Проект "функциональная грамотность учащихся". «Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls Подходы в формировании функциональной грамотности обучающихся

FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS: ESSENCE AND CONTENT

Nazira Diusheeva

ph.D., prof. Department of education and psychology ISU them. K. Tynystanov,

Kyrgyzstan, Karakol

Meder Kubatbekov

graduate student of the Department of education and psychology KSU them I. Arabaev,

Kyrgyzstan , Bishkek

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема формирования функциональной грамотности у будущих педагогов, уточняется её содержание, описывается структура и предлагаются подходы к формулированию результатов обучения, характеризующие функциональную грамотность.

ABSTRACT

The article actualizes the problem of formation of functional literacy of future teachers, clarifies its content, structure, and suggests approaches to the formulation of learning outcomes that characterize the functional literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетентность, результаты обучения.

Keywords: functional literacy, competence, learning outcomes.

В педагогической науке последнего десятилетия формируется направление, объектом которого становится компетентностно-ориентированное обучение, которое характеризуется интеграцией в мировое образовательное пространство; фундаментализмом и практикоориентированностью образования; изменением парадигмы знаниевой на личностно-ориентированную; непрерывностью образования, т. е. образованием через всю жизнь; здоровьесберегающим характером образования; субъект-субъектной позицией участников образовательного процесса.

В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения стран СНГ формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения.

Для определения содержания и структуры функциональной грамотности будущего педагога было определено взаимное соответствие таких понятий как «компетентность» и «функциональная грамотность».

Понятие «компетентность» в словаре С.И. Ожегова трактуется как «знание, осведомлённость, авторитетность в какой-нибудь области». Наиболее часто встречающаяся трактовка представлена А.Г. Бермусом : компетентность представляет собой владение личностью компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В.А. Сластёнин предлагает следующую интерпретацию: «… профессиональная компетентность учителя определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки» . Особый интерес у нас вызвала интерпретация понятия «компетентность», предложенная Г.К. Селевко , согласно которой оно шире понятий «знание», «умения», «навыки», кроме того оно включает не только знаниевую составляющую, но и операционально-технологическую, мотивационно-этическую, социальную и поведенческую составляющие. А.В. Хуторский схож во мнениях с некоторыми авторами вышеуказанных дефиниций, «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету» .

Анализ дефиниции «компетентность» показал, что наблюдается незначительный разброс мнений, в целом же данный понятийный ряд имеет свои схожести и незначительные различия, это позволяет нам уточнить трактовку в следующем изложении: компетентность – это владение человеком определённой компетенцией, позволяющей выносить суждения в определённой сфере и принимать соответствующие конкретной ситуации решения.

Анализ понятия «функциональная грамотность» путём использования метода цитирования, позволил нам прийти к выводу о том, что формирование функциональной грамотности обеспечивается с помощью внешних условий и внутренними потребностями самого студента. Личностные качества будущего педагога формируются в условиях обучения в вузе, в том числе и личностью самих преподавателей. Другим важным условием формирования функциональной грамотности является система отношений будущего учителя к себе, как к профессионалу.

Таблица 1.

Цитирование понятия «Функциональная грамотность»

Дефиниция

Источник

Функциональная грамотность – способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

О. Бранд. Функциональная грамотность в промышленно развитых странах // Перспективы. – 1988, № 2.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом.

П.И. Фролова. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. – Омск, 2008.

Функциональная грамотность – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (ЮНЕСКО)

А.А. Веряев, М.Н. Нечупаева, Г.В. Татарникова. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение. – С. 15.

Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации.

А.А. Леонтьев. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы V-ой международной научно-практической конференции в 2-х ч. – Ч. I под ред. Усачёвой – М., 2002.

Функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни. Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

О.В. Бабушкина. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». – № 10. – 2016 г.: http://journal.preemstvennost.ru/

Внутреннее и внешнее в единстве определяют позицию специалиста в его профессиональной деятельности и во взаимоотношении с другими людьми.

В понятие функциональной грамотности будущего педагога мы вносим такой уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, вступать в отношения с внешней средой, функционировать и максимально быстро адаптироваться к ней. Следовательно, уточняя данное понятие, считаем, что функциональная грамотность – это совокупность профессиональных и коммуникативных знаний, умений, навыков самообразовательной деятельности, способностей владения информационными технологиями и личностных качеств специалиста, которые позволят ему достичь профессиональных результатов в профессиональной деятельности.

