Баба яга откуда взялось название. Как баба яга стала отрицательным персонажем, и какие традиции с ней связаны

Все мы воспитывались на сказках, и одним из самых частых и загадочных героев была Баба Яга. Кто же она на самом деле, злая колдунья, которая пыталась зажарить Иванушку в русской печи, похитительница маленьких детей или все-таки она является добрым персонажем, который помогает бороться против злых сил. Ведь она не раз помогала главным героям в борьбе против Кощея Бессмертного, указывала правильный путь и давала мудрые советы, как избавиться от разного рода нечисти. Этот всем известный сказочный персонаж, в виде обезображенной старухи имел в своем доме животных и птиц, почтительно относился к ним и даже советовался с ними, как поступить в той или иной ситуации. Согласитесь, что Баба Яга – весьма противоречивая личность, что же на самом деле, мы знаем о ней, и о ее личной жизни?

Давайте попробуем разобраться, кто же такая Баба Яга. В действительности, нет точного и однозначного мнения. По некоторым источникам, она считается покровительницей леса и зверей, доброй древнегреческой богиней, которая охраняет подземный вход в Тридевятое царство (загробный мир).

Но есть и другая версия, что слово «яга» взяло свое начало от слова «йог», и сама Баба Яга родом из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов. Такой образ жизни присущ индийским йогам-отшельникам. Ее средство передвижения – ступа, напоминает индийские здания - ступы, которые являются культовыми сооружениями, имеющими полусферические очертания.

По другим источникам, она получила такое имя, так как была очень склочной, злой и бранчливой бабой, на Руси таких часто называли Ягишною.

Некоторые исследователи заявляют, что Баба Яга эмигрировала к нам с Северной части планеты. Жители Севера раньше строили свои жилища на столбах, это было необходимо для того, чтобы дикие звери не могли проникнуть в жилище оленеводов, кроме того, на высоте, снег не заметал дом полностью, и можно было выбраться из снежного завала. Эти строения по своей форме напоминают жилище Бабы Яги – избушку на курьих ножках. Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг».

Каждый видел, что Баба Яга носила шубу без рукавов, и есть вероятность, что ее имя пришло от простого словосочетания - баба в яге (меховой шубке без рукавов).

Кроме того, есть поверье, что Баба Яга имела азиатские корни и соответственно носила азиатское имя. Доказательство этому - ее выражение: «Фу-фу, русским духом пахнет». Дело в том, что у каждой расы свой запах тела, и чаще всего люди могут на расстоянии чувствовать запах принадлежащий человеку из другой расы.

Есть еще одна невероятная версия, но она также имеет место быть. Баба Яга – это создание, пришедшее в наш мир из мира мертвых, то есть покойница. В древние времена усопших хоронили в домиках, которые стояли на пнях на некоторой высоте, корни которых выглядывали из земли, и напоминали собой куриные лапки. Дверь в помещение располагали в противоположную сторону от той местности, где находились селения, то есть, передом к лесу, а задом к населенным пунктам. Люди верили, что ночью мертвецы могли летать в своих гробах, поэтому их укладывали ногами к выходу. Любой зашедший, в какую домовину, мог увидеть ноги мертвого человека. Именно от этого и произошло выражение «Баба Яга костяная нога». К усопшим относились с большим уважением и не тревожили их понапрасну. Хотя если возникали беды, то люди верили в то, что покойные могут помочь им в трудных ситуациях и обращались к ним за помощью.

Ну и заключительная версия, Баба Яга прибыла на нашу Землю из космоса и является инопланетянкой. Ее ступа – это своего рода космический корабль. Скорее даже устройство, которое составляет одну из ступеней огромного космического корабля необходимое для мобильного перемещения в пространстве на небольшие расстояния.

Представленные выше варианты происхождения колдуньи не могут быть опровергнуты или подтверждены – каждый выбирает тот вариант, который ему близок. Но, думаю, вне зависимости от ее происхождения мы будем любить Бабу Ягу, как тот образ, который знаком нам с самого детства, являл для нас личность загадочную, самобытную, с ярким и независимым характером.

БАБА -ЯГА!

Баба Яга - мифологический персонаж у славян. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.

