Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих. Разработка урока на тему:" Млекопитающие

Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

иванова тамара ивановна, 09.02.2017

3150 380

Содержимое разработки

Тема урока: Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих.

Класс-7

Дата проведения-5.04.2016

Цель урока:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход урока

I .Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, сядьте правильно и приступим к работе.

II .Актуализация знаний.

В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Часть классов мы уже изучили, и последний изученный нами класс был? (ответы ребят – птицы) .

Ребята! Посмотрите на слайд 3 и найдите животных, которых мы ещё не изучали. Подумайте, почему?

Каких из представленных животных мы изучили? К каким классам они относятся? (пресмыкающиеся, птицы).

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к этим классам?

III. Изучение нового материала .

    Постановка проблемы и создание проблемной ситуации .

Слайд 4

Что же есть такого особенного в этих животных? (они отличаются от всех остальных).

Проблема : Почему их выделили в особый класс?

Поэтому на сегодняшнем уроке мы и будем изучать «Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих» (записывают тему урока). Слайды 1,2 Какова цель?

Посмотрите, какое многообразие млекопитающих, и это ещё не все отряды. На сегодняшний день насчитывается 4,5 тыс. видов (запись в тетрадь). Слайды 5,6,7

2)Выдвижение гипотезы.

Давайте выдвинем гипотезу. Слайд 8

Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит, у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли.

3)Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы.

Гипотезу нужно проверить, т.е. подтвердить фактами.

Для установления общих признаков млекопитающих обратимся к тексту учебника (самостоятельная работа со статьей учебника «Общая характеристика млекопитающих» стр. 224-225).

Давайте, используя свой жизненный опыт, свои знания , а также статью учебника, попытаемся сформулировать общие отличительные признаки млекопитающих . Сверьтесь со слайдом 9 , все ли признаки вы отметили.

1) Высшие позвоночные животные.

2) Теплокровные (постоянная температура тела).

3) Тело покрыто шерстью (волосяным покровом).

4) Имеются кожные железы (потовые, сальные, млечные, пахучие).

5) Рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.

6) Обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями.

7) Имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты).

8) Размеры от 4 см до 33 метров, масса от 0,1 граммов до 150 тонн. Слайд 10

Таким образом, Млекопитающие составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей - самая прогрессивная группа животных.

4) Особенности внешнего строения млекопитающих (рассказ учителя).

Слайд11 Тело состоит из головы, туловища, хвоста; хорошо развита шея. Две пары конечностей, которые расположены под туловищем.

Какое это имеет значение? (тело поднимается над поверхностью земли).

Слайд 12

На голове развиты подвижные ушные раковины (наружные уши); рот окружён подвижными губами. Глаза предохраняют хорошо развитые веки. По их наружным краям расположены ресницы. Мигательная перепонка (третье веко) у млекопитающих недоразвита.

Покровы

А) Рассмотрим строение кожи (рассказ учителя). Слайд 14

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. Состоит из основных слоёв: эпидермиса (наружного слоя), дермы и подкожной клетчатки . В подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества. У позвоночных эпидермис многослойный. Нижний слой клеток эпидермиса производит новые слои клеток на протяжении всей жизни. Клетки верхних слоев эпидермиса превращаются в роговые чешуйки, которые сбрасываются путем отшелушивания или линьки. В дерме проходят кровеносные сосуды (питают клетки кожи), нервы (обеспечивают чувствительность кожи), клубочки потовых желез, луковицы волоса.

Чем покрыто тело млекопитающих?

У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть). Слайд 14

Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы (образующие подшерсток). Особо выделяют жесткие длинные волосы – вибриссы. Слайд 15 Вибриссы – длинные жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию. Видоизменениями волос являются щетина (кабана) и иглы (дикобраза и ежа). Лишь немногие из млекопитающих утратили волосяной покров, например дельфины. Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год. Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик). Слайд 16

Роговыми производными эпидермиса – верхнего слоя кожи являются:

Ногти, - когти, - копыта, - рога, - волосы (слайд 17 ).

В коже млекопитающих хорошо развиты железы разных типов: (рассказ учителя, типы желез, их функции). Слайд 18

    Потовые железы (выведение продуктов обмена веществ, терморегуляция).

    Сальные железы (смазывание шерсти, защита от снашивания и намокания).

    Пахучие железы (общение между особями, для мечения территории).

    Млечные железы (вскармливание детенышей).

Млечные железы возникли как видоизменение потовых желез.

5)Физкультминутка.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только вовремя сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.

А) Упражнения для глаз.

На листе ватмана изображают фигуру животного. Во время физкультминутки дается задание: обвести контуры животного взглядом по часовой стрелке и против.

Б) Комплекс упражнений для глаз.

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальные вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против.

Будьте здоровы!

6)Инструктивная карта (ответьте на вопросы и заполните таблицу).

Ребята! Вам на дом было задано рассмотреть внешнее строение своих домашних животных.

Лабораторная работа Слайды 19-24

«Внешнее строение млекопитающих»

IV . Применение знаний.

Учащиеся выполняют тест, самопроверку. Слайды 25,26

Слайды 27-28 Проверьте свои ответы.

V . Домашнее задание. Слайд 31

п. 55, ответить на вопросы: 1) У какого млекопитающего нет глаз?

2) Почему в сильную жару собака высовывает язык?

По желанию: - подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающих;

Нарисовать рисунки животных.

V I . Рефлексия: Какие открытия сделали на уроке? Слайд 29

- Я запомнил, что:

Меня удивило, что:

Я впервые узнал, что:

VII . Подведение итогов. Слайд 30

Мы достигли нашей поставленной цели, подтвердили гипотезу, и на последующих уроках будем продолжать изучать этих животных, используя знания, полученные на этом уроке.

Выставление оценок.

Слайд 32.

Учитель: Иванова Т.И.

Содержимое разработки

Самоанализ урока по биологии на тему «Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих».

Урок проведен в 7 классе. В классе 9 обучающихся. Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока урок усвоения новых знаний .

Цель урока: выявить общие черты млекопитающих, изучить особенности внешнего строения.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда; формировать у учащихся бережное отношение к живой природе.

Цели и задачи урока даны комплексно и взаимосвязаны между собой. В них учтены возрастные и личностные особенности учащихся: способности к логическому мышлению, обобщению, интерес к предмету, доброжелательных отношений в классе и с учителем, а также возможная необходимость оказания помощи более слабым ученикам при решении заданной проблемной ситуации и усвоении новых знаний.