Различают три уровня развития функциональной грамотности специалистов, в том числе и педагогов: личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

Личностный уровень функциональной грамотности проявляется в пригодности конкретного человека к выполнению любого вида деятельности. Он связан с оптимистическим способом мышления, позитивным мышлением, которое предполагает, что мир устроен по законам гармонии, что хороший людей больше, чем плохих, в каждом человеке есть обязательно хорошее. Стратегия оптимизма открывает новые горизонты, резервы и возможности в профессиональной деятельности. Другим важным личностным качеством педагога является умение адекватно оценивать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, принимая ответственность за свои действия и поступки на себя, а не ища причину в других людях и ситуациях. Личностный компонент ФГ представляет собой систему устойчивых личностных характеристик и стиль педагогической деятельности.

Личностно-профессиональный уровень – пригодность к выполнению педагогической деятельности. Он представляет собой деятельность по осуществлению образовательного процесса. Профессиональное развитие является естественной формой самореализации личности учителя, умении наладить взаимодействие всех субъектов образования, обеспечить развитие, воспитание и обучение учащихся.

Профессионально-технологический уровень – достаточно полное овладение знаниями умениями, навыками, современными образовательными и информационными технологиями в избранном виде деятельности, направленном на развитие учащихся.

Применительно к актуальной социальной ситуации и культурной сфере можно выделить следующие основные признаки функциональной грамотности будущего педагога: готовность к непрерывному образованию, овладению современными информационными и образовательными технологиями; способность к самостоятельному решению значительной части возникающих проблем в профессиональной сфере, к защите своих прав и ориентации в своих обязанностях; готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях для удовлетворения и развития своих духовных запросов; ориентация в научном понимании мира; обладание критическим и творческим мышлением; способность к коммуникативной деятельности в различных средах, владение яркой, убедительной и грамотной речью.

Далее, продемонстрируем процесс моделирования функциональной грамотности будущего педагога, который интерпретируется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения их моделей .

В основе формулировок показателей функциональной грамотности лежит Концепция Бенджамина Блума. Особенность её в том, что посредством прохождения 6-ти уровней мыслительного процесса формируются соответствующие знания, умения, навыки и способности, содержание которых представлено в форме активных глаголов. Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности обучающегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Далее представлена таблица, которая «предлагает» готовый перечень глаголов, которые возможно использовать в формулировании результатов обучения для каждого уровня мыслительного процесса.

Таблица 2.

Результаты обучения для когнитивной сферы

Знание – способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их.

Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, проанализировать, установить, категоризировать, запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, вспомнить, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, табулировать, сообщить

Понимание – способность понимать и интерпретировать

освоенную информацию.

Связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, подержать, описать, провести различия, распознавать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать (критический) обзор, выбирать, решать, переводить.

Применение – способность использовать изученный

материал в новых ситуациях.

Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать, раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать, проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать, модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносит, планировать, выбрать, показать, описать в общих чертах, решить, передать, использовать

Анализ – способность разбивать информацию на

составляющие

Анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнивать, связывать, противопоставлять, критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверять, собирать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.

Синтез – способность соединять части в целое.

Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, компилировать, составлять, строить, создавать, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, порождать, интегрировать, изобретать, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, пересмотреть, переписать, наладить, обобщить.

Оценка – способность судить о ценности материала для данной конкретной цели.

Произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение, выбрать, сравнить, делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, интерпретировать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить (проблему).

Структурируя функциональную грамотность, нами были определены её критерии и показатели. Критерии выражены в признаках функциональной грамотности в формулировках компетенций. Показатели – в характеристиках признаков функциональной грамотности, т. е. в формулировках ожидаемых результатов обучения, которые обучающийся продемонстрирует по завершению учебного модуля.

Таблица 3.

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Способность к разрешению проблем в процессе познавательной деятельности.

  • знает способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • классифицирует конструктивные и деструктивные способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • аргументированно прогнозирует последствия деструктивных способов разрешения проблем в процессе познавательной деятельности.