Баба, распространённое древнеславянское указание на женщину. Происходит от ещё не умелых, первых слов ребёнка, таких как: мама, папа, няня, тятя, баба, отсюда бабушка. Яга, древнеславянское женское имя. По преданию баба Яга была бездетной молодой женщиной, и носила красные сапожки с узором вышитым золотыми нитями. Отсюда баба Яга золотая нога.В силу своей бездетности она устроила подобие детского дома, собирала детей сирот и ухаживала за ними. Впоследствии, когда у родителей ребёнок проказничал, они ему говорили что придёт баба Яга, и они отдадут его ей. Так начали бабой Ягой пугать детей, из поколения в поколение. Современные дети имеют представление что баба Яга старая, страшная старуха, которая питается маленькими детьми и ходит на костяной ноге. Упоминания о славянской бабе Яге есть у Геродота.

Происхождение образа

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги.- отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) - жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых.
Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.
Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» (Н.Веселовский. «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Спб., вып. 195): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня».Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля)

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.).

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)».

«Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»).
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Так же, есть смысл рассматривать следующую гипотезу происхождения Бабы-Яги: В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были достаточно кровожадными и свирепыми воинами (византийские источники уточню…). Есть предположение, что они были каннибалами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде (отсюда «курные» ноги - сваи).

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.
СТИХИ о БАБЕ-ЯГЕ!
Сказка о Бабе-Яге, которая очень хотела выйти замуж...

В чащобе густой, среди ягод и мхов,
Где - строго по правилам детских стихов -
Людская вовек не ступала нога,
Жила одинокая Баба-Яга.

Такой уж дремучей она не была:
Имела утюг и на шёлке спала.
И был ей компьютер - единственный друг.
И с ним она свой коротала досуг.


А так как собою была неплоха -
Мечтала Яга отыскать жениха.
И чтобы на запах компота и щей
Какой-нибудь, что ли, забрел к ней Кощей.

И сайты знакомств изучала она,
Но всё не была удовлетворена,
Поскольку клиенты подобных агенств
Желали грудастых и юных невест.

И вот как-то раз грянул вечный девиз:
"Избушка, избушка, ко мне повернись!"
Из тени еловой - густой и седой -
К избушке царевич пришел молодой.

Растеряна Баба-Яга: "Не пойму,
Куда тебя деть? Приспособить к чему?
На кой ты мне сдался, бесовская прыть?
Сварить тебя? Или уж усыновить?"

Расстроена бабка, клянет на чем свет
Природу, судьбу и дурной Интернет:
"Я мужа искала седого, в годах!
А этот - дитя! Молоко на губах!"

Царевичу жалко Ягу огорчать:
"Попробуем, бабка, сначала начать!
Тебе нужен муж? Мой папаша - вдовец.
Я вас познакомлю - и делу конец!"

Яга обомлела: "К папаше? К царю?
Ой, батюшки... я со стыда же сгорю!
Ни туфель, ни платья приличного нет!
Прическу не делала тысячу лет!"

Но женский талант не забыт, не убит -
И вот уж Яга при параде стоит.
И эту красотку царевич-юнец
Торжественным маршем повел во дворец.

Папаша-вдовец даже сбился с ноги:
"Мадам, же ву зем, я влюблен, я погиб!"
На этом и сказке, ребята, конец.
Не только модели идут под венец...

*******
Летела на ступе раз Баба-Яга,


Свалилась из ступы - и вся недолга,
Сломалась её костяная нога,
Подумала Баба-Яга: "Ага!

И к филину прыгает по берегу,
Что в дубе столетнем живёт на лугу:
- Эй, филин, мою не починишь ногу?
А филин ей: -Я не могу! Угу!

Тропинкой от дуба пойди моего,
В деревне найди кузнеца одного.
Чтоб что починить - у меня ничего
И нету, а вот у него - ого!

Вот в кузницу скачет, там сразу Яге
Костяшку кузнец приклепал к кочерге,
И прыгать приходится Бабе-Яге
Теперь на железной ноге. Эге!

Хоть звякает так, что разбудит глухих,
Но в общем дела у Яги неплохи,

И лишь у дороги дрожат лопухи
И слышно оттуда "хи-хи!"

****
Время Чары деять!

* * *
Зацветет калина
Соловьиной ночью,
Плюну плену сплина
В слипшиеся очи,

Белые цветочки
В волосы вплетаю,
Морок заморочки
В сердце призываю,

Сладкое винишко
На костре согрею,
Замыслю мыслишку
Да дело содею.

Позову сначала
Сущности из дыма,
Что совсем случайно
Проходили мимо,

Шумною толпою
Сущности из сказки
Побегут за мною,
И устроим пляски!