Структура занятия соответствует структуре урока усвоения новых знаний. Постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности способствуют развитию познавательного интереса учащихся и лучшему восприятию учебной информации. На протяжении всего урока мною соблюдалась логика изложения учебной информации, которая сопровождалась с показом слайдов. Между всеми этапами урока была осуществлена последовательная и логическая связь.

Организационный момент . Прошел быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

На этапе актуализации знаний я старалась логически подвести учащихся к теме урока путём постановки проблемных вопросов. Работа с иллюстрациями слайда дала возможность подвести ребят к изучению новой темы.

Использовала различные методы закрепления материала: ответы на вопросы, беседу, лабораторную работу, которая позволит выявить первичные навыки усвоения нового материала.

В ходе всех этапов урока использовала различные методы для развития логического мышления:

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать выводы;

Сравнивать;

Работать с иллюстрацией на слайдах;

Выдвигать гипотезы.

Данные формы работы также направлены на отработку навыков учебного труда и формирование коммуникативной культуры учащихся. Деятельность обучающихся в ходе урока была преобразующей, так как учащимися осуществлялось прохождение всех уровней обучения (различение, запоминание, понимание).

Использовались различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную. С этой целью развития познавательного интереса и мотивации к учению мною использовались на уроке презентация, постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.

На этапе самостоятельного применения знаний учащиеся выполняли проверочный тест, что способствовало закреплению изученного материала.

Домашнее задание имело творческий характер и было дифференцировано (обязательное и по выбору).

Была проведена рефлексия и самооценка учениками своей учебной деятельности.

Учитель: Иванова Т.И.

- -

Тема: Общая характеристика класса млекопитающие.

Цель: Познакомить учащихся с прогрессивными чертами организации млекопитающих, позволившим им занять основные среды обитания в биосфере.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с общими признаками с признаками класса млекопитающие: подкласс первозвери и подкласс настоящие звери.

2. Развитие умения сравнивать, выделять главное из полученной информации.

3. Показать необходимость охраны отрядов: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Оборудование:

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Модель млекопитающего, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», обитатели живого уголка, книги: Э.Сетон - Томпсон. «Рассказы о животных»; Д.Даррел. «Перегруженный ковчег». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы - Латюшин В.В, Шапкин В.А.

Природа - самый совершенный мастер,

Постигший совершенства ремесла,

Н.Кондратковская.

Сегодня мы с вами начинаем изучать один из самых интересных классов животного мира - класс млекопитающие. Этот класс представляет наиболее высокоорганизованные позвоночные животные, появившиеся 160 - 170мл. лет назад. Внешний облик и размеры млекопитающих очень разнообразны - от карликов (4см. - белозубка), до гигантов (синий кит - 33м.). Современных млекопитающих насчитывается пять с половиной тысяч видов, они широко расселились по земному шару и освоили различные среды обитания: наземно-воздушную, почвенную, водную, а некоторые и воздушную (самый крупный летающий зверь планеты - калонг, большая летучая лисица. Размах крыльев 1,4м).

Просмотр видеофрагмента «Среды обитания животных» Галерея. Видеофрагмент № 90.

2. Операционно - исполнительный этап.

Черты, позволившие представителям класса млекопитающие быть прогрессивными животными.

Живорождение и выкармливание детенышей;

Наличие волосяного покрова;

Наличие центральной нервной системы, сложное поведение;

Замкнутая кровеносная система, четырех камерное сердце;

Теплокровность;

Шейный отдел позвоночника состоит из семи позвонков;

Обладают четырьмя конечностями.

Задание

Из названных черт составить логическую опорную схему «Характерные особенности класса млекопитающие».

Млекопитающие.

Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения

Волосяной покров центральная нервная система

Обладают 4мя конечностями живорождение

Молочные железы 4х камерное сердце

2 круга кровообращения

7 позвонков в шейном отделе

Просмотр интерактивных рисунков. Галерея. «Внешнее строение млекопитающих» № 2 и «Внутреннее строение млекопитающих» №12. Анимация № 20 «Кровеносная система млекопитающих»

Характеристика подкласса первозвери. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Однопроходные» и с рисунком 127. В рабочей тетради «Биология. Животные» выполнить задания №2, №3 стр.79.

Характеристика отрядов сумчатых, рукокрылых, насекомоядных.

Задание № 1: используя текст параграфа № 31 (ст.159-160)

Указать: а - особенности внешнего и внутреннего строения представителей

Отряда сумчатые.

Б - заполнить таблицу «Представители отряда Сумчатые»

Представитель

Рисунок

Питание

Среда жизни, образ жизни.

Сформулируйте вывод.

Задание № 2: используя текст параграфа № 31 (ст.160 - 161)

Выполните задания № 1-4 в рабочей тетради, страница 80.

Указываем, что выхухоль - представитель отряда насекомоядных, единственное млекопитающее, включенное в «Красную книгу Челябинской области».

Задание № 3: используя текст параграфа № 31 (ст.161 - 162)

Дополните схему.

Отряд Рукокрылые.

Особенности внешнего строения Общее в строении птиц и

рукокрылых

Подотряды рукокрылых

? ?

Представители Представители

Проблемный вопрос.

Какую особенность рукокрылых перенял человек и стал использовать в

технике? Просмотр видеофрагмента № 32 «Летающие млекопитающие»

Эхолокация

1. Ответьте на вопросы теста.

  1. Первозвери:
  1. Кенгуру
  2. Крыса
  3. Утконос
  4. Ехидна
  1. Утконос относится к млекопитающим потому, что:
  1. Откладывает яйца
  2. Имеет роговой клюв
  3. Вскармливает детенышей молоком
  4. Имеет волосяной покров
  1. Сумчатые животные:
  1. Утконос
  2. Коала
  3. Ехидна
  4. Кенгуру
  1. Еж относится к отряду:
  1. Рукокрылые
  2. Насекомоядные
  3. Грызуны
  4. Зайцеобразные
  1. Летучие мыши относятся к отряду:
  1. Грызуны
  2. Парнокопытные
  3. Рукокрылые
  4. Хищные

2. Почему в слове «млекопитающие» нельзя писать окончание «- ся»?

Задание на дом.

1. Изучить параграф № 31, повторить параграф № 25.

2. Заполнить таблицу.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих.

Черты строения и образа жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания

Покровы тела

Органы дыхания

Число кругов кровообращения

Число камер в сердце

Нервная система

Температура тела

Способы размножения.

Предварительный просмотр:

- -

Тема: Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные

Цель: Расширить представления учащихся о многообразии млекопитающих.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с общей характеристикой отрядов млекопитающих.

2. Развитие умения работать в заданном темпе в малой группе, адекватно воспроизводить информацию, работать с текстом, рисунками учебника мультимедийными средствами обучения.

