угол зрения. (25)Высвобождение мысли из-под гнёта условных приёмов - дело нелегкое, оно требует гро­мадных сил. (26)Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным: он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть ориги­нальным и стал таким - стал самим собой.

(27)Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. (28)Что это за школа, что он дал своим последовате­лям? (29)Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, он дал смелость русскому писателю быть русским. (30)Ведь это только легко сказать! (31)Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую ду­шу. (32)Теперь нам остаётся только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, по­желать русскому уму поболее развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом.

(По А.Н. Островскому)

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Выдающиеся поэты на самом деле только выражают то, что прежде уже существовало у кого-то, но выражения не находило.

2) Гениальный поэт способен передать читателям не только форму для выражения мыс­лей и чувств, но и сами мысли и чувства.

3) Великие истины просты.

4) Творчество А.С. Пушкина положило начало самобытности русской литературы.

5) А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник».

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 7-8 содержится повествование.

3) В предложении 14 дана оценка достоверности содержания высказанного в предложе­нии 13 утверждения.

4) В предложениях 15-16 представлено описание.

5) Предложение 29 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 28.

22. Из предложения 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 15-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24. «Рассуждая о величии творческого наследия А.С. Пушкина, автор использует такой троп, как (А) ________ (в предложениях 4, 6, 20). Своё представление о воздействии произведений гениального поэта на читателей, о восприятии ими великих истин А.Н.Островский передаёт, используя приём - (Б)___ («не с кем» в предложении 10, «восхищаться и умнеть» в предложении 17), а также синтаксическое средство - (В) _____ (в предложении 15). Привлекая читателей к размышлениям, автор использует приём - (Г)_______ (предложения 7-8, 28-29)».

Список терминов: 1) парцелляция, 2) метафора, 3) антонимы, 4) литота,

5) ряд однородных членов предложения, 6) лексический повтор, 7) синонимы,

8) фразеологизм, 9) вопросно-ответная форма изложения

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Диалектные слова как обозначают специфические сельские реалии, так и служат местными названиями для распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

2. Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям, которые связаны с сельским хозяйством и деревенским домашним обиходом.

3. Не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии, связанные с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома.

4. Гораздо больше таких диалектных слов, которые связаны с устройством крестьянского дома.

5. Диалектные слова чаще служат местными названиями для распространённых предметов и явлений, но могут обозначать и специфические сельские реалии.

Показать текст

(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2)_____ не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

2

Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

1. К сожалению,

4. Возможно,

Показать текст

(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2)_____ не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСТРОЙСТВО, -а, ср.

1. Расположение, соотношение частей, конструкция чего-н. Удобное у. помещения. Прибор сложного устройства.

2. Установленный порядок, строй. Государственное у. Общественное у.

3. Техническое сооружение, механизм, машина, прибор. Решающее у. Регулирующее у.

Показать текст

(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2)_____ не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обеспЕчение

отключЁнный

озлОбить

добрАлась

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Яков Подкова - ЗАЧИНЩИК драки - первым покинул двор.

2. ПРАЗДНЫЙ образ жизни был причиной гибели не только отдельных лиц, но и целых государств.

3. Величие пейзажу придают ВЕКОВЫЕ ели и пихты.

4. Вынос огня - самый ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ момент церемонии.

5. К окончанию школы родители сделали мне ПАМЯТНЫЙ подарок.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

лучшие ДОКТОРА

три пары ТУФЕЛЬ

ПОЛОЖИ в сумку

источник ИССЯКНУЛ

по ОКОНЧАНИИ праздника

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Читая художественные книги, отец делал пометки на полях.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Раз побывав в горах, нами были изучены многие интересные места.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Многие, кто не знал о повадках нашего кота, вначале пытались его приласкать и погладить.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 5) Благодаря удивительному упорству и самодисциплине Андрей получил диплом с отличием.
6) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.
7) Карточки, которые подготовили учёные, предназначены для каталога Института языкознания.
8) С древних времён не только загадки были весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием.
9) Работу над поэмой «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголь начал по совету А.С. Пушкина.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заст..лая

м...рзлота

изм...нение

р...петитор

поб...доносный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...права, пр...возмочь

н...рекание, с...жаление

пр...образить, пр...глашение

о...далённый, о...дача

пр...кратить, пр...наряженный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

щавел..вый

выносл..вый

прикле..л

пристра..вать

юрод..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я

реде..щий (туман)

(выпускники) встрет..тся

(туманы) стел..тся

(линии) соприкаса..тся

(они) полощ..т (бельё)

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Как н(1) старался, я н(2) смог найти в колючей изгороди н(3) щели, н(4) лаза, поэтому н(5) раз ободрал бока, пока попал во двор.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Снег в Норильске сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.

