Интерактивные формы методической работы старшего воспитателя Старший воспитатель Молодчая Татьяна Владимировна Государственное бюджетное образовательное. Нетрадиционные формы и методы работы с педагогами в детском саду Интерактивные формы работы с педагог

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три» . Конфуций

Цель методической работы – обеспечение качества образования, повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом; Задачи: Управление образовательным процессом (ведущая). Совершенствование педагогического мастерства. Развитие профессиональной компетентности педагогов. Формирование потребности педагогов в самообразовании. Организация работы с родителями.

Основные задачи методической работы Ø Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации. Ø Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов. Ø Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. Ø Координация деятельности детского сада и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников. Ø Координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом. Ø Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Профессиональное мастерство педагога Личностное развитие интерактивные формы работы Профессиональное развитие самообразование Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio» , что подразумевает «inter» – «взаимный, между» и «aktio» – действие. Таким образом интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. (В. А. Межериков)

Интерактивные формы и методы работы традиционные Тренинг Педагогическая гостиная КВН Что? Где? Когда? Семинар практикум новые Союз единомышленников новейшие Деловая игра Кружки качества Круглый стол Выставкимарки Квик настройка Педагогический ринг Банк идей Коучинг- сессия Педагогические ситуации Мастер-класс Кейс-метод и др. Творческий час «Золотые россыпи»

Основное направление интерактивных форм Создать условия для творческой деятельности каждого педагога Преодолевая стеснительность и нерешительность Всякая мысль имеет право на существование Учить педагогов формулировать свою мысль самостоятельно Критика должна быть конструктивной Наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений

Дискуссия как основной метод интерактивной работы с кадрами Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какоголибо спорного вопроса, проблемы

Современные виды дискуссии Ø Ø Ø Ø « Круглый стол» Форум Дебаты Симпозиум « Панельная дискуссия» « Техника аквариума» « Снежный ком» « Мозговой штурм»

Правила ведения дискуссии Ø Выбрать и сформулировать тему и состав участников. Ø Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Ø Подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Ø Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон. Ø Продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников. Ø Определить способы фиксации предложенных идей.

Кейс – метод как метод коллективного анализа ситуаций Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case – «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в организации.

Источники формирования кейса: Ø художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев, оперативная информация из СМИ; Ø статистические данные; Ø анализ научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме; Ø реальные события; Ø интернет с его ресурсами.

Тренинг как форма комплексного использования интерактивных методов обучения Виды тренингов: ØСензитивный Øтренинг лидерства ØКорпоративный Ø тренинг по деловому общению ØКоммуникативный ØМотивационный Øинтеллектуальный тренинг по развитию мышления, речи

« Квик – настройка» Ø Если вы хотите нравится людям- улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей. Ø Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют. Ø Есть люди подобно золотой монете: чем больше работают, тем дороже ценятся. Ø Нет лучше любимой подруги. Чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает. Ø Трудности закаляют на пути к счастью.

Учитывая специфику нашего учреждения, не остаются без внимания интерактивные формы сотрудничества с родителями. Механизм организации сотрудничества с родителями: - изучение научно-методической литературы; - выбор методик и технологий; - изучений запроса родителей через анкетирование; - выбор интегративных форм сотрудничество с родителями.

Цель: Создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста и предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Наталия Чебордакова
Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики . Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно – образовательного процесса играет педагог , его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы , которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров , так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога , развитию его творческой инициативы.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами . Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция » (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком) . Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов .

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы , которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен.

Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении :

1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.

2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию .

3. Повышение уровня активности и самостоятельности.

4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность , раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.

Первая эффективная интерактивная форма , введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг .

Тренинг : быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.

Деловая игра : способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов , поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога . Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах , что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.

Педагогический ринг : Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения : уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг : «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ ».

Круглый стол : тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?» .

Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения . Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами , а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов , указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.

Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.

Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения , высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.

Дискуссионные качели (дискуссия) : аудитория делится на группы (2 и более) . Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

Мозговой штурм : группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.

Лекция с применением техники обратной связи : Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории . На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.

Лекция вдвоем : педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.

Лекция «вопрос – ответ» : на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.

Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога ). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами .

Творческий час «Золотые россыпи» : работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.

