Новиков Александр Александрович – маршал авиации, военачальник, профессор, член коммунистической партии. Главный маршал авиации А

Алекса́ндр Алекса́ндрович Но́виков (19 ноября , дер. Крюково Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) - 3 декабря , Москва) - советский военачальник , командующий Военно-Воздушными Силами РККА (1942-1946). Главный маршал авиации (21 февраля ). Дважды Герой Советского Союза ( , ).

Начало службы

Великая Отечественная война

Арест и заключение

Реабилитирован при участии А. А. Чепцова и восстановлен в звании в 1953 году .

После освобождения

  • .
Предшественник:
Жигарев, Павел Фёдорович
Главнокомандующие ВВС СССР и России

-
Преемник:
Вершинин, Константин Андреевич

Отрывок, характеризующий Новиков, Александр Александрович (маршал)

Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.
– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.

65 лет назад в апреле 1946 года был арестован главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР главный маршал авиации Александр Новиков. Через месяц его и группу авиаторов приговорили к разным срокам заключения. Длительное время среди историков была в ходу версия о том, что «свинью» Новикову подложил Василий Сталин, якобы отомстив за то, что главный маршал авиации противился при подписании представления о присвоении сыну вождя генеральского звания. Так ли это на самом деле? Корреспондент «СП» ознакомился с некоторыми судебными и следственными документами по «делу авиаторов». Вот что прояснилось.

Миф о злом мальчике Васе

Для начала подробнее расскажу о кочующей по страницам прессы мифической версии про сына генералиссимуса. Якобы незадолго до нового 1946 года главкому ВВС главному маршалу авиации Новикову принесли на подпись представление к генеральскому званию на гвардии полковника Василия Сталина. Маршал бумагу не подписал. А под Новый год ему позвонил сам Хозяин (так называли Сталина в кругах советской элиты) и напрямик спросил, как он смотрит, чтобы Василию Сталину присвоить звание генерала. Александр Александрович стал объяснять, что, дескать, Василий Иосифович слишком молод, ему не хватает образования, надо бы подучиться, окончить Военно-воздушную академию. Сталин выслушал его доводы молча и закончил разговор категорично: «Представление к званию писать не надо. Подавайте общим списком…»

Якобы разговору с Верховным предшествовал звонок шефа сталинской охраны генерала Власика начальнику штаба ВВС маршалу авиации Фёдору Фалалееву: «Срочно представляйте Василия Сталина к лампасам. Он помирился с отцом». — «Для генеральского звания нужны заслуги», — возразил Фалалеев.

Новиков после объяснения со Сталиным якобы позвонил Жукову в Германию: «Что делать, Георгий Константинович?» Полководец в сердцах выругался, но тут же в доходчивых выражениях разъяснил Новикову, что распоряжения Хозяина не оспариваются. И уже 1 марта 1946 года постановлением Совета Народных Комиссаров Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, хотя ему ещё не исполнилось и 25 лет. А спустя буквально три дня главком ВВС Новиков от занимаемой должности был отстранён. Причиной было якобы то, что Василий Сталин «накапал» отцу на Новикова: мол, тот принимал от промышленности в годы войны неготовую технику.

В этой версии лично меня очень смущает то, что вождь якобы просил за сына. Разве это похоже на Сталина, который не удосужился спасти жизнь другого сына — Якова, попавшего в плен, заявив: «Я солдата на маршала не меняю»?

Скорее всего версия о мести Василия Сталина это миф.

Сам Василий Сталин писал по этому поводу впоследствии так: «Мне неизвестно, какие обвинения были предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, так как я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест А. Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС».

Что же было на самом деле?

«Дело авиаторов»

В феврале 1946 года начальник главного управления контрразведки СМЕРШ генерал-полковник Абакумов попросил у Сталина санкцию на арест главкома ВВС Новикова, наркома авиационной промышленности Шахурина, главного инженера ВВС Репина, члена военного совета ВВС Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Селезнева и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП (б) Будникова и Григорьяна. Мотивировалось это тем, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали «сырую» продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. В результате с ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок матчасти.

Сталин к докладу Абакумова отнесся скептически. Он понимал, что война требовала массированных поставок техники на фронт и если бы руководители авиапрома и ВВС посмели «тянуть волынку», проводя все испытания и приемку машин исключительно по букве инструкций, то были бы расстреляны еще в 1942 году. А поскольку наша авиация сломала хребет «Люфтваффе», значит, большинство самолетов, поступивших в Красную Армию, были все-таки достаточно высокого качества. Поэтому Сталин потребовал от Абакумова перепроверить данные: нет ли натяжек, не желают ли выслужиться на громком деле некоторые работники СМЕРШ?