А всего и надо -
Темень новолунья!
То-то будет рада
Девочка-колдунья!
* * *

А вот какие чудеса СКАЗОЧНЫЕ есть на Урале:
Избушка БАБЫ-ЁШКИ:

Избушка КОЩЕЯ:


Баба-Яга на экране

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:


* Морозко
* Драгоценный подарок
* Кащей Бессмертный

*********
Сказки

* Гуси-лебеди
* Царевна-лягушка
* Василиса Прекрасная
* Марья Моревна
* Иван-царевич и Белый Полянин
* Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

* Конёк-Горбунок
* Марья-искусница

В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер.

В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.

В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.

В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы-Яги исполнил Зиновий Гердт.

В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.

В фильме «Лиловый шар» роль Бабы-Яги исполнила Светлана Харитонова.

Бабой-Ягой из сказок до сих пор пугают детей - придет, унесет и съест. Она фигурирует и в произведениях для взрослых - например, упоминается в первом фильме о Джоне Уике. Что же это за персонаж такой?

Кто такая Баба-Яга?

Версий существует несколько. По одной из них это древняя славянская богиня, причем совсем не злая - она покровительствовала детям и звалась бабой Йогой.

С приходом на славянские земли христианства, добрая покровительница трансформировалась в злую старуху. Кстати, у богини никакой костяной ноги не было, а был змеиный хвост.

Ученые считают, что изначально Баба Яга не была мифическим существом - это была мудрая женщина, повитуха, которая помогала женщинам разродиться от бремени. А прозвище ее получилось из-за того, что роженицы, производя на свет дитя, громко кричали - «ягали».

Еще одна версия связана с Сибирью: дескать, древние народы, которые там жили, носили странную меховую одежду. Она удивила и напугала славян настолько, что они наделили носящих ее сверхъестественными силами - так появились леший и Баба Яга.

Ну а самая простая версия такова: это ведуньи и знахарки, которые обычно жили на окраине деревне. И несмотря на то, что людям они помогали, крестьяне их побаивались и рассказывали разные истории. Так и появился собирательный образ известного всем персонажа.

Мир живых и мертвых - в одной избушке

Считалось, что эта старуха принадлежит сразу двум мирам. И поэтому, кстати, она могла быть то злой похитительницей детей, то относительно положительным персонажем, помогающим главным героям. Отсюда же и костяная нога - это то, что физически связывало ее со всем загробным. Да и жилище у нее было непростое, ведь стояла изба Бабы-Яги на куриных ногах.

Таким образом исследователи трактуют и известную из детских сказок просьбу для ее необычной избушки на курьих ножках: пока ее дверь обращена в чащу леса, она является частью мира мертвых. Когда же она поворачивается к просящему, то как бы возвращается таким образом в мир живых. И обитательница избушки становится просто в меру вредной, но мудрой бабкой, которая поможет и делом, и советом.

У Яги-Ягишны всегда крючковатый нос, она обычно горбатая и плохо видит. Непременно должна быть лохматой и, конечно, с костяной ногой. Какого-то акцента на одежде обычно нет, но в некоторых сказках она описывается как старуха, одетая в традиционный славянский наряд.

Взгляд ученых на Бабу-Ягу как мифологический архетип

По мнению некоторых исследователей, это адская богиня, которая любит кровопролитие, выкармливая человеческой кровью (особенно детской) собственных внучек.

По еще одной научной версии она воплощает собой матриархат с одной стороны, ведь является хозяйкой леса. С другой стороны в сказках о Бабе-Яге видели и отголоски анимализма (теория принадлежит В.Проппу) - именно поэтому ее избушка стоит на курьих ножках.

И, наконец, есть теория, согласно которой образ персонажа пришел из греческих мифов о богине Гекате, так что данная научная точка зрения относит Бабу-Ягу в категорию проводников в мир мертвых (он же - то самое Тридевятое царство).

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колталовская средняя общеобразовательная школа»

Научно- исследовательская работа

по теме: «Баба Яга. Кто она такая?»

Гуманитарная секция

Введение

Глава I. Изображение Бабы Яги в славянском фольклоре.

Глава II. Происхождение Бабы Яги и этимология ее имени.

Глава 3. Значение атрибутов Бабы Яги: избушки на курьих ножках и ступы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

“Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
под личиной безобразной старухи”.

“Баба Яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”.

Актуальность. Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.

Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Нас всегда интересовал вопрос: кто такая Баба, откуда она появилась в русских народных сказках и что значит ее имя?

