Адаптационный потенциал личности. неполная адаптация, неустойчивая адаптация - снижение степени адаптированности в определенных социальных ситуациях

Введение

Проблема подготовки профессионалов является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной. Современное студенчество готовится к высококвалифицированной деятельности посредством получения высшего образования. Одна из важных задач вуза на современном этапе - повышение эффективности учебной деятельности. Качество подготовки выпускника вуза закладывается на всех этапах его обучения, начиная от входа в систему "студент-вуз", заканчивая выходом из нее. В этой связи для обеспечения качества подготовки выпускника необходимо системное психологическое обеспечение его учебной деятельности на всех этапах профессионализации в рамках высшего учебного заведения. Большую роль при этом играет этап адаптации студента к вузу. Начало обучения в вузе - одно из самых значимых событий в жизни молодого человека.

Перестраивается структура жизненных отношений: изменяется место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности. Процесс обучения в вузе связан с большими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками и стрессовым состоянием. Среди причин, вызывающих такие перегрузки, следует назвать сам характер учебного процесса в вузе, необходимость усвоения большого потока информации, новый образ жизни и другие факторы. Образовательное пространство в период обучения в вузе становится ареной взаимодействия внутренних, субъективных особенностей студента и особенностей социальной среды.

Личностный адаптационный потенциал и его сущность

Одним из основных критериев успешной адаптации студента является показатель успешности его учебной деятельности. Часть студентов достаточно быстро и успешно адаптируется к вузу и его требованиям, другие с трудом проходят процесс входа в новую учебную среду. Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации студента к вузу и успешность его учебной деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения студента на начальном этапе его профессионализации. От успешности обучения в вузе зависит дальнейшее благополучие будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом (ЛАП). Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. Характеристику личностного адаптационного потенциала (ЛАП) можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и уровень моральной нормативности (МН).

Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основные элементы поведенческой регуляции - самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все эти структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение между потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, Я-концепцией и др. Поэтому система регуляции - сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у всех людей разные. Они определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности.

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. Уровень моральной нормативности индивида отражает два основных компонента процесса социализации - восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Личностный адаптационный потенциал обусловливает эффективность деятельности в экстремальных условиях, к которым можно отнести период вхождения студента в новую для него учебную среду.

Целью работы является изучение роли личностного адаптационного потенциала (ЛАП, по А.Г. Маклакову) в достижении успешности учебной деятельности студентами вуза.

Гипотеза исследования: личностный адаптационный потенциал студента вуза способствует успешности его учебной деятельности.

Среди поставленных задач основными являлись:

Исследовать связь личностного адаптационного потенциала и успешности учебной деятельности студентов

Рассмотреть структуру связей факторов личностного адаптационного потенциала, обусловливающих успешность учебной деятельности студентов вуза.

Объект исследования: успешность учебной деятельности студентов вуза

Предмет исследования: личностный адаптационный потенциал как фактор успешности учебной деятельности студента вуза

В качестве испытуемых выступили студенты 1-го курса экономического факультета (специальности "Менеджмент организации" и "Маркетинг").

Объем выборки составил 87 человек. Из них 64 девушки и 23 юноши в возрасте от 16 до 20 лет.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы: организационные: сравнительный метод; эмпирические: анализ документов, психодиагностическое тестирование, анкета; методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ с вычислением критерия Пирсона и оценка достоверности различий по критерию Стьюдента; интерпретационные: структурный метод.

,

Южноукраинский национальный педагогический

университет имени К. Д. Ушинского

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Человек от природы наделен удивительной способностью адаптироваться и принимать новые жизненные условия. Однако кому-то это дается легко, а у кого-то возникают серьезные трудности. Одним из актуальных аспектов процесса социализации является адаптация личности в изменяющихся условиях окружающей среды. Процесс адаптации представляет собой самораскрытие и реализацию личности, обеспечивающие трансформацию изменения окружающей среды во внутренние условия, создающие новые способы взаимодействия с реальностью и с самим собой. При этом основной целью процесса адаптации является сохранение личностной целостности.