2. Мышь беззвучно и быстро вынырнула (ИЗ)ПОД навеса и скрылась в (ПОЛУ)ТЬМЕ.

3. (В)СКОРЕ терпение наше лопнуло, и, (НЕ)ВЗИРАЯ на непогоду, мы решили идти назад к морю.

4. Мне надо было в молодости побыть (ЗА)ГРАНИЦЕЙ, ЧТО(БЫ) понять и оценить красоту родной земли.

5. На той же самой даче обнаружились несметные сокровища (В)ВИДЕ бриллиантов, а ТАК(ЖЕ) золотых денег царской чеканки.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Было пасмурно и ветре(1)о. Вспене(2)ые волны накатывались на дли(3)ую песча(4)ую отмель.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В этот самый момент вошла в кабинет женщина в форменной куртке в фуражке в чёрной юбке и в тапочках.

2. В каждом из этих окон горел огонь под оранжевым абажуром и из всех окон вырывался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин».

3. Из маленькой сумки на поясе женщина вынула беленький квадратик и тетрадь.

4. Иван не стал поднимать разлетевшихся листков и тихо и горько заплакал.

5. Женщины исчезали за занавеской оставляли там свои платья и выходили в новых.

16

Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Осень (1) бесспорно (2) красивое время года. Во-первых (3) багряные и золотые листья расстилаются по земле и оживляют лес (4) во-вторых (5) осенью обилие овощей и фруктов.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я долго сидел на палубе (1) и смотрел во тьму (2) где шумели бесконечные леса (3) где не было видно ни зги (4) и (5) где на протяжении сотен километров не встретишь ни одного человека.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оказалось (1) что сугроб (2) у которого (3) он уткнулся в снег (4) был сарай (5) и плутали они между двумя деревнями.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

21

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Богатые люди - это всегда сильные личности.

2. Благотворительностью могут заниматься только те, для кого богатство не главное.

3. У большинства богатых людей нет интересов в отвлечённых областях.

4. В мире богатых людей принято выбирать жён определённого типа.

5. Наука, медицина, образование, искусство - всё это страшно интересно богатым людям.

Показать текст

(1)Глянец - это хорошо продуманная машина для продажи глупым богатым людям дорогих вещей. (2)А дорогие вещи и производятся для того, чтобы их купили глупые богатые люди; даже не глупые, а просто по разным причинам озабоченные статусом. (З)Такая буржуазия в классическом понимании, для которой статус важнее истинного существования: костюм важнее человека, внешность важнее внутренности...

(4)Например, в гламурных журналах нельзя работать полным; сотрудники должны иметь хорошую фигуру, то есть своим существованием подтверждать, что мир гламура существует: вот он.

(5)А толстого человека просто нельзя показывать: его в гламуре нет. (6)Хотя вот если бы энное количество богатых женщин были толстыми, гламур бы подвинулся, он бы их учёл. (7)А так существуют придуманные образы - прокрустово ложе: ни длинней, ни короче. (8)А остальных как бы нет.

(9)3адача глянца - сперва невротизировать, пристыдить, указать, где находится тот позорный столб, к которому тебя выведут, если ты не будешь соответствовать; потом - предложить им идеальные модели всего, и наступит счастье. (10)То есть они говорят, что тебе наступит счастье, если ты выполнишь определённые финансовые условия, по сути.

(11)Все эти покупки, которые гламур предлагает, ориентированы на женщин. (12)А там, в этом мире крутизны, мужчина, достигнув определенного статусного уровня, заводит себе очень молодую жену - не потому, что он ее полюбил, а потому, что это круто - иметь такую, причем выбранную по определённому типу: они же все одинаковые. (13)И он её предъявляет миру и на ней держит свои бриллианты.

(14)Вот очень богатые люди, если с ними разговаривать, в конце концов признаются: вы не понимаете, зарабатывание денег - самоцель, остановиться невозможно. (15)Адреналин такой. (16)И побочный продукт этой их страсти - он создаёт города, заводы, качает нефть, даёт рабочие места... (17)Они-то о себе думают, естественно, а не о том, как бы им города построить; и вот в этой вечной борьбе за статус и самок они и существуют, а остальное - побочная продукция.

(18)Но этот мир, чтобы существовать, должен быть чем-то обеспечен; и вот вокруг него лепятся самые разные структуры.

(19)Гламур - одна из таких структур.

(20)Только очень сильные личности могут ставить себе другие цели. (21)То есть им не важно, во что они одеты, какая у них жена - да провались она. (22)Они думают о каких-то глобальных вещах: о бессмертии при жизни или, наоборот, о славе после смерти; основать университет, построить больницу, облагодетельствовать таланты - просто потому, что хочется беречь искусство, строить больницы, а не весь дом себе золотом облепить. (23)Устраивать премии, конкурсы, музеи строить - да что угодно. (24)Ведь наука, медицина, образование, искусство - всё это страшно интересно.