Вскоре Абакумов предоставил более точные материалы. Например, по истребителю «Як-9у». После заводских испытаний опытного образца Шахурин ввел правительство в заблуждение, доложив, что самолет отработан. Но когда его запустили в серию, оказалось, что истребитель не набирает скорости, необходимой для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках.

В 1944 году Шиманов и Селезнев выезжали на завод, где представитель военной приемки забраковал около сотни самолетов «Як-9у». С ведома Новикова они распорядились продолжать выпуск «сырой» машины. В результате в части поступило около 4000 этих самолетов и более половины из них — с конструктивными недоделками. Будников и Григорьян знали о ситуации с «Як-9у», но не проинформировали об этом ЦК ВКП (б).

Аналогичное «покрывательство недостатков» люди Абакумова выявили и в отношении истребителя «Як-3». У 40 процентов этих самолетов, поступивших в ВВС, произошли аварии из-за задиров верхней обшивки крыла на больших скоростях. На самолетах «Ил-2», поступивших в ВВС в 1942—1943 годах, была также обнаружена непрочность обшивки крыльев. Кроме того, из-за нарушения технологии производства «давали слабину» стыковые узлы. Были случаи, когда у «Ил-2» в воздухе отваливались крылья и происходили катастрофы, сопровождавшиеся гибелью летчиков.

Ознакомившись с этими и другими материалами, Сталин санкционировал арест всех семерых «злоумышленников» и передачу дела в военную коллегию Верховного суда СССР.

Мягкий приговор

Вскоре «признательные показания» авиаторов легли на стол Сталина. Судя по всему, он в них не поверил. К тому же Новиков с 1942 года считался его любимцем — не зря он стал самым молодым маршалом в Красной Армии. Сталин потребовал от председателя военной коллегии Верховного суда Ульриха, чтобы наказание подсудимым было определено минимальное, — «учитывая их заслуги в войне».

10 и 11 мая 1946 года военная коллегия в закрытом судебном заседании рассмотрела дело по обвинению Шахурина, Репина, Селезнева, Новикова, Шиманова, Будникова, Григорьяна. Подсудимые, как водится, свою вину признали полностью или с некоторыми оговорками. Вот выдержки из выступлений в суде.

Шахурин: «Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного комитета обороны, и в этом самое мое тяжкое преступление».

Репин: «Фронт требовал самолетов, а дефекты устранялись на месте».

Шиманов: «Вместо того, чтобы доложить народному комиссару, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах. Новиков и Репин преследовали лиц, которые сигнализировали о том, что в армию поступают негодные самолеты. Так, например, пострадал полковник Кац».

Селезнев: «Масса моторов выходила из строя. Беру на себя вину, что военпреды сдавали в части формально „годные“, а на самом деле дефектные самолеты».

Григорьян: «Будучи заведующим отделом ЦК ВКП (б) по авиационному моторостроению, я знал, что бывший нарком авиационной промышленности Шахурин в погоне за количественными показателями выполнял планы выпуска авиационной техники, не обеспечивая ее надлежащего качества: Я виноват в том, что зная, что Шахурин выпускал и поставлял на вооружение ВВС бракованные самолеты и моторы, не принимал мер к пресечению этой деятельности».

Новиков: «Командовал ВВС с апреля 1942 года по март 1946 года. Порочная система приемки самолетов существовала до меня. На фронтах ощущался недостаток в самолетах, и это обстоятельство меня вынудило не реагировать на различного рода дефекты. К тому же я не инженер, в силу чего ряд технических вопросов я просто недоучитывал».

Кстати, ранее в письме к И. Сталину Новиков писал: «Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов, выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не делал, скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше, чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе. Все это происходило потому, что я сам попал в болото преступлений, связанных с приемом на вооружение ВВС бракованной авиационной техники».

Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Шахурина к семи годам, Репина к шести, Новикова к пяти, Шиманова к четырем, Селезнева к шести, Будникова и Григорьяна — к двум годам тюремного заключения.

Был наложен арест на имущество, принадлежащее осужденным. Гражданский иск к ним был определен в сумме более 500 тысяч рублей. По ходатайству военной коллегии президиум Верховного совета СССР 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева воинских званий. Осужденные были лишены правительственных наград.

В связи с «делом авиаторов» был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП (б) Маленков и, оставаясь формально заместителем председателя Совета Министров СССР, направлен Сталиным в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП (б) стал Жданов.