Адаптация как приспособление предполагает изменчивость поведения при воздействии меняющихся внешних факторов и формирование морфологических и функциональных признаков, соответствующих среде обитания. Приспособительный смысл традиционен для психологических исследований. Социальная, культурная, профессиональная адаптация понимается как приспособление личности к конкретным условиям. Приспосабливаясь, личность врастает в окружающую среду. Эффект врастания обеспечивается активностью и собственными ресурсами личности.

Трактовка адаптации как достижения устойчивости связана с идеями гомео­стаза, экологического уравновешивания. Адаптация снижает цену, которую «платит» организм, вступая в новые отношения со средой. Устойчивость как адаптивный признак предполагает сохранение организма в целом, отдельных его систем, а также заданных параметров деятельности. Высокая устойчивость к воздействию средовых факторов отождествляется с полной адаптацией. Гомеостатический подход постулирует стремление человека к гармоничным, бесконфликтным взаимоотношениям со средой, к ослаблению или полному устранению психофизиологического напряжения.


Субъектный подход допускает рассмотрение адаптации с позиций активности личности в поисках необходимых ей способов самораскрытия. Психологическое содержание личности как субъекта адаптации определяется реализацией адаптационного потенциала и достигнутым уровнем адаптированности.

Личностный адаптационный потенциал характеризует источники активности личности во взаимодействии с окружающей средой. Основу изучения личностного адаптационного потенциала составляют исследования Г. Селье, ­ва, . С нашей точки зрения, адапта­ционный потенциал представляет собой интегральное образование, объеди­няющее социально-психологические, психические, биологические свойства, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Гипотетически личностный адаптационный потенциал включает в себя биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты.

В детском возрасте от адаптационного потенциала личности ребенка напрямую зависит его умение влиться в социальную среду. В своих трудах выделил несколько характеристик, на которые непосредственно влияет адаптивный потенциал:

· Общая устойчивость психики и нервной системы;

· Уровень самооценки каждого конкретного человека;

· Уровень социальной значимости;

· Навыки разрешения конфликтов;

· Уровень коммуникабельности;

· Ориентация в обществе и реакция на принятые социумом нормы.

Адаптационный потенциал личности начинает формироваться параллельно с развитием функциональной системы нервной деятельности. Кроме этого, на него оказывают большое влияние выработанные поведенческие реакции, которые, в свою очередь, обуславливаются нормами, принятыми в каждой конкретной семье.

Оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень развития которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

Согласно взглядам, система отношений может выступать механизмом формирования адаптационного потенциала личности, обеспечивающего процесс адаптации к экстремальным ситуациям. Вслед за Мясищевым мы рассматриваем личность как систему отношений: отношения человека к себе, к другим людям и к окружающему миру. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией приводит к снижению адаптационного потенциала и нарушению процесса личностной адаптации на всех уровнях её интегральной индивидуальности.

вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности.

На наш взгляд своевременная психодиагностика адаптационного потенциала могла бы значительно облегчить процесс адаптации детей и предупредить развитие серьезных затруднений, как в процессе обучения, так и в социуме. Актуальность избранной темы обусловлена социальными потребностями школы и общества, поскольку от адаптации во многом зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и к жизни в целом.


Главная проблема диагностики заключается в том, чтобы правильно подобрать методики диагностики и корректно интерпретировать их результаты. На итоги исследования слишком сильно влияет человеческий фактор, а именно, квалификация и уровень подготовленности психолога, проводящего диагностику.

В воспитательных учебных заведениях подобная обязанность ложится на плечи штатного психолога, который должен не только производить тестирование детей, но и, в случае необходимости, проводить с ними психокоррекционную работу.

Интерпретация и анализ полученных данных ставят перед психологом довольно сложную задачу:

· Во-первых, невозможно пользоваться какой-то одной универсальной методикой, поскольку существуют возрастные и индивидуальные особенности учеников;

· Во-вторых, выбранная методика должна быть для ребенка интеллектуально доступной;

· В-третьих, для того чтобы сделать корректные выводы, необходимо учитывать как объективные, так и субъективные критерии оценки.

