История возникновения поэмы василий теркин. Сатира на Ленинградском фронте

(13 )

Поэма «Василий Теркин» (1940-1945)

Эта поэма была задумана за год до начала Великой Отечественной войны во время Финской кампании. Герой, носящий фамилию Теркин, первоначально был карикатурным, шаржевым персонажем: в газете «На страже Родины» стали появляться рисунки художников Брискина и Фомичева. Это были рисунки о боевых похождениях смекалистого и хитроумного бойца.

Таким образом, Вася Теркин первоначально был лубочным персонажем, а помещенные под рисунками стихи носили развлекательный характер. Но читатели, сразу же полюбившие этого героя, стали забрасывать редакцию письмами с просьбой более обстоятельно рассказать о Теркине.

С началом Великой Отечественной войны образ главного героя переосмысливается поэтом: из карикатурного персонажа Теркин становится обобщенным символом русского солдата, национального русского характера. Недаром его фамилия перекликается с русскими народными поговорками: «тертый калач», «тертый жизнью».

Твардовский создавал текст поэмы на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он состоит из 30 глав, условно разделенных на три части вставными главами «От автора».

Жанр своей поэмы Твардовский определил в подзаголовке: «книга про бойца». В главах, относящихся к первой части поэмы, рассказана страшная правда первых месяцах войны, об отступлении нашей армии и о гибели солдат и оккупации деревень; вторая часть поэмы посвящена второму году войны, в третьей рассказано об освобождении оккупированных территорий от врага и победе над врагом.

Таким образом, сюжет поэмы (последовательность событий) хроникальный: он последовательно отражает ход истории.

Каждая глава при этом является самостоятельной и законченной в сюжетном плане. Это объясняется тем, что главы поэмы публиковались в фронтовых изданиях, солдаты читали их во время недолгих передышек между боями; Здесь смысловая завершенность отдельной главы была особенно важна, так как многие бойцы могли уже не дожить до продолжения.

Поэма сразу же полюбилась читателю, а ее герой стал поистине национальным, народным персонажем. Такой популярности способствовали простота, доступность, ясность изложения, меткость и афористичность языка, обаяние главного героя, знание солдатской жизни автором и несомненная искренность.

— произведение, раскрывающее тему нравственной силы русского народа, тему солдата и его подвига. Работа представлена отдельными автономными рассказами, которые объединяет главный герой и общая тема. Как и у всех произведений Твардовского, Василий Теркин имеет историю создания и свои художественные особенности. Их мы изучали на уроке в школе, а сейчас озвучим в нашем .

Василий Теркин история создания кратко

История создания поэмы Твардовского началась конечно с замысла. Идея будущей поэмы возникает у писателя, еще в годы Финской войны. Тогда совместными усилиями редколлегии ленинградской газеты На страже Родины, и был придуман главный герой. Изначально персонажа использовали для небольших стихов, и на страницах газеты появлялись небольшие фельетоны о боевом товарище, удачливом бойце. Но видя популярность персонажа, писатель решается на большее. К тому же завершение Финской войны заставило писателя взглянуть на ситуацию по-другому, и переосмыслить . начинает работать над написанием масштабной работы.

Так, история создания поэмы Василий Теркин начинается уже в 1940 году, когда автор написал черновые варианты первых глав. Одну из них писатель успевает разместить на страницах газеты. Так появился боец, воплотивший нравственные качества поколения предвоенных лет. Популярность Теркина росла, а сам автор чувствовал важность поэмы, и ее роль для солдат.

Если в 1941 году автор приостановил написание поэмы, то в 1942 году работа возобновляется. Начинается новый этап создания поэмы. Теперь читатель видит измененную философию, обновленного персонажа, с помощью которого автор раскрывает военную тему, тему Родины и народа. Начиная с 1942 года Твардовский непрерывно печатает отдельными главами свои работы. Работа над поэмой завершилась в 1945 году. Именно тогда была написана последняя глава поэмы.

Замысел автора и художественные особенности

Как уже было отмечено выше, поэма Василий Теркин и ее история создания началась с замысла, который появился еще в годы войны с Финляндией, где писатель работал военным корреспондентом. Военные события стали причиной создания главного персонажа и написания поэмы в целом. Произведение держится на оптимизме и юморе, которые были так нужны боевым солдатам.

Говоря о художественных особенностях, стоит отметить присутствие образа автора. Они представлены в лирических главах От автора, где писатель описывает своего персонажа или же делится размышлениями о произведении и его сюжете. Когда читаешь поэму, видишь подробное описание быта солдат, включающее походное питание, описание одежды бойцов, снаряжения. В этом также проявляется художественная особенность произведения. Но главной особенностью поэмы о Василии Теркине является то, что каждая глава как отдельное полноценное произведение, со своим началом и концом. Объединяет же все главы Василий, позволяя обобщить работы и назвать их историей об одном бойце, не имеющей ни начала, ни конца.