Реабилитация

После смерти Сталина и ареста Абакумова военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела «дело авиаторов» и отменила приговор «за отсутствием состава преступления». Из материалов уголовного дела юристы сделали теперь противоположный вывод — обвиняемые свои служебные обязанности выполняли добросовестно, а производственные дефекты в обстановке спешки, ажиотажа, отсутствия необходимых технологических условий были неизбежны и не могут быть поставлены в вину руководителям авиапрома и ВВС.

Все семеро осужденных в 1953 году были освобождены из ГУЛага. Им возвратили награды и воинские звания. С должностями оказалось посложней — они уже были, естественно, заняты другими. Поэтому многих назначили с понижением: маршала Новикова, например, командующим дальней авиацией, а Шахурина — заместителем наркома авиапрома СССР.

65 лет назад в апреле 1946 года был арестован главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР главный маршал авиации Александр Новиков. Через месяц его и группу авиаторов приговорили к разным срокам заключения. Длительное время среди историков была в ходу версия о том, что «свинью» Новикову подложил Василий Сталин, якобы отомстив за то, что главный маршал авиации противился при подписании представления о присвоении сыну вождя генеральского звания. Так ли это на самом деле? Корреспондент «СП» ознакомился с некоторыми судебными и следственными документами по «делу авиаторов». Вот что прояснилось.

Миф о злом мальчике Васе

Для начала подробнее расскажу о кочующей по страницам прессы мифической версии про сына генералиссимуса. Якобы незадолго до нового 1946 года главкому ВВС главному маршалу авиации Новикову принесли на подпись представление к генеральскому званию на гвардии полковника Василия Сталина. Маршал бумагу не подписал. А под Новый год ему позвонил сам Хозяин (так называли Сталина в кругах советской элиты) и напрямик спросил, как он смотрит, чтобы Василию Сталину присвоить звание генерала. Александр Александрович стал объяснять, что, дескать, Василий Иосифович слишком молод, ему не хватает образования, надо бы подучиться, окончить Военно-воздушную академию. Сталин выслушал его доводы молча и закончил разговор категорично: «Представление к званию писать не надо. Подавайте общим списком…»

Якобы разговору с Верховным предшествовал звонок шефа сталинской охраны генерала Власика начальнику штаба ВВС маршалу авиации Фёдору Фалалееву: «Срочно представляйте Василия Сталина к лампасам. Он помирился с отцом». — «Для генеральского звания нужны заслуги», - возразил Фалалеев.

Новиков после объяснения со Сталиным якобы позвонил Жукову в Германию: «Что делать, Георгий Константинович?» Полководец в сердцах выругался, но тут же в доходчивых выражениях разъяснил Новикову, что распоряжения Хозяина не оспариваются. И уже 1 марта 1946 года постановлением Совета Народных Комиссаров Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, хотя ему ещё не исполнилось и 25 лет. А спустя буквально три дня главком ВВС Новиков от занимаемой должности был отстранён. Причиной было якобы то, что Василий Сталин «накапал» отцу на Новикова: мол, тот принимал от промышленности в годы войны неготовую технику.

В этой версии лично меня очень смущает то, что вождь якобы просил за сына. Разве это похоже на Сталина, который не удосужился спасти жизнь другого сына - Якова, попавшего в плен, заявив: «Я солдата на маршала не меняю»?

Скорее всего версия о мести Василия Сталина это миф. Сам Василий Сталин писал по этому поводу впоследствии так: «Мне неизвестно, какие обвинения были предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, так как я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест А. Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС».

Что же было на самом деле?

«Дело авиаторов»

В феврале 1946 года начальник главного управления контрразведки СМЕРШ генерал-полковник Абакумов попросил у Сталина санкцию на арест главкома ВВС Новикова, наркома авиационной промышленности Шахурина, главного инженера ВВС Репина, члена военного совета ВВС Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Селезнева и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП(б) Будникова и Григорьяна. Мотивировалось это тем, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали «сырую» продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. В результате с ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок матчасти.

Сталин к докладу Абакумова отнесся скептически. Он понимал, что война требовала массированных поставок техники на фронт и если бы руководители авиапрома и ВВС посмели «тянуть волынку», проводя все испытания и приемку машин исключительно по букве инструкций, то были бы расстреляны еще в 1942 году. А поскольку наша авиация сломала хребет «Люфтваффе», значит, большинство самолетов, поступивших в Красную Армию, были все-таки достаточно высокого качества. Поэтому Сталин потребовал от Абакумова перепроверить данные: нет ли натяжек, не желают ли выслужиться на громком деле некоторые работники СМЕРШ?

