Анализ стихотворения А. С

Если лермонтовские «тучки небесные» были безучастны к страданиям поэта, то пушкинская туча, кажется, внимает человеческому глаголу. Потому что пушкинский глагол такой, что им можно жечь не только сердца людей, но и душу холодной стихии. Для того, наверное, и дан был Пушкину такой пророческий глагол, чтобы зажечь сердце стихии, разбудить в нем истину о том, кто есть стихия!
Говоря – «и вырвал грешный мой язык», Пушкин отказался от проповеди, от прямого пророчества, от философии. Пушкин отказался даже от откровения – во имя стихов. Потому что большего откровения, угодного Богу, воплотившемуся в стихии, то есть – в красоте природы, и не бывает. «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты».
Не было у Пушкина большего откровения, чем стихотворение «Туча», хотя каждое значительное стихотворение в поэзии есть откровение, больше которого не бывает. «Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Если тучи Лермонтова – «вечно холодные, вечно свободные» не внимали его страданиям, то пушкинская туча не отходит от поэта. Одна туча, единственная туча Пушкина.
Но ветер, очень ласково, гонит тучи с небес. Поэт не останавливается на одном образе мира. У каждого в стихии – свое дело. После дождя – цветение. Ветру, ласкающему «листочки древес», успокоенным небесам не надо ни о чем думать. Им не о чем страдать.
В этом стихотворении Пушкин изобразил бытие Бога, ставшего стихией.
Но взаимосвязанным явлениям природы не нужно и об этом знать. Им не надо познавать себя в целом. Целое само уже познало их. Такова пушкинская туча. Но лермонтовские тучи – познают себя, познают мир.
Лермонтов заставляет думать и переживать умиротворенные пушкинские тучи.
Лермонтов задает вопросы Богу, который умиротворенно живет в прозрачной пушкинской метафоре. Но, отвечая Лермонтову, Богу невозможно оставаться в метафоре Пушкина. Не отвечать Лермонтову было нельзя. Лермонтову предстояло скоро навсегда уходить, становиться стихией. А отвечая Лермонтову, невозможно не продолжить творение мира.
А кем станет Лермонтов в стихии? Может, тучей, которой «наскучили нивы бесплодные».
Говоря о Лермонтове, потому говорим о Пушкине, о Тютчеве, о Блоке, о Фете, что поэт тем и велик, что его пространство безгранично; в нем неизбежно самопознание всего сущего…

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Туча»

Значение А.С. Пушкина для русской культуры трудно переоценить. Поэт, прозаик, драматург, основоположник современного литературного языка. Начал писать стихотворения в 1814 году, когда ему было 12 лет. Первые стихи были написаны в стиле французского классицизма и сентиментализма. Он писал легкие, сладострастные миниатюры, эпизодические пьесы, эпиграммы.

Поэт один из первых в отечественной литературе использовал прием отождествление природы с живым существом, сделав ее полноправной героиней своих произведений. Сначала, вдохновленный путешествием на юг, где красота Кавказа переполняла его, он видит свободу, широкие просторы, крутые горы. Позже, вспоминает игривые реки, низкие облака, серебристые вершины гор.

Пушкин очень любил природу родной страны. Особенно его радовали поездки в деревню. Морозные деньки, зимние катания на санях, реки, скованные льдом, золотой пожар осенних красок, запах прелой листвы, первое дыхание весны, звонкие ручьи, первые листья – все это воспевал великий поэт в своих творениях.

Стихотворение «Туча» принадлежит поздней лирике автора. Появилось в 1835 году. В тот период Александр Сергеевич уже отошел от романтических традиций и восторженной пейзажной лирики. Но это произведение выдержано в стиле романтизма.

Это ода летней буре, мощной, волнующей, но кратковременной. С первой строки звучит эмоциональное обращение к туче, как живому существу. Поэт будто ругает, обвиняет ее в том, что она портит, «печалит» солнечный день. Она осталась, как напоминание о пролетевшей, нашумевшей буре. Ненастье сменилось хорошей погодой. Сейчас небо ясно, лазурно, но несколько минут назад была гроза, сверкали злые молнии, слышались раскаты грома, шел ливень.

Но туча не просто издавала «таинственный гром», она поила водой ненасытную, «алчную» землю. Видимо, до этого ливня был длительный засушливый период. Стихотворение построено на антитезе. В каждой строфе звучит контраст. Использованы яркие, меткие эпитеты, метафоры для изображения природных явлений.