Вася Теркин , любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной - в 1939-1940 годах, во время войны с Финляндией 1 . Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы "Страна Муравия") - крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: "Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь", - писал поэт 2 . Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой - Вася Теркин - был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое - прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин ", а "Василий Теркин ". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей - персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года - "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно - задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения 3 . Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

Вася Теркин. История создания образа.

Прежде чем начать рассказ о самом известном сатирическом бойце Ленинградского фронта - Васе Теркине, хочется вернуться к истокам его появления на страницах газеты «На страже Родины». Произошло это еще во время советско-финляндской войны, зимой 1939/40 гг. Первый раз Вася Теркин появился в газете, как один из ее корреспондентов. Именно таким именем был подписан сатирический фельетон «Сивый мерин в своем репертуаре». Случилось это благодаря дежурившему в тот момент Николаю Щербакову, который заменил с одобрения ответственного редактора «На страже Родины» Д.С. Березина фамилию автора фельетона Кауфман на «более звучащую» Теркин.

Следующий раз он появился в газете с «Кратким словарем в помощь читателю», вышедшим под его редакцией. Написан «словарь» искусно, не понять его невозможно. В нем разъяснялось значение актуальных на тот политический момент терминов. Они и сейчас вызывают улыбку. Отчасти своей простотой, наивностью. Но так и надо. Значит, на читателя, воина-ленинградца, он своей простотой и доходчивостью произвел необходимое воздействие.

В номере за 31 декабря 1939 года был помещен портрет Васи Теркина. Здесь же сообщалось: «Специальный корреспондент нашего отдела «Прямой наводкой» Вася Теркин, пребывающий на передовых позициях, готовит материал, который будет печататься у нас в ближайшее время. Кстати, помещаем последний портрет Васи Теркина». На рисунке изображен лукаво улыбающийся боец в буденовке, перепоясанный ремнем. За плечами у него винтовка, карандаш и кисть художника. Эту публикацию и следует считать рождением легендарного героя. Таким образом, Васе Теркину исполнилось уже 75 лет.

Однако уже в следующей публикации Вася Теркин превратился из корреспондента газеты в героя, о котором пишут другие. Художники Вениамин Брискин и Василий Фомичев нарисовали серию рисунков, которые совпали со стихами Николая Щербакова (псевдоним «Снайпер»).

Именно Твардовский посоветовал давать и к первой и к последующим сериям заголовки, которые начинались бы одинаково: «Как Вася Теркин...» сделал то-то и то-то, поступил так-то и так-то. Так были сделаны серии: «Как Теркин «языка» добыл», «Как Теркин солдата от унтера спас», «Как Теркин поджигателей в плен взял», «Как Теркин донесение доставил» и т. д.

Первая биография Васи Теркина принадлежит перу Самуила Маршака , который по просьбе А. Твардовского тоже подключился к этому творческому процессу в редакции «На страже Родины».

Над образом Васи Теркина во время советско-финляндской войны работал большой коллектив авторов. Это и сотрудники газеты «На страже Родины» Николай Тихонов (псевдоним «Николай Семеныч»), Цезарь Солодарь (псевдоним «Иван Соленый»), Сергей Вашенцев (псевдоним «Сергей Ваш), и Сергей Михалков , прибывший в Ленинград в марте 1940 года как один из авторов сценария фильма «Фронтовые подруги», а также обычные командиры Красной Армии - замполитрука Кутько и военинженер 3-го ранга С. Рыбаков .

За время советско-финляндской войны, продолжавшейся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940, вышло около 30 публикаций о Васе Теркине. В короткой статье трудно рассказать все, что связано с появлением этого образа и его развитием на страницах газеты. Более подробно это описано в книге члена Союза писателей России капитана 2-го ранга О.В. Щеблыкина «Вася Теркин? Кто такой?», вышедшей в 2009 году и второе издание которой сейчас готовится к печати.

К очередной годовщине Красной Армии, в феврале 1940 года, издательство «Искусство» выпустило тиражом 5000 экземпляров альбом «Вася Теркин на фронте» в подарок бойцам и командирам, отличившимся в боях с белофиннами. В этот альбом вошли 16 серий рисунков, стихотворение А. Твардовского и биография Васи Теркина С. Маршака.

Основным автором стихотворных серий о Теркине в период 1939/40 гг. был Н. Щербаков. По окончании советско-финской войны Николай Александрович Щербаков был представлен к правительственной награде, но не получил ее.

Одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою - Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем).

Поэма состоит из 30 глав, пролог а и эпилог а, условно разделяясь на три части. Каждая глава - небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Тёркин - балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою - пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания - Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941-1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

История создания

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.