Мастер – класс (практикум) . Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом , системой работы , авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Проблемные педагогические ситуации . Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.

Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье» : педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Например : «Развитие творческого воображения дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Киношкола» : педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (на пример, играют дети) . Показ без комментариев. По данным педагогом критериям родители оценивают уровень развития детской деятельности.

Банк идей : это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например : «Экология игры : как вернуть игру в жизнь детского сада» .

Выставки – ярмарки педагогических идей , аукцион : публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует . Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию .

Коучинг – сессия : интерактивное общение . Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ) . Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Например : «Работа с аттестуемым педагогом » .

Квик – настройка : это настрой педагога на успешную работу .

1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете : чем дольше работают , тем дороже ценятся.

Кейс – метод : неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Технология открытого пространства : предусматривает активное участие каждого педагога , создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы ).

Презентация : наглядный вариант лекционного и практического материала.

Все перечисленные методы достаточно эффективны. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами , - приведет к повышению уровня воспитательно – образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов .

Литература :

1. Давыдова О. И., майерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ . – СПб : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2008. – 170с.

2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.

Интерактивные формы методической работы

Для того чтобы Республика Казахстан и дальше стремительно развивалась необходимо подумать об интеллектуальном потенциале нации, необходимо модернизировать систему образования. В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент страны Н. Назарбаев подчеркнул, что качественный рост человеческого капитала в стране это здравоохранение и образование. Подрастающее поколение должно иметь возможность получать качественное образование, где в процессе обучения находят применение инновационные технологии и методики. В настоящее время Министерство образования и науки РК большое значение уделяет вопросам укрепления статуса учителя.
Те позитивные изменения, которые сейчас инициируются в школьной среде на самом высоком государственном уровне, зависят от того, какой руководитель ШМО, как он сам понимает цели, какие задачи ставит перед каждым педагогом методического объединения. Только когда руководитель ШМО будет мыслить прогрессивно, мотивировать мини- коллектив, рождать новые идеи и воплощать их в реальность, мы сможем говорить о конкретных результатах.
По исследованиям зарубежных социологов, самыми “запрашиваемыми” в современном мире являются способность к саморазвитию и сотрудничеству, чувство личной ответственности, способность к критике и принятию решения в процессе диалога. Качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. С этой целью,
для интенсификации образовательного процесса внедряются интерактивные технологии обучения.
«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность - это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Цель использования интерактивных методов и игр - изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения нового материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Ведущими принципами организации интерактив¬ного процесса являются:
мыследеятельность;
смыслотворчество;
свобода выбора;
рефлексия.
Организация мыследеятельности заключается:
- в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);
- в обмене результатами мыслительной деятельности между участниками педагогического процесса;
- в смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;
- в сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
- в проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий;
- в смыслотворчестве участников;
- в рефлексии.
Смыслотворчество предполагает осознанное создание в процессе взаимодействия педагогов нового содержания, оценки явлений окружающей действительности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности.
Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания.
Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий.
Каждый интерактивный метод, форма, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, мы можем использовать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.
Упражнение «Описание ученика».
Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии кого-то, либо чего - то…
Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием.
В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».
В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной – во втором, то описания у них совсем разные (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.).
Объяснение. Это упражнение учит нас составлять собственное мнение (в данном случае об ученике), не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что, глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить, и что бы ни сделал тот или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.
Безусловно, основная задача любого образования - стимулировать к дальнейшему самообразованию: чтению специальной литературы, самостоятельному изучению вопросов теоретического характера, знакомству с инновациями в образовательном процессе и т.д. Можно прочитать множество различной литературы или прослушать лекции об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в тренинговых занятиях по интерактиву.
Одним из направлений в методической работе ШМО является совершенствование педагогического мастерства учителей. При организации данного направления работы с коллективом необходимо моделировать такую ситуацию деятельности, которая поможет учителю осознать себя субъектом данной деятельности, т.е. проявить творческую активность, оказаться в ситуации выработки и принятия решения, осознать ответственность за него, испытать успех и т.д. “Проживая” подобную ситуацию, а, не только слыша о ней или наблюдая ее со стороны, учитель действительно приобретает необходимый опыт организации интерактивной деятельности с учащимися в образовательном процессе.
Руководитель ШМО способен решить три основные задачи, применяя интерактивные формы:
помочь учителям усвоить за достаточно короткий срок определенный теоретический материал психолого-педагогического или методического содержания (степень усвоения информации при этом возрастает, т. к. в игре учитель непосредственно включается в необходимую деятельность);
через предлагаемые формы и приемы интерактивного обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при обучении школьников, и в воспитательной работе;
способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов (изменение стиля общения, умение сотрудничать, толерантность, способность к оценке альтернативных предложений и к выработке совместного решения).
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследова¬тельскую деятельность педагогов и ориентированы на зону бли¬жайшего развития педагогов.
Наиболее эффективными интерактивными формами методической работы на современном этапе развития школы, на мой взгляд, являются:

Теоретический семинар –
« Большой круг»
семинар-практикум
ток-шоу
мини научно-практическая конференция с инверсией ("переворачивание, перестановка")
методическая декада
дни науки
методический фестиваль (панорама методических находок и идей)
методический мост
методическая мозаика
дискуссия «Вопрос – ответ» (по заданной теме подготовить 5 вопросов)
экскурсия
творческий диалог- синектика (объединение разнородных элементов, построенное на аналогии)
методический КВН
ярмарка методических идей
методический тренинг
аквариум («перед лицом общественности» обсудить проблему)
авторская мастерская

Методический ринг (при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос)
деловая игра
педагогический КВН
мозговой штурм
тренинг
видеотренинг
кейс-метод («случай», осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание ситуации с разных сторон)
аукцион
профессиональная выставка
защита проекта или театр-экспромт
агитбригада ("Три кита" агитбригады: накопление фактов (напитка); взрыв творческой интуиции (замысел); реализация замысла)
открытый урок (с учителями)
гостиная «Психологические разминки»
час коллективного творчества
методический фестиваль
(по итогам методической работы за год)

Виды домашних заданий учителям в рамках планирования методичес¬кой работы могут быть такими:
Моделирование урока (целиком или фрагментарно)
Разработка системы уроков по теме или курсу
Разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме
Подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме
Аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги
Составление контрольных материалов, тестов
Составление и защита опорных схем, памяток, дидактического мате¬риала
Разработка планов кружков, факультативов, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору
Посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом
Представление собственного опыта работы по теме, проблеме
Защита темы по самообразованию.
Можно проследить соответствие цели форме повышения квалификации
Цель Форма
Совершенствование педагогической техники Семинары, практикумы, школа молодого педагога
Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские
Развитие креативных способностей Творческие группы
Становление стиля педагогической деятельности Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги
Формирование готовности к инновациям Школа педагогического мастерства
Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы
Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары
Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы Школа педагогического опыта, научно-методические семинары
В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим.
Сценарий должен носит характер "зримого сценария", т.е. предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия, как они будут происходить. Это – фактически развернутый план действий.
Каким бы интересным ни был замысел сценария, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.
Известно, что там, где кончаются знания, начинаются мнения.
Таким образом, интерактивные формы формируют следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять надпредметные и предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

1. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – Мн.: Белорусский верасень, 2005
2. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – Новгород.
3. Арутюнов Ю.С. и др. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения… - Рига
4. А.И.Жук, Н.Н.Кошель «Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов» - Мн., Аверсэв, 2004
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М: НИИ школьных технологий, 2005
6. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
7. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В ДОУ.

"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

В настоящее время во всех дошкольных учреждениях присутствует синдром недостаточности педагогических кадров. Выпускники педагогических средних и высших учебных заведений не идут работать в дошкольные учреждения. Быть воспитателем - не престижно! Сегодня в детских садах работают либо учителя, либо люди без образования. Поэтому подготовкой педагогических кадров для системы дошкольного образования вынуждены заниматься сами детские сады.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Перед старшим воспитателем зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы молодой педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса? Как перевести его от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлектировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. (4)

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.

Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. (4)

Интерактивные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста .

В нашем учреждении используются следующие формы работы:

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками. (3)

Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

Например . Консультация «Организация прогулок – походов с детьми старшего дошкольного возраста»

Прежде чем отправится в первое путешествие, необходимо продумать общую систему прогулок-походов с перспективой на весь сезон. Предусмотреть цели, задачи, содержание, физические нагрузки, связь с другими формами работы.

Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты, обеспечивающие тесное общение с природой.