Вскоре Абакумов предоставил более точные материалы. Например, по истребителю «Як-9у». После заводских испытаний опытного образца Шахурин ввел правительство в заблуждение, доложив, что самолет отработан. Но когда его запустили в серию, оказалось, что истребитель не набирает скорости, необходимой для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках.

В 1944 году Шиманов и Селезнев выезжали на завод, где представитель военной приемки забраковал около сотни самолетов «Як-9у». С ведома Новикова они распорядились продолжать выпуск «сырой» машины. В результате в части поступило около 4000 этих самолетов и более половины из них — с конструктивными недоделками. Будников и Григорьян знали о ситуации с «Як-9у», но не проинформировали об этом ЦК ВКП(б).

Аналогичное «покрывательство недостатков» люди Абакумова выявили и в отношении истребителя «Як-3». У 40 процентов этих самолетов, поступивших в ВВС, произошли аварии из-за задиров верхней обшивки крыла на больших скоростях. На самолетах «Ил-2», поступивших в ВВС в 1942-1943 годах, была также обнаружена непрочность обшивки крыльев. Кроме того, из-за нарушения технологии производства «давали слабину» стыковые узлы. Были случаи, когда у «Ил-2» в воздухе отваливались крылья и происходили катастрофы, сопровождавшиеся гибелью летчиков.

Ознакомившись с этими и другими материалами, Сталин санкционировал арест всех семерых «злоумышленников» и передачу дела в военную коллегию Верховного суда СССР.

Мягкий приговор

Вскоре «признательные показания» авиаторов легли на стол Сталина. Судя по всему, он в них не поверил. К тому же Новиков с 1942 года считался его любимцем — не зря он стал самым молодым маршалом в Красной Армии. Сталин потребовал от председателя военной коллегии Верховного суда Ульриха, чтобы наказание подсудимым было определено минимальное, — «учитывая их заслуги в войне».

10 и 11 мая 1946 года военная коллегия в закрытом судебном заседании рассмотрела дело по обвинению Шахурина, Репина, Селезнева, Новикова, Шиманова, Будникова, Григорьяна. Подсудимые, как водится, свою вину признали полностью или с некоторыми оговорками. Вот выдержки из выступлений в суде.

Шахурин: «Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного комитета обороны, и в этом самое мое тяжкое преступление».

Репин: «Фронт требовал самолетов, а дефекты устранялись на месте».

Шиманов: «Вместо того, чтобы доложить народному комиссару, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах. Новиков и Репин преследовали лиц, которые сигнализировали о том, что в армию поступают негодные самолеты. Так, например, пострадал полковник Кац».

Селезнев: «Масса моторов выходила из строя. Беру на себя вину, что военпреды сдавали в части формально «годные», а на самом деле дефектные самолеты».

Григорьян: «Будучи заведующим отделом ЦК ВКП(б) по авиационному моторостроению, я знал, что бывший нарком авиационной промышленности Шахурин в погоне за количественными показателями выполнял планы выпуска авиационной техники, не обеспечивая ее надлежащего качества: Я виноват в том, что зная, что Шахурин выпускал и поставлял на вооружение ВВС бракованные самолеты и моторы, не принимал мер к пресечению этой деятельности».

Новиков: «Командовал ВВС с апреля 1942 года по март 1946 года. Порочная система приемки самолетов существовала до меня. На фронтах ощущался недостаток в самолетах, и это обстоятельство меня вынудило не реагировать на различного рода дефекты. К тому же я не инженер, в силу чего ряд технических вопросов я просто недоучитывал».

Кстати, ранее в письме к И.Сталину Новиков писал: «Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов, выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не делал, скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше, чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе. Все это происходило потому, что я сам попал в болото преступлений, связанных с приемом на вооружение ВВС бракованной авиационной техники».

Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Шахурина к семи годам, Репина к шести, Новикова к пяти, Шиманова к четырем, Селезнева к шести, Будникова и Григорьяна — к двум годам тюремного заключения.

Был наложен арест на имущество, принадлежащее осужденным. Гражданский иск к ним был определен в сумме более 500 тысяч рублей. По ходатайству военной коллегии президиум Верховного совета СССР 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева воинских званий. Осужденные были лишены правительственных наград.

В связи с «делом авиаторов» был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП(б) Маленков и, оставаясь формально заместителем председателя Совета Министров СССР, направлен Сталиным в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП(б) стал Жданов.