3. Показать особенности строения и образа жизни отдельных представителей отрядов; их значение в природе и жизни человека..

Оборудование:

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Таблицы «Грызуны и Зайцеобразные, Хищные, Морские млекопитающие», обитатели живого уголка. Книги: Ханс Петер Тиль «Царство животные», В.Б.Сабунаев «Занимательная зоология». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы - Латюшин В.В., Шапкин В.А.

«Куда на выдумку природа таровата»

И.Крылов

1. Ориентировочно - мотивационный этап.

А) Проверка выполнения домашнего задания; таблица «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих»

Б) Тестирование. Выполните тестовое задание. Выберите один ответ из четырех.

1. Особенности покровов млекопитающих:

А) кожа влажная, голая, в ней много желез

Б) кожа сухая, покрытая перьями

В) у большинства кожа покрыта волосяным покровом

Г) кожа покрыта костной чешуей

2. Сердце млекопитающих:

А) двухкамерное

Б) трехкамерное

В) трехкамерное с неполной перегородкой

Г) четырехкамерное

3. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

А) дыхательной системы

Б) нервной системы

В) пищеварительной системы

Г) опорно-двигательной системы

4. Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:

А) живорождения

Б) среды обитания

В) вынашивания детенышей

Г) питания молоком.

5. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

А) строение нервной системы

Б) живорождение

В) теплокровность

Г) строение дыхательной системы

6. Найди ошибку.

А) Коала, кенгуру, опоссум

Б) еж, крот, выхухоль

В) вечерница, ночница, крылан

Г) еж, крот, мышь

В) Закончите схему.

Класс Млекопитающие

Подкласс? Подкласс?

Г) Работа в малых группах. Постройте логическую опорную схему, указав в ней, какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечили широкое распространение млекопитающих в биосфере. (Каждая группа имеет набор карточек, из которых необходимо сложить схему)

Роль особенностей строения млекопитающих в эволюционном процессе.

Волосяной Легкие 4-х камерное Специализированная Наличие

покров сердце пищеварительная плаценты,

Система молочные железы

Тепло- Газо- Снабжение Расщепление Сохранение

изоляция обмен органов питательных потомства

Кровью веществ

Высокий уровень обмена веществ

Теплокровность Высокая организация Двигательная

Нервной системы, активность

Интенсивная работа

Мозга, сложное

Поведение

Преимущества в борьбе за существование

Увеличение численности вида, расширение ареала

Появление новых видов

Работа в малых группах. Группам выдаются листы ватмана для написания книги «Наши соседи по планете». Каждая группа должна оформить страницы книги, рассказав об одном из отрядов млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные.

Рассказ должен отражать:

  1. Особенности строения и образа жизни представителей отряда.
  2. Значение представителей отряда в природе и жизни человека.

Каждая группа работает с соответствующей частью текста параграфов №32 и 33.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Проведение презентации «книги».

1. Каждая группа, или представители из группы выходят, показывают свою страницу и рассказывают содержание своей части работы, после выступления задают одноклассникам вопросы, на которые ученики должны ответить.

2. Так выступают все группы по очереди. Между выступлениями просмотр видеофрагментов по презентуемым отрядам млекопитающих. Галерея. Видеофрагменты: №12 «Водные млекопитающие», «Лесные млекопитающие», «Млекопитающие открытых пространств»

3. Ответственный редактор - учитель, проводит опрос по новым терминам.

Термины: грызуны, резцы, акклиматизация, зайцеобразные, ласты, цедильный аппарат, эхолокация, хищные зубы.

4. Формулируется заключение.

Задание на дом.

1. Нарисовать обложку для книги «Наши соседи по планете». (по желанию)

2. Оформить страницу книги по рубрикам:

  1. «Священные» животные
  2. Животные - герои сказок, басен, былин.
  3. Животные - символы на гербах стран и городов.
  4. Охота
  5. Звери - поставщики меха, пищи, лекарств
  6. Животные - источники вдохновения для народного творчества, искусства.
  7. Охрана и восстановление редких видов.
  8. Мой домашний питомец.

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.

Предварительный просмотр:

Тема: Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

Цель: Продолжить знакомство учащихся с многообразием отрядов млекопитающих.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов парнокопытные и непарнокопытные

2 . Развитие умения работы с учебной информаций, построение логической опорной схемы.

3. Раскрыть значение отрядов парнокопытные и непарнокопытные в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны.

Оборудование:

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Таблицы «Парнокопытные», «Непарнокопытные»

1. Ориентировочно - мотивационный этап.

Чтение отрывка сказки Р.Киплинга « Кошка, которая гуляла сама по себе» о том, как конь и корова стали служить человеку. Рассказ о знаменитых копытных в истории.

Используя материалы презентации, давайте поработаем с интеллект картой, которая лежит у вас на столе. Отряд парнокопытные делится на два подотряда нежвачные и жвачные.

А) общие признаки отряда парнокопытные,

Б) характерные признаки подотряда нежвачные

В) характерные признаки подотряда жвачные

Задание № 2. Используя данные задания № 1, составите логическую опорную схему «Отряд парнокопытные»

«Отряд парнокопытные»

Развит 3 и 4 палец

Пальцы покрыты копытом

Величина средняя и большая

Широкое распространение

Подотряд Нежвачные Подотряд Жвачные

Массивное тело Стройное тело

Короткие конечности Короткие конечности

Клыки Клыков нет

Морда с пяточком Имеют рога

Всеядны Травоядные

Простой желудок Сложный желудок

Имеют подкожный слой жира Подкожного жира нет

Представители

Кабан Зубр

Бородавочник Лось

Бегемот Олень

Корова

Просмотр видеофрагмента «Корова» (Галерея. Видеофрагмент

№ 30 «Корова»)

Используя текст учебника, и просмотренный видеофрагмент разбираем строение и работу сложного желудка жвачных животных.

Схема

«Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных»

РОТ ПИЩЕВОД

Жвачка

ЖЕЛУДОК

Просмотр анимации «Работа пищеварительной системы жвачного животного» (Галерея. Анимация № 9)

Задание № 3. Используя текст параграфа 34, страница 181-183, заполните схему «Систематические группы отряда Непарнокопытные»

«Систематические группы отряда Непарнокопытные»

Непарнокопытные

Многие представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные давно одомашнены человеком и широко используются им.

Работа по схеме «Охрана копытных животных»

«Охрана копытных животных»

Парнокопытные Непарнокопытные

200 видов 16 видов

Причины сокращения численности

Охота

Разрушение мест обитания

МЕРЫ ОХРАНЫ

Заказники

Заповедники

Национальные парки

Просвещение населения

Борьба с браконьерством

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Задание: Укажите стрелками соответствие между изображением животного, его названием и отрядом.