Поэтому мы выбрали тему исследования : «Баба Яга. Кто она такая?»

Объект исследования – образ Бабы Яги.

Предмет исследования – имя Бабы Яги, ее волшебные атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа).

Задачи исследования :


2. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Методы исследования : для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).

Материалом исследования послужили тексты сказок,

научные исследования о Бабе Яге.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.


ГЛАВА 1

Изображение Бабы Яги в славянском фольклоре

Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе.

Живет в лесу в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами.

Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след

метлой).

Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба яга занимается канибализмом).

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей, Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её преобладающими чертами, но лишь проявлениями её иррациональной (недоступной пониманию разума), натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её преобладающими чертами, но лишь проявлениями её иррациональной (недоступной пониманию разума), натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.

(это напоминает обряд «перепекания ребенка)

Перепекание ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии - собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату (иногда предварительно завернув в тесто) и трижды всовывают в жаркую печь. По другим версиям, вместе с ребенком в печь засовывают щенка, чтобы болезнь перешла от малыша к животному.
Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка должно принести ему пользу) на «минус» (Яга детей жарит и ест). Скорее всего, это произошло в период утверждения христианства, когда искоренялось и демонизировалось все языческое.
Этот образ Бабы-Яги также связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации (посвящение юноши в полноправные члены общины). Обряды инициации были созданы родовым строем и отражали интересы охотничьего общества. Они содержали не только испытания в ловкости, меткости и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения (чаще всего в глубину леса, в специально построенную хижину), где те проходили специальную школу охотника и члена общества. Там их подвергали различным испытаниям. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» юношей чудовищным животным и их последующего «воскрешения». Оно сопровождалось телесными истязаниями, повреждениями, ритуальной хирургией . Этот таинственный и болезненный обряд означал символическую смерть ребенка и возрождение его уже в качестве полноправного взрослого члена общины – мужчины, воина и охотника, которому разрешалось вступать в брак


Часто церемонией посвящения распоряжалась и руководила женщина – ведунья или жрица. Есть версия, что она олицетворяла Великую Мать – языческую богиню, повелительницу мира и прародительницу всего живого. Эта загадочная фигура, скорее всего, и стала основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, которая живет в лесной хижине, похищает детей (т. е. уводит для обряда инициации),жарит их в печи (символически пожирает, чтобы родился мужчина), а также дает советы и помогает избранным героям, выдержавшим испытания.

Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

ГЛАВА 2

Происхождение Бабы Яги и этимология ее имени

Яга – известная личность, но откуда пошло ее имя? Баба Ёжка, от Яша, Ящур, а далее пращур. Пращуры – прародители всех живых, то есть Баба Яга занимала почетную должность в пантеоне древних Язычников.

Существует трактовка, согласно которой, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях»

«Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня".

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь).

Еще одна гипотеза происхождения имени Бабы-Яги. На языке Коми, слово яг означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба-молодая женщина). Баба яга можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.

Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (Лесной человек).
Однако эта позиция противоречит данным современной научной этимологии, согласно которым имя Бабы-Яги никак не связано с тюркским названием одежды «яга», восходящим к јаɣа/jaka - воротник.

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева).. Моряки, приходили в ужас от сложенных там веками порядков. В племени процветал матриархат, жрица носила на себе берцовую кость убитого зверя. Так же был там естественным каннибализм.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. "Ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

ГЛАВА 3

Волшебные атрибуты Бабы Яги (избушка на курьих ножках, ступа)

Образ «избушки на курьих ножках» - явление уникальное, составляющее единое целое с образом самой Бабы Яги. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна видеть с помощью окон, говорить дверью, и думать.

Изба часто обнесена забором, сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями. А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги, вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован человеческий рот с острыми зубами.

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение.
(Ну так тож у индусов!)

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ. Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.

Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши...

Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.
Это, конечно... МЕЛЬНИЦА...

Не она ли, типичная для русского севера мельница - столбовка, и есть избушка на курьих ножках?

Что мне особо нравится в этой гипотезе, так это то, что при таком раскладе не приходится выдумывать погребальное объяснение ступе.
Ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА - это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, разрешение конфликта состоит в справедливости гипотезы о том, что изначально в языческие времена Баба Яга была положительным божеством, чуть ли не олицетворением Богини-Матери. И только с приходом христианства ее постигла судьба всех прочих языческих кумиров - они обернулись демонами, бесами и ведьмами, старухами колдуньями подчас людоедками, живущими где-нибудь в лесу в избушке на курьих ножках…. . Великой Матери просто не повезло: добродетель безлика. Какой была эта животворящая богиня уже никто и не помнит. Зато Баба Яга, страшная и кровожадная, прогремела в веках ...