Реабилитация

После смерти Сталина и ареста Абакумова военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела «дело авиаторов» и отменила приговор «за отсутствием состава преступления». Из материалов уголовного дела юристы сделали теперь противоположный вывод — обвиняемые свои служебные обязанности выполняли добросовестно, а производственные дефекты в обстановке спешки, ажиотажа, отсутствия необходимых технологических условий были неизбежны и не могут быть поставлены в вину руководителям авиапрома и ВВС.

Все семеро осужденных в 1953 году были освобождены из ГУЛага. Им возвратили награды и воинские звания. С должностями оказалось посложней — они уже были, естественно, заняты другими. Поэтому многих назначили с понижением: маршала Новикова, например, командующим дальней авиацией, а Шахурина — заместителем наркома авиапрома СССР.

Новиков Александр Александрович (06.11.1900 — 03.12.1976) родился в дер. Крюково ныне Нерехтского района Костромской области в бедной крестьянской семье. Окончил начальную и второклассную школы, Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию в 1918 г. Работал учителем в Пешевской начальной школе, заведующим внешкольным центром Нерехтского уезда.

В РККА с осени 1919 г. Служил в 27-м Приволжском пехотном полку в г. Нижний Новгород. Окончил Нижегородские пехотные курсы красных командиров в 1920 г. Участвовал в Гражданской войне против финских войск в составе 384-го сп 43-й сд 7-й армии Северного фронта. С июня 1920 г. командующий разведкой 384-го сп 43-й сд. С 10 марта 1921 г. в составе 128-й стрелковой бригады. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа .

Окончил курсы «Выстрел» (1922). С августа 1922 г. преподаватель на XIV командных курсах в г. Батум, помощник командира роты курсов красных командиров в г. Баку. С марта 1922 г. командир роты в Военно-политической школе Отдельной Кавказской армии (г. Тбилиси), с февраля 1923 г. командир батальона. Окончил Военную академию РККА (1930) . С 1930 г. начальник разведки, затем начальник оперативного отдела штаба 11-го стрелкового корпуса в Смоленске.

С 1933 г. в ВВС — начальник штаба 450-й авиабригады. С осени 1935 г. командир 42-й легкобомбардировочной эскадрильи, полковник (28.03.1936). С апреля 1938 г. начальник штаба ВВС Ленинградского ВО. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. — начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта, комдив (1940). С августа 1940 г. командующий ВВС Ленинградского ВО, генерал-майор авиации (04.06.1940).

Первым из военачальников высокого ранга, он по достоинству оценил воздушные тараны, которые совершили ленинградские летчики. Нескольким из них, первым в начавшейся войне, было присвоено звание Героя Советского Союза. Он управлял большой авиагруппой в интересах Северного и Северо-Западных фронтов. 10 июля 1941 г. Новиков стал начальником ВВС Северо-Западного направления. Он убрал все лишние, промежуточные звенья управления, умело организовал боевые действия авиации. Александр Александрович стал одним из разработчиков единого плана боевых действий ленинградской авиации — новой формы управления ВВС.

22 августа Новиков А.А. был назначен командующим ВВС Ленинградского фронта . Под его началом активно внедрялось применение радиолокации и системы управления истребителями по радио с земли. Боевая работа авиации под Ленинградом являлась образцом организованности, правильного использования всех ее родов в тактическом и оперативном масштабах. Некоторое время в осажденном Ленинграде Новиков работал под руководством Жукова Г.К. , и тот его хорошо запомнил.

Когда потребовалось заменить Жигарева, тогдашнего командующего ВВС, то Жуков назвал Сталину фамилию Новикова. С 3 февраля 1942 г. Новиков назначается заместителем командующего ВВС. В этот день он прилетает из Ленинграда в Москву. На 19.00 вызов в Кремль — первая встреча со Сталиным . Тот в его присутствии кроет отборным русским матом двух генералов ВВС. Но в тот день разговор с Верховным так и не состоялся. На другой день Сталин вновь вызвал его, был вежлив, внимательно слушал, смотрел изучающе.

Вскоре Новиков был назначен заместителем наркома обороны СССР по авиации . С апреля 1942 г. и до конца войны командовал ВВС Красной Армии. По его инициативе 5 мая 1942 г. принято решение о создании 1-й воздушной армии, а в ноябре 1942 г. их уже будет 17. Под руководством Новикова 31 мая — 4 июня 1942 г. силами ВВС Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов проведена воздушная операция с целью ослабления авиационной группировки врага.