Тарпан

Олень

Овцебык

Кабан

Косуля

Антилопа

Парнокопытные

Непарнокопытные

Какие из указанных животных, являются редкими и охраняемыми?

Рубец

Сетка Книжка Сычуг

Предварительный просмотр:

Тема урока: Отряд млекопитающих: Приматы.

Цель: Познакомить учащихся с многообразием приматов.

Задачи : 1.Выявить характерные особенности приматов, признаки их высокой организации по сравнению с другими животными.

2. Развитие общеучебных умений: сравнение и обобщение.

  1. Раскрыть роль приматов в природе, необходимость их сохранения и охраны.

Оборудование : Набор художественных рисунков и открыток о приматах, Набор фотографий различных приматов, (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл. Издательский центр Вентана-Граф»),

умелою природой установлен…

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.
  1. Индивидуальный опрос по логическим опорным схемам, составленным на прошлых уроках:
  1. Характерные особенности млекопитающих.
  2. Роль особенностей млекопитающих в эволюционном процессе.
  3. Отряд Парнокопытные.
  4. Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных.
  5. Систематические группы отряда Непарнокопытные.
  1. Выполнение тестовых заданий. Выберите один ответ из четырех.
  1. Признак, доказывающий усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися:

А) органы чувств

Б) отделы тела

В) четырехкамерное сердце

Г) два круга кровообращения

  1. К признакам высокого уровня организации млекопитающих не относятся:

А) живорождение

Б) теплокровность

В) вскармливание детенышей молоком

Г) пятипалая конечность

  1. К признакам, обеспечивающим распространение млекопитающих по всему земному шару, не относятся:

А) живорождение

Б) высокое развитие нервной системы

В) теплокровность

Г) удаление продуктов жизнедеятельности

  1. К приспособлениям, позволяющим млекопитающим выживать в районах с резко меняющимися по сезонам условиями окружающей среды, не относятся:

А) запас корма

Б) миграция

В) спячка

Г) видоизменение конечностей.

  1. Операционно-исполнительный этап.

Общая характеристика отряда Приматы

  1. Древесные или наземные животные
  2. Средние или небольшие по величине
  3. Стадный образ жизни
  4. Активны днем
  5. Пальцы имеют ногти
  6. Большой палец противопоставлен

Остальным

  1. Наличие ключиц
  2. Развиты все типы зубов
  3. Зрение бинокулярное, цветное
  4. Сложное строение коры головного

Мозга

  1. Беспомощные детеныши

Задание № 1. Используя текст параграфа № 35 страница 184 составьте схему классификации приматов.

Отряд Приматы

Подотряд Полуобезьяны Подотряд Обезьяны

Представители

Задание № 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»

«Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»

Представитель

Как

передвигается

Где

обитает

Чем

питается

Интересные

особенности

поведения

После проверки, заполнения таблицы фронтальный опрос

  1. Какими общими чертами обладают представители отряда приматов?
  2. Назовите семейства отряда приматов (см. рис. 218). Какие черты этих животных указывают на их высокую организацию?
  3. Назовите черты сходства представителей семейства человекообразных обезьян с людьми.

Задание № 3. Биодиктант. Показываем изображение примата, учащиеся записывают его название.

Задание № 4. Из перечисленных видов приматов выберите отдельно представителей соответствующих подотрядов:

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы теста.

  1. Наиболее высокоразвитые животные относятся к отряду:
  1. Зайцеобразные
  2. Приматы
  3. Копытные
  4. Хоботные
  1. К человекообразным обезьянам относится:
  1. Горилла
  2. Лемур
  3. Макак
  4. Мартышка
  1. Условным рефлексом является:
  1. Хватательный рефлекс у детеныша шимпанзе
  2. Вылизывание шерсти кошкой
  3. Перелеты птиц
  4. Реакция птиц на яркую окраску ядовитых насекомых
  1. К мартышкообразным относятся
  1. Макаки
  2. Шимпанзе
  3. Павианы
  4. Гориллы
  1. Выберите правильные утверждения:
  1. Млекопитающие - теплокровные позвоночные животные, рождающие живых детенышей, выкармливающие их молоком
  2. Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания
  3. Кожа млекопитающих эластичная и покрыта волосяным покровом
  4. Мозговая часть черепа млекопитающих характеризуется увеличением размеров, что связано с укрупнением головного мозга
  5. Ключицы хорошо развиты у животных, совершающих разнообразные движения передними конечностями (приматы), и отсутствуют или недоразвиты у тех, которые двигаются в одной плоскости (например, копытные и хищники)
  6. Количество извилин коры полушарий у всех млекопитающих примерно одинаково
  7. Инстинкт заботы о потомстве особенно проявляется у животных, рождающих детенышей беспомощными (например, у белок, кроликов)
  8. Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года

Задание на дом

  1. Изучить параграф № 35, задание № 1,2 в рабочей тетради.
  2. Заполнить логическую опорную схему «Общая характеристика Приматов»

П Р И М А Т Ы

Зрение?

Конечности?

Нервная система?

Образ жизни?

Предварительный просмотр:

Тема урока : Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний.

Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся об изученных отрядах класса млекопитающие.

Задачи : 1. Проверить усвоение учебного материала учащимися, сформированность их знаний и умений.

2. Развитие общеучебных умений; анализ, сравнение, обобщение.

  1. Раскрыть роль различных животных в природе, необходимость сохранения биоразнообразия животного мира.

Оборудование : Набор художественных рисунков и открыток о животных, табличка «Анималист», набор фотографий различных зверей, видеофрагменты о животных (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл. Издательский центр Вентана-Граф»), презентация «Представители различных отрядов класса млекопитающие», индивидуальный лист работы учащегося.

«Кто хочет вызвать в животном взаимную

дружбу и доверие, тот должен попытаться

изучить его особенности, характер и повадки…

и он будет вознагражден тем, что приобретет

себе друга» Альфред Буковец

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Класс млекопитающие», познакомились с особенностями внешнего строения млекопитающих, изучили разнообразие отрядов данного класса, их особенности и представителей. Тема нашего сегодняшнего урока – «Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний»

В класс млекопитающие входит около 4 тысяч видов, они весьма разнообразны: самый крупный зверь – синий кит, длина его тела – 30м, вес -130т. Самый маленький зверь – этрусская землеройка, её длина тела (вместе с хвостом – 7 см., а вес всего 2г.

Давайте вспомним, какими характерными особенностями обладают представители класса млекопитающие?