(25)А у большинства из богатых людей нет интересов, которые лежат вот в этих отвлечённых областях. (26)Как подумаешь господи, это вот так расти, перестрелять конкурентов, обманывать, лизать сапоги власти забыть старушку-маму в деревне, выгнать жену, весь этот страшный путь на вершину - и вот тебе награда: в первом ряду смотреть «Золотой граммофон». (27)А потом в бентли и мерседесах ехать через нашу страшную неубранную Москву, со всякими, которые стоят рядом в своих ржавых жигулёнках, - туда, в теснины Рублёвки, с односторонним движением и унизительным сорокаминутным ожиданием на повороте, потому что там кто-то постарше проехать должен.

(28) У нас просто искажённая природа гламурного мира: разбогатевший - даже не знаю кто, крестьянин, пролетарий, мещанин? - он и не знает ничего лучше.

(Из интервью Татьяны Толстой * )

Татьяна Никитична Толстая (род. в 1951 г.) - один из самых известных писателей русской «новой волны», внучка А.Н. Толстого, публицист, телеведущая. Автор сборников рассказов «Сёстры», «Круг», «Лёгкие миры».

22

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-8 представлено рассуждение.

2. Предложения 9-13 содержат повествование.

3. Предложения 20-24 включают описание.

4. Предложение 26 дополняет суждение, высказанное в предложении 24 текста.

5. В предложении 10 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 9.

Показать текст

1. (1)Глянец - это хорошо продуманная машина для продажи глупым богатым людям дорогих вещей. (2)А дорогие вещи и производятся для того, чтобы их купили глупые богатые люди; даже не глупые, а просто по разным причинам озабоченные статусом. (З)Такая буржуазия в классическом понимании, для которой статус важнее истинного существования: костюм важнее человека, внешность важнее внутренности...

(4)Например, в гламурных журналах нельзя работать полным; сотрудники должны иметь хорошую фигуру, то есть своим существованием подтверждать, что мир гламура существует: вот он.

(5)А толстого человека просто нельзя показывать: его в гламуре нет. (6)Хотя вот если бы энное количество богатых женщин были толстыми, гламур бы подвинулся, он бы их учёл. (7)А так существуют придуманные образы - прокрустово ложе: ни длинней, ни короче. (8)А остальных как бы нет.

2. (9)3адача глянца - сперва невротизировать, пристыдить, указать, где находится тот позорный столб, к которому тебя выведут, если ты не будешь соответствовать; потом - предложить им идеальные модели всего, и наступит счастье. (10)То есть они говорят, что тебе наступит счастье, если ты выполнишь определённые финансовые условия, по сути.

(11)Все эти покупки, которые гламур предлагает, ориентированы на женщин. (12)А там, в этом мире крутизны, мужчина, достигнув определенного статусного уровня, заводит себе очень молодую жену - не потому, что он ее полюбил, а потому, что это круто - иметь такую, причем выбранную по определённому типу: они же все одинаковые. (13)И он её предъявляет миру и на ней держит свои бриллианты.

3. (20)Только очень сильные личности могут ставить себе другие цели. (21)То есть им не важно, во что они одеты, какая у них жена - да провались она. (22)Они думают о каких-то глобальных вещах: о бессмертии при жизни или, наоборот, о славе после смерти; основать университет, построить больницу, облагодетельствовать таланты - просто потому, что хочется беречь искусство, строить больницы, а не весь дом себе золотом облепить. (23)Устраивать премии, конкурсы, музеи строить - да что угодно. (24)Ведь наука, медицина, образование, искусство - всё это страшно интересно.

4. (24)Ведь наука, медицина, образование, искусство - всё это страшно интересно.

(25)А у большинства из богатых людей нет интересов, которые лежат вот в этих отвлечённых областях. (26)Как подумаешь господи, это вот так расти, перестрелять конкурентов, обманывать, лизать сапоги власти забыть старушку-маму в деревне, выгнать жену, весь этот страшный путь на вершину - и вот тебе награда: в первом ряду смотреть «Золотой граммофон».

Среди предложений 10-13 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и личных местоимений. Напишите номер этого предложения.

Показать текст

(10)То есть они говорят, что тебе наступит счастье, если ты выполнишь определённые финансовые условия, по сути.