На Западном фронте 2-15 августа того же года он впервые организует авиационное сопровождение подвижных групп и авиационное наступление. Как представитель Ставки ВГК Новиков координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битве под Сталинградом . Здесь он решает управлять авиацией по радио в масштабе всего фронта. Весь генералитет штаба ВВС сдавал ему и главному инженеру ВВС Репину А.К. экзамен по использованию радиотехнических средств.

Хорошо понимая, какую роль предстоит выполнить авиации в операции по окружению вражеских войск, Новиков докладывает Жукову, что нужна еще хотя бы неделя для подвоза топлива и боеприпасов. Начало операции переносится на неделю. Ставку Новиков делает на штурмовики, а когда кольцо окружения замыкается, организует надежную воздушную блокаду вражеских войск.

В канун Нового, 1943 г. Новиков попросил своих летчиков обратным рейсом привезти с севера елку. Ее украсили, и он лично внес ее в комнату, где уже собралось все фронтовое командование — Рокоссовский, Василевский, Воронов и другие. Восторг был неописуемый.

Тотчас по возвращении в феврале 1943 г. в Москву, едва успев получить новое воинское звание и орден Суворова I степени за № 8, после доклада Сталину о действиях авиации Новиков отбывает на Северо-Западный фронт. Там, южнее Новгорода, в районе Демянска , немцы в течение полутора лет удерживали большой плацдарм. Новиков помогает командующему 6-й ВА генералу Полынину организовать воздушную блокаду. Немецкое командование под угрозой повторения участи армии Паулюса , поспешно отводит свои войска на восточный берег реки Ловать. После этой операции, в марте 1943 г., Новиков стал первым в стране маршалом авиации.

По указанию Верховного 18 апреля 1943 г. на Тамань прибыли представители Ставки ВГК — Жуков Г.К. и Новиков А.А. Свыше двух месяцев продолжались воздушные схватки на Кубани , шло сражение за господство в небе. В решениях маршала авиации почти всегда присутствовали элементы обоснованного риска. В июле 1943 г., на Курской дуге , он применил ночные бомбардировщики Ил-4 для разрушения оборонительных сооружений в дневных условиях. Осенью 1943 г. Новиков координирует действия авиации в операциях Западного фронта по освобождению Смоленской области. Примечательно, что следующую награду он получит лишь через год.

В феврале 1944 г. немецкие войска оказались окруженными в районе Корсунь-Шевченковского . По приказу Новикова в воздух были подняты штурмовики Ил-2 — всего 91 самолет с 200-250 кумулятивными бомбами каждый. К утру 17 февраля гитлеровский танковый таран был разбит, котел ликвидирован. Через четыре дня по личному указанию Сталина Новикову, первому в Советском Союзе, было присвоено звание Главного маршала авиации.

В том же 1944 г. после успешной операции 1-го Украинского фронта по освобождению Правобережной Украины Новиков был награжден вторым орденом Суворова I степени; после летних операций Ленинградского фронта по освобождению Карельского перешейка и Выборга — орденом Кутузова I степени; после проведения операции «Багратион» по освобождению Белоруссии — третьим орденом Суворова I степени.

В ходе Кенигсбергской операции Новиков лично координировал действия пяти воздушных армий. Стремясь максимально усилить удары с воздуха, Главный маршал авиации решил поднять в воздух тяжелые бомбардировщики 18-й ВА дальнего действия всем составом днем. 7 апреля 1945 г. в 13.10 516 боевых самолетов дальней авиации поднялись в небо. Всего же в операции участвовало 2500 боевых самолетов. 9 апреля гарнизон крепости капитулировал. В апреле 1945 г. Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза. В сентябре того же года за умелое руководство авиацией в советско-японской войне он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Нельзя не затронуть роли сына Сталина Василия в судьбе маршала. Елизавета Федоровна, вторая жена Новикова, подружилась во время войны с женой Василия Сталина, Галиной. Поэтому Василий неоднократно бывал в доме маршала. Новикову докладывали о том, что Василий нарушает дисциплину, устраивает пьянки-гулянки: «Сопляк! В такое время! На фронтах гибнут лучшие летчики! А этот обормот…»

Новиков никогда и никому не позволял разгильдяйства. Он решительно потребовал от Василия неукоснительного соблюдения дисциплины. Из трех машин (одна из них была арестованного в начале войны генерала С. Черных) он оставил у Василия одну. Последний же, пользуясь каждым удобным случаем, докладывал отцу. Шел вызов на ковер, шла проверка изложенных Василием «фактов». Когда сын вождя Василий, будучи командиром 32-го гиап, по глупости во время рыбалки получил ранение, а его подчиненный погиб, Новиков добился его отстранения от командования. Он лично зачитал приказ И. Сталина о снятии Василия перед строем летчиков полка.