  1. Живорождение и выкармливание детёнышей молоком, забота о потомстве.
  2. Имеют волосяной покров.
  3. Высокоразвитая нервная система, сложное поведение.
  4. Кровеносная система замкнутая, сердце четырехкамерное, два круга кровообращения.
  5. Теплокровность, постоянная температура тела.
  6. Шейный отдел позвоночника имеет 7 позвонков.

Современных млекопитающих насчитывают около 4 тыс. видов. Они широко расселились по земному шару, живут в самых разнообразных условиях.

Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос: Какие среды жизни освоили млекопитающие? Просмотр видеофрагмента «Среды жизни млекопитающих» (галерея, видеофрагмент № 90 «Среды обитания животных»)

  1. Операционно-исполнительный этап.

Работа по логической схеме «Среды обитания млекопитающих»

Условия среды

Теплокровность

Вопросы по логической опорной схеме.

- Что обеспечивает существование млекопитающих в различных средах жизни?

Как разнообразные условия среды жизни оказали влияние на животных?

Разнообразие сред жизни и условий этих сред привели к большому разнообразию среди млекопитающих. Плацентарные млекопитающие включают в себя около 20 отрядов, представители которых широко распространены на нашей планете. Сейчас вы проверите себя, насколько хорошо вы знаете представителей различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.

Проводим биодиктант. При выполнении биодиктант показываем в презентации различных млекопитающих, по ходу которой ученики заполняют колонку «Название животного», затем даем время на заполнение остальных колонок таблицы.

Название животного

Название отряда

Характерные признаки отряда

В редакцию журнала «Юный натуралист» пришло несколько заметок от Незнайки о жизни животных. Внимательно прочтите эти заметки и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего незнайства. (Тексты включены в индивидуальный лист учащегося по вариантам)

МЕДВЕЖЬИ (медведи), семейство млекопитающих отряда приматов, самые крупные из современных хищных зверей; включает 8 видов.

Длина тела современных медведей 110–300 см, высота в холке до 135 см, масса до 700 кг. Тело мощное, с высокой холкой. Шея толстая, обычно длинная, голова крупная, с удлиненным лицевым отделом, глаза небольшие, уши округлые. Лапы сильные, стопоходящие, трехпалые. Хвост короткий, почти не заметен. Мех высокий и редкий. Шерсть окрашена в черный, бурый или белый цвет, меняется по сезонам.

Распространены в Европе, Азии, Северо-Западной Африке, Арктике, Северной Америке, в горных областях северо-запада Южной Америки. Все виды наземные. Держатся поодиночке или семьями. Активны только ночью. Большинство ведет оседлый образ жизни, некоторые широко кочуют. В зимнюю спячку не впадают. Всеядны. Предпочитают питаться растительной пищей: ягодами, фруктами, орехами, также насекомыми, рыбой, реже крупными животными.

Продолжительность жизни медведей 30–45 лет. Многие виды хорошо дрессируются и содержатся в зоопарке.

ПУСТЫННАЯ ЗЕБРА (зебра Греви) - вид парнокопытных млекопитающих рода лошадей; самая крупная из зебр. Светлая окраска брюха поднимается довольно высоко на бока, полосы широкие. Волосы, образующие кисть на конце хвоста, относительно короткие. Крик зебры Греви, более чем у других зебр, напоминает крик лошади. Пустынная зебра распространена в центральных частях Восточной Эфиопии, Сомали и Северной Кении, а так же в полупустынях Евразии. Она обитает в лесистых местностях и полупустынях, где предпочитает некрутые горные склоны и плато; в Кении иногда образует смешанные стаи с саванной зеброй. Численность пустынной зебры составляет около 15 тысяч голов.

ГЕПАРД, млекопитающее семейства кошачьих, отряда зайцеобразных.

Обладает сухим поджарым телом длиной 123-150 см, с большой головой и длинными и стройными ногами. Длинный, сильный хвост (до 75 см) при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой. Общий тон окраски желтоватый, песчаный, пятен нет.

Распространен в равнинных пустынях и саваннах Европы и Азии. Известны упоминания в русских летописях о звере пардусе, по описаниям похожим на гепарда.

Самый медленный зверь из всех млекопитающих. Догоняя добычу, может развивать на коротких расстояниях скорость до 110 км/ч. Охотится преимущественно днем или в сумерки, иногда подстерегает добычу у водопоя. Питается копытными, а в качестве дополнительной пищи - зайцами, мелкими зверьками и птицами. В помете 2-4 детеныша. Держится по одиночке или парами. Детеныши (1-4) рождаются зрячими, пятнисто окрашенными.

В Индии и Передней Азии ранее использовался для охоты на антилоп. Малочислен. Легко приручается, в неволе размножается.

Проверяем выполнение задания, исправляем ошибки, допущенные Незнайкой.

Просматриваем видеофрагменты «Лесные млекопитающие» (галерея, видеофрагмент № 31) и «Млекопитающие открытых пространств» (галерея, видеофрагмент № 40)

Перед вами изображения различных животных. Все они сделаны художником. Художник, который профессионально рисует животных, называется АНИМАЛИСТ . А стиль изображения животных в искусстве называется анималистикой. Художник Малявин нарисовал «портрет» животного, он пытался изобразить зайца.

Какие художником были допущены ошибки? К каким животным относятся части, которые смешал неумелый художник?

Животный мир испытывает на себе влияние деятельности человека, что ведет к сокращению или уничтожению некоторых видов животных. С начала XYII века на нашей планете исчезло 63 вида млекопитающих, что составляет 1,5 % от их общего количества.

Основными причинами оскудения животного мира Земли является:

  1. Охота
  2. Разрушение местообитаний
  3. Сокращение и ухудшение кормовой базы

Для сохранения исчезающих видов животных создаются заказники, заповедники, издается «Красная книга». В Красную книгу России включено 54 вида млекопитающих.

БАРС

Охотники ловили барса

На берегу Нарын-реки

Он не рычал, он улыбался,

Когда показывал клыки…

Но люди землю подкопали.

Они добились своего,

Он сильный был, но про капканы

Ещё не знал он ничего.

Он понял. Он поддался гордо,

Когда вязал его казах,

И было сумрачно и горько

В его оранжевых глазах

Он за людьми следил ощурясь

Они будили в нем тоску

В нем полыхали гнев и щедрость,

И хвост метался по песку.

Он поселился в зоопарке,

Где много мяса и воды…

Его лелеют там усердно.

Он покорился. Он лежит.

И только видно, как у сердца

Пятнистый мех его дрожит.

/ Б. Ахмадулина/

Какие чувства вызвало у вас прочтение этого стихотворения?