Список использованной литературы

1. Афанасьев русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

2. .Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

3. , Топоров Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

4. О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г.

5. Пропп корни волшебной сказки. - Л.,1986.

6. ru. wikipedia. org›wiki/Баба -Яга , ru. wikipedia. org›wiki/Избушка _на _курьих _ножках

7. sueverija. *****›Muzei/Jaga .htm

8. *****›Почемучка›where18.php

Кощей Бессмертный, Кикимора, Леший, Соловей Разбойник - с детства знакомые нам немного страшные, немного нелепые, немного смешные, а в конце-концов довольно жалкие персонажи русских народных сказок. Кто они, откуда взялись, как поменялся их характер, привычки, судьбы с течением времени? Попробуем разобраться. Интересно, что в наступившем году Баба Яга заняла третье место среди приглашаемых на новогодние елки персонажей, опередив даже символа года - Зайчика. Почему же эта испокон века признанная злодейка так полюбилась нашим ребятишкам?

Умные злодеи

Действительно, многие дети любят побояться, но не всерьез, а понарошку, для остроты ощущений. Ведь если в сказке есть злодей, то есть и герой, который обязательно победит. Сказки тем и хороши, что добро в них непременно побеждает зло, грехи и пороки высмеиваются, а злодеи проигрывают. Но согласитесь, отрицательные персонажи всегда многограннее, интереснее, живее что ли, чем положительные. С теми как раз все понятно буквально с самого начала - живут правильно, учатся прилежно, родителей чтут как положено, влюбляются непременно в красавиц-царевен, коих в конце-концов и едут спасать, одним словом - счастливый финал им буквально на роду написан. А вот злодеи - те позанимательнее. Умны, изобретательны, хитры, остры на язык и эпатажны внешне. Им бы еще чуть-чуть везения... Неужели они так и родились злючками и человеконенавистниками, или в силу каких-то причин просто превратились в оных? Итак, одна из историй бабы Яги.

Могущественная богиня

У наших древних славянских предков-язычников существовало божество - Баба Йога - покровительница Рода, олицетворение родовой мудрости. Она собирала по городам и весям детей-сирот и доставляла в свой Скит для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов Великой Расы. Перемещалась старушка по воздуху в деревянной ступе и исключительно по ночам. Наши предки еще со времен матриархата очень почитали эту богиню, но по всей вероятности, материнский инстинкт древних славянок вынуждал их слегка запугивать своих деток, любивших убежать подальше, да погулять подольше - мол, заблудишься, дорогу домой не найдешь, прилетит Баба Йога, примет тебя за сироту и разлучит нас навеки. Без злого умысла, разумеется. Во всяком случае, мне так думается.

По мнению многих ученых - исследователей древнеславянской и древнерусской культуры Баба Йога вполне могла стать прообразом сказочной Яги. Причем в дохристианские времена - положительным (все-таки спасала ребятишек), а затем, как и многие персонажи языческих славянских верований, отрицательным.

Знахарка и повитуха

Есть и другое мнение. Древнее название огня - «яга». «Ягать» - обозначало жечь, а во втором значении - громко, истошно кричать. Так кричали роженицы, или охотники. В древнеславянском понимании «баба» - это старая мудрая женщина, основательница рода, знахарка, колдунья. А если вспомнить, что раньше существовал обряд «припекания» больного ребенка, то многое становится на свои места. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него хворого младенца, укладывала на лопату и засовывала в хорошо натопленную печь. Затем вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого обертывания и прогревания очень часто выздоравливал. Кстати, ни в одной, даже достаточно поздней сказке, баба Яга никого не изжарила, она лишь собиралась это сделать.

Между двух миров

С точки зрения сторонников классического древнеславянского происхождения Бабы Яги, помимо всего сказанного, она еще принадлежит и к двум мирам - миру мертвых (Тридевятое царство) и миру живых. Об этом свидетельствует место жительства Бабы Яги - избушка на курьих ножках, стоящая в чаще леса. Когда избушка поворачивается передом к тропинке, ведущей к людям - она обращена к живым, а когда к темной лесной чаще - к мертвым. Костяная нога тоже у бабуси неспроста. Костяная - значит мертвая, даже истлевшая. Одной ногой она еще здесь, а другой уже там - за смертным порогом. Именно ноге уделяется особое внимание еще и потому, что если днем заглянуть в домовину-усыпальницу, то увидеть можно только ноги - покойников славяне хоронили всегда ногами к выходу.