Способность к самообразованию

  • знает пути и условия, способствующие самообразованию;
  • демонстрирует схематически / кластерно систему процессов самообразования;
  • проектирует процессы самообразования и аргументированно их интерпретирует;
  • аргументированно оценивает уровень самообразования.

Способность к конструктивному межличностному общению.

  • перечисляет и интерпретирует признаки конструктивного межличностного общения;
  • прогнозирует значимость конструктивного межличностного общения на основные виды деятельности (учение, труд, общение);
  • демонстрирует приверженность к конструктивному межличностному общению;
  • аргументированно оценивает процесс деструктивного межличностного общения.

Способность к самоорганизации и управлению временем в процессе познавательной деятельности.

  • характеризует процессы самоорганизации и описывает регламент процесса познавательной деятельности;
  • обобщает признаки самоорганизации и управления временем в процессе познавательной деятельности;
  • даёт аргументированную оценку процессам самоорганизации и управления временем согруппников, сокурсников, друзей, родных

Навык предотвращения и профилактики конфликта.

  • классифицирует конфликты;
  • перечисляет способы разрешения и профилактики конфликтов;
  • аргументированно оценивает последствия конфликтов.

Навык владения ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями).

  • выбирает для процессов самообразования адекватные информационно-коммуникационные технологии;
  • демонстрирует путём представления презентации навыки владения ИКТ;
  • аргументированно перечисляет и интерпретирует признаки высокого, среднего и низкого уровней владения ИКТ.

Способность к самоанализу.

  • перечисляет признаки содержательного и конструктивного самоанализа;
  • демонстрирует путём графических организаторов алгоритм самоанализа и резюмирования итогов данного процесса;
  • аргументированно оценивает процесс самоанализа, перечисляя признаки, определяющие его траекторию.

Таким образом, формирование функциональной грамотности – важный процесс, способствующий профессионально-личностному развитию будущего педагога. Оценить компетенции – невозможно, но возможна оценка результатов обучения, которые характеризуют данные компетенции, т. к. они выражены в форме активных глаголов и сформулированы согласно уровням мыслительного процесса Концепции Бенджамина Блума. Данные формулировки могут послужить основой в вопросах целеполагания педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – http:// – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. еidos. ru / journal /2005/0910 – 12.htm (Дата обращения: 11.12.16).
  2. Большой энциклопедический словарь [Тескт]: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энцикл., 1991.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Тескт] – М.: Русский язык, 1981. – 816 с.
  4. Сластёнин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Тескт]: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] // Нар. обр-е. – 2003. – № 2. – С. 60.

Class="clearfix">

Сначала – история «из жизни». Наше издательство долго и безуспешно искало хорошего литературного редактора. Разговаривая с соискателями, я задавала привычные вопросы: где учились, что закончили, есть ли опыт работы, с какими текстами предпочитаете иметь дело, что умеете и пр. Один из многочисленных претендентов (в итоге взяли именно его) на все мои вопросы отвечал одинаково: «Я умею читать и писать!» С некоторым раздражением я заметила, что мы все это умеем, но в ответ прозвучало: «Я умею читать и писать, если вы понимаете, что это значит».

Если вы понимаете…

Владение навыками и умениями чтения и письма называется грамотностью . Современный словарь синонимов включает это слово в такой синонимический ряд: грамотность, осведомлённость, компетентность, знание (чего), знакомство (с чем). И, соответственно, синонимами слова грамотный являются слова осведомлённый, сведущий , компетентный, знающий, наслышанный (о чём), сильный (разг.). Возникает закономерный вопрос: если грамотность – это уже умение читать и писать, компетентность, осведомлённость, то что именно добавляет к этому понятию слово «функциональная»? Что понимается под функциональной грамотностью и почему о ней так много пишут и говорят?

Сошлёмся на определение доктора психологических и педагогических наук академика Алексея Алексеевича Леонтьева (в статье «Педагогика здравого смысла», 1999 г.) Функциональная грамотность, по А. А. Леонтьеву, это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста , то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). С этой точки зрения, человек, который, например, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими.