В наших с вами силах сделать все, чтобы животный мир не оскудел и сохранился. Что может сделать лично каждый из нас, чтобы сохранить разнообразие животного мира?

Млекопитающие имеют огромное значение для человека. Одомашнивание лошади и крупного рогатого скота обеспечило длительное процветание человеческого общества. Животноводство и охотничье-промысловое хозяйство – важнейшие отрасли современного хозяйства, обеспечивающие человечество белковыми продуктами. Редкие виды нуждаются в охране. Ведется борьба с млекопитающими, которые вредят культурным растениям, пищевым запасам, переносят возбудителей болезней.

Заполнение таблицы «Значение млекопитающих в природе и жизни человека»

Заполнить пропуски в таблице.

«Значение млекопитающих в природе и жизни человека»

Значимые категории

Значение

Представитель

Одомашненные животные

Используются человеком, для получения мяса, молока, шерсти, для перевозки тяжестей и других видов работ.

Клеточное звероводство

Норка, черно-бурая лисица, песец.

Охотничье - промысловые

Объекты спортивной охоты и пушного промысла.

Приносящие вред

Домовая мышь, крыса, крот.

Проверка заполнения таблицы

Показ видеофрагмента «Домашние животные» (галерея, видеофрагмент № 19)

Рефлексивно-оценочный этап

А сейчас мы с вами выясним личностное отношение к животным. Для этого ответим на вопросы теста.

Тест «Самооценка отношения к животным»

Инструкция: выберите один из трех ответов на предлагаемые вопросы анкеты. Балл, соответствующий вашему ответу обведите в кружок, по окончании работы подсчитайте сумму всех баллов. В любое время

2

Когда мне это необходимо

1

Очень редко

0

3

Из книг, которые я люблю читать

Многие о животных

2

Нет книг о животных

0

Некоторые о животных

1

4

Мне приходилось вредить животным

Да

0

Нет

2

Очень редко

1

5

Изображения животных на картинах

Люблю посмотреть

1

С удовольствием рисую сам

2

Не смотрю и ре рисую

0

6

В некоторых случаях

Я проявляю равнодушие к животным

0

Никогда не проявляю равнодушия к животным

2

Затрудняюсь

ответить

1

7

Со своим любимым животным

Я люблю отдыхать и готовить уроки

3

Люблю только отдыхать

2

У меня нет любимого животного

0

8

Если я вижу, что кто-то наносит своими действиями вред животному, то я

Пройду мимо

0

Обязательно вмешаюсь

2

Затрудняюсь ответить каковы будут мои действия

1

9

К животным я отношусь

Бережно

2

Не всегда бережно

0

Затрудняюсь

ответить

1

10

Животных я

Всегда делю на привлекательных и непривлекательных

0

Никогда не делю на привлекательных и непривлекательных

2

Затрудняюсь

ответить

1

11

Разнообразие в мире животных я

Ценю

2

Не ценю

0

Затрудняюсь

ответить

1

12

О своем отношении к животным я

Часто задумываюсь

2

Не задумываюсь

0

Когда как

1

13

Проведенное занятие

Повлияло на мое отношение к животным

2

Не повлияло на мое отношение к животным

0

Затрудняюсь

ответить

1

Сумма

Сумма

Сумма

Итог

Оценочная шкала

Менее 8 баллов. Отношение к животным равнодушное, эгоистичное. Тебя не волнует судьба окружающих животных. Возможно, у тебя никогда не было дома своего питомца и тебе трудно представить, что животное может стать настоящим другом. Заведи дома хомяка, кошку или собаку и увидишь, что каждое существо непременно ответит тебе взаимностью.

От 8 до 14 баллов. Малоосознанное и неактивное отношение к животным. Ты общаешься с животными, но мало интересуешься их жизнью, повадками и заботами. Понаблюдай за самыми обычными животными, и ты сможешь узнать много интересного, ты увидишь, что у тебя стало больше друзей, тебе стало легче общаться. А, кроме того, своему питомцу ты можешь доверить свои тайны и секреты. Будь уверен, они останутся между вами.

От 15 до 20 баллов. Правильно осознанное отношение к животным. Ты, верно, осмыслил своё отношение к животным. Чаще всего ты разумно поступаешь по отношению к братьям нашим меньшим, и они, в свою очередь, благодарны тебе. Ты должен стать примером для других. Вместе со своими друзьями ты сможешь открывать тайны животного мира и делиться своими открытиями с окружающими.

Свыше 20 баллов. Ты переоцениваешь свое отношение к животным. Быть может, тебе свойственна излишняя эмоциональность, а поэтому ты идеализируешь значение животных в твоей жизни т жизни окружающих.

Вернемся к нашей логической схеме, которую мы построили в начале урока.

Благодаря чему млекопитающие так широко расселились на нашей планете? (Теплокровность и сложное поведение)

К чему привело появление теплокровности и сложного поведения?

Что появилось в результате освоения млекопитающими разных сред жизни?

Условия среды

СРЕДЫ ЖИЗНИ Сложное поведение

Теплокровность

Наземно-воздушная Водная Почвенная

Приспособленность

Вывод: Разнообразие отрядов класса млекопитающие появилось в результате приспособления к различным условиям сред жизни.

Домашнее задание: Творческая работа «Млекопитающие»

Приложение. Пример индивидуального листа учащегося.

Индивидуальный лист работы учащегося ___ класса___________________________________________

Задание № 1

Представители различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Задание № 2 Внимательно прочтите эту заметку и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего незнайства.

БЕЛЯК (заяц-беляк), млекопитающее семейства зайцев отряда грызунов. Длина тела беляка 50-60 см, иногда до 75 см, масса до 5,5 кг. Свое название получил за белоснежный летний мех.

Встречается беляк в лесах, тундрах и пустынях всей Северной Евразии - от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. Акклиматизирован беляк и в Южной Америке. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат один раз за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше - 6-9 зайчат. Беляк, хоть и имеет ценный мех и мясо, но не является объектом промысла.


Министерство образования и науки Нижегородской области

МБОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов

Обобщающий урок по биологии

Тема: «Класс Млекопитающие»

(7 класс)

Разработала: Князева Евгения Валерьевна,

учитель биологии.

г. Дзержинск 2014

Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие »

Цели:

1.Закрепить и систематизировать знания о млекопитающих.

2. Развить интерес и познавательную деятельность учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к животным. Воспитывать чувство коллективизма.

Тип урока : обобщающий.

Вид урока : урок-игра.

Форма работы: групповая.

Оборудование: презентация, секундомер, карточки-задания.