Помимо непосредственной работы с ребенком, для создания полной картины, специалисту требуется опросить родителей ученика и его преподавателей, а если полученные данные будут противоречивыми – правильно их соотнести. Поэтому к проблеме диагностики адаптационного потенциала личности можно отнести необходимость использовать системный принцип и комплексный подход. В это понятие также входит исключительная важность составления целого пакета диагностических методов и методик, которые позволят сделать результаты исследования максимально объективными.

Анализируя характер адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить ее виды в соответствии с отмеченными ранее уровнями и видами готовности к школе.

Дадим краткую характеристику видам адаптации.

Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, физическим и интеллектуальным нагрузкам. Особенности адаптации здесь определяются, во-первых, тем в какой первый класс пошел ребенок, с шести или семи лет, во-вторых, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в семье. С содержательной стороны характер адаптации определяется степенью сформированности морфофункциональных систем организма. Легче адаптируются здоровые, физически развитые дети, работоспособные, чем ослабленные, быстро утомляющиеся. Оценить степень адаптированности ребенка можно по тем же показателям, что и морфофункциональный уровень готовности к школе.

Адаптация к новым условиям познавательной деятельности , учению. Своеобразие данного вида адаптации определяется особенностями развития познавательной сферы ребенка, умением подчинять деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения задачам, которые ставятся перед ним в процессе учения. Недостаточный уровень развития той или иной области познавательной деятельности снижает адаптационные возможности ребенка, продлевает срок овладения учебными действиями и операциями.

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка. Определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, пользуется ли симпатиями, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, учебе, к самому себе как учащемуся, в конечном счете, по тому, как формируется у него новая позиция «быть школьником». Оценка адаптации данного вида осуществляется на основе анализа отношений, которые начинают складываться у того или иного ребенка к школе, деятельности, другим людям, себе как субъекту учебной деятельности.

Возрастно-психологический аспект адаптационного потенциала рассмотрен в исследовании, и, которые определяют структуру адаптационного потенциала личности и предлагают подход к ее психодиагностической оценке. Кроме основных параметров диагностики, таких как выбор методики и интерпретация результатов, психологи указывают также на необходимость существования вспомогательных, способных сильно повлиять на итоги исследования. Важно проводить диагностическую работу с ребенком в здоровой атмосфере. Для этого необходимо уделять внимание обстановке в кабинете, добиться расположения и доверия ребенка, учитывать его индивидуально-типологические особенности. Такое отношение является показателем профессионализма психолога.

На сегодняшний день оценка адаптационного потенциала личности является необходимой, но достаточно сложной задачей. В этой сфере еще существует множество проблем и неточностей. Однако отечественные и зарубежные психологи постоянно ведут работу в этом направлении.

Литература:

1. Посохова адаптирующейся личности СПб: Изд-во РГПУ им. , 2001. 240 с.

2. Маклаков, адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2001. Т.22, №1 С.16-24

3. Леонтьев структурной диагностики личностного потенциала / , // Психологическая диагностика. - М.: 2007. - №1. - С.8-31.

4. , Короткова адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под ред. , . СПб., 2005.

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

Адаптация личности в условиях стресса происходит посредством двух механизмов:

1. Психологические защиты - это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний.

2. Копинг - механизмы - это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Адаптационный потенциал - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Это важнейший физиологический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих систем) под влиянием стресс-факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.). При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам.

Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.

В индивидный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Энергетический (психофизиологические характеристики, обусловливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)

· Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)

К субъектно-деятельностному уровню относятся следующие компоненты:

· Инструментальный (способности, навыки и умения)

· Творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач)

В личностный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)

· Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)

Согласно А.Г. Маклакову, данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:

1. нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

2. самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

3. ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

4. уровень конфликтности личности, опыт социального общения/

И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз­вития которых, соответственно, определя­ет границы потенциала и вероятность ус­пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интеграль­ным образованием, объединяющим в слож­ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка­чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне­деятельности.