В прогулках-походах оптимальные физические нагрузки не предусматриваются (важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей).

Физические нагрузки необходимы ребенку: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья.

Никаких задач прогулка-поход не преследует . (Одной из задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей). Подчеркнутый текст является ошибкой, в скобках правильный вариант ответа.

Экспресс-опрос. Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. Задания предлагаются письменно или устно. (3)

Кроссворды включение этого вида деятельности в консультации или семинары не только поддерживает интерес педагогов к проблеме. Но и позволяет выявить уровень её понимания педагогами. (1)

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей сложных задач, формируют их практические умения и навыки. По определению А.А. Балуева, существует пять модификаций деловой игры. Н.С. Голицына, считает, что в работе с педагогами можно использовать две из них. Это – имитационные игры и метод инсценировки. (2)

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т.е. как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности. В нашем учреждении имитационные игры хорошо себя зарекомендовали при проведении школы молодого педагога, на семинарах-практикумах по оздоровлению детей. (4)

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

В последнее время в методической литературе описываются деловые игры, основанные на телевизионных передачах. По мнению Н.С. Голицыной, они не укладываются в традиционную классификацию деловых игр, но оказывают существенную помощь в совершенствовании педагогического мастерства, сплочении коллектива. (4)

Игра КВН чаще всего используется для уточнения и закрепления знаний педагогов. Содержание вопросов и заданий посвящается одной теме, что позволяет более полно охватить разные аспекты проблемы. (2), (4)

Турнир-викторина проводится как сочетание вопросов и ответов в несколько туров. Вопросы для каждого тура подбираются в соответствии с небольшой тематике исходя из основной темы. (1)

Турнир-эрудитов также проводится между двумя или тремя командами. Выбирается общая тема, а задания подбираются из разных областей знаний. (3)

Устный журнал - форма проведения педсовета или семинара. На его страницах воспитатели могут познакомиться с наиболее значимыми вопросами, уточнить некоторые аспекты, расставить акценты. (3)

«Мозговая атака (мозговой штурм)» - это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. (4)

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно, в соответствии с темой и задачами проводимого мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Широко в нашем учреждении используются игровые приемы как часть методического мероприятия.

Знатоки методики - игровой прием, который может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. (3)

Древо мудрости – педагогам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры). Данный прием использовался на педсовете по народной культуре «Диво-дивное, чудо-чудное». (3)

Дотошный педагог - каждому педагогу предлагается составить список вопросов по выбранной теме, побеждает тот, чей список логичнее и длиннее. На педсовете «презентация форм и методов работы с детьми и родителями по охране прав детей» педагогам предлагалось представить себя в роли методиста отдела образования и составить список вопросов для проверки системы работы по правовому воспитанию в ДОУ. (3)

«Педагогический салат » - на столе находится салатница. Педагоги, представляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное решение. (5)

Очень хорошо зарекомендовали себя игры-упражнения, проводимые во вводной части методического мероприятия, что позволяет формировать чувство принадлежности к группе, формировать позитивное отношение к своему «Я», эмоционально настроить на мероприятие.

Упражнение «Свеча» Начать встречу мне поможет свеча. Свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

Упражнение «Имена прилагательные » - каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника.

Упражнение «Приветствие» - поздороваться с группой не повторяясь ли поздороваться мимикой, жестами.

В завершении методического мероприятия также используются игры-упражнения для логического завершения, для повышения эмоционального состояния или наоборот для расслабления, отдыха.

Упражнение «Я в лучах солнца» Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и лучиками. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого лучика напишите что-то хорошее о себе.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучики. А если станет особенно плохо на душе, достаньте солнце, посмотрите на лучики, и вспомните, о чем думали, когда записывали что-то хорошее о себе.

Упражнение «Ладонь». Инструкция. Обведите свою ладонь. Напишите свои положительные качества. Затем по команде передаем листок соседу справа. Задача соседа написать несколько положительных качеств об этом человеке. Листки по команде передаются дальше, пока не вернутся к владельцу. Посмотрите на записи и почувствуйте свои ощущения. Упражнение «Достижение состояния покоя ».

Инструкция . Сядьте в удобную позу и сосредоточьтесь на рассматривании горящей свечи (картины, репродукции) в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств - только созерцание. Пусть это чувство останется с Вами до конца дня.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с.