Во время Потсдамской конференции Василий, чтобы помириться с отцом, написал письмо, в котором жаловался, что наши самолеты очень плохие, летчики на них бьются, а вот американские самолеты — это настоящие . Вскоре состоялась и их первая встреча после 1943 г. В канун Нового года, несмотря на возражения Новикова, Сталин прямо намекает, чтобы Василию было присвоено генеральское звание.

После возвращения с Дальнего Востока Новиков с присущей ему энергией, начинает подготовку к послевоенному развитию авиации. 16 января 1946 г. представляет Сталину «Служебную записку» по этому вопросу. Его предложения были приняты. 22 марта 1946 г. вышло постановление Совета Министров о перевооружении ВВС, истребительной авиации ПВО и авиации ВМС на современные самолеты отечественного производства. 2 марта 1946 г. Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, а 4 марта командующий ВВС отстранен от своей должности без всяких оснований.

Вскоре были арестованы нарком авиационной промышленности Шахурин А.И. и его сотрудники. В ночь на 23 апреля 1946 г. был арестован и Главный маршал авиации Новиков А.А. Особых доказательств вины не требовалось. «Вопрос о состоянии ВВС был только ширмой, — напишет потом Новиков, — нужен был компрометирующий материал на Жукова. Допрос шел с 22 по 30 апреля ежедневно. Потом с 4 по 8 мая был у Абакумова В.С. не менее семи раз, как днем, так и ночью. Методы допроса Абакумова: оскорбления, провокации, угрозы, доведение человека до полного изнеможения морально и физически…»

Из показаний, составленных следователями и которые измотанный допросами, бессонницей, после угроз расстрела и расправы с семьей Новиков А.А., в конце концов, подписал, следовало, что Жуков Г.К. якобы возглавляет военный заговор. Отмечалось, что Жуков считал Сталина совершенно некомпетентным человеком в военном деле, что он «как был, так и остался «штафиркой». В «показаниях» далее указывалось, что при посещении войск Жуков якобы располагался вдали от фронтов.

В июне 1946 г. Жукова, командовавшего в то время сухопутными войсками, вызвали на заседание Высшего военного совета, где и были зачитаны «показания» Новикова. Но военачальники в целом не поддержали Сталина, Берию и Кагановича. Особенно резко выступил маршал бронетанковых войск Рыбалко П.С. Он прямо заявил, что давно настала пора перестать доверять «показаниям, вытянутым насилием в тюрьмах». В своем выступлении Жуков доказывал, что он ни к какому заговору не причастен. Обращаясь к Сталину, он сказал: «Очень прошу вас разобраться в том, при каких обстоятельствах были получены показания от Новикова. Я хорошо знаю этого человека, мне приходилось с ним работать в суровых условиях войны, а потому глубоко убежден в том, что кто-то его принудил написать неправду».

По приговору Военной коллегии Верховного Суда 10-11 мая 1946 г. «Шахурин, Новиков, Репин… (всего семь человек) были признаны виновными и осуждены за то, что они в период с 1942-го по 1946 г., действуя по преступному сговору между собой, выпускали и протаскивали на вооружение Военно-воздушных сил Советской Армии самолеты и авиационные моторы с браком или с серьезными конструктивными и производственными недоделками, в результате чего в строевых частях ВВС происходило большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а на аэродромах в ожидании ремонта скапливались крупные партии самолетов часть из которых приходила в негодность и подлежала списанию…»

Все арестованные по так называемому «авиационному делу» были осуждены по статье 193-17 п. «а» УК РСФСР — «за злоупотребление властью, халатное отношение к службе». Старые заслуги не в счет. Указом Президиума Верховного Совета Новиков был лишен воинского звания, звания дважды Героя, орденов и медалей. По приговору суда Новиков был осужден на пять лет, но провел в следственной тюрьме на Лубянке без малого шесть лет строгой изоляции. Лишь в феврале 1952 г. он был выпущен на свободу.

В чем же конкретно обвинили Главного маршала? Крестьянская бережливость осталась с ним до конца жизни. И в делах авиационных при принятии решений он всегда руководствовался интересами дела, за что и поплатился. Так весной 1943 г. в период воздушных сражений в небе Кубани, когда на некоторых самолетах Як-1 была обнаружена течь в бензобаках, он не приостановил поступление в войска этого самолета, так как армии они были нужны. Дефект был устранен на месте. В июне 1944 г. он не исключил дивизию бомбардировщиков Ту-2 с боевой работы для доведения и устранения обнаруженных дефектов. Их устранили в порядке доводки.