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

ДОПОЛНИТЬ ПРО АДАПТАЦИЮ, ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПО НЕСКОЛЬКИМ КНИГАМ, НА ЧЬЕ МНЕНИЕ БУДУ ОПИРАТЬСЯ

Исследования качества жизни

В настоящее время в психологических и медицинских исследованиях изучение вопросов качества жизни занимает значительное место.

Здоровье занимает приоритетное место в списке ценностей человека. Оно может оказывать значительное влияние на его мироощущение, значимые моменты его существования и восприятия жизни в целом. Это обусловливает большую важность изучения качества жизни, изучение не только медицинских, но и психологических аспектов здоровья.

В клинической психологии и психиатрии понятие «качество жизни» приобретает особое значение, поскольку параметры, включаемые в измерения качества жизни, тесно связаны с психическим здоровьем. Многочисленные исследования показывают, что психические расстройства вызывают значительное ухудшение всех параметров качества жизни.

Качество жизни человека - понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.

Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.

Проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней гуманитарных и социальных науках. Изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов XX века и было обусловлено интересом к гуманитарному содержанию экономического прогресса вследствие того, что количественные оценки условий жизни человека, сводимых в категорию "уровень жизни", в рамках сугубо экономического подхода были недостаточны, и это вызвало появление такой категории, как качество жизни. В современной трактовке показатели качества жизни охватывают: 1) содержание труда и досуга, комфорта в труде и быту, качество питания, одежды, жилья, окружающей природной среды; 2) удовлетворение потребностей в знании, общении, творчестве, трудовой и социальной активности; 3) социальные гарантии, дающие человеку уверенность в выбранной им жизненной позиции; 4) степень развития социального равенства, социальной справедливости, демократии и т.д.

До недавнего времени психологическое содержание качества жизни сводилось к когнитивным (субъективным оценкам удовлетворенности жизнью в целом и отдельным ее аспектам) и/или эмоциональным (переживание счастья) компонентам. Они, безусловно, выступают как важные психологические составляющие жизнедеятельности человека, достижения им ценностно-значимых целей жизни. Их совокупность трактуется как субъективные составляющие качества жизни или субъективное качество жизни. Удовлетворенность жизнью отражает психологическое отношение к условиям жизни человека, характер и степень его адаптированности к изменениям социальной и экономической среды его жизнедеятельности, субъективно избираемые им критерии ее оценки. Субъективное качество жизни рассматривается как степень удовлетворенности материальных и социальных потребностей, определяемая соответствием процессов, результатов и условий жизнедеятельности человека, социальных групп общества культурно-обусловленным потребностям в их субъективном и объективном проявлении.

По мнению В.А. Хащенко, «важным элементом субъективного экономического благополучия может быть оценка не только личного экономического настоящего и будущего, но и её переживание в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.

Исследования качества жизни больных с различными соматическими расстройствами указывает на различные аспекты жизнедеятельности, наиболее актуальные для определенных групп испытуемых. Так по результатам исследований Строк А.Б. и Баширова С.Б., оценка качества жизни больных с тяжелой бронхиальной астмой, показала снижение всех параметров изучаемого феномена, к которым относятся общее здоровье, физическая активность, жизнеспособность, социальная активность, психическое здоровье.

Также Чеснокова И.В., Конаныхина С.А. проводили исследование качества жизни больных при артериальной гипертензии. Анализ составляющих качества жизни выявил значительную зависимость физической составляющей качества жизни от выраженности сердечно-сосудистых заболеваний, а на социальную и психологическую составляющие эти факторы оказывали менее заметное влияние. Величина показателя качества жизни, определяемая на основании оценок самого больного, коррелирует с рядом объективных величин и характеристик, выявляемых в ходе специального обследования сердечно-сосудистой системы пациента.