Каков же минимальный набор умений чтения и работы с информацией, обеспечивающий функциональную грамотность? Их не так много, но каждое из этих умений чрезвычайно важно, причём все умения между собой тесно взаимосвязаны. Ответив на каждый вопрос из предложенных ниже, вы сможете углубиться в содержание понятия, а подсчитав количество ответов «да» и «нет», приблизительно определить уровень своей функциональной грамотности.

  1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете?
  2. Знаете ли вы о том, что любой текст содержит, как правило, три уровня информации: фактуальную (то, о чём в тексте сказано в явном виде, напрямую), подтекстовую (то, о чём напрямую не сказано, но можно прочесть «между строк») и концептуальную (это основная идея текста, его главные смыслы, которые читатель формулирует самостоятельно)? О полном понимании текста можно говорить только в том случае, если читатель осваивает (вычитывает) все три уровня текстовой информации.
  3. Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации?
  4. Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью?
  5. Знаете ли вы о том, что существую разные виды чтения, например, просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное - и у каждого вида чтения есть свои приёмы?
  6. Владеете ли вы приёмами разных видов чтения?
  7. Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста?
  8. Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя?
  9. Видите ли вы в тексте скрытые авторские вопросы? Если да, то пытаетесь ли прогнозировать ответы на них и затем проверять себя по ходу чтения – то есть вести так называемый «диалог с автором»?
  10. Умеете ли вы устно и письменно передавать содержание текста сжато? А выборочно?
  11. Умеете ли вы находить в тексте ключевые слова и, наоборот, на основе группы ключевых слов определять тему и основное содержание текста?
  12. Умеете ли вы представлять текстовую информацию в ином виде (например, составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему, тезисы, конспект, простейший график или диаграмму)? А наоборот: составить связный текст на основе таблицы, схемы, плана, тезисов?

Введение

Социально - экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Следовательно, на нас, учителей возложена большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – рассматривается как способ личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функциональная грамотная личность – это человек ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Актуальность:

Педагоги начальной школы должны воспитывать самостоятельную личность, умеющую быстро адаптироваться в современном мире, владеющую навыками функциональной грамотности.

Гипотеза:

Формирование функциональной грамотности развивает у младшего школьника инициативу, нестандартность мышления, самостоятельное добывание знаний с опорой на опыт.

Цель:

Создать условия для развития функциональной грамотности младших школьников.

Задачи:

    Рассмотреть пути формирования функциональной грамотности;

    Обобщить предлагаемый опыт;

    Наметить перспективы в данной теме

1. Теоретические основы функциональной грамотности учащихся

1.1 Пути.

    Создание ситуации успеха на уроке .

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию, энергию для преодоления трудностей школьника.

На базе этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения,

формируются новые более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Успех - переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности, который либо совпал с ожиданиями и надеждами педагога, либо нет, а иногда превзошёл их. В основе ожидания успеха у школьника лежит огромное стремление понравиться учителю, похвала родителей и учителя.

Мы, учителя, используем много интересных, нестандартных приемов создания ситуации успеха на уроке.

Создание атмосферы радости, одобрения.

Это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:

Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получится...

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Может каждый хочет получать Только лишь отметку «пять»?

Физминутки, закройте глаза, положите головы на парты (звучит музыка тихая, спокойная)

Вот я на уроке.

Сейчас начну учиться.

Я радуюсь-, этому (пауза)

Внимание моё растет.

я разведчик, все замечу

Память моя крепкая.

Мозг мой работает (пауза)

Я хочу учиться

Для меня все интересно,

Я готов к работе.

Сначала мы все вместе обрадуется, что выучили таблицы сложения и вычитания до 20, а для этого проведем маленький устный опрос.

Потом попробуем ответить на вопрос: « Как прибавить число 5?»

Затем потренируем мозги и решим задачи на нахождения суммы. И, наконец, «достанем» из тайников памяти что-то ценное, а именно, умение чертить отрезки или:

Здравствуйте, мне очень нравится...

как вы подготовились к уроку;

как вы выполнили домашнюю работу, контрольную работу;

Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью). Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.

Необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности.

Например: преодоление боязни, мешающей продуктивным действиям, являются карточки с различными заданиями, для индивидуальной работы (дифференцированный подход) карточки с секретом или с дополнительными пометками. Проверяя выполнение своего задания, дети видят появляющиеся числа - ответы. Радостные улыбки, глаза учеников - это ли не успех на уроке.