Условия игры: в игре принимают участие 3 команды. Каждый этап игры оценивается в определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1место- «5», за 2место- «4», за 3 место- «3», а также дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды (это решение принимается учащимися внутри команды). Внутри команды выбирается организатор, контролер, редактор, лидер.

План урока: 1) Организационный момент

Приветствие.

Постановка целей и задач.

Объяснение правил работы с листом самоконтроля.

2) Работа в группах

Игра (элемент физкультминутки)

3) Подведение итогов. Рефлексия.

Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме « Класс Млекопитающие, или Звери» и он пройдет в форме игры. Цель урока- обобщить и углубить ваши знания о данной группе животных. Я вам предлагаю разделиться на 3 команды. Определите в вашей команде роль организатора, контролера, редактора и лидера.

Ознакомление с правилами работы на уроке

Основной этап (работа в группах)

1 задание . Перед вами карточки с признаками класса Млекопитающие. Там есть некоторые ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает 1балл.

1 Холоднокровные позвоночные

2 Тело покрыто волосяным покровом

3 Живорождение, вскармливание детенышей молоком

4 Неполное разделение артериальной и венозной крови

5 Простое поведение

6 Наличие диафрагмы

7 Четырехкамерное сердце, один круг кровообращения

2 задание. Даны систематические категории, их нужно распределить в правильной последовательности и прочитать классификацию. (2 балла)

Подцарство Многоклеточные, Класс Млекопитающие, Род Медведи, Тип Хордовые, Вид Медведь бурый, Царство Животные, Семейство Медвежьи, Отряд Хищные.

(Царство Животные, Подцарство Многоклеточные, Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Хищные, Семейство Медвежьи, Род Медведи, Вид Медведь бурый)

3 задание . Определите соответствие животного к своему отряду. (2 балла)

Верблюд Китообразные

Бурундук Зайцеобразные

Пищуха Грызуны

Кашалот Парнокопытные

4 задание. Как называется это животное? Чем отличается оно от других? (3 балла)

5 задание. Загадка с подсказкой « Это редкое животное с длинным и жестким мехом, красивой, оригинальной окраски. Если в морозную погоду дышать на его шкуру, его волосы остаются сухими. У него слава пакостного и вороватого зверька- он частенько грабит запасы охотников и геологов. Внешне похож на лохматого медвежонка. (росомаха) 2балла

А О Х М Р О С А

6 задание. Конкурс капитанов. Вопрос «Что произойдет с китом, если он окажется выброшенным на мель?» (Кит будет раздавлен тяжестью собственного тела). 2 балла

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7 задание . «Найди лишнее» (2 балла)

Кашалот, белуха, нарвал, ремнезуб, сивуч. (Сивуч- семейство ушастые тюлени) Какое еще у него есть название? (морской лев)

8 задание. Зоошутка По рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное. (10 баллов) (Голова- оленя; шея- жирафа;, тело- тигра; ноги- лани; хвост- лошади)

Подведение итогов

Подсчитываются баллы и определяется победитель. Выставляются оценки.

Рефлексия Сегодня урок легкий или трудный

интересный или скучный

полезный или ненужный

Я ученик старательный или ленивый

внимательный или невнимательный

урок усвоил или не усвоил.

Спасибо за урок!

Тема урока «Млекопитающие»
Цели урока: ·
ознакомление учащихся с новой классификацией животных и их групповыми признаками; ·
расширение кругозора учащихся; ·
формирование коммуникативных действий. Тип урока: урок изучения нового. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, чучело бобра.
Орг. момент Душу и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи. Многое сможешь узнать ты тогда И не забудешь, поверь, никогда!
Акт. знаний - Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать со слов немецкого философа и социолога Марса Шелера «Изучайте животных, и вы поймёте, как это трудно быть человеком» - Как вы понимаете это высказывание? - Перед вами представлены картинки разнообразных животных. Классифицируйте их. (дети на компьютере с помощью инструмента «фломастер») - Давайте сравним с эталоном. Правильно ли ребята справились с заданием. - Что заметили? (картинка лишняя) - Кто изображен на оставшейся картинке? (нерпа) - К какому классу это животное относится?
Постановка проблемы. Открытие нового - Откуда можно взять информацию о животных? (из энциклопедий) - Прочитайте внимательно статью о нерпе, взятой из свободной энциклопедии Википедии. - Что нового узнали? - Так к какому же классу относится нерпа? (к классу млекопитающих) - Кто может сформулировать тему урока? - Какое другое название имеет этот класс? (звери)
Сообщение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения, средой обитания и способами размножения млекопитающих. Узнаем, почему они такие разные. - Поможет нам в этом материал учебника на странице 110. Каждая группа будет работать со своей частью параграфа. Прочитайте и выберете ключевые фразы. 1 группа – Воспитание детей обходится дорого.
2 группа – Млекопитающие – животные теплокровные. - чучело бобра - - Ребята, все звери покрыты густой шерстью? С чем связано её наличие или отсутствие? (среда обитания) У некоторых млекопитающих шерсть сильно редуцирована, т.е. имеет более простое строение. Каких зверей можете назвать? (слон, кит, свинья) Что же в этом случае выполняет роль механической защиты и защиты от потери тепла? (подкожный жир). Ухаживают ли звери за своей кожей? (избавляются от мёртвых тканей, которые находятся на поверхности кожи)
3 группа – Разная пища – разные зубы. - чучело бобра - Пресмыкающиеся не имели твердого нёба, разделяющего носовую ротовую полость. Следовательно, они не могли жевать, т.к. этот процесс затруднял бы дыхание. У зверей появилось твёрдое нёбо, а потом и дифференцированные зубы, выполняющие различные задачи при жевании пищи. Появление функции жевания позволило млекопитающим питаться разнообразной добычей, часто превышающей хищника по размерам. -
Как вы думаете, ухаживают ли звери за своими зубами? (от пищевого налёта на зубах звери избавляются, сгрызая стебля растений)

4 группа – Совершенные органы чувств и сложное поведение. - чучело бобра - Органы чувств млекопитающих хорошо развиты, помогают зверям находить добычу или пищу, ориентироваться, узнавать друг друга, определять опасность. Главное отличие млекопитающих од других животных – это наружные ушные раковины. Млекопитающие более подвижны. Мы смогли в этом убедиться, решая задачи на уроке математике. Т.к. у млекопитающих хорошо развит мозг с органами чувств, мы можем сделать вывод, что млекопитающие самые сложные и высокоорганизованные животные на Земле.
- Обладает ли еще кто-нибудь этими характеристиками? (человек) Назовите признаки, которые свойственны только человеку.
Итог урока - Давайте опять вернемся к высказыванию Макса Шелера. Кто может что-нибудь добавить к сказанному ранее? (Человек – это часть природы, самое разумное млекопитающее и от человека зависит будущее нашей планеты)
Домашнее задание Подготовить сообщение о понравившемся вам млекопитающем.