В.Ф. Жерносек и М.Е. Новикова также проводили исследования соматических больных. Обследуемой группой являлись дети с атопическим дерматитом. Результаты исследований показали, что при оценке детей с атопическим дерматитом выявляется высокая степень тревожности и углубления интроверсивности. Данное заболевание приводит к психологическим конфликтам, играющим значительную роль в патогенезе заболевания и влияющим на выбор тактики лечения ребенка. Дети, больные атопическим дерматитом, не только страдают от наличия высыпаний на коже, зуда, экскориаций, но и имеют ограничения в повседневной активности (социальной, физической). У них наблюдаются нарушения сна, эмоциональные проблемы (тревога, раздражительность, фрустированность), проблемы, связанные с необходимостью избегать воздействия триггеров обострений (жаркий или холодный воздух, контакт с различными химическими веществами и др.). Все это приводит к снижению качества жизни.

Кроме исследований качества жизни соматических больных, также обследовались и здоровые люди. Готьманова М.Н. и Прудников Г.А. провели исследование качества жизни студентов 2-ого курса лечебного факультета. Результаты показали, что наиболее благоприятными результаты получены по 2-ум показателям - физическое функционирование и интенсивность боли. Самые низкие результаты отмечаются по 2-ум показателям – социальное функционирование и ролевое функционирование в связи с психическим состоянием. Выводом данного исследования является то, что полученные данные свидетельствуют о неблагоприятном психо-эмоциональном статусе студентов, что отражается на их социальной активности и повседневной жизни.

Рогов М.Г. и Казакова У.А. провели исследование факторов качества жизни преподавателей высшей школы. Результаты показали, что качество жизни каждого педагога зависит от гармоничности сочетания ряда факторов жизнедеятельности личности, при этом доминирующими остаются: здоровье, материальное благополучие, семья, работа. Использование анализа показателей, влияющих на субъективную оценку качества жизни в целом, показал, что на изучаемую категорию демографические признаки влияния не оказывают.

Проанализировав все исследования, можно сделать вывод о том, что у соматически больных обследуемых присутствует снижение параметров качества жизни. К ним относятся жизнеспособность, социальная и физическая активность, психическое и общее здоровье. Исследования здоровых людей показали, что они более ориентированы на материальное благополучие, успех в жизни и работе, семейные отношения, чем соматические больные.

Учебное пособие написано в соответствии с учебной программой по спортивной медицине для вузов физической культуры и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данное пособие содержит словарь медицинских терминов.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений физической культуры.

Книга:

1.3. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения (Р. М. Баевский)

Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения была предложена Р. М. Баевским в 1987 году. Адаптационный потенциал системы кровообращения является одним из эффективных критериев уровня здоровья.

Адаптационный потенциал характеризует уровень функционирования и степень приспособления системы кровообращения к условиям окружающей среды. Адаптационный потенциал системы кровообращения – это потенциальная способность обеспечить уравновешивание со средой, способность мобилизовать функциональные резервы при определенной степени напряжения регуляторных механизмов.

Сердечно-сосудистая система, как чувствительный индикатор адаптационных реакций целостного организма, первой реагирует на все колебания условий внешней среды, является регулятором внутренней среды организма, поддерживая гомеостаз его органов и систем путем их адекватного кровоснабжения.

Адаптационный потенциал системы кровообращения определяется с помощью формулы, предложенной Р. М. Баевским.

АП – это условная, выраженная в баллах, количественная величина, математически связанная с конкретными физиологическими показателями, отражающими состояние различных адаптационных и гомеостатических механизмов. Формулу для определения адаптационного потенциала системы кровообращения Баевский Р. М. рассматривал как математическую модель функционального состояния организма. Модель характеризует связь между миокардиально-гемодинамическим (ЧП, САД и ДАД) и структурно-метаболическим (рост и масса тела) гомеостатами. При этом показатель «возраст» играет роль элемента обратной связи между этими двумя элементами модели. Каждый из элементов модели подвержен влиянию факторов внешней среды.

АП=0,011хЧП+0,014 хСАД+0,008 хДАД+0,014 хВ+0,009 хМТ-0,009 хР-0,273;

АП – адаптационный потенциал;

ЧП – частота пульса (уд/мин);

САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

ДАД – диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

МТ – масса тела (кг);

В – возраст (лет);

Р – рост (см).