Картина становится живой, богатой, эмоционально насыщенной. Сама туча олицетворяется с живым существом, сильным, могущественным, таинственным. Чувствуется древний, языческий страх перед ненастьем, громом, смешанный с восхищением.

Отношение автора к этой своеобразной героине противоречиво. В первом четверостишие он негодует, обвиняет тучу, что вовремя не исчезла с неба, как ее подруги. Поэт возмущен, что она портит погожий день. Во втором катрене Пушкин более снисходителен. Он вспоминает грозную бурю и то, что туча освежила природу, напоила сухую землю влагой. В этот момент из невинного облачка, она превратилась в грозную, величественную владычицу неба.

В третьем – лирик просит исчезнуть свою молчаливую собеседницу. Она выполнила свою миссию. Все обновилось, омылось дождем, а теперь радуется солнцу. Наступила гармония, умиротворение. Поэтому вечной небесной страннице стоит отправиться дальше.

Лирическое произведение состоит из трех катренов, которые составляют композицию стиха. Первый задает тон всему произведению. Ритм спокойный, гармоничный, плавный. Написано четырехстопным амфибрахием.

Яркая пейзажная зарисовка напоминает читателю о круговороте происходящих событий, явлений. И это касается не только природы. Все в жизни циклично. Непогода сменяется солнцем, теплом, а горе – радостью, благополучием. И чем злее была буря, тем глубже, гармоничнее, мощнее то, что придет ей на смену. Ведь, не зная зла, невозможно оценить добро. А самое холодное, темное время перед рассветом. Так и в стихотворении, ненастье обновило природу, омыла зелень травы, листьев, напитала почву влагой, напоила животных. Всему свое время, своя миссия, поэтому А.С. Пушкин просит тучу удалиться.

«Туча» является ярким примером пейзажной лирики Александра Сергеевича Пушкина. Несмотря на то, что написано стихотворение в поздний период его творчества, когда поэт понемногу отступает от традиционных для него романтических принципов, оно впитало в себя главные особенности русского романтизма.

Датируется произведение 13 апреля 1835 года. Чуть позже, в мае того же года, читатели впервые увидят новое творение, напечатанное в журнале «Московский наблюдатель». Вопреки тому, что позднее наследие поэта не раз подвергалось негативной критике со стороны многих литературных исследователей, «Туча» стала доказательством талантливости зрелого Пушкина, за что была названа своеобразным гимном летнему дождю и гармонии человека с природой.

Стихотворение написано нетипичной для Пушкина формой – четырехстопным амфибрахием с усечением в последних двух строчках каждой строфы (прослеживаются неполные стопы). Женские и мужские рифмы чередуются. Это позволяет придать тексту не только плавный, умеренный ритм, но и некую схожесть с философскими мемуарными размышлениями.

Некоторые литературоведы предполагают, что произведение представляется в виде отклика на восстание декабристов. Социальные невзгоды десятилетней давности долго тревожили душу русского поэта.

Предлагаем Вашему вниманию текст стиха А.С. Пушкина «Туча»:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

Свежий день после грозы. Лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

Дружище специально для тебя мы делаем этот проект, чтобы тебе было удобно учить стихи! Будем рады отзывам...


00:52

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печа...


Стихотворение «Туча» было написано 13 апреля 1835 г. И через месяц опубликовано в «Московском наблюдателе». Этот журнал начал издаваться в 1835 году, просуществовал 4 года, и Пушкин был в числе его первых авторов.

Некоторые литературные критики усмотрели в мастерски написанном, красочном стихотворении «Туча» намек на произошедшее 10 лет назад восстание декабристов. Другие считают, что поэт сравнивает себя с этой тучей, видят намек на то, что он должен уйти, давая дорогу молодым.

На следующий день, после написания стихотворения Пушкин должен был встретиться с шефом жандармов Александром Бенкендорфом, чтобы получить ответ на просьбу об издании собственной газеты. Это событие некоторые биографы Пушкина пытаются связать с написанным накануне стихотворением. Хотя какую-либо связь в этом сложно усмотреть.

Невозможно не согласиться с Белинским, который считал, что стихотворение «Туча» — это образец «пушкинского созерцания природы». Однажды, после проливного, освежающего дождя поэт увидел задержавшуюся на небе тучку. Эта картина послужила темой для создания лирической зарисовки.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.