(11)Все эти покупки, которые гламур предлагает, ориентированы на женщин. (12)А там, в этом мире крутизны, мужчина, достигнув определенного статусного уровня, заводит себе очень молодую жену - не потому, что он ее полюбил, а потому, что это круто - иметь такую, причем выбранную по определённому типу: они же все одинаковые. (13)И он её предъявляет миру и на ней держит свои бриллианты.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25

«Татьяна Толстая, известная писательница и телеведущая, как всегда не боится быть резкой в своих высказываниях. Ведущим приёмом ее текста становится антитеза - противопоставление богатых и бедных. Этой же цели служат и (А) ____ («бентли» - «ржавый жигулёнок» в предложении 27). В то же время Толстая не выступает против богатых людей вообще. Её тревожит бездуховность «гламурного мира», который иронично описан с помощью (Б) _____ («крутизна», «круто», «облепить»), соседствующей с (В) ____ («буржуазия», «статус», «невротизировать»). Всеобщей бездуховности автор противопоставляет сильных личностей, широта интересов которых показана с помощью такого синтаксического средства, как (Г) ____ (предложения 22, 23,24)».

Список терминов:

1) риторический вопрос

2) ряды однородных членов

3) анафора

4) градация

5) жаргонная и разговорная лексика

7) книжная лексика

8) метафора

9) контекстные антонимы

Показать текст

А. (27)А потом в бентли и мерседесах ехать через нашу страшную неубранную Москву, со всякими, которые стоят рядом в своих ржавых жигулёнках, - туда, в теснины Рублёвки, с односторонним движением и унизительным сорокаминутным ожиданием на повороте, потому что там кто-то постарше проехать должен.

Г. (22)Они думают о каких-то глобальных вещах: о бессмертии при жизни или, наоборот, о славе после смерти; основать университет, построить больницу, облагодетельствовать таланты - просто потому, что хочется беречь искусство, строить больницы, а не весь дом себе золотом облепить. (23)Устраивать премии, конкурсы, музеи строить - да что угодно. (24)Ведь наука, медицина, образование, искусство - всё это страшно интересно.

За четырнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку можно получить один первичный балл. В предложении, написанном в задании, в местах пропусков букв «н/нн» стоят цифры; в ответе требуется указать все цифры, на месте которых должно стоять либо «н», либо «нн». Выпускники довольно часто допускают здесь ошибки. Чтобы не допустить этого, давайте повторим теорию, приведенную ниже.

Теория к заданию №14 ЕГЭ по русскому языку

н/нн в составе суффиксов прилагательных и причастий

н нн
-ин- -онн-
Лебединый, звериный, мышиный Традиционный, революционный, редакционный
-ан-/-ян- -енн-
Песчаный, серебряный, кожаный Искусственный, жизненный, тыквенный
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный Исключение: ветреный
В прилагательных, обозначающих цвета В прилагательных, образованных от существительных, кончающихся на –мя
Зеленый, багряный, синий Безымянный (от имя), временный (от время)
В кратких страдательных причастиях На стыке основы, кончающейся на «н», с суффиксом «н»
Воспитан, избалован Равнинный, длинный, сонный
В прилагательных, обозначающих растения, с суффиксом «ов» В прилагательных, обозначающих растения, без суффикса «ов»
Апельсиновый, мандариновый Апельсинный, мандаринный
В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида В страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида
Жареный, вязаный Решённый, обиженный
Исключение: раненый
В кратких отглагольных прилагательных
Воспитанна, образованна
В отглагольных прилагательных с суффиксами «ова/ева»
Маринованный, асфальтированный
Исключение: кованый, жеваный

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько же «н», сколько в исходном слове:

Вареник (от вареный), избранник (от избранный), мороженое (от мороженый).

Нужно запомнить написание следующих слов:

Разбор типовых вариантов задания №14 ЕГЭ по русскому языку

Первый вариант задания

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Осе(1)ими ночами земля теряет накопле(2)ое за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрас(3)ого излучения.

Проставляем буквы: осенними, накопленное, инфракрасного. В первом случае – стык основы, оканчивающейся на «н», с суффиксом «н». Во втором – суффикс «енн».

Второй вариант задания

Он мечтал стать исследователем неизведа(1)ых тайн и боялся, что на нашей огром(2)ой планете уже не осталось мест, неизуче(3)ых, неосвое(4)ых, непокорё(5)ых человеком.

Неизведанных – всегда пишется с суффиксом «нн». Огромной – прилагательное, всегда с «н». Неизученных, неосвоенных, непокорённых – везде суффикс «енн».

Ответ: 1, 3, 4, 5.

Третий вариант задания

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стихи его были непривыч(1)ы и неожида(2)ы, но Маяковский заставлял себя слушать: к концу вечера переполне(3)ый зал не сводил с него восторже(4)ых, восхищё(5)ых глаз.

Непривычны – прилагательное, образовано от слова «непривычный», сохраняется одна «н». Неожиданны – прилагательное, образовано от слова «неожиданный», сохраняется «нн». Переполненный – прилагательное с суффиксом «енн»; аналогично – восторженных и восхищенных.

Следовательно, правильный ответ: 2, 3, 4, 5.