Оценка адаптационного потенциала, дает возможность разделить занимающихся физической культурой на 4 группы с различным уровнем двигательного режима.

Значения АП находятся в пределах от 1,5 до 4,5 условных баллов. Их оценка позволяет выделить 4 группы лиц, требующих различных уровней двигательного режима:

1– я группа АП < 2,60;

2– я группа АП – 2,60 – 3,09;

3– я группа АП – 3,10 – 3,59;

4– я группа АП > 3,60

1-я группа характеризуется высокими или достаточными функциональными возможностями организма, с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Рекомендуется режим физических нагрузок без ограничений, каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике не требуется;

2-я группа – лица с функциональным напряжением, с повышенной активацией механизмов адаптации. Эти лица нуждаются в мероприятиях по снижению стрессового действия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усиление саморегуляции организма. Это категория практически здоровых лиц. Режим физических нагрузок должен выполняться в данной группе в строгом соответствии с программой, предусмотренной для данной возрастной группы;

3-я группа – лица со снижением функциональных возможностей организма, с неудовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Эти лица нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях для повышения защитных свойств организма, усиления его компенсаторных возможностей. В данной группе требуется ограничение двигательного режима;

4-я группа – лица с резким снижением функциональных возможностей организма, с явлениями срыва механизмов адаптации. Часто у этих лиц имеются отдельные симптомы заболеваний. Применительно к ним требуются не только профилактические, но и лечебные мероприятия. Здесь могут быть рекомендованы лишь занятия лечебной физкультурой по назначению врача.

В ряде регионов страны потенциал земли в жизнеобеспечении населения в значительной степени или полностью уже исчерпан. При этом надо учитывать уроки чрезмерной техногенно-химической нагрузки на экосистемы, принимая во внимание адаптивный потенциал почв и растений. По расчетам А. А. Жученко, затраты невозобновляемой энергии в количестве 15 ГДж/га являются рубежом, за пределами которого наступает реальная опасность для экосистем.[ ...]

Изучение онтогенеза растений - одна из главнейших характеристик адаптивного потенциала, проблема которого занимает важное место как в эволюционной теории, так и в практике сельского хозяйства (Жучен-ко,1988). В связи, с чем нами в 2004 г. проведено исследование по оценке 80 сортов ярового ячменя различного э кол о го-географического происхождения из мировой коллекции ВИР в условиях северной лесостепи Тюменской области. Полевой эксперимент выполнен согласно методическим указаниям изучению мировой коллекции ячменя ВНИИ растениеводства (1973).[ ...]

ПОСТУПЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ - см. Предельно допустимое поступление (ПДП). ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНЫЙ - наследственно детерминированная способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Степень проявления этой способности связана с биотическим потенциалом.[ ...]

В первое направление включены факторы, которые при правильном дозировании укрепляют адаптивные возможности организма человека, а при гигиенически неграмотном использовании могут сказаться на здоровье отрицательно. Во второе - факторы, имеющие отрицательное значение для здоровья и требующие безусловного устранения. Такая группировка подчеркивает, что ЗОЖ не только сводится к ликвидации факторов риска возникновения заболеваний, но и предполагает совершенствование стиля жизни населения с целью накопления потенциала здоровья.[ ...]

Обусловленный генетическими различиями более высокий уровень гранулоцитов гарантирует от гемодепрессии и определяет высокие адаптивные способности морфы striata в условиях резких изменений среды (Вершинин, 2004). С возрастом, у особей striata (в отличие от бесполосых) значительно растет число эритроцитов и лейкоцитов, что увеличивает их индивидуальный адаптивный потенциал. Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется разнонаправленное возрастное изменение доли нейтрофилов для полосатых и бесполосых. Возможно, это является одной из причин резкого преобладания фенотипа striata среди взрослых особей в городских популяциях.[ ...]