Роскошество, бестолковые расходы, помпезность всегда его раздражали. Он и воздушные парады всегда за это честил: «Сколько горючего сожгли для показухи!» Дочь, вспоминая о приезде отца в Кострому, где они находились в эвакуации, запомнила, как отец буквально носился из комнаты в комнату, выключая свет: «Почему не экономите?»

Настоящую нужду семье пришлось испытать после конфискации всего имущества. Впрочем, по приговору суда имущество конфискации не подлежало, и часть отобранного им вернули. Никто из бывших сослуживцев отца семье в эти годы не помог. Когда Новикова освободили, к нему, тогда еще не реабилитированному, пришли только двое: Руденко С.И. (в то время командующий Дальней авиацией) и маршал авиации Астахов Ф.А., начальник ГВФ. Когда Сталин умер, Новиков сказал дочери Светлане раздумчиво: «А кто придет на смену? Сталин — не одиночка. Это система».

В мае 1953 г. благодаря вмешательству Л. Берии, который преследовал свои карьерные цели, Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила свой приговор и прекратила уголовные дела «за отсутствием состава преступления», в том числе в отношении Шахурина и Новикова. Судимость с них была снята. Берии было выгодно амнистировать вместе с уголовниками и военачальников, так как с августа 1945 г. прямого отношения к деятельности органов госбезопасности он не имел.

2 июня того же года вышло постановление Президиума ЦК КПСС о полной реабилитации. 29 июня Главный маршал авиации был назначен командующим Дальней авиацией. И началось: Сольцы, Тарту, Барановичи, Бобруйск, Зябровка, Быхов, Сеща, Прилуки. Новиков участвует в сентябре 1954 г. в крупном войсковом учении с реальным взрывом атомной бомбы.

Наладилась и личная жизнь — он снова женился, родилась еще одна дочь. Однако счастье было недолгим. На февральском совещании 1955 г. в ЦК на заявление Хрущева Н.С. , что стратегическая авиация — «это уже вчерашний день», Новиков встал и сказал:
— Какими бы боевыми возможностями ни обладали ракеты, они не заменят собой самолеты.

В марте того же года Новикова освободили от должности «по причине технической отсталости». Весной 1955 г. он тяжело заболел, последовал инфаркт, сложная хирургическая операция. Полгода в больнице. 7 января 1956 г. Главный маршал был уволен в запас по болезни с правом ношения военной формы одежды.

По предложению руководства ГВФ он возглавил вновь создаваемое Ленинградское высшее авиационное училище ГВФ и одну из ведущих кафедр «Летная эксплуатация», стал профессором. За заслуги в подготовке специалистов и вклад в развитие науки он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Более десяти лет Новиков проработал в Ленинграде.

В 1966 г. Новиков перенес тяжелый инсульт и отошел от дел. Будучи больным, до последних дней жизни продолжал трудиться над книгой о подвигах ленинградских летчиков в годы войны. Его третья жена, Тамара Потаповна Новикова, заботливо ухаживала за ним, делала все возможное, чтобы продлить ему жизнь. Она проходила службу в Главном штабе ВВС и являлась, по сути, последней живительной нитью, связывающей его с главным делом всей его жизни — с военной авиацией, как он сам потом напишет «сложной, трудной, любимой».

В апреле 1993 г. Военная прокуратура РФ направила в комиссию Верховного Совета РФ представление о признании всех семерых лиц, проходивших по «авиационному делу» незаконно репрессированными по политическим мотивам. 24 мая 1993 г. комиссия признала факт политической репрессии. Дочь Светлана успела сделать рукописную копию с этого документа, но в октябре 1993 г. после расстрела здания Верховного Совета все документы комиссии сгорели.

В конце 90-х вновь по обращению жены Новикова Комиссией жертв политических репрессий были изучены архивные материалы «авиационного дела» 1946 г. Комиссия также пришла к выводу, что дело сфабриковано и носит не уголовный, а политический характер. Главная Военная прокуратура согласилась с рекомендациями комиссии о реабилитации А. Новикова, как подвергшегося политическим репрессиям.

Военная коллегия Верховного Суда Российской федерации в ноябре 2000 года накануне 100-летия со дня рождения полностью реабилитировала Главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Новикова А.А.

По материалам книги В. Конев «Герои без Золотых Звёзд прокляты и забыты», М., «Яуза», «Эксмо», 2008 г., с. 122 – 139.