2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

3. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 80с.

4. Давыдова О.И. , Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2008. – 176с.

5. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». 2007. - №1 с. 83.


Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов базового МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» г. Ставрополя стажировочной площадки СКИРО ПК и ПРО.

Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» Марченко О.А.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

Значение использования интерактивных методов в нашем дошкольном учреждении:

  • Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  • Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
  • Повышение уровня активности и самостоятельности.
  • Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  • Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
  • Задачу методической службы дошкольного учреждения мы видим в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов.

    Поэтому мы считаем, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем следующие:

  • традиционные:
  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • творческие микрогруппы
  • наставничество
  • эстафеты педагогического мастерства
  • педагогические советы
  • инновационные:
  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • проектная деятельность
  • создание банка инновационных идей
  • творческие конкурсы
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • школа родительской любви
  • школа психологии
  • педагогический маркетинг
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • музыкально – литературная гостиная
  • Новейшие интерактивные методы:
  • Кейс – метод;

    Квик – настройка

    Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

    Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

    Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему мы особое внимание акцентируем на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используем различные формы и методы в работе с педагогами.

    Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

    Подобранные нами формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

    На первом этапе мы проводим мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы:

    Индивидуальное шефство;

    Наставничество;

    Самообразование;

    Выступления перед аудиторией;

    Обобщение опыта работы;

    Проблемные консультации;

    Творческие группы;

    - «Школа молодого педагога»;

    Взаимопосещения занятий;

    Методические посиделки;

    Методические объединения специалистов;

    Открытые НОД – приглашения;

    Смотры-конкурсы;

    Конкурс методических находок;

    Проектирование воспитательно – образовательной работы с педагогами.

    Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

    Низкий (интуитивный),

    Средний (поисковый),

    Высокий (мастерский).

    В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя мы разработали индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня мы ориентируемся на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

    Классические пары (в процессе обучения робототехнике, планшетным технологиям, т.д., анализа открытых занятий, проектов),

    - «Змейка опыта» - дискуссионный метод

    - «Круглые столы»,

    Презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

    В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.

    Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

    В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы:

    Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки,

    - «Клуб молодого воспитателя»,

    Педагоги – наставники,

    Молодые педагоги – новаторы.

    Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

    В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

    В этом учебном году у нас в ДОУ появилась еще одна формы работы «Мультимедийный салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов. В конце прошлого 2011 года нашему дошкольному учреждению поставлено новое оборудование, в связи с чем возникла необходимость в разработке нового проекта «Использование ИКТ – технологий в процессе реализации эксперимента в ДОУ». На педсовете было проведено анкетирование, в результате которого выявлены педагоги – новаторы и новички в проблеме ИКТ. Рабочей группой был составлен ИКТ – проект, который реализуется в настоящее время.

    Можно выделить следующие этапы и формы методической работы с кадрами:

    1. Теоретический (осмысление передовых систем):

    Теоретический семинар «Особенности работы по программе «Успех» - Проблемный семинар «Деятельность педагогов в проекте «Ожившие страницы городской истории»,

    Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».

    Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольника на основе программы «Успех»,

    Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ».

    2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

    Клуб творчества молодых.

    Школа психологии

    Организационно - деятельностные игры («Защита проекта» и др.).

    Методические недели.

    Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

    3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

    Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

    Взаимопосещения.

    Творческая мастерская «Сказочная куклотерапия».

    Мультимедийный конкурс

    Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».

    Научно-практический семинар по экспериментальной работе «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ - Семья – Социум».

    Эстафета передового опыта «Змейка опыта».

    Педагогические совещания – брифинги, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.

    В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков мы используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

    План методической недели по теме «ИКТ – технологии в педпроцессе»

    Понедельник – Мастер – класс с педагогами по использованию ИД

    Вторник - Мастер – класс по обучению планшетным технологиям.

    Среда – Творческий час «Робототехника и дошкольник»

    Четверг - Панорама творческих занятий: создание тематических дидактических игр для ИД (классические пары, подгрупповая работа)

    Пятница – практикум «Создание электронных брошюр, буклетов, журналов»

    При проведении методических недель мы учитываем следующие факторы:

    1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

    2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

    3) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

    Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать педагоги - новички.

    Инновационные подходы к управлению методической работой мы связываем с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждены, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.


    Марченко Оксана Алексеевна