В последние годы в повышении устойчивости растений большую роль играет биотехнология (см. Генетически модифицированные растения). АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (A.c.)- элемент адаптивного подхода, наиболее экологичный и экономичный вариант использования ресурсов почвы при максимальном раскрытии ее биологического потенциала и уменьшении вложений антропогенной энергии. Основу A.c. составляют: севооборот, безотвальная обработка почвы, экологизация системы внесения минеральных удобрений, использование биологических методов защиты растений, использование сор-тосмесей и поликультур.[ ...]

Преобладание животных морфы striata среди взрослых особей озерной лягушки на городской территории свидетельствует в пользу того, что этот фенотип обладает селективными преимуществами в популяциях техногенной зоны Уральского региона. Удалось показать, что успешному освоению новых местообитаний за пределами естественного ареала способствует высокий адаптивный потенциал озерной лягушки, значительную роль в котором играют наследственно обусловленные особенности системы гемопоэза морфы striata (Силс, Вершинин, 2 004).[ ...]

Исходным материалом для отбора К.р. служили растения естественных сообществ, чаще - на нарушаемых местообитаниях (горные осыпи). По этой причине большинство К.р. являются эксплерентами. В результате многолетнего и направленного на повышение продукционного потенциала искусственного отбора К.р. лишились этих качеств. В настоящее время требования к К.р. изменяются (см. Адаптивная селекция).[ ...]

Социальное развитие вида человек разумный никто не отрицает. Зато его современный биологический прогресс оспаривается многими. Основанием для этого служит морфологическое сходство наших далеких предков с ныне живущими людьми. Предполагается, что генетически человечество принципиально однородно уже десятки тысяч лет, а факторы отбора в человеческих популяциях почти не действуют. И то, и другое утверждение кажутся весьма сомнительными. Расовая и адаптивная дифференциация людей1, шедшая на протяжении всего времени существования вида человек разумный, скорее говорят об обратном. Генетическая целостность вида в смысле репродуктивных возможностей и предполагаемой тысячелетней стабильности умственных потенций (тоже гипотеза, требующая доказательств, прямые из которых не могут быть получены2, так как оживить далеких предков невозможно) еще не означают его неизменности. Что касается отбора в условиях огромного давления мутаций, то тут нередко встречается упрощенно-биологический, огрубленный подход к человеку. Видимо, преимущества имеет более тонкий и разносторонний анализ, учитывающий реальные ограничения изменчивости, но и не сбрасывающий со счетов трудноуловимый «в снятом виде» под социальными наслоениями биологический механизм. После длительного процесса расообразования ныне идет обратный - слияния рас. Однако отнюдь не так просто, бесконфликтно и быстро, как это нередко упрощенно принимается.[ ...]

Представляется неверным утверждение исследователей [Кузнецов, 1979; и др.], что в измененных условиях обитания у рыб появляются совершенно новые экологические группы, например кла-дофилы и т, п., как адаптация к значительно измененным условиям обитания. По-видимому, эти изменения связаны с реализацией скрытых (потенциальных) до сего времени возможностей в развитии особей и в приспособительных преобразованиях популяций у различных видов рыб, т. е. проявляется многообразие отношений организма со средой как адаптивный ответ развития особей и популяций на эти изменения, т. е. реализация того, что имеется в наличии или в потенции у вида в целом.[ ...]

Опасность представляют и навозохранилища комплексов по откорму крупного рогатого скота, часто недостаточно оборудованные и накапливающие огромное количество жидкого (бесподстилочного)навоза. Большой вред здоровью человека может нанести загрязнение сельскохозяйственной продукции нитратами. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ (С.ж.) Как правило, С.ж. не могут жить без человека, хотя в результате натурализации и возможен возврат некоторых из них в дикую природу. Эволюция С.ж. происходила путем искусственного отбора. Долгие годы основным направлением отбора было повышение продукционного потенциала - удойности коров, скорости привеса свиней и коров, яйценоскости кур и т. д. Итогом этого отбора в ряде случаев было резкое увеличение затрат энергии на содержание С.ж. и загрязнение окружающей среды. В настоящее время все большее распространение получает адаптивная селекция в направлении повышения устойчивости С.ж. к влиянию неблагоприятных факторов и эффективности откорма.