В 1 классе на уроке обучения грамоте «Волшебная водичка» рисовала свечкой правильный ответ (букву), дети должны были вставить букву, проверять надо было

красками, буква проявлялась. Сколько эмоций

Оказание скрытой помощи.

Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет

прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики.

Например в 3 классе: на уроке перед детьми был поставлен вопрос «Как найти

площадь прямоугольника?» Чтобы дети сами смогли подойти к выводу формулы, я

предложила им самим попробовать это сделать.

1 задание - начертить геометрическую фигуру З см и 5 см, разделите на маленькие

квадраты. Сколько их?

2задание - кто догадался, как быстро справиться с этой задачей.

Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.

Интересно работать и в группах . Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.

    Повышение статуса ребёнка в коллективе.

Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей.

Занять благоприятное положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой

Ни одна педагогическая идея не будет реализована без должной организации деятельности детских групп и коллективов. Эта организация должна быть такой, что бы создавать оптимальные условия для научения и воспитания личности. Какие же эти условия и какой, исходя из них, должна быть совместная деятельность детей?

Первое такое условие - обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех делах. Это условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество детской группы относительно не велико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа детей, численностью от3 до 7 человек. Это объясняется тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие в совместной деятельности, позволяя вместе с тем лучшим образом распределить обязанности между челнами группы и скоординировать их действия.

Второе условие - получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Для выполнения этого условия рекомендуется систематически изменять состав и распределение обязанностей в детских группах. Это позволяет получить детям богатый и разнообразный опыт общения, усваивать различные формы ролевого поведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуникабельные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньше по величине должна стать группа, в которой все это происходит. Для детей младшего школьного возраста педагоги считают оптимальным количество 2-3 человек в каждой.

Третье условие - использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план. Это условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым её членом будут строиться на равной, демократической основе. В этом случае это означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходиться с мнением большинства других членов группы, то за ребенком остается право поступать в том или другом случае по-своему.

Четвертое условие - воссоздание в практической деятельности детских групп или коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающих детских групп или коллективов следует организовать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.

Бывает так, что то, чем дети занимаются на практике, хотя и интересно для детей, как развлечение, но очень сильно оторвано от действительности и взаимоотношений взрослых людей и практически не готовит их к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существования действительно соли настоящей школой подготовки к жизни необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы педагогов, психологов и социологов не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. Виды деятельности, в которые практически включены дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать. Детские группы и коллективы, по крайней мере в учреждениях учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Пятое условие - выявление задатков ребенка, развитие их и превращение в способности.

    Индивидуализация в процессе обучения.

Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы . Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда.

Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Учитель, оговорив с детьми трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею», осуществляет текущий контроль на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса.

Индивидуальные беседы с учащимися. Дополнительные занятия со слабоуспевающими. Анкетирования.Психологические тестирования.Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

    овладевать практическими способами работы с информацией;

    развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

    Использование нестандартных форм и методов работы.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность , которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания.

    учащихся в парах;

    Работа в группах;

    Проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.

    Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.

    Метод опорных схем. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.

В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.

Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад.

На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.

Учитель читает загадки , а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.

«Узнать предмет по описанию ». Учитель дает описание, дети называют предмет - словарное слово, записывают его.

Игра «Закрой форточку ». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.

«Картинный диктант ». Учитель показывает картинки с изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант - молчанку…

Отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать,

Игра «Разлетевшиеся шары». На доске написаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.

Грамматическая эстафета с элементами соревнования . На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

Работа по перфокартам . Учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.

Большое значение в организации урока имеет его начало. Важно настроить их на рабочий лад. Именно для этого можно использовать прием начала урока в нетрадиционной форме.

В качестве нестандартного приема можно использовать этапы урока с элементами театрализации .

Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Словознайка. Различная работа с текстом.

Поиграйка. Грамматические игры.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.

Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Узнавайка. («Знаете ли вы?»). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.

Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Так, например, изучая тему по окружающему миру «Разнообразие растений на Земле», полезно обратиться к детям с вопросом «Хотите больше узнать о растениях нашей страны? Давайте найдём информацию в интернете, вместе составим презентацию». И при проведении урока - игры по данной теме, дети демонстрировали свои презентации и увидели с экрана, как выглядит заповедник «Лес на Ворскле». Благодаря презентациям, те учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

На уроках математики при проведении уроков – соревнований использую интерактивную доску. Для привлечения внимания и активности учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры «Запиши только ответ». Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, с помощью анимации на интерактивной доске проводят самопроверку или взаимопроверку. Такой вид работы ученикам нравится, так как они выступают в роли учителя. При выполнении устных вычислений демонстрирую схемы, ребусы.

Для развития интереса к урокам русского языка использую графический планшет. Учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда по теме, записи слов, подчеркивании орфограмм, выделении частей слова, нахождении грамматической основы и второстепенных членов предложения.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.

Применение проектно - исследовательской деятельности на уроке окружающего мира позволяет развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. При подборе темы проекта ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».

Игровую форму за­нятий можно использовать на различных этапах урока. Опреде­ление места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного по­нимания учителем функций дидактических игр и их классифи­кации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий.

1.2 Опыт.

Публикация работ в сети Интернет;

Создание блога учащимися;

Создание Сайта учителя начальных классов;

Создание Электронного портфолио;

Фиксация накопленного опыта в нормативных документах, технологических схемах, методических разработках;

Выступление на заседании МО, педсоветах;

Проведение открытых уроков.

      Перспективы.

Продолжить работу по развитию функциональной грамотности при помощи проектных технологий;

Использовать компетентностно-ориентированные задания (КОЗы);

Внедрять технологию критического мышления;

Вовлечение учащихся в создание проектов, использование ресурсов интернета.

Способствовать формированию и развитию личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива.

2. Анализ результатов педагогической деятельности

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.

Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.
В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.

А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования.

Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:
овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,
научить детей пользоваться информацией.

Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.
Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!

Заключение

Таким образом, мы пришли к вы воду, что:

1) сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;

2) составляющими функциональной грамотности являются умения(ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. В образовательном процессе они могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:

– обучение носит деятельностный характер;

– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

– правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

– используются продуктивные формы групповой работы;

3) для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные,«субъект субъектные», личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

– проблемно диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

– технология формирования читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития функциональной грамотности.

Список литературы

    Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

    Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

    Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

    Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

    Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.

    Щербаков С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Волгоград: Учитель,2007г.

    Стандарты ГОСО.

    Материалы Интернета.

Бектурганова Сауле Дуйсенбековна

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении русскому языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.

В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Продуктивные приёмы работы с текстом.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного ИУД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью.На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Трехчастный дневник», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Также на своих уроках для развития функциональной грамотности учащихся использую следующие задания:

Задания на уровень «Анализ»:

  1. Работа над текстом «С кем дружить?»
  • Как вы думаете, в человеке надо стараться видеть только плохое или только хорошее? Почему?
  • Почему Алия хорошо знает, с кем ей надо дружить?
  1. Составление плана к изложению «Неутомимый Дисней»
  2. Нарисовать такую таблицу у себя в тетради, заполнить ее и проанализировать.

Знаю Хочу знать Изучил
Окончание — это
Основа- это
Корень- это
Суффикс- это
Приставка- это

  1. Ролевое чтение диалога
  2. Игра «Найди лишнее слово»:

Сад, лето, гора,вода
Сажать,лететь,горный,водный
Сажа,летний,гореть, водитель
Посадка, летом, гористый, водопад

6.Игра «Найди общее»

птица жизнь зверь

Задания на уровень «Синтез»:

  1. Работа с текстом «Многозначные слова».
    -Угадай, какое определение подходит к рисункам на стр. 26
  2. Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
    Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.
  1. Составьте кроссворд или ребусы с однокоренными словами
  2. Составьте диаграмму Венна.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА…………… ФОРМА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА

Задания на уровень «Оценка»:

  1. Конкурс на лучшего чтеца (стихотворение «После лета»)
  2. (текст о Маугли)
    — Может ли человек научиться говорить, если бы воспитывался не с людьми?
  3. Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
    Высказать свое мнение в форме рассуждения.

Ответ можно начать так:

А) -Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что…..

Б) – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что…..