Жрица зла и повелительница лесных сил

Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, или высоких пней деревьев, на которых наши древние предки ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри, называемый еще «домовиной». Кстати, именно так по сей день во многих областях, чаще в деревнях, а не в городах, принято называть гроб. Этот славянский погребальный обряд существовал в VI-IX веках, вплоть до принятия христианства. Кстати, подобные же захоронения практиковали арии и некоторые древние сибирские народы. Кроме того, если человек погибал, исчезнув бесследно, либо тело его невозможно было похоронить по правилам, люди делали маленький домик, устанавливали его на пень, а внутрь поселяли куклу, свято веря, что именно через нее можно было общаться с душой умершего.

Баба Яга, днем - ну, совершенно слепая старушка - внутри такой избушки лежала неподвижно и не видела пришедшего из мира живых, а узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет». Как отмечают многие исследователи, человек, который отправляется в мир мертвых спасать Царевну, обязательно попадает на своем пути в избушку Бабы Яги, и знаете зачем? - За советом. Только она могла провести его туда, только она знала, как ему выйти обратно, и она испытывала непрошеного гостя. Цена ошибки - жизнь. Пройдя испытания и успешно избежав участи быть «съеденным», то есть навечно остаться в мире мертвых, герой оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, одолевает страшных чудовищ, подчиняет себе часть служителей темного царства, нередко получает власть над лесной и болотной нечистью и овладевает умением управлять стихиями. Одним словом, становится немного больше, чем просто человек. А такому - и страх и почет от соплеменников. Вот и получается, что с одной стороны Баба Яга - кровожадная и коварная жрица зла, пожиравшая детей и добрых молодцев, которую нужно было непременно победить, извести, уничтожить, а с другой -ведунья, повелительница лесных сил, оценившая храбрость, ум и отвагу пришедшего и помогающая ему в его трудном путешествии. (Вспомните клубок ниток, который дает старушка добру молодцу, чтобы он не заплутал в чаще).

Дорожная ягушка

Есть и другая теория, согласно которой вредная Бабуся - персонаж не исконно славянский, а занесенный к нам из Сибири вместе с легендами и сказами древних пермяков, самоедов и лопарей. «Ягой» они называли женскую одежду - покров «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу... Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу... Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге». Кстати, аналогичное толкование дает в своем словаре и В.И. Даль.

Подобная одежда была удивительна для наших предков, потому и женщину, носившую ее, они наделили особыми качествами. А представьте, если это пожилая, сгорбленная, нелюдимая женщина, да еще и знахарка. Жуть!

Есть еще одно мнение, утверждающее, что имя Бабы-Яги никак не связано названием одежды, а имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями: «болезнь, досада», «чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить». Вот эту-то позицию и приняли на вооружение наиболее поздние толкователи сказок. Тут вроде тоже все понятно - высохла нога, вырос горб, замучила подагра, гложет одиночество, вот и приходится восполнять силы, «съедая» других, особенно юных, чистых, наивных - в отместку за свою несложившуюся жизнь. Но как-то это уж слишком по-взрослому для детских-то сказок...

Самая же распространенная версия гласит, что прототипами сказочного персонажа стали древние ведуньи и знахарки, селившиеся особняком в лесу, где они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали целебные настойки. Почти в каждой деревне была такая женщина, и именно к ней обращались жители в случае болезни и иной нужды. Отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, поэтому чаще всего это были неразговорчивые, мрачные, неприветливые женщины.

В более поздние христианские времена образ бабы Яги постепенно слился с общенародными представлениями о ведьмах. Но это несправедливо, ведь образ бабы Яги значительно богаче многограннее.

В завершение хочется сказать - слава Богу, что сохранились еще в народе наши старые мудрые сказки, и что по-прежнему можно почитать их детям, а когда подрастут - рассказать «биографию» знакомых и полюбившихся персонажей. Чем не урок истории?! И куда уж их желторотым «гарри поттерам» до наших молодцев, царевен, бабусь с костяными ногами и бессмертных кощеев. Это здорово, уж поверьте!

Лилия Велесова