Конспект открытого урока

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

    образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных этого класса.

    развивающие: развивать интерес и познавательную активность учащихся, умение анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление

    воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах; формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанные задания для конкурсов; альбомные листы и карандаши; секундомер.

Используемые технологии: игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Повторение и обобщение изученного материала.

Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека. Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их. При изучении представителей каждого класса, мы говорили об их характерных особенностях.

Какими же характерными особенностями обладают млекопитающие, и что их отличает от других классов царства животных? - Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых животных? - Почему млекопитающие являются одной из самых многочисленных групп животных на территории земного шара?

Ребята, а теперь давайте представим на минуту, что произойдёт, если все млекопитающие на земном шаре исчезнут. (Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, в процессе обсуждения выясняем значение млекопитающих в природе и для человека) - А может такое произойти в действительности? - Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? - Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу? (учащиеся называют известных им животных)

А сейчас я предлагаю вам познакомимся с млекопитающими, занесёнными в Красную книгу, которые встречаются на территории Самарской области. В этом нам помогут ребята, которые подготовились заранее. При просмотре презентации выполните задание - составьте в тетради таблицу:

Название животного, занесённого в Красную книгу

Внешнее строение, образ жизни

Место обитания

(Просмотр презентации, который сопровождается комментарием учащихся её подготовивших)





После просмотра презентации учащимся, которые её подготовили, выставляются оценки, выставляются оценки и за устные ответы учащихся на вопросы, всё сопровождается комментарием.

Ребята, следующая часть урока будет не совсем обычной, я предлагаю вам поиграть. Условия игры: в игре принимают участие три команды по рядам парт, каждый конкурс оценивается сразу, за каждый правильный ответ 1балл, счёт отображается на доске, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Разминка”

Все вопросы обсуждаются одну минуту

Вопросы:

1) Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно

дышала, высунув язык. Что с ней случилось? (На теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей)

2) Какое значение для животных имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей? (Волосяной покров защищает млекопитающих от ушиба и холода, у китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров)

3) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Назовите представителей отряда и поясните, почему все 3 названия верны? (Представители: утконос, ехидна. Однопроходные, потому что имеют клоаку. Первозвери, т.к. примитивные. Яйцекладущие, т.к размножаются откладыванием яиц)

4) Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти звери? (Кабан – нежвачное парнокопытное, питается разнообразной пищей. Лось – жвачное парнокопытное, питается исключительно растительной пищей)

5) В названии каких двух отрядов есть слово «первые». И почему они первые? (Первозвери – первые примитивные, приматы – первые высокоорганизованные)

6) Местные жители Алтая утверждают, что животное сочетает в себе качества различных домашних животных; как корова дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает как свинья. О ком идет речь? (Як, из отряда парнокопытных)

Угадай загадку! Определи отряд млекопитающих”

Задания озвучиваются учителем. Вопрос для 1 команды:

Это рыба – людоед, не просись к ней на обед! (Акула, Китообразные)
- Очень много силы в нём, ростом он почти что дом. У него огромный нос, будто нос лет триста рос. (Слон, Хоботные)

Вопрос для 2 команды:

Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит, в эту сумку как в нору деток прячет… (Кенгуру, Сумчатые)
- Страшен гривы этой гнев, царь зверей конечно… (Лев, Хищные)

Вопрос для 3 команды:

Рыжий зверь в лесу живёт, самым хитрым там слывёт. (Лиса, Хищные)
- Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы- уши больше головы? (Заяц, Зайцеобразные)

Выбери правильный ответ”

Задания команды получают в виде карточек. Вопрос для 1 команды: - Когда спят кенгуру? А) утром;
Б) днём;
В) вечером;
Г) ночью. - След какого зверя похож на человеческий? А) медведя;
Б) волка;
В) лося;
Г) кабана.

Вопрос для 2 команды: - Какой из этих медведей сумчатый? А) панда;
Б) гризли;
В) белый;
Г) коала. - Когда лоси сбрасывают свой “головной убор” – рога? А) весной;
Б) летом;
В) осенью;
Г) зимой.

Вопрос для 3 команды: - Назовите единственных животных на Земле, лишённых способности издавать звуки? (рыбы не в счёт) А) жирафы;
Б) слоны;
В) олени;
Г) верблюды. - Мех какого животного причислен к геральдическим знакам? А) горностай;
Б) куница;
В) бобр;
Г) соболь.

Игра – гусеница”

Раздаются заранее подготовленные карточки с заданием. Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначают название животных. Необходимо их найти и выписать.(1 балл за каждое слово)

СЕКАЛЯБЕЛЗИОЛВСТСЬЛКАИА (кит, лось, белка, лев, заяц, лиса.)

По очереди каждая команда отвечает на вопрос, который диктует учитель, если команда не знает ответа, то право ответить предоставляется другой команде, первой, поднявшей руку. (одна минута равна трем вопросам по 20 секунд на каждый)

1. Сумчатое яйцекладущее (Ехидна)

2. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детенышей молоком)

3. Другое название беззубых китов. (Усатые)

4. Кто относится к отряду мозоленогих. (Верблюды, ламы)

5. Перечислите человекообразных обезьян. (Горилла, гиббон, орангутанг, шимпанзе)

6. Домашнее зайцеобразное. (Кролик)

7. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не

уменьшаются.(Они постоянно растут)

8. Бактерицидное вещество, входящее в состав слюны собаки и заживляющее раны.(Лизоцим)

9. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны)

10. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая)

11. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит)

12. Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе. (Лошадь Пржевальского (Ученый Н. М. Пржевальский))

13. Как иначе называют бегемота. (Гиппопотам)

14. Сколько шейных позвонков у жирафа. (Семь)

15. Самый высокоорганизованный отряд. (Приматы)

16. Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. (Ультразвук)

17. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры)

18. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса)

19. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация)

20. У кого длиннее кишечник: у овцы или собаки. (У овец)

21. Какой палец наиболее развит у лошадей. (Средний, третий)

Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы многое успели: серьёзно поработать, повторить и обобщить знания о классе млекопитающие, узнать что-то новое о животных Красной книги и даже поиграть. Сейчас пришло время выставления оценок. Согласно счёту (который на доске) члены команды занявшей 1 место – получают “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Домашнее задание

Творческого характера: подготовить кроссворд на тему «Млекопитающие»