  1. Развитие речи. Как вы понимаете выражение: «Труд- корень всей нашей жизни». Докажите свое мнение.
  2. Выполните творческое задание. Вставьте в предложения родственные слова.
    Недалеко от нас ………….дом. Завтра ………..начнут возводить стены. На ……….площадку подъезжают грузовые машины. Дом …….. к празднику – Дню Республики.

    В этом году в акции «Одна страна-одна книга» участвовала повесть СаинаМуратбекова «Запах полыни». На внеклассном занятии я разработала следующие задания:

Разноуровневые задания на основе таксономии Блума в процессе изучения повести С. Муратбекова «Запах полыни».

Уровень1: «Знание»

  1. Назовите автора повести «Запах полыни».
  2. Расскажите, в какое время происходят события в данной повести?
  3. Назовите главного героя повести «Запах полыни».
  4. Как Аян очутился в ауле?

Уровень 2: «Понимание»

  1. Какое влияние оказывают сказки Аяна на ребят?
  2. Изложите тему и идею повести.
  3. Чем отличается Аян от деревенских мальчишек?
  4. Назовите последовательность всех событий в повести.

Уровень 3: «Применение»

  1. Что позволяет Аяну быть сильным?
  2. Каковы были тяготы войны?
  3. Что бы вы чувствовали на месте Аяна?
  4. Сочините сказку о своих одноклассниках. Какое бы место вы заняли в этой сказке?

Уровень 4: «Анализ»

  1. Какие взаимоотношения были у Аяна с другими мальчишками?
  2. Были ли у Аяна друзья?
  3. Почему Аян стал рассказывать сказки?
  4. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.

Уровень 5: «Синтез»

  1. Почему повесть называется «Запах полыни»?
  2. Предложите свой вариант концовки повести.
  3. Представьте, что отец Аяна вернется с войны. Как изменится жизнь мальчика?
  4. Как вы представляете встречу Аяна и рассказчика?

Уровень 6: «Оценка»

  1. Предложите обложку к данной книге.
  2. Оправдываете ли вы автора за незаконченность произведения?
  3. Составьте аннотацию к произведению.
  4. Создайте рекламу для этой повести.
  5. Напишите киносценарий по этой повести.

В 10 классе на уроке литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» использую такие виды заданий:

  1. Выберите понравившуюся цитату из речи героев повести и напишите небольшое рассуждение к ней, используя в нем ССП и СПП.(Задание относится к синтезу, оно требует от учащихся критического оценивания. Читатель должен понимать цитату детально и интерпретировать ее, не забывая при этом, что уже создает свой собственный текст, становясь писателем.)
  2. Написать «Трехчастный дневник» Евгений – Татьяна- комментарии учащегося.
  3. «Оценочное окно»: характеристика героев: Понял ли произведение? О чем оно? Какие черты характера близки тебе? Какие поступки героев ты бы никогда не совершил? Почему? Используя такие задания, я думаю, что учащиеся лучше поймут это произведение и смогут изученное применить и в своей жизни.

Прослушав лекции по развитию функциональной грамотности учащихся по чтению и пониманию текста и проработав их на практике, я думаю, что многие учителя изменили свой взгляд на работу с текстами, научились правильно подбирать тексты и задания к ним, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни. Теперь я понимаю, что не настолько качественно или лучше сказать правильно ведётся эта работа у нас. Мы в большей степени работали односторонне: прочитать текст, пересказать, ответить на простые вопросы. Теперь я понимаю, что не только учителя филологи должны развивать читательскую грамотность у учащихся, но и остальные коллеги тоже должны развивать в учащихся функциональную грамотность. Ведь основная задача школы — стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.

Мои мысли по теме улучшения данного процесса:

  1. Проводить еженедельно словарную практическую работу по изучению отдельных орфограмм в русском языке, которые вызывают затруднения у слабоуспевающих учеников.
  2. Разнообразить структуру чтения литературных произведений через творческое осмысление — диалоги, эссе-рассуждение, ролевая игра.
  3. Вербальное восприятие письменной речи, проводить через оформление стендов (написание статьи, реферата).
  4. Разрабатывать задания к текстам на грамотность чтения: аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные. Использовать таксономию Блума.
  5. Больше в своей практике использовать интерактивные методы обучения.
  6. Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.